Объекты и субъекты авторских отношений. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Ключевые категории прав

По результатам опроса, проведённого Институтом, его рабочей группой был сделан вывод о достаточно низком уровне жизни населения изучаемых районов и о том, что таковое социальное состояние населения не может не влиять негативно как на общее социальное самочувствие районов, так и на видение насе­лением перспектив развития своих территорий.

Весьма существенно рассмотрение такого социально важного вопроса как удовлетворённость или неудовлетворённость населения положением дел на своих территориях. Результаты, полученные рабочей группой Института в трёх районах весьма разни­тся. А в частности в Мышкинском и Некоузском районах они совершенно противоположны.

В Мышкинском районе показатель удовлетворённости положением дел достигает 64,4%, а в Некоузском лишь 24 процентов.

Неудовлетворённость положением дел в Мышкинском районе выражается в цифре 27,6 процента, а в Некоузском - 71,1 процент. Брейтовский район показал средние результаты между этими достаточно полярными показателями. То есть Мышкинский район по этим показателям нужно определять, как достаточно благополучный, а Некоузский как весьма неблагополучный.

Достаточно важными были и показатели ответов на вопрос о том, улучшились ли дела на данной территории за последние годы или нет? И здесь положительная оценка населением положения дел всех выше в Мышкинском районе. В Брейтовском районе число людей, давших положительную оценку, составило 21 процент, в Некоузском районе лишь 16 процентов и в Мышкинском районе - 56 процентов.

Весьма показательны и ответы населения, говорящие об отрицательной оценке. Число брейтовчан, считающих, что положение в их районе ухудшилось, составило 17 процентов, среди некоузцев об ухудшении дел сказали 23 процента опрошенных. А среди мышкинцев об ухудшении дел сказали лишь семь процентов опрошенных.

То есть показатели социального самочувствия населения самые положительные, самые высокие в Мышкинском районе. И самые низкие показатели получены в Некоузском районе. Это убедительное свидетельство уверенного развития одного района и депрессивности другого района.



Опросы, проводимые Институтом приоритетных региональных проектов, имели одной из своих целей выяснение группы проблемных обстоятельств, характерных для каждого района. Для брейтовчан главной неблагополучностью является нехватка рабочих мест (у них так ответили 45 процентов опрошенных), в Некоузском районе - 28,4 процента, в Мышкинском- 21,9 процента. Острыми проблемами брейтовчане также назвали низкий уровень зарплат и пенсий, рост цен и качества слуг ЖКХ.

Некоузцев волнуют затруднения с водоснабжением, а мышкинцев качество медицинских услуг и работа ЖКК. (Особенно большое число негативных оценок в Мышкинском районе собрала работа медицинского обслуживания). И эта действительно серьезная проблема последнего десятилетия, организация работы районной больницы вызывает частые критические замечания.

В оценке работы учреждений сферы культуры совершенно ожидаемо наличие лучших показателей в Мышкинском муниципальном районе, низших - в Некоузском районе.

В оценке работы школ лучший показатель в Некоузском районе, но в целом все показатели достаточно близки друг к другу. В оценке работы общественного транспорта самый неблагополуч­ный показатель в Некоузском районе- 47,7 процентов.

Оценка населением работы физкультурно-спортивных органи­заций показала наиболее благоприятное положение в Мышкинском районе.

Весьма значительно совпадение оценок населением работы управляющих компаний. В целом большая часть населения всех трёх районов этой работой неудовлетворена (64,5 процента). А вот в оценке работы служб, отвечающих за чистоту, данные ощутимо разнятся. Если в Мышкинском районе 63,8 процента её оценивают положительно, то в Некоузском районе 58,7 процен­тов оценивают отрицательно.

Отзывы населения о водоснабжении во всех трёх районах достаточно нерадостные. В Брейтовском районе показатель неудовлетворённости составляет 40 процентов, в Мышкинском - 53,3 процента, и в Некоузском- 76,3 процента.

Весьма схожа картина по трём районам в оценке жителями обеспечения теплом и светом; в Брейтовском районе недовольных менее пяти процентов, в Мышкинском - менее десяти, а в Некоузском районе это целая треть опрошенных.

Весьма примечательны результаты опроса о работе почтовых и больничных учреждений. Наибольшие проблемы отмечаются в Мышкинском районе. Здесь наибольшее число опрошенных (16,2 процента) заявили о своей неудовлетворенности работой почты и 26,7 процента опрошенных неудовлетворительно оценили работу больничных учреждений. Аналогичная ситуация по оценке работы полиции. В Мышкинском районе наибольший показатель неудовлетворенности - 12,4 процента. На всех этих показателях следует остановится и найти причины такой значительной неудовлетворенности.

Институт не сделал этого, лишь предположив, что например затруднения в банковском деле у мышкинцев возникают по причине благосостояния мышкинцев более значительного нежели чем у соседей. (Впору пошутить, что, стало быть, чем больше денег -тем больше затруднений!)

Но если всерьёз, то действительной причиной резкого ухудшения работы почтовой, банковской и полицейской сферы является их непродуманная оптимизация. Их головные подразделения в недавнее время были выведены из Мышкинского района в соседние. В частности главное банковское учреждение вывели из Мышкинского района (более материально обеспеченного) в соседний район ощутимо менее обеспеченный. Доходы населения Мышкинского района существенно выше, но это не повлияло на решение о переводе головного подразделения «Сбербанка».

Таковое же положение с почтой и полицией. В результате в Мышкинском районе возникли затруднения с работой оставшихся низовых подразделений, которых прежде не бывало. И эти затруднения до сих пор не удаётся устранить, что не способствует популярности идей о продолжении оптимизации.

Очень важным является вопрос об оценке деятельности местной власти и самих глав администраций этих районов. Совер­шенно ожидаемо самым высоким был рейтинг главы Мышкинского района А.Г. Курицина. Его деятельность положительно оценили 63 процента опрошенных. Это совершенно согласуется с весьма высокими показателями социального самочувствия населения, зафиксированными опять же в Мышкинском муниципальном районе. С этим органично согласуется и показатель информированности населения о работе главы района, лишь 15 процентов опрошен­ных заявили о своём незнании содержания его работы. А если учитывать, что и часть жителей соседних районов оценила работу этого главы района положительно, то у нас есть основания сделать вывод, что авторитетность муниципальной власти в Мышкинском районе качественно выше, нежели в Брейтовском и Некоузском районах.

Уместно привести аналогичные цифры популярности глав и информированности населения об их работе в двух других северо-западных районах. В Брейтовском районе лишь 35 процентов опрошенных дали положительную оценку работе главы района А.Б. Карпова и 32 процента заявили о совсем незнании её содержания.

Опрос, проведённый в Некоузском районе, дал самые негативные результаты мнений о работе руководителя муниципального района. Положительные ответы дали лишь 22 процента респондентов, а цифры отрицательной оценки оказались ощутимо выше - 35 процентов. Некоузский район и по этим показателям социального самочувствия существенно неблагополучней соседних, а особенно Мышкинского района.

Примечательно, что во всех трёх районах опрашиваемые отмечали, что в районное звено муниципальной власти они обращаются нечасто - не более двух -трёх раз в год. Сотрудники Института приоритетных региональных проектов комментируют эту ситуацию указывая на то, что для населения налаженность работы объектов социальной инфраструктуры оказывается важней нежели деятельность районной администрации. Но мы полага­ем, что есть и ещё одна причина редких контактов с муниципальной властью.

Это значительная «независимость» поселенческих органов муниципальной власти и их достойная работа. Согласно нашим наблюдениям это особенно характерно для Некоузского района, где поселения весьма последовательно осуществляют выполнение своих полномочий, твердо выдерживая свою определённую самодотаточность. Это особенно свойственно для Веретейского поселения, обладающего неплохим бюджетом и тенденциями к самостояте­льному обустройству своей территории.

Весьма самодостаточны и поселения Мышкинского района, особенно заволжское Охотинское, чей бюджет вполне достаточен для выполнения всех основных задач.

Весьма важным и при опросах, проводимых по заданиям сотрудников Института приоритетных региональных проектов и при опросах, проводимых по поручению нашей аналитической группы, было изучение информированности населения о возможных территориальных преобразованиях, а также отношение к этим преобра­зованиям. Во всех трёх районах 50 процентов опрошенных ничего не знают об укрупнительной идее и лишь 11 процентов имели об этом достаточное представление.

Весьма близки к таким показателям и результаты опросов в конкретных районах. В Брейтовском районе более 58 процентов отвечавших ничего не знали об объединении, в Мышкинском райо­не- 44,8 процентов, в Некоузском- 47,9 процентов. С нашей стороны уместно добавить, что несколько большая информированность населения в Мышкинском районе объясняется посильной разъяснительной работой общественных структур, в частности Общественного Собрания и деятельностью независимой прессы.

В числе важнейших вопросов к населению был и вопрос о местонахождении центра большого объединённого района. Стоит внимательно отнестись к цифрам показателей по этому вопросу.

Среди брейтовчан за центр нового района в Брейтове высказались лишь 42 процента опрошенных и эта цифра красноречиво говорит о невысоком оптимизме местного сообщества относительно возможности столичного статуса своего сегодняшнего центра. За «столичность» Нового Некоуза здесь высказались отнюдь немалочисленные сторонники такого решения (25,7 процента опрошенных). И в пользу далёкого, но нередко заявляющего о себе Мышкина, высказалось около семи процентов брейтовчан.

Среди некоузцев никто не видит Брейтово в качестве столицы большого района. За село Новый Некоуз здесь высказались 75,3 процента и почти 14 процентов предпочли Мышкин, что по-своему тоже симптоматично. Среди мышкинцев более 79 процентов опрошенных центром нового большого района безусловно считают город Мышкин и никто не высказывается за Брейтово. Стоит отметить, что среди мышкинцев за «свой» центр высказалось больше людей нежели в Некоузе «за свой». Это тоже достойно серьёзного внимания и разумной оценки.

Общий суммарный итог опроса сложился в пользу Нового Некоуза за счёт голосов брейтовчан, отдавших ему предпочтение (26,7%). Ещё раз отметим, что в двух районах из трёх предлагаемых для объединения, люди вовсе не видят Брейтово в качестве «столицы» будущего объединённого района. Это весьма важное обстоятельство обуславливает для нашей «Концепции» в соответственной ее части особо внимательно проанализировать вопрос местонахождения будущего центра большого района, проводя углублённое качественно новое сравнение именно между двумя сегодняшними административными центрами районов- городом Мышкином и селом Новый Некоуз.

А в данный момент нам уместно перейти от показателей исследований сотрудников Института приоритетных региональных прое­ктов к результатам опросов, выполненных нашей аналитической группой. Выше уже было отмечено, что для анализа была избраны две в социальном плане качественно разные местности района его городской центр и самая дальняя сельская окраина (крайняя западная территория приволжского сельского поселения). Всего в городе Мышкине и сельской территории были опрошены тысяча человек. Каждому из респондентов задавались четыре вопроса. Каковы были ответы на них?

ПЕРВЫЙ. Полезным или неполезным Вы считаете ожидающееся укрупнение районов?

В городе Мышкине укрупнение районов полезным посчитало 50 человек, в сельской местности в пользу укрупнения не высказался ни один из опрашиваемых. И так, из тысячи респондентов лишь 50 человек однозначно поддержали идею укрупнения. Пять человек высказали мнение, что в принципе информация о слиянии районов воспринимается ими как недостоверная и никакого объединения не будет. И 37 опрошенных не определились с ответом. Остальные 908 человек сочли укрупнение районов неполезным для населения объединяемых территорий. В чём причина такого большого количества людей, не одобряющих укрупнительную идею?

Здесь следует усматривать несколько причин. Перечислим их.

1. Двукратный печальный опыт укрупнения, пережитый сообществом Мышкинского района. (А для населения западной части, помнящего ликвидацию сельского Масловского района, этот опыт даже и трехкратный)

2. Большой печальный опыт маломасштабных местных укрупнений (слияние колхозов, сельсоветов, снос «неперспективных» деревень).

3. Большой печальный опыт сугубо формально проводимых централизаций колхозов и совхозов, когда все учреждения жизнеобеспечения сосредотачивались лишь на центральных усадьбах. Только там же велось и строительство, обрекая остальные селения, даже и достаточно значительные, на стагнацию и потерю населения.

4.Отсутствие разъяснительной и популяризаторской работы по теме укрупнение муниципальных образований. В Мышкинском районе официальные средства массовой информации этой темы совершенно не касались.

ВТОРОЙ ВОПРОС: Проводилась ли среди населения какая-либо информационная работа по теме объединения районов?

Ответы были единодушными - кроме местной независимой газеты и районного Общественного Собрания этой темы никто и никогда не касался.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Если судьбу слияния районов будут решать районные представительные собрания, то каким образом их депу­таты узнают волю населения?

На этом направлении опроса мнения респондентов разделились следующим образом: почти 80 процентов считают необходимым приведение опросов, пять процентов находят полезным проведение анкетирования, 10 процентов видят разумным проведение собраний по улицам, организациям и учреждениям. Остальная часть (пять процентов) заявили, что «ничего делать не надо, всё без нас решат а нас и не спросят». И в ответах на этот вопрос совсем не оказалось «незнающих». Все имели какое-либо свое мнение.

И ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: где целесообразно быть центру большого района – в городе Мышкине, селе Брейтове или селе Новый Некоуз? За Брейтово не было подано ни единого голоса. За село Новый Некоуз высказались два человека, остальные центром будущего большого района назвали город Мышкин. Мы полагаем, что такое единодушие опрашиваемых убедительно говорят отнюдь не только некоем, «местном патриотизме» опрашиваемых людей, но и об их реальной оценке возможностей и достоинств нашего города в деле руководства новым большим районом.

Исследование, приводимое рабочей группой Института приоритетных региональных проектов также уделило внимание изучению взглядов населения на доступность социальной инфраструктуры, приближение власти к населению, формирование бюджета объединённых территории, сокращению управленческого аппарата. Согласно его данным в целом во всех трёх районах наиболее важным опрашиваемые посчитали сокращение аппарата управления и создание более благополучного бюджета (47,3 процента и 40,3 процента).

В понимании нашей мышкинской аналитической группы в этих результатах особенно ярко проявился результат «случайного отбора респондентов». Большая часть опрошенных вполне ожидаемо оказалась совсем несведущей в вопросах формирования управленческого аппарата и в вопросах формирования местного бюджета. И их ответы отражают не их правильное понимание местных районных обстоятельств, а только их надежды на улучшение дел и их желание получить от ожидаемой реформы добрые резуль­таты.

И таковой наш вывод совершенно подтверждается ответами респондентов на вопрос: как повлияет объединение на общее состояние дел в местах их проживания? Скромный оптимизм (31,5 процентов) о будущем улучшении дел проявили лишь жители Некоузского района. Совсем другие результаты зафиксированы в Мышкинском и Брейтовском районах. Среди опрошенных мышкинцев почти 43 процента заявили, что положение ухудшится, а среда брейтовчан так думают даже 51,5 процента.

Причины таких результатов очевидны. Оба района, Мышкинский и Брейтовский, в своё время пережили результаты укрупнений, приведших к сокрушительному разрушению большинства систем жизнеобеспечения и даже к фактическому разграблению многих местных ценностей. Их прогноз продиктован горьким опы­том прежних неподготовленных укрупнений. А некоузские опрошенные такого печального опыта не имеют, именно этим в немалой мере и вызван наивный оптимизм положительных ожиданий.

Но есть и ещё одна причина бытования таких светлых надежд среди населения Некоузского района. Это усталость от неуспешости действий местной власти и отсутствия добрых перемен. Это крайне низкий авторитет муниципальной власти среди населения. Это отсутствие всем видимых ощутимых добрых перемен к лучшему.

Вот комплекс этих обстоятельств и заставляет людей требовать хоть каких-то перемен и надеяться на получение от них каких-то улучшений. Тем более, что все они связывают такие надежды, обретением большим районом качественно новой власти, способной работать гораздо более активно и энергично чем нынешняя. Например «по-мышкински».

Мышкинцы и брейтовчане уже не раз переживали нерадостные последствия масштабных укрупнений и других менее значительных оптимизаций (чего ни разу не переживали некоузцы) и они обоснова­нно отмечают, что при слиянии районов последует, как это бывало и прежде, волна закрытия учреждений и организаций, сокращение рабочих мест, понижение внимания к населению и понижение финансовой основы жизнедеятельности.

В целом мнения мышкинцев и бретовчан более реалистичны, их выводы всегда сопровождены определённой аргументацией уже потому, что многие из опрошенных имеют либо личный собственный опыт плохих последствий оптимизаций - либо обладают яркими воспо­минаниями старших родственников по этой теме. А оптимизм некоузцев всегда оказывался покоящимся лишь на добрых надеждах об изменении жизни в какую-то лучшую сторону.

Наиболее беспокоящими население вопросами, которые даже превалируют над задачей объединения, стали следующие. В Брейтовском районе-газификация природным газом. В Некоузском районе - совершенствование работы муниципальной власти и улучшение водоснабжения. В Мышкинском районе - улучшение работы районной больницы, почты и полиции.

А в «объединительной» тематике надо всеми вопросами возвышался один - это местонахождение центра новой большой муниципальной территории. И здесь выделяется результат Мышкинского района -подавляющее большинство опрошенных видит центром нового района город Мышкин. Опрос общественно и граждански активного населения, проводимый нашей аналитической группой дал почти стопроцентный таковой ответ. И это ещё раз свидетельствует о наибольшей социальной благополучности Мышкинского района и об его способности стать ядром нового большого муниципального образования.

Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно ту проблему исследования, которую хотели? Что мы обнаружили? Каково значение наших результатов? Как соотносятся эти результаты с нашими ожиданиями? В сущности, к данному моменту мы свели наше исследование к множеству цифр, которые могут отражать, а могут и не отражать статистические соотношения. Мы должны понять, каков вклад любых таких соотношений, а также других фактов, которые мы выяснили по ходу дела, в решение нашей проблемы исследования. Но и это еще не все, поскольку нам следует также критически взглянуть на само наше исследование. Не совершили ли мы в процессе какой-нибудь существенной ошибки, которая могла бы обесценить полученные результаты? Удалось ли нам сохранить тесную связь между теорией и исследованием, с одной стороны, и реальной ситуацией - с другой? На эти вопросы трудно ответить, однако истинный ученый всегда пытается это сделать, поскольку лишь наличие таких ответов позволяет понять, в какой степени можно доверять результатам исследования.

Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин "интерпретация" (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо "перевести" полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

Например, в результате одного из многочисленных социологических исследований отношения населения к милиции были получены следующие данные: из числа респондентов 46% обращались в разное время по разным вопросам в органы внутренних дел, а 54% таких контактов не имели. Из числа обращавшихся остались удовлетворены 46%, столько же не удовлетворены, затруднились с ответом 8%. Возникает легкость манипуляции данными исследования. Сторонники радикального реформирования правоохранительной системы будут использовать эти данные как аргумент в пользу своих предложений: "Разве можно и дальше терпеть такую милицию?" Противники реформирования будут упирать на то, что меньше половины респондентов имеют опыт контактов с милицией, а из числа контактировавших более половины (46+8) довольны работой милиции, т.е. результаты удовлетворительные.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов.

Например, К. Маркс в качестве всеобщего критерия эволюции общества рассматривал классовую борьбу.

Д. Морено утверждал, что подлинную структуру общества невозможно обнаружить, не попытавшись ее модифицировать на межличностном уровне. Но очевидно, что не все, что "работает" в малой группе, можно распространить на все общество.

С точки зрения современной социологии такими критериями могут быть: социальные, экономические интересы и правовые гарантии их защиты. Каждый из этих критериев включает в себя целую серию подкритериев. Так, в экономические интересы можно включать: материальные условия жизни, распределение материальных благ, насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, уровень доходов по отношению к черте бедности.

В социальные - уровень безработицы, обеспеченность жильем, медицинское обслуживание, доступность образования и т.д.

К критериям "правовые гарантии интересов" можно отнести равенство перед законом и судом, доступность юридической помощи, равноправие форм собственности, правовая ответственность за ущемление прав, эффективность деятельности правоохранительных органов.

Интерпретация включает в себя также понимание и разъяснение терминологии, толкование дополнительно привлеченной информации, т.е. является своеобразным качественным анализом полученных данных. К ней относятся такие формы анализа, как типологизация, ранжирование, моделирование.

Одним из основных способов интерпретации является соотнесение данных.

Выделяют следующие виды соотнесения данных:

Со знаниями и установками исследователя - оценка исследователя, которая отражает позицию, основанную на знании конкретной обстановки, предыдущем опыте.

Внутреннее соотнесение - сравнение между собой элементов числового ряда по двум или более признакам. Соотнесение заключается в ранжировании групп, то есть расположении величин от большего к меньшему по их значению.

Внешнее соотнесение - сравнение между собой изучаемых групп в соотнесении с некоторыми родственными внешними признаками, факторами признака изучаемого объекта.

Интерпретируя факты, мы предполагаем, что устанавливаем причинно-следственные связи, существующие в реальности. Однако интерпретация может уходить от реальности, поскольку каждый исследователь, трактуя факты и события, привносит в них собственные оценки, суждения и знания, а это иногда мешает отличить главное от второстепенного.

Ошибки в интерпретации часто являются ошибками (или умышленным ходом) лица, принимающего решение, для которого презентация факта оказывается важнее самого факта.

В исследованиях, результаты которых должны стать руководством к действию, очень часто введение понятий запутывает, усложняет процесс понимания. Исследователю далеко не всегда ясно, когда нужно остановиться, а когда переходить на уровень понятий, чтобы не допустить ошибки.

В каждом из нюансов интерпретации и в итоговых объяснениях данных проявляется целостная личность исследователя. Он выступает не в роли узкого профессионала, функционирующей электронно-вычислительной машины, но как теоретик и практик, как ученый и гражданин, общекультурный кругозор которого сочетается с богатством ассоциаций и активной гражданской позицией.

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Несмотря на то, что ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведению в этом качестве следующие обязательные признаки:

1. Оно - продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение - нематериальный объект.

2. Произведение должно быть результатом творческой деятельности.

Результат творческой деятельности автора заключается в новизне произведения по своей оригинальности, сюжетной линии, отличается художественным образом, отвечает новым научным идеям и т.д. В данном случае имеется в виду не в целом новизна как таковая, т.е. по характеру и содержанию, но и по форме и т.д. В частности, новизна может заключаться и в переработке одного вида произведения в другое (например, перевод на другой язык). Что касается достоинства произведения, то оно проявляется в творческой манере автора, его содержательности, идейной направленности, выразительности образов, доведении его до логического завершения.

Таким образом, произведение признаётся результатом творческой деятельности, если оно обладает новизной, неповторимостью и уникальностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод о важности такого признака как творческий характер труда, в результате которого создается произведение.

Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект - вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение. Передача материального объекта, в котором выражено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Не все объекты охраняются авторским правом. В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. Так в ГК закреплено, что авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Одни из этих результатов, например, способы, охраняются нормами патентного права, другие - средствами правового института нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау). Не охраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер. Также не относятся к объектам авторского права произведения, срок охраны которых истёк.

Субъектами авторского права являются обладатели субъективных авторских прав и носители субъективных обязанностей в правоотношениях, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Можно выделить несколько категорий таких субъектов:

их наследники;

иные правопреемники;

Стоит отметить, что не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Так, одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. Исходя их этого, различают субъектов первоначального и производного авторского права.

«При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве»

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

это творческий характер его создания,

второй признак - это объективная форма выражения.

Это означает, что объект авторского права должен быть результатом именно творческого труда автора, и должен быть закреплён на материальном носителе (в письменной форме, в форме изображения, звуковой или видео записи, в объёмно-пространственной форме), также объект авторского права может быть выражен в устной форме, но в виде публичного исполнения.

Так, например водные узоры, которые образуются при работе фонтана, являются результатом творческого труда автора, создавшего фонтан, но сами водные узоры не будут являться объектом авторского права, в этом случае охраняется только фонтан, т.к. он создан творческим трудом автора и имеет объективную объёмно - пространственную форму выражения (металл, камень) в отличие от водных узоров создаваемых фонтаном.

Другой пример: технический сбор информации не является творческим трудом, поэтому результат этого труда не является объектом авторского права.

литературные произведения;

драматические и музыкально драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

К объектам авторских прав также относятся программы для электронно-вычислительных машин, но в отличие от других объектов авторского права, права на программы для ЭВМ и баз данных, возможно зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуально собственности. Такая регистрация осуществляется по желанию правообладателя, но не является обязательной.

Особенности правового регулирования объектов авторского и смежных прав

1.1 Субъекты и объекты авторского права

В качестве объектов авторских прав можно рассматривать произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения при условии, что такие результаты творчества выражены в объективной форме, допускающей возможность их восприятия. Похожее определение содержится и в Законе об авторском праве и смежных правах. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве и смежных правах авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. При этом авторское право распространяется как на обнародованные (выпущенные в свет), так и не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Помимо общего определения произведения, охраняемого авторским правом, существует примерный перечень таких произведений (литературные, драматические, музыкальные и др.).

Конкретизация категорий охраняемых авторским правом произведений, очевидно, вызвана тем, что провести грань между произведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно. К произведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженные в словесной форме, к произведениями науки любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей нас действительности, включая произведения научной литературы. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства и т.д. Так, статья, посвященная проблемам генетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки. Однако по своей форме - это произведение литературы, поскольку выражена в словесной форме и в письменном виде. Как было отмечено в литературе, "частные письма могут быть объектом авторского права, хотя бы отнесение их к произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относится и к шахматным и шашечным задачам и композициям".

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные произведения) независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, можно выделить следующие признаки, необходимые для признания произведения объектом авторского права:

а) творческий характер;

б) объективная форма;

в) возможность воспроизведения тем или иным способом, при котором возможно их восприятие.

Творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Вместе с тем нельзя, по крайней мере теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).

При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.

Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова. В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что в различных видах произведений значение содержания и формы для их правовой охраны неодинаково. Так, при создании научных произведений целью является не эмоциональное, а рациональное воздействие. Творчество в основном концентрируется на содержании произведения. Что же касается формы произведения, то она не обязательно должна отличаться особой оригинальностью. В то же время произведения искусства направлены на то, чтобы оказывать прежде всего эмоциональное воздействие и творчество в данном случае направлена в большей степени на форму произведения.

В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.

Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения. Сборник - это составное произведение в состав которого входит несколько произведений как охраняемых авторским правом, так и неохраняемых. Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке или сборники правовых актов, расположенные по времени их издания.

Антология - это непериодический сборник литературных произведений разных авторов, имеющих жанровую или тематическую общность.

Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личного характера. Им предоставляется правовая охрана нормами авторского права, однако помимо авторского права они охраняются также нормами Конституции, охраняющими неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяют письма в редакцию. Они в отличие от писем частного характера могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в них содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона о средствах массовой информации редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом. Результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу они должны выразиться во вне, объективироваться.

Следует отметить, что в данном случае не учитывается то обстоятельство, было ли завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченные произведения, но и эскизы, наброски и др. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, если эта часть является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. При этом под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация книги).

Произведения охраняются независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что само понятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.

Устная форма также является разновидностью объективной формы однако необходимо, чтобы можно было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма выступления и т.д.).

Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторского права обусловлено тем, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит выражение в объективной форме.

Объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако, понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы.

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео или фотокадр и т.д.);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Для того, чтобы произведение было признано объектом авторского права необходимо наличие всех названных признаков и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификация произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы с в окружности, имени автора и первого года опубликования.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах(например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такая регистрация не создает авторского права.

В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая по существу и удостоверяется нотариусом. Необходимо отметить, что ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например, авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, полученным аналогичным фотографии необходимо было указать на каждом экземпляре произведения имя автора, место и год выпуска в свет.

Как уже было отмечено установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому Законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.

Не являются объектами авторского права официальные документы(законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки(флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено тем, что они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным(хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим государственным органом. Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в связи с тем, что сообщения не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор - дословно в переводе с английского народная мудрость). Это творчество охватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно и декоративно-прикладное искусство. К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен.(частушки, сказки и т.д.) Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследия любой страны.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О средствах массовой информации" при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационные агентства обязательна. Следует отметить, что провести грань между произведением, охраняемым авторским правом и сообщением, имеющим информационный характер бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, иметь творческий характер и соответственно охраняться авторским правом. При наличии комментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться в качестве произведений, охраняемых авторским правом.

Среди субъектов авторского права выделяют прежде всего автора произведения (в том числе производного или составного). При этом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Субъекты авторского права подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.

Следует отметить, что по ранее действовавшему законодательству субъектами первоначального авторского права могли быть и юридические лица. Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей.

Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Известны многочисленные случаи, когда знаменитые писатели, художники страдали психическими заболеваниями. Законодательство об авторском праве не содержит каких-либо ограничений для признания таких лиц авторами. Однако если они в установленном порядке были признаны недееспособными, то все сделки в отношении созданными ими произведений за них будут совершать опекуны.

Возникает вопрос о том, являются ли субъектами исключительных имущественных прав супруги авторов. В соответствии со ст. 34 п. 1 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое в браке, является совместной собственностью супругов. Термин "имущество" включает и имущественные права, в том числе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, можно прийти к выводу, что исключительные права на использование произведений являются совместной собственностью супругов. Неурегулированным является вопрос, возникает ли совместная собственность на имущественные права в тех случаях, когда произведение было создано во время брака, а имущественные права (в частности право на получение гонорара за использование произведения) возникли после расторжения брака.

Следует иметь в виду, что супруги могут заключить брачный договор. В этом случае супруги могут определить в договоре, кому будут принадлежать имущественные права на произведения, созданные во время брака.

Субъектами авторских прав являются также иностранные граждане. Так, авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.

Субъектами авторских прав являются также составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений при условии, что они самостоятельно обработали и систематизировали включенный в сборник материал (например, расположили материал по иной системе, снабдили его комментариями и примечаниями составителя сборника). Таким образом, законодатель рассматривает подбор и расположение материалов для включения его сборник в качестве творческой деятельности При этом авторское право у составителя возникает и в том случае, если входящие в сборник или в базу данных иные материалы не охраняются авторским правом. (например, сборник частушек).

Возможны ситуации, когда составитель сборника включил в сборник произведение, охраняемое авторским правом, не получив предварительное согласие правообладателя на такое включение. Возникает вопрос о том, есть ли у составителя авторское право на это произведение. Представляется что авторское право возникло, однако использовать произведение он не может.

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания.

Аналогичные права возникают и в отношении авторов других производных произведений (переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, и другие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы других ранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Таким образом, при отсутствии согласия автора оригинала на перевод или иную переработку произведения авторское право у переводчика или иного переработчика все равно возникает, однако реализовать его они не могут (например, заключать договоры на использование). Наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переработки одних и тех же произведений.

Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальные произведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат. audio слушаю) и зрительно (лат. Video вижу). Такие произведения состоят из серии связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.) Авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого произведения. Вместе с тем, заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой, если в договоре не указано иное, передачу исключительных прав на использование аудиовизуального произведения (воспроизведение, распространение, публичное исполнение и т.д.). Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которым относятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данном случае является заключение договора. К правопреемнику автора на основании договора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не может осуществить сам (право на издание, постановку и т.д.).

Произведения литературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя или несколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идет только о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической, организационной или иной подобной помощи при создании произведения или придания ему объективной формы не признается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства. Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия может быть решен на основании оценки, данной экспертами. В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).

Особым видом произведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права на интервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему интервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью.

В результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием.

Соавторство имеет место как в том случае, когда произведение образует одно неразрывное целое, так и в том, когда оно состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение. В первом случае имеет место нераздельное соавторство, во втором - раздельное соавторство (например, главы учебника, написанные отдельными авторами и обладающими авторским правом на учебник в целом).

Объем творческого труда соавторов может быть неодинаковым, однако это не влияет на признание лица соавтором. Таким образом, достаточно минимального, но обязательно творческого вклада в общее произведение, чтобы считаться соавтором со всеми вытекающими отсюда правомочиями.

Претензия на соавторство, если она добровольно не принимается предъявляется в суде в форме иска о признании соавторства. При этом истцами являются те, кто на это соавторство претендует, а ответчиками те, кто указан в качестве авторов в произведении, готовящемся к выпуску в свет или уже выпущенном.

Творческое участие при соавторстве возможно на любой стадии создания произведения. Так, доработка начатого произведения может служить основанием для признания соавторства. При этом закон особо подчеркивает, что авторские права на произведение осуществляется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. В этом случае всем соавторам принадлежит авторское право на произведение в целом и каждому - авторское право на созданную им часть произведения.

Соавторство может быть только добровольным. По общему правилу отношения между соавторами оформляется соответствующим соглашением, однако такие соглашения не являются обязательным условием соавторства. Соглашение о совместной работе, навязанное автору или соавторам (так называемое принудительное соавторство) признается недействительным.

Если же речь идет о произведениях, созданных в соавторстве, когда каждая часть произведения, созданная в соавторстве, имеет самостоятельное значение, то эта часть может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Совместная творческая работа по созданию коллективного произведения по общему правилу основывается на предварительном соглашении соавторов. Но в ряде случаев отношения соавторов могут возникнуть и при отсутствии такого соглашения (например, соавторство, установленное в судебном порядке).

Иногда вопрос о соавторстве возникает в случаях, когда какое-либо лицо осуществляет литературную обработку фактического материала, известного другому лицу, Вопрос о том, кто из участвующих в создании произведения в данном случае является автором (либо оба участника) решается в зависимости от того, каков творческий вклад каждого из них в созданное произведение.

При этом запись произведения сама по себе не делает автором произведения, поскольку подобная запись - дело чисто техническое, хотя и требующее определенной квалификации. И, наоборот, сообщение только определенных фактов лицу, которое на этой основе создало произведение, самостоятельное с точки зрения формы и содержания, также не делает сообщившего эти факты соавтором.

Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения. Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию. Наследники являются субъектами авторских правоотношений в течение 70 лет после смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что при создании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться в качестве субъектов авторского права.



Просмотров