Параллельный импорт подходит к границе. Параллельный импорт лекарственных средств: за и против. Как работает механизм защиты правообладателя

Пока же ФАС решила действовать через суды. В июле 2017 г. она предупредила нескольких производителей автомобилей и медицинского оборудования: нельзя ограничивать импорт товаров под их брендами неофициальными дилерами. Одна из таких компаний – KYB Corporation (японский производитель, в частности, амортизаторов) оспорила предупреждение в суде. Но Арбитражный суд Москвы поддержал ФАС. Продажа разными компаниями легально купленного в другой стране товара не нарушает конкуренцию, говорится в его решении.

Это прецедент, констатирует партнер «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова: до сих пор практика складывалась иначе. Суды поддерживали иностранных производителей, которым не нравилось, что российские компании самостоятельно ввозили в страну их товары.

KYB оспорит решение суда, говорит директор по правовым вопросам KYB Eurasia Роман Дементьев, также ФАС уже направлены официальные письма с разъяснениями всех обстоятельств дела. ФАС также будет отстаивать свою позицию, лаконичен представитель службы.

Судебное решение создает большие риски для бизнеса, предупреждает Ирина Акимова из Art de Lex. Хотя закон прямо не запрещает ввоз таких товаров, суд нивелировал складывавшуюся несколько лет практику, объясняет юрист Heads Consulting Анастасия Худякова.

Инвесторы решение не поддерживают. Параллельный импорт создает больше рисков, чем преимуществ, предупреждала Ассоциация европейского бизнеса: он снизит инвестиционную привлекательность страны и приведет к росту контрафакта. Для всех производителей автокомпонентов и потребителей это огромный риск – производитель не сможет гарантировать качество товара и предоставлять гарантийное сопровождение, считает Дементьев, резко увеличится ввоз продукции сомнительного качества, отследить который таможенной службе будет весьма проблематично. Разрешение параллельного импорта в среднем приведет к сокращению выручки компаний на 20–25%, предупреждает сотрудник крупного дистрибутора.

Параллельный импорт нужно легализовать, но поэтапно, считает замруководителя Аналитического центра при правительстве Татьяна Радченко: отобрать несколько товаров и посмотреть на эффект. Среди плюсов – снижение цен, развитие неценовой конкуренции за счет улучшения сервисного обслуживания, перечисляет она, но есть риск снижения стимулов инвестировать в развитие брендов, а также роста теневого сектора. Например, легализация параллельного импорта на фармацевтических рынках ЕС оказалась удачной, опыт Израиля – нет, рассказывает Радченко.

Пока же иностранные инвесторы активно защищают свои позиции: по оценкам Аналитического центра, за 2014–2015 гг. в Россию было импортировано продукции под защищенными брендами на $64 млрд, экспортировано – на $3,2 млрд. В стоимостном выражении доля защищенного импорта превысила 13%, а экспорта – лишь 0,4%.

Представитель Шувалова не ответил на запрос «Ведомостей», его коллега из ФТС отказался от комментариев.

В конце апреля премьер Дмитрий Медведев проведет совещание по теме параллельного импорта, говорит «Газете.Ru» источник знакомый с ситуацией. Правительство намерено узаконить параллельный импорт на две группы товаров - лекарства и медицинские изделия, а также на автозапчасти.

Параллельный импорт подразумевает ввоз и продажу брендового товара любой компанией, купившей этот товар у уполномоченного правообладателем продавца. Такой вид импорта товаров в Россию был запрещен с 2006 года, поэтому сейчас ввоз товара под определенной маркой разрешен только правообладателю или уполномоченному дилеру с письменного разрешения правообладателя. В противном случае будет нарушено исключительное право на товарный знак в России.

По данным источника, правительство готово легализовать параллельный импорт с 1 января 2016 года.

Иными словами, со следующего года продукцию зарубежных производителей зарегистрированных торговых марок можно будет завозить без разрешения их дистрибьюторских сетей. Представитель первого вице-премьера считает, что разрешение параллельного импорта — это антикризисная мера, направленная на удешевление импортной продукции в сложной экономической ситуации. Поставлена задача — снизить стоимость этих товаров для потребителя.

«Лекарства, медизделия и автозапчасти — это чувствительная для граждан номенклатура товара, за счет легализации параллельного импорта можно будет снизить стоимость этих товаров, по некоторым позициям — в несколько раз. Оригинальные товары для людей не должны поступать в Россию по монопольно высоким ценам. Их цена не должна отличаться от цен в других странах», — подчеркивает представитель Игоря Шувалова.

У правительства нет опасений, что параллельный импорт приведет к наводнению рынка контрафактной или некачественной продукцией. Наоборот, увеличится сегмент оригинальных, брендовых товаров. «Истории про рост контрафакта и подделок — это предсказуемая «страшилка». Но имейте в виду, что товар, произведенный за рубежом, как правило, также продается в других странах, где параллельный импорт разрешен, он также сертифицируется, также проходит проверочные процедуры», — говорит представитель секретариата первого вице-премьера.

Разрешение параллельного импорта потребует введения на таможне специализированных постов, оснащенных лабораториями для проведения анализа лекарственных средств, поступающих в Россию. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств составляет 12%. По оценке экспертов, рынок фармфальсификата достигает 20 млрд руб.

Но компании, которые инвестировали в производство на территории России, уверены, что разрешение параллельного импорта приведет к снижению их выручки. Аналогичную оценку давал источник в Минпромторге. По данным ведомства, параллельный импорт приведет к сокращению выручки компаний на 19%.

При этом почти 40% опрошенных компаний сказали, что будут рассматривать возможность перевода производства из России в другие страны. Опрос проводился задолго до введения санкций Запада против России.

В правительстве этот аргумент не отрицают, но интересы потребителя называют приоритетными и ставят их выше интересов ведомств. «Никто не хочет неожиданных обременений для предпринимателей — импортеров брендовых товаров — для них установят период, за который они должны будут локализовать производство в России», — говорит представитель секретариата первого вице-премьера.

Для локальных производителей предлагается не распространять параллельный импорт на товары, производство которых локализовано правообладателем в России. То есть сохранятся равные условия для импортной и локальной продукции. «Правообладателям и поставщикам иностранных брендов будет дано время адаптироваться. Никто не хочет ломать их бизнес. Но ведь эти компании уже работают в других странах, где разрешен параллельный бизнес. Параллельный импорт — это признанная мировая практика», — уточняет представитель Шувалова.

Адаптационный период для иностранных компаний, инвестировавших в России, может быть продлен на период льготного налогообложения, установленный для этой компании правительством. Но по истечении льготного периода компания будет обязана работать в конкурентной среде на общих основаниях, предполагает другой федеральный чиновник.

Мнение о том, что параллельный импорт сможет сбить цены, в том числе на лекарства, разделяет замглавы ФАС Андрей Кашеваров. «По некоторым позициям цены могут снизиться не просто на десятки процентов, а в разы», — говорит Кашеваров.

По данным Евразийской экономической комиссии, автозапчасти известных марок автомобилей могут снизиться в цене на 60-80%, автокресла могут подешеветь на 50%. Например, рулевая рейка на Renault Duster у официального дилера стоила до обвала рубля 2625 руб., а у независимого — 949 руб. Объем рынка автозапчастей в России — примерно $21 млрд.

Параллельный импорт может быть узаконен не только в России, но и среди всех стран — членов Евразийского союза, полагают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом в Казахстане и Армении уже сейчас действует международный принцип исчерпания прав, подразумевающий узаконенный параллельный импорт. «Вопрос о разрешении параллельного импорта прорабатывается достаточно давно, и сейчас страны ЕАЭС и комиссия склоняются к такой модели, что параллельный импорт может быть разрешен для отдельных групп товаров», — пояснил «Газете. Ru» Андрей Слепнев, министр по торговле ЕЭК.

По словам Кашеварова, параллельный импорт может «осуществляться из Германии, Австрии, Швейцарии, а также из США, Канады и Японии».

Но легализация «серого» импорта только из отдельных стран может быть расценена как нарушение фундаментальных принципов вступления России в ВТО, уточняет Мария Борзова, руководитель направления юридической компании Vegaslex.

«Предоставление преференций отдельным странам (например, Германии и США) даст право другим странам — участницам ВТО (например, Индии и Китаю, в которых развито фармпроизводство) обратиться с жалобой в ВТО. При этом орган по разрешению споров ВТО вправе отменить национальные меры регулирования, если они признаются дискриминационными», — говорит Борзова.

Также в международном праве заложено фундаментальное право государств принимать ответные дискриминационные меры, добавляет Борзова.

Участники рынка уверены, что узаконенный параллельный импорт не даст эффекта. Цены на лекарства не снизятся. Артур Беленко, владелец и коммерческий директор сети аптек «Мицар», утверждает, что большинство импортеров давно работают напрямую с правообладателями.

«Это только в России в советские времена шоколад «Аленка» производили на десяти фабриках. С разным качеством. В той же Германии такого нет. Конкретное лекарственное средство, если это не дженерик, производит один производитель. Только у него и без всяких «серых» схем можно купить это лекарство», — говорит Беленко.

Теоретически можно перекупить то же самое лекарство дешевле где-нибудь в Индии, но упаковка и фасовка этого лекарства будет изготовлена в соответствии с требованиями местного рынка. Просто так перевезти это лекарство из Индии в Россию не получится. Таможня не пропустит.

Ожидать значительного снижения цен на рынке автозапчастей в результате легализации «серых» схем также не стоит, уверен Алексей Пёвхёнен, директор НП «АДАК» (объединяет дистрибьюторов автомобильных комплектующих). На вторичном рынке давно де-факто существует параллельный импорт запчастей. А вот в сегменте гарантийного обслуживания автомобилей изменения возможны. «Мы рассчитываем на помощь правительства в том, чтобы автовладелец имел законную возможность на обслуживание своего автомобиля в течение гарантийного периода на независимом рынке. Автовладелец не должен терять гарантию автопроизводителя в случае обслуживания своего автомобиля на независимой станции с использованием запасных частей, поставляемых с независимого рынка», — говорит Пёвхёнен.

Если пилотный проект с лекарствами и запчастями будет реализован успешно, следующей группой товаров, которые можно будет завозить в Россию по параллельной схеме, могут стать спортивные товары, парфюмерия, косметика, бытовая электроника. К 2020 году параллельный импорт и международный принцип исчерпания прав на товары должны быть введены для всех видов товаров, считают в Евразийской экономической комиссии.

Добрый день.

Я занимаюсь продажей косметики через интернет. Цены на продукцию у меня ниже официальных, так как в противном случае я не смогла бы конкурировать с самим производителем и розничными магазинами. Закупаюсь не напрямую у официального представителя в России, а через региональных.

Законно ли давление на меня со стороны официального представителя в России, если с ним у меня никаких договоров не заключено? Меня пытаются заставить повысить цены на товары.

Что я могу в этом случае сделать? Как решить проблему? Буду очень благодарна за ответ.

Отвечает Севан Авалян, юрист компании «Зарцын Янковский и партнеры »

Привет. Это серьёзная тема, о которой мало знают. Называется «Параллельный импорт».

Что это такое

Параллельный импорт - ввоз в Россию оригинального товара без специального согласия правообладателя товарного знака. Юридически это называется «Исчерпание исключительного права на товарный знак правообладателем» и закреплено в статье 1487 ГК РФ.

Мировая практика знает 2 общепринятых принципа исчерпания исключительных прав правообладателей: национальный и международный.

По национальному (территориальному) принципу исчерпания прав исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в оборот внутри данного государства.

По-человечески звучит так: даже если товар неоднократно перепродавался в других государствах, его ввоз в страну, в которой действует подход исчерпания права по национальному принципу, возможен только с разрешения владельца товарного знака. В России действует именно такой принцип.

По международному принципу исчерпания прав (применяется в Китае и других странах) правообладатель, продав товар в любом государстве, теряет право указывать новым собственникам, как распоряжаться в дальнейшем этим товаром.

Новый собственник самостоятельно перемещает товар через границы, вводить в гражданский оборот на территории других стран и так далее.

Как работает механизм защиты правообладателя

В качестве примера можно привести случай, когда в 2015 году компания Shell Brands International обратилась с иском к российской компании ООО «Равенол Руссланд». Компания Шелл правообладатель некоторых товарных знаков и маркирует ими продукцию. Российская компания покупала эту продукцию не в России и завозила в страну.

Компания Шелл обратилась с иском о запрете на ввоз и продажи на территории РФ и взыскании компенсации - судом иск удовлетворён. Детальное описание , а решение - .

Что делать автору

Выясните у поставщиков как продаваемый вами товар завезён в РФ. Законно, если товар на территорию РФ ввезли официальные дистрибьюторы, с разрешения или самим правообладателем.

Как стало известно «Ъ», 8 августа РФ сформирует позицию по легализации параллельного импорта. В ФАС уверяют, что у российских министерств остаются лишь «технические разногласия», в Минпромторге говорят, что окончательное решение не принято. Автопром в массе своей не согласен: «параллельный импорт на запчасти нанесет большие потери дистрибуторам». Легализация меры возможна при согласовании со всеми членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но в 2015 году Белоруссия выступала категорически против.


8 августа состоится согласительное совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова для формирования позиции РФ и «финализации внутригосударственных процедур» по легализации параллельного импорта, рассказал «Ъ» источник, знакомый с ситуацией. Для введения меры нужно согласовать ее на уровне ЕАЭС и изменить соответствующий договор. Сейчас в ЕАЭС импортеру необходимо получить согласие правообладателя на ввоз и оборот товара. Теперь планируется сделать исключение для отдельных товаров. В Минэкономики сообщили, что проект протокола об изменениях направлен членам союза для согласования внутри стран. В ФАС сказали, что у российских ведомств остаются «технические разногласия по проекту поправок». В Минпромторге информации о принятии решения нет. Позиции других стран неизвестны. В 2015 году против параллельного импорта выступала Белоруссия, ссылаясь на негативные экономические последствия, предлагала вместо этого расширить полномочия антимонопольных органов для борьбы со злоупотреблениями импортеров.

Параллельный импорт планируется распространить на товары, недоступные на внутреннем рынке, дефицитные или продающиеся по завышенным ценам. В частности, это коснется и автозапчастей. Бизнес в массе своей против этой меры. Так, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ ) заявляла, что это повысит риск угрозы для здоровья потребителя, особенно в сфере лекарств и автокомпонентов. Мера не способствует локализации, импорт может вытеснить часть внутреннего производства, говорили в АЕБ .

Промышленная политика государства в последние годы направлена на стимулирование автоконцернов к локализации производства. Вчера в Минпромторге ситуацию не комментировали, но в 2015 году там говорили, что параллельный импорт будет способствовать падению темпов локализации и объемов внутреннего производства, а также снижению инвестпривлекательности стран ЕАЭС. В ассоциации автомобильных дилеров РОАД считают, что мера остановит развитие выпуска компонентов, что приведет к нарушению госпрограммы импортозамещения и сокращению рабочих мест. Нестабильность ценообразования на импортные запчасти из-за волатильности рубля повлияет на удорожание сервиса. Кроме того, увеличится поток контрафакта, уверены дилеры, а компании, развивающие производство, понесут убытки. 40-60 процентов рабочих мест в производстве автозапчастей и сервисе будет потеряно из-за легализации параллельного импорта, считают в АЕБ .

Впрочем, среди дилеров есть и игроки, которые за параллельный импорт. В 2016 году экс-глава РОАД Владимир Моженков выступал за: «цены снизятся, потребитель выиграет». Начнут зарабатывать и предприниматели, которые станут поставлять запчасти, «больше рабочих мест, налоги», пояснил он вчера «Ъ» .

Роста контрафакта он не опасается — «за контрафакт и сейчас отвечает ФТС » - и не считает, что мера препятствует локализации: «стройте заводы в России и делайте себестоимость производства ниже, а не зарабатывайте на наценке деталей».

Источник «Ъ» в автоконцерне отмечает, что запчасти в РФ дорогие по ряду причин (сертификация, таможенные пошлины, маркировка, маркетинг, склады, логистика в РФ, налоги). Он не верит, что «кто-то будет “вбелую” возить параллельно», и считает, что борьба с серым импортом через снижение цен на запчасти эффективнее, чем такая конкуренция.

В суде доказали законность параллельного импорта: японский производитель запчастей для автомобилей не смог оспорить предупреждение ФАС. Решение АСГМ опубликовано в картотеке арбитражных дел. Служба не первый год продолжает бороться за введение такой нормы в торговле.

По действующему законодательству РФ, ввоз брендированного товара может осуществлять только владелец бренда или уполномоченный им поставщик. В противном случае, импорт такой продукции будет считаться нарушением прав на товарный знак.

Еще в 2015 году Верховный суд выразил свою позицию по параллельному импорту: запрет на ввоз воды без согласия правообладателя признали незаконным, оставив решения предыдущих инстанций без изменений (см. ). Но в 2016 году федеральная антимонопольная служба заявила, что ввоз товаров по параллельному импорту в Россию будет разрешен (см). Глава ФАС Игорь Артемьев комментировал - предлагается «либерализовать систему параллельного импорта для лекарственных средств, автозапчастей, детских товаров».

В декабре 2017 года Конституционный суд рассмотрел жалобу ООО «ПАГ» по вопросу закупки бумаги марки Sony для аппаратов УЗИ. Тогда компания также столкнулась с проблемой параллельного импорта, получив иск о защите исключительных прав на товарный знак от японской организации. «Юридический факт пересечения границы и ввоза на территорию России не может сделать товар контрафактным и повлечь прекращения права на него. Отсутствуют основания ставить знак равенства между товаром, который когда-то выпустил правообладатель, и контрафактом», - отмечал представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов (см. ). Решение Конституционный суд на момент выхода материала не принял.

Летом 2017 года ФАС продолжила работу по легализации ввоза брендированного товара без разрешения правообладателей по отдельным категориям товаров и вынесла предупреждения компаниям Daimler AG, Renault, KYB Corporation и YD-Diagnostics. Необоснованное ограничение ввоза в страну товаров под их брендами предпринимателям, не являющимися официальными дилерами правообладателей, признали нарушением антимонопольного законодательства.

KYB Corporation предупреждение ФАС решила оспорить в суде (дело А40-159212/2017). АСГМ принял позицию ФАСа. «Ввоз такого товара на территорию РФ не приводит к какому-либо смешению между оригинальными товарами правообладателя и не содержит объективные признаки угрозы публичным интересам, поскольку речь идет о товаре одного и того же производителя», - посчитал суд. Действия по ограничению ввоза АГСМ счел противоречащими «принципам добропорядочности, разумности и справедливости».



Просмотров