Обзор игры Papers, Please. Paper, Please: прохождение и варианты концовок

Papers, Please - инди-игра от одного-единственного разработчика Лукаса Поупа, которая вышла в конце лета 2013 года. Спустя год игру перенесли на мобильные платформы, поскольку она абсолютно не требовательна к техническим характеристикам устройства, на котором запускается. В данной статье вы узнаете все про Paper, Please: прохождение, различные варианты выбора и так далее.

О чем игра?

Главный герой игры - это сотрудник иммиграционной службы. Действия разворачиваются в 1982 году в выдуманной стране под названием Арстотцка. Ваша задача - это ежедневная проверка документов приезжих и выезжающих из страны граждан. В таком, казалось бы, рутинном занятии у героя слишком много ответственности. С каждым днем условия работы усложняются, появляются новые службы, многие тайные организации хотят помешать либо, наоборот, начать с вами сотрудничество. Как поступать - решать только игроку. Однако помните, что любое действие повлияет на вашу судьбу. Не забывайте о том, что у вас есть семья, которую нужно содержать.

Карьера в игре

В Paper, Please прохождение делится на дни. Каждый рабочий день представляет собой отдельную миссию, по итогам который вы увидите статистику принятых решений, их последствия, заработок и подробности из личной жизни вашего героя. Полное прохождение займет 30 игровых дней.

Несмотря на то что вы - обычный контролер документов, вам предстоит решать судьбы людей и целых организаций. Одновременно с простыми гражданами вам придется выбирать между союзниками и врагами. Перейти на сторону зла и заработать больше, помогая шпионам, или сдать неверных правоохранительным органам, в итоге получить премиальные за хорошее выполнение своих обязанностей? Решать только вам.

Paper, Please: прохождение первых десяти дней

Первые несколько дней будут исключительно обучающими, поэтому никаких сложных задач выполнять вам не потребуется. Первый день: от вас требуется быстрая проверка всех документов. На второй день к общему числу граждан добавятся иностранцы. Теперь вам придется проверять наличие разрешения на въезд в Арстотцку. Под конец рабочего дня вы наблюдаете сцену нападения террориста на таможню. В результате несчастного случая на службе усиливают контроль соблюдения безопасности.

Через пять дней работы к вашему функционалу добавится кнопка вызова охраны. Поверьте, она вам пригодится еще не раз. В дополнение к этому вы сможете проверять отпечатки пальцев граждан. На седьмой день на КПП появляется сканер, который просматривает тело человека сквозь одежду. От начальства поступает указ о пристальном досмотре граждан Колечии. В результате чего правительство страны возмущается и посылает дипломатов в Арстотцку. Проверяйте наличие подтверждающих документов и не пропускайте маскирующихся мошенников.

Далее в Paper, Please прохождение начинает набирать обороты. У вас появляется возможность подзаработать. Вы можете договориться с охранником о частом аресте граждан. За это он будет получать премию от начальства и отдавать вам по 5 долларов за пару задержанных человек. Вы также в праве отказаться от предложения.

С 11 по 21-й день

Ваша спокойная и размеренная работа сменяется сумбуром. Во-первых, на таможню приходит проверка и переворачивает все устои вверх дном. Во-вторых, в результате проверки назначается новое начальство со своими требованиями и порядками. В один из дней на работе произойдет неприятный случай с поддельной бомбой. В результате начальство приказывает усилить проверку каждого въезжающего в страну человека.

С 22 по 31-й день

Теперь прохождение игры Papers, Please (на русском языке и других) продолжается более спокойно. Несколько дней на работе проходят относительно гладко и без происшествий. Но с середины недели начинается хаос. В Арстотцке вспыхнули недовольства среди населения и начались беспорядки. Для таможни и, в частности, для героя наступают трудные времена. С этого момента доступны несколько концовок.

Поскольку у всех граждан начинают отбирать паспорта, у вас также есть вариант лишиться гражданства и переехать в Обристан. Однако для этого нужно конфисковать паспорта граждан Обристана. Как понимаете, все это абсолютно незаконно.

В Papers, Please прохождение за Ezic заканчивается по-разному. При полном содействии ордену вы получаете его покровительство, и вас не посадят в тюрьму. Если вы отказались от помощи в последнем задании, то попадаете за решетку. В случае полного игнорирования просьб ордена вы продолжите свою работу на таможне. С этого момента прохождение Papers, Please (на русском и не только) заканчивается, и открывается режим бесконечной игры.

Уже в который раз в начале рецензии приходится извиняться за неформат и оффтопик, но мимо такой игры, как Papers, please я пройти не смог. И сегодняшняя рецензия будет посвящена именно этому инди-шедевру, созданному одним-единственным человеком.

Помнится, в начале своего топа, посвященного , я долго перечислял некоторые достоинства этого жанра и его преимущества перед кинематографом. Однако один весомый плюс я всё-таки упустил. Дело в том, что компьютерные игры зачастую заставляют тебя попробовать нечто новое, вжиться в совершенно нестандартную роль и заняться непривычным делом. В Papers, Please успех формирует именно этот пункт – данная игрушка наверняка заставит геймеров пересмотреть своё отношение к доблестному труду разнообразных вахтёров, контролёров, таможенников, паспортисток и прочих мелких чинуш и бюрократов.

Но обо всём по порядку.

Действие игры разворачивается в ноябре-декабре 1982 года в пограничном городе Грестин, который (аки послевоенный Берлин) разделён между двумя странами с непроизносимыми названиями Арстоцка и Колечия. Место действия – некая альтернативная Европа, над которой незримо витает дух антиутопии имени Джорджа Оруэлла: всюду тлен и безнадёга, недавно отгремела «горячая» война, а сейчас полным ходом шурует «холодная». Страны застыли в изматывающем состоянии перманентного кризиса, всюду голод, холод, тоталитаризм, сопротивление, террористы, национализм, паранойя, депрессия, шпионы, пропаганда, контрабанда, расстрелы, нарушения прав человека, коммунизм и т.д.

И на этом празднике жизни мы играем вовсе не за супершпиона или борца с системой, а за безымянного контролёра иммиграционной службы, который целыми днями заживо гниёт в крошечной конторке контрольно-пропускного пункта и ставит визы в паспорта.

Сперва геймплей может показаться бессмысленным и примитивным, знай себе – шлёпай мокрые печати согласно инструкции и не парься. Накроет тебя через несколько дней (внутриигровых), когда ты начнёшь проникаться заботами этого затюканного клерка, который хоть и получил кусочек власти и право вершить судьбы, но всё равно остаётся лишь винтиком бездушной политической машины.

Моральных выборов в игре – вагон. Вот тебя слёзно умоляет пропустить через границу политическая беженка с просроченным паспортом – в родной стране девушку ждёт смертный приговор. Пропустить бедняжку? А вдруг это лишь проверка на благонадёжность? За человека, пропущенного безо всех положенных бумаг, можно схлопотать талон от начальства и вскоре остаться без зарплаты. Тогда уже твоя собственная семья начнёт голодать.

Вот семейная пара иммигрантов. У мужа паспорт в порядке, а у жены не хватает какой-то печати. Поставишь ли ты разрешительные визы обоим, или будешь действовать согласно устава и разрушишь семью во имя нелепых инструкций?

Перечислять все моральные капканы и нестандартные ситуации, подстерегающие беднягу-таможенника, можно очень долго. Поддельные паспорта, усложнение иммиграционных законов, террористические акты прямо на рабочем месте, просьбы друзей, приказы начальства, заманчивые взятки, сомнительные предложения и много-много разрушенных судеб, рождённых красным штампиком «DENIED» в паспорте.

В таком бешеном режиме нам нужно протянуть целый месяц, сражаясь с бумажками, временем и собственной совестью. Решения нужно принимать быстро, потому что от скорости работы зависит зарплата. Без денег семья героя долго не протянет – перемрут от холода и голода…

Твою работу периодически усложняет правительство, постоянно перетряхивающее собственную бюрократическую систему. В начале мы мониторим одни только паспорта, но вскоре к ним добавляются дипломатические удостоверения, id-карты, разрешения на въезд, карты прививок, сертификаты беженца… Число бумажек множится день ото дня, и всю эту макулатуру нужно проверять на подлинность, чтобы случайно не пропустить в страну очередного террориста, который с криком Аллах акбар взорвёт себя рядом с КПП.

Возможности персонажа тоже постоянно расширяются. После нескольких инцидентов к тебе в будку выводят кнопку вызова охраны, устанавливают сканер для поиска контрабанды и контрольные весы. А после очередного взрыва на кордоне бедному клерку и вовсе выдают табельное оружие, так что нарушителей пограничного контроля можно будет отстреливать самостоятельно. Вскоре с тобой связываются «борцы с режимом», которые начинают подкидывать задания в стиле «Проведи нашего человека через границу» или «поставь разрешительную визу вот в этот паспорт» . Помогать им или нет – решать только тебе.

Короче, дурдом множится, и через пару часов игры ты реально чувствуешь себя охреневшим от нагрузки бюрократом и даже рассуждать начинаешь также, как он. Игра всячески помогает тебе входить в роль – своё рабочее место ты контролируешь полностью, от и до. И когда перед началом рабочего дня ловишь себя на мысли, что невольно раскладываешь бумажки так, как тебе удобно – вот тут-то игра и хватает за шкирку, чтобы не отпустить до самого финала.

Концовок в игре много – целых 20 штук. Три четверти из них негативные, что лишь нагнетает БЗСХДНСТЬ. Можно попасть в тюрьму за взятки, за долги, за сотрудничество с подпольем, за неправомерные действия или просто за непослушание начальству. В тяжелых случаях отправляемся сразу на расстрел. Также можно свалить жить в другую страну (одному или с семьёй) или же остаться верной сторожевой собачкой на поводке у режима. Каждый решает сам, что ему ближе. Но самый простой способ пройти игру – это как раз безучастие. Не связываться с подпольем, не совать нос в чужие драмы, а просто следовать инструкциям из толстой книги. Любая другая линия поведения – это балансирование над пропастью, подкрепленное немалым шансом попасть в застенки местного НКВД и никогда оттуда не выйти.

Атмосфера в игре – сильнейшая, несмотря на примитивную графику, заставляющую вспомнить игры начала 90-х годов. Но даже этот визуальный минимализм выглядит как нужно, ибо создаёт совершенно особое настроение.

Ну что тут скажешь – игра роскошная и удивительная, подлинный инди-шедевр. И хотя голый игровой процесс представляет собой чистейшую головоломку на концентрацию внимания, однако подобный геймплей заставляет мозги работать на полную катушку и не надоедает благодаря постоянному изменению правил игры.

Нет, ну кто же знал, что проверять паспорта может быть так интересно? И, держа руку на тревожной кнопке, осторожно интересоваться у хмурого усача из далёкого Обристана насчет сомнительной печати в его паспорте. Сэр, а давайте-ка мы снимем отпечатки пальчиков и пробьём их по базе?

Не хочешь?

Охрана! Фас!

После того, как подозрительный усач получает прикладом в лицо, ты как ни в чем не бывало подзываешь следующего человека из очереди и произносишь сакраментальное:

«Papers, Please!»

Просто великолепно, я впечатлен. Геймдизайнер Лукас Поуп выдал настоящий независимый хит. После этой игры ты уже никогда не будешь воспринимать бюрократов так, как раньше. Ведь в Papers, Please! ты сам был одним из них, и теперь знаешь какая это собачья работа…

Рецензент: Мейн Хаус

P.S. Если кому понравилась Papers, Please, то рекомендую поиграть в ещё одну крошечную игру от Лукаса Поупа – Republia Times . Действие разворачивается в том же сеттинге, только в соседнем государстве, где мы примеряем на себя роль главного редактора местной газеты и формируем общественное мнение путём наглой пропаганды и подтасовки новостей на передовице.

__________________________________________________

Ну а на сайте sand-show.ru вы можете полюбоваться на красивейшую песочную анимацию, так называемое Песочное шоу Sand-Show – посмотреть видео, как люди рисуют потрясающие картины, используя один лишь песок.

Актуально для платформы: PC

Вольная интерпретация народной поговорки гласит: «Не важно, о чём идёт рассказ. Важно то, как он подаётся слушателям». И индустрия видеоигр полностью подтверждает это выражение, давая нам возможность примерить на себя роль космического уборщика в Viscera Cleanup Detail или же, нацепив шлем виртуальной реальности и запустив Job Simulator , наконец вернуться в душный офис и от души покидаться канцелярскими принадлежностями в своих коллег.

Столь же талантливый, сколь и независимый разработчик Лукас Поуп (Lucas Pope) на данный момент занят своим монохромным проектом под названием Return of the Obra Dinn , но в августе 2013 года он смог подарить игровому сообществу радость погружения в пучину бюрократического водоворота. Без лишних слов, стартовый экран Papers, Please сообщает нам радостные новости: «Подведены итоги октябрьской лотереи рабочих мест! Вы - победитель!»


Когда день на таможне как-то сразу не задался.

Glory to Arstotzka!

«- Вам нужно в отдел согласования, это другое ведомство.
- Я была в отделе согласования, они направили к вам за бланком.
- Квитанция об аресте имеется? О, она без штампа, а бланки выдаются только по предъявлению квитанции с печатью.
- И где ставят печать?
- В отделе согласования».

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Если в детстве Вы не мечтали стать пожарником, полицейским, космонавтом или же - упаси Вас единый государственный реестр - разработчиком видеоигр, а грезили тем, как в кабинке полтора на полтора метра Вы всматриваетесь в загранпаспорт или визу, тщательно сверяя каждый символ на документе, то у Papers, Please есть все шансы раскрыть Ваши подавленные таланты и желания. Вступив в почётную должность таможенного инспектора в приграничном городе Грештин , Вам предстоит не покладая рук проверять и перепроверять документы иммигрантов и наёмных рабочих, стремящихся как можно скорее пересечь границу великой коммунистической Арстотцки .

Первое, что бросается в глаза, это то, насколько игра до забавного гротескно и притягательно изображает сборную солянку из всех стереотипов и образов тоталитарной антиутопии. Обладая аскетичным визуальным стилем, да и игровым процессом, который проходит исключительно в окне приёма документации, Papers, Please с успехом передаёт дух и атмосферу пребывания в переживающей послевоенное время и придерживающейся политики «Железного занавеса» страны, которая с большой неохотой и осторожностью принимает гостей из-за границы. Тут вам и СССР, и разделённый на Западный и Восточный Берлин, и многие другие гиперболизированные изображения Восточной Европы начала 80-ых годов прошлого века.

Игра обладает лаконичным, но проработанным бэкграундом, посвящённым международным отношениям соседствующих стран вымышленного мира, который подаётся в виде коротких диалогов с персонажами, газетных вставок и поручений руководства. Пускай это и небольшие элементы, но они отлично справляются со своей задачей в подачи истории и прямо влияют на цели игрового процесса.


Готовьтесь с упоением закапываться во всевозможные идентифицирующие бумажки.

Будь бдителен, инспектор!

«- Сэм, неужели Вы ничего не можете поделать с этим терроризмом?
- У меня сейчас обед, к тому же, я в другом отделе.»

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Так как главный герой Papers, Please лишь маленький винтик государственной машины, то основными рабочими обязанностями игрока будут являться проверка документов всех, кто пытается пересечь границу, а также принятие решения о допуске в страну данных лиц. Первые рабочие смены не представляют из себя что-то сложное: проверить в паспорте правильность указанного пола гражданина, даты рождения и фотографии не так уж и трудно, верно? Но игра и не думает скатываться в элементарную рутину.

Очередной рабочий день в игре может закончиться терактом, что сразу приведёт к реакции «Министерства въезда» и увеличению списка правил проверки документов в регламенте таможенного инспектора. Сегодня – загранпаспорт и въездной билет, а завтра к этому списку добавляются обязательность проверки граждан отдельной страны в фото сканере, а также рабочий пропуск и справка с данными об отпечатках пальцев, весе и росте. Чем больше Вы продвигаетесь по нелинейному сюжету игры, чем больше локальных и международных событий происходит в Арстотцке и вне её границ, тем скорее игроку нужно приспосабливаться к новым и дополнительным правилам проверки документов. Террористические акты, постоянные попытки подделки паспортов, кражи печатей у госорганов да даже местные чудики будут активно Вам мешать выслужиться перед «Министерством приёма граждан». Враги Арстотцки не дремлют.

Игровой процесс Papers, Please – это постепенно увеличивающийся в сложности тест на внимательность. Спустя дюжину трудовых смен, начинаешь даже пытаться систематизировать свой рабочий стол, чтобы как можно более эффективно выполнять обязанности таможенного инспектора. Результаты в конце игрового дня, а также случайные и сюжетные события пробуждают чувство азарта к игре, которая пускай и посвящена, казалось бы, такой монотонной теме, но тем не менее интересно и оригинально её обыгрывает.


На что я только не насмотрелся во время работы таможенником.

Мы следим за тобой!

«- Работай я в центре, я бы даже кран не мог включить, не заполнив формуляр №27-B/6. Ненавижу волокиту, чёртовы бюрократы!»

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Хотя игрок и является одним из многочисленных представителей госаппарата, однако его действия и решения на таможенном пункте могут прямо или косвенно повлиять на события внутри игры. Подробно рассказывать о многочисленных сюжетных поворотах – непозволительное пренебрежение спойлерами, но будет уместно отметить, что Papers, Please насчитывает около тридцати концовок. Пускай некоторые из них и отличаются между собой минимально, но как бы то ни было, разнообразие в последствиях принятых Вами решений впечатляет.

Так, игрок может поверить записке с мольбами о разрешении въехать в страну или же выбросить её и цинично отказать в пропуске, проворонить заголовок в утренней газете о серийном убийце, который был замечен рядом с границей, да чего уж там, в роли таможенного инспектора Вы в силах повлиять на напряжённые отношения двух соседствующих государств. Скользкая тема взяточничества также в полной мере демонстрируется игрой. Денежные средства же необходимы практически только для одного – содержания семьи главного героя. И данный элемент представлен всего-то в небольшой таблице со статьями основных расходом, но это работает, так как попытки свести концы с концами персонифицируют игрока с его решениями внутри игры.

Но и пренебречь сомнительными сделками и стать «лучшим работником месяца» также никто не запрещает, но помните только одно: безопасность в Арстотцке ценят больше, чем честность и патриотизм её граждан.

В Papers, Please Лукас Поуп (Lucas Pope) продемонстрировал нам, что интересная игровая механика и отличное повествование могут сделать шикарной игру на абсолютно любую тему. Всё зависит от таланта разработчиков. В своё время Papers, Please совершенно заслужено получила массу положительных отзывов, а также наград на различных игровых выставках, и справедливо заключить, что это «Изумительный» проект, который креативно и с доброй толикой юмора вводит нас во внутреннюю кухню приграничной таможенной деятельности в тоталитарном государстве.

Время от времени на игровых системах появляются уникальные проекты, игровой процесс которых кажется монотонным, иногда скучным, да и нацелен он далеко не на массовую аудиторию. И вот, одна из таких игр добралась до портативной системы PlayStation Vita - симулятор государственного служащего на новом КПП тоталитарного государства Арстотцка, Papers, Please . Казалось бы, чем может захватывать роль сотрудника контрольно-пропускного пограничного пункта в типичной атмосфере антиутопии и давления? Тем не менее, эта игра вышла одним из самых захватывающих мобильных проектов.


Мы берём на себя роль обычного человека, поступившего на государственную службу благодаря победе в октябрьской лотерее рабочих мест. На дворе 1982 год, холодный октябрь, который оставит вечный след на жизни нашего героя и его семьи, причём то, каким этот след будет, полностью зависит от нашей с вами внимательности. В первую очередь от неё. Как и в любом тоталитарном государстве реального мира, если человек грамотно и своевременно выполняет поставленные перед ним инструкции, он не столкнутся с проблемами. Разве что не сможет ежедневно оплачивать отопление, еду, лекарства…

Потому что мы по жизни победители, правда, друзья?


Игровой процесс Papers, Please очень минималистический, но Лукас Поуп, разработчик игры, сумел сделать его невероятно насыщенным, чему способствует ежедневное усложнение, появление новых проверочных процедур, правил и условий. Сперва нам нужно просто проверять паспорта людей, желающих пересечь границу и ступить на землю великой Арстотцки. Для пересечения они предъявляют свои документы, а наша с вами задача - проверить и определить их подлинность. Нужно свериться со сводом инструкций, проверить место выдачи паспорта, пол, фотографию, срок действия. Вначале всё просто, в первый день пропускаем только граждан Арстотцки, остальных отправляя вон.

На следующий день задача усложняется, Министерство Въезда позволяет пропускать иностранцев, но только после тщательной проверки их данных. Нужно удостовериться, что паспорт подлинный, фотография и пол соответствуют тому человеку, которого мы видим в окошке, а место выдачи паспорта не противоречит стране его получения. Третий день привносит новую трудность - Арстотцка усилила режим контроля и теперь у иностранцев должен быть дополнительный пропуск, в котором указана цель пребывания на территории нашего великого государства, время этого пребывания, имя и фамилия гражданина, серия его паспорта и срок действия.

Джорджи - это один из самых забавных персонажей в игре. Да, некоторые герои будут возвращаться на КПП по разным причинам. А некоторые и взрывать себя. Арстотцка то и дело подвергается атакам террористов, спонтанным или спланированным.


Теперь выявлять недобросовестных шпиёнов и прочих потенциальных врагов режима стало одновременно и сложнее, и интереснее. А в чём-то даже проще. В силу вступают новая механика - возможность указать на несоответствие с правилами и обратиться напрямую к гражданину. Это нужно в случае, если иностранец подаёт нам только паспорт или только пропуск, тогда мы указываем на правило в уставе и на пустой стол, а затем нажимаем на микрофон. Помню, когда проходил проект на iPhone, первое время постоянно путался во всех этих сверках при помощи специального режима проверки данных, но затем привык. Главное помните, что, переключившись в него (красный значок со знаком восклицания (!) в правом нижнем углу), вы можете выделять едва ли не каждую надпись и объект в документах, окошко с гражданином и стол. При этом каждое следующее выделение становится основным. То есть, нельзя, скажем, выбрать дату рождения и потом прыгать вторым концом «сравнительной цепочки» по разным позициям. Нужно выбирать две конкретных позиции, которые вы хотите сравнить, последовательно, одну за другой.


Забавно вышло, когда я проходил проект на PlayStation Vita, то успел забыть про один важный параметр, требующий внимательности, и получил выговор (без штрафа) - рост. В четвёртый день Министерство Въезда ужесточает правила пересечения границы и требует от граждан Арстотцки иметь при себе специальное удостоверение, помимо основного паспорта. В этом удостоверении фигурирует параметр «рост» - чтобы его проверить, нужно посмотреть на окошко с гражданином, позади него расположена сетка роста (в метрах, с шагом в 0.1). Что ещё интересно, подлинность фото стоит определять по чертам лица, в первую очередь, а уже потом по причёске. Иногда у девушки за окном могут быть волосы чуть длиннее, чем на фото, или собраны забавный помпон на голове, которого нет на фото. Случаи редки, но имеют место быть.


Как уже говорил, с каждым днём правила пропуска становятся всё сложнее, а игра нам преподносит дополнительные сюрпризы и выборы. Так, на границе мы можем встретить семью, в которой у жены нет пропуска, только паспорт. Но её муж совершенно чист и просит нас отнестись с пониманием, поскольку они с женой являются политическими беженцами из своего государства. В случае возвращения их ждут свинцовые подарки. Мы можем нарушить устав и пропустить женщину, или не нарушать. Наше право. Два нарушения в день позволяются Министерством Въезда, но третье и каждое последующее будет не просто письменным предупреждением, а штрафом.

Штрафы - это то, чего совершенно нельзя допускать в этой игре, иначе вы очень быстро завершите жизнь на пропускном пункте. Вы не сможете оплачивать счета, кормить семью, обеспечивать тепло в доме и необходимые лекарства. Особенно болезненный у нашего героя сын, который 100% всегда болеет, если хоть раз не оплатить тепло или провизию. Иногда он заболевает даже когда всё оплачено, мелкий засранец.


В начале каждого рабочего дня мы читаем газету, в которой может промелькнуть очень ценная информация. То некий подозреваемый в убийстве Винс убежал и пытается покинуть пределы своей страны, то ещё какая беда случилась. А если мы сделаем что-то важное, то в газете напишут и о нас - например, о задержании группы работорговцев по наводке одной из девушек, проходивших через КПП. Время от времени проходящие могут давать игроку взятки, мы можем принимать их и немного улучшить благосостояние своей семьи, но это может аукнуться в будущем. Взятки обычно начинают предлагать контрабандисты, которые появляются то ли с седьмого, то ли с восьмого дня - тогда же на КПП устанавливают сканер. Мы можем, в случае указа в уставе или несоответствия в документах, провести сканирование человека и обнаружить на его теле инородные предметы - оружие, наркотики, еду или что угодно.

Указав на это - переходим в режим поиска, выбираем объект контрабанды и строку в уставе о ней же - перед нами появляется кнопка ареста. Мы можем сразу вызвать конвой, или же поговорить с гражданином, прозрачно намекнув, что нам ништяки под его бедром тоже приглянулись. Словом, большинство решений на КПП зависит от внимательности и корыстности игрока, а также его расчётливости. Например, рано или поздно можно прийти к выводу, что кормить семью ежедневно не так чтобы важно, потому что чем дальше, тем более сложными становятся проверки, и тем меньше людей мы успеваем обслужить за рабочую смену. Прошедшие после 18:00 не оплачиваются, а жить-то как-то нужно! Вот такие реалии… Да. Весьма жизненные, до определённого предела.

Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Симулятор
Дата выхода: 8 августа 2013 года

Многое ли может сделать один человек в игровой индустрии? Хотя история знает примеры очень популярных игр, созданных всего одним человеком (Tetris, Minecraft), примеры эти являются исключением из правил - и практически над всеми более-менее известными вещами трудилось куда большее количество людей. Однако такие игры есть, и герой сегодняшней статьи - Papers, Please - как раз относится именно к таким проектам. Игра была создана всего одним разработчиком по имени Лукас Поуп, успевшим до выхода на "вольные хлеба" потрудиться в небезызвестной кузнице эксклюзивов для PlayStation, американской компании Naughty Dog, а Papers, Please стала его первым коммерческим дебютом. Нужно отметить, что Papers, Please - третий проект господина Поупа. Первыми двумя проектами стали бесплатные флеш-игры The Republia Times и 6 Degrees of Sabotage, некоторые идеи которых, кстати говоря, были унаследованы Papers, Please, вышедшей в 2013 году и ставшей уже полностью коммерческой.

Возня с пачками документов - и есть геймплей Papers, Please. ​


Papers, Please представляет собой своеобразный симулятор инспектора иммиграционной службы вымышленной страны Арстоцка. Мы в роли инспектора должны проверять документы въезжающих в страну граждан, практически бесконечная очередь из которых ежедневно стремится просочиться в нашу родную Арстоцку. К сожалению, часть интуристов пытается проехать по поддельным документам, провезти наркотики, контрабанду или вовсе устроить теракт на границе. Таким образом, вся суть сводится к тому, чтобы поставить в паспорте въезжающего гражданина один из двух имеющихся у нас штампов: "РАЗРЕШИТЬ" или "ОТКАЗАТЬ". Звучит не очень-то привлекательно, да? Не делайте преждевременных выводов, ибо мистеру Поупу удалось сделать, казалось бы, унылую работёнку весьма интересной и разнообразной. Достигнуто это было с помощью интересной геймплейной механики, а также благодаря постоянным изменением правил: к примеру, в связи с вводом торговых санкций в отношении Арстоцки каким-нибудь государством мы должны вовсе отказывать во въезде всем гражданам указанной страны - или - в связи с обострённой террористической обстановкой в какой-нибудь стране - нужно будет пропускать граждан указанной страны через сканер. Конечно, есть ещё много тонкостей, сопровождающих геймплей Papers, Please: к примеру, некоторые граждане будут пытаться пройти через наш бдительный кордон с документами, в которых истёк срок действия, иметь паспорта с фото людей противоположного пола или вовсе пытаться пересечь границу без паспорта. За подобными вопиющими случаями нарушения пограничного режима мы и должны будем следить, дотошно выверяя подлинность и действительность бумаг, а в случае поимки преступников даже принимаем меры к их аресту, а порой - задержанию и ликвидации.

Тесное взаимодействие с охраной вполне способно принести соответствующие дивиденды. ​


Игровой мир представлен набором из семи стран - Арстоцка, Объединённая Федерация, Импор, Антегрия, Орбистан, Республия и Колечия. Совсем недавно завершилась шестилетняя война между Арстоцкой и Колечией, по итогам которой город Грештин оказался разделён стеной между двумя странами (прообразом явно стал Берлин со своей знаменитой стеной, разделившей Германию на две сферы влияния), и мы в качестве инспектора заступаем на службу в контрольно-пропускном пункте Восточного Грештина. Арстоцка представлена страной явно с тоталитарным режимом, где за не самые серьёзные нарушения предусмотрена смертная казнь и пожизненное заключение (что мы, кстати говоря, вполне можем испытать на собственной шкуре, причём не раз). Согласно авторскому описанию, в Арстоцке правит балом коммунизм, но модель его "несколько" отличается, от представленной в "Манифесте" Маркса и Энгельса, а больше напоминает ангсоц из небезызвестного романа "1984" Джорджа Оруэлла. Первоначально по сюжету даже граждане Арстоцки не могут вернуться в страну, однако в первый наш рабочий день правительство разрешает им пересечь границу, прибыв в родную Арстоцку, - и, собственно, начинается геймплей. В дальнейшем правила будут либерализированы - и при соблюдении определённых условий иностранцам также можно будет погулять по достопримечательностям Арстоцки. Стремление попасть в нашу тоталитарную вотчину иностранных граждан весьма понятно, поскольку, несмотря на не самый высокий уровень жизни здесь, в остальных странах всё ещё хуже. При этом зачастую нам предстоит сделать сложный моральный выбор: пустить ли мать к сыну, хотя у неё нет нужного разрешения на въезд, или не давать волю чувствам и сделать свою работу, отказав во въезде. Подобных ситуаций в игре очень много: пришёл грубиян и вовсю хамит нам, хотя с документами у него всё в порядке. Как вы в этой ситуации поступите? Порой выбор сделать просто, временами - очень сложно. А ведь будет ещё тайная организация EZIC, представителям которой можно как помогать, так и, наоборот, вовсю препятствовать их деятельности, а ведь материально они весьма обеспечены... От нашего выбора зависит концовка игры, коих представлено целых двадцать штук. К сожалению, большая их часть представляет собой банальное "в общем, все умерли", - но есть и достаточно оригинальные.

Подобного рода "сюрпризы" нам готовит чуть ли не каждый третий мигрант. ​


Теперь что касается игровой атмосферы, которая проработана весьма детально, несмотря на символичную пиксельную графику, которая, тем не менее, лично мне очень понравилась. По крайней мере, различать лица и пол граждан с имеющимся её качеством большого труда не составляет, а большего этой игре и не нужно. После каждого рабочего дня нам платят зарплату - в зависимости от количества обслуженных граждан, а также правильности "отказов" и "разрешений". Как правило, до третьего-четвёртого прохождения игры и получения соответствующих навыков денег будет катастрофически не хватать даже на прокормление семьи, куда, кстати говоря, помимо жены и сына, затесались дядя и тёща; Papers, Please является одной из немногих игр, где можно позволить тёще умереть от голода и болезней. Можно, конечно, пробовать брать взятки, - но и здесь нужно быть очень осторожным, ибо спецслужбы Арстоцки не дремлют, и вы вполне можете получить какое-нибудь пожизненное заключение или расстрел за "решение вопроса". Все эти возможности, детали игрового мира, сумбурная графика, постоянное давление со стороны руководства, статьи в газетах, где зачастую появляются сведения о гражданах, к которым мы имели непосредственное отношение, а также музыка, бодрая, но в то же время монотонная и давящая, - все элементы работают на создание игровой атмосферы, и вскоре начинаешь полностью погружаться в неё. Встречая человека, 3-й раз пытающегося пройти через границу, уже хочется сказать ему "Привет, ну что опять в этот раз?", настолько начинаешь вживаться в происходящее и столь детально проработанным кажется мир Арстоцки.

Продолжительность Papers, Please не очень высока, и на полное прохождение тратится порядка 3-4 часов для получения "правильной" концовки, в результате которой мы откроем так называемый "бесконечный режим"; играть в него, впрочем, будут только самые оголтелые инспекторы. Только вот получить "правильную" концовку за одно прохождение у вас вряд ли получится, - игра сделана таким образом, что угадать, какие именно действия приведут к негативным последствиям, удастся не сразу. При этом, пройдя игру пару раз и делая это по очередному кругу, вы существенно увеличите свой шанс стать куда более обеспеченным инспектором, поскольку от нашей скорости работы напрямую зависит количество обслуженных граждан - и, соответственно, вполне можно получить другие концовки. Проходить Papers, Please около 5 раз - вполне нормальное явление, и делать это, в принципе, не надоедает, однако спустя определённое количество повторов игра начинает утомлять - и маловероятно, что вы вернётесь в мир Арстоцки после этого. Но в целом о потраченном на игру времени, я не жалею - и, пожалуй, Papers, Please можно отнести к образцовым инди-проектам, на которые стоит равняться другим разработчикам, а если каким-то образом вас заинтересовала подобная тема - я думаю, игра также не разочарует.

Оценка игры: 8.5 из 10

P.S. За отечественную локализацию отвечала компания Lazy Games, и их работа нареканий не вызывает. Качественно переведённые диалоги, удачно подобранные шрифты. Имена граждан остались нетронуты, но оно и к лучшему. Переводить, конечно, было не особо много чего, но к имеющемуся результату претензий нет.



Просмотров