Коап рф статья 1 пункт 12.25

Иоанна Богослова, апостола и евангелиста, в 2018 году Православная церковь вспоминает во вторник, 9 октября.

Иоанн Богослов: кто он такой и чем прославился
Прежде всего, христиане знают Иоанна как автора одного из самых мистических канонических Евангелий – "Евангелия от Иоанна", а также как автора книги "Апокалипсиса", которая в Библии носит название "Откровение Иоанна Богослова". Ему также принадлежат три послания, которые вошли в Новый завет.

Иоанн считался любимым учеником Христа. Именно он на всех иконах "Тайная Вечеря" сидит по правую руку от Иисуса. И именно ему Иисус поручил заботиться о своей матери, Марии, в последний день своей земной жизни. И Иоанн выполнил эту последнюю просьбу учителя.

Символом Иоанна считается орел – его часто изображают рядом с этим святым на иконах.

Богослов прославился не только активной миссионерской деятельностью, яркими проповедями и обращению множества язычников в христианство, но и большим количеством чудес, в том числе воскрешением мертвых.

Так, однажды в Эфесе (Турция) он воскресил подростка, а затем и его отца, который умер от горя по сыну.

Церковное придание повествует и о случае, когда Иоанн стал причиной смерти 200 человек. На языческом празднике, посвященном богине Артемиде, за христианскую проповедь его забросали камнями. Иоанн помолился, и тут же температура воздуха поднялась до критической отметки. Умерли сотни человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна сжалиться над ними, и тот воскресил всех мертвых.

Когда Иоанн был осужден в Риме и находился на корабле, следующем на остров Патмос, утонул сын одного из его тюремщиков. Зная о способности святого воскрешать людей, отец ребенка обратился к нему. Иоанн помолился, и утонувший ребенок был выброшен на берег. Он был жив. Кроме того, святой воскресил нескольких людей на острове Патмос.

Иоанн был единственным из 12 апостолов, который умер своей смертью. Причем, обстоятельства его смерти очень интересны. Почувствовав приближение конца, он помолился, лег в выкопанную могилу и сказал ученикам засыпать его землей. Те сначала отказывались хоронить учителя заживо, но Иоанна настаивал, и его просьба была удовлетворена.

Другие его ученики, которые не присутствовали при погребении, узнав об этом ужасном событии, вернулись и раскопали могилу. Она оказалась… пуста.

По одной из версий, Иоанн воскрес по примеру своего учителя, Иисуса Христа.

Пустая могила этого апостола находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса (Турция). Раз в год, 8 мая, там происходят чудеса. В этот день могила источает некий дым, который исцеляет любое заболеванием.

Иоанн Богослов: о чем просят этого святого
Об исцелении от тяжелых болезней

О возвращении человека к жизни после тяжелого потрясения

О благополучном путешествии

О восстановлении любви в семье

О защите от несчастных случаев

День Иоанна Богослова: что нельзя делать
Этот день не считается в церкви большим праздником, и все же верующим не рекомендуется полностью посвящать его домашним заботам. Считается, что работать можно только до обеда. Во второй половине дня любая деятельность запрещена.

Крайне нежелательны выяснения отношений и конфликты.

Известен также ряд сугубо народных запретов. Так, считалось, что в этот день нельзя резать овощи – из-за этого урожай следующего года может быть некачественным.

В этот день нельзя есть чеснок и лук. Славяне считали, что в таком случае человеку каждую ночь будут сниться мертвецы.

Уильям БАРКЛИ (1907-1978) - шотландский богослов, профессор Университета Глазго. В течение 28 лет преподаватель кафедры изучения Нового Завета. Преподавал Новый Завет и древнегреческий язык: .

«Сила христианской любви должна держать нас в согласии. Христианская любовь - это та добрая воля, та доброжелательность, которая никогда не приходит в раздражение, и которая всегда хочет только добра для других. Это не просто побуждение сердца, как, например, человеческая любовь; это - победа воли, одержанная с помощью Иисуса Христа. Это вовсе не значит любить только тех, кто любит нас, или тех, кто нравится нам, или тех, кто мил. А это значит - несокрушимая доброжелательность, даже по отношению к тем, кто ненавидит нас, к тем, кто не нравится нам, и к тем, кто неприятен и противен нам. Это истинная суть христианской жизни и она оказывает на нас влияние на земле и в вечности » Ульям Баркли

КОММЕНТАРИИ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА: Глава 9

!1-5 СВЕТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОЧЕЙ (Ин.9:1-5)

Это единственное чудо, записанное в Евангелиях, в котором о страдальце говорится, что он был рожден со своим недугом. В Деяниях святых Апостолов дважды говорится о людях, которые были немощны от рождения: хромой у Красных ворот Храма в Деян.3:2, и калека в Листре в Деян.14:8, но это единственный случай в Евангелиях, когда упомянут человек, страдающий от рождения. Он был, по-видимому, известной личностью, потому что ученики прекрасно знали о нем. Увидев его, они воспользовались случаем, чтобы обратиться к Иисусу с вопросом, который с незапамятных времен беспокоил иудеев и поныне еще беспокоит многих. Иудеи связывали страдание с грехом. Они всегда понимали, что там, где страдание, там должен быть грех. И поэтому ученики задали Иисусу этот вопрос: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Как могла его слепота быть следствием его греха, если он родился слепым? На этот вопрос иудейские богословы давали два ответа.

1. У некоторых было странное представление о грехе до рождения. Они буквально верили, что человек может начать грешить еще в утробе матери. В воображаемой беседе между Антонием и Раввином Иудой Патриархом, Антоний, якобы, спрашивает: «С какого времени злое влияние оставляет свой след на человеке, со времени образования зародыша в утробе, или от момента рождения?» Раввин ответил сперва: «От начала формирования зародыша». Антоний возразил и переубедил Иуду своими доводами, и Иуда должен был признать, что если бы злое влияние начиналось от зародыша, ребенок бы так бился во чреве матери, что вырвался бы наружу. Иуда нашел текст для подтверждения этого взгляда. Он взял изречение из Быт.4:7. где говорится: «У дверей грех лежит» и придал ему значение, что грех может ожидать человека у дверей утробы, в момент его рождения. Этот спор показывает, что идея утробного греха была известна.

2. Во дни Иисуса иудеи верили в предсуществование души. Они позаимствовали эту идею у Платона и греков. Они верили, что все души существовали до создания мира в Едемском саду, или что они были на седьмом небе, или в известном месте, где они ожидали вселения в тело. Греки верили, что такие души добры, и что вселение в тело оскверняет их, но были некоторые группы иудеев, которые верили, что уже тогда души были добрыми и злыми. Автор «Книги Мудрости» говорит: «Я был добрым ребенком по природе, и Добрая душа выпала мне на долю» («Мудрость» 8,19).

Во дни Иисуса некоторые иудеи верили, что недуг человека, даже если он у него от рождения, может быть у него по причине греха совершенного еще до рождения. Это странная мысль и может казаться нам даже фантастичной, но в ее основании лежит идея зараженной грехом вселенной.

Второй возможной причиной недуга этого человека был грех его родителей. Идея, что дети наследуют последствия греха родителей, вплетена в мышление всего Ветхого Завета. «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5; 34,7; Чис.14:18). О нечестивом человеке псалмопевец говорит: «Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да, не изгладится» (По. 108,14). Исаия говорит об их беззакониях и «о беззакониях их отцов» и добавляет: «И отмерю в недра их прежние деяния» (Ис.65:6, 7). Одна из ведущих мыслей в Ветхом Завете мысль о том, что грехи родителей всегда поражают детей. Да не забудет никто, что ни один человек не живет сам для себя и не умирает сам для себя. Когда человек грешит, он пускает в ход цепь последствия, которым нет конца.

СВЕТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОЧЕЙ (Ин.9:1-5 (продолжение)

В этом отрывке есть два великих и вечных принципа.

1. Иисус не пытается выводить или объяснять связь между страданием и грехом. Он говорит, что недуг у этого человека существовал для того, чтобы на нем явились дела Божий. Это можно понять в двух смыслах,

А) В Евангелии от Иоанна чудеса всегда знак славы и силы Божией. У других евангелистов другое мнение. Они видели в них проявление сострадания Иисуса к людям. Глядя на голодную толпу, Иисус сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря (Мк.6:34). Когда пришел к Нему прокаженный со своей жалобной просьбой об очищении, Иисус умилосердился над ним (Мк.1:41). Поэтому можно часто услышать, что в этом отношении четвертое Евангелие отличается от других. Конечно, здесь нет противоречия. Это просто два взгляда на одно и то же, оба основаны на высшей истине, что слава Божия в Его сострадании, и что Он ни в чем не проявляет Своей славы так, как в сострадании.

2. Но есть еще другой смысл, в котором человеческое страдание служит к явлению славы Божией. Недуги, скорбь, болезнь, разочарования, утраты всегда служат возможностью проявления Божественной благодати.

Во-первых, все это делает страдальца способным показать Бога в действии. Когда беда постигает неверующего, он может сломиться под нею, но когда она постигает того, кто ходит с Богом, она пробуждает в нем силу, терпение и благородство, в которых проявляет Себя Бог. Рассказывают о смерти одного верующего, который в муках и страданиях послал за близкими и сказал: «Придите и посмотрите, как умирает христианин». Только тогда, когда жизнь нас жестоко бьет, у нас появляется возможность показать миру, как живет христианин, и как, если нужно, умирает. Всякое страдание - это возможность показать славу Божию в нашей собственной жизни.

Во-вторых, помогая тем, кто страдает или находится в стесненных обстоятельствах, мы можем показать другим славу Божию. Франк Лаубах выразил мысль, что когда Христос, Который есть Путь, вселяется в нас, «мы становимся частью Пути. Божья дорога проходит прямо через нас». Когда мы расходуем себя, помогая тем, кто в беде, горе, болезни. Бог пользуется нами, как дорогой, по которой Он шлет помощь в жизнь Его детей. Помогать ближнему в нужде, значит показать славу Божию, потому что это показывает, каков Он.

Иисус далее говорит, что Он Сам и Его последователи должны делать добро, пока есть время. Бог дал человеку день для труда и ночь для отдыха. День приходит к концу и время для труда оканчивается. Иисус должен был торопиться делать дела Божий, потому что Его день близился к концу и ночь Креста приближалась. Но это верно и в отношении каждого человека. Нам дано только определенное количество времени, и все, что мы должны сделать, должно быть сделано в этот срок. В городе Глазго есть солнечные часы, на которых написано: «Думай о времени, пока оно не прошло». Мы не смеем ничего откладывать на потом, потому что потом может не придти. Долг христианина - использовать то время, которое у него есть, и ни один человек не знает, сколько у него времени для служения Богу и ближнему. Нет более трагической скорби, чем открытие, что уже поздно делать то, что должно было быть сделано. Скорбь упущения ужасна.

Но есть еще одна возможность, которую мы можем пропустить. Иисус сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру». Говоря это, он не имел в виду, что время Его жизни и служения ограничено, но что наша возможность принять Его ограничена. Каждому человеку предоставляется возможность принять Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, и если эту возможность упустить, она может никогда уже не повторится. В произведении Е. Д. Старбука «Философия религии» есть несколько интересных наблюдений относительно возраста, когда обычно происходит духовное обращение. Оно может произойти в раннем возрасте - семилетнем или восьмилетнем, чаще в возрасте десятилетнем и одиннадцатилетнем, потом частота резко возрастает до шестнадцати, но резко падает к двадцатилетнему возрасту, а после тридцати лет бывает уже весьма редко. Бог всегда говорит нам: «Время - сейчас». Не потому, что сила Христа ослабевает, или Его свет тускнеет, а потому, что откладывая величайшее в жизни решение, мы становимся все менее и менее способными принять его с годами. Трудиться и принимать решения нужно, пока есть день, и пока не наступила ночь.

6-12 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧУДА (Ин.9:6-12)

Это одно из двух чудес в которых Иисус пользовался слюной для исцеления. Второе чудо произошло с глухим косноязычным Шар. 7,33). Употребление слюны кажется нам странным, неприятным и негигиеничным, но в древнем мире оно было весьма распространенным. Слюна, и особенно слюна выдающегося лица, считалась целебной. Тацит говорит, что во время посещения Александрии Веспасианом, к нему подошли два человека: один с больными глазами, а другой с больной рукой, и сказали, что пришли к нему по совету их бога. Больной глазами попросил Веспасиана смочить его глаза слюной, а человек с больной рукой попросил его наступить ему на руку ногой. Веспасиан вначале не соглашался исполнить такие просьбы, но был переубежден ими и согласился, наконец, сделать то, что они просили. «Рука мгновенно окрепла, а слепой смог снова видеть. Оба факта засвидетельствованы до сего дня, теми, кто присутствовал при этом случае» (Тацит «Истории» 4,81).

У Плиния, римского собирателя того, что тогда считалось научной информацией, есть целая глава об употреблении слюны. Он говорит, что это самый сильный предохранитель от укуса змеи, и что карсиномата (злокачественная опухоль) и растяжение шейных мышц могут быть успешно исцелены слюной. Слюну считали весьма полезной и в исцелении от «дурного глаза». - Персии рассказывает, как тетя или бабушка, боящаяся богов и способная отвращать «дурной глаз», поднимала ребенка из колыбели и средним пальцем «мазала блестящей слюной его лобик и губы». Пользование слюной было весьма распространенным в древнем мире. Доныне, обжегши палец, мы инстинктивно суем его в рот, и многие уверены, что бородавки можно лечить обмазыванием их слюною во время поста.

Факт тот, что Иисус воспользовался методами и обычаями того времени. Он, как мудрый врач, стремился завоевать доверие пациента. Он поступил так не потому, что верил в силу Своей слюны, но потому, что хотел возбудить веру таким действием, которое пациент ожидал от врача. Ведь и до наших дней успех лечения любым методом зависит в равной мере, как от лекарства, так и от веры пациента в него.

Помазав глаза слепого слюной, Иисус послал его на купальню Силоам. Эта купальня была одной из памятников Иерусалима. Она была достижением строительного искусства древнего мира. Запас воды в Иерусалиме всегда был ненадежным во время осад. Он пополнялся главным образом из Источника Девы или Геона (Тихона по-иудейски), расположенного в долине Кедрон. К нему спускалась лестница из тридцати трех каменных ступеней, и люди сходили вниз и черпали воду из каменного бассейна. Источник был совершенно открытым и в случае осады мог быть легко отрезан, последствия чего могли быть катастрофическими для города. Когда царь Езекия узнал, что Санна Хриним задумал напасть на Палестину и захватить ее, он решил прорезать водопровод сквозь скалу и соединить город с источником (2Пар.32:2-8; Ис.22:9-11; 4Цар.20:20). Если бы строители прорезали гору напрямик, водопровод был бы длиною в 366 ярдов, но они прорубали зигзагом, следуя за природными трещинами в камне или обходя священные места, и туннель вышел длиною в 583 ярда. Местами туннель не шире двух футов, но вышина его везде в среднем шесть Футов. Строители начали работу с двух концов, чтобы встретиться посредине, что было поразительным достижением в строительном деле их времени.

В 1880 г. была обнаружена памятная табличка с надписью об окончании этого строительства. Ее нашли случайно два мальчика, купавшиеся в пруду. На ней говорилось следующее: «Работа окончена. Когда еще рабочие поднимали кирки по направлению к их товарищам с обратной стороны, и когда только три локтя оставалось до встречи, каждая сторона услыхала голоса с другой стороны, кричащие к ним, потому что там была трещина в камне с правой стороны. И в день окончание туннеля каменотесы ударили в последний раз, чтобы уже увидеться со своими товарищами, кирка к кирке, и потекла вода по туннелю на тысячу двести локтей, а на сто локтей была вышина камня над головами каменотесов».

Купальня Силоам была тем местом, где Источник Девы (Геон) втекал в город. Это был водоем под открытым небом размером двадцати на тридцати футов. Вот откуда у этого водоема было название Силоам, означавшее посланный: вода в нем была послана по водопроводу в город.

Иисус послал этого человека умыться в купальне и он умылся и прозрел. Исцелившись, он никак не мог убедить народ в том, что с ним действительно произошло настоящее исцеление. Но он стойко отстаивал чудо, которое Совершил Иисус. Иисус все еще творит дела, которые кажутся неверующему невероятными, чтобы их принимать на веру.

13-16 ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ (Ин.9:13-16)

Теперь наступает неизбежное недовольство фарисеев. Иисус сделал брение и исцелил слепого в субботу. Иисус нарушил субботу и фарисеи готовы были обвинить Его во многом.

1. Сделав брение, Он оказался виновным в том, что «работал» в субботу, ибо даже самые простые занятия считались работой. Вот, к примеру, несколько вещей, которые нельзя было делать в субботу: «Нельзя наливать масло в сосуд и, поставив его рядом со светильником, окунать Фитиль в масло». «Нельзя ходить в субботу в сандалиях с гвоздями». (Гвозди считались грузом, а в субботу не разрешалось носить груз.) «Нельзя в субботу срезать ногти, вырывать хотя бы один волос из головы или бороды». Очевидно, при таком строгом законе приготовление брения было трудом, нарушающим субботу.

2. В субботу запрещалось исцелять. Врачебную помощь можно было давать только в случае крайней опасности. Но и тогда можно было только помочь больному не ухудшить состояние, но не пытаться улучшить его. Например, человеку с зубной болью запрещалось всасывать уксус сквозь зубы. Вправлять кости тоже было запрещено. «Если у кого будет вывихнута рука или нога, ему нельзя лить холодную воду на них». Ясно, что слепорожденный не был под угрозой и, следовательно, Иисус нарушил субботу, исцелив его от смерти.

3. Ясно объяснялось и применение слюны: «Относительно слюны, незаконно употреблять ее на глазных веках».

Фарисеи было подобны многим в наши дни, которые осуждают всех, кто не практикует религии, как они. Они думали, Что служить Богу можно только так, как служат они. Но были и другие, которые думали, что никто не мог сделать, что сделал Иисус и быть грешником.

Они привели исцеленного и пытали его. Когда его спросили, что он думает об Иисусе, он ответил без запинки, что Иисус пророк. В ветхозаветные времена пророка часто узнавали по знамениям и чудесам, которые он мог сотворить. Моисей доказал Фараону, что он на самом деле посланник Божий тем, что творил перед ним чудеса (Исх.4:1-17). Илия доказал, что он пророк истинного Бога теми делами, которые пророки Ваала не могли делать (3Цар.18). Несомненно, этот человек вспомнил эти события, прежде чем решился назвать Иисуса пророком.

Этот человек был смелым. Он хорошо знал, что думали Фарисеи в отношении Иисуса, и знал что если примет сторону Иисуса, ему будет грозить отлучение от синагоги. Но он высказал свое мнение и стоял на нем твердо. Он как бы говорил: «Я обязан верить в Него и обязан защитить Его, потому что Он так много сделал для меня». В этом он может служить нам примером.

17-34 НЕПОВИНОВЕНИЕ ФАРИСЕЯМ (Ин.9:17-34)

Во всем Евангелии нет более яркого описания персонажей, чем здесь. Искусными, резкими штрихами Иоанн заставляет всех участников этого события, живо выступить перед нашим взором.

1. Первый персонал - сам слепой. Он начинает проявлять раздражение в ответ на приставания Фарисеев. «Говорите, что хотите об этом человеке, - как бы заявляет он, - но я не знаю о Нем ничего, кроме того, что Он исцелил мои глаза». Это простой христианский опыт, когда многие не могут передать словами, или выразить на богословском языке, что они думают об Иисусе, но могут всегда свидетельствовать о том, что Он сделал с их душой. Даже тогда, когда человек не понимает своим умом, он может чувствовать сердцем. Лучше любить Иисуса, чем красиво говорить о Нем.

2. Там были родители слепорожденного. Они явно не дружили с фарисеями, но боялись их. В руках фарисеев было сильное оружие: оружие отлучения от синагоги, после чего человек лишался общения с Божьим народом. Мы читаем, что за непослушание властям «на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев» (Ездр. 10,8).

Иисус предупреждал, что «возненавидят вас люди и... отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк.6:22). Он говорил им: «Изгонят вас из синагог» (Ин.16:2). Многие начальники в Иерусалиме верили в Иисуса, но боялись признаться в этом «чтобы не быть отлученными от синагоги» (Ин.12:42).

Существовало два рода отлучения. Было проклятие (херем), после которого человек отлучался от синагоги на всю жизнь. В таких случаях его публично предавали анафеме. Его проклинали в присутствии народа и он становился отрезанным от Бога и людей. Был приговор и временного отлучения, которое могло длиться месяц, или какой-нибудь другой установленный срок. Самое страшное в этом было то, что иудей в таких случаях считался себя отрезанным от Бога, а не только от общества. Поэтому родители исцеленного сказали с осторожностью, что сын их в зрелом возрасте и может сам за себя ответить. Фарисеи были настолько ядовито ожесточены против Иисуса, что готовы были прибегнуть к самому страшному, к чему иногда прибегает духовенство - воспользоваться духовной процедурой для продвижения и достижения их собственных целей.

3. Там были фарисеи. Они не поверили, что этот человек был слепым. То есть они подозревали, что это чудо было ложным. Закон признает, что ложные пророки могут творить ложные чудеса для своих целей. Втор.13:1-5 предупреждает о лжепророках, которые являют лонные знамения, чтобы увести народ вслед ложных богов. Поэтому фарисеи начали с подозрения. Они начали с запугивания этого человека: «Воздай славу Богу, - сказали они, - мы знаем, что человек тот грешник». «Воздай славу Богу» - было выражение, которое употреблялось при перекрестном допросе, и которое означало «Говори правду пред лицом Бога и во имя Бога». Когда Иисус Навин допрашивал Ахана о грехе, который навлек беду на Израиль, он сказал ему: «Воздай славу Господу Богу Израилеву, сделай пред Ним исповедание, и объяви мне, что ты сделал, не скрой он меня» (Иис. Н. 7,19).

Их раздражало то, что они не могли воспротивиться доводам исцеленного, который говорил: «Иисус совершил дивное дело, и то, что Он мог сделать это, говорит о том, что Бог Его слышит». Что Бог не слушает грешника, было одной из основных мыслей Ветхого Завета. Говоря о лицемерах, Иов восклицает: «Услышит ли Бог вопль его, когда придет беда?» (Иов.27:9). Псалмопевец говорит: «Если бы я увидел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс.65:18). Исаия слышит, как Бог говорит согрешающему народу «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Ваши руки полны крови» (Ис.1:5). Иезекииль говорит о непокорном народе: «И хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, - не услышу их» (Иез.8:18). «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их» (Пс.33:16). «Желание боящихся Его, Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их» (Пс.144:19). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч.15:29).

Бывший слепец представил фарисеям аргумент, на который у них не было ответа. Смотрите, что они сделали, когда встретились с таким доводом: они осыпали его укорами. Затем перешли к оскорблениям и сказали ему, что он весь во грехах родился. То есть, они обвинили его в утробном грехе. Когда и это не помогло, они перешли к угрозам, и выгнали его вон.

У нас часто бывают разногласия с людьми и это не беда. Но когда укоры, оскорбления и угрозы выходят на сцену и становятся частью спора, тогда это уже не спор, а состязание в жестокости. Если вступив в спор, мы начинаем злиться и пускать в ход брань и угрозы, это значит только, что наше дело весьма слабо.

35-41 ОТКРОВЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ (Ин.9:35-41)

Этот отрывок начинается двумя великими духовными истинами.

1. Иисус искал этого человека. Иоанн Златоуст (Хризостом) говорит об этом случае так: «Иудеи прогнали его из Храма, но Господин Храма нашел его». Когда чье-нибудь христианское свидетельство отделяет его от ближних, оно приближает его к Иисусу Христу. Иисус всегда верен тому, кто верен

2. Этому человеку было дано откровение, что Иисус Сын Божий. Верность всегда приводит к откровению. Тому, кто больше верен Ему, Господь открывается больше. Ценою верности может быть преследование от руки людей, но ее награда более близкое хождение со Христом и возрастающее познание Его дивной природы.

Иоанн оканчивает это повествование двумя мыслями.

1. Иисус пришел в этот мир на суд. Всякий раз, когда человек встречается с Иисусом, он невольно произносит суд над собою. Если он не находит в Иисусе ничего достойного стремления, восхищения, любви, он сам себя приговорил к осуждению. Если же он в Иисусе видит что-то достойное удивления, отклика, приобретения, он находится на пути к Богу. Тот, кто сознает свою собственную слепоту, и жаждет видеть лучше и знать больше, может прозреть от прикосновения Иисуса, и Он поведет его глубже и глубже в познание истины. Человек, который думает, что он уже знает все, который не понимает, что он слеп и не может видеть, воистину слеп и безнадежен. Только тот, кто сознает свою слабость может стать сильным. Только тот, кто сознает собственную слепоту, может прозреть. Только тот, кто сознает свой грех, может быть прощен.

2. Чем больше человек знает, тем больше он достоин осуждения, если, увидев добро, не узнает его. Если бы фарисеи были воспитаны в невежестве, они не подлежали бы меньшему осуждению. Их осуждение пришло от того, что они думали о себе, И говорили что они знают и видят все, но, несмотря на это, они не узнали Сына Божьего когда Он пришел. Закон о том, что ответственность - вторая сторона преимущества, вписан в жизнь.

БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ (Ин.9)

Прежде чем покинуть эту замечательную главу о слепорожденном, нам полезно прочитать ее еще раз от начала до конца. Если мы будем читать ее внимательно и сосредоточенно, мы заметим дивное продвижение мысли слепого в отношении Иисуса. Его рассуждения проходят через три стадии, и каждая новая стадия выше предыдущей.

1. Он начал с того, что назвал Иисуса человеком. «Человек, называемый Иисус, сделал брение (и) помазал глаза мои» (9,11). Он начал с того, что посчитал Иисуса удивительным Человеком. Он не встречал еще никогда никого, кто мог бы сделать то, что сделал с ним Иисус. Он начал с того, что подумал о Нем, как о Человеке превосходящем других.

Нам полезно иногда подумать о величии Иисуса, как Человека. В любом ряду героев мира Ему нужно уступить место. В любом сборнике знаменитых биографий Его имя должно быть первым. В любом сборнике величайшей мировой литературы должны быть Его притчи. У Шекспира Марк Антоний говорит о Юлии Цезаре:

Он скромно жил и весь его состав

Был смешан так, чтобы природа, встав,

Могла сказать на весь широкий мир:

«Вот это человек».

Если в чем-то другом можно усомниться, то в одном нет никакого сомнения: Иисус был лучшим из людей.

2. Далее слепой называет Иисуса пророком. «Он сказал: это пророк» (9,17). Таким был его ответ, когда его спросили, что он о Нем думает после того, как Иисус отверз ему очи. Пророк - это человек, который передает слова Божий людям. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим - пророкам» (Ам.3:7). Пророк живет вблизи Бога и знает Его мысли. Читая слова Иисуса, мы не можем не воскликнуть: «Вот это Пророк!» Если кто когда-либо имел право называться пророком, то величайшим был Иисус.

3. Наконец, слепорожденный пришел к исповеданию Иисуса, как Сына Божьего. Он увидел, что человеческие определения не достаточны для описания Его. Рассказывают, что Наполеон, будучи однажды в гостях, услыхал как несколько скептиков обсуждало личность Иисуса. Они заключали, что Он великий человек, но не больше. «Господа, - обратился к ним Наполеон, - я знаю людей, но Иисус был больше, чем Человек».

Поразительное в Иисусе то, что чем лучше Его узнаешь, тем больше Он становится. Его величие в нашем понимании со временем возрастает все больше и больше. В отношении с людьми беда всегда в том, что чем ближе мы знакомимся с ними, тем больше видим их слабости и недостатки, но чем больше мы знакомимся с Иисусом, тем больше удивляемся, и это распространяется не только на время, но и на вечность.

. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

И мимоидый виде человека слепа от рождества.

Подтверждая то, что прежде сказал, и укрепляя веру в то, что Он Бог, тотчас переходит к величайшему и до того времени еще небывалому чуду. Другие слепые получали зрение, но слепой от рождения еще никогда. Поэтому, исцелившись, этот слепой говорил: «от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» ().

. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?:

И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися?

Спрашивали не потому, что непременно предполагали то или другое, как неразумные иудеи, так как грешить до рождения – невозможно, а терпеть наказание за родителей – несправедливо, – но цель этих слов была такая: расслабленный болел за свои грехи, как мы тогда узнали; что же Ты скажешь об этом: «кто согреши, сей ли, или родителя его?» Мы совершенно недоумеваем и не можем сказать ни того, ни другого.

. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,...

Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его,...

Не совершенно безгрешными называет их, но утверждает, что ни они, ни он не виновны в том, что он родился слепым. Отсюда также мы узнаем, что дети не наказываются за грехи родителей. Хотя в книге Исход написано о Боге: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода...» (), но это сказано было только относительно тех израильтян, которые будут служить идолам. Так как они подражали нечестию своих отцов, служивших идолам в Египте, то по справедливости посылал на них такое же наказание: у кого равные преступления, у тех, конечно, равные и наказания. Но после, давая закон через Моисея, Бог сказал: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы» (). И через Иезекииля еще говорит: «что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины Быша ? Живу Аз, глаголет Адонаи Господь, Аще будет еще глаголема притча сия..., зобавшаго пародки зубы оскоминны будут» ().

. ...но это для того , чтобы на нем явились дела Божии.

Но да явятся дела Божия на нем.

Делами Божиими называет здесь воссоздание глаз слепому при помощи земли. Так как всеми было признаваемо за дело Божие создание из земли тела Адамова, то и из земли воссоздает этому слепому глаза, прекраснейшую часть тела, чтобы было несомненно для всех, что Он Бог, как обладающий равным с Богом могуществом: воссоздавший таким образом прекраснейшую часть может создать и всего человека. Или – делами Божиими называет невидимую силу Своего Божества, которая тогда особенно открылась. Что же? Неужели иначе не могли явиться дела Божии, если бы человек этот не был наказан? Могли; но и он не был наказан, а скорее облагодетельствован, прозрев духовными очами, благодаря слепоте телесных. Какая польза от этих последних, если первые не видят? Мог Творец создать этого человека слепым не для наказания, а по премудрым планам Домостроительства, чтобы явились дела Божии и чтобы он таким образом прозрел душой. Некоторые говорят, что слово – «да» (ἵνα ) употреблено здесь не для выражения причинной связи (цели), а просто для указания на то, что может случиться (следствия), именно, что явятся дела Божии на нем. Подобный же смысл имеет выражение: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (), т.е. оно значит, что невидящие будут видеть, а видящие – ослепнут; но ведь не для того пришел , чтобы видящие ослепли. И апостол Павел говорит: «закон же привниде, да умножится прегрешение» (); но не для этого пришел закон, а Апостол сказал только, что произойдет умножение прегрешений и многое другое. Это идиоматизм Писания.

. Мне должно делать дела Пославшего Меня,...

Мне подобает делати дела Пославшаго Мя,...

Мне должно делать дела, свидетельствующие о том, что Я Сын Отца, что Я равен Богу; Мне должно открыть, что Я человеколюбец, чтобы люди, руководимые этими делами к вере в Меня, не погибли. После того как Я вочеловечился, невозможно спастись иначе, как только через веру в Меня.

. ...доколе есть день;...

Дондеже день есть;...

Пока существует настоящий век, пока продолжается эта жизнь, пока можно людям делать.

. ...приходит ночь, когда никто не может делать.

Приидет нощь, егда никтоже может делати.

Придет будущий век, когда никто не может делать, т.е. уверовать в Меня. Настоящий век – время делания, а будущий – воздаяния. Что деланием здесь называет веру, это видно из прежде сказанных Им слов: «се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он» (). Настоящий век назвал днем, потому что теперь можно делать, а будущий – ночью, потому что тогда нельзя будет делать. Апостол же Павел, наоборот, настоящий век назвал ночью вследствие заблуждения, незнания и мрака страстей, а будущий – днем вследствие отсутствия в нем всего этого. Он сказал: «нощь убо прейде, а день приближися» ().

. Доколе Я в мире, Я свет миру.

Егда в мире есмь, свет есмь миру.

Одержимых мраком Мне должно просветить верой прежде, чем отойду из этого мира. В двенадцатой главе говорит об этом пространнее. Что же? А когда Он на небе, то не светит миру? Светит; но теперь Он говорит о Своем пребывании на земле, побуждая, с одной стороны, – к вере, а с другой стороны – указывая на близость Своей смерти.

. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,...

Сия рек, плюну на землю, и сотвори брение от плюновения, и помаза очи брением слепому,...

Почему Он не помазал, взяв одной только земли? Потому что песок без какой-нибудь жидкости не намазывается. Зачем же Он не водой, а плюновением сделал грязь? Чтобы чудо было приписано именно плюновению.

. ...и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам,...

И рече ему: иди, умыйся в купели Силоамсте,...

Повелевает умыться, показывая этим, что Он не нуждался в земле, но употребил ее для того только, чтобы показать, что Он и вначале создал тело из земли. Посылает к купальне Силоамской, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Он не усомнился в том, что купель исцелит его, между тем как ежедневно купалось и мылось там много людей и никто никогда не получил там исцеления от какой-либо болезни.

. ...что значит: посланный.

Еже сказается послан.

Еврейское название это – Силоам, в переводе значит: «послан», – и названа была эта купальня именно потому, как мне кажется, что теперь этот слепой был послан туда. Название купели указывало собой именно на это будущее событие.

. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Иде убо и умыся, и прииде видя.

Пошел нисколько не колеблясь, но беспрекословно повинуясь, хотя он мог бы сказать: «Что это значит? Может быть, Он не мог меня исцелить? Не насмехается ли Он надо мною и не напрасно ли послал? Часто я там мылся и ничего мне это не помогало», – или так: «Если брение меня исцелит, то зачем нужно омовение в указанной купели; а если эта последняя исцелит, то зачем нужно было брение?» Ничего такого слепой не сказал и не подумал, но поверил, что сделал и повелел ему то, что послужит к его исцелению, послушался и пошел, и за такую веру он не обманулся в своей надежде.

. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Соседи же и иже бяху видели его прежде, яко слеп бе, глаголаху : не сей ли есть седяй и просяй? Овии глаголаху , яко сей есть, инии же глаголаху , яко подобен ему есть. Он [же] глаголаше, яко аз есмь. глаголаху же ему: како ти отверзостеся очи? Отвеща он и рече: Человек нарицаемый Иисус брение сотвори и помаза очи мои и рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся. Шед же и умывся, прозрех.

Что ты говоришь? Разве человек может сделать это? Слепой пока еще не знал, что есть Бог. И не сказал: «Плюнул на землю», – потому что тогда он еще не видел, а брение сотвори, и помаза очи мои, потому что это он почувствовал и узнал от прикосновения. Но откуда слепой знал, что Его называли Иисусом? Без сомнения, он спросил тогда у присутствовавших. Может быть также и прежде он слышал о чудесах Его; поэтому-то он и немедленно повиновался, как было сказано.

. Тогда сказали ему: где Он?...

Реша убо ему: кто (где) Той есть?...

Иудеи искали Иисуса Христа, так как Он уклонился от ярости их, и лишь только услышали об этом, стали расследовать, где Он.

. ...Он отвечал: не знаю.

Глагола: не вем.

Помазав брением и повелев слепому идти в купель, тотчас ушел, избегая похвалы за чудо.

. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

Ведоша [же] его к фарисеом, иже бе иногда слеп. Бе же суббота, егда сотвори брение Иисус и отверзе ему очи.

Не найдя Иисуса Христа, ведут его, чтобы доказать, что нарушена суббота.

. Спросили его также и фарисеи, ка́к он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

Паки же вопрошаху его и фарисее, како прозре (πῶς ἀνέῳξέ σου τοὺς ὀφθαλμούς ). Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу.

Не спросили: «Как ты получил зрение», – но: «Как Он открыл тебе глаза», – подавая этим повод наклеветать на Иисуса Христа за дело, будто бы запрещенное в субботу; но он, обращаясь к тем, которые уже слышали об этом деле, сокращает рассказ.

. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: ка́к может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

Глаголаху убо от фарисей нецыи: несть Сей от Бога (разумеется – послан) Человек, яко субботу не хранит. Овии глаголаху : како может человек грешен сицева знамения творити? И распря бе в них.

Если не от Бога, то значит от дьявола, и следовательно, – человек грешный. Разделение было и тогда, и прежде, так как сказал: «не приидох воврещи мир, но меч» (); но продолжалось оно недолго: по настоянию начальников опять все соединились.

. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?:

Глаголаху [убо] слепцу паки: ты что глаголеши о Нем, яко отверзе очи твои?

Это говорят не те, которые говорили: «несть Сей от Бога» , а те, которые отделились от них. Чтобы не показалось, что они защищают этого человека, они предоставляют разрешить недоумение ему самому, как испытавшему на себе силу Иисуса Христа.

. Он сказал: это пророк.

Он же рече, яко пророк есть.

Пророками называли вообще Богом посланных мужей. Итак, он открыто говорит, что – от Бога, и не боится гнева тех, которые говорили, что Он не от Бога. Это был человек отважный, правдивый, благомыслящий.

. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел,...

Не яша убо веры Иудее о нем, яко слеп бе и прозре,...

– которые говорили, что: «несть Сей от Бога» . Но, о безумные! Если правда, что он будучи слепым прозрел, то как же вы порицали Иисуса Христа за то, что Он исцелил его в субботу?

. ...доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым?...

Дондеже возгласиша родителя того прозревшаго и вопросиша я, глаголюще: сей ли есть сын ваю, егоже вы глаголете, яко слеп родися?...

Обрати внимание на лукавство их. Они спрашивают строго, желая запугать родителей, чтобы отречение их бросило тень на самое чудо: «егоже вы глаголете, яко слеп родися» , т.е. говоря неправду, коварно притворяясь, желая доставить славу Иисусу Христу.

. ...как же он теперь видит?

Како убо ныне видит?

Если он родился слепым?

. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем.

Отвещаста [же] им родителя его и реста: вемы, яко сей есть сын наю и яко слеп родися, како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы.

Так как им предложили три вопроса: их ли это сын, родился ли он слепым и каким образом он теперь видит, то на первые два они ответили утвердительно, а относительно того, каким образом он теперь видит, сказали, что они не знают, боясь иудеев, как это сейчас будет видно.

. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

Сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.

Поставив себя вне опасности, они направляют вопрос к исцеленному, как более их достоверному при таком расследовании.

. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги.

Сия рекоста родителя его, яко боястася Жидов; уже бо бяху сложилися Жидове, да, Аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет.

Сложилися, т.е. сговорились, условились.

. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите.

Опять евангелист повторяет то же самое, подтверждая этим, что родители из робости и боязни быть отлученными от синагоги сказали, что не знают, и таким образом всю тяжесть этой борьбы возложили на сына.

. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу;...

Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу;...

Воздай славу Богу, потому что ты исцелен Им, а не Иисусом Христом.

. ...мы знаем, что Человек Тот грешник.

Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть.

Когда Его нет, вы, нечестивцы, говорите так; а когда Он был и недавно спрашивал вас: «кто от вас обличает Мя о гресе?» (), то вы не могли ничего сказать, потому что истина заставила вас замолчать.

. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Отвеща убо он и рече: Аще грешен есть, не вем; едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу.

Слова: «аще грешен есть, не вем» – он сказал не потому, чтобы сомневался, но потому, что этим видом как бы хотел отвергнуть такую клевету сомневающегося. Дальше он яснее показывает это, говоря: «вемы же, яко грешники не послушает» ().

. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?:

Реша же ему паки: что сотвори тебе? како отверзе очи твои?

Опровегнутые на всех пунктах и не достигнув ничего, они опять возвращаются к первому вопросу. Поэтому исцеленный, обличая их, отвечает без боязни, совершенно свободно.

. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали;...

Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте;...

– вы не поверили.

. ...что еще хотите слышать?...

Что паки хощете слышати?...

Для чего вы опять желаете слышать?

. ...или и вы хотите сделаться Его учениками?

Еда и вы ученицы Его хощете быти?

Словами: «еда и вы», показал, что сам он уже ученик, и смело заявил об этом, не боясь ярости их. Насколько сильна истина, делающая мужественными всех, которые избрали ее, хотя бы они были слишком боязливы, настолько же, наоборот, бессильна ложь, делающая робкими даже тех, которые были мужественными.

. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

Они же укориша его и реша ему: ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы.

Но даже и не Моисеевы: если бы вы были учениками Моисея, то были бы учениками и Иисуса Христа. «Аще бо бысте веровали Моисеови, – сказал , – веровали бысте [убо и] Мне» ().

. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть ,

откуда Он послан; но в различных местах Он говорил вам, кто свидетельствует о Нем именно – Иоанн, дела, которые Он творит, и Отец Его – Бог. Притом же, о Моисее вы слышите только, но не видите, а о делах Его вы не только слышите, но и видите их; а вы знаете, что глазам больше нужно верить, чем ушам.

. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

Отвеща человек и рече им: о сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои.

Это и удивительно, что будучи для вас неизвестным и не пользуясь славой, Он открыл мне глаза и совершил такое чудо. Если бы Он был известен вам и знаменит, это не настолько было бы удивительно. Вероятно, Он какой-то великий человек, хотя вы и не знаете, откуда Он.

. Но мы знаем, что грешников не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

Вемы же, яко грешники не послушает; но Аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает.

Обрати внимание на его сообразительность: как прекрасно он доказывает и усиливает свою речь. Без сомнения, у него просвещены были не только внешние глаза, но и внутренние. Когда иудеи выше сказали: «мы вемы, яко Человек Сей грешен есть» (), тогда он в форме, выражающей как бы некоторого рода сомнение, отверг их слова; а теперь, набравшись смелости, доказывает, что Он не только не грешник, но даже почитает Бога и исполняет волю Божию. Он все еще смотрел на Иисуса Христа, как на человека, как мы выше сказали. «Грешники не послушает» , т.е. для совершения таких чудес.

. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже ,

ничего такого. Ослепшему некоторые другие открывали глаза, но слепорожденному никто, никогда. Величие чуда показывает, что совершитель его есть какое-то Божественное Лицо. Кто совершает чудо больше всех тех чудес, какие совершаются людьми, Тот Сам больше всех людей.

. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?:

Отвещаша и реша ему: во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши?

Они не вынесли очевидного изобличения и блистательной победы противника, но когда все лукавство их было обращено на их же голову, в негодовании говорят: «во гресех ты родился еси весь» , т.е. грешник ты от начала, с первого момента своего существования. Они безрассудно полагали, что человек родился слепым за какие-то грехи, чем ясно показывает, что он грешник. Но если бы даже он был и грешник, однако следовало бы согласиться с его словами, если они были справедливы: что же нелепого он сказал?

. И выгнали его вон.

И изгнаша его вон.

Отлучили от синагоги этого проповедника истины, как ученика Иисуса Христа. Так как они не могли унизить чуда, а напротив, своим тщательным расследованием еще более разгласили о нем, то теперь обращают весь свой гнев на исцеленного.

. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

Услыша Иисус, яко изгнаша его вон, и обрет его, рече ему: ты веруеши ли в Сына Божия?

Приходит, чтобы еще больше облагодетельствовать того, который был отлучен ради Него, и дарует ему самое высшее благо – узнать Его и сделаться истинным учеником Его. Сказал: ты, в отличие от тех, которые не веровали.

. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

Отвеща он и рече: и кто есть, Господи, да верую в Него?

Воодушевился этот человек, как готовый уверовать, и хочет узнать, кто этот Сын Божий. Он еще не знал, Кто говорит с ним теперь.

. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть.

«Видел еси Его» не прежде, но теперь. И не сказал : «Я Тот, Который открыл тебе глаза». Он желал показать готовность уверовать этого человека, как для пользы присутствовавших, так и посрамления тех, которые много слушали Его учение и видели много чудес, однако не уверовали еще. Услышав только слова: «и глаголяй с тобою Той есть» , – он тотчас уверовал, слова Иисуса Христа тотчас же тронули его душу, и, найдя ее доброй, подвинули к познанию и вере. Смотри:

. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему.

Поклонился и этим подтвердил, что уверовал.

. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

И рече Иисус: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут.

Выше () сказал: «не посла бо Сына Своего в мир, да судит мирови» ; но здесь под судом Он разумеет осуждение: «Для осуждения некоторых, – говорит Он, – Я вочеловечился». И поясняя эти Свои слова, Он прибавляет: «да не видящии...» , т.е. чтобы те, которые кажутся слепыми по уму, вследствие незнания Писаний, увидели свет истины, так как вера в Меня откроет их духовные глаза, – с другой стороны, чтобы те, которые считаются видящими, как знающие Писания, оказались невидящими, так как неверие закроет им внутренние их глаза. И здесь слово: "да" (ἵνα ) нужно понимать не в смысле причины, так как не для того пришел, «да видящии слепи будут» , но в смысле указания на то, что произойдет, именно – что не видящие смогут увидеть, а видящие ослепнуть, – как и выше об этом уже сказано было. Или: «на суд Аз в мир сей приидох...» , сказано вместо: для различения, для разделения одних от других, чтобы стало очевидным для всех прозрение одних вследствие доброй воли и ослепление других вследствие злой.

. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему:...

И слышаша от фарисей сия сущии с ним, и реша Ему ,

т.е. те, которые иногда были с Ним, а иногда отставали, или же здесь разумеются просто те, которые случились в то время. Некоторые из фарисеев следовали за Иисусом Христом для того, чтобы смотреть и слушать, что Он делает и говорит.

. Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха;...

Рече им Иисус: Аще бысте слепи были, не бысте имели греха ,

именно – неверия; вы могли бы сказать в свою защиту, что не видели чудес.

. ...но как вы говорите, что видите,...

Ныне же глаголете, яко видим,...

Вы говорите это, но не Я. Если бы вы видели, то поверили бы тем чудесам, которые Я совершаю перед вами. Только вам так кажется, что вы видите, а на самом деле вы не видите, будучи ослеплены умом. Ум видит и ум слышит, а все остальное слепо и глухо, говорит пословица.

. ...то остается на вас.

Грех убо ваш пребывает ,

остается без прощения, потому что, говоря, что видите, и не видя, вы самовольно ослепляете себя завистью и лукавством. Таким образом показал, что телесное зрение, которым фарисеи так гордятся, само осуждает их. Вместе с тем Он утешал этим прозревшего слепца и еще более укрепил в нем веру. Но чтобы иудеи не сказали: «Не потому мы не верим в Тебя, что не видим, а потому, что Ты обольщаешь народ», – Иисус Христос показывает в притче, что Он не обольститель, а Пастырь. Сначала Он излагает признаки обольстителя и губителя, а затем Пастыря и Спасителя, чтобы по ним можно было узнать, обольститель ли Он, или истинный Пастырь.

1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства, -


влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.


2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства -



3. Невыполнение законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции об остановке транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, -


влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.




Комментарии к ст. 12.25 КОАП РФ


1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также установленный порядок управления. Комментируемая статья состоит из двух частей.

2. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Пункт 2.3.3 указанных Правил обязывает водителей транспортных средств предоставлять транспортные средства сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшие лечебно-профилактические учреждения в случаях, угрожающих их жизни. Соответствующие полномочия закреплены в Федеральных законах от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ст. 13), от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (с изм. и доп.) (ст. 15), от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изм. и доп.) (ст. 13), Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп.) (ст. 39). Невыполнение водителем указанных обязанностей образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 данной статьи.

4. Правонарушение, предусмотренное ч. 2, посягает на предоставленные сотрудникам полиции Федеральным законом "О полиции", Положением о ГИБДД МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711, полномочия по остановке транспортных средств. Обязанность водителей выполнять соответствующие требования сотрудников полиции зафиксирована в п. п. 1.2 и 1.3 Правил дорожного движения. Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства образует собой оконченное правонарушение. При этом Законом предусмотрена возможность преследования транспортного средства с использованием работником полиции для его остановки табельного оружия.

5. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств.

6. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения предполагают наличие у виновного прямого умысла.

7. Рассмотрение дел о правонарушениях отнесено к компетенции начальника ГИБДД, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя (ст. 23.3).

Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

На расширенном заседании коллегии МВД России в ходе подведения итогов основных направлений деятельности было отмечено улучшение в целом ситуации на дорогах, о чем свидетельствует сокращение числа ДТП, а также раненых и погибших в них. Это явилось продолжением устойчивой положительной динамики. Начиная с 2013 года смертность на российских дорогах снизилась более чем на четверть .
Количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчете на 100 тыс. населения ("социальный риск") составило по итогам 2016 года 13,8 усл. ед. (по итогам 2015 года - 15,8 усл. ед., 2012 года - 20 усл. ед.).
Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, также сократилось и составило 20,3 тыс. человек (в 2015 году - 21,3 тыс. человек, в 2012 году - 28 тыс. человек).
Сократилось число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях за 2016 год (710). По итогам 2015 года этот показатель составил 737 человек, по итогам 2012 года - 940 человек .
Такие результаты достигнуты за счет комплексного воздействия на причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, повышения дисциплины водителей транспортных средств и пешеходов в результате расширения пропагандистского влияния на них и усиления ответственности за нарушения Правил дорожного движения, совершенствования системы оказания помощи пострадавшим.
Выступая на указанной коллегии, Президент РФ В.В. Путин отметил, что хамство на дорогах, создание угрозы для жизни людей должны пресекаться не только силой закона - здесь важна принципиальная позиция всего общества.
Конец второго тысячелетия и начало нынешнего характеризуется не только сменой ориентиров развития нашего общества в политико-экономической и социально-правовой сферах, но и резким осложнением криминальной ситуации в стране. Радикальные социально-экономические реформы, начавшиеся в 90-х гг. прошлого столетия, сопровождались массовым проявлением крайнего неуважения к правопорядку и правам личности. Правовой нигилизм и ставка на силовое решение конфликтных ситуаций вызвали такое увеличение количества правонарушений, которого Россия еще не знала. Недоверие к деятельности правоохранительных органов перерастало в дискуссию в средствах массовой информации о возможности невыполнения требований сотрудников милиции (полиции), оказание им якобы законного сопротивления в случае предполагаемого нарушения прав человека. В настоящее время мы пожинаем плоды этого неспокойного периода становления правового государства.
КоАП РФ устанавливает нормы, предусматривающие ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. ст. 12.25, 12.26, 17.7, ч. 1 ст. 19.3, ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).
Проведем анализ возникающей конкуренции двух норм КоАП РФ: ч. 2 ст. 12.25 и ч. 1 ст. 19.3.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется в том числе право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
На практике нередки случаи невыполнения водителями транспортных средств указанного требования сотрудников полиции. В оправдание водители обосновывают свои действия следующим образом:
принял решение не останавливаться, поскольку требование об остановке было произведено на неосвещенном участке дороги или человеком, принадлежность которого к полиции он не успел рассмотреть;
не смог остановиться в указанном месте, т.к. это было бы грубым нарушением ПДД.
Однако значительно чаще имеет место сознательное невыполнение водителем требования сотрудника полиции остановиться с целью избежать наказания за совершенное правонарушение.
В случае невыполнения водителем транспортного средства требования об остановке сотрудник полиции принимает меры по преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.
Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности .
Если после преследования водитель останавливается, то в соответствии с частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства он будет привлечен к административной ответственности.
Кодекс об административных правонарушениях содержит в себе схожую по составу норму, предусматривающую ответственность правонарушителя в случае невыполнения законного распоряжения сотрудника полиции, а именно ст. 19.3 КоАП РФ.
И в том и в другом случае объективная сторона правонарушения заключается в неповиновении водителя транспортного средства законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного невыполнения этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия либо воспрепятствовании исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции. При этом имеют место исключительно законные распоряжения (требования), отданные в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в соответствии с установленной процедурой.
Однако в случае применения ст. 19.3 КоАП РФ санкция составляет административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, а ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Таким образом, одни и те же действия правонарушителя, выразившиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудников полиции, получают совершенно неравнозначную оценку. При этом законодателем не принимается во внимание и не дается надлежащая оценка того, что в случае невыполнения требования об остановке транспортного средства водитель управляет источником повышенной опасности, в связи с чем пресечь противоправные действия данного лица значительно сложнее.
Чаще всего в ходе длительного преследования (которое может длиться со скоростным режимом 100 и более км/ч до момента остановки транспортного средства из-за отсутствия топлива и час, и два, и более) водитель, с целью скрыться от сотрудников полиции, нарушает иные нормы Правил дорожного движения, вследствие чего он дополнительно привлекается к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (например, ст. ст. 12.8, 12.9, 12.12 и т.п.).
Указанными противоправными действиями водитель транспортного средства, осознавая, что его действия пытаются пресечь сотрудники полиции, осуществляющие преследование на служебном автомобиле со специальными опознавательными знаками и сигналами, продолжает совершать опасные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудников полиции и других участников дорожного движения, а именно водителей и пешеходов. Таким образом, правонарушитель показывает пренебрежительное отношение как к своей жизни и здоровью, так и к жизни и здоровью иных участников дорожного движения.
Нередки случаи, когда последствием данных необдуманных действий водителя, находящегося в состоянии опьянения, становятся аварии с причинением вреда здоровью, вплоть до смертельного исхода.
При этом средства массовой информации часто ставят на обсуждение вопрос о необходимости и целесообразности действий сотрудников полиции, осуществляющих преследование. Пункт 11 ст. 12 ФЗ "О полиции" обязывает пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности при определенных Уголовным кодексом Российской Федерации условиях повлечет за собой уголовную ответственность за халатность. В связи с этим обсуждение вопроса о правильности действий сотрудников полиции в данном случае является бессмысленным.
Между тем у потенциальных правонарушителей появилось дополнительное основание не выполнять законные требования сотрудников полиции и пытаться от них скрыться. С 1 июля 2015 г. вступила в силу ст. 264.1 УК РФ , предусматривающая ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4, 6 ст. 264, ст. 264.1 УК РФ.
То есть водитель, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения, при этом привлеченный к административной ответственности за данное правонарушение, в соответствии со ст. 264.1 УК РФ будет правомерно и обоснованно привлечен к уголовной ответственности. Несомненно, часть правонарушителей попытаются уйти от заслуженного наказания, попытавшись избежать ответственности. Ведь на чаше весов стоит вероятность скрыться от сотрудников полиции и избежать уголовного наказания в случае повторного управления автомобилем в состоянии опьянения.
Конечно, имея перед собой такие перспективы, правонарушитель попытается скрыться, не думая о последствиях своего опасного поведения.
Таким образом, с целью устранения конкуренции рассматриваемых статей КоАП предлагается два возможных решения рассматриваемого вопроса:
1. Исключить ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, как дублирующую норму ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
2. Изменить санкцию ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Библиография

1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева // http://kremlin.ru/events/president/news/54014.
2. Уточненный годовой отчет МВД России за 2016 год о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" // https://xn--blaew.xn--plai/upload/sitel/document_file/godovoy_otchet_2016.pdf.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
5. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" // Российская газета. 07.07.2009. N 122.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

References (transliterated)

1. Vystuplenie Ministra vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii V.A. Kolokol"tseva // http://kremlin.ru/events/president/news/54014.
2. Utochnennyi godovoi otchet MVD Rossii za 2016 god o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoi programmy "Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodeistvie prestupnosti" // https://xn--blaew.xn--plai/upload/sitel/document_file/godovoy_otchet_2016.pdf.
3. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 N 195-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. 07.01.2002. N 1 (ch. 1). St. 1.
4. Federal"nyi zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ "O politsii" // Sobranie zakonodatel"stva RF. 14.02.2011. N 7. St. 900.
5. Prikaz MVD Rossii ot 02.03.2009 N 185 "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ispolneniya gosudarstvennoi funktsii po kontrolyu i nadzoru za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanii v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya" // Rossiiskaya gazeta. 07.07.2009. N 122.
6. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 N 63-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. 17.06.1996. N 25. St. 2954.



Просмотров