Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

Финансы предприятий, учреждений и организаций;

Страхование;

Государственные финансы.

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Таблица 6.1

Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

Государство

Орган управления финансовой системой

Функции

Велико-британия

1. Казначейство

Разработка, составление, государственного бюджета;

Проведение налоговой политики;

Финансово-экономическое прогнозирование;

Контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

2. Управление таможенных пошлин

Ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

Соблюдение финансового законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

Контроль за взиманием прямых налогов;

4. Банк Англии

Управление внутренним госудаственным долгом

1. Министерство финансов (казначейство)

Контроль за соблюдением финансового законодательства;

Чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

Сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

Управление государственным внутренним долгом;

Контроль за денежным обращением;

Разработка внешней финансовой политики

2.Административно-бюджетное управление

Прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

Финансирование данных программ;

Составление федерального бюджета;

Оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

Подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

Германия

1.Федеральное министерство финансов

Разработка финансовой и налоговой политики;

Разработка валютной и кредитной политики;

Составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

Контроль за исполнением бюджета.

2. Федеральные ведомства по финансам

Налоговый контроль;

Налогообложение иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным долгом

финансирование бюджетного дефицита;

Осуществление операций по выдаче и погашению займов;

Италия

1. Казначейство

Управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

Управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

Разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

Управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство РФ;

Счетную палату РФ;

Государственную налоговую службу РФ;

Центральный банк.

Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

Организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

Разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

Осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

Анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

Методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

Обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

Заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

Участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

По традиционному определению, казначейство - это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов - казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

Функции казначейства:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

Ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

Сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

Осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

Обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

Ряд других функций.

Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В этой связи решаются определенные задачи:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

Определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

Контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

Контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

Контроль за соблюдением налогового законодательства;

Обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

Обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

Контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

Осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

Составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

Учет налогоплательщиков;

Учет поступления налогов;

Анализ динамики налоговых поступлений;

Совершенствование функционирования системы налогообложения;

Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

Общее регулирование денежного обращения;

Обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

Управление золото-валютными резервами;

Определение форм безналичных расчетов.

Предыдущая

Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно учас­твующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Государство осуществляет руководство финансами, ре­гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представи­тельным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государст­венной Думы и Совета Федерации. В республиках представи­тельные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассмат­ривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конститу­цией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правитель­ство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, раз­рабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государ­ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики, занимается други­ми финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспе­чивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образо­ваний.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Фе­деральное казначейство, органы финансового контроля, страхо­вой надзор, коммерческие банки).

Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов гла­венствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительств или админист­раций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Прези­дента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области ау­диторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, вклю­чая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде­ральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через территориальные органы феде­рального казначейства.

Основные задачи и функции Министерства финансов РФ изложены в гл. 5 “Управление финансами”.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства в ведении Минфина России, как от­мечалось, образован ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и др.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейст­ва находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а

Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.

В 2000 г. штатная численность работников Казначейства в России составляла свыше 25 тыс. человек, в том числе в Главном управлении Федерального казначейства - 150 человек.

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное казначейство (с придани­ем ему статуса федеральной службы), находящееся в ведении Минфина России. Федеральному казначейству переданы пра­воприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

Организация исполнения и контроль за исполнением фе­дерального бюджета по доходам и расходам;

Управление доходами и расходами бюджета на открывае­мых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федераль­ным бюджетом и государственными федеральными внебюджет­ными фондами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ­ственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчет­ности о финансовых операциях, о выполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

Разработка методологических и инструктивных материа­лов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обя­зательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений;

Выполнение иных функций, вытекающих из задач феде­ральной системы Казначейства.

Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором нало­гов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществ­ление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”. Она не зависит от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы Российской Федерации - звенья единой системы государственного управления финансами России. Финансовые органы Российской Федерации представлены на рис. Б.М.2.2.

Финансовые органы российской Федерации

министерство финансов российской Федерации

Финансовые органы в суоъектах российской Федерации

Финансовые органы муниципальных ооразований

Рис. Б.М.2.2. Структура финансовых органов Российской Федерации

Финансовые органы Российской Федерации включают:

Министерство финансов Российской Федерации;

Финансовые органы в субъектах Федерации (министерства финансов республик в составе РФ; финансовые управления, департаменты и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);

Финансовые органы муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Действуют финансовые органы Российской Федерации на единых принципах финансово-бюджетного планирования и финансирования. Координацию их деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации путем разработки и реализации стратегических направлений единой государственной финансовой политики, установления единых форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, издания методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций.

Министерство финансов Российской Федерации в системе управления финансами. Министерство финансов России функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (в редакции постановлений Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, от 27 мая 2005 г. № 336), является федеральным органом исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции:

По выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

Производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

Таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

Инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

Организации и проведения лотерей;

Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;

Финансового обеспечения государственной службы;

Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (см. раздел 2 вышеуказанного Положения; сформулируем их в обобщенном виде):

Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб;

Принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб.

Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов Российской Федерации, в структуре его центрального аппарата созданы следующие подразделения:

Административный департамент;

Департамент управления делами и контроля;

Департамент бюджетной политики;

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики;

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности;

Департамент финансовой политики; правовой департамент. Структура Министерства финансов Российской Федерации представлена на рис. Б.М.2.3.

Министр финансов Российской Федерации

Департаменты

Бюджетной политики

Бюджетной политики в отраслях экономики

Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Бюджетной политики

в сфере государственной военной и правоохранительной

службы и государственного оборонного заказа

Межбюджетных отношений

Федеральные службы

Федеральное казначейство

Департаменты

Заместитель министра финансов РФ

Административный

Управления делами и контроля

Международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов

Правовой

Департаменты

Налоговой и таможенно-тарифной политики

Регулирования государственного финансового контроля, аудиторской

деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Финансовой политики

Федеральные службы

Федеральная

служба по финансовому мониторингу

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба страхового надзора

В.М.2.3. Структура Министерства финансов Российской Федерации

В составе администраций субъектов РФ создаются финансовые органы:

Министерства финансов (в республиках, а также в некоторых краях и областях);

Департаменты финансов;

Комитеты по финансам и бюджету;

Финансовые управления.

Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ.

Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Федерации, и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

Финансовые органы в субъектах Российской Федерации. Они осуществляют управление финансами на соответствующей территории.

В зависимости от организационной структуры органов управления, установленной в соответствующем субъекте Федерации, финансовые органы возглавляются министром, начальником департамента или управления, которые назначаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов Российской Федерации:

Формирование проекта регионального бюджета и представление его администрации субъекта Российской Федерации;

Обеспечение исполнения регионального бюджета, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации;

Организация и осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств;

Разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов;

Разработка и реализация единой финансовой политики администрации субъекта Российской Федерации;

Обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хозяйствования на соответствующей территории.

Финансовые органы в субъектах Российской Федерации финансируются за счет регионального бюджета.

Финансовые органы муниципальных образований. Они обеспечивают (в рамках предоставленных полномочий) проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами администрации муниципальных образований по согласованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

К основным задачам финансовых органов муниципальных образований относятся:

Составление проекта бюджета и представление его администрации муниципального образования;

Исполнение бюджета муниципального образования, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации муниципального образования и администрации субъекта РФ;

Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета муниципального образования, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств;

Разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Финансовые органы муниципальных образований финансируются за счет бюджета муниципального образования. Финансовые службы и отделы организаций.

Финансовая служба - это работник, группа в планово-финансовом отделе, финансовый отдел, управление или любое другое структурное подразделение, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками).

Финансовый отдел - самостоятельное структурное подразделение организации (предприятия), подчиняющееся непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.

Основными задачами финансовой службы (отдела) на предприятии являются:

Выработка финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия;

Организация финансовой деятельности предприятия, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов

и оборотных средств, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, своевременности платежей по обязательствам в государственный бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды, поставщикам и учреждениям банков. В состав финансовой службы (отдела) могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансово-кредитного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов с поставщиками, инкассации, кассовых операций и др. Структуру и штаты утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.

Еще по теме Финансовые органы российской Федерации:

  1. органы управления финансами в Российской Федерации, их полномочия
  2. 14.2. Правовое положение, подчиненность, органы управления и структура Центрального банка Российской Федерации
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 августа 1999 г. № 932 «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОРГАНЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  4. Приложение 11 Российская Федерация ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » изменил структуру Минфина России и предусмотрел создание служб, которые будут рассмотрены ниже.

Министерство финансов РФ , является федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

  • финансовой;
  • аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;
  • добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета , а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ , а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты , методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с ЦБ РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Главная задача Федеральной налоговой службы заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов.

Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела (взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, распределению денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет: сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; создание единой информационной системы и ведения федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов полученных преступным путем и др.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет: проведение необходимых исследований для анализирования и проведения экспертиз по вопросам осуществления страхового надзора; разъяснения юридическим и физическим лицам по поводу применения страхового законодательства; предупреждение и ликвидацию последствий нарушения страхового законодательства и др.

Федеральная служба финансово бюджетного надзора полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности ; за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре; за соблюдением валютного законодательства и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг , проспектов ценных бумаг эмитентов).

Систему финансовых органов Российской Федерации возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ -- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ -- динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России -- борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба -- одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.



Просмотров