Гарантии конституционных прав и свобод. Права человека, которые надо уважать. Права человека, которые надо защищать. Справочник для сотрудников милиции. Политические права и свободы

Права, как бы широко они не были декларированы, не представляют реальной ценности без гарантий их реализации. Людям, населяющих огромную территорию постсоветского пространства, это утверждение особенно понятно и близко. "Большая Сталинская Конституция", которая провозглашала широкие права за всю историю человечества, на самом деле была самой фикцией в мире, потому что трудно найти государство, где права человека попирались бы цинично и жестоко, чем в стране "развитого социализма".

Конституционные гарантии реальны лишь тогда, когда надежно подкреплены механизмом их реализации. Механизмом гарантий прав человека и гражданина можно считать систему правовых средств, определенных конституцией - это государственные правоохранительные органы, судебная система, общественные организации по защите прав человека и гражданина и тому подобное.

Право на защиту - это прежде всего материальное субъективное право правоохранительного характера, которое возникло в момент нарушения субъективного права потерпевшего и следует из конституции.

Юридический механизм защиты человеком своих прав - это активный связь носителя прав на защиту и правоохранительного органа, обязанного защитить эти права.

Виды конституционных гарантий прав и свобод.

Система гарантий прав и свобод человека предусматривает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.

Во-первых, это общие гарантии, охватывающих всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.

Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.

Общие гарантии прав и свобод подразделяются (классифицируются) на:

Экономические;

Политические;

Организационные.

Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость личности в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.

Политические гарантии - это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав к уполномоченному парламента и в международные правозащитные организации.

Организационные гарантии - это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек - государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и тому подобное.

Юридические гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) загальонообовьязковости условиям, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.

Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель - реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод с помощью правовых методов.

Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные Конституцией права и свободы - не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита - это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц.

Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.

Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом отношении чрезвычайно высокой, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.

Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему изменять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и тому подобное.

Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.

Принципом правосудия является также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доведения ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип "Признание - царица доказательств").

Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.

Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все национальные средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организации, членом или участником которых является государство.

Омбудсман, или омбудсмен (швед. Ombudsman - представитель интересов) - выбрана специально (назначаемая) должностное лицо для контроля разного рода административных органов, а в некоторых странах - также частных лиц и объединений.

Экскурс в историю понятия позволяет выявить его связь с терминами "власть", "авторитет". Шведский термин "омбудсмен юстиции", используемый для обозначения исторически первой омбудсмановские службы, не снискал всеобщее признание. Авторитетное определение института омбудсмана принадлежит Международной ассоциации юристов: "Служба, предусмотрена конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственное перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять команды ". Институт имеет различные наименования: в Франции - медиатор, в Испании - народный защитник, в Великобритании - парламентский уполномоченный по делам администрации, в Италии - гражданский защитник, в Австрии - коллегия народного правозащиты, в Нидерландах - национальный омбудсмен, в Канаде - уполномоченный в публичных расследованиях, в США - общественный адвокат и помощник граждан, в рф _ уполномоченный по правам человека. Действуют общие и специализированные службы (омбудсман университетов и школ, больниц и психиатрических учебных заведений, для защиты личных данных, обеспечения равенства полов, по делам потребителей, по охране окружающей среды, несовершеннолетних, по здравоохранению, для вооруженных сил). Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учреждена должность омбудсмена Европейского Союза.

Правовой механизм любого государства содержит не только традиционные средства контроля за законностью деятельности публичной администрации, но и так называемые нетрадиционные, неформальные элементы. К последним можно отнести омбудсменов. Необходимость института омбудсмана объясняется тем, что классические способы контроля за администрацией, в частности парламент, суды (общие и административные), не могут выявить все несправедливые, грубые, предвзятые, невнимательны акты и действия должностных лиц.

Омбудсмановские сообщество насчитывает более 50 государств. Институт омбудсмана принято в государствах с различными формами правления: президентских республиках (США, Франция, Германия, Финляндия, Португалия, Израиль), парламентских республиках (Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада Великобритания, Новая Зеландия). Его уважают в классических демократиях и высоко оценивают в странах, где сравнительно недавно начат переход от тоталитаризма к демократии, Польши, Венгрии, Румынии.

Прототипом омбудсмановские служб является шведский омбудсмен, введенный Конституцией Швеции 1809 как должностное лицо парламента, который рассматривает жалобы на должностных лиц и государственных органов. Модель шведского омбудсмена получила признание том, что общие суды в Швеции традиционно не контролируют административную деятельность. Несменяемость чиновников и судей создавала в XVIII в. угрозу гражданским правам. В Финляндии также практически не осуществлялся контроль судов за административной деятельностью, и опыт Швеции был успешно взят в 1919 То же можно сказать о Дании (1995).

Юридическая природа омбудсмена концентрируется в его общих и особых характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик, среди которых:

1) омбудсман - субсидиарный (дополнительный) средство правовой защиты в отношении суда, административных органов, прокуратуры;

2) омбудсман - независимый публично-правовой институт, а не предвзятый в проведении расследований;

3) омбудсмен предоставляет персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

4) народный защитник - неформальный способ правозабезчення. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляет чуткость и причастность к проблемам пострадавших от административных злоупотреблений. Он лишен отрицательных черт "юрократии", использует нетрадиционные критерии административного производства (справедливость, разумность, правильность, уместность)

5) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения зачастую являются рекомендательными. Сторонники права принуждения считают, что омбудсману не хватает юридического господства. Другие правоведы относят его к контрольной власти. Ни та, ни другая точка зрения не согласуется с социальной и юридической природе омбудсмена. Императивность здесь заменена другими свойствами: омбудсмен демонстрирует умеренность, уравновешенность и компетентность суждений. Его косвенное влияние зачастую является более эффективным, чем традиционный (юридический, силовой)

6) институт омбудсмана - открытый средство правовой защиты, противовес административной секретности. Публичность необходима для выполнения рекомендаций омбудсмена;

7) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическую регламентацию организации и функций, подотчетность парламента - органа исполнительной власти, установленные обязанности администрации выполнять требования и рекомендации омбудсмена). Они являются дополнительными гарантиями результативности института;

8) омбудсменов объединяет общность задач: они не только решают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административной поведения и совершенствования законодательства;

9) народные защитники имеют большую сферу компетенции, охватывает широкий круг административных органов и должностных лиц;

10) омбудсмены сохраняют политическую нейтральность, не имеют права катализировать политическое противоборство, заручиться поддержкой партий;

11) омбудсмена беспокоят такие проблемы: угроза независимости расследования, материальные и кадровые трудности;

12) успех службы омбудсмана определяется неинституциональных факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

Компетенция омбудсменов по кругу органов и лиц не является однозначной в разных государствах. Как правило, компетенция омбудсмена ограничивается органами государственного управления (только в Швеции и Финляндии омбудсмен может оценивать деятельность суда) - Общей тенденцией для всех омбудсменов является включение в сферу их компетенции местных органов управления, дискреционных решений администрации. Деятельность омбудсменов ряда государств (например, парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивается центральными органами управления. В Испании признается преимущество судебной деятельности перед квазисудебными функциями омбудсмена: ему разрешено оценивать только задержки в отправлении правосудия.

Некоторые омбудсмены имеют специфические полномочия: право обращения в Конституционный суд с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесении изменений в действующее законодательство.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Основные гарантии закреплены в Конституции, но это не означает, что перечисленный список гарантий является исчерпывающим. Гарантии делятся на международно-правовые и внутригосударственные.

Внутригосударственные гарантии делятся на общие и гарантии правосудия.

Общие гарантии прав и свобод человека. Конституционный строй является наиболее общей гарантией прав и свобод основанный на неуклонном соблюдении Конституции. К ним относятся:

  • - защита прав и свобод - обязанность государства. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45). Т.о. закрепляется обязанность государства различным правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом их обеспечения выступает президент, а меры по их обеспечению входят в число полномочий Правительства РФ. Так же является главным назначением судебной системы;
  • - самозащита прав и свобод. «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45). Таких способов множество это - обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Возможно и приобретение и использование огнестрельного оружия в особых оговоренных законом случаях;
  • - судебная защита. Часть 1 статьи 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Такая форма защиты доступна каждому и наиболее эффективна, поскольку в суде могут быть обжалованы любые действия и решения.
  • - международная защита. «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46). Если было отказано во всех инстанциях Российской Федерации, то лицо может обратиться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. К ним относятся Комитеты ООН (Комитет по правам человека) или в Европейский суд по правам человека;
  • - возмещение вреда. Статья 53 Конституции гласит «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку;
  • - неотменяемость прав и свобод. Каждый человек может быть уверен в том, что государственные законодательные органы лишены права принимать законы отменяющие или нарушающие права свободы. О чем говорится в части 2 статьи 55;
  • - возраст. В Конституции РФ сказано, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или ограниченным в дееспособности, но только по решению суда.

Конституционные гарантии правосудия. «Это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом». Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М., «Норма», 2007. С. 300.

  • - гарантии подсудности. Для человека необходимо, чтобы его дело разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены законодательством. Определение законом такого суда и есть подсудность. В Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом. Главной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных;
  • - право на юридическую помощь. Это означает, что любой, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение. В предусмотренных законом случаях, юридическая помощь оказывается бесплатно;
  • - презумпция невиновности. Она закреплена в ст. 49. Суть же презумпции заключается в том, что любой человек считается невиновным, пока его виновность не будет доказана;
  • - запрет повторного осуждения. Данная гарантия гласит, что никто не может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст. 50);
  • - недействительность незаконно полученных доказательств. Человек гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия на всех стадиях уголовного процесса (ч.2 ст. 50);
  • - право на пересмотр приговора. Любой осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении приговора;
  • - гарантия от самообвинения. Выражается в том, что человека нельзя принудить к даче показаний против себя, а также против близких для него родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  • - права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Статья 52 Конституции РФ. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
  • - запрет обратной силы закона. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Но если он отменяет или смягчает ответственность, то его обратная сила предусматривается статьей 54 Конституции РФ.

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Под гарантиями принято понимать правовые средства, обеспечи­вающие реализацию того или иного права человека и гражда­нина. Каждое право только тогда должна быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государ­ства. Конституция содержит специальные статьи (ст.45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан.

Эти гарантии бывают условно разбиты на две группы:

1) Общие гарантии.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неот­чуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Пре­зидент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, всœе органы государственной власти.

Право человека и самому защищать свои права и свободы (самозащита) всœеми способами, не запрещенными за­коном. Способы самозащиты многообразны: обжалование дей­ствий должностных лиц, обращение в средства массовой ин­формации, использование правозащитных организаций и об­щественных объединœений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия.

Судебная защита прав и свобод. Такая защита наиболее эф­фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо­гут быть обжалованы любые решения и действия (или бездей­ствие) органов гос. власти, органов местного са­моуправления, общественных объединœений и должностных лиц. Объектом обжалования бывают законы, действия и указы Президента͵ постановления Правительства и т. д.

Право обращать­ся с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличи­ем соответствующих международных договоров РФ и используется, в случае если исчерпаны всœе имеющиеся средства правовой защиты. Комитет ООН и Европейский суд по правам человека;

Каждый вправе на возме­щение государством вреда, причинœенного незаконными дей­ствиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение причинœенного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством.

Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная нор­ма гарантирует незыблемость прав и свобод.

2) Гарантии правосудия.

Гарантия подсудности - никто не должна быть ли­шен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Право на юридическую помощь - предоставляется каждому задержанно­му, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защит­ника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинœения. Право на защиту относится к числу абсолютных прав, по­скольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отка­зать в ней, в случае если он обвиняется в уголовном преступлении.

Презумпция невиновности - вина должна быть доказана в предусмотренном ФЗ порядкеʼʼ, что предполагает соблюдение права на защи­ту и других процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователœе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения - никто не должна быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не должна быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, в случае если данный человек уже был судим по тому же обвинœению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинœению можно только в том слу­чае, в случае если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.

Недействительность незаконно полученных доказательств - не призна­ются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Гарантия от самообвинœения - человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к при­знанию себя виновным. От него нельзя также требовать свиде­тельств против супруга и близких родственников. УПК включает в их число родителœей, детей, родных братьев и сестер, усыновителœей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга.

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью - означает возможность судебного обжалования действий дол­жностного лица, которые, даже не являясь преступлением, нарушают закон, а также компенсацию причинённого ущерба.

Запрет обратной силы закона - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Обязанность – составная часть правового статуса личности. Конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина , которые:

1) имеют всœеобщий характер,

2) не зависят от конкретного правового статуса лица,

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем исходя из своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ.

В конституционно закрепленных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Соблюдение обязанностей обеспечивается всœеми мерами правового и общественного воздействия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с крайне важно стью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью является соблюдение Конституции и законов . Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека. Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всœех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в крайне важно сти у него стойких установок на правомерное поведение во всœех сферах жизни и деятельности. Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция предлагает единственно возмож­ный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вво­дит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной са­морегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Родители обязаны заботиться о детях , их воспитании. Трудоспособ­ные дети , достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях . Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителœей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Гражданское и семейное законодательство регла­ментирует правоотношения, вытекающие из рассматривае­мых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану со­ответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязан­ность получить основное общее образование , а на родителœей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получе­ние детьми этого образования. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанно­сти. Установление обязанности родителœей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожале­нию, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о крайне важно сти получения их детьми основного общего образования, без чего их жизнен­ная адаптация окажется затрудненной.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия , беречь памятники истории и культу­ры. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Данная конституционная обязанность направлена на со­хранение материальных и духовных ценностей многонацио­нального народа России, развитие его культуры.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы . В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета͵ обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы. Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28.03.1998 ᴦ. "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах ВС РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Размещено на реф.рф
Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, в случае если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Сегодня осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности." 2017, 2018.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии . Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии .

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (статья 37 "Необходимая оборона", статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ , другими федеральными законами.


4) Право на международную защиту . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь . Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших . В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда . Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина . Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные гарантии судопроизводства.

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием "помилование").

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституционные гарантии некоторых прав и свобод.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также:

Недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3);

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24 часть 2);

Запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 часть 2);

Запрет произвольного лишения имущества (статья 35 часть 4);

Запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41 часть 3);

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (статья 42);

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (статья 43 часть 2);

Запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (статья 57), а также некоторые другие конституционные нормы.

  • Конституционное право как отрасль Российского права
    • Понятие конституционного права как отрасли права
    • Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды
    • Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты
    • Конституционно-правовое принуждение
    • Система конституционного права
  • Конституционное право как наука
    • Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
    • Источники и методология науки конституционного права
    • Развитие науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Источники конституционного права
  • Конституция Российской Федерации
    • Конституции: понятие, сущность, функции
    • Виды конституций
    • Конституционное развитие российского государства
    • Конституция Российской Федерации: юридические особенности
    • Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
    • Осуществление Конституции и конституционное правосознание
  • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Понятие основ конституционного строя
    • Основные конституционные начала публичной власти в Российской Федерации
    • Конституционные принципы федеративного устройства
    • Основные конституционные начала общественного устройства
  • Обеспечение человеческого достоинства - главная цель конституционно-правового регулирования
    • Достоинство человека в контексте современной российской истории
    • Достоинство человека в ретроспективе философско-правовой мысли
    • Достоинство человека в отечественной политико-правовой мысли
    • Неотъемлемость и юридические свойства достоинства как субъективного права человека
  • Конституционное положение человека и гражданина: понятие, конструкция, содержание
    • Правовое и конституционное положение человека и гражданина
    • Юридическая конструкция и содержание конституционного положения человека и гражданина
    • Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина
    • Условия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
    • Юридические гарантии конституционных прав и свобод
    • Принципы конституционного положения человека и гражданина
  • Отношения гражданства
    • Понятие российского гражданства
    • Принципы гражданства
    • Признание гражданства
    • Приобретение гражданства
    • Прекращение гражданства
  • Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
    • Иностранные граждане, лица без гражданства
    • Беженцы и вынужденные переселенцы
  • Право граждан на объединение
  • Свобода совести, вероисповедания
    • Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право
    • Религиозные объединения: понятие и виды
    • Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений
  • Свобода мысли и слова
    • Свобода мысли и слова: понятие и содержание
    • Конституционно-правовой режим гласности
    • Правовое положение средств массовой информации
  • Право граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
    • Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия
    • Реализация права граждан на публичные мероприятия
  • Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации
    • Национальные меньшинства в России
    • Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств
    • Защита национальных меньшинств в российском праве
  • Теория государственного устройства
    • Понятие государственного устройства
    • Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями
    • Федерация: понятие, виды
  • Юридическая природа Российской Федерации
    • Российская Федерация - суверенное - федеративное государство
    • Становление федерации в России и ее особенности
  • Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
    • Эволюция статуса субъектов Российской Федерации
    • Признаки субъектов Российской Федерации
    • Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации
    • Классификация субъектов Российской Федерации
    • Изменение состава субъектов Российской Федерации
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
    • Понятие административно-территориального устройства
    • Становление и правовое регулирование административно-территориального устройства
    • Населенные пункты. Виды административно-территориальных единиц
    • Административно-территориальные преобразования. Административно-территориальный процесс
  • Система органов государственной власти в Российской Федерации
    • Понятие органа государственной власти
    • Система органов государственной власти
    • Виды органов государственной власти
  • Президент Российской Федерации
    • Понятие института президентуры. Место Президента в системе федеральных: органов государственной власти
    • Порядок занятия должности Президента
    • Компетенция Президента
    • Акты Президента
  • Федеральное собрание Российской Федерации
    • Из истории российского парламентаризма
    • Статус Федерального Собрания. Основы его организации и состав
    • Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
    • Внутренняя организация палат Федерального Собрания
    • Правовое регулирование роспуска Государственной Думы
  • Федеральный законодательный процесс
    • Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти
    • Внесение законопроектов в Государственную Думу
    • Рассмотрение законопроектов Государственной Думой
    • Рассмотрение законов в Совете Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Советом Федерации
    • Повторное рассмотрение законов, отклоненных Президентом
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации - орган государственной власти
    • Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти
    • Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности
    • Структура государственных должностей в Правительстве
    • Компетенция Правительства
    • Правовые акты Правительства
    • Организационно-правовые формы деятельности Правительства
  • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
    • Право граждан на судебную защиту
    • Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов
    • Система органов судебной власти
  • Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Место прокуратуры в системе государственных органов
    • Система органов прокуратуры
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры, функции ее органов
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Избирательное право и избирательные системы Российской Федерации
    • Понятие и значение выборов, их виды
    • Понятие и принципы российского избирательного права
    • Избирательные системы
    • Источники российского избирательного права
    • Тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
  • Выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Выборы Президента Российской Федерации
    • Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  • Выборы в субъектах Российской Федерации
  • Референдум как форма народовластия
    • Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме
    • Предмет референдумов
    • Порядок организации и проведения референдума
  • Конституционно-правовые основы местного самоуправления
    • Понятие и принципы местного самоуправления
    • Законодательные основы местного самоуправления
    • Территориальные и организационные основы местного самоуправления
    • Финансово-экономические основы местного самоуправления

Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии - условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности. Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.

Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий - общие и специальные:

Общие конституционные гарантии . Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ - актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.

Еще одна общая гарантия - незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.

Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы - высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.

Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.

Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Специальные конституционные гарантии . Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.

1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.

3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.

4. Запрет на издание законов, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч. 1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46-54 (судебные или процессуальные права).

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.

Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства - конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст. 118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия. Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:

1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).

3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).

5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49).

7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).

10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21-25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу

12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.



Просмотров