По какому параметру общество отличается от государства. Понятие общества, его отличие от государства. Что такое государство

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

Чем отличается общество от государства

Ответы:

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Похожие вопросы

  • у колли 3 кролика и 4 утки кур столько сколько кроликов и уток вместе. сколько кур у колли
  • Особенности строения голосеменных
  • Следователю сообщили, что злоумышленники прячутся в квартире, в номере которой есть цифра 6. В доме 75 квартир. Сколько квартир нужно будет обойти а 6 б 10 в 16 г 36
  • совпадает ли звук и обозначающая его буква в словах друг -г, рук - к и почему
  • Помогите пожалуйста 1-6 задания
  • помогите срочно нужно!!! Сообщение о театр юнного зрителя в Макеевке
  • сочинение про любимое блюдо
  • Нужен перевод текста после закорючки (черная такая). Перевод до нее у меня есть. Вот он: Привет, ребята, спасибо за ваши е-мейлы. Вы изучаете немецкий? Это здорово. Мы учим английский и французский. Учить немецкий трудно? Иногда это трудно и для немцев. Вы хотите знать о нашей школе и досуге в ней?. ОК, здесь немного информации: Нас 28 в классе и почти все делают совершенно разные вещи. Наш день выглядит так: с 8 утра до 15 или 16 часов в школе, потом мы идем домой. Надо делать уроки. Домашнее задание занимает, может быть, час, максимум два, а потом начинается свободное время. Но много времени у нас нет. Мы часто устаем, нам нужно просто расслабится. Время для хобби и друзей только по выходным. Многие занимаются спортом. Некоторые играют в футбол. Силке очень хорошо тренируется в Turbine Potsdam. Ее мечта: профессиональный футбол. Она хочет футболом зарабатывать деньги. Помогите прошу.

Раздел 1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1.1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Общество, страна, государство: сходство и различия

Общество выступает как система разнообразных общественных связей и общественных отношений. Общество - это сложнейшая, естественным путем сложившаяся социальная система, которая, в свою очередь, состоит из социальных сообществ.

Общество и человек неразрывно связаны между собой. Великий греческий философ Аристотель, называя человека общественным существом, тем самым подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невозможно. Общество выступает одно­временно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных потребностей человека. В соответствии с этими по­требностями в любом обществе существуют определенные струк­турные элементы - социальные институты:

1) институт семьи - обеспечивает воспроизводство человека;

2) институт экономики (производство материальных благ) - обеспечивает материальные средства существования;

3) институт образования и науки - обеспечивает получение, накопление и передачу информации;

4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы миро­воззрения, искусство) - удовлетворяет духовные потребности че­ловека;

5) институт управления (власть, государство, право) - обеспе­чивает безопасность и общественный порядок.

В разные периоды исторйческого развития общество прини­мало различные формы, изменялась его структура. Первобытное общество было социально однородным, оно не знало социальной стратификации. Институт управления был представлен влас­тью, которая имела неполитический характер (власть старейши­ны, вождя, народных собраний).

С переходом к цивилизованной форме существования общество становится социально неоднородным. В нем складываются отно­сительно самостоятельные устойчивые группы людей касты, со­словия, классы. Стратифицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабовладельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д. Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого об­щества в состоянии предотвратить только государственная орга­низация. Государство выступает как социальный институт, при­званный противостоять антисоциальным разрушительным силам, руководить выполнением общезначимых дел, обеспечивать внут­реннюю и внешнюю безопасность общества.

Термины «страна» и «государство» нередко используются в ка­честве синонимов. Но с точки зрения юридической науки эти по­нятия не являются тождественными. Понятие «страна» по своему содержанию шире, чем понятие «государство». Оно имеет не толь­ко правовое, но и географическое значение.


В правоведении термин «страна» употребляется в смысле тер­ритории, которая имеет определенные границы, пользуется го­сударственным суверенитетом или находится под властью друго­го государства. Исторически известны такие виды подвластных стран как колонии, подопечные территории. В наше время стра­нами нередко называют административные или автономные части государства. Например, страна Басков является составной частью Королевства Испания. В физической географии страна - это боль­шая территория, выделенная по географическому положению, рельефу, естественным условиям и ресурсам. Например, такой является горная система Карпаты-Татры, Западно-сибирская рав­нина и др. Границы географических стран и государств могут не совпадать. Например, территория горной страны Кавказ входит в состав нескольких смежных государств (Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Турция).

Термин «государство» применяется как тождественный терми­ну «страна» для обозначения совокупности людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной террито­рии власти. Этот же термин употребляется в сугубо юридическом смысле для обозначения организации политической власти, глав­ного института политической системы общества, который направ­ляет и организует с помощью норм права совместную деятельность людей, защищает их права и интересы.

Первый признак: Разделение население по территориальным единицам. В государственном обществе род не имел строго определённой территории, перемещался с одного места на другое. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку при государственном строе власть распределяется в зависимости от территории проживания. Государство имеет строго локализованную территорию на которой распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается граждан государства. Территория государства - пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:

n Земля и её недра, образующие её сухопутную территорию

n Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские воды, омывающие территорию данного государства

n Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией

n Объекты приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства)

От не государственных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что государство олицетворяет всё население страны, распространяет на него свою власть. Вся территория государства делится на административно-территориальные единицы: округа, провинции, области, районы. Их функции - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Второй признак: Публичная государственная власть. Аппарат власти управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей называют публичной властью. Аппарат власти состоит из особого слоя людей, основное занятие которых выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основной состав аппарата государственной власти - органы законодательной, исполнительной, суда, прокуратуры и др.

Основным признаком государства также является наличие аппарата принуждения, который состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки м т.д.

Власть существовала и в до государственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной государственной власти - она воплощается именно в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей из которых состоят органы управления и принуждения (государственный аппарат).



Третий признак: Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене, способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех правила поведения, устанавливать и обеспечивать правопорядок, определять права и обязанности граждан и юридических лиц. Верховестно государственной власти внутри страны обозначает:

n универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население

n государственная власть может отменить, не признавать любое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон

Четвёртый признак: Неразрывная связь государства и права. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть следовательно делает их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Пятый признак: Каждое государство характеризуется своими символами, отребутами, памятными датами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, традиции.


35. Относительная самостоятельность государства: понятие и виды.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.



Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства после Октября 1917 года подняться над уровнем экономической и социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Большинство людей склонны в разговорной речи отождествлять понятия «страна» и «государство», даже не задумываясь, одно ли и то же представляют собой эти термины. Конечно, они имеют нечто общее, но и различаются очень значительно. Далее в статье рассмотрим, чем отличается страна от государства и их основные черты.

Определения

Термином «страна» называют географический регион, который имеет строго определенные границы, пользуется государственным суверенитетом или находится под юрисдикцией иного государства, являясь его колонией. На ее территории проживает совокупность людей, называемая обществом.

Примером тому может служить Россия, на территории которой до семнадцатого года двадцатого столетия существовало царское правление - монархия, а после свержения строя - народное.

Заключение

Из всего вышесказанного становится ясно, что основными отличиями государства от страны являются: наличие у первого суверенитета, самостоятельности, верховной власти и созданных ею законов, а также различных формаций (зависящих от способа правления, политического режима и территориального устройства).



Просмотров