Лицо с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Институт Педагогики и Психологии.

Реферат:

Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства.

Выполнила:

Сальникова А.С.

Студентка группы:

4СОП-31

В большинстве случаев их влияние на познание, язык, а также на двигательные и социальные навыки можно увидеть. Психологическая инвалидность определяется как долгосрочное или постоянное состояние психического заболевания, которое влияет на осуществление социальных функций и ролей. Эти условия инвалидности могут быть приобретены на ранней или ранней стадии, но также происходят впервые в детстве и подростковом возрасте. В дополнение к этим типам инвалидности, до сих пор непризнанная «социальная инвалидность» все чаще обсуждается.

Многие педагоги полагают, что это, безусловно, самая большая инвалидность. У заинтересованных людей есть прежде всего трудности в социальных отношениях с семьей, друзьями и друзьями и в обществе. Причины разнообразны и варьируются от потери работы, бездомности, развода и отделения до диагноза злокачественной болезни.

Проверила:

Боярчук В. Ф.

Череповец 2010.

1. Введение.

2. Понятие нормы аномалии.

3. Искусство для «медленных» детей.

4. Слепые люди.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение.

Норма – это установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность.

По данным Организации Объединенных Наций, около 650 миллионов человек во всем мире живут с ограниченными возможностями, что делает их самой большой группой меньшинств на Земле. В Федеративной Республике Германии в Федеральном статистическом управлении проживает 8, 7 миллиона человек с признанной инвалидностью. 7, 1 млн. Человек считаются тяжелобольными. Большинство из этих случаев инвалидности приходится на взрослый возраст от 55 до 75 лет. Доля людей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет составляет немногим менее 2%.

Введение. пересмотренное и расширенное издание. Германский институт по правам человека: Конвенция о равноправии инвалидов. Хеберлин, Урс: Основы терапевтической педагогики. Ленк, Эрих: Инвалиды. Баден-Баден: Номос-Верлаг, стр. 100ф. Метцлер, Хайдрун: инвалидность.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее.

Интеграция в общество человека основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны бать как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Конечно, невозможно полностью определить термин «инвалидность» во всех его измерениях. Однако здесь дается обзор различных определений, чтобы показать, насколько сложна концепция. Индивидуальные определения слова «инвалидность» в международном контексте весьма различны.

Ухудшение = недостатки или аномалии анатомических, психологических или физиологических функций и структур инвалидности организма = нарушение или недостаток из-за нарушений, которые препятствуют типичным повседневным ситуациям или не дают им возможности пострадать от ущерба или обесценения. Существуют также самые разнообразные подходы к определению термина «инвалидность» в национальных рамках.

Целью данной работы является обзор деятельности людей с ограниченными возможностями, внесших огромный вклад в развитие культуры и искусства.

Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), почти 20% детей имеют непатологические, пограничные отклонения от психической нормы. Поэтому, на мой взгляд, проблема отношения к лицам с ограниченными возможностями со стороны здоровых людей на сегодняшний день очень актуальна.

Ульрих Блейдик, преподаватель университета в Департаменте образования Гамбургского университета, определил термин «инвалидность» следующим образом. Инвалиды считаются лицами, которые так сильно пострадали в результате ущерба их физическим, умственным или умственным функциям, что их непосредственная жизнь или участие в жизни общества становятся более трудными.

Таким образом, он различает ущерб и возникающие социальные нарушения. Таким образом, социальная норма может привести к инвалидности. Вот почему Урс Хеберлин, преподаватель университета в Университете Фрайбурга, Швейцария, определил инвалидность следующим образом.

Кроме того, зачастую к людям с ограниченными возможностями относятся предвзято и негативно. В данной работе рассматриваются проблемы интеграции и возможности реабилитации лиц с ограниченными возможностями, рассматривается отношение здоровых людей к понятию норма и аномалия, сущность этих понятий, вклад лиц с ограниченными возможностями в мировую культуру.

Инвалидность может пониматься как нарушение индивидуума в поведении, которое необходимо для преодоления повседневной жизни. Например, пользователю инвалидной коляски препятствует его способность путешествовать, или инвалидность обучения ослаблена в его способности писать и вычислять.

Инвалидность может пониматься как нарушение функционирования социального учреждения отдельным лицом. Например, пользователь инвалидной коляски нарушает функционирование операторов общественного транспорта, а трудоспособность нарушает работу нормального класса.

В человека от природы заложено желание все конкретизировать, но дать определение понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и недостатком: «Ясно, по крайней мере, то, что похвалы заслуживает срединный душевный склад, при котором мы испытываем гнев против того, против кого следует, по должному поводу, должным образом и так далее, если отклонения незначительны – мягкого, и если они достаточно велики – сурового. Ясно, разумеется, что следует держаться срединного душевного склада». А в «Большой этике» он писал: «Равное между большим и меньшим справедливо».

Итак: Условия и ожидания общества могут привести к ухудшению и недостаткам. Например, определенные финансовые возможности, люди с инвалидностью должны быть сначала подвергнуты стигматизации со стороны общества. Кроме того, инвалидность является основной причиной ухудшения зрения, слуха, речи и психических или психологических нарушений.

Даже в этом случае социальный аспект понятия инвалидности не рассматривается, а только ущерб. Однако инвалидность также является концепцией процесса, поскольку инвалидность может исчезнуть, Например, через успешную операцию или через соответствующую образовательную поддержку. Однако авария может также произойти из-за несчастного случая, прогрессирующей болезни или недостаточной поддержки.

Разрабатывая понятия нормы и аномалии, исследователи основное внимание уделяли аномалии, через которую и определяли норму. Такой подход часто встречается и в настоящее время в социально-философских и психологических исследованиях. Для понимания нормы уместно вспомнить, что «понять природу социальных норм можно лишь на основе общего философского учения о мере вообще и социальной мере в частности». Опираясь на это определение, современные исследователи пришли к мнению, что данная интерпретация нормы-меры наилучшим образом отвечает современным философским требованиям.

Однако человек с инвалидностью неравноценен во всех сферах общественной жизни. В его семье он может вести жизнь без какой-либо инвалидности, с соответствующим признанием и сопереживанием, но может быть ограничен в школе или на работе. Даже в отдельных жизненных ситуациях инвалидность может играть более или менее важную роль.

В медицине, например, нет четкого определения. Это сложная концепция, которая не всегда легко разделить в анатомо-физиологическом диапазоне и которая не всегда легко отличить от различных соседних областей осмыслить совокупность изложенных здесь фактов и определить различные уровни, в которых «инвалидность» становится эффективной.

Сравнивая норму и отклонение от нее, мы сталкиваемся с большим диапазоном разбросанности от очень маленького отклонения до очень большого, и эти крайние значения в литературе принято называть патологией с отрицательным (негативным) значением. «Социальная патология представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов» . Оценивая вышеизложенный материал, необходимо обратить внимание, на то, кто определяет норму и относительность и расплывчивость этих границ. Почему необходимо рассматривать все именно в двух гранях, в двух полюсах? Разделяя все на черное и белое, мы упускаем множество различных оттенков. Это все равно, что говорить, что бардовый – это плохой цвет, потому что он темный.

В педагогике, согласно рекомендации Германского совета по образованию, все дети, подростки и взрослые считаются инвалидами. Поэтому им нужна специальная образовательная поддержка. Инвалиды могут возникать из-за нарушений зрения, слуха, речи, поддержки и функций движения, интеллекта, эмоциональности, внешнего вида, а также некоторых хронических заболеваний.

Поэтому термин «инвалидность» является очень сложным и часто служит только для упрощения, чтобы идентифицировать конкретную целевую группу для медицинских, образовательных или социальных вмешательств. Соответствующие инвалидности также могут оцениваться по-разному разными специалистами.

У многих людей сложилось представление, что все должно быть либо хорошо, либо плохо. Нет в природе ничего, что сконцентрировало бы в себе все хорошее или плохое, к тому же, ни один, даже самый великий и мудрейший философ, не знает, что такое на самом деле «объективная норма», человек может дать свое, субъективное мнение, общество, дать определение своей социальной нормы, и каждый будет думать, что он прав.

Однако многим профессиональным группам по-прежнему необходимо классифицировать этот термин. Можно различать различные формы категоризации. В этой работе всегда возникает вопрос, который повторяется в рамках так называемых «часто задаваемых вопросов». Поскольку слово и человеческое взаимодействие создают реальность и реальность в Чили, необходимо изменить, прежде всего, послание журналистам, писателям и коммуникаторам: никогда больше не используйте понятия «инвалид», «инвалид», «слепой», «Манито» «хромой или редкость».

Людям не следует лечить их диагноз или физическую характеристику, но по имени. Многие слова, которые угрожают достоинству людей, описаны в «Королевской академии испанского языка». Если журналист или коммуникатор использует этот термин для обращения к человеку с определенным типом или степенью инвалидности, он или она будут атаковать не только упомянутого лица, но также и права всех лиц с ограниченными возможностями, этично.

Многие философы, говорили, что норма – это гармония, но разве все люди, причисленные к «нормальным» могут достигнуть полную гармонию в своей жизни и в своем сознании?

Рудольф Штайнер (1861-1925) – философ, создатель антропософии (учения о человеке), замечательно сказал: «В людях с синдромом Дауна, завершено построение морального тела. В этом смысле они люди будущего. Буддисты сажают их в храм для того, чтобы они вычищали пространство вокруг себя. Язык этих детей, в каком-то смысле, оказывается праязыком, то есть если внимательно вслушиваться в то, как они говорят, можно обнаружить такового типа лингвистические конструкции, которые свойственны скорее не человеку, а священной книге».

Человек не только из-за его инвалидности, но прежде всего из-за его статуса субъекта права. Даже Библию сегодня нужно обновлять, менять некоторые концепции, когда речь идет о людях с ограниченными возможностями. Таким образом, Церкви могли также помочь просвещать, передавая веру и любовь ближнему. Притча о «паралитическом», например, должна сказать «Притча о Брате с инвалидностью», исцеленная Иисусом.

Лингвистическое определение инвалидности было результатом консенсуса среди более чем 70 стран, которые в Организации Объединенных Наций опубликовали мнение, которое было окончательно одобрено пленарным заседанием этого органа на его первоначальном языке, словом «инвалиды», заменив «инвалиды».

В рассказе А.Б. Юркина «Слепой художник» рассказывается про молодого человека, у которого был слепой наставник, который «рисовал» прекрасные поэмы о тех местах, где он побывал и слепой друг, который рисовал прекрасные картины камнями. «Был безграничный интерес у слепого Фаддия к устному слову. Слепого Нейло звуки внешнего мира в соединении с душевными порывами и отголосками потаенных желаний преображались в новый осязаемый мир образов. Каждый, от мала до велика, был близок к исполнению заветного желания; один Лориан - неприкаянный. В чем призвание юного путешественника? Какими талантами он сможет гордиться завтра? Чем веселее становился Нейло, тем грустнее было на душе у Лориана». Аномалия в развитии еще не говорит о том, что этот человек не имеет право или не может быть счастливым, зачастую, именно такие люди больше понимают и больше чувствуют в этом мире, нежели нормально развивающиеся люди.

Аналогичным образом, в «Всеобъемлющей и всеобъемлющей международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов» последний Международный договор, ратифицированный Чили в марте, использовал термин «инвалидность» и определил его как: физическая инвалидность, интеллектуальным или сенсорным в долгосрочной перспективе, что при взаимодействии с различными барьерами может препятствовать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Стремясь смягчить этот термин или «подчеркнуть» достоинства или навыки людей с ограниченными возможностями. Эта неточность достигла такого масштаба, который был зарегистрирован в важных правовых системах, таких как Конституция. Даже в некоторых национальных законах, таких как «Метрополит». Однако термин «разные возможности» не имеет этимологической, медицинской, академической или иной поддержки.

В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну.

Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться, легче адаптируются психологически. В Москве о «Простодушных» знают немногие, потому что актерам негде показывать свои работы.

Словарь Королевской испанской академии показывает, что термин «способность» исходит из латинских емкостей, атис, который имеет несколько значений, среди которых выделяются: «Способность, талант, качество, которое у кого-то есть для хорошего осуществления чего-то». Способность лично осуществлять право и выполнять обязательство.

У всех нас нет разных возможностей. Термин «способность» относится ко всем лицам с инвалидностью или без них, поскольку все люди имеют уникальные и разные качества для другого. В Чили этот термин иногда используется из государственного аппарата, чтобы смягчить концепцию, показывая ее как нечто «преходящее» или «превосходящее». Однако опыт показывает, что инвалидность далеко не временна или улучшена в Чили. Потребности сектора инвалидов и их семей растут. Сегодня государство требует инвестиций и лучшего управления в этой области, главным образом из-за нулевого прогресса, зафиксированного за последние четыре года.

Еще в прошлом веке врачи заговорили об арт-терапии – методе лечения искусством. Однако «спецтеатры» в нашей стране не прижились, ведь они не приносят прибыли, скорее наоборот. Поэтому «Театр Простодушных» – это благотворительная инициатива Игоря Неупокоева и нескольких его друзей. В репертуаре театра пока один-единственный спектакль-балаган «Приходите завтра» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»). Благо для него артистам не нужны декорации. Требуется лишь небольшой реквизит (веера, подносы, стулья) и несколько костюмов. Перевозить с места на место весь этот скарб также нетрудно.

С моей точки зрения, «Человек в ситуации инвалидности» является самым личным и понятным понятиям, которые относятся к нашим родственникам, огромному коллективу людей с ограниченными возможностями. Их склонность в большей степени направлена ​​на то, чтобы не поддаваться анализу потребностей сектора, делая их кажущимися легкими и легко превзойти. Мы уже знаем, что этого недостаточно, чтобы просто «Положить ногу».

Правильный термин: Человек с инвалидностью. В названии Международной конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, четко говорится о концепции с инвалидностью, термин для использования. Поэтому его использование считается единственно правильным во всем мире.

Сегодня необычную постановку можно увидеть в подвальном помещении «Тетра Док». Туда «Простодушных» пустили из дружеских побуждений. «В любой момент нас могут выгнать, и это будет справедливо. Ведь в «Театре Док» полно своих проектов…», – с горечью говорит создатель и режиссер «Театра Простодушных» Игорь Неупокоев. Не один год он ходил по многочисленным инстанциям, просил, дарил чиновникам билеты на постановку, умолял хотя бы выслушать. В один прекрасный момент решил: «Хватит!». Проще договориться с друзьями, которые могут приютить на пару спектаклей, чем выпросить у столичной власти хотя бы один квадратный метр. «Я разослал кучу пригласительных, но ни один чиновник ни разу не пришел на спектакль! О чем можно просить этих людей?»

Всего в театре 9 актеров, 6 из них – люди с синдромом Дауна. Нас встретил у входа красивый худенький мальчик, с грустными голубыми глазами. 21-летний Антон несколько отличается от своих коллег, хотя считается, что синдром Дауна делает людей неуловимо похожими друг на друга. У них у всех «марсианские» глаза, маленькие уши, вдавленные переносицы… Но самое интересное – у всех похожие линии на руках: линии ума и сердца как бы сливаются в одну.

Ощущение «одинаковости» пропадает, когда только они начинают играть. Тогда сразу понимаешь – у каждого свой характер, каждый по-своему талантлив. Именно по этому признаку распределяет режиссер среди них реплики. «У нас все, как в настоящем театре, – говорит Неупокоев, – закулисные интриги даже есть! Вот папа одной актрисы недавно возмущался, дескать, я специально даю роли тем, кто хуже говорит, чтобы показать, какой я «выдающийся режиссер»! На самом деле больше текста получают те, кто говорит с большим чувством!»

Кстати, в политкорректных странах не услышишь слово «даун», там их давно называют «альтернативно-одаренными» или «медленными детьми». Специалисты признают, что у детей замедлено развитие, но все уверены – их можно научить всему, просто надо заниматься.

По словам Неупокоева, актеров он искал очень просто – пришел в ассоциацию Даун Синдром, попросил списки. И дома методично обзвонил всех. Большинство от предложений режиссера отказались по телефону. Мотивировка, как правило, такая – некому возить. «Если бы я знал, насколько будет тяжело, может, и не взялся бы за это. Весь первый год просто возвращался с репетиции, ложился и больше ничего не мог делать. Ведь у многих была нарушена речь, они с трудом учили тексты, быстро уставали, им сложно было объяснить замысел. Представьте, я прыгал вокруг них, кричал, хохотал, орал, а они были безучастны, они ничего не понимали. Я объяснял им, куда вставать, они вставали, но тут же забывали все мои указания».

Но теперь, по признанию режиссера, это идеальные артисты – никогда не настаивают, что сцену надо сыграть так или иначе, а выполняют все по первому требованию, хорошо знают тексты...

Пока не начался прогон, все актеры, как и полагается, находились в гримерке. Дверь открыта – артистам нравится махать рукой и улыбаться всем, кто проходит мимо. При любой возможности жмут руку и даже обнимают вас. Доброта и отзывчивость таких людей известны. Недаром психиатры часто называют их «солнечными натурами». Наконец, актеры выстраиваются на сцене – Антон, Маша, Леночка, Лена, Руслан, Сергей и Дима.

Начинается репетиция. Капитана Копейкина – безногого и безрукого, никому не нужного инвалида играет Сережа Макаров. Он прославился ролью в картине Геннадия Сидорова «Старухи». Сергей знает много стихов, поет, всего за полгода научился играть на фортепьяно. Дима Поляков сочиняет стихи про любовь и одиночество, он – сама доброта, а в спектакле ему досталась роль строгого генерала. На сцене драматический момент – возвращение капитана Копейкина домой. Вот мама капитана, которую играет Лена Чумакова, обнимает своего сына и плачет от радости, что он вернулся живым. Лена плачет, причитает и молится. В зале – тишина, кто-то тоже беззвучно плачет, кто-то сидит с каменным лицом. А актриса продолжает причитать и гладить «сына» по спине.

Актриса играет так, что, кажется, слышишь, как на самом деле мать встречает сына-инвалида с войны. Текст у актеров очень сложный, ведь это Гоголь, тут и «ваше высокопревосходительство», и такие сложные фразы, как: «Без сомнения, вы будете вознаграждены, как следует: ибо не было еще примера, чтобы в России человек, приносивший, относительно так сказать, заслуги отечеству, был оставлен без призрения». Некоторые говорят с трудом, но все понятно.

За одной из девочек – Леной Чумаковой – с первого ряда неотрывно наблюдает мама Лидия Алексеевна. Лена – единственная дочка, «самая любимая и самая лучшая». Родители, особенно мамы, это неотъемлемая часть коллектива «Простодушных». Без них, возможно, ничего бы и не получилось.

«Когда мне сказали диагноз дочери, я три месяца плакала. А сейчас понимаю – мой ребенок самый лучший! Никто и ничего толком не знает о таких детях! – говорит Лидия Алексеевна. – Люди думают, что они – крест и беда своих родителей! Я так не считаю. Мало кто может так бескорыстно и преданно любить, как они! Помню, когда дочке было 14 лет, она мне сказала вдруг: «Он мне тебя не просто послал. Он знал, что ты меня не бросишь!». Я оторопела, и спрашиваю: «Кто он?». А дочь говорит: «Всевышний».

«Знаете, по-моему, любая мать может сказать, как мама главного героя фильма «День восьмой » (его сыграл актер с синдромом Дауна, который получил за лучшее исполнение мужской роли первый приз на Каннском фестивале): «Ты самое лучшее, что у меня было в этом мире, ты для меня – подарок небес!». Когда я услышала эти слова, то расплакалась, взяла ручку и записала, – говорит другая родительница. – По мистической легенде наши дети в прошлой жизни страдали грехом гордыни. За это бог дал им такую необычную «оболочку». И сейчас они живут в своем особом мире».

Синдром Дауна – самое загадочное отклонение от нормы. Единой научной гипотезы о том, чем вызвано это нарушение, пока нет. Рождение детей с синдромом никак не связано с физическим состоянием родителей: ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной зависимостью. Рождение «медленного» ребенка также не зависит от социального статуса, образования, национальности и образа жизни родителей. Ежегодно в России регистрируется 2 тысячи детей с синдромом Дауна. Причем, как говорят медики, с устойчивой периодичностью.

Для этих людей весь мир это светлые и темные пятна. 2-3 метра и окружающие предметы растворяются в тумане. Все что они делают, они делают вопреки своему диагнозу и своей судьбе.

Слепых художников не бывает, слепого учителя обманут ученики, незрячий спортсмен никогда не сможет бороться. Однако эти люди рисуют, борются и преподают назло всем стереотипам и своей собственной судьбе.

В два года Сергей Царапкин перенес тяжелое инфекционное заболевание. К 18-ти практически ослеп, в 32 начал рисовать. Его болезнь называется – атрофия зрительного нерва. Мозг нормальный, глаза нормальные, а тонкая перемычка между ними почему-то не работает. У художника Царапкина 3 процента зрения на каждый глаз. Весь мир для него это светлые и темные пятна.

На свою работу 36-летний учитель Юрий Ефимов добирается на 2 троллейбусах. У него врожденная катаракта и 4 процента зрения. Чтобы передвигаться без посторонней помощи, он носит очки с 10-кратным увеличением. Ефимов преподает музыку в Ярославском коррекционном доме-интернате для умственно отсталых детей. «У меня такая хитрость есть. Ребят со спины не могу узнать, ростом примерно одинаковые, подхожу, говорю, как дела, или ну рассказывай. – Чего рассказывать? – Мне этого достаточно. Саша или Миша. » В Курском музыкальном училище Юрий Ефимов учился игре на трубе, даже участвовал в духовом оркестре. С тех пор мечтает о собственном инструменте. Зарплата учителя – три тысячи рублей, еще две с половиной - пенсия по инвалидности. Через несколько лет Ефимов обязательно накопит деньги на хороший инструмент.

Последнее время учитель музыки Ефимов собирает ритмические музыкальные инструменты. Ложки, трещотки, маракасы и прочие бубны ему нужны, чтобы сколотить из своих учеников настоящий ансамбль. Больные дети, которые порой не могут запомнить ни слов, ни мелодии песни, часто обладают врожденным чувством ритма.

За 10 лет художник Царапкин написал более тысячи картин. Слепой художник не пользуется кистями. Масляные краски он растирает пальцами рук. Однако его любимый материал – уголь. Он оставляет на бумаге толстый жирный след.

Благодаря своим необычным картинам Эсреф Армаган прославился не только у себя на родине, в Турции, но и за рубежом. Эсреф Армаган с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи. У него потрясающее чувство цвета, он соблюдает законы перспективы и светотени. Казалось бы, что удивительного? Однако этот художник от рождения слеп.

Свои картины он рисует руками. Сначала он накладывает на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, в ход идут другие цвета. Таким образом, Армаган выработал уникальную художественную технику. Процесс создания картины достаточно долог. Сначала художник делает набросок: проводит клинышком по поверхности холста. Затем сразу же прощупывает пальцами получившуюся неглубокую канавку, проверяя правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета художник достиг с помощью других людей: он запоминал соответствия со слов зрячих. Из объяснений Эсреф понял, что небо должно быть голубым, трава – зеленой, а море – синим.

Сейчас уникальному художнику 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, по причине слепоты не мог ходить в школу. Никто специально не учил турка рисовать, но талант проявится в сам. Уже в 6 лет Эсреф Армаган сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками без использования кисточек. В 42 года он перешел на быстросохнущую гуашь, сохранив, правда, свою художественную технику.

Нейл Харбиссон - первый официальный киборг в Великобритании. 25-летний студент художественного колледжа совершенно не различает цвета и поэтому постоянно носит на голове камеру-колориметр, а в рюкзаке ноутбук, который переводит цвета в звуки. Нейл различает на слух 360 цветов и оттенков. Он уже привык смотреть на мир только в наушниках.
Первый киборг Великобритании добился немалых успехов в живописи. Посмотреть на произведения слепого на цвет художника собираются целые залы в Лондоне и Барселоне. Нейл говорит, что рисует исключительно на слух. В процессе творчества он чувствует себя композитором.

Один из известнейших художников Эдгар Дега прожил около восьмидесяти лет. К пятидесяти годам он ослеп, но не переставал до смерти рисовать шедевры, кроме того, увлекся скульптурой, несмотря на удары, которые наносила ему жизнь: частые болезни, вынужденные переезды, полная потеря зрения.

В данной работе приведено множество примеров удачной адаптации и социальной реабилитации людей с отклонениями в развитии. Эти люди не смотря на свой дефект смогли выжить и добиться невероятных успехов. Слепые и глухие пишут картины, шедевры инструментальной музыки, заставляют окружающий мир уважать себя, не смотря на свою «ненормальность».

Сам дефект не несет в себе столько проблем, сколько таится в отношении к этому дефекту. Все дети имеют право на обучение, спорт и культуру, и проблема не столько в них, сколько в окружающих. Решение этой проблемы возможно лежит не только в «нормализации» этих детей, а в изменении отношения социума к понятию «аномалия» и «аномальный ребенок». Ведь слепота или умственная отсталость не мешает этим людям быть известными, успешными, добрыми и порядочными людьми, а глухота не может убить в человеке чувство стремления к прекрасному, это может сделать общество своим отношением к нему.

Список литературы:

1. Назарова Н.М. Специальная педагогика - М., 2004.

2. Бойко Ю. Пограничное состояние психики //Закон – 2001 - №9, с 27-45.

3. Домб Г. Похожие на дельфинов // Первое сентября – 2000 - №5, с 34-52.

4. Юркин А.Б. Пророк – М.,1997

5. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики – М., 2002.

Соц реабилитация Соц реабилитация – это сист и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деят-ти инв-дов в конкретно соц-о – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инв-дов. В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инв-дов и больных возникают различные ограничения жизнед-ти, кот-ые вызывают различные виды соц недостаточности: нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями); нарушение способности передвижения; нарушение способности к трудовой деят-ти;нарушение способности к обучению;нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению;нарушение способности контролировать свое поведение. Соц реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инв-да и, охватывая все сферы жизнед-ти инв-дов, ставит перед собой след цель: восстановление способностей инв-да к самост, общественной и семейно – бытовой деят-ти. Соц адаптация – это сист мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в тжс, к принятым в общ-ве правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнед-ти. В технологии соцреабилитации можно выделить 2 направления: Соц-о – бытовая реабилитация; Соц-о – средовая реабилитация, кот-ые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в соц среде. Рассмотрим подробнее эти направления. Соц-о – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообсл-я и деят-ти в быту, приспособление к новым условиям жизни. Соц-о – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инв-да. Определим этапы соц-о – бытовой реабилитации: Соц-о – бытовое устройство – это важный компонент, кот-ый отражает состояние обеспечения инв-да элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Соц-о- бытовая реабилитация – обучает чел-ка самост-но ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инв-да с предметами и окружением соц-о – бытового назначения. Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнед-ти инв-да за пределами его жилища, восстановление способности инв-да к жизни в общ-ве. Соц-о – средовая реабилитация подразумевает 2 процесса: приспособление соц среды к возможностям инв-да, устранение препятствий; обучение инв-да жить в обычном социуме,в результате этих процессов произойдет социализация инв-да, т.е. его вхождение в общ-во. Также различают несколько этапов осуществления соц-о – средовой реабилитации: Соц-о – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде.



23)Уровни социальной адаптации человека с огранич-ми возмож-ми здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий

1. Высокий; 2.Средний 3.Низкий Высокий ур-нь соц адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам -усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в соц-х, полит-х и эконом-х процессах -определяет и принимает реш-я, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки. - достижение полного самообсл, высокого ур-я санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур Средний уровень - У инв-да со среднем ур-нем соу адаптации присходит приспособление к нормам и ценностям малой гр без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнед-ти. -Как правило, он включается в деят-ть и общения с помощью другого лица (родителя, друга, спец по СР) Низкий Для низкого ур-ня соц адаптации чел-ка с огранич-ми возмож-ми здоровья характерно: -Проявление самоизоляции,затворничества, ограничения куонтактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, установливать отнош-я. -Не умеет вести диалог с оппонентом, выступает с ним конфликт. -Наблюдается значительное снижение соц умений и навыков по самообсл-ю, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, проф деят-ть

25)Методы социальной терапии. Приёмы социальной терапии.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный - выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов СР-ка. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким чел-ом ч/з "связь", возникающую в рамках терапевтического процесса. Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы. Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу чел-ка. Работа поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное знач-е для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает соц статус чел-ка. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс "никчемности существования".

Трудовая терапия позволяет организовать совместную деят-ть, облегчая при этом взаимоотношения м/у людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом соц развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Терапия самовоспитания. Самовосп- это активный процесс формирования чел-Ком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе соц-о обусловленных представлений об идеале собственного "я". Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом аспекте этот метод включает след приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных "психол-х барьеров"; 4) создание желаемого образа "Я"; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения "Я-образа" в различных ситуациях деяте-ти и общения; 8) "наложение" стереотипов "Я-образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деят-ти. К обучению навыкам социального функционирования относятся след методы: - выполнение клиентом разных функций в терапевтическом сообществе, в частности таких, как функции подчинения, наведения порядка, дежурство по уборке; руководящие функции в самоуправлении и связанные с этими функциями ответственность и умение руководить другими. - организация свободного времени, своего и других, инициатива в общих развлекательных мероприятиях; - терапия занятостью, самостоятельность, сотрудничество, инициатива, заинтересованность; - беседы о профессии, рассказ на собрании клиентов о своей профессии, занимаемой должности, своих стремлениях, достоинствах работы, публичное выступление. Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как тренинг преодоления робости, тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих. Социотерапия - воздействие

на социальное окружение клиента с помощью государственных и общ-х организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д. Музыкотерапия - один из старейших методов воздействия на психику чел-ка, кот-ый может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими чел-ку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные соц роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях.

Арттерапия - лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; - использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов; - творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Цветотерапия-. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем - снижается. Такое влияние наблюдается и при умственном труде. Психогимнастика - одна из форм психотерапии, при кот-ой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упр направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, - свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Знач-е этого метода будет возрастать вследствие урбанизации соц среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности чел-ка от природы. Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Чел-к создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа.

Трудоустр инв-ов

Численность инв-дов в России ежегодно увеличивается - за последние 10 лет этот показатель вырос более чем вдвое (свыше 12 млн. человек, 49% из них - в трудоспособном возрасте). Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст безработных инв-дов 26-45 лет, более 80% - инвалиды III группы и около 15% - II группы. Трудоус-тво инв-дов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные фед-м законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инв-дов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деят-ти по созданию спец-х рабочих мест для инв-дов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий фед-х органов власти в сфере занятости на региональный ур-нь. В субъектах РФ только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с огранич-ми возможностями. Принцип создания спец-х рабочих мест должен быть следующим - не инв-д на рабочее место, а рабочее место для инв-да. Только при таком подходе можно эффективно решать проблемы трудоус-ва людей с огранич-ми физ-ми и ментальными возможностями. - Организовать обучение специалистов по обустройству спец-х рабочих мест для инв-дов. На данный момент, из-за их отсутствия, как в гос-х, так и в коммерческих структурах отсутствует понимание"что такое специальное рабочее место и как его создавать? - Установить льготы, вплоть до полной отмены платы за содержание специального рабочего места для инвалида.



Просмотров