Судебная власть в рф структура судебной системы. Структура судебной власти в рф

Судебная власть является одной их трех государственных ветвей власти, образованных в соответствии с десятой статьей Конституции РФ (принцип разделения полномочий). Взаимодействуя с другими направлениями власти, она остается независимой и самостоятельной. Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, которые созданы в соответствии с нормами Федерального конституционного закона № 1.

Сущность

Судебная власть представляет собой один из трех элементов, взаимодействующих между собой. Она оказывает влияние на законодательную сферу путем осуществления контроля конституционного характера, признавая те или иные акты не соответствующими положениям Конституции РФ. Если акт признан судом несоответствующим Конституции, его юридическая сила теряется.

Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, взаимодействующих не только с законодательной, но и с исполнительной властью. Исполнительная ветвь подготавливает кадры для судов. А судьи, в свою очередь, контролируют, чтобы акты, выносимые органами власти, соответствовали положениям российского законодательства.

Судебная система Российской Федерации - это группа судов, в деятельность которых другие ветви правительства вмешиваться не вправе, как и не вправе влиять на нее. В входит решение следующих задач:

  • обеспечение прав, интересов и свобод российских граждан и защита этих прав от нарушений со стороны других людей, организаций и органов;
  • решение конфликтов, которые возникают в обществе, законными способами;
  • контроль за соответствием актов, издаваемых государственными органами власти и их должностными лицами;
  • применение юридических мер ответственности за противоправные виновные деяния.

Согласно первой статье ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» такими полномочиями наделены только суды (судьи и присяжные или арбитражные заседатели). Любым другим органам запрещено осуществлять правосудие.

Согласно нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, в систему российских судов входят две группы: федерального уровня и уровня субъекта.

Структура системы

Четвертая статья Закона о судебной системе в Российской Федерации относит к судам федерального уровня следующие:

  1. Конституционный.
  2. Подчиняющиеся Верховному суду, наделенные общей юрисдикцией: верховные республиканские суды, областные и краевые, суды в городах федерального значения, автономных областей и округов, суды районного типа, специализированные и военные.
  3. Подчиняющиеся Высшему Арбитражному суду: федеральные окружные (кассационные), апелляционные типа в субъектах.

В субъектах судебная система Российской Федерации - это два типа судов: конституционные в субъектах и мировые.

Уставная (конституционная) юрисдикция

По нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, систему властных органов субъекты устанавливают самостоятельно. Формирование уставных (конституционных) судов происходит путем издания соответствующих законодательных актов.

Финансирование деятельности соответствующих судов осуществляется за счет соответствующего бюджета. Судебная система субъектов Российской Федерации устроена таким образом, что осуществление софинансирования со стороны федерального бюджета не предусмотрено. Целью создания этих учреждений является нормоконтроль и толкование уставов и конституций в субъектах Федерации. Следует отметить, что не во всех субъектах такие типы судов имеют место.

Общая юрисдикция

Закон о судебной системе Российской Федерации определяет группы полномочий различных судов этой системы в сфере различных видов разбирательства.

Верховные республиканские, областные и краевые суды, а также суды в городах, имеющих федеральное значение, располагаются выше районных. Они рассматривают дела как первая и надзорная инстанции.

Организация судебной системы Российской Федерации определяет, что все указанные суды располагаются под Верховным Судом в Российской Федерации.

Арбитражная юрисдикция

В арбитражную судебную систему Российской Федерации входят органы судебного типа, которые разрешают споры экономического характера и иные дела, отнесенные Арбитражным процессуальным кодексом к их компетенции.

Учреждения арбитражного типа являются специализированными органами, так как рассматривают споры между организациями и иными экономическими субъектами.

Основы судебной системы Российской Федерации закрепляют положение о том, что арбитражная судебная система является гарантией хозяйственной независимости и самостоятельности организаций, невмешательства в их деятельность государства, развития и охраны предпринимательства, соблюдения баланса предпринимательских и общественных интересов.

Принципы устройства и работы

Структура судебной системы Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов) построена на конкретных принципах конституционного типа. Они определяют не только организацию деятельности судов и судей, но и выступают гарантом правосудия в России.

Основных конституционных базовых принципов четыре:

  1. Независимость судебной ветви власти от других властных органов.
  2. Гласность и открытость разбирательств.
  3. Равенство всех физических либо юридических лиц и государственных органов перед органом суда, принцип свободного доступа к правосудию.
  4. Равноправие и состязательность сторон.

Независимость

Вся судебная система (Конституционный суд Российской Федерации, иные высшие и нижестоящие суды) независима от исполнительной и законодательной властных ветвей. Власть судебного типа возлагается на всю совокупность органов, осуществляющих судопроизводство. Эти органы разрешают каждое конкретное дело самостоятельно, не основываясь на чьем-то волеизъявлении, руководствуясь положениями Конституции и законов.

Реализация принципа независимости судей выражается в том, что они принимают и оценивают представляемые сторонами материалы (доказательства) и принимают самостоятельные решения относительно их достоверности, а также правоты заявителя. В основе решений лежат нормы закона и внутренние убеждения.

При отправлении правосудия судьи опираются также на другие принципы: равенство людей перед судебным органом и законом, право получить защиту, принцип заведомой невиновности лица и так далее. С другой стороны, суды защищены законом от вмешательства органов государственного типа и их сотрудников или других субъектов права.

К примеру, при причинении вреда здоровью и жизни человека, в процесс привлекается прокурор. Он выносит свое решение о мерах и пределах наказания в отношении виновного лица. Суд учитывает мнение прокурора, но решение, тем не менее, принимает самостоятельно. В уголовном процессе дополнительно участвуют присяжные заседатели, которые выражают свое мнение, но не влияют на итоговое решение суда.

Лица, которые были признаны виновными в оказании неправомерного воздействия на судью или присяжных заседателей, а также в иных видах вмешательства в судебную деятельность, несут административную или уголовную ответственность на основании федеральных законов. Если лицо было уличено в присвоении полномочий властного характера, наказание накладывается в соответствии с уголовными нормами.

Независимость суда базируется на качественном уровне обеспечения материально-техническими средствами самих судов и их работников. Согласно нормам российской Конституции, судебное финансирование осуществляется из бюджета федерального уровня. 124 статья Конституции определяет, что финансирование подобной деятельности должно давать судам возможность независимого и полного отправления правосудия в полном соответствии с законодательными нормами.

Принципы открытости и гласности

Система судебных органов Российской Федерации базируется на открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются средствами контроля общественности за осуществлением правосудия. Все действия процессуального характера (за исключением процедуры судебного совещания при принятии решения относительно предмета спора) совершаются в большинстве случаев открыто в судах всех уровней (от высших до мировых).

Конституционные нормы предусматривают случаи проведения закрытых судебных заседаний, которые закреплены в соответствующих федеральных законах. Например, в гражданском процессе закрытые судебные заседания проводятся по определенному кругу дел.

В этот список входят дела, которые связаны с тайной государственного характера, тайной удочерения (усыновления) ребенка, а также ходатайства одной из сторон о том, что гласность процесса может спровоцировать нарушение тайны коммерческого типа, неприкосновенности личной жизни определенных людей. Сюда также относятся другие обстоятельства, оглашение которых при посторонних лицах может стать помехой надлежащему рассмотрению дела, вызвать разглашение различных тайн коммерческого или иного типа или нарушить права и интересы людей (в согласии с первой частью десятой статьи ГПК).

Открытость и гласность судопроизводства являются важнейшими показателями реализации принципа демократизма судебного разбирательства, обеспечивая доступ граждан к правосудию с правом следить за проведением процессов и распространять полученные сведения различными способами.

Принцип равенства всех перед органом и законом

Вся система судебной власти в Российской Федерации действует согласно принципу общего равенства субъектов перед судебным органом и законом. Реализация этого принципа выражается в том, что каждый гражданин может привлекаться к разбирательству органами власти на одинаковых основаниях в порядке, который предусмотрен законами федерального уровня.

Для судов нет привилегированных органов или лиц, участвующих в судебном процессе в качестве одной из сторон дела, независимо от их государственной, расовой, социальной, политической или национальной принадлежности, а также от их должностного или имущественного положения, происхождения, места проживания или рождения, религиозных убеждений, отношения к политике и прочим основаниям.

Принцип субъектного равенства перед судом и законом закреплен седьмой статьей конституционного федерального закона № 1-ФКЗ.

Исключениями из указанного принципа являются особые основания и правила привлечения к ответственности российского Президента, депутатов в Государственной Думе, членов Совета Федерации, а также самих судей. Отличия в привлечении указанных субъектов к ответственности определяются принципом неприкосновенности.

Эти исключения носят публично-правовой характера, служат интересам общества и являются важными гарантиями реализации указанными лицами полезных для общества функций и осуществления деятельности профессионального уровня, исходя из интересов каждого члена общества.

Принцип равенства всех перед судебным органом и законом выражается в том, что каждый гражданин вправе обращаться за правовой защитой своих интересов и прав в суд. Также равенство выражается в тождественности оснований юридического типа ответственности для всех субъектов разбирательства, в единстве процессуальных правил для сторон дела и предоставлении равных гарантий их прав.

Возможность каждого гражданина участвовать в реализации правосудия - это одновременно и принцип судопроизводства, и одно из закрепленных в российской Конституции прав гражданина и человека (32 статья Конституции).

Законодательство наделило граждан правом участвовать в отправлении правосудия в роли заседателей (присяжных либо арбитражных), общественных обвинителей или общественных защитников. Наряду с этим, участие гражданина в качестве заседателя (присяжного либо арбитражного) - гражданская обязанность каждого человека. Реализация этой обязанности также определена соответствующими федеральными законами.

Принцип равенства и состязательности сторон

Этот принцип закреплен в третьей части 123 статьи российской Конституции. Согласно ему, стороны имеют право предоставлять судебному органу доказательства, принимать участи в их исследовании, заявлять отводы и ходатайства и так далее.

Функции защиты, обвинения и разрешения дел уголовного характера разделены и не могут возлагаться на одно должностное лицо или один орган. Обвинительную сторону представляют потерпевший, прокурор и обвинитель общественного типа; сторону защиты - подсудимый, государственный защитник и представитель. В гражданском процессе стороны делятся на гражданских истцов и ответчиков (и (или) их представителей).

Функция разрешения гражданских, административных и уголовных дел отделена от вышеуказанных сторон и принадлежит полностью суду. Судья обязан выслушать всех участников процесса, получить доводы и возражения, исследовать доказательства и прочее.

Он не принимает ничью сторону, основывая свое решение на нормах закона и представленных доказательствах. Суд обязан предоставить сторонам все условия для того, что они могли выразить свою позицию относительно дела.

Суд как орган правосудия не ведет уголовное преследование лиц, а также не возбуждает уголовные дела. Он вправе вынести решение о проведении некоторых следственных действий, разрешить которые может только подобный орган.

Система судов в России представлена большим количеством судебных органов, которые специализируются на привлечении к ответственности за нарушение интересов и прав граждан и организаций, а также на вынесении отдельных актов специального типа.

В статье были приведены принципы и виды судебной структуры Российской Федерации.

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст. 1 Закона о судебной системе). Суд, реализующий судебную власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Основа построения судебной системы - Конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (редакция 27.12.2009гг.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс», который устанавливает соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру. Важно отметить, что в соответствии с Конституцией создание чрезвычайных судов не допускается. Вместе с тем Конституция не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции).

Анализируя нормы законодательства, устанавливающего структуру судебной власти в РФ, можно сделать следующие выводы:

  • - судебная система представляет собой сложно организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем;
  • - судебная система представлена тремя подсистемами -- федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;
  • - конституционные (уставные) суды и мировые судьи образуют подсистему судов субъектов РФ;
  • - система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный Суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;
  • - подсистемы федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов построены в соответствии с федеративным устройством РФ и ее административно-территориальным делением (ст.5, 65,66,67 Конституции РФ).

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект РФ) или на структурное образование Вооруженных Сил (вид вооруженных сил, военный округ, флот, гарнизон и т.д.).

Система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. Чтобы проводить разграничение отдельных групп судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин «судебное звено». Федеративное устройство России и ее административно-территориальное деление имеет три звена: Федерация, субъект федерации и район. Соответственно мы имеем и три судебных звена системы федеральных судов общей юрисдикции: районный суд, суд субъекта РФ и Верховный Суд РФ.

Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, все районные суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды - второе звено, Верховный Суд РФ - третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции - районные суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды - среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки - нижестоящими.

Военные суды имеют следующую подсистему: 1) основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; 2) среднее звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ, в структуре которого имеется Военная коллегия.

Система арбитражных судов подразделяется на: 1) основное звено представлено судами двух инстанций- федеральными апелляционными судами и арбитражными судами первой инстанции республик, краевые, областные, городские суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды, образуемые в субъектах Федерации; 2) среднее звено - федеральные арбитражные суды округов; 3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Как уже отмечалось, внутренняя организация этих подсистем имеет свои особенности. Так, система военных судов прямо связана с организацией Вооруженных Сил, а среднее звено системы арбитражных судов - федеральные арбитражные суды округов - образуется вне связи с административным делением. Так, Закон об арбитражных судах установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов РФ. В районах арбитражные суды не образуются. Конституционный Суд РФ не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально не связан с существующими в некоторых республиках конституционными судами.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 19 Закона о судебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда первой инстанции. УПК устанавливает, что Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого Правоохранительные органы Российской Федерации: /Под ред. В.П. Божьева. с. 57. .

Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.

Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судом имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов других арбитражных судов.

Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.

Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров. В частности, деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества обеспечивает созданный Судебный департамент при Верховном Суде РФ, о чем сказано в ст. 31 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации». Состав, полномочия данного органа урегулированы в ФЗ РФ от 08.01.1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

В ст.1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховному Суде РФ» говорится, что Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных, военных и специализированных судов, органов судебного сообщества, а также финансирование мировых судей Федеральный закон от 08.01. 1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховному Суде РФ» // "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 223.

Как отмечает профессор Божев В.П. - « Под организационным обеспечением деятельности судов имеются в виду мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Среди других функций организационного характера, осуществляемых Судебным департаментом, важное место занимает финансирование судов за счет бюджетных ассигнований, организация материального и социального обеспечения судей, в том числе и пребывающих в отставке, а также реализация мер защиты и безопасности судей; осуществление финансового контроля за расходованием бюджетных средств» Правоохранительные органы Российской Федерации: /Под ред. В.П. Божьева. с. 118-119.

В то же время судебному департаменту и его органам в субъектах Федерации запрещено вмешательство в осуществление правосудия, но на них возложена обязанность способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Согласно Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территориях федеральных судов.

Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы РФ: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший Арбитражный, Верховный суды РФ, военные суды. Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня.

Полномочия, состав Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 18 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также в ФКЗ РФ от 12.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные, мировые суды, а также военные и другие специализированные суды, учреждаемые федеральным конституционным законом, образуют систему федеральных судов общей юрисдикции, осуществляющих уголовное, гражданское, административное судопроизводство. Полномочия, состав Верховного Суда РФ, а также иных федеральных судов общей юрисдикции закреплены в ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданском процессуальном Кодексе РФ и Уголовно-процессуальном Кодексе РФ, ФКЗ РФ от 09.06.1999г. «О военных судах Российской Федерации».

Военные суды составляют подсистему судов общей юрисдикции и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Состав военных судов, их компетенция, порядок образования и деятельности, полномочия должностных лиц определяются федеральным законом.

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), федеральные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции в субъектах Российской Федерации образуют систему федеральных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом. Полномочия, состав Высшего Арбитражного Суда РФ, а так же иных федеральных арбитражных судов закреплены в ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также в ФКЗ РФ от 12.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Таким образом, структура судебной власти в РФ представлена судебной системой - совокупностью всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемой единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей (рис. 2.3).

I. Конституционные суды. Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде (1994 г.). Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного судьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Рис. 2.3. Структура судебной власти

Структура Конституционного Суда. Вего составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, проводимой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседаниях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.

Возглавляет Конституционный Суд Председатель ,который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь осуществляет непосредственное руководство работой аппарата, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обеспечение судей и др.

Избираются указанные должностные лица сроком на три года на пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей.

Конституционный Суд в своей деятельности руководствуется следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, краев и областей, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных органов и органов власти субъектов Федерации;
  • договоров между органами государственной власти России и органами власти субъектов Федерации, договоров между органами власти субъектов Федерации;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами власти Федерации и субъектов Федерации;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулируется его Регламентом. Решения Конституционного Суда обязательны для всех и обжалованию не подлежат.

II. Суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное, гражданское, административное судопроизводства.

Нижнее звено судов общей юрисдикции представлено мировыми судьями и районными судами . Они рассматривают основную массу дел в первой инстанции, им подсудны практически все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Районные суды являются федеральными судами.

Компетенция между мировыми судьями и районными судами определяется методом исключения, т.е. все дела подсудны районным судам, кроме тех которые отнесены законом к компетенции мировых судей. Мировые судьи рассматривают в первой инстанции в основном некрупные, несложные дела: (например, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, имущественные споры при цене иска не более 50 тыс. рублей, несложные семейные споры и т.п.)

Районные суда выступают так же в качестве второй (апелляционной) инстанции по проверке законности и обоснованности решений мировых судей.

Суды среднего звена - это суды субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга) .Количество судей в этих судах неодинаково и зависит от численности населения субъекта Федерации. Они рассматривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступлениях (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды - это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных округов, флотов групп войск, судов видов, родов войск) и, наконец, высшего звена (Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации). Военные суды рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и военнообязанных, совершенных во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Он имеет следующие судебные полномочия:

  1. рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличается особой сложностью и особой важностью;
  2. проверка обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);
  3. проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора).

Организационные полномочия Верховного Суда также очень значимы:

  1. изучение и обобщение судебной практики, судебной статистики;
  2. дача руководящих разъяснений законов, которые обязательны для всех судов (вынесение постановлений Пленумом Верховного Суда РФ);
  3. осуществление права законодательной инициативы.

III. Арбитражные суды. Эти суды разрешают споры между юридическими лицами, а также гражданами-предпринимателями, государственными органами:

  1. в сфере экономики (о заключении и расторжении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков и др.);
  2. в сфере управления, касающейся действий органов исполнительной власти;
  3. между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  4. о банкротстве;
  5. о защите чести, достоинства и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности;
  6. о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации .Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Вторым звеном этой системы судов являются арбитражные апелляционные суды (всего их 20).

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд в первой инстанции рассматривает жалобы на ненормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами РФ. В его компетенцию входит и рассмотрение дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и др.

В целом же надо отметить, что судебная власть - это действенный и необходимый инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.

В Конституции РФ сказано, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Конституция РФ определяет структуру судебных органов власти, которая состоит из:

1)Конституционный суд РФ (состоит из 19 судей), рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры. Конституционный суд РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, судов и др. органов власти разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов, конституций субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

2) Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3)Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4) Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Функции судебной власти:

А)Конституционный контроль - контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ.

Б) Правосудие - это деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона, обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений.

В)Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц (контроль за законностью решений и действий правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений и осуществление оперативно-розыскных действий)

Г) Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

Д) Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом

Судьи несменяемы.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны.Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

21 .Конституционный суд РФ: структура, полномочия и компетенция

Конституцио́нный Cуд Росси́йской Федера́ции (в текстах Конституции РФ и российских нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы - Конституционный Суд; написание суд со строчной буквы является нормативным) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 - ФКЗ:

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

Под правоохранительными понимаются государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Иными словами, это вся система судебных и иных органов, осуществляющих охрану правопорядка.

Существуют различные трактовки термина "правоохранительные органы". Так, одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреблять данный термин применительно ко всем без исключения органам, непосредственно стоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, разумеется, их особенности в зависимости от того, к какому из рассмотренных выше "блоков" они принадлежат. Другие высказываются за более узкую трактовку данного термина, считая, что суд не входит в число правоохранительных органов. Но дело, конечно, не в терминологии. Главное - улучшение работы всей системы рассматриваемых в данном параграфе органов, оптимальная отдача каждого из них, что является необходимым условием поддержания законности и правопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всех форм собственности, повышения эффективности мер против преступности и иных правонарушений.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна в первую очередь для юрисдикционных (от лат. - суд, судопроизводство) органов - суда, прокуратуры, инспекций, для органов контроля.

В правоохранительной деятельности важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующих полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устранение возможных ошибок и неправильных решений. Правосудие в государстве осуществляется только судом.

Структура судебной власти

В системе ветвей государственной власти судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, трудовых, семейных и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных нрав и интересов граждан и организаций.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции:

  • суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела;
  • суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд);
  • административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов пока нет, хотя предложения об их создании активно рассматриваются).

Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, состязательность, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и верховного суда США. Все судьи этой системы назначаются персонально президентом с согласия и одобрения сената. Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Одновременно он исполняет функции конституционного суда.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами государственной власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ, будучи высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура

Под прокуратурой (от лат. procuro - забочусь) понимается единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Органы прокуратуры:

  • - осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • - действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • - информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Нотариат

Под нотариатом (от лат. - писец, секретарь) понимается система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности. В данную систему входят: а) нотариальные органы Министерства юстиции РФ; б) министерств юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации; в) управлений юстиции субъектов РФ; г) нотариусы, занимающиеся частной практикой; д) должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений; е) другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только государственными нотариусами, в других - государственными и церковными нотариусами (в частности, в Великобритании). В США нотариальные функции возложены па государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.



Просмотров