Почему арабы так ненавидят палестинцев? Арабская психология и ментальность

Андрей Муртазин, политический обозреватель РИА Новости.

5 июня 1967 года началась самая короткая в истории арабо-израильская война. Она длилась всего 6 дней и закончилась 10 июня сокрушительным поражением арабов. Именно тогда в руках Израиля оказались Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Часть этих земель (Синайский полуостров) арабы смогли вернуть себе 15 лет спустя. По другим (Голанские высоты и палестинские территории) сейчас идут многосторонние переговоры - пока без особого прогресса.

Почему арабы потерпели столь сокрушительное поражение? Ни египетская, ни сирийская армии не были готовы к войне, хотя высокопоставленные генералы этих стран, особенно египетские, заверяли, что сотрут «сионистское образование» с лица земли.

Повод к войне дал израильтянам сам египетский президент Гамаль Абдель Насер. Так, 18 мая правительство Египта обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой вывести миротворческие силы из Газы и с Синайского полуострова, введенные туда в 1957 году. Генсек ООН У Тан согласился, и силы ООН были выведены в кратчайшие сроки. Уже 22 мая их позиции заняли египетские военные. А 28 мая 1967 года Египет объявил блокаду Тиранского пролива (вход в Акабский залив) для израильских судов, и судов из других стран, поставляющих стратегические товары в Израильский порт Эйлат. Израиль расценил это как негласное объявление войны, и первым нанес упреждающий удар.

Парадокс, но поэтапный план нападения на арабов обнародовали за несколько дней до начала войны израильские СМИ. Арабы им не поверили. В частности, «Голос Израиля» и газета Jerusalem Post сообщили, что удар ВВС Израиля по египетским базам будет нанесен в 4 утра в понедельник 5 июня, после этого - будет наземная атака, и к концу дня 6 июня израильские части выйдут к Суэцкому каналу. Сценарий подтвердился на 90 процентов (удар был нанесен в 8.30). Как выяснилось позже, об этом знали и египетская разведка и армейское командование, но не восприняли эту информацию всерьез.

Утром 5 июня в результате налетов израильской авиации ВВС Египта потеряли сразу 400 самолетов. Они даже не успели взлететь - их разбомбили на аэродромах. Наши военные специалисты-летчики, обучавшие египтян под Каиром, «рванули» к месту службы на авиабазу «Каиро-Вест». Они были готовы поднять в воздух уцелевшие машины и вступить в бой, но их остановили сами египтяне. Вспоминает свидетель тех событий, российский востоковед Анатолий Егорин: «Когда пришел час «Х», наши хотели ехать на позиции. Но египтяне сказали - нет! Это наша война, мы должны воевать! Египтяне задержали отправку наших военных к месту службы. Ни один советский военнослужащий не участвовал в боевых действиях в шестидневной войне». Действительно, находившиеся в Египте советские военные специалисты по контракту обязаны были обучать арабов, но сами не имели права участвовать в боевых действиях.

В войне 1967 года советское оружие оказалось неэффективным в руках арабов. Если на парадах и в театральной обстановке египетские летчики показывали мастерство, то когда засвистели пули, они забыли все, чему их учили, у них не было боевых навыков.

Другая, возможно, основная военная причина поражения египетской армии - средства связи. У низовых армейских подразделений они были советскими, а у Генерального штаба и командования - закупленные на Западе и полностью подконтрольные американцам. «В час «Х» американцы, чьи корабли находились в Средиземном море в 14 милях от побережья Египта, отключили все линии связи Генерального штата с войсками на Синае», - вспоминает Анатолий Егорин. То есть, США, игравшие на стороне Израиля, в нужный момент просто парализовали египетские войска.

Другой знаковый эпизод той войны. Во время отступления с Синая, египетская армия бросила 450 исправных танков. Танкисты бросали боевые машины и бежали бегом к Суэцкому каналу, чтобы переправиться на другой берег. «На этих танках можно было отступать до канала. Часть из них могла переправиться на другой берег. Но нет, египтяне выскакивали из танков, бросали их и бежали бегом», - говорит Анатолий Егорин. В итоге 6-дневных боев израильтяне потеряли 776 человек, египтяне - более 11 тысяч.

По мнению большинства историков, главные причины поражения Египта даже не военные, а политические. Многие высокопоставленные египетские генералы Генерального штаба, получившие образование на Западе, были крайне недовольны «прокремлевской» ориентацией Насера. Они пытались избавиться от собственного президента сознательно ведя дело к поражению Египта в войне, рассчитывая на то, что США, стоявшие за спиной Израиля, не бросят арабов на произвол судьбы.

С оветское оружие показало свою эффективность в следующей арабо-израильской войне 1973 года, когда египтяне форсировали Суэцкий канал и штурмовали «линию Барлева». Итоги войны всем известны. Египетская армия имела все шансы одержать полную военную победу над врагом, а не только моральную. Но сменивший Насера президент Египта Анвар Садат остановил наступление. Политическим итогом стало сближение США, Кэмп-Дэвид и мирный договор с Израилем. Садат обменял победу военную на победу политическую. Так закончилась «романтическая эпоха» в отношениях Египта с Советским Союзом. Однако советское оружие и сейчас, 40 лет спустя находится на вооружении египетской армии.

В Израиле и в большинстве стран Запада мы склонны думать, что арабский мир един в поддержке палестинцев, что он ничего так не хочет, как решить палестинскую проблему, предоставив им государство, и что все арабы и мусульмане любят палестинцев и ненавидят Израиль. Это, однако, упрощенная и неполная точка зрения, потому что, хотя и верно, что многие, а, возможно, даже большинство арабов и мусульман ненавидят Израиль, есть много людей, которые так же ненавидят палестинцев.

Их ненависть к Израилю проистекает из успеха Израиля в выживании, несмотря на войны, террор, бойкоты и вражду к еврейскому государству, что связано с тем фактом, что еврейское государство существует вопреки тому, что иудаизм был заменен исламом, «истинной религией». Она усугубляется тем, что Израиль является демократией, в то время как они живут под диктатурой, тем, что Израиль богат, а они бедны, тем, что Израиль - это рай по сравнению с арабскими странами, многие из которых больше всего похожи на последний поезд в ад (см. Сирию, Ирак, Ливия, Йемен, Судан, и этот список можно продолжить)..., а самое главное, - что Израиль преуспел в тех областях, где они потерпели неудачу, и зависть сводит их с ума.

Но почему они ненавидят «несчастных» палестинских арабов? В конце концов, арабское повествование говорит, что земля палестинских арабов была украдена, и они вынужденно стали беженцами. Ответ на этот вопрос сложный и является функцией ближневосточной культуры, которую мы в Израиле и большинство западных людей не понимаем и не признаем.

В глазах арабов, одна из худших вещей - это, когда жульничают, одурачивают и используют. Когда кто-то пытается одурачить араба, а тем более, если этот человек преуспевает в этом, араба охватывает дикая злоба, даже если виновный человек его кузен. Он призовет своего брата отомстить двоюродному брату в соответствии с арабской пословицей: «Мой брат и я - против моего кузена, а мой брат, кузен и я - против чужака».

Что касается палестинских арабов, то, прежде всего, многие из них изначально не палестинцы. Это иммигранты, которые пришли на Землю Израиля со всего арабского мира во время Британского мандата, чтобы найти работу в городах и на фермах, построенных евреями. Эти иммигранты по-прежнему носят такие имена, как Аль-Хурани (из Хурана на юге Сирии), Аль-Цурани (из Тира в Южном Ливане), Аль-Зеракави (из Мазраки в Иордании), Аль-Мазтри (египтянин) и многие другие имена, которые указывают на фактическое, географически разнообразное происхождение так называемых палестинцев. Почему, спрашивают другие арабы, они должны получать льготный режим по сравнению с теми, кто остался в своих первоначальных странах?

Начиная с окончания войны за независимость 1948 года, политика в арабском мире начала сосредотачиваться на Израиле и «палестинской проблеме», решение которой должно было быть достигнуто только путем уничтожения Израиля. Чтобы помочь преуспеть в этой миссии, арабские беженцы содержались в лагерях с явными инструкциями Лиги арабских государств, держать их там и не абсорбировать их в других арабских странах.

БАПОР следил, чтобы им доставляли продовольствие, давали образование и оказывали бесплатную медицинскую помощь, то есть страны мира взяли на себя ответственность за покрытие расходов, тогда как арабские соседи этих вечных «беженцев» должны были работать и потом и кровью обеспечивать их продовольствием, образованием и медицинскими услугами для их семей. Беженцы, которые снабжались бесплатным продовольствием, как рис, мука, сахар и масло, для использования их семьями, часто продавали часть из этого своим соседям, не являющимся беженцами, и имели приличный доход.

Те, кто живет в лагерях беженцев, не платят муниципальные налоги, что приводит к значительному количеству «беженцев», которые сдают в аренду свои дома другим и собирают непомерные суммы, благодаря этому освобождению от налогов, по сравнению с квартировладельцами, сдающими свои квартиры в близлежащих городах. Другими словами, весь мир субсидирует налоги, а беженцы набивают свои карманы.

В Ливане, под Бейрутом было построено несколько лагерей беженцев, которые были включены в границы города, а затем превратились в районы высокого класса с внушительными высотными жилыми домами. Кто-то выиграл от такого изменения, и это не люди с улицы, у которых есть все основания чувствовать себя обманутыми.

Палестинские лагеря «беженцев», расположенные в Ливане, были захвачены вооруженными организациями от ООП до ИГИЛ, включая ХАМАС, Народный фронт, Демократический фронт и организации салафитских джихадистов. Эти организации жестоко обращались с гражданами Ливана, и в 1975 году это привело к гражданской войне, которая длилась 14 долгих лет кровопролития и разрушения и привела к эмиграции сотен тысяч ливанцев из своих деревень, которых ожидали ужасные страдания в палаточных лагерях по всей стране. Многие укрывались в палестинских лагерях беженцев, но ливанские беженцы получали менее 10% от того, что получили палестинские арабы, что вызывало зависть и ненависть.

В Иордании в 1970 году палестинские арабы, возглавляемые главой ООП Ясиром Арафатом, попытались захватить страну, создали собственные автономные районы, установили блокпосты с вооруженными палестинскими арабами на севере страны, которые бросили вызов монархии. В сентябре 1970 года, известном как «Черный сентябрь», король Хусейн решил, что с него достаточно, и он покажет им, кто является хозяином в Иордании. Война, которую он объявил против них, стоила тысячей жизней с обеих сторон.

Между тем, в Израиле, в границах до 1967 года, 20% граждан являлись «палестинскими» арабами, которые не восставали и не сражались против государства. Другими словами, «палестинцы», жившие в Израиле до 1967 года, наслаждались жизнью в единственной демократии на Ближнем Востоке, а арабские страны жертвовали кровью своих солдат, чтобы освободить «Палестину». Есть ли худшее ощущение, что вас эксплуатируют, чем у этого арабского солдата, который рисковал своей жизнью ради этого бессмысленного дела?

Хуже всего то, что каждый араб знает: палестинские арабы продавали землю евреям в течение, по крайней мере, целого столетия, получая огромные барыши от сделок, а потом плакались своим арабским братьям, чтобы они пришли и освободили «Палестину» от «сионистской оккупации».

На протяжении многих лет государства всего мира выделяли палестинским арабам много миллиардов евро и долларов, так, что ежегодный доход на душу населения в ПА в несколько раз выше, чем у египтянина, суданца или алжирца. В течение последних семи лет их жизнь во много раз лучше жизни арабов, живущих в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене.

На политическом уровне палестинцы сумели вызвать ненависть многих своих арабских братьев: в 1990 году Арафат поддержал вторжение Саддама Хусейна. В отместку, Кувейт после своего освобождения от иракского завоевания, изгнал десятки тысяч палестинцев, большинство которых были заняты на его нефтяных месторождениях, в результате чего они в одночасье стали неимущими. Это привело к экономическому краху их семей в Иудее, Самарии и Газе, которые получали регулярную помощь от своих сыновей в Кувейте.

Сегодня ХАМАС и палестинский исламский джихад поддерживаются Ираном -- страной, ненавидимой многими арабами, которые помнят, что захват самолета и последующий шантаж был изобретен палестинскими арабами, которые угнали самолет Эль-Аль в Алжир в 1968 году, пятьдесят лет назад, начав период мучений, который пришлось пережить всему миру.

Несмотря на Таифское соглашение от 1989 года, которое положило конец гражданской войне в Ливане и должно было привести к уничтожению и расформированию всех ливанских ополчений, Сирия позволила Хезболле сохранить оружие и безудержно развивать свою военную мощь. Снова оправдание заключалось в том, что оружие предназначалось для «освобождения Палестины» и не было нацелено на ливанцев. Любому, у кого есть мозги, было ясно, что история с Палестиной была фиговым листком, прикрывающим печальную истину о том, что оружие будет нацелено на сирийских и ливанских врагов Хезболлы. «Палестина» была просто предлогом для захвата шиитами Ливана.

Хуже всего палестинское требование, чтобы арабские страны воздерживались от всяких отношений с Израилем, пока палестинская проблема не будет решена к удовлетворению лидеров ООП и ХАМАСа. Однако значительная часть арабского мира не может найти никаких общих черт, которые могли бы объединить ООП и ХАМАС. Они отказались от достижения внутреннего палестинского примирения, наблюдая, как бесконечные склоки разрушают любые шансы на прогресс в отношении Израиля. Чтобы подвести итог ситуации, арабский мир - та его часть, которая видит в Израиле единственную надежду для борьбы с Ираном, недовольна тем, что ее будущее и само ее существование должны стать залогом во внутренних распрях ООП и ХАМАС.

И давайте не будем забывать, что Египет и Иордания подписали мирные соглашения с Израилем, вышли за пределы войны за «освобождение Палестины» и оставили своих палестинских арабских «братьев» решать проблему самостоятельно.

Большая часть арабского и мусульманского мира убеждена в том, что «палестинцы» не хотят своего собственного государства. В конце концов, если такое государство будет создано, мир перестанет жертвовать эти огромные суммы, больше не будет «беженцев», и палестинским арабам придется работать, как и всем остальным. А как они могут это сделать, если все они пристрастились к получению подачек безо всяких усилий?

Можно с уверенностью сказать, что спустя 70 лет после создания «палестинской проблемы», арабский мир осознал, что нет решения, которое удовлетворило бы тех, кто превратил статус «беженца» в профессию, чтобы «палестинская проблема" стала эмоциональным и финансовым мошенничеством, служащим только для обогащения коррумпированных лидеров Рамаллы и Газы.

Доктор Мордехай Кедар - старший преподаватель кафедры арабского языка в Университете Бар-Илан. Он служил в военной разведке ЦАХАЛа в течение 25 лет, специализируясь на арабском политическом дискурсе, арабских средствах массовой информации, исламских группах и сирийской внутренней арене. Всесторонне знакомый с арабскими СМИ в реальном времени, он часто дает интервью различным новостными программам в Израиле.

Перевод: +Miriam Argaman
Поделиться с друзьями:

Демонстрируя напоказ притворную солидарность, арабские государства на деле испытывают всё большее презрение к палестинским арабам, обвиняя их в своих проблемах и рассматривая в качестве «шантажистов помощи».

Рассмотрим ряд простых вопросов:

Почему за 44 года, начиная с 1973, арабский мир так и не развязал войну против Израиля? Почему до сих пор не поднялся в едином порыве, чтобы освободить Палестину от евреев и вернуть его палестинским арабам?

Как случилось, что арабский мир, большинство стран которого по-прежнему не признают Израиль, спокойно пережил заключение мира с евреями двумя важными государствами – Египтом и Иорданией и не подверг их бойкоту (за исключением короткого периода, когда Египет был исключён из Лиги арабских государств)?

Почему иракцы изгнали из своей страны «палестинцев» сразу же после падения режима Саддама Хусейна, в 2003 году?

Почему правительство Египта ведёт себя столь жестоко к палестинским арабам в Газе, всё ли тут объясняется исключительно политической борьбой с ХАМАСом, или речь о чём-то куда более глубоком?

Почему все противоборствующие стороны в Сирии: Асад, «Хизбалла», повстанцы, ИГИЛ – все они крайне жестоки к палестинским арабам из сирийских лагерей беженцев?

Почему арабы вообще по-прежнему продолжают держать их в лагерях беженцев? И, наконец, почему арабские государства, за исключением Иордании, так и не предоставили гражданство этим беженцам, живущим на их территории, вот уже 68 лет?

Это лишь некоторые из вопросов, демонстрирующих негативное отношение арабских стран и народов к палестинским арабам, вопреки декларируемым днём и ночью лозунгам об «арабском единстве» и «арабской солидарности».

Ответ же заключается в том, что отношение арабского мира к палестинским арабам является сочетанием нескольких глубоко переживаемых ощущений, раскрыть которые и говорить о которых, как правило, мало кто решается.

Во-первых, многие в арабском мире убеждены, что палестинские арабы сами виноваты во всех бедах, которые причинил им Израиль. Они потерпели неудачу в тех боях, которые должны были ликвидировать сионистов ещё до мая 1948 года, и это случилось, прежде всего, потому, что они были разобщены и не организованы, потому, что некоторые из них отказались участвовать в боевых действиях, а иные и вовсе сотрудничали с сионистами.

Второе чувство основывается на хорошо известном факте того, что немало палестинских арабов, продавали землю евреям и до, и после 1948 года, в том числе в Иудее и Самарии, после того, как Израиль «оккупировал» их в Шестидневной войне. Мол, сначала палестинские арабы продали евреям землю «на миллиарды», переведя деньги заграницу, в том числе, в швейцарские банки, теперь же плачутся о том, чтобы арабский мир, освободил бы им «украденные земли». Это заметнее всего в Иерусалиме, где арабские жители сами продали евреям участки, дома и квартиры, а теперь жалуются на «иудеизацию» города.

Арафат в своё время также подлил масла в огонь, добавив повод для гнева арабского мира на палестинских арабов. Его поддержка вторжения в Кувейт иракской армии при Саддаме в 1990 году, привела впоследствии к изгнанию тысяч рабочих из нефтяной промышленности Кувейта.

И все прекрасно знали, что послужило причиной этого изгнания. Кроме того, многие арабы хорошо помнили причину, по которой Арафат постоянно разгуливал в военной форме (мол, пока не освободит Палестину от евреев).

Но также знали и о карманах этого френча, в которых хранились многочисленные записки с именами тех, кому Арафат отдал на хранение миллионы из полученной им помощи. Со смертью Арафата, каждый из тех людей стал миллионером, ведь, никто так никогда и не узнал, сколько денег он получил от лидера террористов.

Третья причина для презрения связана с тем, что палестинские арабы заработали огромные деньги, строя дома в еврейских поселениях, созданных с 1948 года, как в пределах «зелёной линии» так и на «оккупированных» с 1967 года землях. Более того, палестинские арабы продолжают работать на заводах, основанных евреями в этих районах, и покупают продукты их производства, внося, таким образом, свой вклад в развитие израильской экономики на «оккупированных территориях».

В-четвертых, неприязнь арабского мира в отношении палестинских арабов вызывает и то, что ООН помогает палестинским беженцам с 1948 года, прежде всего через агентство UNRWA (БАПОР), гораздо щедрее, чем всем остальным беженцам арабского мира. Многие арабы считают, что палестинцы шантажируя совесть мирового сообщества и его истощённую казну, попросту не оставили ничего для настоящих беженцев, например, сирийских или иракских, на самом деле отчаянно нуждающихся в помощи.

Пятая причина недостатка сочувствия к палестинским арабам проистекает из «арабской весны», что обрушила режимы Мубарака в Египте, Каддафи в Ливии, Салеха в Йемене, и угрожающей Асаду в Сирии.

Многие в арабском мире, предполагали, что теперь и палестинские арабы воспользуются импульсом этих событий и тоже начнут настоящее восстание, чтобы избавиться от израильской «оккупации». Но так и не дождались. Этого не произошло.

Палестинцы отрешённо наблюдали по телевидению своих арабских братьев вышедших на улицы, заполнивших площади своими демонстрациями, опрокинувших власть своих правителей, смотрели, лузгали семечки, но так ничего и не сделали. Рядовые арабы не понимали: чего же палестинцы ждут? Что Израиль станет сильнее? Что арабский мир наоборот, окончательно ослабнет из-за своих противоречий?

Но самым серьёзным разочарованием в арабском мире стало подозрение в том, что палестинские арабы предпочитают оставаться под израильской «оккупацией», поскольку они получают от этого огромные экономические и другие дивиденды.

Короче говоря, репутация палестинских арабов в арабских СМИ крайне низка. Сегодня, нет никого в арабском мире, кто был бы готов подвергнуть себя опасности и воевать ради них. Поэтому, будет совершенно неудивительно, если вскоре найдутся страны вроде Марокко, Туниса или Эмиратов, которые спокойно признают еврейское государство даже без соглашения между Израилем и палестинскими арабами.

Почему арабские цифры называют арабскими? Дело в том, что цифры от 0 до 9, которые мы используем сегодня, были разработаны из системы, известной как арабско-индуистские цифры, названной так по причине ее развития из ряда различных ближневосточных и индийских систем языка.

Первоначально они возникли из брахми и санскрита, развиваясь в формы восточного и западного арабского происхождения, и использовались в Европе примерно с одиннадцатого века. Итак, как пишутся арабские цифры, какова история их происхождения и благодаря кому мы активно используем их в повседневной жизни? Узнайте в статье!

Дом мудрости и греческий перевод

Первоначально европейцы эпохи Средневековья приписывали эту цифровую систему полностью арабам, хотя мы теперь знаем, что это далеко не так. Причина этого скрывается в том, что европейским ученым и историкам казалось, что они происходят из конкретного источника — Дома мудрости в Багдаде.

Этот центр обучения был создан правителем аль-Мамуном в восьмом веке нашей эры и был сопоставим с великими центрами обучения в Александрии в Древней Греции.

Более того, эта школа была связана с переводом математических и философских текстов, которые были доступны на других языках того времени. Среди переводимых текстов были великие работы индийского математика Брахмагупта и тексты таких знаменитых греческих мыслителей, как Аристотель и Евклид.

Перевод сочинений Евклида, написанных около 300 г. до н. э., был особенно важен для современной математики. Некоторые из его текстов, как, например, «Отдел фигур», не сохранились в оригинальном греческом языке. Так, если бы не тогдашнее багдадское переводческое движение, мы могли бы утратить важнейшие математические работы.

Важнейшей из работ Евклида была книга «Элементы», которую сегодня можно считать самым важным математическим учебником, который когда-либо составлялся. В ней автор четко изложил все самые сложные математические идеи тех времен, именно это обеспечило долговечность его работы.

Аль-Ховаризм и развитие алгебры

Основной причиной, почему арабские цифры называют арабскими, является тот факт, что важнейшим математиком, работавшим в Багдаде, был человек по имени аль-Ховаризм, который умер в 850 г. н. э. Во многом благодаря его книгам арабско-индуистская система цифр стала рассматриваться как исключительно арабское изобретение. Фактически цифры от 0 до 9 были некоторое время известны под названием "алгоризм", который происходит от имени аль-Ховаризма и, конечно, тесно связан с термином «алгоритм», который используется для обозначения последовательности действий при решении определенных математических задач. Вот почему цифры называют арабскими.

Арабские цифры в Европе

Тремя личностями, которые способствовали популяризации использования арабских цифр на территории Европы, были француз Александр де Виллие, английский школьный учитель по имени Джон Галифакс и итальянец Леонардо из Пизы, который сегодня известен как Фибоначчи, был сыном торговца. Он много путешествовал по Египту, Сирии и Греции. Отец назначил его учителем-мусульманином, и в результате он стал хорошо разбираться в системе арабских цифр и работах аль-Ховаризма и его предшественников. Это во многом объясняет, почему арабские цифры называют арабскими.

Он известен сегодня за свою работу-трактат об алгебраических методах. Она представляет невероятную важность для нас сегодня, потому что с ее помощью Фибоначчи показал европейским математикам, почему использование системы арабских цифр от 0 до 9 было полезно; он использовал простые цифры для решения невероятно сложных на то время математических проблем.

Секрет, почему арабские цифры стали так популярны, заключается в том, что количество углов, насчитывающихся у цифры, соответствует числу. Таким образом, у нуля углов нет. Единица формируется за счет одного угла, у двойки имеется два угла. У тройки, если взглянуть на оригинальное написание, вполне логично — три угла. Это правило работает и для всех оставшихся цифр. Безусловно, по мере распространения арабских цифр по Европе их написание слегка видоизменилось, и острые углы приняли более мягкую форму. А причина, почему арабские цифры называют арабскими, заключается в том, что именно арабы стали теми, кто разработал их написание.

Подумать только, всего лишь 10 цифр, а ведь на них стоит весь современный мир!

От переводчика: эта статья крайне любопытна, прежде всего, тем, что её автор – палестинский араб и мусульманин, но при этом не враг Израиля. Последнее обстоятельство позволяет ему увидеть ситуацию без искажений и разъяснить истинную подоплёку неприятия закона .

Лицемерие лидеров арабских граждан Израиля, рыдающих ныне по поводу нового израильского Закона о национальном характере государства, достигло в последние дни очередных высот.

Заметим, именно эти люди, на протяжении двух последних десятилетий своими выступлениями и действиями нанесли колоссальный ущерб отношениям между евреями и арабами в Израиле, и в первую очередь, интересам своих собственных избирателей - арабских граждан Израиля.

Израильские арабские лидеры, в том числе члены Кнессета, заявляют, мол, они возмущены не только тем, что закон определяет Израиль национальным домом еврейского народа, но ещё и тем, что в новом законодательстве нет ни слова о полном равенстве прав всех граждан.

Вот только, их возмущение – не более чем буря в стакане воды. Излишне разъяснять, что новый Основной (конституционный) закон не отменяет ни одного предыдущего закона или же Декларацию независимости Израиля, которые уже охватили все эти вопросы. В Израиле существуют и другие Основные законы, гарантирующие равные права для всех. Например, Основной Закон о человеческом достоинстве и свободе, принятый в 1992 году, цель которого состоит в том, чтобы: “Защитить человеческое достоинство и свободу, дабы закрепить в Основном законе ценности Государства Израиль как еврейского и демократического государства”.

“Фундаментальные права человека в Израиле основываются на признании значимости человека, неприкосновенности его жизни и присущей ему свободы, и соблюдаются в духе принципов Декларации Независимости Израиля”.

Израильская Декларация независимости, сформулированная ещё в 1948 году, то есть, задолго до нынешнего Основного Закона о национальном характере государства, также гарантирует равенство всех граждан, независимо от их вероисповедания, цвета кожи или расы: “Государство Израиль … приложит старания к развитию страны на благо всех её жителей. Оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков. Осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры. Будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН”.

Итак, если существовавшие ранее законы Израиля и его Декларация независимости остались неизменными, и уже обеспечивают равные права всем гражданам, что же тогда кроется за яростными нападками израильских арабских лидеров на новый закон? Неужели, они и в правду обеспокоены возможностью нарушения равенства или чем-то в том же духе?

Ответ на этот вопрос нетрудно обнаружить в их собственных заявлениях: они принципиально отвергают идею того, что Израиль является национальным домом еврейского народа. При этом они прекрасно знают, что Закон о национальном характере государства не влияет ни на статус, ни на права арабских граждан, как равноправных граждан Израиля.

Возьмём, к примеру, арабского депутата Кнессета Зохира Бахалюля (из партии “Сионистский лагерь” - бывшей партии Труда), объявившего недавно о своём намерении уйти в отставку из парламента в знак протеста против Закона о национальном характере Израиля. Он заявил, что Кнессет превратился в “резиновый штамп для расистского законодательства”.

Начнём с того, что Бахалюль является последним арабским гражданином Израиля, который мог бы пожаловаться на дискриминацию. На протяжении десятилетий он был одним из самых популярных спортивных журналистов Израиля, почитаемый как арабами, так и евреями. Таким образом, он непрерывно наслаждался комфортной жизнью в Израиле – той самой, которую он никогда даже в мечтах не имел бы в любой из арабских стран.

Дальше, если у Бахалюля на самом деле, существуют принципиальные проблемы с законом, определяющим Израиль национальным домом еврейского народа, то, что же он до сих пор делал в партии под названием “Сионистский лагерь”? Если уж вы согласились присоединиться к сионистской партии, стоит ли затем жаловаться на то, что Израиль заявляет о своём желании быть таким национальным домом для еврейского народа? Неужто кто-нибудь всерьёз полагает, что этот арабский парламентарий не знал все эти годы, что сионизм является национальным еврейским движением, поддерживающим восстановление еврейского национального государства на территории, определяемой как историческая Страна Израиля?

Наконец, нельзя не отметить и тот факт, что его собственная партия “Сионистский лагерь” уже по горло была сыта прошлыми выходками Бахалюля, особенно его решением в прошлом году бойкотировать церемонию Кнессета, посвящённую 100-летию Декларации Бальфура, а потому уже давно планировала от него избавиться.

К слову, Декларация Бальфура (в своей второй части) тоже предусматривает создание еврейского национального дома, не “наносящего ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине”.

Нынешние разногласия по поводу Закона о национальном характере государства, таким образом, не имеют ни малейшего отношения к вопросу о гарантии равных прав. Речь тут идёт о признании Израиля как национального дома еврейского народа.

Бахалюль бойкотировал церемонию Декларации Бальфура в Кнессете, как видно, потому, что он против самой идеи существования национального еврейского дома. В противном случае, с чего бы какому бы то ни было арабу, живущему в Израиле выступать против декларации, открыто утверждающей, что еврейский национальный дом не должен “наносить ущерб” правам неевреев?

Глава партии “Сионистский лагерь” Ави Габай назвал решение Бахалюля “экстремистским”.

Скорее всего, Бахалюль уже знал, что его скоро выбросят из партии, и, похоже, просто решил использовать Закон о национальном характере государства в качестве предлога для ухода и очернения Израиля, некорректно называя его ”государством с признаками апартеида”, а Кнессет - “резиновым штампом для расистского законодательства”.

Напоследок, отметим, что Бахалюль совсем не сразу оформил свою отставку из Кнессета. Вместо этого он сообщил, что он подаст своё заявление об отставке, когда Кнессет вернётся с летних каникул в середине октября. Другими словами, совершенно очевидно, что Бахалюль хочет провести ещё несколько месяцев в Кнессете, вероятно, для того, чтобы и дальше получать весьма приличную депутатскую зарплату, равно как и другие привилегии, которыми пользуются парламентарии. Откладывая свою отставку, он также, скорее всего, надеется, на то, что кто-нибудь попросит его отменить своё решение, как бы намекая: “Ну, пожалуйста, уговорите меня остаться в Кнессете!”…

Нет уж, г-н Бахалюль, если вы так переживаете по поводу нового Закона и не хотите быть частью израильской политической системы, почему бы Вам просто не встать и уйти? Отчего Вы так стремитесь остаться ещё на несколько месяцев в парламенте, который обвиняете в “расизме” по отношению к арабам?

“Маленькая грязная тайна” же заключается в том, что даже если бы слова о равенстве для всех граждан были добавлены в новый закон, Бахалюль и некоторые из его арабских коллег в Кнессете все равно бы возражали бы против него. Они просто категорически против самой идеи о том, что Израиль является еврейским государством.

Некоторые из них, например, Ахмед Тиби, последовательно призывают к превращению Израиля из “еврейского государства” в “государство для всех своих граждан” или “государство всех его национальных (этнических) групп”.

Другой арабский депутат Кнессета Джамаль Захалка, недавно издеваясь над еврейскими символами государства, завил: “Я скорее умру, чем спою израильский национальный гимн”. Многие арабские депутаты Кнессета отказываются принимать национальный гимн Израиля или его флаг с шестиконечной Звездой Давида. Тот же Захалка сказал об израильском флаге: “Любой флаг для меня - тряпка. Но этот кусок ткани намного хуже, чем просто тряпка”.

Ещё одна арабская депутатка Кнессета Ханин Зуаби была более чем откровенна в выражении своего неприятия с определением Израиля как национального дома еврейского народа. Еврейский народ не имеет права на самоопределение, заявила она в октябре 2017 года.

“Евреи не являются национальностью, поэтому мы не можем говорить о самоопределении еврейского народа … Израильтяне, могут иметь самоопределение, но не в качестве жителей еврейского государства, а в рамках светского демократического государства”.

Как тут не вспомнить о том, что Зуаби, представительница большого клана из Назарета, была временно отстранена от работы в парламенте в 2014 году за подстрекательство после того, как она выступила в защиту действий ХАМАСа, обстреливавшего ракетами города Израиля, а также похищения (с последующим убийством) трех израильских подростков палестинскими террористами?

Зуаби и ей подобные наносили и продолжают наносить серьёзнейший ущерб отношениям между евреями и арабами в Израиле. Именно их порочная антиизраильская риторика и действия как раз и являются основной причиной того, что все большее число евреев начинают смотреть на арабских граждан Израиля, как на “пятую колонну” или “внутренних врагов”.

Некоторые израильские арабские лидеры поносят Израиль лишь для того, чтобы обеспечить себе общественную огласку. Они, ведь, знают, что ни одна газета не станет упоминать их, если они будут заниматься такими проблемами, как канализация или нехватка классных комнат в арабских школах. Вместе с тем, когда они говорят что-то плохое об Израиле или провоцируют евреев, они обязательно получают заголовки в прессе.

Первоочередной задачей арабских граждан Израиля является снижение высокого уровня безработицы среди выпускников арабских университетов. Арабские граждане Израиля хотят быть полностью интегрированными в Израиль. Они борются за улучшение государственных услуг, особенно в том, что касается инфраструктуры в их городах и деревнях. Но вместо того, чтобы представлять реальные интересы своих избирателей, Тиби, Зуаби, Захалка и другие тратят своё время, на осуждения Израиля и отождествляя себя и своих избирателей с его врагами.

Действия и высказывания этих арабских депутатов Кнессета только усиливает раскол между евреями и арабами, при том, что израильское правительство прилагает серьёзные усилия для улучшения жизни арабских граждан. Например, парламентский комитет Израиля в апреле прошлого года объявил о решении выделить 20 миллионов шекелей (5,6 млн. долларов) на новую программу, направленную на увеличение числа израильских арабов, работающих в технологическом секторе. При этом, комитет отметил, что в рамках решения кабинета министров от 2015 года, правительство Израиля уже вложило 1,2 млрд. из 4,2 млрд. долларов выделенных на экономическое развитие арабов и других меньшинств.

Арабы в Израиле являются равноправными гражданами. Более того, права, которыми они обладают, куда шире тех, что они имели бы в любой другой ближневосточной стране. В опросе, опубликованном в 2016 году, 55% арабских граждан Израиля заявили о том, что гордятся быть гражданами Израиля. Другой опрос, опубликованный в 2017 году, показал, что 60% арабских граждан Израиля позитивно относятся к государству.

Израильские арабские лидеры могут подстрекать против Израиля столько, сколько они пожелают. Их клевета не изменит реальности, состоящей в том, что Израиль является единственной процветающей демократией на Ближнем Востоке и с уважением относится к своим меньшинствам.

В то время, как в Сирии, Ливане, Египте, Ираке, Ливии и других арабских и исламских странах, меньшинства подвергаются преследованиям и убийствам, арабские граждане Израиля успешно интегрируются в государстве. Они занимают высокие посты в Верховном суде, министерстве иностранных дел, секторе здравоохранения и даже в израильской полиции.

Новый закон, отнюдь не изменил эту реальность. На самом деле, большинство арабских граждан едва ли обеспокоены новым законом. Большинство арабов в Израиле продолжают просыпаться утром и продолжать свою жизнь. Они могут работать везде, где они хотят, они могут путешествовать, свободно отправляясь в любую точку страны, и они продолжают пользоваться всеми привилегиями, льготами и свободами, которыми обладают еврейские граждане.

Иными словами, за возмущением некоторых из лидеров арабских граждан Израиля скрывается нечто совершенно иное, нежели опасения по поводу утраты гражданского равенства.

Они не хотят, чтобы Израиль был еврейским национальным домом, втайне надеясь, что однажды евреи станут меньшинством в своей собственной стране. Год за годом эти лидеры подстрекают своих избирателей против Израиля и евреев. Но если они настолько недовольны Израилем, может им стоит подумать о переезде в Рамаллу, в сектор Газы, или в какую-нибудь арабскую страну.

Может быть, они хотят покинуть Кнессет? Почему они воздерживаются от подобного шага? Не потому ли, что только здесь, в еврейском национальном государстве, столь вредном для них, как они утверждают, они и их дети могут жить и процветать столь комфортно.

(Перевод Александра Непомнящего)

Источник на английском:



Просмотров