Сообщение моим детям на тему «Знакомим дошкольников с его правами. Занятие по правовому воспитанию со старшими дошкольниками: видео

Воспитатель Гончарова В.В. МБДОУ детский сад № 44 г.Тамбов

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о профилактической работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, с учётом состояния физического здоровья детей и их потенциала, воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья. Только в детстве человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении жизни. В этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно именно сейчас сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить осознанность выполнения занятий физической культурой и спортом.

Вся работа с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня, с участием медицинского и педагогических работников.

Организацию познавательных игр и занятий чередую с занятиями по физической культуре, подвижными играми и другими видами деятельности. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности. С целью повышения двигательной активности воспитанников мною предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на занятиях, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, спортивные соревнования, динамический час на прогулке.

Организация двигательной деятельности детей осуществляется следующим образом:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
  • занятия с использованием мини – тренажеров;
  • гимнастика пробуждения;
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»;
  • ежедневный режим прогулок;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
  • музыкальные занятия;
  • занятия по формированию здорового образа жизни.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом в течение дня. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Проводится и лечебно – профилактическая работа. В неё входят следующие мероприятия:

  • постоянный контроль осанки;
  • контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
  • сбалансированное питание;
  • вакцинация против гриппа;
  • потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  • употребление соков и фруктов;
  • кварцевание групп;
  • массаж.

На занятиях и в свободной деятельности используются практически апробированные и разрешенные методики нетрадиционного оздоровления детей:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
  • дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
  • аромотерапия;
  • самомассаж.

В рамках разъяснительной и консультативной работы я провожу следующие мероприятия:

  • Проводится оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  • открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
  • активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
  • оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  • организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
  • проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

Ребёнок беззащитен, зависим от взрослого. И наша главная задача – сохранить всё замечательное, что с такой любовью и трепетом создала и вложила в него природа, помочь ему воспринять мир в его гармонии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

6. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

7. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

Валентина Шевцова
в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии

В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на сохранение самого важного- здоровья детей . Несомненно, что основной задачей детского сада , является подготовка ребенка к школе и к самостоятельной жизни, для этого воспитателям необходимо вложить в воспитанников определенные умения и навыки. Но способен ли каждый воспитатель наблюдать за негативными тенденциями состояния здоровья своих подопечных ? Этот вопрос и привел воспитателей к необходимости применения здоровьясберегающих технологий в ДОУ .

В системе дошкольного образования понятие "" появилось сравнительно недавно, ранее понятие было известно как санитарно-гигиенические мероприятия.

Здоровье детей всегда будет актуальной и востребованной темой, ведь его нельзя поддерживать исключительно медицинскими препаратами есть более действенный способ - это движение, ведь движение - это жизнь! Физические упражнения это залог здорового будущего подрастающего поколения. Дошкольный возраст- это один из важнейших этапов в формировании основ физического и психического развития детей.

Целью "" - предоставить воспитанникам высокий уровень здоровья , обеспечив его необходимыми умениями, навыками, заложив в него основы культуры здоровья . Достижение этой цели происходит через обучение воспитанников основам гигиены, безопасности поведения, разумного отношения к своему здоровью .

Задачи "здоровьесберегающих технологий ":

Сформировать здоровьесберегающее поведение в условиях ДОУ;

Создать комфортную психологическую ситуацию в группе, обогащая ее положительными эмоциями;

Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)

Создать у детей представление о функционировании различных органов и систем организма человека;

Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

Объединить усилия педагогов и родителей для создания максимально комфортных условий обучения и сохранения здоровья .

Не смотря на усилия педагога в формировании правильного режима дня у ребенка,здорового образа жизни , главным воспитателем и примером является родитель, и если дома режим дня не организован, нет должного отношения к здоровью , вся информация полученная в стенах ДОУ будет для ребенка в тягость, поэтому необходимо правильно организовать работу с родителями, через родительские собрания, индивидуальные беседы, анкетирование.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии в следующих направлениях :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья .

3. Коррекционные технологии .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Гимнастика

Стретчинг

Спортивные игры

Подвижные игры

Релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни

Занятия физической культурой

Точечный самомассаж

Коммуникативные игры

Коррекционные технологии

Психогимнастика

Сказкотерапия

Арт-терапия

Фонетическая ритмика

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу , а именно сохранить самый ценный дар на свете - это здоровье наших детей !

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Задачи, формы организации здоровьесберегающей работы и малоподвижные игры Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Забытые здоровьесберегающие технологии Тема: «Забытые здоровьесберегающие технологии». Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных.

Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии. Добрый день уважаемые гости! Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.

Здоровьесберегающие технологии Применение здоровье-сберегающих технологий Формула здорового ребенка Здоровый ребёнок - это ребёнок. сильный жизнерадостный любознательный.

Максимова Вера
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Что же такое - здоровьесберегающие технологии .

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования , воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том , что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов : первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах :

1. Медико-профилактическая технология .

2. Физкультурно-оздоровительная технология .

4. Технологии

1. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств .

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада . Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья . Для этого на основании индивидуальных медицинских карт, врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка .

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

3. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка , воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров , иметь валеологические знания, не переутомлен работой , должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

4. Технологии валеологического просвещения родителей.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий , к которым относятся : родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья , папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики , освещающие вопросы оздоровления без лекарств . Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии .

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни , знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» . Работа по физической культуре проводится со всеми возрастными группами, два занятия в спортивном зале с группами дошкольного возраста и одно занятие на воздухе. Занятия на воздухе проводят воспитатели по конспектам инструктора.

Для решения задач физического воспитания в детском саду организуются различные формы двигательного режима. Утренняя гимнастика проводится как в музыкальном, так и в физкультурном зале в соответствии с расписанием. Младшие группы выполняют ее в группах. Проводится пробудительная гимнастика после дневного сна, гимнастика для глаз со всеми возрастными группами. Подвижные игры, физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность планируются воспитателями в планах работы . Индивидуальная работа планируется инструктором по результатам диагностики физического развития. Для детей с выявленным низким уровнем показателей даётся задание для работы с воспитателями в группе и на улице. Детям очень нравятся физкультурные развлечения.

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются :

Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена) ;

Рациональная, неперегревающая одежда детей;

Соблюдение режима прогулок во все времена года;

Сон при открытых фрамугах;

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой)

Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта .

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий) . В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражфнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений : лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека , его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников;

Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья .



Просмотров