Игры по правовому воспитанию в детском саду. Ролевые игры дома

Консультация для родителей

«О правах ребёнка дошкольника»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время - это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка»

Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).

Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.

Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.

Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РБ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

Применение физического насилия к ребенку,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

Угрозы в адрес ребенка,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.


Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»

Цель : повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей .

Добрый день, уважаемые родители ! В рамках проведения Дня правовой помощи детям , представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка .

Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка , происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители . Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.

Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка , который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.

Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» . В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы , призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире , к ним относятся :

Декларация прав ребенка (1959) ;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996) .

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .

Закон «Об образовании» .

Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :

На воспитание;

На развитие;

На защиту

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.

- Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста , если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .

Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.

Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

- Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .

- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .

- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых

- Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

- Право (статья 34) ребенок

- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству

- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей . Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей » .

В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка . Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

В целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)

В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что :

- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей) ;

- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;

- Родители должны дать ребенку дошкольное , начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок , получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :

- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;

- Родители могут принимать участие в управлении организацией , осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

- родители , (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Лишение свободы движения,

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,

Применение физического насилия к ребенку ,

Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,

Угрозы в адрес ребенка ,

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Задача педагогов – вырастить компетентную личность, способную самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, отстаивать свое достоинство, реализовывать природные возможности.

Важно, как полученные знания влияют на компетентность дошкольника:

  • пригодятся ли в реальной жизни;
  • способствуют ли развитию самостоятельности ребенка;
  • сформируют ли творческое отношение к жизни.

Необходимо подчеркнуть, что система правового образования и воспитания должна быть непрерывной, начиная с дошкольного учреждения.

В семье, детском саду и тем более, начиная с первого года обучения, ребенку приходится сталкиваться с определенными правилами поведения, выбирать определенное отношение к ним: быть вежливым, честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых и т.п.

Для детей эти явления выступают и как моральные, и как правовые, потому что они еще не могут разделить морально допустимое и законное. Эти понятия выступают как единое целое.

Работу дошкольного учреждения необходимо направлять в трех направлениях:

  • методическая и контрольно-аналитическая работа с педагогами;
  • учебно-воспитательная работа по правовой образованности дошкольников;
  • работа с родителями.

Для оказания методической целесообразно проводить мониторинг с целью выявления уровня осведомленности педагогов по проблемам правового воспитания.

Задачи методической работы с педагогами:

  • знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
  • определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
  • вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.

Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.

Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.

Познавательные задачи

формировать у дошкольников:

  • понимание ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья людей;
  • представление о нашей стране, ее законах, правах и обязанностях людей, правилах и нормах их сосуществования в социуме;
  • правовое сознание, умение действовать в соответствии с законом;
  • уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; утверждать гуманистическую мораль;
  • адекватную самооценку, как регулятор морального поведения, что составляет основу таких чувств, как долг, ответственность, стыд, вина, совесть;
  • осознание своей зависимости от представителей старшего поколения;
  • понимание обязанностей относительно младших, внимательно и заботливо относиться к ним, опекать их, помогать им, проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения;
  • навыки при агрессивном поведении сверстников или взрослых, умение быстро обращаться за помощью в критической ситуации.

Учитывая возрастные особенности дошкольников с детьми необходимо общаться на понятном для них языке и исходить из следующих принципов:

  • связи правового воспитания с практическими жизненными ситуациями;
  • содержание информации должно соответствовать возрастному уровню жизненного опыта, мировоззрения, особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • сочетание коллективного и индивидуального подходов;
  • единстве правового и ;
  • логической последовательности правового воспитания: от получения знаний о нормах, до усвоения их на практике, и в дальнейшем к формированию осознанной установки относительно необходимости соблюдения каждым человеком;
  • приоритета игровых методов правового обучения и воспитания с целью активизации интереса к усвоению норм проживания в обществе;
  • интеграция различных видов детской деятельности;
  • целенаправленное использование народоведческого материала и художественных произведений;
  • постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

Как известно, права не существуют без обязанностей. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей – главная суть воспитания правосознания. Что же такое обязанность в детском понимании?

Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.

Как известно, ведущим видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Практика показывает, что игра – та волшебная палочка, которая превращает процесс обучения в интересное, захватывающее приключение.

Игра ориентирует малыша в социальной действительности, воспитывает в нем стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Игре детей нужно уделять большое внимание и тому, что в ней формируется характер, волевые качества, происходит «обучение жизни» по определенным правилам. Иначе говоря, в игре дети регламентируют свое поведение с помощью правил. Они ведут себя естественно и непринужденно.

В игре воспитывается позитивная самооценка и формируется на ее основе «Я»-концепция.

Используя разнообразные игровые упражнения, дети гораздо легче усваивают материал, работают с большим интересом.

В плане воспитательной работы с дошкольниками целесообразно проводить:

  • игры-упражнения на актуализацию «Я»;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить ситуации с определенным морально-правовым содержанием;
  • дидактические игры, например, «Сравни героев сказок», «Какое право нарушено», «Что хорошо, а что плохо», «Ступени правды (доброты, вежливости)» и другие;
  • игры-стратегии и сюжетно-ролевые игры.

Необходимо отметить, что процесс осознания ребенком себя как реально действующего лица находится под сильным влиянием так называемого идеального самообраза. Он формируется на ранних этапах развития личности в условиях положительных эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми, а также в результате отождествления себя с героями сказок, рассказов – носителями высоких моральных качеств.

Поэтому необходимо широко обращаться к произведениям художественной литературы и устного народного творчества. Благодаря умелому педагогическому руководству можно направить эмоциональное восприятие дошкольников художественных произведений в русло морального и правовоспитательной образования.

Особого признания среди педагогов получила, конечно, сказка как доступный и влиятельный жанр народного творчества.

Сказочные сюжеты, построенные на противопоставлении добра и зла, их борьбе, содержат яркие примеры гуманного и антигуманного поведения. Осуждая зло, разоблачая жестокость, сказки убеждают в необходимости отношений на началах добра и гуманизма.

Поэтому предлагается чтение произведений художественной литературы, в частности, сказок с последующим их обсуждением.

Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.

Приведем несколько предложений относительно таких занятий:

  • нарисовать словесный портрет действующих лиц;
  • придумать другое окончание сказки;
  • придумать сюжет, когда сказочные герои меняют свое поведение, и их поступки уже не причиняют боли, обиды, пренебрежения другим;
    ввести в сказочный сюжет нового героя;
  • представить себя на месте того или иного персонажа, передать его состояние, чувства и тому подобное.


Со старшими дошкольниками проводятся нравственно-этические беседы на такие темы: «Правила доброты», «Наши обязанности», «Как я могу помочь родителям», «Правила честности», «Добрые и плохие поступки» и другие. Интересным является метод условных знаков «Права ребенка».
Как известно, дети очень любят развлечения.

Развлечение проводится с целью обобщения всего, чему дети научились. Подбирая их, педагогам нужно применять материал, имеющий и правовиховну ценность. Песенки, стихи, сценки ненавязчиво, образно учат, что стыдно лениться, быть неряхой, обижать меньших и более слабых, лгать и т.д.

Но надо отметить, что без предварительной работы педагога детвора только смеется над «героями» произведений, не делая для себя никаких выводов.

Следовательно, следует усилить эмоциональные акценты бесед – ведь дети воспринимают мир прежде всего сердцем, чувствами, а уже потом умом. Поэтому имеем о негативном всегда говорить с отвращением, гневом, презрением, а о положительном – восторженно, с искренним уважением.
В правообразовательной работе с детьми целесообразно также использовать средства театра.

Как отмечают психологи, использование театра и элементов театрализованных действий расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой человека. Искусство театра влияет не только на сознание актера и зрителя, но и на глубинные психические процессы.

Ребенок не осознает того глубокого следа, который оставляет в его душе знакомство с театральным представлением, участие в драматизациях или театрализованных действиях, а взрослый видит «отзывы» благотворного влияния искусства в поведении, речи, жестах питомца.

Как известно, ведущую роль в . Это – первый очаг воспитания человечности, национального сознания, патриотизма и демократизма. Здесь прививают детям здоровые нормы и навыки культурного поведения, учат уважать родной язык, национальные обычаи и традиции, готовят к жизни.

Именно семья закладывает основы воспитания, особая прочность которого объясняется тем, что базируется оно на любви между родителями и детьми и теплые кровных взаимоотношений.



Пока мы наблюдаем, что во многих семьях основной педагогический арсенал в отношении детей состоит лишь из собственного детского опыта нынешних родителей.

Далеко не всегда в семьях почитают права ребенка, способствующих воспитанию свободной, самостоятельной, ответственной и демократически ориентированной личности.

Поэтому насущной задачей является создание своеобразного педагогического всеобуча родителей.

Главное в сотрудничестве с каждой семьей – помочь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии.

Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.

Критерием результативности выступает совокупность следующих показателей: знания ребенком способов поведения с определенными моральными правилами, соблюдение их в разных видах деятельности – в игре, в играх-занятиях, в трудовой, бытовой деятельности; понимания значения нравственного поведения; знание ребенком элементарных прав и обязанностей ребенка, понимание связи между понятиями: «право», «правило», «честь», «долг», понимание своего статуса в обществе, умения анализировать поведение взрослых по отношению к детям, стремление ребенка к высокой самооценки. (No Ratings Yet)

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть .

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – .

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.
Важно ! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

декады правовых знаний, посвященной принятию Международной Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка в дошкольном отделении «Ассоль» ГБОУ СОШ № 10005 «Алые паруса»
Были проведены консультации и даны методические рекомендации для родителей в подготовительной группе № 2 «УЛЫБКА» воспитателем: Зверевой Лидией Владимировной.
Список группы № 2
1. Абаляев Филипп
2. Аргунова Вика
3. Балан Ксения
4. Вохонцева Вера
5. Власенко Гриша
6. Верная Вероника
7. Годицкая Александра
8. Галле Мила
9. Дзгоев Руслан
10. Ермишин Никита
11. Кисилев Анатолий
12. Карсанова Ксюша
13. Курчицкий Паша
14. Литвинова Вика
15. Мелешкин Артем
16. Максимова Настя
17. Мирошников Максим
18. Морозова Карина
19. Морозова Ангелина
20. Павлова Катя
21. Руденко Лиза
22. Суворова Виктория
23. Смирнов-Якушев Коля
24. Соколов Вячеслав
25. Трегубов Игорь
26. Шембургская Вика
27. Шмелев Степан
28. Петухова Саша

С детьми были проведены беседы, все занятия проходили в игровой форме
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты, развития детей.
Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе.
Институт семью и права становится все менее популярен. Растет число неполных семей. Снижается воспитательный потенциал семей. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, «социальных сирот»- то есть сирот при живых родителях.
Кроме того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления.
В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, правоприменении.
Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации?
В каждом возрастном периоде онтогенеза ребенку необходимо предоставить полный объем материальных и иных благ, которые требуются для жизни и развития.

Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях:
Социально – правовое включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого – педагогическое предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.
На протяжении прошедшего столетия были приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924г. – в рамках лиги Нации принята Женевская декларация прав ребенка.
1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959г. – Декларация прав ребенка.
1989г. – Конвенция о правах ребенка.
1990г – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция прав ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;
права на охрану здоровья;
защиту его прав на образование;
права на игру;
права на сохранение своей индивидуальности.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В «Комментариях к Закону «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Американский исследователь Н. Полански доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым.
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».
Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребенка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями. Защищать права ребенка призвано инструктивнометодическое письмо Мин. Образования «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от14.03.2000г., в котором четко указывается нормы реализации программ воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.
Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, позволили установить, что для развития личности ребенка – дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (это целенаправленная деятельность, произвольность, воображение) особое место принадлежит игре. Игра позволяет моделировать человеческую деятельность, межличностные отношения и, впоследствии, полноценно развивать личность ребенка.
«Государства – участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности». Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать сохранить и развивать этот великий дар природы.
Итак, обеспечение прав ребенка требует комплексного взаимодействия как представителей ДОУ, так и родителей воспитанника. Очень важно четко организовать деятельность всех структурных подразделений. Главной в этой работе не эпизодичность, а система и последовательность. Организатором всей деятельности является заведующий дошкольным образовательным учреждением. Именно он координирует работу, осуществляет контроль за соблюдением прав детей. Педагог же – это главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении, а во многом и в семье
В целом, первостепенным является необходимость понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека.
Результаты анкетирования родителей группы показали недостаточные знания родителей о правах ребенка, затруднения в выборе средств. Из 20 человек опрошенных 38% не знают правовых документов, в которых установлены права ребенка, 38% затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка. Практически все родители применяют наказания к своему ребенку, как они считают - в целях воспитания.
Жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.
Для того, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений могли в своей работе с детьми и родителями реализовать идеи Конвенции о правах ребенка в полной мере, потребовалось проведение специального исследования во многих странах мира, которое осуществлялось на средства и при участии UNICEF (ЮНИСЕФ) - Детского фонда Организации Объединенных Наций.
В законе РФ «Об образовании», семейном кодексе РФ определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработано, имеется такая методическая литература, как: «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», «Беседы о правах ребенка», «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка», и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями старших дошкольников работу по правовому воспитанию детей, отсутствуют рекомендации воспитателям для проведения такой работы.
Таким образом, существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка на защиту и помощь в семье.
Проблема: определить комплекс мероприятий с рекомендациями по взаимодействию с родителями, направленных на реализацию права ребенка, на защиту и помощь.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение других. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Их беспокоят непослушание конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников.
Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Жизнь, здоровье, будущее ребенка зависит от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на земле, от экологического состояния планеты.
Если раньше система общественного воспитания снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка на детский сад, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся!
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы не оставаться равнодушной и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, обеспечить в процессе общения ребенка с родителями:
- чувство психологической защищенности;
- доверие миру;
- эмоциональное благополучие;
- формирование личностной культуры;
- развитие индивидуальности.
Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с педагогами, с детьми, с родителями. Мною использованы формы и методы работы по охране прав ребенка. В своей работе я провожу занятия, дискуссии, анкетирование для родителей, дидактические игры и упражнения. Использую в своей работе художественную литературу (стихотворения, пословицы, поговорки). Мною дана консультация на тему: «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания».
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
План работы с родителями по правовому воспитанию:
Дата Форма работы Тема
Октябрь
Дискуссия
"Защитим наших детей от..."

Февраль
Консультация
"Переживания детьми дошкольного возраста физического наказания"

Март
Родительское собрание
"Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Апрель
Оформление памятки "Советы родителям"
"Семь правил взрослых"

Организационно-просветительская работа с родителями

1. Подготовка нормативно-правовых

документов по проблеме охраны прав детей
Сентябрь

2. Организация информационного стенда в каждой группе

детского сада «Правам ребёнка посвящается»
Октябрь

3. Анкетирование:

Хорошие ли Вы родители?

- «Какие наказания Вы применяете по отношению к

своему ребёнку?»

- «Охрана прав и достоинств ребёнка»

Октябрь. Апрель.

4. Организация в детском саду:

Библиотеки
В течение года

5. Индивидуальная работа с семьёй
В течение года

6. Комплексный мониторинг по проблеме

жестокого обращения с детьми
Март

7. Творческая гостиная педагогов и родителей

«Как любить ребёнка»
Декабрь

8. Групповая дискуссия «Наказывая, подумай: зачем?»
Январь

10. Родительское собрание, знакомство

родителей с положением

«Конвенция о правах ребёнка»,

«Семейный кодекс РФ».
октябрь

11. Родительское собрание

«Нарушение прав ребенка в нормальных семьях»
февраль

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми по правовому воспитанию.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны правового воспитания ребенка.
Необходимо подготовить для родителей письменную консультацию об их конституционных правах и обязанностях, поместить ее в родительский уголок. Предложить для родителей почтовый ящик "Ваш вопрос - наш ответ". Где родители смогут задать вопросы конфиденциального характера и получать ответ педагога, руководителя, специалистов, родительского комитета, психолога или врача. А также можно провести презентацию детской литературы по правовому воспитанию, рассказать о том, как можно доступно объяснить детям их права и обязанности.
Постепенно родители станут полноправными участниками образовательного процесса. Родители будут принимать активное участие в создании предметно-развивающей среды.
Интересная и плодотворная такая форма работы, как семейный клуб. В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности. Именно совместная деятельность детей и взрослых обеспечивает развитие личности ребенка.
Таким образом,
Все выше перечисленная работа поможет воспитателю установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
Поможет оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
Родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
Взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер;
Дети будут комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.
За время исследовательской работы было проведено анкетирование родителей по знанию правовых документов и защите прав ребенка, размещена стендовая информация в родительском уголке, и проведены беседы, составлен план работы по правовому просвещению родителей в соответствии с перспективным планированием работы воспитателя со старшими дошкольниками.
Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН. Продукт моей работы -достигнут, дети поняли материал.

Список используемой литературы:
Усачев А. Приключения маленького человека:Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых Повесть-сказка 1997., 95с.
Будякова Т. О праве ребенка на честь и достоинство. Дошкольное воспитание 2004г. №3 с. 19-20
Бутусова С. Собрание на тему «Родителям о правах ребенка». Дошкольное воспитание 2003г. №9 с. 56-57.
Все - на защиту детства! О работе Российского детского фонда. Пока не поздно. 2009 №16 с. 2
Забота о детях -сиротах и детях -инвалидах
Рыбаков В. Воздух сиротства // Семья и школа 2005г. № 11 с 22.
Голуб Н.В. Российская семья и ее проблемы. Школьная библиотека 2008г. №2 с 20-22.



Просмотров