Что такое закон магнитского. Закон Магнитского. Текст закона и его анализ. Что такое список Магнитского

Комитет сената США по международным отношениям единогласно одобрил проект закона Магнитского взамен пресловутой поправки Джексона-Вэника.

Комментируют эксперты Валерий Хомяков, Александр Севастьянов, Вероника Крашенинникова.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

– Закон Магнитского начинает обретать ясные перспективы. Напомню: адвокат Сергей Магнитский (со слов его коллег) вскрыл схемы хищений представителями правоохранительных органов на сумму 230 миллионов долларов, в результате чего его самого обвинили в уклонении от уплаты налогов. После пыток состояние здоровья юриста ухудшилось, в медицинской помощи ему отказали, он умер в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре 2009 года.
В конце июня вслед за коллегами из палаты представителей Комитет по внешним связям сената США одобрил законопроект по «списку Магнитского». И вполне реально, что до конца президентской кампании в США он вступит в силу. Почему всё так повернулось?
Ускорение законотворчества американских законодателей связано в первую очередь с тем, что популярность Обамы снижается. Да, инициаторами закона Магнитского были республиканцы, но демократы посчитали нужным, чтобы именно Обама обозначил тут американскую позицию. Добавит ли это ему популярности? Возможно, хотя проблема прав человека в России – не самый важный пункт повестки дня президентской гонки в США.
В этой истории любопытны детали.
Во-первых, секретность списка. Планировалось сделать его открытым, но потом, вспомнив о презумпции невиновности, ибо ни один из чиновников, причастных к «делу Магнитского», не осуждён российским правосудием, список засекретили. После реакции возмущённой общественности законодатели нашли компромисс, давая Госдепу самому решать вопрос открытости списка.
Во-вторых, сроки рассмотрения законопроекта в сенате. Комитет по внешним связям сената должен был собраться по данному поводу 19 июня, однако по просьбе сенатора-демократа от штата Вирджиния Джима Уэбба заседание было перенесено на «неопределённое время». Причины сенатор не объяснил, но, видимо, Обама не хотел портить настроение Владимиру Путину, с которым встречался в те дни на саммите G20 в Мексике. Путин вернулся в Москву, и спустя чуть более недели «неопределённое время» закончилось.
Наконец, третье – придание закону Магнитского статуса международного. Видимо, желая хоть чуток успокоить российских коллег, Госдеп получает право вносить в список «невъездных» не только российских чиновников, но и их собратьев из других стран, где есть проблемы с правами человека.
Что же официальная Россия? Набор эмоций. Адекватные и несимметричные ответные меры, заявления о «вмешательстве во внутренние дела» и т.п. Какие тут могут быть адекватные ответные меры? Что-то не видел я в нашем Сбербанке американских граждан, жаждущих пополнить вклады, да и детей американских бюрократов в наших вузах не встречал. Одни ковбои приезжают на русские просторы обучать наших крестьян.

Мнения обычных граждан иные. Мой приятель, далёкий от политики, сказал: мне просто стыдно, что этот закон принят в США. Это должны были сделать мы сами. Наши депутаты и сенаторы должны были потребовать наказать виновных в смерти адвоката.
История с законом Магнитского наводит на мысль, что истинными мотивами «перезагрузки» было не улучшение двусторонних отношений, а попытка склонить нашу бюрократию хоть на какие-то действия в области прав человека и реформы политической системы. Действия оказались лишь косметическими, а потому «перезагрузка» закончилась.

Александр Севастьянов, политолог:

– США всерьёз решили взяться за наше воспитание и поэтапно принимают некий закон имени Магнитского, согласно которому от полутора до двух сотен российских чиновников окажутся «невъездными». Так в своё время отказали во въезде Иосифу Кобзону по подозрению в мафиозности. Как тот ни упрашивал, ни клялся в младенческой невинности – нет, и всё!
В некоторых европейских странах, похоже, намерены взять пример со «старшего брата», тоже задумываются о подобном законе, а между делом изучают банковские счета российского происхождения, на которые могут течь неправедные денежки.
В принципе, конечно, это их дело – кого впускать к себе, кого нет. Возможно, у них своих коррупционеров хватает, зачем дополнительно ещё и наши? Хотя, на мой лично взгляд, презумпция невиновности должна всё же соблюдаться и без судебного решения санкций быть не должно.
Так что же теперь – кричать: «Наших бьют! Где справедливость? Дискриминация!»
Однако я не очень огорчён таким законотворческим поворотом в отношении отдельных чиновников. А тем более мафиози. Прежде всего потому, что считаю: российские деньги должны находиться в России. Насколько мне известно, к такому выводу незадолго до выборов пришёл и Владимир Путин. Может, это по его просьбе американцы закон сочинили?
Мечтается: хорошо бы во всём мире ВСЕ российские частные капиталы объявили бы нон грата. Нежелательными. Как и всех их владельцев. А то, что такое – двести человек всего-то? Мы бы, со своей стороны, наоборот, обеспечили бы такую тайну вклада, которая никакому Кипру и Багамам не снилась, не говоря о Швейцарии, чьи банковские секреты давно вскрыты разными спецслужбами. И тогда распухшая от денег Россия стала бы заслуженно процветать… Вот такой асимметричный ответ Западу.
Ну а если серьёзно, то случившееся, конечно, симптом. И сигнал нашей так называемой элите, каждый представитель которой отныне примерит на себя участь отказника.
И отлично: меньше будет пустых мечтаний. В начале путинского царствования властная элита жила тщеславными до безумия иллюзиями. Их выразил гендиректор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александр Игнатов, который возмечтал, чтобы российская правящая элита могла получить некую роль в системе глобального управления. Мечты, мечты…
Прошло двенадцать лет. Надежда нашей политической элиты влиться в состав мирового правительства и порулить немного земшаром, как оно рулит Россией, так и осталась мечтой бедных родственников, которых не пускают дальше каморки для прислуги. Деньги, даже очень большие, ещё не всё решают между джентльменами. И даже не дают статус джентльмена. Мировая элита жёстко указала российским коллегам на их реальное местоположение. Закон имени Магнитского лишь штрих на полотне. Нашим должно стать окончательно ясно, что их судьба всецело зависит от судьбы страны, которая дала им шанс. В полном соответствии с первым законом элит: лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Чтобы российская элита стала более-менее равноправной среди мировых элит, она должна жить в России, вкладывать деньги в Россию, защищать и обустраивать её, учить своих детей в России, поднимать престиж России. И так три-четыре поколения. Возможно, потом её снова станут пускать в приличные дома.

Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив – ИНВИССИН:

– Законопроект Магнитского единогласно поддерживают и демократы, и республиканцы – и это отнюдь неудивительно. Расхожая идея о том, что России легче иметь дело с республиканцами, а демократы слишком много занимаются правами человека, ошибочна. У боксёра два кулака: он работает то правым, то левым, исходя из ситуации – а голова у боксёра одна.
После встречи президентов Путина и Обамы 19 июня Белый дом внёс в закон изменение: привлекаться будут не только россияне, но и чиновники других стран. И этот иезуитский ход был представлен как уступка России!
«Дело Магнитского» выполняет несколько задач.
Во-первых, служит консолидации общественного мнения США против России. Чтобы демонизировать какое-либо государство, внутренняя пропаганда постоянно требует свежих тем, которые заполняют информационное пространство и позволяют постоянно муссировать пропагандистский негатив.
Во-вторых, «дело Магнитского» необходимо для мобилизации конгресса США. Он играет ключевую роль в формировании политического климата и повестки дня и в текущий период набирает боевую политическую форму для перехода к новому типу отношений с Россией.
В-третьих, принятие закона окажет поддержку российской оппозиции – не зря же Немцов, Рыжков и компания на протяжении нескольких лет ездили выступать в западные парламенты и делали фильмы на эту тему. При столь слаженной работе российской оппозиции и Вашингтона конгресс США не может не принять закон.

«Дело Магнитского» – очередной виток в нагнетании давления на Россию. В Вашингтоне поняли: мартовская смена власти в России положит конец «перезагрузке» как механизму превращения России в инструмент обслуживания интересов США. Причём нагнетание внешнего давления идёт параллельно и пропорционально наращиванию силы внутренней оппозиции. Маска «партнёра» будет сброшена, Вашингтон начнёт использовать более жёсткие инструменты в отношении России.
Посол США в России Майкл Макфол подчёркивал, что не нужно связывать американскую позицию по «делу Магнитского» с другими аспектами отношений между Россией и США: «Я бы хотел вернуться к нашему принципу неувязывания различных сфер отношений друг с другом, так как в противном случае это мешало бы нам сотрудничать по Сирии или по Ирану». В расшифрованном виде этот «принцип неувязывания» звучит так: мы ведём подрывную работу против вас и одновременно используем ваши ресурсы и влияние для реализации наших интересов, в частности для свержения руководства Сирии и Ирана.
Сделает ли закон наших чиновников более патриотичными? Известный список составляют сотрудники МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и Управления по исполнению наказаний. Маловероятно, что эти люди держат на Западе свои самые ценные «3Д» – дети, деньги, дом. Однако список может пополняться, и это может повиснуть дамокловым мечом над некоторыми чиновниками. Но и здесь борьба с коррупцией не есть цель США: Вашингтону нужно выжимать выгодные для себя решения из тех чиновников, которые, как пойманные рыбы, висят на коррупционном крючке.

Принятие в США «Акта Магнитского» осложнило отношения между Соединенными Штатами и Россией: российские власти сочли его недружественным. Мы расскажем о самом законе, названном именем юриста, умершего в московском СИЗО, и о полемике вокруг его создания.

«...Сергей Леонидович Магнитский умер 16 ноября 2009 года, в возрасте 37 лет, в тюрьме Матросская Тишина в Москве, у него остались мать, жена и двое детей.
6 июля 2011 года Совет по правам человека при российском президенте Дмитрии Медведеве обнародовал результаты своего независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет по правам человека пришел к выводу, что арест и заключение Сергея Магнитского были незаконны; что ему было отказано в доступе к правосудию судами и прокурором Российской Федерации; расследование его дела вели сотрудники правоохранительных органов, которых он обвинил в хищении компаний фонда Hermitage и незаконном получении 230 миллионов долларов налоговых возвратов; в заключении ему от к азывали в необходимой медицинской помощи; он был избит восемью охранниками резиновыми дубинками в последний день его жизни; сотрудников скорой помощи, вызванных для оказания помощи умирающему, умышленно задержали вне камеры на час и 18 минут, пока он не скончался.

В докладе Совета по правам человека говорилось, что официальные лица фальсифицировали отчеты о произошедшем с Сергеем Магнитским, и спустя 18 месяцев после его смерти ни одно официальное лицо не предстало перед судом за его незаконный арест или преступление, которое он раскрыл...»

Это фрагмент четвертой части принятого в США закона H.R.6156 , который упразднил поправку Джексона – Вэника в отношении России и Молдавии, препятствовавшую нормальной торговле, и одновременно открыл возможность санкций против российских официальных лиц, ответственных за нарушения прав человека: «Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Россией на основе уважения прав человека и главенства закона... хорошее управление и антикоррупционные меры являются средством защиты прав человека и достижения устойчивого экономического роста, а систематическая коррупция разрушает доверие и уверенность в демократических институтах...»

Закон состоит из четырех разделов, последний из которых и носит имя Сергея Магнитского. Законодательный акт предусматривает применение визово-имущественных санкций к российским чиновникам, грубо попирающим права человека, являющиеся, согласно тексту закона, органической частью мирового порядка, которые ни одна страна, взявшая на себя международные обязательства по их охране, не может объявлять своим исключительным внутренним делом.

В документе упоминаются нераскрытые по сей день убийства, нападения, исчезновения, называются имена Макшарипа Аушева, Натальи Эстемировой, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Веры Трифоновой, Михаила Бекетова, Олега Кашина, многих других.

Отдельно говорится о деле Ходорковского – Лебедева, вызвавшем, как следует из текста закона, сомнения в честности и независимости суда в России.

В разделе 4 сказано: «...Правительство США и все американцы глубоко обеспокоены регрессом, наблюдаемым в России в области политических и экономических свобод... Конгресс будет и далее активно содействовать усилиям народа России построить в своей стране демократическое общество, в частности, путем распространения объективной информации через все доступные средства, такие как Радио Свобода и интернет».

Итак, через 120 дней после вступления закона в силу президент представит список российских должностных лиц, причастных к делу Магнитского и к другим делам, связанным с нарушениями прав человека в России. «Черный список» формируется следующим образом: «Президент учитывает сведения, предоставленные ему руководством комитетов Конгресса, а также заслуживающие доверия свидетельства правительственных и неправительственных организаций за границей, включая правозащитные организации в России».

У администрации есть 120 дней на то, чтобы известить руководство комитетов, отвечает ли критериям занесения в список каждая новая кандидатура, рекомендуемая конгрессменами.

Pro: Сенатор Кардин стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства.

Фред Тернер


Список, в идеале, должен быть открытым, исключения делаются для тех лиц, чьи имена администрация посчитает необходимым не разглашать из соображений государственной безопасности. При этом администрация обязана в установленный срок представить Конгрессу объяснения занесения в закрытую часть списка всех перечисленных в ней лиц.

Исполнители «Акта Магнитского» освобождаются от выполнения положения Закона об иммиграции и натурализации о неразглашении имен заявителей, получивших или не получивших визу на въезд в США.

Contra: Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги.

Эдвард Люттвак


Закон предусматривает и процедуру исключения из списка находящихся в нем российских чиновников – на основании вновь открывшихся обстоятельств, доказывающих их невиновность; либо потому, что они подверглись в самой России наказанию за совершенные деяния; или, наконец, вследствие осознания порочности содеянного и чистосердечного за него раскаяния вкупе с убедительной демонстрацией намерения не допускать впредь подобных правонарушений.

В Билле перечислены важнейшие комитеты обеих палат Конгресса, перед которыми должна отчитываться администрация за исполнение «закона Магнитского»; это комитеты по делам вооруженных сил, банковской сферы, международных отношений и внутренней безопасности. Каждый год Госдепартамент и Министерство финансов должны отчитываться перед Конгрессом о пополнениях и изъятиях из списка, а также об усилиях по присоединению других государств к санкциям США.

Один из авторов закона, сенатор-демократ из Мэриленда Бенджамин Кардин, сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, известной также как Хельсинкская комиссия США, узнал о деле Магнитского, когда тот был еще жив, говорит ближайший советник Кардина Фред Тернер , с которым беседовал Владимир Дубинский. 23 июля 2009 года сенатор созвал слушания Хельсинкской комиссии по положению в области прав человека в России. Слушания назывались "Оттепель Медведева: правда ли это и как долго это продлится?". Среди приглашенных на слушания был Уильям Браудер, глава группы Hermitage, в которой работал Сергей Магнитский.

После смерти Магнитского сенатор Кардин решил заняться его делом. Он направил письмо в Государственный департамент, в котором предложил выяснить, какие российские чиновники несут ответственность за смерть юриста, и запретить им посещать США и пользоваться американскими банками. Полученный из Госдепартамента ответ показался сенатору неудовлетворительным, и он решил, что в деле Магнитского недостаточно полагаться на внешнеполитическое ведомство, утверждает Тернер.

Свои предложения сенатор сформулировал в виде законопроекта и выдвинул его на рассмотрение Сената. Это было в 2010 году, но график работы Сената был очень жестким, и тогда он не сумел рассмотреть этот вопрос. В 2011 году Кардин вновь выдвинул законопроект, и для того, чтобы его принять, Сенату понадобилось почти два года. «Как видите, проходит немало времени, прежде чем возникшая у одного человека идея становится законом», – говорит Тернер.

No media source currently available

0:00 0:06:03 0:00

Pop-out player

В ответ на вопрос, представляли ли Кардин и Хельсинкская комиссия, что предлагаемый законопроект так повлияет на отношения между США и Россией (ведь законопроект выдвигался в самом разгаре «перезагрузки»), Тернер говорит: «Сенатор заявлял и продолжает заявлять, что закон не является антироссийским. Речь идет о конкретном случае нарушений прав человека. Сенатор считает, что, как сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, он уполномочен следить за выполнением обязательств стран, подписавших Заключительный акт Хельсинкского совещания. Сенатор стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства. Точно такую же позицию он занимает и в отношении Соединенных Штатов. Он требует, чтобы они также выполняли свои обязательства: в 2007 году сенатор провел слушания в Хельсинкской комиссии по ситуации вокруг американской военной базы Гуантанамо. Если вы спросите самого сенатора, то он первым признает, что своими расследованиями он вызвал раздражение и Государственного департамента, и министерства обороны США. Так что его не удивляет, когда на его критику болезненно реагирует министерство иностранных дел России или Казахстана. Сенатор выступает за соблюдение прав человека во всем мире. И если это кому-то не нравится, то так тому и быть».

Отвечая на вопрос, намерен ли Конгресс следить, как Госдепартамент будет претворять в жизнь «Акт Магнитского» и какие механизмы есть для этого, Тернер говорит, что госсекретарь не менее раза в год встречается с сенаторами и конгрессменами, то же самое касается других ведомств исполнительной власти, но что один из самых мощных инструментов воздействия на исполнительную власть – то, что именно Конгресс контролирует распределение бюджетных средств: «Если какое бы то ни было агентство не выполняет закон, Конгресс может прекратить финансирование этого ведомства до тех пор, пока оно не исправит ситуацию».

Евгений Аронов, который в последние дни беседовал об «Акте Магнитского» с несколькими осведомленными вашингтонскими аналитиками, обнаружил лишь одного эксперта, отозвавшегося о законе отрицательно, – это ведущий сотрудник Центра международных и стратегических исследований Эдвард Люттвак. «Я не в восторге от этого закона. Не стоило присваивать ему имя одного человека, пусть и невинно пострадавшего. Но главное в другом: сегодняшняя Россия – страна не демократическая, но и далеко не тоталитарная. И коль скоро это так, то относиться к ней мы обязаны прагматически, как прагматически относимся к другим авторитарным странам, с которыми у нас есть общие стратегические интересы, в частности, той же Саудовской Аравии, чей послужной список в области прав человека – кстати, намного хуже, чем России, – мы стараемся не замечать. Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги, желающие перестроить весь ее общественный и государственный уклад в соответствии с чуждым россиянам мировоззрением. Это только укрепляет авторитарный режим, манипулирующий народными страхами...» – сказал Эдвард Люттвак.

Американская правозащитница Кэтрин Фитцпатрик, напротив, считает «Акте Магнитского» важным шагом, хотя и не склонна преувеличивать его эффективность. Вот что она заявила в интервью Юрию Жигалкину:

112th CONGRESS 2d Session

Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012

Текст закона:

«To impose sanctions on persons responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, and for other gross violations of human rights in the Russian Federation, and for other purposes.»

Перевод:

«Данный законопроекта преследует цели введения санкций в отношении лиц, ответственных за содержание под стражей, противоправное обращение или смерть Сергея Магнитского и других грубых нарушений прав человека в РФ; а также иные цели.»

Уже в самом начале закона написано, что США будут вводить санкции не только в отношении лиц, которые были связаны с делом Магнитского, но и в отношении любого человека, который, по мнению США, нарушает права человека. А также Госдеп США будет пополнять список Магнитского, преследуя «иные цели».

Текст закона:

«SEC. 2. FINDINGS.

Congress finds the following:

(1) The United States aspires to a mutually beneficial relationship with the Russian Federation based on respect for human rights and the rule of law, and supports the people of the Russian Federation in their efforts to realize their full economic potential and to advance democracy, human rights, and the rule of law.

(2) The Russian Federation-

(A) is a member of the United Nations, the Organization for Security and Co-operation in Europe, the Council of Europe, and the International Monetary Fund;

(B) has ratified the Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the International Covenant on Civil and Political Rights, and the United Nations Convention against Corruption; and

(C) is bound by the legal obligations set forth in the European Convention on Human Rights.

(3) States voluntarily commit themselves to respect obligations and responsibilities through the adoption of international agreements and treaties, which must be observed in good faith in order to maintain the stability of the international order. Human rights are an integral part of international law, and lie at the foundation of the international order. The protection of human rights, therefore, particularly in the case of a country that has incurred obligations to protect human rights under an international agreement to which it is a party, is not left exclusively to the internal affairs of that country.»

Перевод:

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конгресс считает что:

(1) Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении прав человека и верховенстве закона и поддерживает народ Российской Федерации в его усилиях по реализации полного экономического потенциала и укрепления демократии, прав человека и верховенства закона.

(2) Российская Федерация:

(A) является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда;

(B) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции; и

(C) приняла на себя юридические обязательства, изложенные в Европейской конвенции о правах человека.

(3) Государства добровольно обязуются уважать обязательства и обязанности путем принятия международных соглашений и договоров, которые должны соблюдаться в духе доброй воли для того, чтобы поддерживать стабильность международного порядка. Права человека являются неотъемлемой частью международного права и лежат в основе международного порядка. Таким образом, защита прав человека, особенно в случае страны, которая взяла на себя обязательства по защите прав человека в соответствии с международным соглашением, участником которого она является, не может ограничиваться исключительно внутренним положением дел этой страны.»

Смысл всего написанного выше заключается в том, что Российская Федерация подписала различные международные обязательства, а по конституции РФ международное право выше российского, о чём гласит Статья 15 пункт 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.». США напоминают, что их страна может вводить санкции в отношении граждан РФ не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации.

Далее в законе рассказывается о коррупции в России, о деле Магнитского. Также рассказывается о том, какой несправедливый суд был в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, причём не упоминается, что в сентябре 2011 года Европейский суд по правам человека признал, что схемы налоговой оптимизации, которые применял «ЮКОС», никогда не были законными в России. Вспоминаются различные убийства, избиения, которые приписываются опять же таки правительству РФ. Затем идёт растолкование терминов. Всё это можно прочитать в законе о «Списке Магнитского» на официальном сайте правительства США http://www.gpo.gov . Мы же рассмотрим 4-ый раздел данного закона.

Текст закона:

«SEC. 4. IDENTIFICATION OF PERSONS RESPONSIBLE FOR THE DETENTION, ABUSE, AND DEATH OF SERGEI MAGNITSKY AND OTHER GROSS VIOLATIONS OF HUMAN RIGHTS.

(a) In General. --Not later than 120 days after the date of the enactment of this Act, the Secretary of State, in consultation with the Secretary of the Treasury, shall publish in the Federal Register a list of each person the Secretary of State has reason to believe--

(1) is responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, participated in efforts to conceal the legal liability for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, financially benefited from the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, or was involved in the criminal conspiracy uncovered by Sergei Magnitsky; or

(2) is responsible for extrajudicial killings, torture, or other gross violations of internationally recognized human rights committed against individuals seeking-

(A) to expose illegal activity carried out by officials of the Government of the Russian Federation; or

(B) to obtain, exercise, defend, or promote internationally recognized human rights and freedoms, such as the freedoms of religion, expression, association, and assembly, and the rights to a fair trial and democratic elections; or

(3) acted as an agent of or on behalf of a person in a matter relating to an activity described in paragraph (1) or (2).

(b) Updates. --The Secretary of State shall update the list required by subsection (a) as new information becomes available.»

Перевод:

«ОПИСАНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАДЕРЖАНИЕ, НЕПРАВОМЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ГИБЕЛЬ СЕРГЕЯ МАГНИТСКОГО И ДРУГИЕ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

(a) Не позднее чем через 120 дней после даты принятия настоящего закона, Государственный Секретарь, консультируясь с Министром Финансов, публикует в Федеральном регистре список всех людей, которых Государственный Секретарь сочтёт:

(1) в ответе за задержание, неправомерное отношение или смерть Сергея Магнитского, участником попыток скрыть ответственность перед законом за задержание, жестокое обращение или смерть Сергея Магнитского, финансовую выгоду от содержания под стражей, неправомерного отношения или смерти Сергея Магнитского, или был вовлечен в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским; или

(2) несет ответственность за внесудебные казни, пытки или другие грубые нарушения международно-признанных прав человека, совершенные против лиц, стремящихся:

(A) разоблачить незаконную деятельность, осуществляемую должностными лицами правительства Российской Федерации; или

(B) получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы; или

(3) выступавших в качестве агента или от имени лиц в вопросах, касающихся деятельности, описанных в пункте (1) или (2).

(b) обновления. --Государственный Секретарь будет обновлять список необходимых в подразделах по мере появления новой информации.»

Сразу возникает вопрос, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского»? Неужели в обязанности Министра Финансов входит расследование дел, связанных с нарушением прав человека в России и во всё мире? И почему именно Государственный Секретарь устанавливает, кто должен попасть в список?

Согласно пункту (2) в «список Магнитского» будут вноситься не только те лица, которые каким-либо образом связаны со смертью Магнитского, но и те, кто несет ответственность за «другие грубые нарушения международно-признанных прав человека». Что это за «другие грубые нарушения», исходя из вступительного описания раздела (a), будут уже решать Государственный Секретарь и Министр Финансов. Далее расшифровываются «иные цели», которые были упомянуты в самом начале закона. В список нужно внести тех, кто «против лиц», стремящихся:

«…получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы ».

Таким образом, под прикрытием понятия «грубые нарушения международно-признанных прав человека» в список Магнитского может попасть любой гражданин РФ, который выступает против «продвижения международно-признанных прав человека и свободы», установленными США. Например, если какой-нибудь депутат выступает за закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, то такой депутат автоматически заносится в список Магнитского, поскольку он ущемляет права гомосексуалистов. Или же, если депутат выступает против однополых браков, значит, он против продвижения «международно-признанных прав человека и свободы», и за это в отношении него могут быть введены санкции со стороны США. Другой пример можно привести с так называемой «свободой религии». Если где-то в России появляется религиозное объединение, которое замечено в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, и правоохранительные органы заводят против такого объединения уголовное дело, то представители правоохранительных органов, связанных с данным делом, могут быть занесены в список Магнитского, если США увидят в этом нарушение прав, и совершенно неважно, что подобное объединение может быть машиной пропаганды США. Примеров можно приводить массу.

Текст закона:

«(c) Removal From List. --A person shall be removed from the list required by subsection (a) if the person demonstrates to the Secretary of State that the person did not engage in the activity for which the person was added to the list.»

Перевод:

«(c) Удаление из списка. Человек должен быть удален из списка согласно подразделу (а), если человек продемонстрирует Государственному Секретарю, что не занимались деятельностью, согласно которой он был добавлен в список.»

Т.е., если человек попал в список Магнитского, то он может прийти к Государственному Секретарю США или к кому-нибудь из его подчинённых и попросить прощения, продемонстрировав, что он согласен на все условия Госсекретаря, чтобы его убрали из списка.

Текст закона:

«(d) Requests by Chairperson and Ranking Member of Appropriate Congressional Committees.-

(1) In general. --Not later than 120 days after receiving a written request from the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees with respect to whether a person meets the criteria for being added to the list required by subsection (a), the Secretary of State shall submit a response to the chairperson and ranking member of the committee which made the request with respect to whether or not the Secretary determines that the person meets those criteria.

(2) Form. --The Secretary of State may submit a response required by paragraph (1) in classified form if the Secretary determines that it is necessary for the national security interests of the United States to do so.

(3) Removal. --If the Secretary of State removes from the list required by subsection (a) a person who has been placed on the list at the request of the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees, the Secretary shall provide that chairperson and ranking member with any evidence that contributed to the removal decision. The Secretary may submit such evidence in classified form if the Secretary determines that such is necessary for the national security interests of the United States.»

Перевод:

«(d) Запросы Председателя и Высокопоставленных Членов соответствующих Комитетов Конгресса.

(1) Общее положение. Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса при условии, что человек соответствует критериям добавления в список согласно подразделу (а), Госсекретарь направляет ответ Председателю и высокопоставленному члену Комитета сделавшего запрос, указывая, считает ли Госсекретарь, что лицо удовлетворяет этим критериям или нет.

(2) Форма доклада. Государственный секретарь может представить ответ, предусмотренных пунктом (1) в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо сделать в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Удаление (из списка). Если государственный секретарь удаляет из списка, приведённого в подразделе (а) человека, который был включён в список по просьбе Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, Госсекретарь должен предоставить Председателю и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса доказательства, на которых основано решение об исключении из списка. Госсекретарь может предоставить такие доказательства в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.»

Из пункта (2) видно, что список Магнитского может быть засекречен « ». Согласно пункту (3) при удалении человека из списка, Госсекретарь должен предоставить «доказательства, на которых основано решение об исключении из списка », и также он может это сделать в «засекреченной форме », «если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки ». Стоит обратить особое внимание на то, что Госдеп и не скрывает, что данный закон действует НЕ в интересах России, а «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов ». Данная фраза в этом американском законе зазвучит ещё много раз.

Текст закона:

«SEC. 5. INADMISSIBILITY OF CERTAIN ALIENS.

(a) Ineligibility for Visas. --An alien is ineligible to receive a visa to enter the United States and ineligible to be admitted to the United States if the alien is on the list required by section 4 (a).

(b) Current Visas Revoked. --The Secretary of State shall revoke, in accordance with section 221 (i) of the Immigration and Nationality Act (8 U.S.C. 1201 (i)), the visa or other documentation of any alien who would be ineligible to receive such a visa or documentation under subsection (a).»

Перевод:

«НЕДОПУЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИНОСТРАНЦЕВ.

(a) Отсутствие права на визу. Иностранец не имеет права получать визу для въезда и не может быть допущен в Соединенные Штаты, если иностранец находится в списке, описанном в раздел 4 (а).

(b) Отзыв текущей визы. В соответствии с разделом 221 (i) Закона об иммиграции и гражданстве (8 U.S.C. 1201 (i)), Государственный секретарь аннулирует визу или другой документ любого иностранца, который имел право на получение такой визы или документа в соответствии с подразделом (а).»

Т.е. если иностранец попадает в список Магнитского, то ему не дают визу, а если у него есть какие-либо документы, относящиеся к США, то они аннулируются.

Текст закона:

«SEC. 6. FINANCIAL MEASURES.

(a) Freezing of Assets. --The Secretary of the Treasury shall, pursuant to the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1701 et seq.), freeze and prohibit all transactions in all property and interests in property of a person that the Secretary determines has engaged in an activity described in paragraph (1), (2), or (3) of section 4 (a) if such property and interests in property are in the United States, come within the United States, or are or come within the possession or control of a United States person.»

Перевод:

«ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ.

(a) Замораживание активов. Министр Финансов должен согласно закону о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 et seq.), заморозить и запретить передачу всего имущества и имущественного права лица, которое Секретарь определяет как лицо занявшееся деятельностью, описанной в пункте (1), (2), или (3) раздела (4а), если его имущество и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, попадают в пределы Соединенных Штатов, являются, или же попадают в распоряжении или под контроль лица Соединенных Штатов Америки.»

Теперь становится понятно, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского». Министр Финансов будет отбирать имущество у тех, кто записан в список Магнитского, именно поэтому его мнение так важно в составлении списка. Причём конфискация имущества и имущественного права лица может осуществляться не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, где США имеет своё влияние. Как известно, США имеет своё влияние в большинстве стран мира, и пусть какая-нибудь страна только попробует не выполнить распоряжения США, такая страна сразу поймёт, что значит препятствовать «продвижению международно-признанных прав человека и свободы».

Текст закона:

«(c) Enforcement.--

(1) Penalties. --A person that violates, attempts to violate, conspires to violate, or causes a violation of this section or any regulation, license, or order issued to carry out this section shall be subject to the penalties set forth in subsections (b) and © of section 206 of the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1705) to the same extent as a person that commits an unlawful act described in subsection (a) of such section.»

Перевод:

«(c) Соблюдение исполнения.

(1) Штрафы. Лицо, которое нарушает, или пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушить или нарушает положения этого раздела или постановления, полномочий или приказа выданного для реализации положений этот раздела, подлежит наказанию согласно подпунктам (b) и (c) раздела 206 закона о Международных Акту о Чрезвычайных Экономических Полномочиях (50 U.S.C. 1705) в той же степени, в какой и лицо, совершившее противоправное деяние, описанное в подразделе (a) этого раздела.»

Т.е., если подчинённый не выполняет распоряжения Госсекретаря привести в действие санкции в отношении лица, занесённого в список Магнитского, то такой подчинённый сам попадёт в список и у него отберут всё имущество. Причём необязательно, чтобы подчинённый должен находиться в США. Это может быть обычный госслужащий в России, которому приходит письмо из Вашингтона с требованием ввести санкции в отношении того или иного человека, и если тот не выполнит требования, то его занесут в список Магнитского.

Текст закона:

«SEC. 7. REPORT TO CONGRESS.

Not later than one year after the date of the enactment of this Act and annually thereafter, the Secretary of State and the Secretary of the Treasury shall submit to the appropriate congressional committees a report on:

(1) the actions taken to carry out this Act, including:

(A) the number of persons added to or removed from the list required by section 4 (a) during the year preceding the report, the dates on which such persons have been added or removed, and the reasons for adding or removing them; and

(B) if few or no such persons have been added to that list during that year, the reasons for not adding more such persons to the list; and

(2) efforts by the executive branch to encourage the governments of other countries to impose sanctions that are similar to the sanctions imposed under this Act.»

Перевод:

«ДОКЛАД КОНГРЕССУ

Не позднее одного года после даты вступления в силу настоящего закона и затем ежегодно, Государственный Секретарь, и Министр Финансов представляют соответствующим комитетам Конгресса отчет о:

(1) мерах, принятых для выполнения этого закона, включая:

(A) количество лиц, добавленных или удаленных из списка, согласно разделу (4а) на протяжении года, предшествующего докладу, даты, в которые эти лица были добавлены или удалены из списка и причин для добавления или удаления их из списка; и

(B) если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список, то должны быть объяснены причины, по которым новые лица в список не были включены.

(2) усилия исполнительной власти направленные на поощрение правительств других стран за наложение санкций схожих с санкциями предусмотренными настоящим Законом.»

Из пункта (1A) следует, что список Магнитского обязательно должен всё время пополняться, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», и, «если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список», то Государственный Секретарь и Министр Финансов должны отчитаться, почему список такой маленький и почему так мало отобрано имущества. Т.е. Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы в список постоянно пополнялся.

Из пункта (2) следует, что те страны, которые будут принимать законы, похожие на закон Магнитского, будут поощряться Соединёнными Штатами Америки. И опять же таки мы видим, что Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше стран к наложению санкций в отношении России.

Текст закона:

«SEC. 8. TERMINATION.

The provisions of this Act shall terminate on the date that is 10 years after the date of the enactment of this Act.»

Перевод:

«ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА.

Положения этого закона прекращается действовать 10 лет спустя с момента принятия этого закона.»

Т.е. закон Магнитского будет действовать в течение 10 лет.

Вывод: Закон имени Магнитского является ничем иным, как инструментом давления на политическую элиту России со стороны США. В этот список может попасть любой, кто может угрожать «интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Причём, в законе нигде нет ни слова о том, что в список вносятся только граждане России. Этот закон касается всех стран мира. Причина, по которой человек заносится в список Магнитского, может быть абсолютно любая. Распространяться санкции могут не только за рубежом, но и на территории РФ, т.к. по конституции РФ международное право выше российского. Если человек пойдёт на сотрудничество с США, то его могут простить и удалить из списка. Список и все доказательства засекречены. Принятием закона имени Магнитского США самым грубейшим образом нарушают международно-признанные права человека и свободы, и Госсекретарю США ничего не остаётся, как занести в список Магнитского всех представителей Госдепартамента США и самого себя. Но, как мы понимаем, санкции на правительство США не распространяются.

Наше доблестное Федеральное собрание . Теперь вы - о ужас! - не сможете приезжать в нашу великую страну! И не простите пощады - открывать у нас банковские счета мы тоже не дадим! Мы вас научим, американские политики, уважать права человека и международные нормы!

Сильно сомневаюсь, что хоть один слуга народа из США испугается страшных угроз, прописанных в российском ответе на "закон Магнитского". Пусть на меня обидится все мои знакомые из московских коридоров власти. Но пролетающий сейчас со скоростью метеора через наш парламент современный эквивалент нашего ответа Чемберлену способен вызвать лишь иронические ухмылки.

Однако - пусть на этот раз меня простят все мои друзья-либералы - российский "антизакон Магнитского" ничуть не хуже того американского законодательного акта, на который он призван дать ответ. Как мне кажется, речь идет не о столкновении двух правд. Речь идет о столкновении двух лицемерий.

В есть безусловный трагический герой. Это, естественно, сам Магнитский. Есть в ней и человек, чьими пиаровскими и лоббистскими талантами невозможно не восхищаться - даже если ты находишься на другой стороне баррикад. Это бывший начальник Магнитского Уильям Браудер.

Посмотрите старый советский анекдот про Ленина? Тот, где некий экспансивный персонаж искренне восхищается: "Какой же наш Ильич молодец! Как он красиво за брата отомстил!"

Не знаю, как с Владимиром Ульяновым, но вот Браудер по полной программе отомстил российскому государству за смерть в тюрьме своего подчиненного.

Трагический эпизод, который не является для нашей - и не только нашей - страны чем-то уникальным или нетипичным, благодаря усилиям Браудера превратился в одну из основных проблем российской внешней политики. Людям, лишенным талантов, такое не под силу.

Больше героев, которыми можно было бы восхищаться, в этой истории нет. Простите меня за цинизм. Но я уверен: если бы не было смерти Магнитского, то американский Конгресс уцепился за что-нибудь еще.

Поправка Джексона-Вэника потеряла всякий смысл еще два десятилетия назад. Ну перестала официальная Москва чинить препятствия для эмиграции из страны кого бы то ни было. Однако в Конгрессе и слышать не хотели об отмене этой дискриминационной в отношении России меры.

Почему? Американские дипломаты в конце концов перестали выдавать хоть что-то похожее на логические аргументы, а просто разводили руками. Все понимали: скорее всего, проблема в том, что представители человеческого рода склонны привязываться к своим предрассудкам и расстаются с ними очень неохотно.

Русофобия в силу разных причин стала в США одним из признаков политического хорошего тона еще в конце ХIX века. Советский период превратил эту фобию в самую настоящую манию. И политики, чье детство прошло по знаком экзистенциального соперничества с "империей зла", просто не могли взять и от этой мании избавиться.

Но это пример удачного коллективного самовнушения, и не более того. После вступления России в ВТО американский Конгресс не мог не отменить поправку Джексона - Вэника. В противном случае она начала бы бить прямой наводкой по американскому же бизнесу.

Но вашингтонским законодателям сочень хотелось способ " убить " поправку Джексона - Вэника и в тоже самое время оставить ее в живых - найти новый способ выразить России свое недружелюбие.

Дело Магнитского дало им такую возможность. Предлог получился просто идеальным. Но при этом он остается именно предлогом, а не поводом. Если бы дело обстояло по-другому, то санкции, подобные закону Магнитского, были бы введены Америкой против многих десятков других стран мира.

Однако и у российской политической элиты тоже нет особых поводов чувствовать свое моральное превосходство. Закон Магнитского появился на божий свет благодаря неверию американских законодателей в независимость и справедливость российской судебной системы. Но вот ограничивается ли это неверие пределами американского федерального округа Колумбия? Сами-то мы верим в нашу судебную систему? Нет? А если так, то почему мы упрекаем иностранцев в том, что они тоже не верят?

Я понимаю, что российское государство не могло не ввести против Америки ответных санкций. Пощечина требует ответа.

Но главное в деле Магнитского - это вовсе не необходимость ответить Америке аналогичным образом. Создание такой судебной системы, в справедливость которой верило бы подавляющее большинство населения - вот более достойная цель. Цель. которая нужна в первую очередь не каким-то там американским сенаторам, а нам самим.

А эфемерность санкций, которые предусматривает российский "антизакон Магнитского" - это очень даже хорошо. Если вдумываться, американский закон Магнитского - это тоже достаточно эфемерное создание. Что собственно он изменил - не в пропагандистском плане, а в реальном раскладе вещей? Разве до принятия акта Магнитского у правительства США не было возможности не дать американской визы любому российскому гражданину?

Поправка Джексона-Вэника " прожила" 38 лет. Надеюсь, что срок жизни ее " сменщицы" - и порожденного ей российского закона - будет более коротким.

Смотрим, что написано в законе имени Магнитского: детальное чтение и комментарии.

Дополнительно по теме:
«Дело Магнитского»

Расследование Магнитского о хищении из бюджета

С. Л. Магнитский был руководителем отдела налогов и аудита в фирме Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги, в том числе и фонду Hermitage Capital Management. Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital заподозрили в уклонении от уплаты налогов. В ходе проведённых обысков была изъята документация фонда, а в аудиторской фирме Firestone - печати фирм, с использованием которых фонд работал в России. Юристы фонда, в том числе Магнитский, выявили факт перерегистрации фирм. В октябре 2008 года он дал показания следователю в связи с делом адвоката Эдуарда Хайретдинова, указывая на то, что изъятые документы и печати ряда фирм Hermitage были использованы для перерегистрации их на новых собственников и последующего незаконного возврата налогов на сумму 5,4 млрд рублей. По утверждению «Новой газеты» в номере от 28 апреля 2010 года, преступная схема, которую пытался разоблачить Магнитский, применялась не только в отношении компаний, принадлежавших фонду Hermitage Capital Management:

«В течение нескольких лет подобным образом уводились из бюджета десятки миллиардов рублей, отнимался бизнес у российских предпринимателей, а сами они отправлялись в тюрьму по сфальсифицированным обвинениям. В этой схеме были задействованы многие офицеры МВД, сотрудники прокуратуры, налоговых органов, судьи, адвокаты».

По данным экспертов Hermitage, бывший начальник московской налоговой № 28 Ольга Степанова на похищенные из бюджета деньги купила шикарный особняк в Подмосковье и недвижимость в Дубае. А на этом сайте можно заказать недорогие билеты на самолет в Дубай. Дешевле не найдёте — потому что заказ онлайн.

В Дубае находится оформленная на её бывшего мужа Владлена Степанова роскошная вилла, а также четыре квартиры, записанные на него самого и ещё на двух заместителей Ольги Степановой по московской налоговой инспекции номер 28. Плата за приобретение недвижимости производилась со счетов в швейцарском банке Credit Suisse, которые в 2011 арестованы швейцарскими следственными органами.

Журналисты «Новой газеты» предположили, что бенефициаром хищения из бюджета 5,4 млрд рублей являлся Анатолий Сердюков, бывший министр обороны, руководивший ФНС с 2004-го по 2007 год. Позднее «Новая газета» опубликовала материал, согласно которому по тем же самым схемам, которые разоблачил Сергей Магнитский, те же самые люди с 2009 по 2010 год вывели из бюджета ещё более 11 млрд рублей.

Арест

24 ноября 2008 года Магнитский был арестован по обвинению в помощи главе фонда Уильяму Браудеру в уклонении от уплаты налогов. Инициировал дело подполковник милиции Артём Кузнецов, в отношении которого проводится проверка в департаменте собственной безопасности МВД РФ, а расследование вёл майор Павел Карпов. Согласно документам, представленным руководством компании Firestone Duncan, семья А. К. Кузнецова потратила около $3 млн в течение 3 лет, а семья П. А. Карпова более $1 млн.

Инициатором в организации преследования погибшего юриста является Аничин - начальник Следственного комитета при МВД РФ.

Коллеги С. Л. Магнитского говорят, что в ходе следствия он обвинил в коррупции ряд сотрудников российских силовых структур, и от него добивались отказа от этих показаний.

Начиная с момента задержания, Магнитского допрашивали в общей сложности четыре или пять раз. Никаких иных следственных действий с ним не проводили. С. Магнитский себя называл заложником. В суде он сказал: «Ваша честь, меня фактически взяли в заложники. Моя персона мало кого интересует, всех интересует персона главы Hermitage».

Следователь неоднократно интересовался, не готов ли Магнитский выйти на особый порядок судебного разбирательства, когда подозреваемый добровольно признаёт себя виновным. Магнитского дважды знакомили с новой главой УПК РФ о сделке со следствием, сразу после того как она начала действовать в августе 2009 (неоднократно знакомят с положениями данной главы УПК РФ о сделке со следствием всех обвиняемых, проходящих по другим уголовным делам, равно как и предлагают всем обвиняемым особый порядок судебного разбирательства, в случае признания ими вины).

14 июля 2009 года в СИЗО «Матросская тишина» Магнитскому после ультразвукового исследования поставили диагноз «калькулёзный холецистит» (камни в желчном пузыре) и назначили плановое лечение с повторным обследованием. 25 июля Магнитского перевели в Бутырскую тюрьму, как объяснили адвокатам, по причине ремонта в «Матросской тишине».

Несмотря на предписания врачей СИЗО, следователь следственного комитета МВД Сильченко 2 сентября 2009 года отказал в просьбе адвокатов о предоставлении медицинской помощи Сергею Магнитскому:

Довожу до Вашего сведения, что Ваше ходатайство от 19 августа 2009 г. … в защиту интересов обвиняемого Магнитского С. Л., в котором Вы просите следователя обратиться к начальнику ФБУ ИЗ-77/2 УФСИН России по г. Москве с заявлением об обеспечении проведения контрольного ультразвукового исследования (УЗИ) брюшной полости содержащегося под стражей обвиняемого Магнитского С. Л. … рассмотрено и 31 августа 2009 г. вынесено постановление о полном отказе в его удовлетворении… Действующее законодательство не возлагает на следователя обязанность контролировать состояние здоровья содержащихся под стражей подозреваемых, обвиняемых, и ссылка защиты на ст. 11 УПК РФ в данном случае является неправомерной.
Смерть

Могила Сергея Магнитского на Преображенском кладбище в Москве.

16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения Магнитский скончался в больнице следственного изолятора.
Сначала администрация СИЗО сообщила, что причиной его смерти послужил панкреонекроз, но позднее они изменили эту версию и стали утверждать, что причина смерти острая сердечно-сосудистая недостаточность. В проведении повторного судебно-медицинского обследования по просьбе родственников, направленной в прокуратуруПреображенского района Москвы, было отказано.

В акте о смерти, подписанном 16 ноября врачами больницы «Матросской Тишины», сказано, что Магнитский умер от токсического шока и острой сердечной недостаточности. В графе «диагноз» указан острый панкреатит и закрытая черепно-мозговая травма. В 2011 году, когда представитель СИЗО «Матросская Тишина» предоставлял акт в Тверской суд, информации про закрытую черепно-мозговую травму там не было.

По утверждению адвокатов, смерть Магнитского стала следствием отказа администрации СИЗО предоставить подследственному необходимую медицинскую помощь.

Дальнейшее расследование показало, что смерти Магнитского предшествовало его конвоирование в отдельную камеру 8-ю конвоирами для диагностики «психологической неадекватности» вследствие его периодических жалоб на плохие условия содержания, неоказание медпомощи и угрозу жизни (всего около 100 жалоб). Прибывшая бригада скорой помощи констатировала смерть не сразу.

7 июня 2012 международная организация «Врачи за права человека»заявила, что следствие уничтожает образцы органов Магнитского с целью сокрытия следов преступления и намеренно выгораживает людей, причастных к его гибели. В заявлении говорится:

Российские власти целенаправленно занимаются укрывательством причин смерти Сергея Магнитского, продолжая саботировать любые попытки провести действенное расследование обстоятельств его гибели

Русская служба Би-Би-Си (7 июня 2012)
По мнению организации, действия российских следователей противоречат общепринятым международным нормам судопроизводства. Директор международных программ судебно-медицинских экспертиз организации Стефан Шмит заявил

В этом деле обнаруживаются все новые свидетельства применения пыток и умышленной профессиональной медицинской халатности. С гибели Магнитского прошло уже два с половиной года, однако, виновные в его аресте, приведшем к его гибели, так и не привлечены к уголовной ответственности.
- Русская служба Би-Би-Си (7 июня 2012)

2009 год

23 ноября на встрече с Президентом РФ Д. А. Медведевым в Кремле председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова сообщила о смерти Магнитского в СИЗО и назвала такую кончину представителей российского бизнеса «профессиональной смертью в СИЗО».

Д. А. Медведев дал поручение генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции РФ Александру Коновалову разобраться в причинах смерти в СИЗО, доложить о медицинской помощи в СИЗО.

Мать умершего обвинила в смерти руководство СИЗО. Глава компании Hermitage Capital Уильям Браудер в интервью Би-би-си высказался так: «…он оказался заложником, и его убили».

20 ноября с соболезнованиями семье и коллегам Сергея Магнитского выступил Михаил Ходорковский. Он, в частности, написал: «Ситуация, когда свобода, здоровье и жизнь человека становятся предметом спекуляции со стороны следователя, прокурора, суда, недопустима. Поддержка недопустимого поведения следователя практическими действиями сотрудников службы исполнения наказаний недопустима вдвойне».

24 ноября 2009 года Генеральная прокуратура РФ (СКП) по Москве возбудила уголовное дело по двум статьям УК по этому случаю: ч. 2 ст. 124 (неоказание медицинской помощи) и ст. 293 (халатность).

Родные не получили все вещи умершего.

Реакцию Президента России Д. А. Медведева по делу о смерти Магнитского отметил комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг.

С 20 по 27 ноября «Новая газета» в номерах 129, 130, 131 и 132 опубликовала дневники Сергея Магнитского.

26 ноября в Общественной палате РФ прошли слушания по обстоятельствам смерти Сергея Магнитского. Замдиректора ФСИН Александр Смирнов частично признал вину ведомства в случившемся.

2 декабря Мосгорсуд отменил два постановления Тверского районного суда о продлении ареста Магнитского (19 января, 12 ноября, судья Елена Сташина) и прекратил производство по жалобам на следственные действия в связи со смертью подследственного.

9 декабря Общество юристов Англии и Уэльса направило президенту России письмо с призывом провести полное расследование заявлений Магнитского о неправомерных действиях российских правоохранителей.

10 декабря Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова поддержала решение Тверского районного суда в отношении Магнитского.

11 декабря фонд Hermitage Capital опроверг утверждения Ольги Егоровой (со ссылкой на британское посольство в Москве) о том, что Магнитский пытался скрыться от следствия в Британии.

2010 год

16 апреля 2010 года американский сенатор, возглавляющий Комиссию США по безопасности и сотрудничеству в Европе,Бенджамин Кардин направил официальное письмо на имя государственного секретаря США Х. Клинтон с призывом отменить визы на въезд в США, выданные шестидесяти высокопоставленным должностным лицам российских правоохранительных органов, и ввести бессрочный запрет на их получение всем лицам, замешанным в преступлении, раскрытом С. Магнитским, а также их иждивенцам и членам их семей. Кардин заявил, что «визовые санкции станут важным сигналом для коррумпированных чиновников в России и во всём мире, свидетельствующим о том, что США настроены серьёзно бороться с зарубежной коррупцией». По мнению Кардина, «Сделав это, мы в какой-то мере восстановим справедливость в отношении покойного Магнитского и его ныне здравствующей семьи».

28 мая Советник Президента США по национальной безопасности Майкл Макфол встретился в Москве с Натальей Магнитской и передал личные соболезнования от президента США Барака Обамы.

30 июня Следственный комитет при прокуратуре РФ отказался привлечь к уголовной ответственности сотрудников МВД, которые вели дело С. Л. Магнитского.

30 августа - базирующаяся в Лондоне организация World-Check (англ. ), которая предоставляет услуги оценки рисков и составляет списки, которые используют ведущие банки мира для борьбы с отмыванием денежных средств, включила в эти списки имена 60 российских чиновников, причастных к гибели С. Л. Магнитского.

6 сентября - глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России Александр Бастрыкин заявил, что смерть Магнитского не связана с деятельностью следователей, а уголовное преследование против него велось законно.

7 сентября - Фонд Hermitage Capital выразил возмущение заявлением главы СКП. Глава компании Уильям Браудер заявил:

Неспособность или нежелание господина Бастрыкина прочитать заявления и жалобы Сергея Магнитского, вызвавшие человеческий отклик во всем мире, вызывают глубокое сожаление. Складывается впечатление, что чиновники, которым было поручено расследовать убийство Магнитского, слепы и глухи в нравственном плане

29 сентября в Конгресс США был внесён законопроект о запрете въезда в США лицам, предположительно причастным к коррупции по делу Hermitage Capital и смерти С. Л. Магнитского (См. Список Кардина).

23 ноября 2010 Комитет Европарламента единогласно одобрил поправки к ежегодному докладу о правах человека. Поправки призывают страны ЕС принять санкции в отношении шестидесяти российских чиновников, причастных к делу Магнитского. Рекомендуемые санкции включают запрет на въезд в страны Евросоюза, а также арест банковских счетов и иных активов этих чиновников. Представители Европарламента пояснили, что речь идет лишь о рекомендациях, не имеющих юридической силы. МИД и Госдума России выступили с заявлениями, осуждающими поправки как вмешательство в дела российского правосудия.

9 декабря 2010 года подкомитет парламента Канады по правам человека также призвал ввести финансовые и визовые санкции по отношению к чиновникам, причастным к делу Магнитского. МИД России назвал это давлением на следствие и вмешательством во внутренние дела РФ.

16 декабря 2010 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, призывающую запретить въезд в страны ЕС российским должностным лицам, имеющим отношение к делу Сергея Магнитского. Резолюция не имеет обязательной силы, но рекомендует правительствам стран ЕС изучить возможность визовых и финансовых санкций против лиц, упомянутых в документах, связанных с делом Магнитского (См. Список Кардина).

Помимо запрета на въезд Европарламент предлагает правоохранительным органам стран ЕС заморозить активы причастных к делу Магнитского российских должностных лиц на своей территории. Председатель подкомитета Европарламента по правам человека Хейди Хаутала так прокомментировала результат голосования:

Этим голосованием Европейский парламент призывает восстановить справедливость по отношению к невиновному человеку, умершему в тюрьме. Его смерть выходит за все границы. Наступает момент, когда возможности молчать не остается.

Хейди Хаутала также сообщила, что депутаты российской Госдумы усиленно лоббировали против принятия резолюции Европарламента, но отметила, что эта мера получила поддержку среди многих оппозиционных политиков в России.

20 апреля - Файерстоун подал заявление в Следственный комитет России о проверке сведений о причастности Ольги Степановой и других должностных лиц налоговой инспекции номер 28 к незаконным возвратам налогов и обогащении членов их семей.

5 июля. На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, проходившего под председательством президента РФ Медведева, с сообщением по делу Магнитского выступила М. Полякова. Доклад президентского Совета по правам человека по делу Магнитского был передан президенту Медведеву. Медведев передаст доклад правоохранителям.

26 июля - Госдепартамент США до принятия соответствующего законопроекта ввел визовые ограничения в отношении нескольких десятков российских чиновников, имеющих отношение к делу Магнитского.

28 июля - МИД России выступил с жестким ответным заявлением на решение Госдепартамента США от 26 июля. По словам пресс-секретаря Президента РФ Натальи Тимаковой, Дмитрий Медведев дал поручение МИД России подготовить аналогичные меры в отношении американских граждан.

16 ноября - Государственный департамент США выступил с призывом привлечь к ответу всех ответственных за «несправедливое заключение и преступную кончину» Сергея Магнитского. В официальном заявлении, в частности, говорится:

«Несмотря на широко известные доказательства преступного поведения в деле Магнитского, российские власти не смогли привлечь к ответственности виновных. […] Однако мы продолжим призывать к тому, чтобы все ответственные за несправедливое заключение и преступную кончину Магнитского были привлечены к ответу. Мы продолжим поддерживать усилия тех лиц в России, которые пытаются привлечь всех их к суду».

24 ноября - Следственный департамент МВД России сообщил, что срок следствия по уголовному делу скончавшегося два года назад в московском СИЗО Сергея Магнитского продлён.

8 декабря - В следственном департаменте МВД РФ заявили, что доклад фонда Hermitage по итогам собственного расследования гибели Сергея Магнитского не соответствует действительности. Также следственный департамент МВД РФ заявил, что причина гибели в СИЗО аудитора фонда Hermitage Сергея Магнитского не связана с травмами на его теле, обнаруженными судебно-медицинскими экспертами. Обвинение по делу о смерти Магнитского было предъявлено его лечащему врачу Ларисе Литвиновой и её непосредственному начальнику Дмитрию Кратову.

27 февраля - член британского парламента Доминик Рааб объявил о намерении внести в Палату общин проект закона аналогичного «списку Магнитского». Проект предполагает отказ в получении виз и замораживание активов в Великобритании официальных лиц, ответственных за пытки, внесудебную расправу или другие серьезные нарушения человеческих прав, или же принимавших участие в сокрытии таких злодеяний. В своем сообщении для прессы парламентарий заявил:

«Закон не положит конец безнаказанности. Однако он выразит решимость Британии не закрывать глаза на огромные нарушения самых фундаментальных человеческих прав. Те, кто прибегает к пыткам и убийствам с целью заткнуть голос свободы, не должны иметь возможности покупать недвижимость в Челси или прилетать на рождественские распродажи на Кингз-роуд так, как будто бы ничего не случилось»

7 марта - Палата общин британского парламента единогласно призвала правительство Великобритании выступить с законопроектом, запрещающим въезд в страну чиновникам, которые были причастны к смерти Сергея Магнитского. Парламентарии также потребовали заморозить счета в британских банках тех высокопоставленных служащих, которые были вовлечены в задержание, пытки и смерть российского юриста, а также участвовали в попытках скрыть юридическую ответственность или совершили акты мошенничества, раскрытые Сергеем Магнитским. Посол России в Великобритании, А. В. Яковенко, обратился в Палату общин с письмом, в котором попытался остановить дебаты, но данное действие не принесло желаемого результата.

6 апреля - Международная правозащитная организация Amnesty International потребовала прекратить посмертное уголовное преследование Сергея Магнитского.

Июль - Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магнитского».

20 ноября - «закон Магнитского» принят Палатой представителей конгресса США, 6 декабря - подавляющим числом голосов принят Сенатом США, 14 декабря - подписан Президентом США Б. Обамой и вступил в законную силу. Закон вводит санкции в отношении российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках США.

28 декабря - Тверской суд Москвы оправдал бывшего заместителя начальника Бутырской тюрьмы, врача Д. Кратова, обвинявшегося в халатности, вызвавшей, по неосторожности, смерть Магнитского. Оправдания во время судебных прений потребовало государственное обвинение. Ранее по тому же делу проходила врач «Бутырки» Лариса Литвинова, но весной 2012 года Следственный комитет прекратил её уголовное преследование из-за истечения срока давности.

4 января - британская Financial Times в своей редакционной статье призвала к распространению «закона Магнитского» на страны ЕС. Газета призывает к замораживанию активов и запрету на въезд на территорию Евросоюза для российских чиновников, причастных к смерти Магнитского.

Расследование о хищении 5,4 миллиардов рублей из бюджета России чиновниками МВД и налоговых инспекций. За свои показания о роли чиновников в этом преступлении был арестован и подвергался пыткам в СИЗО юрист Сергей Магнитский. Фильм был выпущен в октябре 2009 года за месяц до гибели Магнитского в следственном изоляторе.



Просмотров