О личном подсобном хозяйстве. Как оформить личное подсобное хозяйство. Чем отличается ИЖС от ЛПХ

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

В Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по . Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

– это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

– это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

Сегодня мы предлагаем читателю поговорить о явлении, широко распространенном на территории России и именуемым личным подсобным хозяйством. О чем пойдет речь? Что конкретно подразумевает под собой данное понятие? Идет ли в данном случае разговор о фермерском (крестьянском) хозяйстве, подразумевающем относительно масштабное землевладение с соответствующим оборотом, или подразумевается всего-навсего скромный приусадебный огород, способный прокормить лишь собственного владельца с домочадцами? Давайте разбираться.

Если вы располагаете рядом с домом огородом или небольшим участком земли, где выращиваете немного овощей и держите скот в количестве нескольких единиц, возможно, расширять хозяйство вы не планируете. Но в случае образования излишков выращенного и произведенного, потребить которые самостоятельно не сможете, вы планируете их продать. Будет ли подобная выручка относиться к разряду дохода, получаемого от предпринимательской деятельности? Что на этот счет говорят нормы права?

ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Подобная деятельность регулируется законом. А именно - 112 ФЗ РФ под названием "О личном подсобном хозяйстве", вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ - это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.

Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.

Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, - это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).

На каких земельных участках возможна организация ЛПХ?

Таковых существует только две категории. Первая из них - земельные участки для личного подсобного хозяйства в черте поселения, то есть приусадебные. Вторая - земельные участки за чертой поселения (полевые). На приусадебных участках производится сельхозпродукция, а также возводятся жилые дома, здания и сооружения бытового, производственного и т. п. назначения. Земельный участок со статусом полевого может быть использован лишь под производство сельхозпродукции без права строительства на нем каких-либо зданий.

Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?

Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.

Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на "лишний" земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант - в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.

Можно ли горожанину получить землю в селе с целью организации ЛПХ?

Если вы проживаете в городе, то имеете право на получение участка под ЛПХ. Но лишь в том случае, когда зарегистрированы на постоянной основе в данном городском поселении. Участок, находящийся в муниципальной либо государственной собственности, будет предоставлен вам лишь в случае наличия свободных земель.

Учет ЛПХ

Все ЛПХ учитываются администрациями поселений и городских округов в своих похозяйственных книгах. Ведутся эти книги согласно информации, которую на добровольной основе предоставляет ведущий ЛПХ гражданин:

  1. Кто его ведет - Ф. И. О., дата рождения того гражданина, кому участок предоставлен либо кем он приобретен с целью ведения ЛПХ.
  2. Данные (Ф. И. О., даты рождения) тех, кто совместно с ним участвует в ведении ЛПХ (проживающих либо просто членов семьи).
  3. Площадь участка, занятого под ЛПХ. На каких землях - посевы и посадки сельхозкультур, на каких - ягодные либо плодовые насаждения.
  4. Количество скота, сельскохозяйственных животных, птиц и пчел.
  5. Какое имущество имеется в распоряжении ЛПХ. Речь идет об оборудовании, сельскохозяйственной технике, транспортных средствах, которые на праве личной собственности или ином принадлежат ведущему ЛПХ гражданину.

Какие налоги предстоит уплатить ведущему ЛПК

Статья номер 217 Налогового кодекса гласит, что доход налогоплательщика, который получен от продажи выращенного в расположенных на территории РФ ЛПХ скота, птицы (в живом виде, в форме их продуктов либо убоя - в сыром, а также переработанном виде), кроме того - продукции растение- и животноводства, пчеловодства и цветоводства (также в натуральной либо переработанной форме) не подлежит обложению НДФЛ. Ведение ЛПХ - это форма (как уже упоминалось) непредпринимательской деятельности. То есть гражданам, организовавшим такое хозяйство, не предстоит платить:

НДС (плательщики его - ИП и организации);

Налог на прибыль;

А также налог на имущество (это не относится к недвижимости, технике и автотранспортным средствам).

Кроме того, не ему "не грозят" отчисления с зарплаты сотрудников, которые чаще всего являются членами семьи.

А что же придется платить владельцам ЛПХ? Ими обязательно должен быть уплачен земельный налог. Также облагается сельскохозяйственная техника и недвижимость.

Поговорим о реализации продукции ЛПХ

До начала продажи выращенной в собственном ЛПХ продукции следует взять справку в местной администрации (у главы сельского поселения) о том, что выращенная и реализуемая вами продукция произведена именно там - в вашем ЛПХ. Это гарантирует вам освобождение от налогов.

Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы - куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.

Другая ситуация - вы планируете сдать это мясо, например, в колбасный цех. При этом будет составлен торгово-закупочный акт с указанием ваших паспортных данных и ИНН (не забудьте запастись копиями данных документов для предоставления покупателю продукции). Обязательным приложением торгово-закупочного акта служит вышеназванная справка о реализации продукции, выращенной в вашем ЛПХ.

О возможных недоразумениях

Законодательством определено, что покупатель не имеет права удержать с вас НДФЛ и не должен подавать соответствующую справку на вас в налоговую инспекцию. Но порой из-за слабого знания юридических тонкостей приобретающий продукцию может все же подать на вас информацию в налоговые органы о полученном доходе.

В этом случае в начале следующего календарного года вам придет извещение о полученном по результатам истекшего года доходе и неоплаченном налоге. Тогда вам предстоит нанести визит в налоговую инспекцию с дачей устных либо письменных пояснений о характере произведенной сделки. Никакие декларации при этом не требуются и сам налог уплачивать, как было уже упомянуто, не предстоит.

Что еще следует знать владельцу ЛПХ

В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется - она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь.

Отсюда вывод - если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости - в виде организации ЛПХ - может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее - отсутствие регистрации и налогообложения.

При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях - контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм.

Какое имущество используется для ведения ЛПХ?

В шестой статье ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" говорится о том, что использовать в нем возможно приобретенный либо предоставленный с данной целью участок земли, дом жилого назначения, а также прочие здания, сооружения бытового либо производственного характера, включая теплицы. К числу такого имущества относится также все поголовье сельскохозяйственных животных, птицы и пчелы, совокупность сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, транспортных средств и т. п.

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того - технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также - ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.

Что еще влияет на развитие ЛПХ

Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.

Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.

Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.

О чем необходимо помнить желающим организовать ЛПХ

Как уже было указано, по закону строиться на землях сельхозназначения не разрешается. То есть если вы планируете постройку жилого дома или иных сооружений, ваше ЛПХ обязано быть в границах поселения. При этом следует учитывать, что аренда за гектар земли в его границах стоит на порядок больше, чем за чертой поселения.

В случае же получения статуса фермера (то есть образования фермерского хозяйства) гражданин обязан зарегистрироваться как предприниматель со всеми вытекающими трудностями и последствиями - ведением баланса, отчетности, что в разы усложняет процедуру хозяйствования на земельном участке и многих отпугнет от данного занятия.

Другой вариант для желающих вести застройку на земле ЛПХ - добиваться перевода полевого участка в категорию земель поселения. Необходимо помнить при этом, что земля, используемая не по целевому назначению, может быть по закону изъята.

Закон об ЛПХ, предельно ясно разграничивает назначение выращенной, либо произведенной продукции, которая главным образом должна покрывать потребности самих владельцев. Реализация излишков не подлежит налогообложению, и ЛПХ не приравнивается к предпринимательской деятельности. Подоходный налог, также не взимается с лиц, владеющих ЛПХ, если вся работа по выращиванию продукции происходит без привлечения наемных работников и лично осуществляется владельцем земельного участка. К работам могут быть привлечены лишь члены семьи, при этом есть ограничения, которые касаются размеров участка. За гражданином законодательно закреплено право использовать под нужды ЛПХ не более половины гектара земли.

К тому же, предусмотрена всесторонняя поддержка со стороны государства. Это и выделение земли, и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного ведения работ. Электричество, вода и транспортная доступность необходимы для ведения любой сельскохозяйственной деятельности. Поэтому, независимо от того, где именно выделяется земельный участок, власти должны оказать максимальную помощь в устранении всех сопутствующих проблем.

Использование выделенного участка не должно идти вразрез с уголовным кодексом. Например, нарушение закона о запрете на выращивание наркотических растений, предусматривает уголовную ответственность и недобросовестные пользователи понесут суровое наказание за такое правонарушение.

Что такое ИЖС?

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

Аббревиатура ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, разрешенное на выделенном участке земли для ведения личного подсобного хозяйства. При этом возведение дома, в котором согласно законодательству могут получить постоянную регистрацию все члены семьи, имеет определенные условия:

  • Проектированием жилого дома имеют право заниматься только компании, имеющие гослицензию;
  • Проект должен пройти согласование с контролирующими органами;
  • На одном участке земли не может возводиться более чем одно жилое строение;
  • Строительство не должно завершиться в течение трех лет с момента начала работ.

Какие земли выдаются под ЛПХ?

Как можно использовать участок, выделенный под ЛПХ? Землями распоряжается администрация поселения, и во многом от нее зависит, к какой категории будет принадлежать надел и разрешено ли возводить строения на данной территории. Ведь для одних целей дается участок на землях сельхоз назначения, а для других выделяется приусадебный участок.

Так, в случае с полевым участком, проводить на нем какие-либо строительные работы запрещено. Приусадебный участок, напротив, может использоваться, как для производства продукции, так и возведения всевозможных строений, в том числе жилых, и относится к землям населенного пункта.

Но, особое внимание стоит уделить тому, какими правами наделяется владелец участка. Может ли он построить жилое строение и прописаться в нем. Ведь при нарушении правил использования, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, избежать которые можно было на начальном этапе, внимательно изучив документы.

Каковы достоинства и недостатки ЛПХ?

К положительным моментам ЛПХ можно отнести отсутствие необходимости в регистрации. Тут не предусмотрено никаких налоговых нагрузок и отчетности. Вся информация о ЛПХ содержится в администрации населенного пункта, при этом, все сведения предоставляет владелец подсобного хозяйства. К тому же, освобождение от НДФЛ и принятие личного решения об отчислениях в ПФ.

К недостаткам ЛПХ можно отнести ограниченную территорию, которую не удастся расширить без благосклонности администрации поселения. Несмотря на проявления внимания к вопросам ведения личного хозяйства, государство не предусматривает возможности субсидирования либо льготного кредитования для данной категории лиц. Также существуют некоторые виды ограничений, которые касаются вида деятельности на вверенном участке.

В любом случае и ЛПХ, и ИСЖ дают возможность вести личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы присутствуют везде, но прежде чем обратиться к администрации населенного пункта за помощью, следует серьезно задуматься, а нужно ли вам это? Собственное хозяйство требует, чтобы ему уделяли огромное количество времени, внимания и заботы, независимо от того, чем именно вы будете заниматься. Ведь для того, чтобы вырастить скот или простые помидоры, необходимо приложить массу усилий, постоянно контролировать процесс и самостоятельно осуществлять уход.

Государственная поддержка, конечно, есть, но вот на местах она оказывается с большой неохотой. Добиться благосклонности от сотрудников администрации на деле не так уж просто. Но зная установленные правила, каждый гражданин может воспользоваться законодательно закрепленным правом и получить в пользование землю. Главное - детально ознакомиться с федеральными законами о ведении ЛПХ, которые говорят о всеобщей доступности таких участков. Региональные законы могут лишь немного корректировать некоторые направления деятельности и ставить свои условия, но отнять право на ЛПХ никакая инстанция не имеет полномочий.

В результате рыночных преобразований в Дагестане личные подсобные хозяйства стали доминирующим сектором аграрной экономики. В республике личным подсобным хозяйством занимаются около 400 тыс. семей, за которыми закреплено более 100 тыс. га земель (в среднем по 0,25 га на одно хозяйство, при 0,44 га по стране). Личные подсобные хозяйства производят около 80% валовой продукции сельского хозяйства, 86,8% овощей, 92,5% картофеля, 88,1% плодов, 82,4% мяса, 83% молока от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, что говорит о ключевой роли сектора в жизнеобеспечении региона. Именно этим и было обусловлено принятие в 2003 году федерального, затем и республиканского законов «О личном подсобном хозяйстве», заложивших прочную правовую основу для их устойчивого развития.

В соответствии с законодательством личные хозяйства не подлежат государственной регистрации, их учет согласно упомянутому закону осуществляется в похозяйственных книгах. Однако порядок их ведения до сих пор не был законодательно установлен.

Похозяйственная книга - документ первичного административного учета сельского населения, наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.
Как известно, похозяйственные книги были введены с 1935 года на основании постановления СНК СССР от 26 января 1934 г. № 185 "О первичном учете в сельских советах", которое устанавливало обязательную для всех сельских советов систему первичного учета. Первоначально они вводились в сельсоветах на 3 года, а с 1986 года – на 5 лет. По истечении срока действия книг в сельсоветах заводились новые книги, но, к сожалению, система организации первичной информации была несколько ослаблена в средине 90-х годов. Последним нормативным актом по этому вопросу было распоряжение Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 294-р. Перезакладка похозяйственных книг и других форм первичного учета в сельских администрациях была произведена в 2001 году. Срок их действия истек 1 января 2007 года.

В условиях формирования рыночных отношений решающим фактором стабильного развития ЛПХ является внедрение в повсеместную практику рыночных механизмов, но основной проблемой для выработки обоснованных и эффективных мер в этом направлении стало отсутствие достоверных сведений, поскольку не было системной работы по обновлению информации в этих книгах.
Поэтому крайне актуальным и своевременным является принятие 30 декабря 2008 г. №302-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Данный закон устанавливает, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Можно сказать, что он предусматривает закрепление реально исполняемых органами местного самоуправления поселений полномочий по ведению похозяйственных книг, а также определяет перечень вносимых в такие книги сведений о личных подсобных хозяйствах.

Кроме того, закон создает правовые основы для получения органами местного самоуправления необходимой информации для решения вопросов в рамках их полномочий по планированию бюджета и социально-экономическому развитию и позволит наладить учет личных подсобных хозяйств и его единообразие, позволит органам местного самоуправления на основании похозяйственных книг выдавать справки гражданам, связанные с заключением сделок гражданско-правового характера, получением государственной поддержки и предоставлением льгот.
Поэтому нужно особо подчеркнуть, что в первую очередь в интересах самих же граждан добровольно предоставлять соответствующие сведения о составе семьи, наличии земель, скота, техники и т.д., поскольку сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах, жизненно важны для них. Вот несколько примеров.

Во-первых, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства служит основанием для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.

Во-вторых, для освобождения от налогообложения доходов от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства согласно подпункту 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ требуется выписка из похозяйственной книги.

В-третьих, выписки из похозяйственных книг нужны для получения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Одновременно с учетом проводимой в республике широкомасштабной работы по переводу ведения похозяйственных книг на электронную основу унификация вносимых в похозяйственные книги сведений предоставит возможность интеграции информационных систем органов местного самоуправления на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства.

Поэтому с учетом слабого развития муниципальной статистики реализация установленных законом норм позволит сформировать развернутую, постоянно обновляемую информационную базу состояния и динамики развития экономики сельских поселений, а значит, значительно увеличатся возможности для развития личных подсобных хозяйств в рамках принимаемых мер по государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Как гласит закон, форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств будут устанавливаться уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, которые, надеемся, в ближайшее время будут утверждены. До сих пор эти функции выполняли статистические органы. Теперь дело за органами местного самоуправления, которым предстоит организовать необходимую работу по исполнению требований закона.


В процессе ведения личного подсобного хозяйства используется иное различное имущество — жилые и хозяйственные постройки (в том числе теплицы), продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и инвентарь и др. Согласно Закону «О личном подсобном хозяйстве» названное имущество и сельскохозяйственная продукция являются «собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» (ст. 6 и п. 3 ст. 2). Но такая формулировка является недостаточно определенной, поскольку в ней, во-первых, не указан вид собственности — индивидуальная, общая долевая или общая совместная; во-вторых, не определен круг граждан, совместно ведущих ЛПХ (в юридической и экономической литературе иногда употребляется термин «член личного подсобного хозяйства», однако Закон такого понятия не содержит). Если ЛПХ ведет гражданин, проживающий один, то вопроса о принадлежности соответствующего имущества не возникает. Однако семьи, ведущие ЛПХ, могут быть самыми разными по составу. Они могут состоять из:
- супругов и их несовершеннолетних детей, не имеющих самостоятельного заработка;
- супругов и их несовершеннолетних детей, имеющих самостоятельный заработок;
- супругов и их совершеннолетних детей, не состоящих в браке;
- двух или нескольких супружеских пар (родители и их дети со своими супругами).
Все перечисленные лица подпадают под определение «граждан, ведущих личное подсобное хозяйство». Возможны и иные варианты состава семей — братья и сестры супругов, бабушки, дедушки, племянники и, наконец, просто лица, состоящие в фактических брачных отношениях. Указанные различия в составе семей влияют на правовой режим имущества. Означает ли формулировка Закона, что имущество ЛПХ во всех случаях принадлежит всем гражданам, совместно ведущим ЛПХ, на праве общей собственности. Очевидно нет, так как в Законе об этом прямо не сказано.
Следовательно, при определении собственника имущества, используемого для ведения ЛПХ, нужно руководствоваться общими нормами гражданского и семейного законодательства. Иначе говоря, правовой режим этого имущества устанавливается исходя из того, на чьи средства оно приобретено в период брака или до вступления гражданина в брак и пр. Таким образом, собственность граждан, ведущих ЛПХ, может быть и совместной собственностью супругов, и долевой собственностью граждан (если оно приобретено на общие средства не только супругов, но и других лиц; долевой собственностью будет и имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях), и индивидуальной (личной) собственностью отдельных граждан, ведущих ЛПХ. В этом плане правовой режим имущества ЛПХ ничем не отличается от режима другого имущества (имущества культурно-бытового назначения), и законодателю не было необходимости выделять его в отдельную категорию.
Государственная поддержка личного подсобного хозяйства. Личные подсобные хозяйства граждан традиционно пользовались различными мерами поддержки. В современных условиях Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»1 (ст. 3) личные подсобные хозяйства отнес к сельскохозяйственным товаропроизводителям и распространил на них меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам. Однако впервые такое «приравнивание» (но все же не отнесение!) ЛПХ к сельскохозяйственным товаропроизводителям в плане оказания им государственной поддержки за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований было закреплено в Законе «О личном подсобном хозяйстве».
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 7) определил направления государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
- формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и др.) и обеспечения деятельности ЛПХ, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
- ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
Значительное внимание личным подсобным хозяйствам уделено в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», в котором стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе выделено в качестве одного из его (проекта) основных направлений. Самой распространенной, самой массовой «малой формой» хозяйствования является именно ЛПХ.
Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются граждане, ведущие ЛПХ, как, впрочем, и фермеры, и сельскохозяйственные организации, — недостаток собственных финансовых средств на расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции. Поэтому приоритетный национальный проект и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» рассматривают обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе и граждан, ведущих ЛПХ) как одну из основных мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции. При этом субъекты Федерации за счет средств, выделяемых им из федерального и собственного бюджета, должны субсидировать гражданам, ведущим ЛПХ, часть затрат на уплату процентов по займам (кредитам), полученным в российских кредитных организациях. Размер субсидии составляет не менее 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Кредитование граждан, ведущих ЛПХ, осуществляют Сберегательный банк РФ и другие банки. Однако одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является ОАО «Россельхозбанк». В зависимости от целей использования денежных средств кредиты могут быть краткосрочными (на срок До двух лет) и среднесрочными (на срок от двух до пяти лет).
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-201 2 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446\ конкретизируются цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.
Так, кредиты на срок до двух лет предоставляются на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. руб. на одно хозяйство.
Среднесрочные кредиты на срок до пяти лет могут использоваться гражданами на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. руб. на одно хозяйство.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств путем предоставления гражданам доступных и отнᴏϲᴎтельно дешевых кредитов в таком масштабе осуществляется в нашей стране впервые. Она позволит повысить товарность производства сельскохозяйственной продукции в таких хозяйствах, ᴨҏиᴃедет к росту уровня жизни и доходов сельского населения.
Пенсионное страхование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Труд граждан по ведению личного подсобного хозяйства Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» не регулируется и не учитывается, поскольку осуществляется для удовлетворения собственных потребностей граждан в продовольствии. Он во многом аналогичен труду по ведению домашнего хозяйства.
Как указывалось выше, предполагается, что ведение ЛПХ осуществляется гражданами в свободное от основной работы время (отсюда и термин «подсобное» в названии данной формы хозяйствования). Вместе с тем в современных кризисных условиях в аграрной сфере для многих граждан ведение ЛПХ вынужденно стало основной сферой приложения труда. Сегодня актуальна проблема включения работы в личном подсобном хозяйстве в стаж, дающий право на получение государственной пенсии, что возможно лишь при условии внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Если уплата страховых взносов гражданами, не имеющими работы, не производится, их будущее пенсионное обеспечение оказывается под угрозой. Статья 9 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предоставляет гражданам, ведущим ЛПХ, право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе, в частности, физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом (подп. 5 п. 1 ст. 29). Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Уплата страховых взносов осуществляется в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Лекция, реферат. § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
Глава I Аграрное право как самостоятельная отрасль в системе права РФ
§ 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
§ 2. Система аграрного права
§ 3. Понятие и предмет правового регулирования как основной критерий аграрного права
§ 4. Методы аграрного права
§ 5. Системообразующие факторы формирования аграрного права как отрасли права
§ 6. Принципы аграрного права
§ 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве




§ 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством

§ 6. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений
Глава III Аграрные правоотношения
Внутренние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Внешние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Глава IV. Аграрная и земельная реформы: историко-правовой аспект
§ 1. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
Земельная реформа в Российской Федерации
§ 3. Реформирование колхозов и совхозов, Продолжение аграрной реформы
Этапы агарарной реформы
Первый этап аграрной реформы
Второй этап аграрной реформы
Третий этап аграрной реформы
§ 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий
§ 5. Особенности приватизации предприятий по первичной переработке продукции АПК
Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства
§ 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики, Теоретические школы.
§ 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
АПК России
§ 4. Лизинг в сельском хозяйстве
§ 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
Глава VI Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
§ 1. Понятие «рынок»
§ 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
§ 3. Государственные закупочные и товарные интервенции, залоговые операции на рынке зерна
§ 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
§ 6. Государственное регулирование качества и безопасности продовольственных товаров
Глава VII Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
§ 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
§ 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
Глава VIII Особенности создания и правового положения сельскохозяйственных хозяйственных обществ и товариществ
§ 1. Сельскохозяйственные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью
§ 2. Сельскохозяйственные товарищества
Глава IX Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов
§ 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
§ 2. Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов
§ 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Глава X Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
§ 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
§ 3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
§ 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
§ 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
§ 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
§ 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава XI Личное подсобное хозяйство как форма сельскохозяйственной деятельности граждан
§ 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
§ 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
§ 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
§ 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
Глава XII Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества дачного хозяйства
Глава XIII Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства



Просмотров