Опрос или допрос: от советов до секретов. Правила поведения на опросе и допросе

Режим сбора и фиксации доказательственной информации по уголовному делу стороной обвинения предусматривает два вида деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. В рамках каждой из них уполномоченное должностное лицо сталкивается с носителями юридически значимой информации. Если такая информация сообщается представителю правоохранительных органов устно, то ее можно закрепить двумя основными способами. Первый — это допрос свидетеля, в который вносятся показания этого участника уголовного процесса (ст. 79 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 23.07.2013, далее — УПК РФ)) <1>. Второй — опрос как оперативно-розыскное мероприятие (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28.06.2013, далее — ФЗ об ОРД) <2>). Сегодня стороне защиты на практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда институт допроса свидетеля подменяется оперативно-розыскным опросом. Так, например, по уголовному делу N 30633 <3> с братом обвиняемого была проведена устная беседа сотрудником уголовного розыска. В ходе беседы опрашиваемый рассказал, что его брат причинил телесные повреждения своему соседу по общежитию. Беседа была зафиксирована на видео- и аудионосители, рассекречена и направлена следователю для приобщения к материалам уголовного дела. В дальнейшем опрошенное лицо не допрашивалось. Никаких иных доказательств вины обвиняемого в материалах дела не было, именно в таком виде оно ушло в суд.
———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
<2> Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. Ст. 3349.
<3> Уголовное дело N 30633 // Архив коллегии адвокатов Магаданской области «Дальневосточная».

Удобство для стороны обвинения такой подмены налицо и сводится к следующим моментам:
1. Являясь родственником (братом) подозреваемого, опрашиваемое лицо не предупреждается о праве не свидетельствовать против своих близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) <4>). Здесь сотрудники уголовного розыска помогают следователю обойти конституционную гарантию свидетельского иммунитета в уголовном процессе. Вряд ли брат дал бы показания против брата. Но поговорить с оперуполномоченным он не отказался, и доказательство было сформировано.
———————————
<4> Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

2. Проводя оперативный опрос, не нужно предупреждать опрашиваемого об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 23.07.2013, далее — УК РФ) <5>). Таким образом, обходится еще одна процессуальная гарантия. Опрашиваемое лицо, руководствуясь своими мотивами (не исключая мотива элементарного страха перед физически развитым сотрудником уголовного розыска), может наговорить в такой беседе с три короба любой информации, которую хочет услышать полицейский (сиречь — которая требуется следователю для обеспечения нормального продвижения уголовного дела в суд).
———————————
<5> Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

3. Опрашиваемое лицо освобождается от моральных претензий со стороны лица, в отношении которого им сообщается информация, ложащаяся в основу обвинительного доказательства. Как правило, в маргинальной (да и в любой иной) среде знакомые с неохотой дают свидетельские показания в отношении знакомых, понимая, что, вероятнее всего, им придется объясняться с лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. В этом отношении оперативный опрос весьма удобен: на любую претензию со стороны обвиняемого опрошенное лицо с легкостью ответит, что ничего им не подписано. И это действительно так. Другое дело, что полученное в ходе оперативного опроса доказательство и не требует подписи опрашиваемого — вполне достаточно гирлянды подписей сотрудников полиции.
4. Всем юристам, практикующим по уголовным делам, хорошо известны трудности, связанные с таким неудобным для суда источником доказательственной информации, как свидетельские показания. Если лицо, допрошенное на предварительном следствии, уклоняется от явки в суд, а одна из сторон (как правило, защита) возражает против оглашения протоколов допросов этого лица, то другая сторона (и суд) такое доказательство теряет (за некоторыми исключениями, вроде смерти свидетеля и т.п., — ч. 2 ст. 281 УПК РФ). В тех же случаях, когда допрос подменяется опросом, вызывать опрошенное лицо в суд вообще не нужно: здесь доказательством будут не свидетельские показания, а вещественное доказательство, осматриваемое в порядке ст. 284 УПК РФ (носитель аудио- или видеозаписи), протокол их осмотра (оглашается в порядке ст. 285 УПК РФ), а также иные документы — они также оглашаются на основании ст. 285 УПК РФ (аннотация опросной беседы).
Итак, никакая норма уголовно-процессуального закона не предусматривает такого удобнейшего для полицейских органов доказательства, как изобретенный ими разведывательный опрос. Черпнув вдохновения в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности, отечественные сыщики придумали такое мероприятие, которое обходит гарантии от свидетельствования против родных и близких, от лжесвидетельства, при этом полностью раскрепощает (освобождая от морально-этических проблем с обвиняемым, а также от обязанности предстать перед строгими очами судьи) лицо, информируемое о событии преступления (либо выдаваемое правоохранительными органами за такое лицо).
Считаем, что такая практика максимально порочна. Действующее законодательство предъявляет к результатам оперативно-розыскной деятельности основное требование — на их основе должно быть сформировано доказательство (п. 4 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утв. Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007) <6>).

Для опроса как оперативно-розыскного мероприятия такое доказательство — допрос. Именно в этом месте происходит подмена. Она не совсем явная: казалось бы, протокол осмотра носителя видеозаписи — это тоже доказательство. Но дело в том, что оно сформировано не на основе оперативной информации, а из оперативной информации. При этом, как мы показали выше, полностью теряются все конституционные гарантии прав личности в уголовном процессе. Полностью солидаризируемся с мнением Е.А. Доли, который пишет: «…на допросе свидетель, ранее опрошенный оперативным работником, обязан сообщить следователю сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, а не для дела оперативного учета. То обстоятельство, что указанные сведения могут по содержанию совпасть… не дает основания для отождествления указанных данных (доказательств и результатов ОРД) и тем более подмены доказательств результатами ОРД… Содержание свидетельских показаний составят данные (сведения), сформированные под воздействием уголовно-процессуальной, а не оперативно-розыскной формы (в иных условиях и ином порядке), что в конечном итоге не может не сказаться и на их содержании. Как свидетельствует практика, содержание, полученное в ходе опросов и допросов одних и тех же лиц, как правило, различается… В силу этого придать результатам ОРД доказательственное значение невозможно в принципе. По этой же причине результаты ОРД (оперативно-розыскное содержание) ни при каких условиях не могут быть преобразованы в доказательства» <7>. Защитникам следует указывать на недопустимость таких доказательств, хотя сделать это будет непросто. Прямого нарушения буквы закона нет, скорее, нарушены принципы уголовного судопроизводства, а когда речь заходит о таком философско-отвлеченном понятии, как принцип, внимание судьи почему-то рассеивается. При традиционном для российского уголовного процесса обвинительном уклоне опасность освещенных в нашей статье оперативно-розыскных опросов налицо. Их потенциал в случае формирования попустительской судебной практики огромен, можно сказать, неисчерпаем. Приобщить к материалам уголовного дела видеозапись беседы кого угодно с сотрудником уголовного розыска, на которого в дальнейшем суд не сможет даже посмотреть, — это рог изобилия для тех следователей, которым сложно работать в рамках действующего уголовно-процессуального закона.
———————————
<6> Российская газета. 16.05.2007. N 101.
<7> Доля Е.А. Оперативная информация: происхождение и соотношение с доказательствами // Законность. 2012. N 10. С. 50 — 51.

Следует согласиться с Г.Н. Шергиным, который считает, что при определенных ситуациях гласный опрос может быть признан доказательством, а негласный — не может. «Естественно, — пишет он, — что при негласном опросе зафиксировать показания опрашиваемого в объяснении не удастся. Следовательно, применяются справка и рапорт. Однако они не имеют самостоятельного доказательственного значения, поскольку указанные в них сведения подтверждаются только заинтересованным оперативным работником, а опрошенное лицо не дает никаких обязательств касательно сообщения достоверных сведений. С учетом изложенного такие материалы подлежат применению только при подготовке гласного опроса или следственного действия (допроса) с фиксацией ранее добытых сведений в порядке, отвечающем требованиям УПК РФ, предъявляемым к доказательствам» <8>. В описываемом нами случае сотрудники полиции поступают хитрее: сам опрос гласный, а негласная только его видеозапись. Этим они обходят не только закон, но и юридическую доктрину.
———————————
<8> Шергин Г.Н.

Советы адвоката: допрос, опрос, дача объяснений, их правовые различия

Возможности использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «опрос» в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 90 — 91.

В заключение опишем, как именно оформляется найденный нами в уголовном деле N 30633 оперативно-розыскной опрос. Документы следующие:
1. Постановление начальника горрайлиноргана полиции о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Опрос с использованием негласной аудио-, видеозаписи».
2. Аннотация о содержании разговора информированного лица с сотрудником ОУР.
3. Цифровой носитель информации (DVD-диск).
4. Постановление начальника горрайлиноргана полиции о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.
5. Постановление начальника горрайлиноргана полиции о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю.
6. Сопроводительное письмо (из полиции в следствие).
7. Протокол осмотра предметов (DVD-диска).
8. Постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств (DVD-диска).
9. Протокол осмотра документов (т.е. постановления начальника горрайлиноргана полиции о проведении оперативно-розыскного мероприятия и проч.).
10. Постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств (постановления начальника горрайлиноргана полиции о проведении оперативно-розыскного мероприятия и проч.).
Резюмируя вышеизложенное, призываю коллег к осторожности. Будьте бдительны и готовы к новым полулегальным изобретениям отечественной правоохранительной системы. Предупрежден — значит вооружен. Если раньше человек был уверен, что его слова станут доказательством только после заверения собственной подписью, то теперь любое слово, оброненное в любой беседе (мы же не можем знать, под какой именно личиной скрывается полицейский, а опрос может быть и негласным, а не таким, как описан нами), может стать доказательством по уголовному делу.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
4. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. Ст. 3349.
5. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утв. Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007) // Российская газета. 16.05.2007. N 101.
6. Уголовное дело N 30633 // Архив коллегии адвокатов Магаданской области «Дальневосточная».
7. Доля Е.А. Оперативная информация: происхождение и соотношение с доказательствами // Законность. 2012. N 10. С. 46 — 51.
8. Шергин Г.Н. Возможности использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «опрос» в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве // Российский юридический журнал. 2010. N 3. С. 89 — 92.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

КАК ОБЩАТЬСЯ С СИЛОВИКАМИ

Полиция, Следственный комитет, ФСБ - со всеми этими структурами вы рано или поздно встретитесь, такова российская реальность. «Команда 29» объясняет, как общаться с ними наименьшим ущербом для себя. В этот раз мы рассмотрим те ситуации, когда силовики хотят получить от вас информацию. Способов сделать это у них десятки, разные по форме, возможностям следователя и регулирующим законам. Цель у каждого одна: получить от вас данные, интересующие правоохранителей. Мы возьмем наиболее распространенные способы: беседу, опрос и допрос.

ДОПРОС

Когда вас пригласили на допрос

Добейтесь официального уведомления. Это нужно, к примеру, чтобы вы могли отпроситься с работы (допрос, согласно трудовому законодательству, считается уважительной причиной).

Не идите на допрос без адвоката. Никогда! Как мы уже писали, вам лучше всего сразу озаботиться поиском своего адвоката вне зависимости от вашего процессуального статуса.

Если вы являетесь обвиняемым или подозреваемым, защитник должен обязательно присутствовать на допросе. Государство может предоставить вам адвоката по назначению. Независимость таких защитников от следствия у многих вызывает сомнения.

Не поддавайтесь на уговоры сотрудников полиции. Иногда они могут использовать прямые угрозы: посадить вас в камеру предварительного заключения, надавить на ваших родственников. Но в наше время это редкость. Скорее всего, следователь в случае вашего отказа пообещает тщательно вас проверять. Но если вы пришли с адвокатом, давить на вас при свидетелях вряд ли будут.

На допросе

1. Установление личности

Вы должны будете предоставить свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Как правило, в начале допроса следователь при вас вносит в протокол ваши данные.

2. Объяснение сути дела

Следователь должен сообщить, по какому поводу вас вызвали. Если ваш статус - подозреваемый или обвиняемый, вам должны объяснить, откуда он взялся.

3. Разъяснение прав

Вам обязаны сказать, какими правами вы обладаете во время допроса. Например, если вы имеете статус подозреваемого или обвиняемого, то ваши права есть в статьях 46 и 47 УПК РФ. Если вы свидетель - то в статье 56 УПК РФ.

4. Собственно допрос

Обычно следователь начинает с вопроса «Что вы можете сообщить по существу?». Иногда им все и ограничивается.

5. Составление протокола

Вы имеете право, увидев недочеты в протоколе, указать на них в замечаниях к нему.

6. Подписание протокола

Прежде чем подписать протокол, убедитесь, что там нет свободных мест (или они перечеркнуты). Не забудьте указать свои замечания и сообщить о них в соответствующей графе.

Во время и после допроса

Пользуйтесь правом не отвечать на вопросы, если боитесь, что ответы используют против вас. Причины отказа зависят от вашего процессуального статуса.

Если вы свидетель, вы обязаны отвечать на все вопросы. Отказаться вы вправе, только если ответ может навредить вам или вашим ближайшим родственникам (родителям, детям, дедушке, бабушке, внукам, полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братьям и сестрам). Следователь может пригрозить вам ответственностью за отказ от дачи показаний (Статья 308 УК РФ), но практика показывает, что подобные дела заводятся крайне редко.

Если вы подозреваемый или обвиняемый, вы имеете право вообще отказаться от дачи показаний. Но лучше всего предварительно проконсультироваться с вашим адвокатом.

Будьте вежливы

Говорить со следователем нужно четко, спокойно и уважительно. Не надо поддаваться на провокации. Не стоит использовать ненормативную лексику. Не нужно провоцировать конфликт.

Тщательно изучите протокол, фиксируйте нарушения. По итогам допроса следователь составляет протокол, который подписывает он сам, вы, ваш защитник, иные присутствовавшие лица. Протокол может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Следователь также может попросить вас подписаться под каждым из ответов, а может - на каждой странице. Закон четко не оговаривает, как именно всё должно выглядеть.

В протоколе должны быть указаны дата, время начала и окончания допроса, имена всех действующих лиц. Вы должны внимательно прочитать протокол допроса. Если видите, что где-то следователь написал не то, что вы говорили, попросите его исправить.

Если следователь отказывается исправить протокол, вы можете отразить это в своих замечаниях. Изложите в них максимально четко, о чем вы говорили на самом деле.

Все пустые места, оставшиеся в протоколе после его заполнения, должны быть зачеркнуты. К протоколу можно оставить неограниченное количество замечаний. Тщательно зафиксируйте их все. Это можете сделать и вы сами, и следователь под диктовку.

Листы с замечаниями нужно приложить к протоколу. Информацию о том, что они есть, надо занести в графу «замечания» в самом протоколе. Там желательно указать не только число страниц, но и описание содержания. Или вы можете написать, чем начинается и чем заканчивается текст с замечаниями.

ОПРОС

Вы вообще можете не отвечать ни на какие вопросы. Опрос регулируется законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Там тоже ведется протокол. Вы имеете право не отвечать. Это не допрос, и за отказ от дачи показаний вы не понесете ответственности.

Опрос проводится в рамках оперативной работы. Так как последняя засекречена и регулируется законом о гостайне, вы можете только догадываться о сути дела.

Нет установленной формы приглашения. На практике форма приглашения на опрос законом никак не предусмотрена. Однако его нужно получить. Объяснить это, как и в случае с допросом, можете необходимостью получить законный отгул на работе. За неявку на опрос вы можете понести ответственности по статье 19.3 КоАП (невыполнение законных требований сотрудников полиции).

Протокол опроса сложнее использовать в уголовном деле.

Чем опрос отличается от допроса

К протоколу опроса требования не такие жесткие, как к аналогичному документу на допросе.

Вам должны будут разъяснить ваши права. Также, чтобы опрос использовался в уголовном деле, его протокол должен отвечать требованиям к протоколу допроса из УПК РФ.

Вы имеете право прописать в конце протокола опроса свои замечания. Например, о том, что текст не соответствует вашим показаниям. Правила заполнения замечаний в протоколе опроса такие же, как в протоколе допроса.

БЕСЕДА

Беседа никак не документируется. Беседа мало чем отличается от обычного разговора. Общение проходит в неформальном режиме, никакие документы по его итогам не подписываются, протоколы не составляются.

Вести беседу с вами могут как следователи, так и оперативники. Она может проходить где угодно: в отделе полиции, Следственном Комитете, кафе, у вас дома, на улице.

Материалы беседы могут использовать и в суде, и в ходе следствия. Во время дачи показаний следователь может рассказать суду, что вы в ходе личного разговора сообщили некую информацию.

Кроме того, рассказанное вами в ходе беседы может стать подспорьем для дальнейших действий следователей и оперативников в отношении вас и ваших близких.

При этом следователь может записывать беседу на диктофон без предупреждения. Отношение суда к полученной таким образом информации заранее предугадать невозможно. Все зависит от конкретного дела.

Поэтому хорошо подумайте, прежде чем соглашаться побеседовать со следователем. Cвяжитесь с адвокатом и проконсультируйтесь с ним.

Энциклопедия решений.

Чем отличается допрос от опроса?

Проверки организаций и предпринимателей — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.

Материал приводится по состоянию на декабрь 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.

Уровень правовой грамотности в нашей стране оставляет желать лучшего, и даже специалисты не всегда могут отличить опрос от допроса. В то же время, данные формы сбора и закрепления доказательств имеют различную природу и, соответственно, процедуру проведения.

Что такое опрос и допрос

Опрос – это проверочное мероприятие, которое проводится сотрудниками ОВД, а также иными лицами, уполномоченными проводить проверку в порядке УПК. Опрос оформляется в виде объяснения, протокола опроса либо рапорта и не считается доказательством в суде.
Допрос – это процессуальное действие, которое осуществляется уполномоченным лицом на стадии предварительного расследования и судебного следствия уголовного дела, а также в гражданском производстве.

Разница между опросом и допросом

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в целях проведения. Опрос – это проверочное мероприятие, которое необходимо для получения важных данных и сведений. Допрос – процессуальное действие, оформляемое в соответствующем виде. При составлении протокола опроса лицу разъясняются лишь основные его права и обязанности. Лицо в том числе предупреждается об административной ответственности за отказ от дачи объяснений.
Протоколу допроса предшествует обязательное разъяснение прав и обязанностей под роспись. Отказ от дачи показаний может повлечь уголовную ответственность. В то же время, опрос не является доказательством в суде, а провести его может широкий круг лиц. Допрос проводится либо следователем в рамках предварительного расследования, либо государственным обвинителем (прокурором) и иными участниками процесса в суде.

TheDifference.ru определил, что отличие опроса от допроса заключается в следующем:

Процессуальное положение. Чтобы допросить человека, ему нужно придать определённый статус (подозреваемый, свидетель и т.д.), а опросить лицо можно и без такого действия.
Субъекты. Допросить лицо может только дознаватель или следователь в рамках уголовного дела, а также судья (прокурор, адвокат) – в рамках гражданского. Опросить человека может и адвокат, а также сотрудник ОВД, таможенник, прокурорский работник.
Юридическая сила. Допрос признаётся доказательством, в то время как опрос таком статусом не обладает.

Опрос полиции – это беседа, проводимая сотрудниками полиции с лицом, предположительно осведомленным о фактах и обстоятельствах, представляющих служебный интерес, в целях получения сведений, которые могут быть в дальнейшем использованы в интересах борьбы с преступностью.

Опрос полиции проводится до возбуждения уголовного дела (имеются исключения). Когда уголовное дело возбуждено проводится следственное действие — .

При обращении к нам (юристам сайта «сайт») за помощью выяснилось, что первоначальную информацию по данному вопросу читатель получает из сети «Интернет» и в целом она правильная. Но на данную тему даже на юридических форумах и блогах ведутся нешуточные дискуссии. При этом, как ни странно, каждый участник разговора в чем-то по-своему прав.

Причины разногласий – дискуссии про разные виды опросов, различные цели и основания вызова на опрос в полицию. При этом, опрос проводится многими подразделениями и службами полиции. Законодательно опрос регулируется разными федеральными законами.

Попытаемся максимально в понятной форме рассказать читателю о главных аспектах опроса сотрудниками полиции.

Ввиду обширности темы «опрос полиции», раскрытие её построено так, что каждая глава дополняет следующую, но в своем единстве они все взаимосвязаны, поэтому рекомендуем прочитать всю статью целиком.

Цели и основания для вызова для опроса в полицию

Согласно статьи 2 Федерального закона «О полиции» в целях борьбы с преступностью в полиции имеется ряд направлений. Для раскрытия темы выберем три актуальных:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
  • розыск лиц;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях.

Преступление, а также вопросы розыска подозреваемых и обвиняемых регулируется законами: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»). За совершение преступления предусмотрена ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации вплоть до пожизненного лишения свободы.

В свою очередь, правонарушения и наказания за них регулируются Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Наиболее распространенное вид наказания – штраф.

Имеются и другие ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие вызов на опрос в полицию, например, при проведении мероприятий, направленных на организацию розыска без вести пропавших лиц.

Законодательное регулирование опроса в полиции при преступлении, розыске лиц, правонарушении разное, соответственно цель и основания для вызова на опрос лиц тоже будут разные.

Поэтому, если возникли основания для вызова на опрос в полицию в рамках уголовно-процессуального законодательства, значит проводится . Если в рамках административного законодательства – собирается или рассматривается материал об административных правонарушениях.

Но вызвать на опрос в полицию могут по любому основанию, даже в профилактических целях, что составляет, как указано выше, одно из направлений деятельности сотрудников полиции.

Лицо вправе узнать основания вызова на опрос в полицию, в том числе по контактному телефону, указанному в приглашении (о приглашении будет указано далее). Мы рекомендуем уточнять основания вызова, это необходимо, в том числе и для решения вопроса о явке в полицию, для выработки правовой позиции и т.п.

Сотрудники полиции, имеющие право провести опрос, либо вызвать на опрос в полицию

По нашему мнению, все сотрудники полиции имеют право провести опрос граждан, но в силу разграничения между ними специализаций не у каждой службы полиции это приоритетное направление деятельности.

Например, сотрудник тылового обеспечения организовывает закупку и выдачу сотрудникам полиции необходимых для службы предметов, на него не возложены задачи по непосредственной борьбе с преступностью. Однако, если его направят на охрану общественного порядка, он вправе при указанных выше обстоятельствах провести опрос.

Самые распространенные службы полиции, с которыми наиболее часто встречается гражданин, которые могут провести опрос:

  • участковый уполномоченный полиции (далее – участковый полиции);
  • оперуполномоченный полиции;
  • дознаватель (следователь).
Опрос участковым уполномоченным полиции

Участковый уполномоченный полиции в силу возложенных на него обязанностей борется с нарушениями на закрепленной за ним территории, которая рассчитывается исходя из обслуживающих домов и количества проживающих в них лиц.

В его обязанности входит очень много функций по борьбе и профилактике преступлений и административных правонарушений. Кроме этого, он выполняет большое количество задач, которые прямо не входят в его полномочия.

Участковый полиции может вызвать на опрос или прийти в жилище на опрос при семейных ссорах и конфликтах с соседями, соблюдении паспортного контроля и миграционного законодательства, лицензируемых требований и условий, отнесенных к компетенции полиции.

В то же время, участковый полиции собирает материалы доследственной проверки по преступлениям небольшой или средней тяжести, в связи с чем он может вызвать на опрос в полицию (чаще в опорный пункт полиции).

Опрос оперуполномоченным сотрудником полиции

Основная задача оперуполномоченных сотрудников полиции – выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем они проводят опрос лиц.

Существуют разные виды преступлений, с которыми борются различные подразделения полиции (указаны в скобках):

  • экономические и коррупционные преступления (ГУЭПиПК МВД России);
  • общеуголовные преступления, розыск лиц (ГУУР МВД России);
  • компьютерные преступления (БСТМ МВД России)
  • иные.

Все вышеперечисленные сотрудники полиции имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым относится опрос лиц. Опрос может проводится гласно и негласно.

Опрос дознавателем и следователем

Участковые полиции или оперуполномоченные собирают материал доследственной проверки и передают его для дальнейшего рассмотрения дознавателю или следователю.

Дознаватель (следователь) в рамках УПК РФ имеет право проводить опрос лиц по имеющемуся материалу доследственной проверки, который собирается указанными сотрудниками полиции или они могут проводить проверку по заявлению о совершенном преступлении самостоятельно.

Таким образом, дознаватель и следователь наделены не только правом проводить , но и проводить .

Часто это обстоятельство, запутывает лиц, с какой целью вызвал следователь для допроса или для опроса. Далее более подробно расскажем про разграничения в этих понятиях.

Опрос как разновидность беседы. Место и время проведения опроса сотрудником полиции

Опрос – беседа между сотрудником полиции и лицом, представляющим оперативным интерес. Такая беседа с сотрудником полиции с лицом носит исключительно добровольный порядок со стороны опрашиваемого лица.

За отказ от опроса сотрудник полиции не может привлечь лицо ни к какой ответственности, не может принудить его к опросу (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»).

Поскольку опрос носит добровольный порядок отсюда вытекают другие права, связанные с беседой, например, открыть или нет входную дверь в квартире сотруднику полиции, давать или не давать пояснения, явиться или не явиться по вызову и другие.

В целях выполнения поставленных служебных задач опрос сотрудником полиции может проводится в любое время и в любом месте: на улице, в общественных местах; в жилом и нежилом помещениях, в том числе помещениях организаций; вызвать лицо в подразделение полиции; иных местах.

Например, при совершении преступления в ночное время суток на улице недалеко от круглосуточного магазина, прибывшая оперативно-следственная группа может опросить сотрудников магазина с целью установления свидетелей совершенного преступления.

Лицу при остановке на улице для опроса сотрудником полиции, особенно если он одет в гражданскую форму одежды, рекомендуем проверить служебное удостоверение, обратив внимание на ФИО, должность, срок действия удостоверения.

Вызов (приглашение) для опроса сотрудниками полиции

Право сотрудника полиции на вызов для опроса закреплено в пункте 3 части 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» по следующим обстоятельствам:

  • по расследуемым уголовным делам;
  • в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Вызов в полицию для опроса лица оформляется приглашением в письменном виде.

Бланк приглашения законодательно не урегулирован, но на практике в приглашении указываются сведения, необходимые для явки лица к сотруднику полиции на опрос: на основании чего лицо вызывается, кто и по каким обстоятельствам вызывается, к кому и по какому адресу необходимо прибыть, дата и время явки на опрос.

Сотрудник полиции может вызвать на опрос лицо в профилактических целях, на негласный опрос, по каким-то другим основаниям, обусловленных борьбой с преступностью.

Поскольку существуют разные виды опроса, а также то, что материал доследственной проверки может передаваться из одной службы в другую, то вызвать на опрос лицо могут разные сотрудники полиции: участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь.

Приглашение для явки на опрос может быть вручено (доставлено) любым из перечисленных способов, указанных в статье « ». Но повестка и приглашение на опрос – это два совершенно разных понятия.

Отличие повестки на допрос от приглашения на опрос

Повестка о вызове на допрос – документ, составление и направление которого регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. – следственное действие, которое возможно проводить только после возбуждения уголовного дела и по правилам, установленным указанным кодексом.

Приглашение на опрос – документ, составление которого не регламентируется федеральными законами и распространяется на всех лиц, вызов которых необходим для выполнения задач сотрудников полиции. Опрос проводится до возбуждения уголовного дела, если рассматривается заявление о совершенном преступлении. Но может проводится в рамках другого законодательства, например, КоАП РФ.

Отличительной чертой опроса от допроса является добровольность опрашиваемого лица и за отказ от опроса с сотрудником полиции лицо не несет никакой ответственности (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»). Явка на допрос – обязанность вызываемого лица, последствие неявки на допрос – привод или штраф.

Поэтому слово «повестка» не может применятся к слову «опрос», это два разных понятия. Утверждение «повестка о вызове на опрос» юридически неправильное.

Как было указано выше, опрос и допрос могут проводить любые сотрудники полиции, а также следователь, что зачастую запутывает основания для вызова лица в полицию.

Также следует различать опросы, проводимые другими государственными органами, например, прокурором и налоговой инспекцией. Это разные виды опросов, регулируемых другим законодательством, но об этом в других статьях.

Как узнать кто и зачем вызывает для опроса в полицию

  1. Если в приглашении указано, что вызов осуществляется по заявлению Иванова И.И. (КУСП № _______) и имеется ссылка на уголовно-процессуальное законодательство, то рассматривается заявление о совершении преступления и собирается материал .

При этом, подпись в приглашении руководящего лица оперативного подразделения (выше написано каких именно) также будет свидетельствовать о рассмотрения материала, связанного с преступлением.

  1. Указание о вызове на опрос в полицию в связи с рассмотрением обстоятельств административного правонарушения и подпись ответственного лица, курирующего службу участковых полиции или других служб, отвечающих за рассмотрении «административных дел» (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), указывает о том, что собирается материал об административном правонарушении.

Если в таком приглашении имеется предупреждение о последствиях неявки лица – то рассматривается .

  1. Отсутствие каких-либо данных, позволяющих идентифицировать причину вызова на опрос в полицию, может свидетельствовать о вызове лица в иных целях, например, профилактических.

В тоже время, это не будет являться нарушением федерального закона, потому что форма приглашения о вызове на опрос в полицию ими не урегулирована.

Как проводится опрос в полиции

В случае явки лица на опрос в полицию опрос проводится путем беседы, которая на практике документируется составлением бланка объяснения.

Процесс опроса состоит из следующих частей:

  • выяснение необходимых данных о личности опрашиваемого;
  • разъяснение права, предусмотренного статьёй 51 Конституции Российской Федерации о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников;
  • получение показаний в виде свободного рассказа по известным обстоятельствам либо в виде вопросов-ответов или в смешанном варианте, с последующей их фиксацией в бланке объяснения;
  • по окончании опроса объяснение предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается сотрудником его получившим, о чем в объяснении делается соответствующая запись.

В практике мы столкнулись с тем, что при опросе оперуполномоченные пытаются применить различные хитрости и приемы, которые по своей юридической природе являются безобидными, но могут ввести в заблуждение неподготовленное к опросу лицо.

Например, в ходе опроса оперуполномоченный, поняв, что лицо дает пояснения, фактически свидетельствующие о его невиновности, пытаясь доказать обратное, начал воздействовать на опрашиваемое лицо путем разъяснения уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (это предусмотрено только в рамках допроса, а не опроса).

Данные нарушения в ходе опроса были пресечены, а оперуполномоченный предупрежден о возможности дальнейшего написания жалобы на его действия в случае их повторения.

Последствия неявки на опрос в полицию

При сборе материала об административном правонарушении, либо материала доследственной проверки о совершенном преступлении никакой ответственности за неявку в подразделение полиции, а равно как и при других рассмотренных вариантах, не предусмотрено.

Но сразу же предупредим, что наша позиция в данном вопросе, особенно если нечего скрывать и опасаться – явиться на опрос в полицию. Правильно данные пояснения в ходе беседы могут повлечь .

В тоже время, не явка при упорстве противодействующей стороны и отсутствия у сотрудников полиции доказательств невиновности лица, может привести к возбуждению уголовного дела с возможностью производства всех следственных действий. Это же правило распространяется в случае явки на опрос к сотруднику полиции, при отказе от дачи пояснений в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации.

Кроме этого, в рамках сбора материала доследственной проверки в случае неявки лица недобросовестные сотрудники полиции могут пойти на нарушение прав вызываемых лиц, которые отказались от беседы. Например, административное доставление в подразделение полиции под вымышленным предлогом, обследование помещений компании с целью вынуждения дачи пояснений сотрудниками организации. В этом случае рекомендуем отказаться от беседы и немедленно обжаловать действия сотрудников полиции.

При рассмотрении дела об административном правонарушении последствия неявки могут привести к приводу, в случае, если участие лица признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ). Но в этом случае должно рассматриваться и в приглашение о явке на опрос в полицию должно быть указано по какому основанию вызывается лицо, а также обязательное разъяснение последствия его неявки.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Объясняет, как общаться с ними наименьшим ущербом для себя. В этот раз мы рассмотрим те ситуации, когда силовики хотят получить от вас информацию. Способов сделать это у них десятки, разные по форме, возможностям следователя и регулирующим законам. Цель у каждого одна: получить от вас данные, интересующие правоохранителей. Мы возьмем наиболее распространенные способы: беседу, опрос и допрос.

ДОПРОС

Когда вас пригласили на допрос

Добейтесь официального уведомления. Это нужно, к примеру, чтобы вы могли отпроситься с работы (допрос, согласно трудовому законодательству, считается уважительной причиной).

Не идите на допрос без адвоката. Никогда! Как мы уже писали , вам лучше всего сразу озаботиться поиском своего адвоката вне зависимости от вашего процессуального статуса.

Если вы являетесь обвиняемым или подозреваемым, защитник должен обязательно присутствовать на допросе. Государство может предоставить вам адвоката по назначению. Независимость таких защитников от следствия у многих вызывает сомнения .

Не поддавайтесь на уговоры сотрудников полиции. Иногда они могут использовать прямые угрозы: посадить вас в камеру предварительного заключения, надавить на ваших родственников. Но в наше время это редкость. Скорее всего, следователь в случае вашего отказа пообещает тщательно вас проверять. Но если вы пришли с адвокатом, давить на вас при свидетелях вряд ли будут.

На допросе

1. Установление личности

Вы должны будете предоставить свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Как правило, в начале допроса следователь при вас вносит в протокол ваши данные.

2. Объяснение сути дела

Следователь должен сообщить, по какому поводу вас вызвали. Если ваш статус - подозреваемый или обвиняемый, вам должны объяснить, откуда он взялся.

3. Разъяснение прав

Вам обязаны сказать, какими правами вы обладаете во время допроса. Например, если вы имеете статус подозреваемого или обвиняемого, то ваши права есть в статьях и УПК РФ. Если вы свидетель - то в статье УПК РФ.

4. Собственно допрос

Обычно следователь начинает с вопроса «Что вы можете сообщить по существу?». Иногда им все и ограничивается.

5. Составление протокола

Вы имеете право, увидев недочеты в протоколе, указать на них в замечаниях к нему.

6. Подписание протокола

Прежде чем подписать протокол, убедитесь, что там нет свободных мест (или они перечеркнуты). Не забудьте указать свои замечания и сообщить о них в соответствующей графе.

Во время и после допроса

Пользуйтесь правом не отвечать на вопросы, если боитесь, что ответы используют против вас. Причины отказа зависят от вашего процессуального статуса.

Если вы свидетель, вы обязаны отвечать на все вопросы. Отказаться вы вправе, только если ответ может навредить вам или вашим ближайшим родственникам (родителям, детям, дедушке, бабушке, внукам, полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братьям и сестрам). Следователь может пригрозить вам ответственностью за отказ от дачи показаний (), но практика показывает, что подобные дела заводятся крайне редко.

Если вы подозреваемый или обвиняемый, вы имеете право вообще отказаться от дачи показаний. Но лучше всего предварительно проконсультироваться с вашим адвокатом.

Будьте вежливы

Говорить со следователем нужно четко, спокойно и уважительно. Не надо поддаваться на провокации. Не стоит использовать ненормативную лексику. Не нужно провоцировать конфликт.

Тщательно изучите протокол, фиксируйте нарушения. По итогам допроса следователь составляет протокол, который подписывает он сам, вы, ваш защитник, иные присутствовавшие лица. Протокол может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Следователь также может попросить вас подписаться под каждым из ответов, а может - на каждой странице. Закон четко не оговаривает, как именно всё должно выглядеть.

В протоколе должны быть указаны дата, время начала и окончания допроса, имена всех действующих лиц. Вы должны внимательно прочитать протокол допроса. Если видите, что где-то следователь написал не то, что вы говорили, попросите его исправить.

Если следователь отказывается исправить протокол, вы можете отразить это в своих замечаниях. Изложите в них максимально четко, о чем вы говорили на самом деле.

Все пустые места, оставшиеся в протоколе после его заполнения, должны быть зачеркнуты. К протоколу можно оставить неограниченное количество замечаний. Тщательно зафиксируйте их все. Это можете сделать и вы сами, и следователь под диктовку.

Листы с замечаниями нужно приложить к протоколу. Информацию о том, что они есть, надо занести в графу «замечания» в самом протоколе. Там желательно указать не только число страниц, но и описание содержания. Или вы можете написать, чем начинается и чем заканчивается текст с замечаниями.

ОПРОС

Вы вообще можете не отвечать ни на какие вопросы. Опрос регулируется законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Там тоже ведется протокол. Вы имеете право не отвечать. Это не допрос, и за отказ от дачи показаний вы не понесете ответственности.

Опрос проводится в рамках оперативной работы. Так как последняя засекречена и регулируется законом о гостайне, вы можете только догадываться о сути дела.

Нет установленной формы приглашения. На практике форма приглашения на опрос законом никак не предусмотрена. Однако его нужно получить. Объяснить это, как и в случае с допросом, можете необходимостью получить законный отгул на работе. За неявку на опрос вы можете понести ответственности по статье 19.3 КоАП (невыполнение законных требований сотрудников полиции).

Протокол опроса сложнее использовать в уголовном деле. К протоколу опроса требования не такие жесткие, как к аналогичному документу на допросе.

Вам должны будут разъяснить ваши права. Также, чтобы опрос использовался в уголовном деле, его протокол должен отвечать требованиям к протоколу допроса из УПК РФ.

Вы имеете право прописать в конце протокола опроса свои замечания. Например, о том, что текст не соответствует вашим показаниям. Правила заполнения замечаний в протоколе опроса такие же, как в протоколе допроса.

БЕСЕДА

Беседа никак не документируется. Беседа мало чем отличается от обычного разговора. Общение проходит в неформальном режиме, никакие документы по его итогам не подписываются, протоколы не составляются.

Вести беседу с вами могут как следователи, так и оперативники. Она может проходить где угодно: в отделе полиции, Следственном Комитете, кафе, у вас дома, на улице.

Материалы беседы могут использовать и в суде, и в ходе следствия. Во время дачи показаний следователь может рассказать суду, что вы в ходе личного разговора сообщили некую информацию.

Кроме того, рассказанное вами в ходе беседы может стать подспорьем для дальнейших действий следователей и оперативников в отношении вас и ваших близких.

При этом следователь может записывать беседу на диктофон без предупреждения. Отношение суда к полученной таким образом информации заранее предугадать невозможно. Все зависит от конкретного дела.

Поэтому хорошо подумайте, прежде чем соглашаться побеседовать со следователем. Cвяжитесь с адвокатом и проконсультируйтесь с ним.

1. Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

3. Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Комментарий к статье 86 УПК РФ

1. Под собиранием доказательств большинством процессуалистов понимается поиск, обнаружение, получение (извлечение, истребование) могущих иметь отношение к уголовному делу сведений, а также закрепление их в предусмотренных ч.2 ст. 74 УПК источниках или же какая-либо часть указанных действий.

2. При собирании доказательств обнаружению подлежат сведения. Они закрепляются в источники доказательств. В совокупности все это составляет процесс собирания доказательств. Но в ходе такового осуществляется деятельность, направленная на обнаружение (получение) не доказательств, а соответствующих сведений, которые можно было бы облачить ("закрепить") в приемлемую для уголовно-процессуального доказывания форму. После осуществления такого закрепления и появляется доказательство.

________________
См., к примеру: Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв.ред. В.И.Радченко; науч.ред. В.Т.Томин, М.П.Поляков. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - С.274; и др.

3. К субъектам, которых законодатель наделил полномочиями, закрепленными в ч.1 к.с., относятся следователь, дознаватель, руководитель и член группы дознавателей, начальник подразделения дознания, орган дознания, руководитель (член) следственной группы, руководитель следственного органа, суд и судья. В перечне ч.1 к.с. указан и прокурор. Однако в настоящее время процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, прокурор не осуществляет.

4. Собирание доказательств осуществляется путем "производства" следственных и иных процессуальных действий, гласит ч.1 к.с. "Производством" в данном случае именуется порядок осуществления действия и принятия промежуточных решений, которые в своей совокупности и составляют содержание конкретного следственного (судебного, иного процессуального) действия.

5. Причем под порядком производства следственного (судебного) действия подразумеваются не только общие требования к собиранию доказательств, но и конкретные - в отдельности к каждому действию (осмотру, выемке и т.п.). Следственное действие и его результаты будут незаконными и при несоблюдении требований о производстве его после возбуждения уголовного дела (исключение составляет осмотр места происшествия), неоформлении (неправильном оформлении) специального постановления (когда этого требует закон) или протокола следственного (судебного) действия. Подробное изучение правоприменителем порядка, оснований и условий производства всех и каждого из следственных (судебных) действий поможет избежать указанных ошибок.

6. Право производства следственных (судебных и иных процессуальных) действий, о которых идет речь в ч.1 к.с., предоставлено лишь следователям (дознавателям и др.). Такое право отсутствует у подозреваемых, обвиняемых, их защитников, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей. Это прямо следует из структуры и содержания ст. 86 УПК.

7. Законодатель предоставил следователю (дознавателю и др.) право осуществлять не только следственные (судебные) действия, но и иные действия, направленные на собирание доказательств, однако не являющиеся следственными действиями. От следственных действий последние отличаются, прежде всего, тем, что порядок производства следственных действий урегулирован уголовно-процессуальным законом, а порядок применения любого иного, помимо следственного (судебного), действия способа собирания доказательств в законе не прописан.

8. Именно в связи с данным обстоятельством представляется не корректным именовать таковые "процессуальными" действиями. Действительно, ряд действий, направленных на собирание доказательств, указан в УПК. Между тем процессуальным действие становится не после того, как его наименование будет размещено в уголовно-процессуальном законе (или как записано в п.32 ст. 5 УПК - "предусмотрено" УПК), а лишь после того, как порядок его производства будет этим законом урегулирован. Если бы порядок производства такого действия был урегулирован УПК, оно сразу бы стало следственным действием. Именно поэтому нельзя согласиться с П.А.Лупинской, которая пишет, что порядок проведения иных процессуальных действий "указан в законе". Напрашивается вывод, что все те действия, которые в ч.1 к.с. законодатель назвал "иными процессуальными действиями", не являются процессуальными.

________________
См.: Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв.ред. П.А.Лупинская. - М.: Юристъ, 2003. - С.252.

9. Уголовно-процессуальным законом урегулирована процедура производства следственных (судебных) действий. Все это процессуальные действия. Лишь эти процессуальные действия обладают познавательной направленностью. Но не они в ч.1 ст. 86 УПК именуются "иными процессуальными действиями". "Иные процессуальные действия" - это другие помимо следственных (судебных) действий способы собирания доказательств. Таковые также имеются. Но все они не процессуальные.

10. Их можно разделить на две группы. Первая группа - действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Именно на них обращает внимание законодатель в ч.1 к.с. Вторая группа - способы (действия), не предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

11. К предусмотренным УПК, используемым следователями (дознавателями и др.) средствам собирания доказательств некоторые ученые причисляют лишь "истребование документов, а также их приобщение к делу". Однако это не полный перечень. Более полный перечень не являющихся следственными (судебными) действиями, но предусмотренных УПК и имеющих познавательную направленность действий, выглядит следующим образом:
________________
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.148.

Проверка сообщения о преступлении (ч.1 ст. 144 УПК);
- получение объяснений (ч.1 ст. 144 УПК);
- истребование документов и предметов (ч.1 ст. 144, ст. 286 УПК);
- требование о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлечении к участию в этих действиях специалистов (ч.1 ст. 144 УПК);
- требование о передаче документов и (или) материалов (ч.2 ст. 144 УПК);
- составление протокола устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК);
- составление протокола явки с повинной (ст. 142 УПК);
- истребование документов (ст. 286 УПК);
- приобщение объектов, обладающих признаками иных документов, к уголовному делу (ч.3 ст. 84, ч.2 ст. 86, ч.3 ст. 235, ч.2 ст. 279, ст. 286 УПК);
- вовлечение объектов, обладающих признаками вещественных доказательств, в уголовный процесс (ч.2 ст. 86 УПК) и др.

12. Предусмотренные УПК непроцессуальные способы собирания доказательств занимают промежуточное место между следственными действиями и иными непроцессуальными (даже не упоминаемыми в УПК) способами собирания сведений, имеющих отношение к уголовному делу. В отличие от следственных действий, применительно к рассматриваемой разновидности способов собирания доказательств, законодатель урегулировал лишь порядок вовлечения (но не поиска и обнаружения) в уголовный процесс обладающей свойством относимости информации. Таким образом, законодатель предусмотрел упрощенный путь вовлечения в уголовный процесс выявленных вне уголовного процесса, но имеющих отношение к делу сведений. Наличие в деле запроса, письменного требования и иных документов, фиксирующих факт проверки сообщения о преступлении, а также протокола представления со ссылкой на соответствующие статьи УПК, допустим, того или иного документа устраняет необходимость проведения дополнительно следственного действия в целях его изъятия и приобщения к уголовному делу (материалу проверки).

13. Помимо вышеназванных существуют способы собирания имеющих отношение к делу сведений, о которых не упоминается в уголовно-процессуальном законе. Последние, как правило, урегулированы источниками других отраслей права или же вообще не правовые. Для вовлечения в уголовный процесс полученных в результате применения таких средств (собирания сведений) предметов и (или) документов необходимо оформить уголовно-процессуальный акт, закрепляющий данный факт "вовлечения". Обычно это протокол выемки, обыска, осмотра (с изъятием) и т.п. Однако нельзя признать нарушением закона приобщение к уголовному делу (материалу проверки) указанных предметов и (или) документов и в ходе предусмотренной ч.1 ст. 144 УПК проверки сообщения о преступлении, а также путем применения иных неурегулированных, но предусмотренных УПК средств собирания доказательств.

14. К способам собирания сведений, не упомянутым в уголовно-процессуальном законе, относятся:
а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;
б) гласные розыскные действия, в том числе сбор частным детективом сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (устный опрос граждан и (или) должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и (или) документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и (или) других объектов, наблюдение для получения необходимой информации) (п.7 ч.2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");
________________
См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - N 17. - Ст.888.

в) судебно-медицинское освидетельствование;
г) освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств (п.14 ч.1 ст. 13 Федерального закона "О полиции");
д) исследование следов и (или) иных объектов;
е) административное изъятие вещей и документов (ст. 27.1, 27.10 КоАП);
ж) досмотр (ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП);
з) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и (или) документов (ст. 27.1, 27.8 КоАП);
и) акт добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222, 223, 228 УК).

15. Приведенный круг непроцессуальных способов собирания сведений лишь примерный. Дать исчерпывающий перечень не представляется возможным из-за многообразия вариантов и видов рассматриваемых действий.

16. Переходим к анализу содержания ч.2 к.с. Приведенный здесь перечень субъектов, имеющих право собирать доказательства, не исчерпывающий. Помимо указанных здесь лиц представлять документы (предметы) для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе также частный обвинитель (ч.2 ст. 43 УПК) и законный представитель (п.6 ч.2 ст. 426, п.3 ч.2 ст. 437 УПК).

________________
В дальнейшем для краткости, если иное специально не оговорено, все субъекты, на которых распространяется закрепленное в ч.2 ст. 86 УПК, право будут именоваться "подозреваемый (потерпевший и др.)".

17. Право собирать и (или) представлять имеющие отношение к уголовному делу предметы (документы) у подозреваемого (потерпевшего и др.) присутствует на протяжении всего уголовного процесса. Но это не обязанность. Такой обязанности нет даже у таких участников уголовного процесса со стороны обвинения, как потерпевший (гражданский истец) и его представитель.

18. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители наделены правом собирать и (или) представлять имеющие отношение к уголовному делу письменные документы и (или) предметы, но не доказательства.

19. Поэтому даже в случае признания им необходимости собирания и (или) представления документа (предмета) для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства окончательное решение о производстве любого из данных видов деятельности принимает он сам. И законодатель подозреваемому (потерпевшему и др.) даже в такой ситуации позволяет собрать предметы (документы), но не представлять их следователю (дознавателю и др.), а также, имея возможность собирания предметов (документов), отказаться от осуществления этого вида деятельности.

20. Закон не содержит перечня и соответственно правил производства подозреваемым (потерпевшим и др.) действий, направленных на собирание, так же как и на представление письменных документов и (или) предметов для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Поэтому, если при собирании подозреваемым (потерпевшим и др.) документов (предметов) для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств не были нарушены установленные законодательством запреты, этот вид деятельности нельзя признать осуществленным с нарушением требований УПК. После этого полученный подозреваемым (потерпевшим и др.) имеющий отношение письменный документ и (или) предмет должен быть вовлечен в уголовное судопроизводство в порядке, предусмотренном УПК. Вовлечение такого документа (предмета) может быть осуществлено, по крайней мере, тремя путями:
- в порядке предполагаемого ч.2 ст. 86 УПК получения документа (предмета), представленного для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства;
- в процессе производства следственного (судебного) действия;
- путем осуществления предусмотренных УПК непроцессуальных способов собирания доказательств (ч.1 ст. 86 УПК).

21. Представление документов (предметов) для приобщения к уголовному делу в качестве доказательства может осуществляться в любых не запрещенных законом формах. Это может быть как передача, так и вручение, пересылка вышеуказанных предметов (документов) следователю (дознавателю и др.). Законодатель не определил, оформляется ли документ, закрепляющий факт получения представленного предмета (документа). Соответственно, если таковой не был составлен, нельзя признать представление осуществленным с нарушением требований УПК. Между тем нами рекомендуется все же составлять процессуальный документ по правилам, аналогичным порядку протоколирования следственного действия, где и фиксировать факт, ход и результаты получения представленного подозреваемым (потерпевшим и др.)предмета (документа).

22. Наличие у подозреваемого (потерпевшего и др.) права представлять предметы и (или) документы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательства предполагает возложение на следователя (дознавателя и др.) обязанности получать таковые именно для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Если же у следователя (дознавателя и др.) имеется обязанность получать объект для приобщения его к уголовному делу в качестве доказательства, то последовательно заявить, что на него возложена также обязанность осуществить указанную деятельность (приобщить представленный объект к уголовному делу в качестве доказательства).

23. Приобщение таковых к уголовному делу осуществляется по-разному, в зависимости оттого, признаками какой разновидности доказательств представленная вещь обладает. Объекты, обладающие признаками иного документа, приобщаются к уголовному делу в один этап, а вещественного доказательства - в два. Причем первый этап приобщения к уголовному делу предметов (документов) с признаками вещественного доказательства аналогичен порядку приобщения объектов с признаками иных документов.

24. Сначала производится деятельность по вовлечению в уголовный процесс предмета и (или) документа, отразившего на себе сведения, имеющие отношение к уголовному делу. Она может осуществляться, по крайней мере, путем получения данного объекта, представленного в порядке ч.2 ст. 86 УПК, производства следственных действий (выемки, обыска, осмотра и т.п.) и (или) иных указанных в УПК средств собирания доказательств.

25. Если носитель имеющих отношение к уголовному делу сведений обладал признаками иного документа, то сам процесс вовлечения является приобщением его к уголовному делу. После этого в уголовном деле появляется доказательство - иной документ. Когда же предмету (документу) были присущи характеристики вещественного доказательства, после вовлечения в уголовный процесс он еще не считается полностью приобщенным к уголовному делу. Для того чтобы он стал вещественным доказательством, должен пройти второй этап приобщения его к уголовному делу. Названный второй этап состоит из двух элементов:
- осмотра и по возможности фотографирования данного носителя доказательственной информации;
- вынесения особого постановления о признании его вещественным доказательством и приобщении к уголовному делу. В данном постановлении решается вопрос об оставлении вещественного доказательства при уголовном деле или о сдаче его на хранение владельцу либо иным лицам или организациям.

26. Только после процессуального оформления вышеуказанного протокола следственного действия и постановления конкретный объект, к примеру, нож или паспорт, будет считаться приобщенным к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.

27. Так как на момент начала указанного "второго этапа" доказательство в уголовном деле уже имеется, рассматриваемый период последовательно вычленять как самостоятельный элемент процесса доказывания. Нами рекомендуется анализируемую часть доказывания именовать закреплением доказательств. Аналогичные предложения исходили и от других процессуалистов. Между тем мы вынуждены признать, что многие процессуалисты действия, составляющие данный этап доказывания, полностью относят к содержанию элемента содержания процесса доказывания, именуемого собиранием доказательств.

________________
См.: Рыжаков А.П. Курс уголовного процесса (структурно-логические схемы): Учеб. пособие.- М.: Юрид. фирма "Контракт", Инфра-М, 2001. - С.150; и др. В последующих учебниках (кратких курсах уголовного процесса) я не указывал на наличие такого элемента (закрепления доказательств) процесса доказывания (см., к примеру: Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма, 2004. - С.223-233). Делалось мной это умышленно. На мой взгляд, та учебная литература, где я касался вопроса содержания процесса доказывания, имела цель изложить наиболее часто встречающийся подход к данному процессуальному институту. Что я и старался сделать. Замалчивание вопроса наличия самостоятельного элемента процесса доказывания, коим является закрепление доказательств, имело целью ограждение студентов от возможных дополнительных и притом сложных вопросов преподавателей.

См., к примеру: Безлепкин Б.Т. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу… - С.121; и др.

К такому выводу приходишь из анализа следующих работ. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации... - М.: ТК "Велби". - С.148; и др.

28. Анализ содержания ч.3 к.с. позволяет сделать следующие выводы. Реально защитник может собирать только иные документы. Вовлечение же предметов (документов) с признаками вещественных доказательств в уголовно-процессуальное доказывание предполагает их обязательный последующий осмотр, а также вынесение следователем (дознавателем и др.) постановления о признании таковых вещественными доказательствами и приобщении к уголовному делу. А эти действия защитник делать не вправе. Это полномочие следователя (дознавателя и др.). Иначе говоря, ч.3 к.с. предоставляет защитнику право как собирать доказательства, так и собирать и (или) представлять документы и (или) предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств.

________________
В дальнейшем для краткости, если иное специально не оговорено, два названных вида деятельности будем здесь именовать собиранием доказательств.

29. Рекомендуется оформлять получение имеющих отношение к уголовному делу объектов, о котором идет речь в п.1 ч.3 к.с., письменным документом, по форме аналогичным протоколу выемки. Эта же рекомендация распространима на документы, в которых могли бы фиксироваться факты применения защитником предоставленных ему п.п.2 и 3 ч.3 к.с. полномочий. В составляемом документе после отражения пояснений опрашиваемого лица последовательно сделать, например, такую запись: "Опрашиваемый в процессе дачи объяснения представил обнаруженный на его дачном участке нож".

30. Получение сведений (опрос лиц с их согласия) рекомендуется фиксировать также в письменном документе, который оформляется по аналогии с протоколом допроса. По аналогии с п.2 ч.2 ст. 75 УПК сообщаемые опрашиваемым сведения не должны основываться на догадке, предположении, слухе. Опрашиваемый должен иметь возможность указать источник своей осведомленности.

31. Однако при этом следует иметь в виду, что сведения, полученные защитником, отличаются от показаний свидетеля, данных на допросе. Их различия заключаются в следующем:
1) опрашиваемое защитником лицо не обязано отвечать на поставленные ему вопросы;
2) сведения от опрашиваемого должны получаться по месту его нахождения (жительства, работы), иначе говоря, его нельзя вызывать куда-либо в этих целях (повесткой или иным путем);
3) опрашиваемый не может быть подвергнут приводу;
4) лицо, сообщающее защитнику сведения, имеющие отношение к уголовному делу, не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний.

32. Вместе с тем и при опросе лицу предоставляется право говорить на родном языке, знакомиться с содержанием объяснения, засвидетельствовать его правильность. Опрос малолетних очевидцев защитнику рекомендуется производить в присутствии педагога (родителей). Так же как и при допросе, при опросе подозреваемый (потерпевший и др.) вправе представлять доказательства в порядке ч.2 к.с. Но не только у подозреваемого (потерпевшего и др.) защитник вправе получить предметы (документы) и (или) иные сведения. Законодатель не ограничил круг лиц, посредством общения с которыми может быть реализовано предоставленное защитнику п.1 ч.3 к.с. полномочие.

В судебной практике протокол опроса, оформленный защитником, исследуется как равноценное другим доказательство.

________________
См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2008 год: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - N 7.

33. Пункт 3 ч.3 к.с. предоставил защитнику право истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Законодатель здесь в противовес п.1 той же части говорит об истребовании, а не о получении. Соответственно, предполагается возможность обеспечения данного полномочия защитника государственным принуждением.

34. Оформлять факт истребования рекомендуется запросом со ссылкой на соответствующую статью УПК и на факт осуществления защиты подозреваемого (обвиняемого) по конкретному уголовному делу. Однако возможны и любые иные письменные формы закрепления факта истребования. К таковым относятся:
1) протокол истребования;
2) постановление об истребовании;
3) объяснение защитника о снятии им копий с документов и др.

35. Так же как и в случае получения предметов и документов, истребование таковых путем оформления протокола истребования рекомендуется осуществлять с учетом и по аналогии с правилами производства (протоколирования) выемки.

36. Часть 3 к.с. законодателем неудачно сформулирована. Ознакомление с ее содержанием может привести к мысли, что защитнику предоставлено право истребовать документы не у любого из указанных органов (учреждений), а только у тех, "которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии".

37. Между тем, думается, что данной нормой права законодатель хотел сказать иное. А именно то, что указано в п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Здесь отмечено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

38. Так как в большинстве случаев защитником в уголовном процессе выступает адвокат, позволительно предположить, что окончание п.3 ч.3 к.с. не ограничивает круг учреждений, у которых защитником могут быть истребованы документы, а, напротив, возлагает на последние обязанность предоставлять защитнику запрашиваемые документы или их копии.

39. См. также комментарий ст. 5, 84, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Собирание доказательств в российском уголовном процессе. Комментарий к ст. 86 УПК. - [Электронный ресурс]. - М., 2004; Рыжаков А.П. Собирание (проверка) доказательств. Показания как средство доказывания: Научно-практическое руководство. - М.: Экзамен, 2007.

40. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий ст. 49 УПК.

41. См. также комментарий ст. 244 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 86 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 86 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров