Что относится к ведению гос думы назначение. К ведению государственной думы относится

К ведению Государственной Думы относится

  1. Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия...

    ж) объявление амнистии;

  2. Статья 103

    1. К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    ж) объявление амнистии;

    з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

  3. Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся:

    Конституция РФ Глава 5 Статья 103
    1. К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    ж) объявление амнистии;

    з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

    3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

  4. В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:
    а) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления.

    б) Выражение недоверия Правительству РФ.

    в) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы.

    г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    д) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ.

    е) Выдвижение обвинения против Президента РФ.

    ж) Объявление амнистии.
    з) Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

  5. бухло
  6. чт мало
    а доходы и расходы всех чинушь

По Конституции Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов избираются по мажоритарной системе, а 225 - по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21 года.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы делятся на три группы.

Исключительные полномочия . К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта РФ, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы.

Полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности. К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.

Структура Государственной Думы . Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается Председатель. Однако здесь имеется и должность первого заместителя Председателя. Помимо первого избираются другие заместители, число которых устанавливается регламентом. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя и председатели комитетов.

Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Техническую работу выполняет аппарат Государственной Думы.

Порядок работы. Деятельность Государственной Думы проходит на основе принципов коллегиальности, свободного обсуждения вопросов и открытости. На заседаниях вправе присутствовать члены Совета Федерации, могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Аккредитуются и представители средств массовой информации. Однако по решению палаты могут быть проведены и закрытые заседания. Президент или его полномочный представитель в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты имеют лишь короткие зимние и более продолжительные летние каникулы. Предусматриваются различные формы работы депутатов: участие в заседаниях палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп, обсуждение вопросов на парламентских слушаниях, работа с избирателями.

Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронных средств подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней и путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам - от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов

Текст Ст. 103 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 103 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи определяются вопросы исключительного ведения Госдумы, которые не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции нижней палаты парламента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Полномочия Госдумы определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент Госдумы). Так, например, полномочия принимать федеральные законы, Регламент Госдумы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» конкретизировал полномочие Госдумы о принятии федеральных законов правом принимать такие законы по вопросам обеспечения режима военного положения и по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними)*(558). Регламентом Госдумы добавлены полномочия по утверждению планов международных связей Госдумы с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, внесению запроса в Конституционный Суд РФ и направление представителей Госдумы в него и др.*(559)

В соответствии с комментируемой статьей к ведению Госдумы относятся следующие вопросы, по которым она принимает постановления.

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Условия реализации Госдумой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства РФ являются юридическими средствами содействия выработке Госдумой и Президентом РФ общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства РФ и элементом системы сдержек и противовесов*(560).

В соответствии со ст. 83, 103 и 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. Госдума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы. Результат голосования оформляется постановлением Госдумы.

В случае отклонения Госдумой кандидатуры на указанную должность Президент РФ может предоставить новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 11 Конституции РФ). Процедура подтверждения полномочий назначенного Президентом Председателя Правительства со стороны вновь избранной Госдумы в Конституции РФ не предусмотрена, однако у Госдумы в любом случае имеется право инициировать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации*(561).

В 1998 г. Президент РФ трижды представлял Государственной Думе одну и ту же кандидатуру, в результате чего Государственная Дума под страхом роспуска дала требуемое согласие, однако обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ и, в частности, попросила разъяснить, вправе ли Президент РФ вновь представить отклоненную Госдумой кандидатуру Председателя Правительства РФ и каковы правовые последствия троекратного отклонения одной и той же кандидатуры. В Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Госдумы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе, на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий Главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску*(562).

И все же представляется нелогичным трехкратное предложение Президентом РФ одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы. Да, Президент РФ вправе выбирать и представлять кандидатуры Председателя Правительства РФ по своей инициативе. Право выбора Государственной Думы ограничено представленными Президентом РФ кандидатурами, однако самостоятельность ее в этих рамках не может быть поставлена под сомнение. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент РФ трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент РФ либо оказывает давление на Государственную Думу, пытаясь подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной государственной Думой, сознательно идет на конфликт ней и провоцирует ее роспуск*(563).

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Госдума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения, после чего принимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Если обсуждаемый вопрос не набрал большинства голосов депутатов, он считается отклоненным.

Если Президент РФ не согласился с решением Госдумы о недоверии Правительству РФ и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Данный вопрос рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, результаты голосования оформляются постановлением. Если данное решение не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству РФ. Если ни одно из решений не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Возможность вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента РФ и Госдумы при решении вопроса о судьбе Правительства РФ*(564).

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Назначение на указанную в комментируемой статье должность и освобождение от нее отнесено к ведению Госдумы ввиду того, что данное должностное лицо является одной из ключевых фигур в системе управления экономикой страны и призвано исходить из общефедеральных интересов при проведении кредитно-денежной политики и быть в значительной степени независимой от субъектов РФ*(565).

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ кандидатуру для назначения на должность или освобождении от нее Председателя Центрального банка РФ представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ.

Предложенная кандидатура на назначение или освобождение предварительно рассматривается на заседаниях (совместных или раздельных) Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Данные комитеты вносят проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

Председатель Центрального банка РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Госдумой. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются сроком на шесть лет*(566).

Кандидатуру для назначения на должность или освобождения от должности Председателя Счетной палаты представляет Президент РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями, комитетами Госдумы, а также депутатами в количестве не менее 1/5 от общего числа депутатов Госдумы. Кроме того, они выносят предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты.

Представленные для назначения на должность или освобождения от нее кандидатуры Председателя Счетной палаты и ее аудиторов предварительно рассматриваются на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам, который вносит проект постановления Госдумы по указанным вопросам на рассмотрение палаты.

Госдума рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Счетной палаты или освобождении от нее в двухнедельный срок со дня представления Президентом РФ кандидатуры на эту должность.

По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Госдума принимает постановление. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры может быть проведено повторное рассмотрение той же или новой кандидатуры, предложенной Президентом РФ.

В случае досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Госдума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в двухмесячный срок со дня принятия соответствующего постановления Госдумы.

5. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека.

Назначение на данную должность производится Госдумой в связи с тем, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»*(567) одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме этого, Уполномоченный по правам человека в РФ вправе выступать с докладом на очередном заседании Госдумы, а также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься в Госдуму Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца (в случае досрочного освобождения — в течение двух месяцев) до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на эту должность, приносит присягу, которая производится председательствующим на заседании Госдумы. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

6. Объявление амнистии.

Амнистия — это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста).

Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким;

об освобождении от дополнительного наказания;

о снятии судимости*(568).

Объявление амнистии осуществляется Госдумой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, подписываются Председателем Госдумы и подлежат официальному опубликованию.

7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Порядок выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ урегулирован в гл. 22 Регламента Госдумы. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления (например, государственная измена), которое вменяется в вину Президенту РФ.

Государственная Дума образует специальную комиссию, которая рассматривает данное предложение для оценки соблюдения процедурных правил и обоснованности обвинения. Заключение этой комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы.

По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может обратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного вопроса.

По итогам обсуждения на заседании Государственная Дума 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.

Решение о выдвижении обвинения оформляется постановлением государственной Думы без дополнительного голосования, которое в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

2. По всем перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи, а также в других статьях Конституции РФ (например, ч. 1, 3 и 4 ст. 101, ч. 1, 4 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2, 3 и 5 ст. 125, ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ст. 136) вопросам Госдума принимает постановления.

Госдума вправе принимать также заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.

3. В части 3 комментируемой статьи определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Общее число депутатов Госдумы составляет 450 человек. Простое большинство голосов — число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов Госдумы, т.е. для принятия постановления необходимо не менее 226 голосов.

Однако не все постановления Государственной Думы рассматриваются в таком порядке. Существуют и исключения, когда такие постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов — число голосов, составляющее 2/3 или 3/5 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Так, не менее 2/3 голосов требуется для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (), преодоления «вето» Совета Федерации по федеральному закону, принятому Госдумой (); преодоления «вето» Президента РФ по отклоненному федеральному закону (), одобрения федерального конституционного закона (). Не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы необходимо для поддержки предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ ().

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

  • Вопрос 13: Понятие и виды основ конституционного строя рф
  • Вопрос 14. Российское государство и его конституционные характеристики.
  • Вопрос 15. Государственный суверенитет рф и её субъектов по крф и в решениях кс рф
  • Вопрос 16. Экономические основы конституционного строя рф
  • Вопрос 17. Принципы социального и правового государства по крф
  • Вопрос 18. Политические основы конституционного строя. Политический и идеологический плюрализм.
  • Вопрос 19.Правовой статус общественных объединений. Организационно – правовые формы общественных объединений.
  • Вопрос 20. Особенности правового статуса пп в рф.
  • Вопрос 21. Принцип светского государства. Основы взаимоотношений религиозных объединений и государства рф. Правовой статус религиозных объединений
  • Вопрос 22. Народовластие как основа конституционного строя рф. Виды народовластия.
  • Вопрос 23. Референдум: понятие, виды,правовое регулирование, вопросы референдума, порядок организации и проведения референдума
  • 5. На референдум не могут выноситься вопросы:
  • Вопрос 24. Конституционный статус личности: понятие, структура, принципы
  • Вопрос 25. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, характеристика. Классификация конституционных прав и свобод.
  • 26. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: виды, содержание.
  • 27. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: виды и содержание.
  • Вопрос 28: Политические права и свободы
  • 28. Социально-экономические и культурные права и свободы личности в Российской Федерации: виды,содержание.
  • 29. Гарантии конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.
  • 31. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
  • 32. Воинская обязанность граждан рф. Право на замену воинской обязанности альтернативной гражданской-службой
  • 33. Понятие, правовое регулирование и принципы гражданства Российской Федерации.
  • 35. Прекращение гражданства Российской Федерации: правовое регулирование, основания и порядок прекращения.
  • 36. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей: правовое регулирование, содержание.
  • 37. Полномочные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской-Федерации.
  • 38. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации. Обжалование решений по вопросам-гражданства-Российской-Федерации.
  • 39. Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право убежища
  • 40. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового-положения.
  • 41. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 42. История развития федерации в России.
  • 43. Государственная целостность и единство системы государственной власти как принципы федеративного устройства рф.
  • 44. Принцип равноправия и самоопределения народов в рф и формы его реализации.
  • 45. Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года.
  • 46. Принцип разграничения предметов ведения рф и субъектов рф и полномочий органов государственной власти рф и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.
  • 47. Порядок принятия в состав рф нового субъекта Федерации
  • 48. Порядок образования в составе рф нового субъекта Федерации.
  • 49. Государственные символы и правовой статус столицы Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе российской федерации
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге российской федерации
  • Закон о статусе столицы российской федерации
  • 50. Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации
  • 51. Особенности статуса автономных округов и автономной области в Российской Федерации.
  • 53. Принципы избирательного права в Российской Федерации, их гарантии.
  • 54. Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика).
  • 4. Формирование избирательной комиссии.(Из. Ком)
  • 5. Составление списка избирателей
  • 6. Выдвижение и регистрация кандидатов
  • 7. Предвыборная агитация (па) и информирование
  • 8. Голосование
  • 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов
  • 55.Назначение выборов, образование избирательных округ и участков:
  • 56. Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий.
  • Избирательные комиссии
  • 57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.
  • 58. Правовой статус кандидатов, избирательных объединений. Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
  • 59. Информирование избирателей и предвыборная агитация. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
  • 60.Финансирование.Выборов.В.Российской.Федерации.
  • 61. Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов:
  • 62. Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными.
  • 63. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы.
  • 64. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в Российской Федерации
  • Реализация системы сдержек и противовесов в Российской Федерации.
  • Вопрос 65:
  • 66. Условия и порядок выборов президента рф. Федеральный закон о выборах президента российской федерации
  • Выдвижение и регистрация кандидатов
  • Глава VII. Информирование избирателей и предвыборная агитация
  • Глава IX. Голосование и определение результатов выборов президента российской федерации
  • Глава X. Вступление в должность президента российской федерации
  • 67. Прекращение полномочий Президента рф.
  • 68. Администрация Президент рф.
  • 69. Акты п рф, порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 70.Конституционно-правовой-статус-Федерального-Собрания-рф.
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей
  • Глава 3. Избирательные комиссии
  • Глава 5. Политические партии
  • Глава 6. Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов
  • Глава 10. Голосование
  • Глава 11. Подсчет голосов избирателей. Установление итогов голосования. Определение результатов выборов депутатов государственной думы
  • 72. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Федеральный закон
  • О порядке формирования совета федерации федерального
  • Собрания российской федерации
  • 73. Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания рф.
  • 1) Ст. 102 Решение вопроса о доверии Правительству.
  • 7) Выдвижение обвинения против Президента рф для отрешения его от должности
  • 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)
  • 5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека.
  • 6) Объявление амнистии
  • Председатель
  • Ведение п.Сф
  • Совет Палаты - коллегиальный орган сф, образованный для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности сф. В состав с правом решающего голоса входят:
  • 76. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания рф.
  • Глава II. Гарантии деятельности члена совета федерации, депутата государственной думы
  • 78.Роспуск-Государственной-Думы.
  • 79. Законодательный процесс в Российской Федерации: общая характеристика
  • 80. Право законодательной инициативы в Российской Федерации.
  • 81. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов.
  • Федеральный закон
  • О порядке опубликования и вступления в силу
  • Федеральных конституционных законов, федеральных
  • Законов, актов палат федерального собрания
  • 83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.
  • 84. Правительство рф: функции, порядок формирования, полномочия, акты.
  • 85. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
  • 86. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, структура, основные принципы деятельности.
  • 87. Основания и повод рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
  • 88. Решения Конституционного Суда рф: виды и правовая природа..
  • 89. Статус судей Конституционного Суда рф.
  • 90. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: правовое регулирование, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий.
  • 93. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие и принципы. Органы местного самоуправления и должностные лица.
  • Принципы территориальной организации местного самоуправления
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • 3. Назначение на должность, освобождение от должности председателя цб рф.(Банка России)

    Данное должностное лицо назначается на должность по п.2 ст.83 по предложению президента РФ. Президент Рф представляет палате кандидатуру не позднее чем за 3 месяца до истечения срока полномочий предс. БР. Кандидатура предварит. Рассматривается комитетом ГД по кредитным организациям и финанс. рынкам, кот.и разрабатывает проект постановления палаты по данному вопросу и вносит его на рассмотрение ГД. Лицо считается назначенным на должность председателя ЦБ РФ, если за его назначение проголосовало большинство от общего числа депутатов ГД. В случае отклонения ГД кандидатуры предствл. Правительством, пр-т в течении 2-х недель вносит новую кандидатуру, НО: одна и та же кандидатура не может быть представлена в палате более 2-х раз. В случае досрочного освобождения от должности председателя ЦБ пр-т представляет новую кандидатуру на указанную должность в течение 2-х недель.

    Лицо считается освобожденным от должности если за постановление проголосовало большинство от ОЧД ГД.

    4) Назначение, освобождение от должности председателя счетной палаты и 1\2 состава ее аудиторов.

    Счетная палата - колл.орган, образуемый для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета. В форм. Счетной палаты участв. ГД и СФ на паритетных началах. Председателя палаты -ГД; заместителя председателя, 1\2 палаты - СФ.ПРЕДЛАГАЕТ ПРЕЗИДЕНТ!! ст.5 ФЗ

    6 аудиторов сроком на 6 лет с соблюдением требований, уст. ФЗ " О счетной палате РФ". Лица считаются назначенн. на должность, если "за" проголосовало большинство. Аналогично - при освобождении от должности.

    5) Назначение, освобождение от должности уполномоченного по правам человека.

    Уполномоченн. по правам человека (У) - должностное лицо, призванное предоставленными ему средствами способствовать восстановлению наруш. прав человека и гражданина.

    Его правовой статус регулируется ФКЗ 1997 " О уполномоченном по правам человека в РФ". Согласно чему, У может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гр-на и опыт их защиты. Кандидатуры на эту должность вправе представить Президент РФ, СФ, депутаты и депутатские объединения ГД. Лицо считается назначенным на указ.должность, если за него проголосовало бол-во от ОбщегоЧислаДепутатов ГД. Он назначается сроком на 5 лет и не связан с полномочиями палат. Решение о назначении У д/б принято не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего У, либо в теч.2-мес со дня досрочного освобождения от должности У.

    Основания для досрочного прекращения полномочий У:

    1.)занятие деят-тью, несовместимой с должностью У;

    2.)вступление в законную силу обвинительного приговора суда;

    3.)длительная неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам (4 мес и более) осуществлять свои обяз-ти;

    4.)заявление самого уполномоченного

    6) Объявление амнистии

    Амнистия - однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенное прест-ие до установленной в акте об амнистии даты.Согласно установившейся традиции, амнистию объявляет либо законод.орган, либо его палата общего представ-ва. Постан-ие ГД об амнистии явл.одним из немногих н.п.а., кот.принимаются нижней палатой. Постан-ие принимается бол-ом от ОЧД ГД и вступает в силу после официального опубликования.

    8) ч.2,5ст.125К.: Обращаться с запросом в КСРФ о соответствии КРФ определенныхн.п.а.

    9) ч.5ст.125К: Обращаться с запросом в КСРФ о толковании КРФ.

    10) ч.3 ст.125 КРФ: ГД может внести в КСРФ ходатайство о разрешении спора о компетенции ГД, если она считает, что какой-либо орган его нарушил.

    11) З-н РФ (ФЗ) "О ЦБ РФ": ГД помимо председателяназначает 12 членов совета директоров ЦБ, 3-х своих представителей в национальном банковском совете.

    12) ФЗ "Об основных гарантиях…":ГД назначает 5 членов ЦИК с правом решающего голоса.

    13) Заслушивание отчетов Правительства РФ. Отчет составляется председателем правительства по вопросам за ранее известных правительлству и по вопросам лично подготовленным.

    14) Проведение правительственного часа (ответы членов правительства)

    74.Порядок.работы.Государственной.Думы.Федерального.Собрания.РФ.

    Палаты ФС РФ – ГД и СФ – заседают раздельно .

    Совместные заседания предусмотрены для заслушивания:

      посланий Президента РФ, посланий КС РФ, руководителей иностранных государств

    Руководство деятельностью ГД осуществляют:

      Председатель ГД, избираемый из ее состава

      1-ый заместитель Председателя ГД

    Рабочие органы ГД – комитеты и комиссии , которые:

    Готовят законопроекты, Предварительно рассматривают законопроекты, Организовывают парламентские слушания, Рассматривают вопросы, входящие в предмет деятельности комитета или комиссии, Рассматривают иные вопросы, входящие в компетенцию ГД

    Комитеты – постоянные рабочие органы палат. Численный и персональный состав каждого определяется палатой. Каждый депутат ГД д/б членом того или иного комитета.

    Комиссии – временные рабочие органы, как правило.

    Счетная комиссия – постоянно действующий орган. Временный секретариат и временная комиссия прекращают свою работу после выборов всех внутренних органов.
    (кроме депутатских групп)






    Парламентские слушания:

    75. Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Органы и должностные лица СФ.

    Органами СФ (по регламенту) являются:

          Совет палаты СФ, Комитеты СФ, Комиссии СФ

    Должностные лица:

      Председатель СФ, Заместители Председателя СФ, Заместители Председателей комитетов и комиссий.



    Просмотров