Конвенции унидруа. Глава I. Сфера применения и общие положения. Что это такое

  • 8. Основные начала (принципы) международного частного права: международная вежливость, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, взаимность, реторсии.
  • 10. Основания применения иностранного права и порядок установления его содержания.
  • 11. Автономия воли в мчп: сфера применения, соотношение автономии воли и условий контракта, соглашение об автономной воли.
  • 12. Соглашение о применимом праве: классификация, содержание, действительность.
  • 13. Коллизионная норма: понятие, сфера применения, структура.
  • 14.Классификация коллизионных норм.
  • 15.Проблема квалификации коллизионных норм.
  • 16. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17. Режимы иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим недискриминации.
  • 19. Иностранные юридические лица в рф. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
  • 20. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • 21.Доктрины абсолютного и ограниченного иммунитета.
  • 22.Коллизионные нормы вещных прав.
  • 23. Международные договоры о защите прав собственности на культурные ценности.
  • 24. Национализация иностранной собственности. Действие актов о национализации за границей.
  • 25. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 26. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения: понятие, правовая и природа, особенности заключения и содержания.
  • 27. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма, порядок подписания.
  • 28.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в рф.
  • 29. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа, 2004 г.): сфера применения, основные принципы, заключение и расторжение договоров.
  • 31. Конвенция о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.): средства правовой защиты покупателя и продавца, убытки, проценты, освобождение от ответственности сторон по договору.
  • 32. . Базисные условия договора международной купли- продажи товаров. Международные правила толкования торговых терминов: сфера применения, характеристика базисных условий инкотермс 2010 г.
  • 33. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств- участников снг от 20 марта 1992 г.
  • 35. Коллизионное регулирование договора международной купли- продажи товаров.
  • 36. Принцип тесной связи. Презумпции при определении применимого права.
  • 37. Сфера действия Венской конвенции о договорах международной купли- продажи товаро 1980 г. Соотношение Венской конвенции 1980 г. С оуп сэв и оуп снг.
  • 38. Соглашение о международном грузовом и пассажирском сообщении. (смгс, смпс): сфера применения, форма договора, ответственность перевозчика, порядок заявления претензий и исков, коллизионные нормы.
  • 40. Формы международных морских перевозок, их правовое регулирование. Конвенция о кодексе поведения линейных конференциях 1974 г.: сфера применения, основные принципы.
  • 41. Брюссельская конвенция 1924 г. Об унификации некоторых правил о коносаменте (в ред 1968 г.): сфера применения, форма и виды коносамента, обязанности сторон, ответственность перевозчика.
  • 42. Конвенция оон о морской перевозке грузов 1978 г.: сфера применения, ответственность перевозчика, правила предъявления требований к перевозчику.
  • 43. Йорк- Антверпенские правила 1974 г. В редакции 1990 г.: сфера применения, правовая природа, правила о толковании.
  • 44. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (кдпг) 1956 г.: сфера применения, форма и содержание договора, ответственность перевозчика.
  • 45. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (в ред. 1955 г.): сфера применения, ответственность перевозчика.
  • 46. Международные смешанные перевозки груза.
  • 47. Понятие и формы международных расчетов.
  • 48. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах: понятие, виды.
  • 49. Вексель как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе, 1930 г.
  • 50. Конвенция юнситрал 1988 г. О международных простых и международных переводных векселях: сфера применения, понятие векселя, характеристика вексельного
  • Глава I. Сфера применения конвенции и форма векселя
  • 51. Чек как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках, 1931 г.
  • 52. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитов, 1993 г.: понятие и виды аккредитива, способ и порядок исполнения аккредитивного поручения, обязательства и ответственность банков.
  • 53. Унифицированные правила по инкассо, 1995 г.: понятие инкассо, инкассовые документы, порядок осуществления расчетов.
  • 54. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 1998 г.): сфера применения, виды лизинга, общая характеристика.
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.
  • 56. Конвенция о международном факторинге (Оттава, 1988 г.): сфера применения, предмет, исполнение и ответственность по договору.
  • Глава I
  • 57. Агентские соглашения в мчп: понятие, правовая природа, виды, коллизионные вопросы.
  • 58. Регулирование обязательств из причинения вреда в международном частном праве.
  • 59. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах рф (возмещение вреда иностранными воздушными перевозчиками, возмещение вреда от разлива нефти на море).
  • 61. Международно- правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.
  • 62. Понятие интеллектуальной собственности в мчп. Территориальный характер прав на объекты интеллектуальной собственности в мчп и способы его преодоления.
  • 63. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения. Союз по охране промышленной собственности, объекты правовой охраны.
  • 64. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения, порядок подачи заявки и проведение экспертизы, международный поиск.
  • 65. Сотрудничество в области защиты авторских и смежных прав в снг.
  • 66. Сотрудничество в рамках снг по использованию и охране промышленной собственности.
  • 68. Договор о патентной кооперации, 1970 г. : сфера применения, порядок подачи заявок, международная заявка.
  • 69. Евразийская патентная конвенция 1994 г.
  • 70. Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.)
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.

    Основным актом, регулирующим лизинговые отношения в международной торговой практике, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая была подписана в 1988 г. в Оттаве (поэтому в литературе она часто именуется как Оттавская конвенция). Кроме проекта этой Конвенции УНИДРУА, содержащей прежде всего унифицированные нормы, эта международная организация подготовила также модельный договор лизинга. Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия (с 1 января 1999 г.), Белоруссия (с 1 марта 1999 г.), Узбекистан (с 1 февраля 2001 г.) и другие государства. Оттавская конвенция 1988 г. применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах. Участником Конвенции должно быть и государство коммерческого предприятия поставщика оборудования, являющегося предметом лизинга. Из Оттавской конвенции, как отмечала Т.П. Лазарева, следует, что финансовый лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя, и договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен на выплату периодических платежей. Финансовый лизинг характеризуется как вид деятельности, при осуществлении которой: а) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь "на опыт и суждение арендодателя"; б) предоставляемое в лизинг оборудование приобретается лизингодателем только в связи с договором лизинга, о чем он должен поставить в известность продавца; в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования. Предметом финансового лизинга является, как правило, движимое имущество (оборудование): производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства. Им, кроме того, могут быть транспортные средства всякого рода, а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка). В течение срока действия договора финансового лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя. На это имущество не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов лизингополучателя. По договору финансового лизинга на лизингодателя возлагаются обязанности приобрести в собственность имущество для передачи в лизинг, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества. Поскольку выбор поставщика и оборудования по данному договору лежит на пользователе оборудования (лизингополучателе), а не на приобретателе (лизингодателе), в Конвенции, как общее правило, предусмотрено освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении проданного оборудования. При этом лизингополучатель вправе обращаться с претензиями, относящимися к основным характеристикам оборудования (к качеству, комплектности оборудования и т.д.), которое он сам выбирал, не к лизингодателю, а непосредственно к поставщику оборудования. Это, однако, не освобождает лизингодателя от обязанности обеспечить передачу оборудования лизингополучателю. Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой, или не соответствует условиям договора поставки, лизингополучателю предоставлены права: а) отказаться от предоставляемого в лизинг оборудования или расторгнуть договор лизинга; б) приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не обеспечит надлежащее исполнение, предложив лизингополучателю соответствующее оборудование. Как отмечает Т.П. Лазарева, обязанности лизингополучателя перед лизингодателем по договору финансового лизинга совпадают с обычными обязанностями арендатора по договору аренды. Он обязан выплачивать периодические платежи, проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать в состоянии, в котором получил, с учетом нормального износа и тех изменений, которые согласованы сторонами. По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом покупки или продолжения его лизинга на последующий период. Вопросы, которые прямо не регулируются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка. В зависимости от вида оборудования, являющегося предметом лизинга, решается вопрос о выборе норм законодательства для признания вещных прав за лизингодателем, конкурсным управляющим ("доверительным собственником") либо кредиторами в случае банкротства лизингополучателя. Так, в отношении зарегистрированного морского либо воздушного судна в этом случае подлежит применению право государства их регистрации; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, - право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора; в отношении другого оборудования - право государства местонахождения этого оборудования. Между странами СНГ была в 1998 г. заключена Конвенция о межгосударственном лизинге (ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Украина), но она не вступила в силу, поскольку не была ратифицирована необходимым числом государств. 3. В России действует Закон о лизинге 1998 г., согласно которому вопрос о применении права решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (п. 3 ст. 10 Закона). В ст. 24 Закона о лизинге воспроизводятся отдельные коллизионные привязки, содержащиеся в ст. 7 этой Конвенции, в частности те, которые установлены для признания вещных прав в случае банкротства лизингополучателя. В зависимости от вида сдаваемого в лизинг оборудования в Законе о лизинге содержатся отсылки к праву: страны регистрации судов или кораблей (в отношении воздушных и морских судов); страны местонахождения лизингополучателя (в отношении других предметов лизинга, которые могут перевозиться из одной страны в другую, например, двигатели летательных аппаратов); страны, в которой на момент возникновения спора находится предмет лизинга (в отношении любых предметов лизинга). Специальные законы или иные акты о лизинге были приняты в Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ.

    (в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге” № 16-ФЗ от 8.02.1998 г.)

    Конвенция о международном финансовом лизинге разрабатывалась Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT), с привлечением представителей ассоциаций лизинговых компаний, известных правоведов, правительственных экспертов из многих стран, с 1974 г. по 1988 г. Окончательный текст ее был одобрен 28 мая 1988 г. в Оттаве на конференции с участием 55 государств, в том числе СССР.

    Институт УНИДРУА – межправительственная организация, находящаяся в Риме. Ее рабочими языками являются английский и французский. Поэтому Конвенция о лизинге, как и другие конвенции УНИДРУА, составлена на этих двух языках.

    Оттавская конвенция, как ее часто называют, Не путать с “родственной” Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, согласованной на той же конференции в Оттаве вступила в силу 1 мая 1995 г. и в настоящее время действует в отношении Франции, Италии, Нигерии, Венгрии, Панамы, Латвии, России и Белоруссии.

    Франция, Италия, Нигерия и Панама ратифицировали Конвенцию, соответственно, в 1991 г., 1993 г., 1994 г. и 1997 г. Венгрия в 1996 г., Латвия в 1997 г., а Белоруссия в 1998 г. - присоединились к Конвенции. Следующие страны в свое время подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, США, Танзания, Филиппины, Финляндия и Чехословакия.

    Неспешное расширение круга государств-участников Конвенции (пока их только 8) - обычное явление для международных документов подобного рода. Многие страны, имеющие развитое внутреннее законодательство по лизингу, вынуждены проводить детальный анализ соответствия этого законодательства нормам Конвенции и при необходимости вносить в него поправки. Действует и фактор различной заинтересованности стран - в силу их неодинаковой вовлеченности в операции международного лизинга, наличия у отдельных стран уже наработанной практики международных лизинговых сделок и др.

    Основная цель, которую ставили перед собой разработчики Конвенции - унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок международного финансового лизинга. Конвенция о лизинге не затрагивает узких финансовых и иных сугубо практических аспектов лизинговых сделок. Она скорее представляет собой их общетеоретическую базу.

    Несмотря на относительную краткость, Конвенция о лизинге является весьма сложным юридическим документом. Рядом своих положений и формулировок она связана с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и Конвенцией о представительстве при международной купле-продаже товаров, подписанной в Женеве в 1983 г. Конвенция “состыковывает” нормы систем англосаксонского и континентального права, учитывает интересы как лизинговых компаний, так и компаний-пользователей.

    Данная Конвенция создает свод наиболее общих правил регулирования лизинговых сделок, который может дополняться сторонами сделки с учетом конкретных условий. Конвенция допускает возможность неприменения ее положений в целом в случае согласия на это каждой из сторон договора поставки и договора лизинга. Она также содержит диспозитивную норму, позволяющую сторонам отступать от тех или иных положений Конвенции, кроме специально оговоренных по тексту.

    Для лучшего понимания содержания Конвенции важно иметь представление о мотивах, которыми руководствовались ее разработчики.

    Авторы Конвенции о лизинге исходили из того, что финансовый лизинг - это институт “особого рода” (“sui generis”), сочетающий в себе элементы договора передачи оборудования во временное пользование, договора купли-продажи, а также договора “условной продажи”.

    Они обращали внимание на центральную роль, которую играет в трехсторонней лизинговой сделке пользователь, - он самостоятельно выбирает оборудование и поставщика. Лизингодатель же выступает в качестве только номинального собственника этого оборудования и имеет в сделке чисто финансовую заинтересованность - обеспечение должного возврата на вложенные им средства.

    Специалисты, разрабатывавшие Конвенцию, также указывали на близкое соответствие периода, на который заключается договор между лизингодателем и пользователем, сроку полной амортизации оборудования, что подтверждает финансовую, а не какой-либо иную, роль лизингодателя.

    Рассмотрим кратко основные положения Оттавской конвенции.

    Данный документ содержит преамбулу и три главы: “Сфера применения и общие положения”, “Права и обязанности сторон”, “Заключительные положения”. Всего в нем 25 статей.

    Конвенция касается тех сделок финансового лизинга, при которых предприятия лизингодателя и пользователя находятся в разных странах. Местонахождение лизингодателя и пользователя, а не поставщика и пользователя, было выбрано определяющим при решении вопроса, носит ли трехсторонняя лизинговая сделка международный характер, поскольку договор лизинга является ее наиболее важной составляющей частью.

    Конвенция дает описание сделки финансового лизинга (ст.1), базирующееся на определении, принятом Европейской федерацией ассоциаций лизинговых компаний в 1977 г.

    В связи с тем, что в одних странах включение в договор лизинга опциона на покупку оборудования необязательно, в других - обязательно, а в третьих - заставляет квалифицировать его как договор “аренды-продажи” или “условной продажи”, было согласовано, что Конвенция применяется “независимо от того, есть ли у арендатора или приобретет или нет арендатор впоследствии право купить оборудование или продолжить пользоваться им на условиях лизинга в последующий период” (ст.1).

    Сделки финансового лизинга на недвижимость (“real estate”) и на оборудование, предназначенное для личных, семейных или домашних целей, не регулируются Оттавской конвенцией.

    Недвижимость не была включена в сферу регулирования Оттавской конвенцией главным образом по двум причинам: относительно малой доли сделок с недвижимостью в операциях международного финансового лизинга и трудностей в их международной унификации. Упоминание в ст.4 Конвенции “земельного участка” относится к лизингу крупного оборудования, которое может стать “принадлежностью земельного участка” или быть “присоединено к земельному участку”.

    Под действие данного юридического документа, по определению, не подпадают оперативный лизинг и краткосрочная аренда (“renting”). При этом, однако, следует учитывать существующую в ряде случаев нечеткость границ между оперативным и финансовым лизингом и обращать внимание не столько на используемое название, сколько на содержание сделки. Это замечание, в частности, относится к некоторым сделкам “оперативного” лизинга самолетов.

    Конвенция также не касается возвратного лизинга (“sale and lease-back”), практикуемого в первую очередь в операциях с недвижимостью. В сделках возвратного лизинга не 3 и более, а 2 стороны.

    Важно, что действие Конвенции распространяется на сублизинг и лизинг с высокой долей заемных средств, или акционерный лизинг (“leverage leasing”). Сублизингу посвящена ст.2, а акционерному лизингу, отличительной чертой которого является участие в финансировании лизинговой операции совместно с лизингодателем еще нескольких сторон, - ст.14.

    В процессе согласования текста Конвенции не раз вставал вопрос о целесообразности включения в нее специальных положений о сделках с наиболее традиционными формами передаваемого в международный лизинг оборудования: самолетами (и отдельно - авиационными двигателями), судами и подвижным составом. В окончательном тексте они упоминаются как таковые только в части ст.7, касающейся применимого права, подпадая в других статьях под категорию средств производства (“capital goods”).

    Разработчики Оттавской конвенции хотели распространить ее действие на сублизинг, поэтому в той же ст.7 по отношению к лизингодателю употребляется термин “вещные права” (“real rights”), а не “права собственности” (“title”).

    Статья 7 регулирует права лизингодателя на переданное в лизинг оборудование по отношению к “доверительному собственнику при банкротстве” лизингополучателя и кредиторам лизингополучателя в случае банкротства последнего. Она указывает, что если по применимому праву указанные права лизингодателя действуют только при соблюдении им норм о публичном уведомлении (“public notice”), то эти права будут действительными лишь при соблюдении таких норм, и определяет применимое право по различным категориям оборудования (государства регистрации оборудования, государства местонахождения основного коммерческого предприятия пользователя или государства местонахождения оборудования).

    Формулировки ст.7 в том виде, в котором они вошли в текст Конвенции, были выработаны в ходе сложных дискуссий между представителями систем англосаксонского и континентального права, в особенности по вопросу об оповещении третьих лиц о действительном собственнике оборудования. Последнее весьма важно при банкротствах лизингополучателя и при продаже им оборудования добросовестному покупателю. Получился несколько “урезанный” вариант, отражающий ситуации с банкротствами, но оставляющий регулирование случаев неправомерного отчуждения оборудования третьим лицам за национальными законодательствами.

    В п.1 ст.8 зафиксировано одно из ключевых положений Конвенции - об освобождении лизингодателя-собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки, причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам. Исключение составляют случаи, когда лизингополучатель “полагался на опыт и суждение лизингодателя, и вследствие вмешательства последнего в выбор поставщика или спецификаций оборудования”.

    Данное положение логически вытекает из отмечавшихся выше самостоятельной роли пользователя при выборе оборудования и поставщика и, как правило, не более, чем только финансовой роли в сделке лизингодателя.

    Пункт 2 ст.8 определяет обязанности лизингодателя по обеспечению пользователю “спокойного владения” оборудованием. Из него следует, что лизингодатель несет ответственность за нарушение “спокойного владения” тогда, когда лицо, предъявляющее требования в отношении оборудования и доказывающее свое преимущественное право, действует по уполномочию суда. Существенно, что п.3 этой статьи не позволяет сторонам договора о лизинге отступать от положений п.2 “постольку, поскольку преимущественный титул, право или претензия являются результатом умышленного действия, грубой небрежности или упущения лизингодателя”.

    Пункт 3 ст.8 в процессе согласования текста Конвенции вызывал большие споры. Дело в том, что в национальных законодательствах стран “общего права” и континентального права разнится “планка” ответственности лизингодателя за нарушение обязательств умышленно или по небрежности (во многих странах второй группы она несколько выше). Помимо этого, страны, имеющие крупные лизинговые компании, активно действующие на международных рынках (США, Великобритания, Япония), в определенной мере отстаивали и их интересы. А страны, больше экспортирующие, чем импортирующие оборудование по схеме лизинга, стремились в первую очередь учесть интересы компаний-пользователей.

    Выражением достигнутого “баланса интересов” стало включение в текст Конвенции дополнительной ст.20, позволяющей государству-участнику заменить положения п.3 ст.8 положениями своего внутреннего права, “если его внутреннее право не разрешает лизингодателю исключать свою ответственность за нарушение обязательств умышленно или по небрежности” (в отличие от “грубой небрежности”).

    Соответствующую замену п.3 ст.8 произвела при ратификации Конвенции в 1991 г. Франция. То же самое, с учетом положений ст.401 Гражданского кодекса РФ “Основания ответственности за нарушение обязательств”, сделала и Россия. Федеральным законом о присоединении к Конвенции предусмотрено заявление о том, что Российская Федерация вместо положений п.3 ст.8 будет применять нормы своего гражданского законодательства.

    Другим важнейшим положением Конвенции, развивающим п.1 ст.8, является распространение обязанностей поставщика по договору поставки и в отношении лизингополучателя, как если бы последний был стороной такого договора, а оборудование поставлялось непосредственно ему (ст.10). Таким образом, Конвенция позволяет пользователю непосредственно обращаться с претензиями по оборудованию к поставщику. Поставщик, необходимо отметить, согласно определению сделки финансового лизинга, данному в ст.2, заранее осведомлен о том, что оборудование приобретается у него для передачи по договору лизинга пользователю.

    В конструкцию оси “поставщик-пользователь”, выстраиваемую Оттавской конвенцией, входят еще две нормы, содержащиеся в ст.10: поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб, пользователь не вправе прекратить действие договора поставки или аннулировать договор поставки без согласия лизингодателя.

    Статья 12 наделяет пользователя средствами правовой защиты и для случаев ненадлежащего исполнения своих обязательств лизингодателем. Среди них: право отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга, приостановить периодические платежи, получить обратно при расторжении договора лизинга ранее выплаченные суммы за вычетом стоимости тех выгод, которые пользователь извлек из оборудования.

    Статья 13, с другой стороны, ограждает интересы лизингодателя. При нарушении договора пользователем лизингодатель может потребовать причитающиеся ему невыплаченные платежи с начислением процентов и убытков. А если это нарушение является “существенным”, то и большего, вплоть до расторжения договора лизинга, восстановления владения оборудованием и “возмещения убытков в таких суммах, которые поставили бы лизингодателя в положение, в котором он находился бы при выполнении пользователем договора лизинга в соответствии с его условиями”.

    Статьи 15-25, составляющие заключительные положения Конвенции, в значительной мере совпадают с соответствующими положениями других международных конвенций.

    Конвенция вступает в силу для присоединяющихся стран в первый день месяца, следующего после истечения шести месяцев с даты сдачи на хранение депозитарию (Правительству Канады) документа о присоединении.

    Анализ Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге показывает, что она не противоречит российскому законодательству. Вместе с тем, Оттавская конвенция содержит более подробное регулирование лизинговой деятельности, чем Гражданский кодекс РФ. В частности, Конвенцией регулируются вопросы сублизинга (ст.2), правоотношения “доверительного собственника” и лизингодателя при банкротстве пользователя (ст.7), вопросы освобождения лизингодателя от ответственности перед третьими лицами за вред, причиненный им оборудованием (ст.8), обязанность пользователя проявлять заботу по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии (ст.9), некоторые вопросы ответственности пользователя перед лизингодателем и лизингодателя перед пользователем (ст.12 и 13) и др.

    Эти положения Конвенции могут быть учтены в дальнейшем при разработке новых актов в рамках российского “лизингового” законодательства (частично это уже сделано в Федеральном законе “О лизинге” № 164-ФЗ от 29.10.1998 г.).

    Завершая комментарий к Конвенции о лизинге, коснемся отдельных аспектов ее перевода на русский язык.

    Параграф 6 Главы 34 “Аренда” части второй Гражданского кодекса РФ, описывающий сделки, именуемые в англоязычных странах как “financial leasing” (“финансовый лизинг”), носит название “Финансовая аренда (лизинг)”. Из названия параграфа, строго говоря, следует, что “финансовая аренда” и “лизинг” - одно и то же. Очевидно, имеется в виду т.н. “подлинный лизинг”. Между тем, “лизинг” в практике зарубежных стран - широкое понятие и бывает различных видов: например, “финансовый”, “оперативный”, “акционерный”. Поэтому, чтобы избежать искажений, название Конвенции было переведено: “Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге” (как и звучит в английском варианте), а не “Конвенция УНИДРУА о международной финансовой аренде (лизинге)”.

    В настоящее время лизинг все более отдаляется от арендных отношений, оформляясь как самостоятельный институт в праве. Об этом говорится и в преамбуле Конвенции: “правовые нормы, регулирующие традиционный договор аренды, нуждаются в адаптации к самостоятельным трехсторонним отношениям, возникающим из сделки финансового лизинга”. Данный факт - еще один аргумент в пользу правомерности использования в российских документах термина “лизинг” и его производных.

    Тем не менее, учитывая терминологию ГК РФ и во избежание сложностей при прохождении проекта соответствующего федерального закона через Госдуму, встречающиеся неоднократно по тексту Конвенции термины “lessor” и “lessee” переведены в официальном русском варианте (в отличие от настоящего Комментария) как “арендодатель” и “арендатор”, а не как ставшие употребительными в нашей стране “лизингодатель” и “лизингополучатель” (“пользователь”).

    лизин сделка международный спор

    8 февраля 1998 г. принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ. Конвенция «О международном финансовом лизинге» была разработана в Международном институте по унификации частного права (УНИДРУА) и принята в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве, в которой участвовало 55 стран. Конвенция представляет собой важный акт международного частного права, содержащий коллизионные нормы, призванные определить применимое право в отношениях по международному лизингу, а также четкое определение этого института, общие права и обязанности участников сделки.

    Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что “вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства”. Право на такого рода заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст. 8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути, дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

    Интересы России в присоединении к этой Конвенции состоят в том, что такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, так как присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.

    В преамбуле формулируется цель данной Конвенции - устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового лизинга, адаптация традиционных двусторонних договоров аренды к трехсторонним и самое главное - установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

    Важно отметить, что действие Конвенции распространяется только на лизинг оборудования и не касается недвижимого имущества.

    Конвенция определила характеристики договора международного лизинга и сферу приложения содержащихся в нем норм. Правила, закрепленные в конвенции, применяются к таким договорам финансовой аренды, стороны которых имеют места своей деятельности в разных государствах, а сама сделка связана со странами - участниками конвенции хотя бы по одному из следующих факторов:

    • а) страны места деятельности сторон договора лизинга или продавца соответствующего оборудования являются участниками конвенции;
    • б) договоры лизинга и поставки подчиняются праву государства, подписавшего конвенцию (п. 1 ст. 3).

    Конвенция определяет международный финансовый лизинг как сделку, где арендодатель по спецификации арендатора заключает договор поставки с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование на условиях, одобренных арендатором в той мере, в какой они затрагивают его интересы, и заключает договор с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей (подпункты «а» и «б» п. 1 ст. 1).

    Важными характеристиками международного лизинга являются:

    • - самостоятельность арендатора в выборе оборудования и его поставщика;
    • - необходимость уведомления поставщика о том, что имущество у него приобретается с целью сдачи его в аренду;
    • - арендные платежи за лизинговое имущество рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части его стоимости.

    По конвенции последующее приобретение арендатором арендованного оборудования не является непременным условием договора лизинга. Конвенция освобождает арендодателя от всякой ответственности перед арендатором в отношении оборудования, кроме случаев, когда тому причинены убытки вследствие того, что активную роль в выборе оборудования и поставщика играл именно арендодатель (ст. 8).

    Арендатору вменено в обязанность проявлять надлежащую заботу об арендованном имуществе и поддерживать его в нормальном состоянии с учетом износа (ст. 9).

    Установлено, что обязанности поставщика по договору поставки распространяются и на арендатора, как если бы он являлся непосредственно стороной этого договора (ст. 10).

    Конвенция также определяет последствия непоставки оборудования или поставки его с просрочкой (либо не соответствующего условиям договора). Арендатор в этом случае вправе отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга. Арендодатель наделен правом исправить свое ненадлежащее выполнение(п. 1 ст. 12).

    Арендатор при нарушении им условий договора может быть принужден возместить арендодателю убытки сверх суммы лизинговых платежей, а если эти нарушения признаются существенными, то и к досрочной выплате сумм будущих периодических платежей (ст. 13).

    Конвенция установила право арендодателя на передачу своих прав на лизинговое имущество третьим лицам, но при условии, что этот акт не освобождает его от выполнения своих обязательств по договору лизинга. Арендатор в свою очередь имеет право передавать права пользования оборудованием или любые другие свои права по договору лизинга только с согласия арендодателя и при соблюдении прав третьих лиц (ст. 14).

    В конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров - договора купли-продажи и договора лизинга. При этом пользователь должен одобрить условия первого договора, а поставщик должен знать, для каких целей приобретается оборудование.

    Таким образом, как определение, так и требования, по которым сделки могут быть отнесены к международному финансовому лизингу, полностью совпадают с российскими.

    Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение международного финансового лизинга. Она исходит из классического лизинга, которому свойственен трехсторонний характер. Поэтому из сферы действия Конвенции исключены сделки, имеющие двусторонний характер. В первую очередь - прямой лизинг, когда лизингодатель и поставщик выступают в одном лице, и возвратный, когда в одном лице совмещены лизингополучатель и поставщик. Действие Конвенции не распространяется также на лизинг гособорудования для личных целей.

    Закон (п. 2 ст. 7 ГК РФ) закрепляет приоритет международных договоров России по сравнению с нормами отечественного гражданского законодательства, и поэтому по отношению к договорам международного финансового лизинга должны в полной мере применяться положения конвенции УНИДРУА.

    Задавшись целью обновить основные фонды предприятия или расширить производство, предприниматели сталкиваются с необходимостью поиска источника финансирования.

    Для решения этой задачи наиболее удобным инструментом является финансовый лизинг, который позволяет получить в распоряжение имущество без существенных единовременных затрат собственных средств.

    Если оборудование, в котором нуждается предприятие, производится на территории другой страны, данная операция классифицируется как международный финансовый лизинг. Учитывая тот факт, что сторонами сделки являются субъекты разных государств, такие сделки имеют свои особенности.

    В частности, их условия регулируются не только законодательствами отдельных стран, но и международными контрактами.

    Что это такое

    В международной контрактной практике финансовый лизинг сложился как особая формы аренды, представляющая собой вид коммерческой деятельности по приобретению имущества одним лицом (арендодателем) с целью его передачи в пользование другому лицу (арендатору). За свои услуги арендатор получает доход в виде лизинговых арендных платежей.

    По условиям лизинга в конце срока арендатор имеет право выкупить имущество у арендодателя. Учитывая тот факт, что срок финансового лизинга сопоставим со сроком полезной эксплуатации имущества, при выкупе его стоимость приближается к нулю.

    Данная схема позволяет предприятию получить необходимое оборудование или технику на более выгодных условиях, чем в случае оформления кредита.

    Объектами лизинга выступают, как правило, различное производственное оборудование, транспорт и техника, за исключением того имущества, оборот которого ограничен или запрещен на законодательном уровне конкретного государства.

    К примеру, в России нельзя приобрести в лизинг земельные участки и природные объекты, а также другие объекты, оформление в лизинг которых запрещается другими актами.

    На практике существует несколько видов лизинга, однако, в российском законодательстве выделены только две его формы — внутренний и международный. В соответствии с данной классификацией, если один лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ, то такой лизинг является международным, и, соответственно, подпадает под действие ратифицированной Россией в 1999 году Конвенции УНИДРУА.

    Образец договора

    Договор финансовой аренды (лизинга) регулируется Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г.), гл.34 ГК РФ и ФЗ от 29.10.98г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», а также множеством различных подзаконных актов.

    В рамках данного контракта арендодатель обязуется приобрести в собственность имущество и предоставить его арендатору за плату во временное владение и пользование.

    За редким исключением выбор продавца и приобретаемого предмета лизинга осуществляет арендатором, хотя условиями контракта может быть предусмотрен и другой вариант, когда выбор поставщика и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (ст. 665 ГК РФ).

    Данный контракт является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

    Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге

    Конвенция « » (Оттавская конвенция) была разработана в Международном институте по унификации частного права (УНИДРУА) и принята в 1998 году на конференции, которая проходила в г.Оттава.

    Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия, Белоруссия, Узбекистан и другие государства.

    Данная конвенция распространяется на сделки, в которых участники лизинга (арендатор и арендодатель) находятся в разных государствах, при этом, участником конвенции также должна быть страна, где находится поставщик имущества, которое является предметом лизинга.

    Для применения конвенции к сделке обязательным условием является указание в текстах контракта ссылки на данный документ.

    Конвенцией регулируются только сделки по приобретению в лизинг оборудования, и не зависят от того, предусмотрен ли по окончанию выкуп имущества.

    В соответствии с данной конвенцией, сделка по международному финансовому лизингу обладает следующими признаками:

    • арендатор самостоятельно выбирает имущества и поставщика;
    • арендодатель приобретает имущество исключительно в целях передачи его в лизинг арендатору;
    • поставщик осведомлен о сути сделки изначально (покупка оборудования в лизинг);
    • общая сумма арендных платежей рассчитана с учетом амортизации всей (или большей части) стоимости приобретаемого имущества.

    Конвенцией закрепляется связь между двумя соглашениями – контрактом лизинга и купли-продажи. Обязательным условием является одобрение арендатором условий контракта покупки оборудования, а также, информирование поставщика о целях сделки.

    Стоит отметить, что конвенция ограничивает перечень сделок, которые подпадают под определение «международного финансового лизинга», исключая:

    • двусторонние сделки (поставщик и лизингодатель являются одним лицом);
    • возвратный лизинг (поставщик и лизингополучатель – одно лицо);
    • сделки, в которых участники контракта лизинга находятся в одном государстве.

    В рамках конвенции отражено одно важное положение, которое присуще только лизингу – отсутствие ответственности арендодателя за оборудование перед арендатором, в случае, если выбор имущества и его поставщика осуществлялся арендатором самостоятельно.

    Однако, если арендодатель принимал участие в этом вопросе (выбор оборудования и поставщика), то ответственность на него все же переходит.

    Также, документом предусмотрена ответственность поставщика оборудования перед арендатором, как перед покупателем, что дает право последнему напрямую вести переговоры с продавцом, без участия арендодателя (кроме права на расторжение контракта).

    Если оборудование поставлено арендатору несвоевременно или не отвечает условиям контракта купли-продажи, то, конвенция дает право арендатору расторгнуть такой контракт лизинга, либо отказаться от предоставленного оборудования.

    Конвенцией также определены возможные пути урегулирования данного спорного вопроса, которые включают в себя следующие действия участников сделки:

    • арендодатель имеет право исправить ситуацию, поставив оборудование, которое соответствует условиям контракта купли-продажи;
    • арендатор имеет право не осуществлять лизинговый платеж до тех пор, пока арендатор не справит ситуацию либо арендатор не потеряет свое право на отказ от оборудования;
    • в случае расторжения контракта по инициативе арендатора последний имеет право потребовать возврат аванса и внесенных арендных платежей (за исключением полученной прибыли от пользования имуществом);
    • арендодатель не несет финансовую ответственность за непоставку несоответствие условиям контракта купли-продажи или порчу имущества, если это не являлось следствием его действий. Таким образом, арендатор не имеет право подавать иск на арендодателя в случае отсутствия его вины.

    В рамках конвенции основной обязанностью арендатора является своевременная оплата арендных платежей, использование оборудования по назначению и сохранение ее в нормальном состоянии, с учетом износа и старения.

    Если со стороны арендатора нарушаются условия по контракту лизинга, то в рамках конвенции он несет следующую ответственность:

    • в случае, если арендатор несвоевременно либо не в полном объеме осуществляет арендные платежи, арендодатель имеет право потребовать возмещение процентов и убытков;
    • если нарушения контракта со стороны арендатора являются существенными, то арендатор вправе потребовать досрочного внесения арендных платежей, либо расторгнуть контракт. При этом, за арендатором остается право потребовать возмещения понесенных им убытков.

    Для урегулирования спорных вопросов конвенция допускает, что в контракте лизинга может быть изначально определен порядок исчисления убытков.

    Стоит отметить, что в конвенции существует оговорка, которая все же формально допускает, что арендатор и арендодатель могут находиться в одном государстве.

    Произойти это может в случае, если арендодатель передает право на получение арендных платежей третьим лицам в качестве гарантии по кредиту. Сделано это было сознательно, чтобы не исключать из сферы действия конвенции такой вид лизинга, как раздельный.

    Видео: Аренда или кредит

    Особенности его применения в России

    Говоря о международном лизинге в России, чаще всего имеют в виду поставку оборудования из-за рубежа.

    Если остановиться на особенностях такой сделки, то, прежде всего, наших предпринимателей интересует вопрос налогообложения таких сделок, в частности, порядок расчета и оплаты НДС и возможность получения налогового вычета по контракту лизинга.

    В связи с участием иностранного контрагента и ввозом имущества, порядок расчета НДС отличается от аналогичных операций по внутреннему лизингу. В соответствии с пп.4 ст.1 146 НК РФ под налог на НДС попадают все организации, включая неплательщиков НДС, т.к. в данном случае налог взимается в качестве таможенного платежа, т.е. регулируется ФЗ №311-ФЗ от 27.11.10г. «О таможенном регулировании в РФ».

    Стоит отметить, что при ввозе оборудования из стран Таможенного Союза, база по НДС определяется на основании п.15 Протокола о взимании косвенных налогов (Приложение к Контракту о ЕАЭС от 29.05.14г.).

    Проанализировав действующее законодательство, избежать частично или полностью уплаты НДС по данной сделке можно только в случае применения режима временного ввоза и на основании пп.5 п.1 ст.151 НК РФ.

    Расчет суммы НДС производится на основании п.5 ст.164 НК РФ. Для лизинга применяется ставка 18%. Собственно, налоговая база определяется как общая стоимость имущество, которое ввозится в страну, размера таможенной пошлины с учетом акциза (п.1 ст.160 НК РФ).

    Рассматривая вопрос налогового вычета, следует заметить наличие разных толкований в Минфине РФ и ФНС, однако, опираясь на законодательство, мнение экспертов и позицию Минфина, арендатор может претендовать на вычет уплаченного НДС.

    Сделать это он может после получения имущества и отражения его на забалансовом счете 001, при наличии документов, подтверждающих его получение и уплату налога.

    В некоторых случаях обязанности по оплате НДС не возникает. Происходит это тогда, когда объектом лизинга является наземное транспортное средство. Основанием является пп.5 п.1 ст.148 НК РФ, по которому РФ не признается местом реализации услуг лизинга. Т.к. по пп.1 п. ст.146 НК РФ объектом обложения НДС является услуга, реализованная на территории России, то у арендатора не возникает обязанность налогового агента.

    Исходя из вышеизложенного, если рассматривать наш вариант, когда имущество ввозится на территорию РФ, то, как правило, НДС она должна заплатить два раза. В первый раз – при ввозе имущества, на таможне, и во второй – при оплате арендных платежей (в качестве налогового агента компании – нерезидента за счет причитающихся ей денежных средств).

    Правовое регулирование

    Как уже озвучивалось выше, международный лизинг в России регулируется Оттавской конвенцией, Гражданским Кодексом РФ и ФЗ «О лизинге».

    Стоит отметить, что Россия присоединилась к конвенции еще в 1999 году, но с оговоркой, что будет применять нормы гражданского законодательства РФ вместо положений конвенции, касающихся ответственности арендодателя.

    Данная оговорка отражена в ст7 ФЗ «О лизинге», где определены формы и типы лизинга, а также, осуществлено разделение лизинга на международный и внутренний. Законом определено условие, что если арендодатель – резидент РФ, то контракт международного лизинга регулирует законодательство РФ, а если нет – тоже законодательство РФ, но уже в области внешнеэкономической деятельности.

    В соответствии с Федеральным законом «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» Российская Федерация является участником этой Конвенции, сфера действия которой определяется тем, где расположено место деятельности каждого участника лизинговых отношений, а кто собственник лизингового имущества – правового значения не имеет.

    Поэтому если участники лизинговых отношений действуют на территории государства-участника Конвенции, то эти отношения должны регулироваться не внутренним законодательством, а именно Конвенцией.

    К тому же, международные контракты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ – составная часть правовой системы РФ.

    Исходя из вышеуказанного, претензии ФЗ «О лизинге» на регулирование международного лизинга не оправданы, а указанные в ФЗ формы лизинга серьезного правового значения не имеют.

    Особенности функционирования

    В России лизинг появился относительно недавно. В последнее время наблюдается тенденция по росту популярности этого финансового инструмента среди предприятий, который планируют модернизацию производства. Этому способствует политика импортозамещения, проводимая правительством РФ, которая открывает дополнительные возможности для предпринимателей.

    Для российских предприятий обновление устаревшего оборудования является достаточно серьезной проблемой, в которой международный лизинг может оказаться выходом.

    К сожалению, государственные программы поддержки лизинга направлены, по большей части, на лизинг оборудования отечественного производства, однако, даже там, если речь идет об уникальном оборудовании, получение субсидии возможно.

    В частности, в рамках программы льготного субсидирования «Лизинговые проекты» от Минпромторга, государство софинансирует оплату первоначального взноса при приобретении в лизинг дорогостоящего оборудования, в том числе и заграницей, если аналоги в России отсутствуют.

    Это дает возможность получить господдержку отечественным производителям даже при оформлении международного лизинга.

    Стоит отметить, что в России необходимо также учитывать валютные риски, которые также могут достаточно существенно повлиять на экономический результат от сделки.

    Сравнительный анализ

    Во многих странах оформить лизинг может как юридическое, так и физическое лицо, однако, в основном он все же используется коммерческими предприятиями в качестве источника финансирования обновления основных фондов. В России лизинг стал доступным для физических лиц с 2011 года, ранее такая возможность была только у предприятий.

    Если сравнивать текущий уровень развития лизинговых отношений в России, то можно отметить достаточно большой разрыв объема сделок и их доли в общих инвестициях между Россией и ведущими экономика мира. К примеру, в США и развитых странах его доля в инвестициях достигает 25-30%. Для сравнения – в России данный показатель не превышает 2 %.

    В целом, по состоянию на сегодня, на мировом рынке осуществляют лизинговые сделки субъекты более 80-ти стран мира, среди которых лидирует США, Япония, Великобритания и Германия, но долю которых приходится до 70% рынка.

    Вместе с тем, отраслевая структура лизинговых операций достаточно серьезно варьируется в зависимости от региона, сложившихся региональных рынков и законодательства.

    Стоит отметить, что европейский рынок, в отличие от российского, уже достаточно насыщен, в связи с чем его объемы в последние годы остаются практически неизменными. В тоже время российскому рынку, по оценкам многих экспертов, еще до насыщения достаточно далеко.

    У отечественного лизинга есть достаточно существенные возможности для роста, которые на сегодня ограничены текущими экономическими условиями.

    Анализ практики ведущих экономик мира свидетельствует о важной роли лизинга в экономическом росте страны, что особенно важно, для стран с переходной экономикой.

    Если говорить о влиянии лизинга, то для бизнеса он является мощным стимулом роста. Важно отметить, что развитие лизинга способствует увеличению занятости, улучшению социального климата, расширению налоговой базы и росту ВВП.

    Таким образом, развитие лизинга является для России критически важным показателем. Неслучайно, в рамках правительственных программ данному инструменту уделяется достаточно пристальное внимание.

    Если подвести итог, то целенаправленная политика государства, направленная на поддержку и развитие лизинга может послужить для России отправной точкой для роста экономики в целом.

    Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988.

    Важнейшим международным актом, содержащим унифицированное частноправовое регулирование сделок международного лизинга, является Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г., разработанная под эгидой УНИДРУА (далее - Оттавская конвенция 1988 г., или Конвенция) <1>.

    Оттавская конвенция 1988 г. готовилась рабочей группой в рамках UNIDROIT (УНИДРУА) - Международного института по унификации частного права, находящегося в Риме. Римский институт является авторитетнейшим учреждением в сфере унификации международного частного права и специализируется в основном на разработке конвенций и модельных актов, содержащих унифицированные нормы в сфере договорных обязательств.

    Работа по подготовке проекта Конвенции началась в 1974 г. Группа, в состав которой вошли авторитетные юристы из разных стран, представители деловых кругов, банков, лизинговых компаний, проанализировала национальные нормативные акты различных стран по регулированию лизинга, материалы судебной и договорной практики, а также подходы к пониманию юридической природы лизинга.

    По итогам изучения этих материалов был представлен первоначальный проект единообразных правил, вынесенный на обсуждение на 2-й сессии рабочей группы UNIDROIT, которая проходила в 1979 г. в Риме.

    С самого начала авторы проекта исходили из признания лизинга трехсторонней сделкой sui generis, имеющей некоторые общие черты с известными правовыми институтами, например арендой, условной куплей-продажей, поручением, но ни при каких обстоятельствах к ним не сводимой. Попытки «подогнать» лизинг под какой-либо известный правовой институт каждый раз приводили к неразрешимым противоречиям, поскольку такой институт оказывался прокрустовым ложем для лизинга <1>.

    В 1980 г. на 3-й сессии рабочей группы был решен вопрос о том, какую сделку лизинга можно считать международной. Критерием «международности» сделки договорились считать местонахождение предприятий - контрагентов лизингодателя и лизингополучателя - в разных странах. Местонахождение поставщика было признано не имеющим квалифицирующего значения.

    В 1988 г. в Оттаве состоялась дипломатическая конференция, на которой был представлен проект Конвенции о международном финансовом лизинге. В работе конференции, на которой 26 мая 1988 г. Конвенция была принята, участвовали представители 55 государств, в том числе и СССР. Конвенцию подписали 14 государств <1>. Она вступила в силу 1 мая 1995 г., для России - с 1 января 1999 г. <2>.

    Основная идея Конвенции, провозглашенная в преамбуле, состоит в том, чтобы шире поощрять использование лизинга на межгосударственном уровне. Для этого важно устранить определенные правовые препятствия в отношении международного финансового лизинга оборудования, одновременно поддерживая справедливое равновесие между интересами различных сторон сделки.

    Составители Конвенции могли бы свободно распределить права и обязанности по сделке между лизингодателем, лизингополучателем и поставщиком на основе беспристрастности, справедливости и коммерческой выгоды, достигнув этим некоего идеального баланса интересов. Однако принятый текст Конвенции во многом отражает сложившуюся практику национального и международного лизинга, в том числе и в этой части. В ином случае практический эффект от Конвенции был бы меньшим.

    Среди задач Конвенции - сделать международный финансовый лизинг наиболее доступным. Этот тезис адресован в первую очередь тем странам, компании которых имеют острую потребность в инвестициях, поскольку возможность ввоза лизингового оборудования из-за рубежа во многом обусловлена наличием правовых гарантий для собственности иностранных лизингодателей.

    Формулировка преамбулы Конвенции о том, что «правовые нормы, регулирующие традиционный договор аренды, нуждаются в адаптации к самостоятельным трехсторонним отношениям, возникающим из сделки финансового лизинга», - отредактированный в ходе работы над проектом вариант. Сначала на месте слов «нуждаются в адаптации» были слова «не пригодны».

    Хотя предыдущая формулировка и в большей мере соответствовала действительному положению дел, замена слов свидетельствовала скорее о нежелании в какой-то степени умалить национальные законодательства, а также поставить под сомнение их соответствие современным потребностям экономического развития.

    Необходимость установления единообразных норм хотя бы по существенным аспектам регулирования международного лизинга была очевидна, однако понятно было и то, что унификация всех его аспектов невозможна. Поэтому важнее было выявить основные принципы международного финансового лизинга, сформулировать понятие лизинговой сделки и выявить ее характерные признаки, поскольку учитывалось, что на основе норм Конвенции будет создаваться новое национальное законодательство о лизинге в различных странах, многие из которых не являются участниками Конвенции <1>.

    При этом отмечается, что самый значительный недостаток существующих национальных правовых систем, преодолеть который была призвана Конвенция, заключался в «невозможности этих правовых систем признать особую трехстороннюю взаимосвязь, которую привносит с собой финансовый лизинг оборудования» <1>

    Так, в России и во многих странах СНГ трехсторонний комплекс лизинговых отношений включает два юридически не связанных договора: договор купли-продажи между поставщиком и лизингодателем и договор аренды (вернее, собственно договор лизинга как разновидности аренды) между лизингодателем и лизингополучателем. Такая конструкция, во-первых, не признает тот факт, что лизингополучатель является предполагаемым пользователем покупаемых товаров и, соответственно, лицом, самым непосредственным образом заинтересованным в выполнении обязательств, возлагаемых на поставщика. Во-вторых, на лизингодателя налагаются ряд обязательств по выполнению операций непосредственно с оборудованием, которые не свойственны его функциям финансиста.

    Одной из отправных точек Конвенции является определяющая роль лизингополучателя - он является инициатором всей сделки, выбирает оборудование, поставщика и несет практически все риски собственника, не являясь таковым юридически. Ей корреспондирует иного рода роль лизингодателя, чье участие в сделке сведено к предоставлению финансирования. Срок, на который заключается договор лизинга, должен позволять лизингодателю вернуть свои капиталовложения в оборудование, т.е. должен приближаться к сроку амортизации оборудования.



    Конвенция состоит из 25 статей, сгруппированных в три главы: гл. I «Сфера применения и общие положения», гл. II «Права и обязанности сторон», гл. III «Заключительные положения».

    Конвенция базируется на ряде принципиальных положений. Красной нитью через многие нормы Конвенции проходит принцип неразрывности договоров поставки и собственно лизинга и признания их единой трехсторонней сделкой (ст. ст. 1, 5, 8, 10, 11). Второй общий принцип, во многом производный от первого, - принцип установления баланса интересов сторон при определяющей роли лизингополучателя как инициатора сделки и «фактического» собственника оборудования. Из этого вытекают положения об одобрении условий договора поставки лизингополучателем и ответственности последнего в отношении оборудования перед третьими лицами, уведомлении поставщика о лизинговом предназначении имущества и его ответственности перед лизингополучателем (ст. ст. 1, 8, 10). Конвенция закрепляет принцип компенсационной роли лизинговых платежей - они должны позволить арендодателю вернуть свои вложения в оборудование (п. 2 ст. 1).

    В Конвенции установлены ряд принципов, определяющих предметно-целевые ограничения в ее применении: по видам имущества (п. 1 «а» ст. 1) и неприменение Конвенции к потребительским сделкам (п. 4 ст. 1); приоритет вещных прав лизингодателя перед правами кредиторов лизингополучателя (ст. 7); надлежащая забота о полученном в лизинг оборудовании и использовании его разумным образом (ст. 9); надлежащее исполнение обязательств сторонами и установление соразмерных мер воздействия на контрагента, их не исполняющего, вплоть до расторжения договора с компенсацией понесенных другими контрагентами убытков (ст. ст. 12, 13) и др.

    Указанные принципы Конвенции находят свое отражение при закреплении в ней прав и обязанностей участников лизинговой сделки.

    Лизингодатель обязан:

    Заключить по спецификации лизингополучателя договор поставки с поставщиком;

    Заключить договор лизинга с лизингополучателем;

    Обеспечить правовое состояние, при котором спокойное владение лизингополучателя не будет нарушено лицом, имеющим преимущественный титул или право либо заявляющим о преимущественном титуле или праве и действующим по уполномочию суда, если только такой титул, право или претензия не являются результатом действия или упущения лизингополучателя.

    Лизингодатель освобождается от ответственности за нарушение спокойного владения также в том случае, если такое нарушение явилось результатом грубой небрежности, упущения или умысла самого лизингополучателя.

    Последнее положение стало единственной нормой Конвенции, в отношении которой любое присоединяющееся государство вправе сделать заявление и заменить его положениями своего внутреннего права (ст. 20 Конвенции). Этим правом, сделав соответствующие заявления в отношении п. 3 ст. 8, воспользовались Россия и Франция.

    Лизингополучатель обязан:

    Проявлять надлежащую заботу в отношении имущества, использовать его разумным образом и возвратить лизингодателю (если договором не предусмотрена покупка лизингополучателем этого имущества) в том состоянии, в котором оно ему было передано с учетом естественного износа (ст. 9 Конвенции);

    Своевременно выплачивать периодические платежи лизингодателю за пользование оборудованием.

    Лизингополучатель вправе:

    До получения надлежащего оборудования приостановить периодические платежи (п. 3 ст. 12);

    Расторгнуть договор лизинга или отказаться от оборудования, если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой или не соответствует условиям договора поставки (п. 1 ст. 12);

    В случае расторжения договора лизинга получить обратно любые периодические платежи, выплаченные авансом (п. 4 ст. 12).

    При этом в п. 5 ст. 12 установлено, что «лизингополучатель не вправе предъявлять лизингодателю никаких других претензий за непоставку, просрочку в поставке или поставку не соответствующего условиям договора оборудования, если только это не явилось результатом действия или упущения лизингодателя». Этим пунктом усиливается положение о том, что лизингополучатель может отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга в случае непоставки, или поставки с просрочкой, или не соответствующего условиям договора оборудования, но не может предъявлять лизингодателю каких-либо иных претензий. Такая возможность у лизингополучателя появляется только в том случае, если причина для предъявления претензии - непоставка, несвоевременная поставка или поставка несоответствующего условиям договора оборудования - возникла в результате действий или упущений самого лизингодателя.

    Вместе с тем предъявление каких-либо претензий лизингодателю не препятствует лизингополучателю предъявлять претензии поставщику в соответствии со ст. 10 Конвенции (п. 6 ст. 12).

    Как известно, в традиционном договоре аренды арендатор вправе предъявлять арендодателю претензии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения последним своих договорных обязательств. В случае с лизингом, исходя из принципа «лизингодатель не несет перед лизингополучателем никаких обязанностей, связанных с имуществом» (ст. 8 Конвенции), стала очевидной необходимость логического продолжения этого начала при обеспечении завершенности самой правовой конструкции лизинга. Поэтому была сформулирована норма, согласно которой эти обязанности возложены на поставщика. Статья 10 Конвенции закрепила, что «обязанности поставщика по договору поставки распространяются и в отношении лизингополучателя, как если бы последний являлся стороной такого договора, а оборудование поставлялось непосредственно ему». Таким образом, данной статьей была введена фикция наличия договорных отношений между поставщиком и лизингополучателем, позволившая возложить на поставщика обязанности, связанные с оборудованием, по отношению к лизингополучателю.

    Применение Оттавской конвенции УНИДРУА 1988 г. и вопросы коллизионного регулирования

    Сфера действия Оттавской конвенции 1988 г. по кругу лиц определяется в ст. 3, исходя из местоположения субъектов сделки международного финансового лизинга и их отношений с государством - участником Конвенции.

    При определении международного характера лизинговой сделки в качестве критерия Конвенция закрепила факт нахождения двух ключевых (из трех) ее участников - лизингодателя и лизингополучателя - в разных государствах. В противном случае сделка не признается международной с точки зрения Конвенции. Местонахождение поставщика при этом не имеет значения.

    Такое разграничение субъектно-территориальной сферы применения Конвенции к сделке финансового лизинга, которая может считаться международной, близко, в частности, к Венской конвенции 1980 г.

    Мотивом придания квалифицирующего значения лизинговому соглашению (в узком смысле слова) стало нежелание излишне ограничивать сферу применения Конвенции, однако такой подход был частично отвергнут комитетом правительственных экспертов, который с учетом имеющихся в Конвенции положений п. 1 ст. 10 посчитал, что недопустимо полностью игнорировать связь местонахождения поставщиков с государством - участником Конвенции. В противном случае сомнительной становилась эффективность прав лизингополучателей по отношению к поставщикам. Поэтому в п. 1(а) ст. 3 Конвенции было закреплено положение, что для применения Конвенции (минуя коллизионные нормы) места деятельности трех субъектов сделки международного финансового лизинга (включая поставщика) должны находиться в странах - участницах Конвенции.

    В п. 2 ст. 3 Конвенции уточняется, что, если сторона имеет более, чем одно «коммерческое предприятие», для целей Конвенции будет учитываться то из них, которое «в наибольшей степени связано с соответствующим договором и его исполнением с учетом известных сторонам обстоятельств или предполагаемых ими в тот или иной момент до заключения или при заключении данного договора». Подобное уточнение в свою очередь создает неясность другого рода. Так, например, если один офис компании более тесно связан с заключением договора, а второй - с его исполнением, то нерешенным остается вопрос о том, какой из них следует считать «коммерческим предприятием» компании. Однако определенным преодолением этого затруднения выступает учет субъективного фактора - осведомленности контрагентов об этих фактах до момента подписания договора.

    Таким образом, вторым необходимым условием применения Конвенции является определенная связь всех субъектов «лизинговой сделки» либо входящих в нее договоров - поставки и собственно лизинга с государством - участником Конвенции. Эта связь может проявляться в двух основных вариантах, из которых для применения Конвенции достаточно одного:

    а) коммерческие предприятия, имеющие решающую связь с соответствующим договором, каждой из трех сторон сделки (арендодателя, арендатора, продавца), находятся в государствах - участниках Конвенции;

    б) оба договора, входящие в лизинговую сделку (поставки и непосредственно лизинга), регулируются правом государства, являющегося участником Конвенции.

    При первом варианте в государствах - участниках Конвенции она применяется непосредственно, независимо от действующих в этих странах коллизионных норм.

    Второй вариант, при котором как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из государств - участников Конвенции, не означает, что оба договора обязательно должны регулироваться правом одного и того же государства - участника Конвенции, ибо применение к договорам права любого ее участника приводит к применению Конвенции.

    Данный вариант применения Конвенции на практике может проявляться в нескольких разновидностях: 1) стороны в силу автономии воли выбрали в качестве применимого права право государства - участника Конвенции (в этом случае обязательным будет применение Конвенции с учетом соответствующих законов о ее введении и оговорок, сделанных соответствующими государствами-участниками при ее подписании). По вопросам, Конвенцией не урегулированным, будут применяться нормы внутреннего законодательства; 2) стороны не выбрали применимое право либо оговорка о его выборе признана недействительной, и в силу определенных судом или арбитражем коллизионных норм либо иным образом подлежащим применению будет признано право государства - участника Конвенции.

    Однако и при наличии соответствующих условий для применения Конвенции стороны в силу ст. 5 Конвенции могут отказаться от ее применения, что должно быть недвусмысленно выражено тремя участниками лизинговой сделки и закреплено ими в обоих договорах, ее составляющих.

    Кроме того, если стороны не исключают применение Конвенции, в силу п. 2 ст. 5 они вправе отступать от ее положений либо вносить изменения в возможные их последствия с учетом особенностей конкретной сделки международного финансового лизинга, однако это не распространяется на конвенционные положения, регулирующие вопросы ответственности сторон (положения п. 3 ст. 8, подп. (б) п. 3 и п. 4 ст. 13).

    Особенностью национального коллизионного регулирования лизинговых отношений с иностранным элементом является то, что коллизионное право формировалось применительно к традиционным видам договоров, поэтому в большинстве правовых систем имеются лишь коллизионные нормы, устанавливающие применимое право для обязательств, которые рассматриваются как родовые по отношению к лизинговым.

    При этом коллизионные подходы, закрепленные в международных конвенциях, и национальное коллизионное право разных стран в отношении выбора применимого права для обязательств, которые рассматриваются как родовые по отношению к лизинговым, совпадают не полностью.

    В российском праве отдельная коллизионная норма, определяющая применимое право для договора финансового лизинга с иностранным элементом, отсутствует.

    В соответствии с п. 2 ст. 1211 ГК РФ в этом случае применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся, по терминологии ГК РФ, арендодателем в договоре аренды. Поскольку договор финансового лизинга помещен в гл. 34 «Аренда» ГК РФ, коллизионная норма в отношении договора аренды может быть применена и к договору финансового лизинга как разновидности договора аренды. Такой же результат даст и использование общего коллизионного подхода, закрепленного в п. 9 ст. 1211 и отсылающего, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве, к праву страны, с которой договор наиболее тесно связан. Данный коллизионный критерий совпадает с основными принципами, зафиксированными наиболее удачными региональными унификациями (Регламентом ЕС «Рим I» 2008 г., Межамериканской конвенцией 1994 г.), а также «новыми» коллизионными законодательствами многих стран.

    Вместе с тем имеется одно исключение. Сделки с недвижимостью (в том числе лизинг недвижимости) считаются наиболее тесно связанными со страной, где эта недвижимость находится (специальная презумпция).

    Таким образом, если к договору международного финансового 76 лизинга будет применяться российское право, то к отношениям сторон, не урегулированным договорными условиями, будет применяться Оттавская конвенция 1988 г., а субсидиарно - правила ГК РФ, прежде всего предписания § 6 гл. 34 ГК РФ.

    В разных странах действуют различные коллизионные подходы, используемые при определении применимого права для родовых по отношению к лизинговым обязательств - купли-продажи и найма имущества. Интерес представляет урегулирование этих вопросов в законодательстве таких стран, как Мексика, Польша, Чехия.

    Гражданский кодекс Мексики 1928 г. (с изм. от 1987 г.) <1> в ст. 13 устанавливает, что для договоров найма и временного использования как недвижимого, так и движимого имущества применимым правом является право его местонахождения, даже если обладателями титула на него являются иностранцы. В отношении иных обязательств допускается выбор права сторонами при субсидиарном использовании lex loci solutionis.

    В Законе Польши 1965 г. о международном частном праве <1> в отсутствие выбора права сторонами к большинству договоров (купли-продажи, подряда, поручения, хранения, перевозки и др.) предусматривается применение коллизионных привязок, отсылающих к праву страны, где находится в момент заключения договора сторона, осуществляющая исполнение, имеющее решающее значение для договора. Примерами могут служить отсылка к праву страны продавца применительно к договору купли-продажи, право страны нахождения комиссионера в договоре комиссии, право страны нахождения хранителя в договоре хранения и др. (ст. 27). К обязательствам, не упомянутым в Законе (в том числе по временному пользованию имуществом), применяется правило lex loci contractus (ст. 29) <1>.

    В ряде стран в качестве единственной субсидиарной привязки после генерального правила lex voluntatis в отношении исследуемых обязательств закреплена формула lex loci solutionis (Вьетнам, Куба). В Законе Турции 1982 г. о международном частном праве и международном гражданском процессе <1> указанная привязка предваряет закрепленное для субсидиарного применения в третью очередь гибкое коллизионное правило, отсылающее к праву места, имеющего наиболее тесную связь с договором (ст. 24).

    Вместе с тем следует учитывать, что приведенные подходы во многом характерны для коллизионного законодательства середины XX в. В большинстве из этих стран готовятся проекты новых законодательных актов, регулирующих как лизинговые отношения, так и вопросы международного частного права, которые базируются на принятых в современном коммерческом обороте принципах.

    Приведенные примеры коллизионных норм показывают возможность возникновения «скрытой коллизии» при квалификации в рамках разных правопорядков соответствующих отношений как лизинговых. Национальные подходы в определении применимого права могут также разниться в зависимости от того, к какому виду обязательств в этих странах практика и доктрина относят трехсторонний комплекс лизинговых отношений (две двусторонние сделки или одна трехсторонняя).

    Все это наглядно демонстрирует то, что в условиях развития международного экономического оборота (включая появление новых договорных конструкций, особенно таких непростых, как лизинг) использование «жестких» коллизионных привязок, основанных на каком-либо одном формальном критерии, не всегда приводит к выбору права, способного адекватно регулировать эти отношения. И напротив, использование «гибких начал» для установления компетентного правопорядка с учетом всех обстоятельств конкретной сделки международного лизинга в большей степени отвечает потребностям надлежащего регулирования.

    Изложенное позволяет сделать вывод о том, что определение права, применимого к лизинговым отношениям, выходящим за пределы одного государства и не регулируемым Оттавской конвенцией 1988 г., на основе традиционных подходов в силу показанных особенностей этих отношений способно вылиться в непростую и противоречивую процедуру, итогом которой может стать неадекватный и неоднозначный результат. Поэтому в подобной ситуации выбор судом или арбитражем материального права, наиболее тесно связанного с правоотношением, или наиболее благоприятного права является предпочтительным.



    Просмотров