Управление исправительными учреждениями и органами исполняющими наказания. Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания

Исполнение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия осуществляется в процессе соответствующей деятельности уполномоченных на то субъектов. В ст. 16 УИК РФ они обозначены как «учреждения и органы, исполняющие наказания».

При этом не указано, в чем состоит различие между «учреждениями» и «органами».

Ни в теории права, ни в науке административного права не дается четких объяснений по этому вопросу. Поэтому в науке уголовно-исполнительного права предприняты самостоятельные усилия разграничить по смыслу названные понятия. Так, В.А. Уткин полагает, что в широком управленческом смысле все специально созданные уголовно- исполнительные институты являются органами государства. Но по отношению к осужденным они выступают в разном качестве. При лишении свободы осужденные непосредственно включаются в структуру исправительного учреждения и образуют его «переменный состав», в отличие от «постоянного состава» - персонала. Во всех иных случаях органы, исполняющие наказания, взаимодействуют с осужденными лишь эпизодически, выполняя, к примеру, контрольные либо управленческие функции.3 По нашему мнению, если руководствоваться нормами действующего уголовно-исполнительного законодательства н нормативных правовых актов, то к числу учреждений, исполняющих наказания, можно отнести те организации, которые обладают следующими основными признаками: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены правом самостоятельно организовывать и осуществлять исправительное воздействие, применять к осужденным предусмотренные законом меры поощрения и взыскания; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления. Такими признаками обладают уголовно- исполнительные инспекции, дисциплинарные воинские части и учреждения уголовно-исполнительной системы: исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы.

Следственные изоляторы можно отнести к числу учреждений, исполняющих наказания, лишь с некоторой натяжкой, поскольку они предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Вместе с тем на основании норм УИК РФ следственные изоляторы могут исполнять наказание в виде лишения свободы в отношении определенной категории осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также приводить в исполнение приговоры к смертной казни. С учетом этого обстоятельства Федеральным законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» данные учреждения включены в уголовно-исполнительную систему.

Другие организации, названные в ст. 16 УИК РФ, относятся к числу органов, исполняющих наказания.

В вышеназванной статье закона указаны лишь такие учреждения и органы, которые непосредственно исполняют наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

Поскольку они определены в общей форме, правильнее говорить о видах учреждений и органов, исполняющих наказания. Таковыми являются: 1)

суд, находящийся по месту вынесения приговора, по месту нахождения имущества или по месту работы осужденного, исполняющий наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 2)

уголовно-исполнительная инспекция МВД России, осуществляющая: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания; 3)

командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, исполняющих наказание в виде ограничения по военной службе, а также осуществляющих контроль за поведением условно осужденных военнослужащих; 4)

командование гарнизонных гауптвахт для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, исполняющих наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих; 5)

дисциплинарная воинская часть, исполняющая наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также назначенное им дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6)

учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения), исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и, в случаях, предусмотренных законом, - дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7)

администрация организаций различных форм собственности по месту работы осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 8)

орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, при осуждении лица к соответствующему наказанию; 9)

органы и должностные лица, уполномоченные на лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также связанных с ними прав.

Помимо вышеперечисленных, нормы УИК РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты допускают возможность участия и других органов, коллективов, общественных объединений, граждан в исполнении наказаний, исправлении осужденных. Но они выполняют лишь вспомогательные функции и не могут быть отнесены к числу учреждений и органов, исполняющих наказание.

Еще по теме § 1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания:

  1. 13. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ИНЫЕ виды уголовных НАКАЗАНИЙ
  2. 19. ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Учреждения и органы, исполняющие наказания

Комментарий к статье 16 УИК РФ:

1. Исполнение уголовных наказаний традиционно признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ, - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с видами наказаний, установленными в уголовном законодательстве. В комментируемой статье нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

2. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа согласно ч. 1 комментируемой статьи и ст. 72 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" возлагается на судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) по месту жительства (работы) осужденного. Положение о названной службе, ее структура и штатная численность утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Исполнение уголовного наказания в виде штрафа осуществляется в соответствии с общей процедурой, установленной в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", но с учетом особенностей, предусмотренных в ст. ст. 31, 32 УИК РФ.

3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи производится уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, если данный вид наказания является основным. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, лишению свободы либо содержанию в дисциплинарной воинской части оно исполняется соответственно исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания не только в отношении лиц, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но и других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Согласно комментируемой статье уголовно-исполнительные инспекции исполняют обязательные работы (ч. 4), исправительные работы (ч. 5), а также осуществляют контроль за условно осужденными (ч. 13).

Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению указанных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества определен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" и Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

4. Для большинства перечисленных в комментируемой статье учреждений и органов исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Однако закон предусматривает существование и иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрации организаций, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч. 2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы Российской Федерации (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2002 г.) наказания в виде ограничения свободы и ареста должны были введены в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее соответственно 2005 и 2006 гг. Однако по различным причинам, прежде всего связанным с отсутствием финансовых ресурсов для строительства исправительных центров и арестных домов, этого не произошло. 10 марта 2006 г. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 241727-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанных с исключением положений о наказании в виде ареста". В ближайшее время арест как вид уголовного наказания будет исключен из законодательства Российской Федерации.

6. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи наказание в виде лишения свободы на определенный срок исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а также следственным изолятором в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Кроме того, лишение свободы на определенный срок исполняют лечебно-профилактические учреждения (), отдельные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов ().

8. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 41 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, п. п. 1 и 2 Постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в редакции от 27 декабря 2006 г.) суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех регионах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

9. В отношении военнослужащих наказания исполняются учреждениями или органами Министерства обороны РФ: дисциплинарными воинскими частями, командованием гарнизонов или воинских частей (учреждений).

10. В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи уголовно-исполнительные инспекции и исправительные учреждения, а также исправительные центры и арестные дома (в случае их создания), входят в уголовно-исполнительную систему, функционирование которой осуществляется в соответствии с УИК РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".


Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовноисполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
б) дисциплинарная воинская часть;

36 в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соот
ветствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
г) судебные приставы-исполнители.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции1.
Основными задачами инспекции являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лише ния права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужден ных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних де тей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).
В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ .
Арестные дома - места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ.
Исправительные учреждения предназначены для диффе- 37 ренцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения - основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разд. IV (гл. 11 - 17) УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений1 и другими нормативными актами федеральных органов управления.
Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназна-
38 чены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).
Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части1, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарные воинские части (ныне - отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории - отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа .
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

а) суд;
б) администрация организации, в которой работает осужден ный;
в) командование воинских частей и учреждений;
г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулиро вать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или I наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовноисполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана: исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовноисполнительной инспекции в проведении воспитательной рабо-
40 ты с ним; соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие.
Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается

заниматься осужденным, четко определяется приговором суда 41 (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Еще по теме Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции:

  1. ТЕМА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
  2. Глава 5. Система учреждений и органов исполняющих наказания Занятие № 5 (2 часа)
  3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
  4. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.
  5. 7.9. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
  6. Глава II. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
  7. Глава VI. Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  8. 7.7. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания
  9. Глава 6. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Занятие № 6 (2 часа)
  10. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  11. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
  12. § 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание
  13. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

2. Виды исправительных учреждений и их задачи

3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, исполнение уголовных наказаний является одной из функцийгосударственной исполнительной власти. Согласно Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Следовательно, достижение вышеуказанных целей является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.

К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций.

Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.

Объектом исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнения наказаний соответствующими органами и учреждениями.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-исполнительного права в сфере правового регулирования деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Целью данной контрольной работы является изучение правового положения органов и учреждений, призванных исполнять уголовные наказания.

Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.

1. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Перечень органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, содержится в статье 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Исходя из этого перечня, данные органы можно разделить на две группы.

Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

1) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно- исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;

2) дисциплинарная воинская часть;

3) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

4) судебные приставы-исполнители.

Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Согласно УИК РФ основными задачами инспекции являются: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказание; в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ). Границы территорий исправительных центров определяются Федеральной службой исполнения наказаний по согласованию с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.

Арестные дома -- места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ.

Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья. Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний.

Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения -- основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания.

Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется сегодня разделом IV (гл. 11 -- 17) УИК РФ и Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".

Дисциплинарные воинские части предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказом Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими", а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).

Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа. Их правовое положение определяется ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и другими нормативно-правовыми актами.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

б) администрация организации, в которой работает осужденный;

в) командование воинских частей и учреждений;

г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 Уголовно-процессуального кодекса РФ обращает приговор к исполнению и обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.

Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей , в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие. Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.

Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью , исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).

Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В первую группу входят уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, дисциплинарная воинская часть, гауптвахты и их отделения, судебные приставы-исполнители. Вторую группу составляют суд; администрация организации, в которой работает осужденный; командование воинских частей и учреждений; орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

2. Виды исправительных учреждений и их задачи

Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы (ст. 73 УИК РФ). В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено за совершение разных по тяжести преступлений (за преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Осужденные к лишению свободы также различаются по своим социальным, моральным и психологическим качествам. Поэтому возникает потребность дифференцировать осужденных, совершивших преступления, отличающиеся друг от друга по объекту посягательства, целям, мотивам, содержанию субъективной стороны, способам совершения преступления и многим другим признакам, отражающим характер и глубину антиобщественной установки личности преступника.

В соответствии со ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части. Следственные изоляторы (СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. По строгости условий отбывания лишения свободы исправительные колонии подразделяются на:

колонии-поселения (ст. 128, 129 УИК РФ);

исправительные колонии общего режима (ст. 120, 121 УИК РФ);

исправительные колонии строгого режима (ст. 122, 123 УИК РФ);

исправительные колонии особого режима (ст. 124-127 УИК РФ).

В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы (ч. 3 ст. 74 и ч. 1 ст. 128 УИК РФ):

1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности;

2) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

3) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме тех, которые отбывают наказание в колониях строгого и особого режимов, осужденные женщины, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания (ч. 4 ст. 74 и ч.1 ст. 120 УИК РФ).

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание (ч. 5 ст. 74 УИК РФ):

а) мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений;

б) мужчины при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;

в) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения (п. "а" ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины (ч. 6 ст. 74 УИК РФ):

а) осужденные к пожизненному лишению свободы;

б) при особо опасном рецидиве преступлений;

в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание мужчины (ч. 7 ст. 74 УИК РФ):

а) осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений;

б) переведенные за злостные нарушения порядка отбывания наказания из исправительных колоний на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат (п. "в" ч. 4 ст. 78 УИК РФ).

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части , а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения (п. 2 ст. 101 УИК РФ) .

Учреждения, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние, именуются воспитательными колониями (ч. 9 ст. 74 УИК РФ). В воспитательных колониях для завершения процесса обучения или воспитания могут содержаться осужденные до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом РФ (ч. 9 ст. 74 УИК РФ). В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (ч. 1 ст. 80 УИК РФ).

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных должны содержаться: осужденные при опасном рецидиве; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ).

В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные -- бывшие работники судов и правоохранительных органов (ч. 3 ст. 80 УИК РФ). Перечисленные требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка (ч. 4 ст. 80 УИК РФ). Осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных (ч. 5 ст. 80 УИК РФ). Задача всех исправительных учреждений единая -- исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление.

Таким образом, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько видов исправительных учреждений в нашем государстве, которые различаются в зависимости от той или иной категории осужденных, направленных в них на исправление. В России исправительными учреждениями являются исправительные колонии с различными режимами, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также в определенных случаях - следственные изоляторы.

3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Конституция РФ в гл. 2 провозглашает широкие права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту от посягательства всей системой внутреннего права, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, являющимися составной частью ее правовой системы.

Уголовное же наказание представля ет собой меру государственного принуждения, выражающегося в совокупности ограничений личных, имущественных и других прав и свобод граждан, которые применяются по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание есть форма ограничения прав человека и гражданина, посягнувшего на законом охраняемые интересы. Поэтому необходим жесткий и строгий контроль за установлением этих ограничений и их применением, т.е. за исполнением уголовных наказаний. Проблема контроля за соблюдением прав человека и гражданина и законности их ограничения носит международный характер. Это подтверждается содержанием Всеобщей декларации прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН), Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16.12.1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) и др. На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных, который классифицируется по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный. Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления (ст. 19 УИК), судебный контроль (ст. 20 УИК), ведомственный контроль (ст. 21 УИК), прокурорский надзор (ст. 22 УИК) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК).

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в форме анализа международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина; обнародования другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них; путем осуществления права каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации.

Судебный контроль исполнения наказания осуществляется при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об освобождении от наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения, при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 396, 397 УПК РФ).

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами на основе специальных нормативных актов, предусматривающих следующие формы контроля: получение отчета по установленной форме о всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания; проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения; рассмотрение жалоб, личный прием и опрос осужденных и др. Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Формами прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания являются:

а) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы с целью непосредственной проверки соблюдения законов и других нормативных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний;

б) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб на нарушения порядка и условий исполнения наказаний администрацией органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;

в) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний, замене наказания на менее строгий вид, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое;

г) опротестование противоречащих закону судебных решений и актов органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Общественный контроль . Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Формой контроля, предусмотренной законодательством, является разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия, удовлетворения положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи), организации труда, воспитательной работы и отдыха осужденных.

В целях контроля за законностью деятельности администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, ст. 24 УИК РФ предусматривает, что при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения следующие лица:

а) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; аналогичные должностные лица субъектов РФ;

в) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры;

г) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

д) члены общественных наблюдательных комиссий, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью военных органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, осуществляется военным судом, военной прокуратурой, вышестоящим военным командованием.

Таким образом, существует внутригосударственный и международный контроль за соблюдением законных прав осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Внутригосударственный контроль в свою очередь в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль, включая средства массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В первую группу входят уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения, дисциплинарная воинская часть, гауптвахты и их отделения, судебные приставы-исполнители. Вторую группу составляют суд; администрация организации, в которой работает осужденный; командование воинских частей и учреждений; орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает несколько видов исправительных учреждений в нашем государстве, которые различаются в зависимости от той или иной категории осужденных, направленных в них на исправление. В России исправительными учреждениями являются исправительные колонии с различными режимами, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также в определенных случаях - следственные изоляторы. Законодательством предусматривается внутригосударственный и международный контроль за соблюдением законных прав осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Внутригосударственный контроль в свою очередь в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль, включая средства массовой информации.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.

8. ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

9. ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.

10. ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3590.

11. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N 33, ст. 1316.

12. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711) (с изм. от 23.04.2007) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

13. Постановление Правительства РФ от 07.04.2005 N 201 "Об определении границ территорий исправительных центров" // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1363.

14. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47, 21.11.2005.

15. Приказ Минобороны РФ от 29.07.1997 N 302 "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 1, 1998.

16. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И. Л. Трунова. -- М.: Изд-во Эксмо, 2005.

17. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова. -- М.: Изд-во "Норма", 2005.

18. Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Под ред. А.С. Михлина. -- М.: Высшее образование, 2008.

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее - командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Комментарий к статье 16 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В ст. 16 УИК РФ законом закреплена система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Обязанность их исполнения возложена на соответствующие органы государственной власти. Должностные лица и администрация организаций лишь исполняют требования приговора суда, связанные с исполнением наказаний, в установленных законом случаях (например, при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, а при исполнении наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград требования приговора исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации).

Учреждения и органы, указанные в комментируемой статье, образуют систему, поскольку они в совокупности реализуют исполнение всех видов уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, обеспечивают преемственность их исполнения при изменении вида наказания, назначенного к отбыванию, или условий отбывания одного вида наказания.

В эту систему включены суд, а также учреждения и органы, объединенные в службы, находящиеся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации: Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний. К первой относятся судебные приставы-исполнители, вторую составляют уголовно-исполнительные инспекции и учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в совокупности образующие единую уголовно-исполнительную систему (далее - УИС).

В систему исполнения наказаний входят также специальные учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении военнослужащих. Это дисциплинарные воинские части, командование гарнизонов и командование воинских частей.

2. Суд (вынесший приговор) в соответствии с законом исполняет только наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

3. На судебных приставов-исполнителей возложена обязанность исполнения наказания в виде штрафа. Другие виды наказаний ими не исполняются.

4. Практически все иные наказания, не связанные с лишением свободы, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. К их ведению отнесено исполнение следующих наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет также контроль за условно осужденными.

5. Арестный дом должен исполнять наказание в виде ареста, но до настоящего времени указанное наказание не введено в действие, а арестные дома отсутствуют.

6. Учреждения уголовно-исполнительной системы исполняют наказания в виде лишения свободы. Этот вид наказания исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию - следственным изолятором.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Учреждениями уголовно-исполнительной системы исполняется и наказание в виде смертной казни.

7. В отношении военнослужащих наказания исполняются следующими субъектами: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских частей). За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Исполнение указанных видов наказаний связано с достаточно существенной спецификой, обусловленной условиями прохождения военной службы. Поэтому в УИК РФ наказания, применяемые к военнослужащим, выделены в отдельную группу.



Просмотров