Патриарх Кирилл: «права человека» — это ересь, революция против Бога

Настоящую бурю в социальных сетях вызвало высказывание патриарха Кирилла по поводу защиты Церкви от «ереси человекопоклонничества». Патриарх назвал опасным то, что «многие христиане приняли и поставили права человека выше, чем слово Божие», что и подняло шквал спекуляций на эту тему. Однако патриарх обозначил реальную угрозу, с которой сталкивается человечество.

В конце первой недели Великого поста, после литургии в главном храме страны патриарх Кирилл обратился к собравшимся – отмечался праздник Торжества православия и сорокалетие архиерейской хиротонии предстоятеля РПЦ.

Центральной темой слова патриарха стали рассуждения о защите православия – он вспоминал и свою жизнь, и историю Церкви. Говоря о сегодняшнем дне, патриарх подробно остановился на том, что он назвал «очень опасным явлением в философской, политической и духовной жизни», грозящим разрушением Церкви. Это не просто дехристианизация современного мира, но человекопоклонничество, то есть постановка прав человека выше слова Божия.

«В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим – на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон.

Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности».

Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом – разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого – Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников».

Понятно, что сама идея «человек – мерило всех вещей» уже несколько веков пронизывает весь путь западной цивилизации, что и привело к ее дехристианизации, но сейчас речь идет уже о том, что подобные взгляды принимают многие христиане. Именно поэтому патриарх и назвал человекопоклонство ересью, призвав к борьбе с ним – а в ответ получил от светской либеральной прессы обвинение в гонениях на права человека: «Патриарх назвал права человека ересью». О чем же говорил предстоятель РПЦ?

«Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация».

Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества – нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто – мы должны защищать Православие…»

Опасны не права человека как таковые, а то, как их трактует современный дехристианизированный мир, и то, что уже даже часть христиан ставит «права человека» выше заповедей.

Понятно, что если «Бог умер», то человек сам определяет, что хорошо, а что плохо. Нравственный закон внутри нас, конечно, есть, но если это не искра Божия и мы сами можем определять его критерии и содержание, если «весь мир у наших ног», то неизбежно приходят к мысли, что для нового человека нужна «новая мораль» и новые «правила игры». Западный христианский мир далеко продвинулся в построении человекоцентричной цивилизации, а Россия действительно встала на этот путь позднее Запада и пошла своим, коммунистическим путем. Но коммунизм был таким же следствием «гуманистической революции» нового времени, как и либерализм. Более того, коммунистическая идея логично вытекала из развития либерального, человекоцентричного мировоззрения.

Христианство уничтожалось с двух сторон – поборниками прав человека как справа, со стороны «индивидуума как главного смысла человеческой цивилизации», так и слева, со стороны «прав человеческого коллектива как высшей ценности». И все-таки христианство сохранилось, но на Западе оно смирилось с тем, что «права человека – это святое», находящееся в центре внимания общества и государства, а вера в Бога – личное, «интимное» дело каждого. Католики еще сопротивляются этому, но и их принуждают поклониться новому идолу. При этом окончательная победа человекопоклоннической цивилизации открывает путь к дегуманизации и расчеловечиванию – то есть к тому, против чего якобы и направлена «борьба за права».

Понятно, какие права есть у человека, который помнит о том, что он образ и подобие Божие – и у него они естественным образом неразрывно сочетаются с обязанностями. А какие неотчуждаемые, постоянные права могут быть у индивидуума, которому с рождения объясняют, что все относительно, что нет абсолюта и истины, что он сам будет определять, что считать добром и злом, даже сам выберет свой пол? Им легко манипулировать, его список прав можно редактировать…

Отринув Бога, человек остался один на один со своими демонами – и к чему приводит этот путь, мы видим на примере глобализации. То есть плавильного котла, в котором хотят уничтожить не только религиозные и национальные, но и половые различия. Создается человек будущего – универсальный потребитель, живущий в виртуальном мире своих желаний и удовольствий.

Его правам уделяется огромное внимание, его эгоизму и самомнению всячески потакают, под него подстраивают все законы, нормы и саму мораль – но кто этот «человек с правами»? Он никто – то есть у него нет ни семейной, ни религиозной, ни расовой идентификации. Он сверхчеловек – и тот же трансгуманизм с придыханием обещает новые горизонты сознания, продление жизни и даже ее новые формы. Но этот «сверхчеловек» уже не является человеком в нормальном смысле слова – это новый вид, точнее, даже новые виды.

Произойдет разделение людей на продвинутых, генетически улучшенных – и обычных, немодифицированных. И права у них будут разные – ведь нельзя же сравнивать живущего двести лет и семьдесят, избранного и обычного? Тогда и выяснится, что под лозунгами борьбы за права человека создавалась в буквальном смысле слова античеловеческая цивилизация.

Эта перспектива кажется отдаленной и негарантированной? Но мы видим, какой огромный техногенный путь проделало человечество с тех пор, как западное христианство подцепило вирус «человекопоклонничества», и видим, как это движение ускоряется на наших глазах. До разделения людей на «биологические сорта» остались считанные десятки лет, миг на часах истории – если всё человечество и дальше будет позволять осуществляться постгуманистическому проекту глобализации. У каждой из человеческих цивилизаций есть свой путь сопротивления, и Россия уже не первый раз выступает как сила, удерживающая мир от сползания в бездну.

Рукопожатная общественность резко заинтересовалась воскресной проповедью Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя в день Торжества Православия. К сожалению, речь не идет о чудесном воцерковлении наших либеральных масс. Напротив, слова Патриарха о ереси человекопоклонничества, вырванные из общего контекста, стали причиной очередного массированного антиправославного вброса под общим лозунгом, который задал телеканал "Дождь": "Патриарх Кирилл назвал права человека "глобальной ересью" . Хотя, конечно же, ничего подобного не происходило.

НЕРУКОПОЖАТНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Церковь всегда последовательно отстаивала необходимость рассматривать все аспекты соблюдения прав человека лишь в неразрывной связи с нравственными нормами, закрепленными в христианстве и других традиционных религиях, а также недопустимость введения в сферу прав человека норм, противоречащих евангельской и естественной морали и прямо или косвенно оправдывающих различные пороки. Эта практика была утверждена в специальном документе под названием "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" , принятом на Архиерейском соборе еще в 2008 году. Но до сегодняшнего дня вопросов к нему не возникало. Может быть, Патриарх сказал что-то новое, что доселе не звучало от лица Русской Церкви?

Итак, что же сказал Патриарх в своем первосвятительском слове в праздник Торжества Православия? Из какого контекста были вырваны слова о "правах человека"?

Саму речь Патриарха Кирилла можно расценивать как важнейшее программное выступление для всех православных христиан. На это указывают его слова, с которых и началась проповедь: "Ереси атакуют Церковь, при этом мысли и заблуждения людей наполняются огромной разрушительной энергией. Сегодня мы стоим перед очень опасным явлением в современной философской, политической и даже духовной жизни людей, которое, несомненно, является ересью и по силе своей не меньше, чем ересь арианская" .

+Царьград+ выделил самые важные моменты первосвятительского слова.

ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ЗАКОН БОЖИЙ

В Новое время возникло убеждение, что самым главным фактором, определяющим жизнь человека - а значит, и жизнь общества - является сам человек. До этого считали, что Бог управляет миром через законы, которые он создал, а обществом человеческим - на основе нравственного закона, который он открыл в Слове своем и отобразил в человеческой совести.

Все человеческие законы старались соответствовать божескому закону.

Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: "Бог ни при чем" . Жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности отдельного индивидуума. Он обладает особыми правами. В том числе и для самого себя определять, что хорошо, а что плохо. Универсальным критерием истины является только человек и его права .

Началось не постепенное, а мощное революционное изгнание Бога из человеческой жизни и жизни общества. Сперва это охватило Западную Европу, Америку, а затем и Россию. Мы испили тяжкую чашу страданий, и из нашего народа явилось множество мучеников и исповедников.

Идея жизни без Бога развивается в масштабах целой планеты.

Предпринимаются усилия - в том числе и на законодательном уровне, в том числе и во многих процветающих странах - утвердить право любого выбора человека - в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога. И как результат - опасное явление в жизни современного человечества - дехристианизация.

НЕ ГУМАНИЗМ, А ИДОЛОПОКЛОНСТВО

Эти философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы очень многие христиане не приняли эти взгляды и не отдали приоритет человеческим правам более, чем Слову Божьему.

Поэтому мы сегодня говорим о глобальной ереси - человекопоклонничества , нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. И ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. И именно на преодоление этой ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направлять силу своей защиты, силу своего слова, силу своей мысли. Мы должны защищать Православие.

Фото: С. Власов/patriarchia.ru

НАЧАТЬ ДИАЛОГ

Некоторые говорят: "Не нужно диалога - скажите им, что они еретики". Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним. Он перестает вас слышать и становится вашим врагом.

Мы замыкаемся в своей среде, мы образуем гетто. Мы друг друга успокаиваем и утешаем словами о том, какие мы правильные, как у нас все хорошо. А вокруг - мир погибающий. И что же Господь спросит с нас? Вы не вступали в диалог с миром, вы не боролись за каждую человеческую душу?

Апостолы ведь тоже могли остаться в Галилее: хороший климат, хорошее вино, благочестивые единомышленники - что еще надо? Но если бы не вышли апостолы на те дороги римские и не пошли бы навстречу языческому миру, который бросал в них камни, если бы не искали общего языка с язычниками, как искал апостол Павел в Коринфе, в Афинах: он даже признал присутствие истины среди язычников, чтобы начать диалог... Что бы сказали про апостола Павла наши ревнители?

ШАБАШ "ОБИЖЕННЫХ"

Итак, никакого отрицания "прав человека" в первосвятительском слове мы не видим. Напротив, Патриарх выражает вполне традиционную установку Церкви о том, что любые законы должны, прежде всего, соответствовать нормам морали и нравственности. Ересью называется не гуманизм как уважение человеческого достоинства и свободы, а слепое следование потребительским страстям и животным инстинктам, пресловутое превращение свободы во вседозволенность. Об этом различии +Царьград+ недавно писал в своем материале . Но это ведь совершенно неважно для наших профессиональных русофобских "всепропальщиков", вечно обиженных и ущемленных православием, к которому подавляющее большинство из них не имеет никакого отношения. Как обычно, все сводится к поддержке "кровавого режима" и противопоставлению "рабов" и "стран цивилизованного мира".

Приведем наиболее яркие примеры из СМИ.

Николай Сванидзе, журналист, "Эхо Москвы":

Его Святейшество называет ересью то, что последние 500 лет человечество называет словом "гуманизм". Церковь у нас сегодня - идеологический государственный институт. И призыв главы РПЦ отказаться от прав человека очень показателен. Он может означать, что государство признает: оно не в состоянии обеспечивать эти права и не собирается их обеспечивать. То есть человек уходит из сферы государственных интересов.

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

Заявление Патриарха Кирилла о "глобальной ереси человекопоклонничества", начавшейся в Новое время, когда "универсальным критерием истины стал человек и его права", и осуждение попыток "законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим" - не просто очередная демонстрация неприятия концепции прав человека со стороны РПЦ, но и открытое отторжение российской Конституции.

Александр Плющев, журналист, "Эхо Москвы":

По сути Патриарх - на одной стороне с теми, кто преследовал его первых учителей - деда и отца. Ведь Советский Союз в свое время не присоединился к Всеобщей декларации прав человека. Это понятие одинаково противоречит как идеологии авторитарного государства, так и установкам Церкви. Каких вам свобод, рабы?

Но заявление Патриарха Кирилла - это слова откровенно слабого руководителя дряхлеющего института.

Церковь проигрывает прогрессу по всему миру: лучше и дольше живут не столько там, где прилежно посещают приходы, сколько там, где развивается наука, в том числе медицина и предпринимательство. Все то, чему так свойственна свобода выбора и совести.

Илья Мильштейн, журналист, "Грани.ру":

Как можно было догадаться, Кирилл восстал против тех принятых в цивилизованных странах законов, которые расширяют личные права человека. В частности, право вступать в брак по любви и склонностям. Однако не только об этом печалился Патриарх. Говоря о "революционном изгнании Бога из человеческой жизни, из жизни общества", которое началось на Западе, он явно имел в виду и классическую правозащиту. Все эти политические права, записанные в разных конституциях, в том числе и в российской. Свободу слова, собраний, демонстраций, честные выборы, отсутствие цензуры... Призывая россиян к святости и стращая апокалипсисом, Кирилл по сути выступил в защиту нынешнего режима. В защиту власти.

В общем, ни один рупор либеральной интеллигенции нас не удивил: на уши читателю вывалена традиционная порция манипуляторской лжи, единственная цель которой, если задуматься, - поссорить даже не общество и Церковь, а скорее, общество и Бога. Чаще всего приходится читать о том, что Патриарх прямо противопоставил гуманизм и христианство. Однако это тоже игра на доверии аудитории, привыкшей слепо верить своим "авторитетам" и повторять за ней слухи из параллельной реальности, не проверяя фактов. А ведь достаточно просто обратиться к официальным документам Церкви, чтобы развеять дым антиклерикальной пропаганды.

ЦЕРКОВЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Обратимся к основным постулатам "Основ" касательно прав человека. Первое и главное, что следует сказать: Церковь ни в коей мере не пытается отрицать права человека в принципе или бороться с ними. "Каждый человек от Бога наделен достоинством и свободой", - говорится в начале документа.

Фото: О. Власов/patriarchia.ru

При этом подчеркивается, что права отдельного человека не могут быть поставлены выше ценностей духа, общины, страны.

"Христианин ставит свою веру в Бога и свое общение с Ним выше собственной земной жизни. Поэтому недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика.

Реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию".

Разрешать напряженность между индивидуальными и общественными интересами предложено через согласование прав и свобод человека с нравственными ценностями.

"А главное - жизнь человека и общества оживотворяется любовью", - подчеркнуто в документе. А ведь этого - слов в защиту Любви как основы существования общества и народа нашего - что-то совсем не слышно от наших воинствующих правозащитников.

"Во время Великого Поста бесовщина лезет в мир, искажает смыслы, пытается прогрызать самое суть слов про истину, любовь и верность. Про путь разума, честности и самосохранения от ада уже на земле".

Зачем об этом писать? Ведь в Новом Завете написано, как Симон волхв был уничтожен по молитве Святого Петра. Но все всплески антихристианства нужно фиксировать для общего понимания истории, эволюции нравственности, если хотите. Для того, чтобы не только в религиозном, но и в человеческом смысле сказать - они врут.

Итак, вот вам свежая либеральная история про Патриарха Кирилла, который в очередной раз «людоед». Кстати, теперь даже больший людоед, чем Кремль.

Такое бывает редко, цените момент.

Вина Патриарха ровно в том, что он в рамках проповеди сказал: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли».

Как эти слова интерпретирует хотя бы тот же «Дождь», не говоря о десятках оппозиционных СМИ?

Очень просто: «Патриарх Кирилл назвал права человека «глобальной ересью». Если внимательно вчитаться в эти слова и лозунги, даже не будучи христианином, а просто честным человеком, то можно понять какая здесь ложь.

Впрочем, давайте без громких определений, а просто по пунктам, спокойно и внятно.

Первое и самое главное: Православие - это очень неприятная религия. Потому что рубит правду-матку с ходу. Православные - не сектанты, которые бы подкрашивали и подслащивали пилюлю.

И, да, ценность человеческой жизни для нас вторична. Но вторична чему? Православие, кстати, мотивирует думать, изучать богословие, историю Церкви, философию, квантовую механику (спросите, как - мне редактор пришлет ссылку на комментарий и я отвечу!).

Человеческая жизнь вторична по отношению к бытию Бога. Но послушайте и посмотрите, кто такой Бог, для нас, православных. Это тот Абсолют, выше которого нет. И жизнь любого человека, даже нерожденного, превыше всего земного.

Вспомните Жанну Фриске, которая выносила и родила, хотя ей предлагали аборт и еще пару лет жизни. Она не стала убивать своего ребенка. Она дала ему жизнь, сократив свою.

Вот эта жертвенность и это глубинное чувство доверия к Абсолютному - это и есть наше отношение к жизни и смерти. Наша, человеческая жизнь, конечно, вторична. Но вторична по отношению к Бесконечности. То есть, мы даже не то, что конечны, мы - бесконечны. Скажу больше - даже Богоподобны и Богообразны, но чуть-чуть, самую малость меньше, чем Бог.

А теперь давайте посмотрим на этот наш либеральный гуманизм, который про "анчоусов", "быдло", "похожих на людей существ". Давайте вспомним про "люстрации", уничтожение даже не инакомыслящих, а детей (помните лозунги от Ксении Собчак и Божены Рынски?)

Вопрос очень простой, дорогие читатели: вам как лучше - вторыми после Бога, или равно-осуждаемыми Рынской и Собчак, да еще и Навальным?

У Бога мы все чада возлюбленные, хоть и вторые.

У либералов от «Дождя» - мы такими, вторыми, быть не должны, но почему-то мы анчоусы, быдло, зомби, мрази и вата.

Вот в этом и причина, по которой наша либеральная тусовка наезжает на нашего Патриарха.

Кстати, нашего, безотносительно вероисповедания. Ну, спросите нашего Кадырова, Рамзан Ахмадович, а Патриарх - наш? Он и фетву прочитает: «Наш!». Впрочем, это уже межконфессиональная политика. А мы вернемся к религии.

Православное христианство - это религия для либералов очень неприятная. Это - религия человека, у которого болит совесть.

И эта совесть не просто данное эволюцией явление, которое можно заглушить - а боль души, сотворенной Богом.

И когда наш Патриарх "с часами Брегет на яхте" (а потом и без часов, и без яхты) говорит, что мы вторичны перед Богом - он возносит нас на небывалую высоту, проповедуя Евангелие.

Права человека в данном контексте сводятся к древней, языческой римской демократии - homo homini lupus est.

Право же слово, вы хотите быть чуть ниже Христа, но людьми - или наравне с Боженой и «либеральным электоратом»?

Александр Чаусов

на слово, сказанное Патриархом Кириллом в воскресенье, в праздник Торжества православия, после литургии в храме Христа Спасителя. Патриарх, в частности, сказал:

“Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие… Сегодня с новой и новой силой, уже в масштабах целой планеты, развивается эта идея жизни без Бога. И мы видим, как предпринимаются усилия во многих процветающих странах законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога”

Сеть взорвалась заголовками “Патриарх объявил ересью права человека”. В высказываниях самого Патриарха – которые приводит Интерфакс – тезиса “права человека – ересь” нет. Но сама тема, поднятая в этом выступлении, очень важна, и “ересь человекоцентризма” заслуживает того, чтобы о ней поговорить. Как и вопрос о том, что именно мы понимаем под правами человека.

Доктрина прав человека возникла в недрах христианской цивилизации и первоначально имела именно теистическое обоснование. Мы можем вспомнить, например , “Декларацию независимости США” – “Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”. Как видим, здесь права людей выводятся из того, что они созданы Богом, и этот же Бог наделяет их правами.

В самом деле, признание неотчуждаемых прав всех людей предполагает признание неотменимых обязательств эти права уважать. Кто вправе налагать такие обязательства? Это не короли, президенты, парламенты или еще какие бы то ни было органы человеческой власти, национальные или международные. Напротив, именно на них такие обязательства и возлагаются. Кем? Неким моральным авторитетом, стоящим над любой человеческой властью, и авторы “декларации независимости” его прямо называют – Создателем. Вера в права человека возникла и развивалась в определенном мировоззренческом и моральном контексте – в контексте христианской цивилизации. Сейчас мы наблюдаем изменение контекста; представления о правах человека развиваются не только вне христианской моральной традиции, но и против нее.

Но это приводит к чрезвычайно глубокой мутации самой концепции.

Если Бога нет, то инстанцией, которая наделяет людей правами, неизбежно оказываются какие-то человеческие органы власти.

Для людей христианской цивилизации разговор о правах человека строился по схеме “Мы по совести должны повиноваться Богу, как высшему источнику права и морального авторитета; Бог создал людей по Своему образу и дал нам заповеди, чтобы мы поступали друг с другом справедливо и человеколюбиво; следовательно, люди обладают неотъемлемыми правами”.

Для людей постхристианской цивилизации – или, лучше сказать, постхристианских политических элит – последовательность разворачивается. “Люди (как мы все уже согласились) обладают неотъемлемыми правами; следовательно существует инстанция, которая является высшим источником права и морального авторитета; Бога нет (или, что то же самое, Он не имеет отношения к делу); следовательно, таким высшим авторитетом являемся мы – группа людей, выступающая от имени прав человека”.

Эта логика очевидна и обойти ее нельзя – обязанность соблюдать права человека налагает на Вас некий авторитет; если это не Бог, то это некие люди; если, отвергая Бога, мы сохраняем понятие об абсолютности прав человека, мы наделяем эту группу людей абсолютной, богоподобной властью нас обязывать.

Если в эпоху Декларации Независимости США люди апеллировали к Богу, чтобы отклонить притязания земных властителей (в их случае – короля Георга) на абсолютную власть над ними, то сегодня мы наблюдаем обратную картину – люди апеллируют к понятию прав человека, чтобы утвердить свою абсолютную власть.

Вот, например , вице-президент Джо Байден заявляет, что защита прав сексуальных меньшинств должна стоять выше национальных культур и социальных традиций, Джон Керри говорит о том, что решение верховного суда США о признании “однополых браков” “конституционным правом” “посылает четкий сигнал в каждый уголок земного шара: ни один закон, опирающийся на фундамент дискриминации, не сможет устоять перед волной справедливости”. О том, что гей-права выше культур и религии говорит и Хиллари Клинтон, да и вся политическая элита США и ряда других стран высказывается в том же духе.

Многие действия, совершаемые под лозунгом “прав человека”, поражают своим абсурдом – например, предоставление мужчинам права пользоваться женскими раздевалками и туалетами, чтобы избежать “дискриминации” трансгендеров.

Это очевидные притязания на власть, осуществляемую во всемирных масштабах. В том числе там, где граждане явно не голосовали ни за Байдена, ни за Клинтон, то есть эта власть отнюдь не исходит из согласия управляемых. Из чего же она исходит? Из того, что соответствующая политическая элита объявляет себя источником и гарантом такой абсолютной ценности, как права человека. В контексте выступления этих лидеров “абсолютность прав человека” означает просто “абсолютность права либеральных элит диктовать всем остальным их права и обязанности”.

На практике это неизбежно приводит к тому, что еще недавно было бы сочтено грубым нарушением прав человека – например, к судебному преследованию мелких предпринимателей за отказ обслуживать гомосексуальные мероприятия, к отстранению от работы за выражение традиционных христианских взглядов на этику в области пола, к принудительной индоктринации детей против воли их родителей и тому подобному.

Власть соответствующих политических элит, особенно за пределами их границ, пока держится не на столько на прямом принуждении, сколько на пропаганде – “Вы должны нам повиноваться, поскольку мы являем силы человеколюбия и прогресса, а все, кто с нами не согласен – троглодиты” (выражение Байдена).

Мы можем – и должны – оспорить эти притязания, указав на то, что источник прав человека – Бог, а не Джо Байден. Бог наделил нас правом (и обязанностью) следовать Его закону.

Именно об этом нам всем – очень вовремя – напомнил Патриарх.

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 20 марта 2016 года

21/03/2016

"Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. (...) И мы видим, как предпринимаются усилия во многих процветающих странах законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога." - заявил патриарх Кирилл в праздник Торжества православия, после литургии в храме Христа Спасителя.


- В от так, права человека — ересь и безбожие. Вы скажете, бредни? Ничего подобного. Владимир Михайлович прагматичен, как никогда. Быть может, он просто защищает религию, потому что та является прямым источником дохода для всей корпорации "РПЦ" и лично для него? И снова мимо, - пишет блогер Kozoboev .

Лукавые разглагольствования патриарха — плохо скрываемая атака на философию либерализма, идеально укладывающаяся в продвигаемую государством антилиберальную повестку. Это атака на моральный, философский и политический принцип, который ставит интересы и права личности на первое место. Принцип, благодаря которому (не в последнюю очередь) так называемые развитые страны являются развитыми.

Разумеется, патриарх Кирилл не является пионером антилиберальной риторики. Не являются таковыми ни члены "Изборского клуба" (в котором, кстати, состоит прогнозируемый преемник Кирилла — духовник Путина Тихон Шевкунов), ни общество "Память", ни даже "Чёрная сотня". Деятели искусства, церковные и государственные мужи пытаются возвести антилиберализм в ранг русской национальной идеи уже на протяжении нескольких столетий. В то время как европейцы умирали за свободу, знания и просвещение, русские отдавали "Жизнь за царя". Русским ответом на "Liberté, Égalité, Fraternité" стали "Православие, самодержавие, народность".

Почему же Россия вечно бежит от либерализма, как от огня? Да потому что свобода личности смертельно опасна для любого тоталитаризма (каковой является исконной российской "духовной скрепой"). Тем более — для тоталитарной клептократии наподобие сегодняшнего российского режима.

Так что в некотором смысле Владимир Михайлович Гундяев (сценический псевдоним "патриарх Кирилл") действительно защищает своего бога.

Только его бог находится не на небесах. Он значительно ближе. Всего-то в паре километров от того места, где была произнесена сегодняшняя речь.

"Заявление Патриарха Кирилла — это слова откровенно слабого руководителя"

По сути, Патриарх на одной стороне с теми, кто преследовал его первых учителей — деда и отца. Ведь Советский Союз в свое время не присоединился к Всеобщей Декларации прав человека. Это понятие одинаково противоречит, как идеологии авторитарного государства, так и установкам церкви. Каких вам свобод, рабы?

Но заявление Патриарха Кирилла — это слова откровенно слабого руководителя дряхлеющего института. Сильная идея не нуждается в насильном рекрутировании. И неплохо себя чувствует в условиях свободы выбора и свободы совести. Слабому всегда нужна монополия и лишение человека возможности свободного выбора. Подумайте, если вы крестили ребенка, это наверняка произошло еще в его младенчестве — потому что так принято, потому что вы суеверно (!!!) думаете, что это защитит его от болезней, и поможет в жизни, да и, наконец, чтобы от вас отвязались ваши родственники с вопросами. Это и есть самое настоящее отстутсвие свободы выбора: церковь через общественное мнение надавила на вас, а вы, по сути, лишили выбора своего ребенка.

Церковь проигрывает прогрессу по всему миру: лучше и дольше живут не столько там, где прилежно посещают приходы, сколько там, где развивается наука, в том числе и медицина и предпринимательство. Все то, чему так свойственна свобода выбора и совести.

Вы мне скажете: посмотрите на преуспевающую Америку, вот где народ религиозен, каждый политик в конце своей речи добавляет «И да хранит Господь Америку», а на любой презренной зеленой бумажке написано, что они верят в бога. Отвечу: поезжайте в Бостон, где чуть ли не на каждом втором храме висит радужный флаг. Приходит время, и даже такой архаичный институт как церковь вынужден идти в ногу с обществом, а не насиловать его. Просто, чтобы выжить как вид.



Просмотров