Критерий классификации. Критерии классификации по характеристике опасности. Этапы управления риском

Проблема классификации правовых систем на определенные группы, или семьи, является одной из основных и уже давно привлекающих внимание компаративистов мира проблем сравнительного правоведения.

В поисках развернутой классификации основных правовых систем юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая правовой техникой и стилем права. Нередко в предлагаемых классификациях вообще трудно было обнаружить какую-то четкую основу.

По мнению французского компаративиста Р. Родьера, в юридической компаративистике «классификаций существует почти столько же, сколько и компаративистов». Участники I Международного конгресса сравнительного права в 1900 г. различали французскую, англоамериканскую, германскую, славянскую и мусульманскую правовые семьи. В 1919 г. во время 50-го юбилея французского Общества сравнительного законодательства его участники ограничились классификацией, состоящей из трех правовых семей: французской, англоамериканской, мусульманской. В начале XX в. французский юрист А. Эсмен подразделял правовые системы исходя из особенностей их исторического формирования, общей структуры и отличительных черт на следующие группы: латинская (романская) группа (в эту группу включались французское, бельгийское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран); германская группа (германское право, право Скандинавских стран, австралийское, венгерское право); англосаксонская группа (право Англии, США и англоязычных колоний); славянская группа; мусульманская группа. Римское право и каноническое, по мнению А. Эсмена, представляют собой две оригинальные системы. Если классификация Эсмена, по мнению Армижона, Нольде, Вольфа, была искусственной, то К. Цвайгерт и X. Кётц оценивают ее как весьма удачную систему для своего времени.

Во второй половине XIX в. идея объединения правовых систем по примеру лингвистики в определенные группы сильно привлекала юристов. Если немецкие ученые производили объединение правовых систем в юридические семьи на основе главным образом расового и языкового признаков, то Е. Глассон отказался выводить юридическое «родство» из этнического и считал, что в основе его лежат юридико-исторические факторы. Свою классификацию он проводил на примере правового института брака и развода.



Е. Глассон классифицировал правовые системы на основе их исторического происхождения и разделял современные ему правовые системы на три группы. Первую составляют страны, в которых с наибольшей силой проявилось влияние римского права, - это Италия, Румыния, Португалия, Греция, Испания. Вторую - страны, где римское влияние невелико и право основано преимущественно на обычаях и варварском праве, - это Англия, Скандинавские страны, Россия. В третью группу он включил правовые системы, которые вобрали в себя в равной мере черты римского и германского права, - это Франция, Германия, Швейцария. Такая классификация не выдерживает критики хотя бы потому, что вторая группа определяется по признаку отсутствия влияния римского права. В ней нет никакого внутреннего единства. Если следовать методу Глассона, то в эту группу с равным успехом можно включить мусульманское право, право Китая и Индии, которых объединяет лишь то, что здесь отсутствует влияние римского права.

Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем служила роль различных видов источников права в каждой из правовых групп: 1) правовой системы континентальных стран; 2) англосаксонской правовой системы, т.е. системы стран «обычного (прецедентного) права»; 3) права ислама, которое в отличие от двух первых правовых систем характеризуется своей почти абсолютной неподвижностью и религиозным характером.

Швейцарский ученый Г. Созер-Холл в основу своей классификации правовых систем положил расовый признак. Соответственно, он различал индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов и подразделял индоевропейскую правовую семью на индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право.

Одну из самых значительных попыток дать общую панораму правовых систем предпринял Дж. Вигмор в своей трехтомной, объемом более 1000 страниц, работе «Панорама правовых систем мира». Он сводит все ранее существовавшие и современные ему правовые системы к 16 основным правовым системам: египетская, месопотамская, иудейская, китайская, индусская, греческая, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская, германская, морская, церковная, романистская, англиканская. Здесь трудно обнаружить какую-то четкую основу для классификации. Вместе с тем работа Дж. Вигмора содержит большой историко-правовой информационный материал. Автор широко применяет метод, названный им иллюстрационным. Например, при рассмотрении каждой из основных правовых систем он приводит несколько десятков фотографий исторических памятников права, зданий правоприменительных органов, представителей юридических профессий. В конце третьего тома дается карта современных автору правовых систем.

Дж. Вигмор прав в том, что для правильного понимания современных правовых систем необходимо знание прошлых. Но в своей классификации он смешивает синхронный и диахронный аспекты классификации правовых систем.

В основу классификации могут быть положены более широкие или, наоборот, более узкие исходные географические сферы; она может носить исторический (диахронный) или логический (синхронный) характер; ее можно проводить как на уровне правовых систем, так и в рамках отдельных отраслей права. Отсюда вытекает принципиальная возможность множественности классификаций, построенных по различным критериям и с разными целями. Привлечение различных юридических критериев классификации позволяет охватить разные аспекты и стороны функционирования правовых систем и тем самым глубже раскрыть отдельные закономерности правового развития.

Результатом классификации правовых систем является систематическая единица - правовая семья. Каждая правовая семья имеет свой специфический комплекс непосредственных юридических детерминант. Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правовой культуры, традиций, особенностей правоприменительной деятельности, юридического мышления и т.д.

Классификация возможна как на уровне правовых систем, так и на уровне ведущих отраслей права. Эти две разновидности классификации не противоположны друг другу. Однако такое различие имеет определенное значение, поскольку смешение их критериев и целей часто приводит к неправильным выводам. Например, вызывают возражение два противоположных утверждения, с которыми можно встретиться в юридической литературе. Одно из них заключается в отказе от классификации на уровне правовых систем на том основании, что для этого нет подходящих классификационных критериев. Согласно другому мнению, «классификация по отраслям права вряд ли целесообразна». Специфика отраслевой классификации определяется задачей наиболее дифференцированного подхода к правовой карте мира. При этом в каждом отдельном случае достаточно одного или двух критериев. Таковыми могут быть специфические правовые институты, источники права, сфера правоприменения и т.д. Одну и ту же правовую систему можно отнести к разным правовым семьям в зависимости от того, какая отрасль (или отрасли) права берется в -качестве критерия. Например, если правовые системы латиноамериканских стран при классификации, основанной на частном праве, окажутся с некоторыми отклонениями в романо-германской правовой семье, то при классификации, основанной на конституционном праве, большинство этих стран попадает в группу американского права в семье общего права. Или другой пример. Скандинавское право тяготеет к романо-германским системам, но если исходить из того, что в нем значительно менее заметна грань между частным и публичным правом, то оно окажется ближе к общему праву.

Безусловно, что все отраслевые классификации в той или иной мере содержат признаки, характеризующие классификацию и на уровне правовых систем. Представляется, что классификация на уровне правовых систем более всего целесообразна на основе сочетания, органического единства нескольких систем признаков, т.е. в основу классификации должен быть положен не один-единственный, а значительное число критериев. Использование системы критериев позволяет не замыкаться на одном из них, а в соответствии с принципами логики учитывать особенности различных компонентов правовых систем.

Для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три взаимосвязанные группы критериев: история правовых систем; система источников права; структура правовой системы: ведущие правовые институты и отрасли права. Эти критерии позволяют раскрыть качественную специфику той или иной правовой семьи. Они являются критериями не только синхронного описания, но и диахронного анализа правовых семей. Исходя из этих взаимосвязанных критериев, можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, социалистическую, мусульманскую, индусскую, обычную, дальневосточную.

В классификации правовых систем современности есть еще ряд интересных и спорных вопросов. Это и критерии классификации, и перечень основных правовых семей, и определение смешанных правовых систем, и вопрос о целесообразности выделения в особую группу так называемых религиозных правовых систем, и др.

Классификация, предложенная в данной работе, указывает на основные исторические и юридические особенности сгруппированных таким образом правовых систем. Однако думается, что возможны и другие вариации, так как, по словам Р. Давида, «нельзя претендовать на математическую точность в области общественных наук».

Хозяйствующего субъекта сопровождает понятие риска. Следовательно, и многообразие рисков возникающих в процессе работы безгранично велико. Вопросы классификации рисков представляют замысловатую проблему, а само понятие «классификации» возникло одновременно с возникновением понятия «риск».

Определение 1

Классификация – это система соподчинённых понятий из различных областей знаний и деятельности человека, которая используется в качестве средства установления связей среди этих понятий.

То есть классификация подразумевает систематизацию множества рисков на основании определённых критериев, позволяющих объединить большинство рисков в определённые, более общие понятия.

Вопросами поисков оптимальных классификационных критериев занимаются и по сегодняшний день. Выбранные критерии, в большинстве случаев, не позволяют охватить всё множество рисков. Однако в экономической литературе фигурирует ряд основополагающих рисков, а великое подмножество рисков, часто классифицируется как входящим в одно из таких основных понятий. Выделяют операционный, рыночный и кредитный риски. Также, к этим базовым рискам, часто добавляются варианты входящие в их состав, это: деловой риск, риск ликвидности, юридический риск и риск, связанный с регулирующими органами.

Последние четыре классификации встречаются далеко не во всех последовательностях. Например, риск, связанный с регулирующими органами характерен для банковских операций, а это значит, что и встречается он в сферах, так или иначе связанных с банковскими операциями.

Проблемы рисков связанных с банковскими структурами проработана в достаточной мере тщательно. Наиболее полная классификация рисков подразделяет их на:

  • кредитный риск,
  • рыночный риск,
  • операционный риск,
  • риск потери ликвидности,
  • юридический риск.

Замечание 1

Каждый из них также включает в себя большое число иных конкретных рисков. Например, операционный риск также включает риск обмана, аварий, стихийных бедствий. Также, указанные риски часто переплетаются, например недостатки систем контроля в виде операционного риска могут привести к потере ликвидности в виде риска рыночного.

Классификация рисков

Отталкиваясь от вышеприведённых критериев, можно составить базовую классификацию рисков в зависимости от того, в какой области деятельности они проявляются. В итоге можно выделить следующие риски:

  • Организационные риски, связанные с ошибками управления, сотрудников, проблемами в системах контроля, отсутствием продуманного плана работ и т.п.;
  • Рыночные риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры – риски изменения цены товара, падения спроса, валютный риск, потери ликвидности и пр.;
  • Кредитный риск, полагающий невыполнение обязательств контрагентов. Подобные риски существуют как у банков, так и у предприятий имеющих дебиторскую задолженность;
  • Юридические риски, связанные с тем, что законодательство могло быть неучтено либо могло измениться в периоде сделки. Также сюда относят риски несоответствия законодательства, некорректно составленной документации и прочее;
  • Технико-производственные риски, включающие в себя экологические риски, риски возникновения нештатных ситуаций, пожаров, поломок, ошибок проектирования, строительные риски и многое другое.

Прочие критерии

Зачастую риски также классифицируют по иным признакам. По последствиям выделяют три категории:

  • Допустимы риск – определяющий зону предпринимательской деятельности внутри которой она сохраняет свою целесообразность;
  • Критический риск – зона опасности потерь превышающих прогнозируемую прибыль;
  • Катастрофический риск – зона, в которой возникает неплатёжеспособность предприятия.

Также по характеру воздействия на предприятие риски делят на два вида:

  1. чистые (возможность получения нулевого результата или убытка),
  2. спекулятивные (возможность получения любого результата).

В процессе оценки необходимо использовать перечень критериев и показателей, позволяющих оценить степень соответствия характеристик претендента предъявляемым к должности требованиям, установленным работодателем.
Дадим пояснения к рисунку 9.

    1. Общеорганизационные критерии подразумевают их применимость к оценке всех категорий сотрудников.
    2. Специализированные критерии применяются для оценки определенных должностей или категорий работников.
  1. Количественные критерии предполагают оценку характеристик, измеряемых количественно. К подобным показателям можно отнести результаты работы сотрудников, своевременность и полноту выполнения установленных планов.
  2. Качественные критерии используются для определения величины характеристик, не выражаемых цифрами. К данным крите
    риям оценки можно отнести некоторые показатели качества работы, индивидуальные характеристики работников (личные и деловые качества, особенности рабочего поведения и прочие).
  1. К объективным критериям относятся стандарты, нормативы качества и производительности, которые могут быть использованы для оценки любой работы.
Критерии оценки деятельности персонала целесообразно классифицировать по следующим признакам (рис. 9).
  1. К субъективным критериям целесообразно отнести характеристики, величина которых устанавливается на основании мнений и оценок экспертов (например, линейных руководителей).
По содержанию используемые в практической деятельности по оценке работников критерии можно разделить на следующие группы:
  1. Общественно-гражданская зрелость (качества - умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; подчинять личные интересы общественным; политическая грамотность; участие в общественной деятельности и прочее).
  2. Отношение к труду (ответственность; внимательность; аккуратность; работоспособность; желание и способности к обучению; трудолюбие).
  3. Уровень знаний и опыт работы (наличие соответствующей квалификации; знание производства; стаж работы в данной организации).
  4. Организаторские способности (умение организовывать свой труд, умение проводить совещания, планерки; правильная самооценка своих возможностей).
  5. Умение работать с людьми (умение работать в коллективе, с подчиненными, с руководством; умение создать коллектив; умение подобрать и воспитать кадры; понимание интересов работников).
  6. Умение работать с документами и информацией (умение четко и ясно формулировать цели и задачи; умение формулировать деловые письма и записки; знание техники; умение читать документы).
  7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение распутывать конфликтные ситуации; ориентироваться в ситуации; самообладание).
  8. Способность увидеть и поддержать новое, передовое, современное (умение различить скептиков, пассивных, консерваторов и новаторов, энтузиастов; смелость, настойчивость и решительность в поддержании нового; умение рисковать).
  9. Морально-этические черты характера (порядочность; добросовестность; принципиальность; уравновешенность; обаятельность; простота и скромность; опрятность; вежливость; порядочность).
На основании существующего перечня критериев руководство службы управления персоналом организации отбирает наиболее значимые для конкретной должности или группы работников показатели и оценивает по ним характеристики кандидатов на вакантные должности или уже работающего персонала. Степень соответствия характеристик критериям оценки можно оценить в баллах. Эти уровни зависят от работы каждого сотрудника в сравнении с его должностной инструкцией.
Для того чтобы критерии действительно работали, они должны быть достижимыми, выполнимыми, реалистичными, существенными для данного рабочего места. При этом необходимо отличать качества, которыми должен обладать кандидат при приеме на работу и которые нужно ему приобрести, освоившись с работой и адаптируясь к ней, после занятия данной должности.
В последнее время в компаниях важное значение приобретает оценка деятельности руководителей. При оценке руководителей необходимо разработать критерии оценки деятельности руководителя, которые будут учитывать специфику этой работы. Тут можно выделить следующие значимые параметры: лидерство, принятие решений, взаимодействие с подчиненными.

Процедуры оценки персонала как раз созданы для того, чтобы в конкретных цифрах отразить знания, умения и навыки работников. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результаты труда, трудовая деятельность, личностные качества.
Показатели осуществления трудовой деятельности делятся на факторы достижения результатов труда - осуществления своих управленческих функций к выполняемой работе и организации своего труда и показатели непосредственно профессионального поведения: они охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм, организованность и самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности.
Оценка личностных качеств возможна при длительном наблюдении за сотрудником. Определенное свойство одного человека может рассматриваться как потенциал достижения им высокого результата, а для другого - не может им являться. Поэтому необходимо выделить какой-то блок наиболее важных личностных качеств, оцениваемых в первую очередь. И определиться с технологиями их оценки. В качестве важных для работника личностных качеств традиционно называют интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость. Нисколько не умаляя важности этих качеств, хотелось бы заметить, что в плане принятия решения все они вторичны по отношению к группе из трех характеристик: управляемость, обучаемость, адекватность. Управляемость. В структуре организации над каждым наемным сотрудником есть свой начальник, отдающий какие-то приказы и распоряжения. Если работник не управляем или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны. Неуправляемость проявляется в первую очередь в попытках «лезть со своим уставом» и «показывать, кто тут главный». Повнимательнее присмотреться к управляемости кандидата могут заставить и некоторые факты его трудовой биографии. Факторами риска являются: предшествовавшие трудоустройству работа «свободным художником» (фрилансерство), управление собственным бизнесом, занятие должности более высокой по статусу, чем рассматриваемая. Во всех этих случаях кандидат будет вынужден столкнуться со сменой своего социального статуса, получить больше «дураков-начальников», нежели имел прежде. Неуправляемость - серьезное противопоказание для того, чтобы кандидата рекомендовать на позицию. В отличие от неуправляемости «бесхребетность» является противопоказанием только для тех вакансий, где в первую очередь будут важны «несгибаемость» кандидата, его умение отстаивать интересы компании и «не поддаваться
на провокации». В остальных случаях такие работники могут работать весьма успешно, поскольку начальство будет ценить их за отзывчивость к сверхурочной работе и безмолвное усердие. Чем выше обучаемость, тем лучше адаптивные способности человека. Высокообучаемый кандидат легко может сменить сферу деятельности, освоить новые отрасли, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент. Чем выше способность к обучению, тем легче пройдет адаптация в коллективе. Кроме того, обучаемость - это способность извлекать полезные уроки из своих и чужих ошибок. И наконец, быстрообучаемый специалист быстрее сможет принести компании долгожданную прибыль, чем его «медленный» коллега. Способность к обучению проявляется в первую очередь в познавательной активности. Если человек посещает языковые курсы, получает второе высшее образование и тому подобное, то можно заподозрить в нем способность к обучению. Регулярное повышение профессиональной квалификации (участие в соответствующих тренингах, семинарах, чтение специальной литературы) тоже выдает человека обучаемого. Таким же свидетельством может являться наличие в трудовом опыте резких смен сферы деятельности (при обязательной успешности последующей работы). В процессе интервью обучаемость можно исследовать, обсуждая с кандидатом различные моменты его опыта - что было трудно, чем гордится и т.д. Адекватность, наверное, - самый очевидный фактор. Отслеживание адекватности обычно проблем не представляет - если ответы кандидата соответствуют задаваемым вопросам, а поведение и эмоциональные реакции органичны сложившейся ситуации, должно быть, с адекватностью все в порядке. Важность адекватности также очевидна: адекватный сотрудник делает то, что ему поручают, а не то, что он под этим понял, реагирует на окружающую действительность, а не на свои представления о ней, более стабилен в коллективе, более эмоционально устойчив.
Для проведения оценки создается комиссия, в которую могут включаться следующие представители организации: непосредственный руководитель, представитель службы управления персоналом, вышестоящий руководитель, коллеги работника из других подразделений. К мнению последних следует относиться осторожно, так как их оценки могут быть субъективными. В целом подход к выбору процедур оценки и формы их проведения полностью подчиняется поставленным в организации бизнес-задачам. Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.

a) Готовые изделия классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением. В случае если таковые не упомянуты в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями», готовые изделия следует классифицировать по аналогии с другими подобными изделиями, содержащимися в Перечне товаров и услуг, объединенных в классы, и Алфавитном перечне товаров. Если функции или назначения не найдены, необходимо руководствоваться вспомогательными критериями, например, материалом, из которого изготовлено изделие, или его принципом действия.

b) Готовые изделия многоцелевого назначения (подобные радиобудильнику) могут быть отнесены к определенным классам в соответствии с выполняемыми функциями, а в случае, если эти функции или назначение не упомянуты ни в одном из заголовков классов, следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте а).

c) Необработанное или частично обработанное сырье следует классифицировать, в основном, по материалу, из которого оно состоит,

    Товары, предназначенные для использования в другом изделии, классифицируются, в основном, в том же классе, что и последний только в случае, если он не используется для иных целей. Во всех остальных случаях для классификации таких товаров следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте а).

    Если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, из которого они изготовлены, то в случае изготовления изделия из различных материалов его следует классифицировать по преобладающему в составе материалу.

    Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются в том же классе, что и сам товар.

a) Услуги классифицируются, в основном, в соответствии с направлением деятельности, охватываемым заголовком класса и соответствующими пояснениями, или по аналогии со сходными услугами Перечня товаров и услуг, объединенных в классы, или Алфавитного перечня услуг.

    Услуги по прокату классифицируются, в основном, в тех классах, к которым относятся услуги, осуществляемые с помощью объектов проката (например, прокат телефонов - 38 класс).

    Услуги, связанные с консультацией, советом или информацией, относятся, в основном, к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации, совета или информации, например по вопросам транспортировки - 39 класс, управления коммерческими делами - 35 класс, финансовых дел - 36 класс, косметики - 44 класс. Консультация, совет или информация, предоставляемые с помощью электронных средств (например, телефона, компьютера), не связаны со средствами, обеспечивающими выполнение данных услуг.

Лексико-семантический идентификатор наименований товаров и услуг (лексинту)

Первая редакция была создана в 2006г., в результате анализа и интеллектуальной обработки лингвистической базы наименований товаров и услуг. Структура ЛЕКСИНТУ предлагает родовидовое соподчинение наименований товаров и услуг внутри классов Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ).

Представляемое, на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ЛЕКСИНТУ полностью переработано с учетом результатов многолетнего использования предыдущих редакций ЛЕКСИНТУ, а также с учётом действующей Международной классификацией товаров и услуг 10-й редакции с последующими ежегодными версиями, содержание которых полностью вошло в ЛЕКСИНТУ представляемой редакции.

В настоящей редакции сохранена родовидовая структура и отражено разнообразие наименований терминов, применяемых для идентификации товаров и услуг.

ЛЕКСИНТУ представляет собой справочно-информационное издание, содержащее перечень наименований товаров и услуг с учетом лексического разнообразия определений товаров и услуг, отвечающих семантико-прагматическим классификациям.

Основной задачей ЛЕКСИНТУ является помощь в правильной классификации товаров и услуг в соответствии с действующей редакцией МКТУ.

Для осуществления идентификационных целей были использованы семиотические закономерности, которым подчиняются родовые и видовые наименования товаров и услуг. По результатам анализа и обработки исследованного объема лексических единиц были сформулированы критерии для формирования родовидовых групп товаров и услуг:

Языковая форма выражения термина (лингвистика);

Объективное смысловое значение термина (семантика);

Практическое следствие интерпретации смыслового значения термина (прагматика).

Взаимосвязь указанных компонентов дает возможность распознать «физический носитель» –товар или услугу по лингвистической, семантической и прагматической характеристикам наименования товара или услуги. Построение ЛЕКСИНТУ по родовидовому принципу позволило сформировать внутри каждого из 45 классов группы и подгруппы из наименований товаров и услуг, содержащихся в соответствующем классе МКТУ, и дополнить классы наименованиями товаров и услуг, наиболее часто употребляемых заявителями в перечнях к заявкам на регистрацию товарных знаков, но не указанных в МКТУ. Кроме того, в ЛЕКСИНТУ были включены наименования терминов товаров и услуг из классификаторов видов экономической деятельности, в частности из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Все это позволило расширить допустимый предел наименований товаров и услуг, оставив выбор наименования за заявителем при условии соответствия выбранного наименования критериям классификации товаров/услуг.

ЛЕКСИНТУ представляемой редакции построен в виде Предметного указателя родовидовых групп и подгрупп с наименованиями товаров/услуг в этих группах и подгруппах.

Предметный указатель представляет собой многоуровневый перечень наименований товаров и услуг, построенный по принципу «последовательных приближений». Его структура по количеству и содержанию классов соответствует структуре МКТУ. Внутри каждого класса по принципу родовидового подчинения формированы группы и подгруппы наименований товаров/услуг в соответствии с вышеуказанными критериями. Области, к которым относятся товары/услуги в каждом классе, определены «Указателем содержания классов товаров и услуг», с выделенными в общий перечень наименованиями заголовков всех родовидовых групп и подгрупп.

Каждому термину в ЛЕКСИНТУ присвоен код.

Код стоит перед наименованием каждого товара или услуги, перед наименованием каждой группы и подгруппы.

Если товар или услуга имеет несколько наименований, то код стоит напротив

каждого наименования и помечен символом «*», например:

010358*.............Гидразин

010358*.............Диамид.

Дополнительные наименования товара или услуги в ЛЕКСИНТУ следуют неразрывно друг за другом в алфавитном порядке

В ЛЕКСИНТУ принята иерархическая система кодирования групп товаров и услуг. Код состоит из двузначных чисел, разделенных точками.

Каждое число обозначает номер родовидовой группы на соответствующем уровне

иерархического деления. Первое двузначное число всегда соответствует номеру класса МКТУ. Например:

03.03. Товары санитарно-гигиенические

03.03.02. Средства для чистки, полировки и уборки

03.03.02.01. Средства для чистки

Наименования товаров и услуг МКТУ кодируются персональными базовыми номерами из МКТУ, в которых первые две цифры также всегда соответствуют номеру класса:

030071......Кремы косметические

Кодировка наименований товаров и услуг, не включенных в МКТУ и не имеющих

базового номера, отличается. За номером класса МКТУ следует буква «Т», далее

–три нулевых знака:

03T000......Гранат природный 4.

После некоторых наименований товаров и услуг в ЛЕКСИНТУ указаны коды групп в квадратных скобках

030080......Мыла дезинфицирующие

Это значит, что данный товар относится к 03 классу МКТУ, но может также рассматриваться как товар соответствующей (“дополнительной ” для данного товара) группы 05 класса, в которой имеются товары того же рода.

В случаях, когда один и тот же товар относится к нескольким “дополнительным”

группам ЛЕКСИНТУ или классам МКТУ в зависимости, например, от области применения, ссылки выглядят особо. В группе, к которой относятся все аналогичные товары из других “основных” групп или классов, они перечисляются с указанием кодов этих “основных” групп, но без персональных кодов перед наименованиями товаров/услуг, т.к. коды для этих товаров/услуг указаны перед наименованиями в “основных” группах:

01.01.06. Оксиды, пероксиды, альдегиды

010414......Пероксид водорода

Пероксид водорода для косметических целей

Пероксид водорода для медицинских целей

В “основной” группе для товара, который относится к нескольким “дополнительным” группам, после его наименования в квадратных скобках через точку с запятой перечисляются коды всех “дополнительных” групп, содержащих



Просмотров