Что включает в себя система административного права. Административное право

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли , такие как:

Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

Законодательство о государственной службе;

Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

процедур);

Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

Законодательство в области образования (образовательное право);

Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).


6 Источники административного права Украины и их характеристика. Основные законопроектные работы в области административного права.

Источниками административнго права являются принятые уполномоченными органами акты правотворчества, целиком состоящие из административно-правовых норм или содержат хотя бы одну из следующих норм.

Особенности админ. права является разнообразие и значительное количество его источников. Это обусловлено тем, что нормами данной отрасли регламентируется широким круг матсуспильних отношений. Вместе с тем источники админ. права составляют систему логически и последовательно размещенных актов. Так, во-первых, все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Во-вторых, нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат базой для нормативных актов, принимающих низкие органы исполнительной власти. В-третьих, акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов. И, в-четвертых, нормативные акты отраслевого характера основываются на источниках общего характера.

Источники:

Конституция Украины

Междунар. договоры, согласие на обязательность кот. предоставлено ВРУ

Постановления ВРУ

Указы ПУ

Постановления КМУ

Нормативные приказы цоив

Нормативно-правовые акты ВР и Совета министров АРК

Распоряжения глав местных государственных администраций

Решение органов местного самоуправления, содержащие административно-правовые нормы

Практическая реализация мер административной реформы должна быть подчинена выработанным мировой практикой основополагающим принципам функционирования исполнительной власти в демократических государствах.

К источникам админ. права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

В системе источников админ. права Конституция и ЗУ играют ведущую роль, поскольку, имея высшую юридическую силу, они являются базой для появления новых источников данной отрасли права.

7 Админ.-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

Административно-правовые нормы - установленные, ратифицированные или санкционированные гос., обеспеченные при необходимости ее при принудительном силой, общеобязательные, формально определ. правила поведения, кот. предоставляют участникам обществ. отношений, кот. устанавливают предмет админ. права, обяз-ти и предоставляют им права. Этим нормам присущи черты, присущие нормам др. отраслей права. Да, их устанавливает, ратифицирует или санкционирует гос., они определяют и закрепляют пр. и обяз. суб. права; явл. общеобязат. и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой гос.; закрепл. в актах, кот. выдают компетентные гос. органы.

Вместе с тем, админ.-правовые нормы хар-тся определ. особенностями , которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права.

Во-первых , предмет их регулирования - общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др. - создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

Во-вторых , в админ.-правовых нормах отражается метод админ. права, поэтому в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер. Они опред., какие действия могут совершать участники регламентированных ними отношений (содержат разрешения), от кот. следует воздержаться (устанавливают запреты), кот. необходимо совершать (фиксируют предписания). Правила поведения, устан. админ.-правовыми нормами, должны выполнять как представители власти, так и подвластные физ. и юр. лица. Ведь невыполнение правовых предписаний может вызвать применение к любой из сторон принудительных мер со стороны государства.

В-третьих , админ.-правовые нормы нередко устан. в пр-ссе реализации исполн. власти и непосредственно ее суб.. Наличие приведенной черты обусловлено тем, что исполн. власть осущ. с целью воплощения в жизнь правил, зафиксированных, прежде всего, в КУ и ЗУ. Органы, представляющие указанную ветвь власти, уполномочен принимать акты, в кот. детализируются и конкретизируются законод. положения, формулируются общеобяз. правила поведения, пригодные для регламентации отношений, составляющих предмет админ. права.

В-четвертых , характер отношений, урегулированных админ.-правовыми нормами, определяет их структуру.

Админ.-правовые нормы делятся на виды по различным критериям.

По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

По целевому назначению среди админ.-правовых норм выделяют регулятивные, фиксирующих права и обяз. суб. админ. права, и охранные, направленных на регламентацию мер принуждения, применяемые к нарушителям общеобязательных правил.

По методу воздействия на суб. админ. права разл.: обязывающие (устан. обяз. осущ. позит. действия) запрещающие (фиксируют обяз. воздержаться от определ. действий); управомочивающие (дают право на осущ. тех или иных положит. действий) рекомендательные (содержат советы по рациональных действий) и стимулирующие (содержат инфу о поощрении деят., кот. считают полезной).

По отраслевой принадлежности админ.-правовые нормы дел. на материальные (опред. права и обяз. суб. админ.-правовых отношений) и процесс-ные (фиксируют порядок, процедуры реализации прав и исп-ия обяз.).

По пределами действия разл. общеобяз. админ.-правовые нормы, действующие на всей терр. У. или на определ. ее терр., и такие, кот. действуют в сист. орг. гос. управл. (общие, ведомственные, межведомственные, локальные).

По порядку действия во времени можно выделить срочные админ.-правовые нормы (время действия определен) и такие, время действия кот. не определен.

По кругу физических лиц админ.-правовые нормы делятся на те, кот. устан. правила для всех граждан, или такие, кот. адресуются отдельным группам лиц.

И им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений".

Таким образом, норма административного права - это всегда правило поведение, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т.е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Кроме указанных общих с прочими нормами права черт, нормы административного права обладают определенными особенностями, связанными со спецификой регулируемых административным правом общественных отношений и метода правового воздействия на них.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Так, Ю.Н. Старилов указывает, что административно-правовые нормы обладают следующими характерными чертами: обеспечение публичных интересов; организующее начало в системе регулирования управленческих отношений; одностороннее властвующее воздействие на субъекты права ; принудительность.

В то же время Ю.М. Козлов указывает на наличие гораздо более солидного перечня особенностей норм административного права:

  • нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления ;
  • имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти ;
  • определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления ;
  • выражают собой сущность исполнительной ветви государственной власти ;
  • служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;
  • имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);
  • регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и т.п. отношения;
  • характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества ;
  • являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства.

С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм:

1. Административное право - публичная отрасль права . Нормы административного права также имеют публичный характер. Это означает, что в административно-правовых нормах находит выражение государственный (общественный) интерес. Нормы административного права связаны с организацией и деятельностью специально созданной системой государственного управления (в узком смысле этого слова), т.е. с функционированием системы органов исполнительной власти , являющейся выразителем, гарантом претворения в жизнь политики и решений законодательных и судебных органов государства . Таким образом, в нормах административного права находит выражение государственная политика в области обеспечения устойчивости существующего государственного строя, в том числе системы разделения властей . Иерархичность административно-правовых норм также предполагает, что каждая из них принята в соответствии с конкретной генеральной линией государственно-управленческой деятельности, базирующейся на учете общегосударственных, публичных интересов.

2. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы, в отличие от гражданско-правовых, характеризуются властным, однозначным, императивным характером, т.е. не допускают вариативности поведения на уровне воли правоприменителя. Указанная особенность норм административного права обусловливает их принудительность и односторонность властного воздействия управляющего субъекта на объект управления.

3. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона . Это ни в коем случае не означает, что административно-правовых норм нет в законодательных актах, принимаемых в Российской Федерации. Напротив, огромное множество федеральных законов, действующих в настоящее время на территории нашей страны, являются именно и, следовательно, содержат преимущественно административно-правовые нормы.

Однако, несмотря на это, нормы подзаконные составляют абсолютное, подавляющее большинство в числе норм административного права. И это естественно, поскольку сущность административно-правового регулирования заключается в обеспечении непосредственного государственного управления, как посредством регламентации самого процесса государственного управления, так и посредством нормативного закрепления конкретных управленческих режимов. Детализация режима невозможна на уровне законодателя, поскольку требует профессионального участия управленцев и других специалистов в той или иной области регулирования. Подзаконное нормотворчество в этой ситуации оказывается незаменимым инструментом административно-правового регулирования.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Существующая в теории права концепция, согласно которой норма права может не иметь одного из элементов структуры, представляется нам теоретически неверной, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных элементов приведет к недейственности, бесполезности нормы либо к невозможности ее реального применения. Тем не менее, следует иметь в виду, что часть норм права, в том числе и административно-правовых норм, рассредоточены в различных статьях одного или даже нескольких нормативно-правовых актов , что может создать иллюзию отсутствия у нормы гипотезы или санкции, поскольку представить себе норму без диспозиции попросту невозможно (хотя в уголовном праве существует и такая теория). Например, большинство санкций административно-правовых норм (и не только их) содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях , закрепляющем составы и меры ответственности за нарушения диспозиций норм административного права и других отраслей.

Виды норм административного права

В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного права . Так, прежде всего, выделяют материальные и процессуальные нормы административного права . Совмещение в рамках отрасли административного права норм материального и процессуального характера является одной из специфических особенностей данной отрасли, поскольку такие основные отрасли права , как уголовное и гражданское выделили из сферы своего регулирования отношения процессуального характера, предопределив таким образом создание специальных процессуальных отраслей гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права . Позитивный характер части процессуальных правоотношений , входящих в сферу влияния норм административного права, предполагает наличие значительных трудностей при вычленении процессуальных правоотношений из общей массы . Таким образом, нормы указанной отрасли могут носить как материальный, так и процессуальный характер.

Материальные нормы административного права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права , т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила осуществления тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются как для субъектов управленческой деятельности, так и для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) - закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования , регистрации и т.п.).

По характеру правового воздействия нормы административного права могут быть охранительными, т.е. предусматривать правила, направленные на защиту прав и свобод человека , охрану правопорядка , государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п., а могут быть регулятивными, т.е. регулировать деятельность физических и юридических лиц , органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

Административно-правовые нормы принимаются на различных уровнях власти Российской Федерации. В соответствии с федеративным устройством нашего государства нормы административного права могут быть федеральными (т.е. принимаемыми на уровне федеральных органов государственной власти), региональными (принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации) и местными (т.е. принимаемыми территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления).

В соответствии с юридическим содержанием административно-правовые нормы подразделяют на следующие виды:

  • обязывающие (предписывающее совершение определенных действий);
  • запретительные (устанавливающие запреты);
  • ограничительные (вводящие ограничения);
  • разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие действовать по своему усмотрению);
  • уполномочивающие (доставляющие государственно-властные полномочия);
  • стимулирующие (направленные на стимулирование);
  • регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий , общественных объединений и т.д.);
  • рекомендательные (не носящие обязательного характера).

Существует множество других классификационных критериев, позволяющих делить нормы административного права на различные виды. Например, по объему правого регулирования выделяют общие, межотраслевые и отраслевые нормы административного права, а по его направленности - внутренние (предназначенные для регулирования отношений внутри системы государственного управления) и внешние (определяющие права и обязанности управляемых объектов).

Система административного права

Следует отметить, что традиционное советское административное право в составе общей части административного права выделяло:

  • нормы, определяющие характерные черты и закрепляющие принципы советского государственного управления;
  • нормы, определяющие правовой статус органов государственного управления, формы их деятельности, особенно акты управления;
  • нормы, регулирующие государственную службу;
  • нормы, определяющие статус управляемых объектов (предприятий , учреждений и организаций, различных их составных частей);
  • нормы о правовом статусе общественных организаций и органов общественной самодеятельности;
  • нормы о правовом статусе граждан;
  • нормы о мерах убеждения и принуждения в государственном управлении, в том числе нормы об административной ответственности, производстве по делам об административных правонарушениях ;
  • нормы о способах обеспечения законности в советском государственном управлении.

Особенная часть административного права, по представлениям того периода, в значительной степени являющимся актуальными и на сегодняшний день, включает в себя:

  • нормы, регулирующие государственное управление в областях планирования , ценообразования , финансов , кредита , учета и других видов межотраслевой (функциональной) деятельности;
  • нормы, регулирующие государственное управление в отраслях и группах отраслей народного хозяйства, социально-культурного строительства и административно-политической деятельности.

Принципы систематизации норм административного права и, в частности, объединения норм в общую и особенную части у современных специалистов значительно различаются.

Так, Д.Н. Бахрах указывает, что общая часть включает в себя общие регулятивные и охранительные нормы и поэтому, в свою очередь, делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования административной власти . В связи с этим автор включает в состав общей части две группы институтов, первая из которых состоит из институтов, регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права; административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.); административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений; административно-правовые статусы негосударственных организаций; формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъектов права. Вторая группа состоит из институтов, обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти ; регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности и др.).

В особенной части административного права Д.Н. Бахрах выделяет четыре подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества , государства , административно-политическую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации, социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ, деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, со своей стороны, включают в общую часть административного права нормы о субъектах административного права, административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти , институты административных правонарушений и административной ответственности, административно-правовые аспекты статуса судебной власти , Прокуратуры РФ, адвокатуры . Особенная часть, по мнению данных авторов, должна включать две подчасти, одна из которых объединяет нормы, направленные на правовое регулирование основ отраслевого управления (экономикой , в области социально-культурного строительства, в области административно-политической деятельности), а другая - нормы в сфере межотраслевого управления. Административно-процессуальное право выделено в специальную - третью - часть отрасли.

Н.М. Конин по масштабу действия нормы административного права делит на две большие группы. Одна группа норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления и устанавливает: общие правовые основания, условия и порядок формирования всех органов исполнительной власти, определение и закрепление их компетенции; общие правила поступления на государственную службу и ее прохождения; общие основания, условия и порядок привлечения соответствующих субъектов к дисциплинарной или административной ответственности и т.д. Другая группа административно-правовых норм действует только в конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления): особые правила организации и деятельности силовых министерств и ведомств в отличие от центральных органов исполнительной власти экономического и социально-культурного профиля; особые правила поступления на государственную службу в органы внутренних дел, налоговой полиции, таможенные органы и т.д.; специфические правила привлечения работников выше званных органов к дисциплинарной и административной ответственности и многие другие административно-правовые нормы отраслевого масштаба и характера.

Ю.А. Тихомиров вообще склоняется к мысли, что при определении предмета и системы административного права целесообразно отказаться от его традиционного деления на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. По его мнению, отрасль административного права возможно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правонарушения); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы ; д) административный процесс , законность в управлении; е) организация государственного управления; ж) информационное право; з); правовое регулирование нормативов.

Итак, из всего вышеприведенного следует, что систематизация норм административного права осуществляется в основном по двум основным критериям: по масштабу применения и по признаку единства предмета правового регулирования.

По первому из указанных критериев административно-правовые нормы подразделяются на две части: общую и особенную. Всякое выделение специальных и других дополнительных частей в структуре отрасли, на наш взгляд, является нарушением классификационного критерия, поскольку все нормы административного права действуют либо в масштабе всей отрасли, либо в одной из сфер регулируемых административным правом общественных отношений.

Второй критерий подразумевает объединение административно-правовых норм в институты и подотрасли административного права. В данном случае институт является наиболее дробной системной единицей отрасли после нормы права и объединяет такие нормы, которые регулирует какой-либо один достаточно частный спектр административно-правовых отношений .

Обращает на себя то обстоятельство, что институт административного права может содержать как нормы только одной из частей отрасли, так и нормы обеих частей административного права. Так, институт государственной службы следует причислять к числу последних, поскольку в рамках этого института содержатся как нормы, характеризующие правовой статус одного из видов субъектов административного права, так и нормы, определяющие режимную организацию управления в области взаимоотношений государства и его служащих.

Отдельные нормы и целые институты административного права могут объединяться по тому же признаку в целые подотрасли. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что традиционное институциональное деление норм особенной части административного права долгое время лишало советское административное право выделения самостоятельных подотраслей. Однако объективно существующие особенности принципов и методик правового регулирования отдельных блоков общественных отношений в рамках единого предмета административного права обусловили достаточно активное обособление норм и институтов особенной части отрасли в подотрасли, некоторые из которых в свое время стали прообразом некоторых новых комплексных отраслей российской системы права (например, финансового права , права социального обеспечения , земельного права , экологического права и т.д.).

Формирование подотраслей административного права не закончено, их наименование, а также индивидуализация предмета правового регулирования являются небесспорными, однако, неоднократные попытки создания самостоятельных учебных курсов по частным вопросам административного права свидетельствуют об объективном процессе дробления административного права на подотрасли.

Говоря о системе административного права, не следует смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти системы многое, однако, в автоматического "наложения" одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли либо части, закрепляются в самых разных .

Административное законодательство состоит из отдельных нормативно-правовых актов различной юридической силы и уровня, закрепляющих нормы административного права в произвольном, с точки зрения системы отрасли, порядке. Однако в работе с этим разрозненным материалом немалую помощь оказывают теоретические разработки в области форм административно-правового регулирования, в частности, понятие административно-правового режима. Как правило, логически и нормативно взаимосвязанная совокупность нормативно-правовых актов - это источники отдельного административно-правового режима.

Среди основных институтов административного права можно выделить следующие:

  • институт государственной службы;
  • институт органов государственного управления;
  • институт муниципального управления и муниципальной службы ;
  • институт административной ответственности;
  • институт охраны собственности административно-правовыми средствами;
  • множество предметных институтов особенной части (институт охраны государственной границы , институт адвокатуры и нотариата , институт исполнительного производства , институт приватизации , институт разрешительной системы и др.).

В структуре отрасли в настоящее время по-прежнему остаются такие крупные подотрасли, как:

Необходимо отметить, что значение систематизации норм отрасли права, и особенно административного права, огромно, поскольку позволяет не только методологически выстроить стройную систему взаимосвязанных норм отрасли, но и определить их иерархию, установить пропорции в становлении тех или иных сегментов системы, обеспечить гармоничность развития отрасли за счет введения новых и упразднения старых структурных элементов.

Особенная часть системы административного права, ее понятие

Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

Определение 1

В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу.

Определение 2

Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии. В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры. На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство. По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.

Разделение административного права

Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

  • общая;
  • особенная.

Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.

Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

  • в сфере функционирования исполнительной власти;
  • в сфере управления наукой, образованием, транспортными организациями, оборонными предприятиями, безопасностью внешней и внутренней, статистическими организациями, системой здравоохранения и так далее. Кратко данная сфера называется управленческим правом;
  • нормы, которые устанавливает порядок судебной защиты и свобод граждан от действий публичной власти;
  • деликтное право, которое устанавливает санкции за нарушение административного законодательства, то есть определенные виды наказания, а также регламентирует вопросы привлечения к административной ответственности, состава основных правонарушений в данной сфере.

Институты особенной части административного права

Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

  • отраслевые и межотраслевые;
  • материальные;
  • процедурные;
  • регулятивные и охранительные;
  • простые и сложные.

Основное назначение особенной части заключается в необходимости установления конкретных санкций в административно-правовой сфере.

Административное право может выступать в качестве материального, то есть устанавливающего основные правовые положения, права, обязанности, запреты и ограничения, а также специфику ответственности, то есть санкций в данной сфере, и процессуального, то есть регламентирует порядок реализации материальных норм в административном праве. Материальное право в большей части предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в нем также имеется общая и особенная части. Общая часть предусматривает основные понятия в данной сфере, а особенная – конкретные составы правонарушений.

Особенности составов правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, заключаются в специфике их конструкции. Если составом предусмотрена необходимость наступления конкретного последствия, то он является материальным. Если наступления последствий не обязательно, достаточно совершения деяния, то он является формальным. Сходная схема построения конструкции деяния перенесена и на область преступлений.

Важную роль при установлении категории деяния играет его квалификация, то есть установление конкретных признаков деяния с целью определения конкретного состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Помимо данного источника субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать составы правонарушений в своих актах.

Пример 1

Например, в ст. 2.2 Закона Саратовской области №104 от 2013 г. предусмотрена ответственность за нарушение «комендантского часа», а именно несовершеннолетним в возрасте до 17 лет запрещено находиться на улице в ночное время суток без сопровождения законных представителей, под которыми понимаются родители, опекуны, попечители. Ночное время суток устанавливается с 22.00 ч. до 06.00 ч. Если данное положение нарушено, в Администрацию направляется соответствующий материал в отношении законных представителей ребенка.

При квалификации деяния учитываются такие признаки, как объект посягательства, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Если хотя бы один из признаков состава отсутствует, в действиях лица нет состава преступления. Важным также является наличие всех элементов в рамках каждого признака.

Установление объекта правонарушения позволяет установить его видовую принадлежность, то есть сферу посягательства на конкретные общественные отношения. Объектом посягательства всегда являются общественные отношения в определенной сфере, в качестве предмета выступают объекты материального мира. Сами статьи в диспозиции предусматривают наличие объективной стороны правонарушения, которая может состоять из действий (бездействия), последствия и причинно-следственной связи между ними. Установление данных признаков имеет важное значение для правоприменителей.

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права.

2 Характеристика административных, правоотношений. Виды административно-правовых норм и их особенности.

3. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий.

1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя в более узком (строгом) смысле правительство является высшим органом государственного управления (см. лекцию 1).

Органы государственного управления характеризуются тремя основными признаками:

1) наличием управленческого (административного) аппарата;

2) исполнительно-распорядительной деятельностью этого аппарата;

3) используемой при этом властью.

Роль органов государственного управления заключается в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом.

Функции органов государственного управления:

1) управление различными сферами экономики;

2) выполнение задач по социокультурному строительству;

3) обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

4) реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права:

1) отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации,

2) отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;

3) отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т.д.).

Источники административного права:

1 Конституция Российской Федерации

2. Федеральные конституционные законы (в п.2 ст.114 Конституции РФ записано: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом»).

3 Федеральные законы, содержащие нормы административного права.

4. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования.

5. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного управления.

6. Кодифицированные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года КоАП).

7. Приказы и постановления министерств и ведомств.

8. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации.

9. Распоряжения и постановления органов местного самоуправления (т.е. городских и районных администраций).

10. Приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

11. Распоряжения в устной или письменной форме (чаще в устной) руководителей подразделений предприятия (учреждения).

Субъекты административного права:

1. Федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные).

4. Общественные объединения (организации).

5. Государственные служащие (должностные лица).

6. Граждане.

Принципы административного управления:

1. Принцип подчиненности и соответствующей подотчетности нижестоящих органов управления вышестоящим.

2. Принцип участия населения в управлении . Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. Участие граждан в управлении может осуществляться через общественные организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и другие массовые мероприятия, не запрещенные законом.

3. Принцип законности в управлении . Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона.

4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства.

Система административного права. Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус – это наличие определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т.д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.



Просмотров