Конспект занятия «Пожарная безопасность» в подготовительной группе. Занятия в детском саду по пожарной безопасности

Валентина Ляленкова
Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила пожарной безопасности»

«»

Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста

Ляленкова В. В. – старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»

Цель : формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности . Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи :

Образовательные : Познакомить детей с правилами поведения при пожаре . Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров , и доступных средствах пожаротушения .

Развивающие : Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Развивать умение вызывать пожарного по телефону .

Воспитательные : Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Форма проведения занятия : коллективная.

Оборудование : электронная презентация, кроссворд

Ход занятия:

Ведущая : Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, вы определите сами. Я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать и сказать, о чем мы сегодня будем говорить.

1. Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

2. Вот маленький дом, пятьдесят сестричек в нем,

3. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (Пожарный )

4. В места огнеопасные

Спешат машины. (Красные - пожарные машины .)

О чем же мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы поговорим о пожарной безопасности .

Пожар – это великое бедствие для всего живого на планете. Не секрет, что большинство пожаров случается по вине людей. Немало несчастий происходит по вине детей – из-за пустого любопытства, неосторожного обращения с огнем или просто незнания. Для успешной борьбы с огнем требуется много знаний.

Сегодня у нас в гостях инспектор пожарной охраны Романов А . Он расскажет нам о правилах пожарной безопасности .

Беседа инспектора по пожарной безопасности .

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран.

Просмотр электронной презентации «Огонь – опасная игра»

Работа с кроссвордом.

Наши ребята выучили стихи об огне, о пожаре . Послушайте.

Не играйте дети со спичками,

И товарищам это скажите.

Никогда спички в руки не брать,

Чтоб нечаянно не пострадать!

Если что-то загорится,

К вам «пожарная » примчится.

Всем поможет, всех спасет

И огонь водой зальет.

Вот пожарная машина

По звонку от гражданина.

Быстро на пожар летит

И сиреною гудит.

Загорелся старый дом ,

Люди бегают кругом.

В «01» звонки летят,

А пожарные спешат .

Дом водою заливают,

Пострадавшим помогают.

Смело борются с огнем,

Все, успели – дом спасен!

Молодцы! Хорошие стихи вы знаете!

А теперь послушайте, что я вам расскажу об огне.

Огонь – он коварный! Никого не пощадит! С ним бороться очень тяжело! Нужно быть очень внимательными и аккуратными!

Запомните дети, вот эти слова :

Иногда огонь родится

Из пустого пустяка,

Иногда пожар случится ,

Но коснется лишь слегка,

А бывает, что беда

Жизнь сломает навсегда!

О чем мы с вами сегодня говорили?

Сейчас мы с вами повторим правила пожарной безопасности .

Правило № 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило № 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место . И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило № 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило № 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма . Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Чтобы не задохнутся дымом, намочи платок или другой материал водой и приложи ко рту.

Правило № 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило № 6 . Ожидая приезда пожарных , не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило № 7 . Когда приедут пожарные , во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Итог : Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила пожарной безопасности . Запомните их на всю жизнь, они могут вам пригодиться.

Наши ребята нарисовали рисунки на тему пожарной безопасности . Посмотрите, какая выставка у нас получилась.

Просмотр выставки детского творчества.

Награждение победителей.

Публикации по теме:

Беседа о правилах пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Беседа о правилах пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Согласно решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в нашем детском саду.

Конспект занятия по пожарной безопасности «Пожарная служба» для детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия «Пожарная служба» для детей старшего возраста. Цели: Формировать знания о появлении пожарной службы; закрепить знания.

Работа с лепбуком - Я вам загадаю загадку, а вы отгадаете ее и узнаете, о чем мы будем с вами говорить: Всех на свете я сильнее, всех.

Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Человеку друг огонь-только ты его не тронь» Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: "Человеку друг огонь - только ты его не тронь" Вид проекта: исследовательно.

Цель:
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Программные задачи :
формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
закрепить знания о причинах возникновения пожара;
формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; познакомить с огнём и его свойствами;
учить доказательно, выражать свои мысли;
развивать память, любознательность, логическое мышление, координацию движений, внимание, ловкость;
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание картин, обыгрывание
проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре, экскурсия в пожарную часть, заучивание стихотворений.

Материал: проектор; слайды; белый халат лаборанта; для опытов: глиняный или фарфоровый поднос, свеча, спички, пластиковая бутылка с горлышком в форме цветка, стекло, фарфоровая чашечка, стеклянная банка, тазик с водой; для эстафет: эмблемы, кегли, обручи, игрушки, 2 ведра, дуги; музыка соревновательного характера; мультфильм «Как вести себя во время пожара»; медали.

Ход: (Дети проходят в зал и садятся на стульчики перед проектором )

Воспитатель:
Знают взрослые, знают дети:
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека.

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. (с показом слайдов)
Пожары происходят, и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращались с огнем. При неосторожности с огнем люди получают ожоги и отравления.

А сейчас я вас приглашаю в экспериментальную лабораторию. (провести детей змейкой и посадить на скамейки ). Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. (одеваю белый халат и рассказываю детям о правилах поведения в лаборатории).

Опыт 1 . Зажигаю свечу. Когда я зажгла свечу, что вы увидели? (огонёк ) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (можно обжечься).
Посмотрите, что произойдёт с пластиковой бутылкой, если я подержу её над свечёй. (она начнёт плавиться и скручиваться ) Да дети, каждый лепесток свернулся и у нас получился красивый цветок. Но почему без взрослых проводить этот опыт нельзя? Как вы думаете, что может произойти, если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол? (пожар)
Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Опыт. «Пожары загрязняют воздух».
Зажигаю свечу, держу над пламенем стекло, затем фарфоровую чашечку. Это материалы, которые не расплавляются, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время будет видно почернение (покрылось копотью). Предлагаю детям (когда материалы остынут) коснуться пальцами почернения и убедиться, что оно пачкается.
Опыт показал, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Опыт называется «Огонь дышит».
Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек? (воздухом, кислородом) . Накрываю горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Так же как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой.
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться (его можно потушить ). Чего же боится огонь, нам сейчас расскажут дети:
1 ребенок: Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!
2 ребенок: Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.
Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!
3 ребенок: Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам.

Воспитатель: Так чего же, боится огонь? (воды, снега, песка, земли ).
Огонь приносит много бед, но есть такая профессия, которая считается самой опасной — Пожарный. Пожарные постоянно живут напряжённой, полной тревог и опасностей жизнью. (показ видеоролика: пожар со звуком, машина с пожарными и сиреной ).
Ребенок: За сутками сутки и ночью и днем
Готовы пожарные к битве с огнем
И нет на службе секунды для сна
Секунда у них, дорогая цена.
Едва о беде сообщит телефон
Помчится на выручку дивизион.

Воспитатель: Пожарный должен быть сильным, смелым, выносливым, ловким, здоровым, добрым. Мы с вами встречались с пожарными и знаем, что пожарные много занимаются спортом, тренируются, могут быстро подняться по лестнице на любой этаж.

А мы проведём свои учения . Дети делятся на 2 команды.
1 задание: «Спаси животных»: Пробежать между кеглями «змейкой», взять из обруча (в конце зала) игрушку, вернуться в свою команду.
2 задание: «Осторожно, огонь! » (сделать 2 костра) : Пробежать с ведром, перешагнуть через кубики, пролезть под дугой, «вылить воду» из ведра на огонь, вернуться назад бегом и передать ведро следующему.
Воспитатель: Все вы силы приложили
И пожар мы потушили
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло!
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть м/ф «Как вести себя во время пожара».

3 задание: Загадки. (отгадки на проекторе)
Выпал на пол уголек С огнем бороться мы должны –
Деревянный пол зажег. Мы смелые работники,
Не смотри, не жди, не стой, С водою мы напарники.
А залей его… .(водой). Мы очень людям всем нужны,
Без рук, без ног к небу ползет. (дым) Так кто же мы?. (пожарники) .
Если младшие сестрички Шипит и злится
Зажигают дома спички, Воды боится
Что ты должен предпринять? С языком, а не лает.
Сразу спички те (отнять). Без зубов, а кусает. (огонь)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе! — Продырявит море! (утюг)
Ребята, расскажите о правилах пожарной безопасности!

1 ребенок: Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ты о пожаре услыхал-
Скорей об этом дай сигнал!

2 ребёнок: Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

3 ребёнок: Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом-
Всё сгорит единым разом!

4 ребёнок: Сам огня не разжигай
И другим не позволяй:
Даже крошка-огонёк
От пожара не далёк.

5 ребёнок: Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.

6 ребёнок: Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Все ли выключил? Проверь!!!

7 ребёнок: Быть нельзя огня вблизи
Там, где краски, газ, бензин
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно»!

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили правила пожарной безопасности, и теперь, я надеюсь, вы будете не только всегда помнить, но и выполнять их.
Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнём
Обернётся пожаром и злом.
И правила должны всегда соблюдать,
И с огнём никогда не играть.
Награждение

Название: Конспект интегрированного занятия «Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй!»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, ОБЖ, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ д/с № 33
Месторасположение: город Новосибирск

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники. Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации


«Взрывы»

Занятие 10

Тема: взрывы

Классный час

Цель: объяснить учащимся причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала.

З а д а н и я:

1) Заполните два пустых блока схемы.

2) Распределите перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:

– горючие;

– трудногорючие;

– негорючие.

Строительные материалы для классификации:

ДВП битум мрамор пластмасса

металл древесина кирпич ДСП

бетон целлюлоза рубероид гипс

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя о взрывах как опасном факторе при пожарах.

Учитель . Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Взрывы подразделяют на образующиеся:

в твердой среде (сопровождаются разрушением и дроблением);

в воздушной среде (образование воздушной ударной волны);

в водной среде (образование гидравлической ударной волны).

Взрывы происходят в результате:

освобождения химической энергии взрывчатых веществ;

электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра);

механической энергии (извержение вулканов);

энергии сжатых газов (превышение пределов давления на стенки баллона, трубопровода).

Запишите о п р е д е л е н и е:

Взрывоопасный объект – это объект, на котором хранятся, используются, производятся и транспортируются вещества, способные при определенных условиях взрываться.

К взрывоопасным объектам относятся:

1) предприятия, производящие:

порох и другие взрывчатые вещества;

ракетное твердое топливо;

пиротехнические средства и составы;

2) предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности;

3) предприятия хлебопродуктовой и текстильной промышленности;

4) склады легковоспламеняющихся жидкостей, сжиженных газов;

5) склады вооружений.

С 90-х годов XX века произошло заметное увеличение числа взрывов криминального характера в целях устранения нежелательных конкурентов в политике, в бизнесе и др., вымогательства, убийства и совершения террористических актов.

2. К о м м е н т и р о в а н и е схемы.

Подтверждением этому может служить схема, в которой отслежены все случаи террористических актов и взрывов в Москве с 1995 г. по 2000 г.

Рассмотрите эту схему и скажите, какие наблюдаются общие черты в осуществлении террористических актов, какие объекты выбирают террористы для свершения своих злостных действий.

Схема 3

География московского терроризма

О б о з н а ч е н и я на схеме:

1. Взрыв памятника Николаю II в Тайнинском (1997 г.);

2. Взрывы в редакции «Московский комсомолец» (1995 г.);

3. Взрыв в гостинице «Интурист» (1999 г.);

4. Обстрел посольства США (1999 г.);

5. Попытка взрыва памятника Петру I (1998 г.);

6. Попытка взрыва автобуса на Беловежской улице (1996 г.);

7. Попытка минирования газового коллектора на Верейской улице (1996 г.);

8. Взрыв в тоннеле метро вблизи станции «Тульская» (1996 г.);

9. Взрыв жилого дома на Каширском шоссе (сентябрь 1999 г.);

10. Взрыв жилого дома на улице Гурьянова (сентябрь 1999 г.);

11. Взрыв здания МВД на Житной улице (1999 г.);

12. Взрыв в Манеже (1999 г.);

13. Взрыв синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке (1999 г.);

14. Взрыв в приемной ФСБ на Кузнецком мосту (1999 г.);

15. Взрыв троллейбуса на Страстном бульваре (1996 г.);

16. Взрыв синагоги в Марьиной роще (1998 г.);

17. Взрыв троллейбуса на проспекте Мира (1996 г.);

18. Взрыв автобуса в Останкине (1996 г.);

19. Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади (август 2000 г.)

Каждый взрыв уносит множество людских жизней.

Так во взрыве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе погибло 230 человек, в подземном переходе на Пушкинской площади в 2000 году погибло 12 человек, помещено в больницу 59 человек.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Каковы последствия взрыва?

Какой объект называют взрывоопасным?

Перечислите предприятия, которые можно отнести к взрывоопасным объектам.

Просмотр содержимого документа
«Действия школьников при пожаре»

Тема:

Цель:

Ход занятия

Учитель.

2) н

Н а п р и м е р:

В о п р о с ы и задания:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

Просмотр содержимого документа
«Запомнить надо твердо нам»

Занятие 5

Тема:

пожара в квартире

Цель:

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.

А н а л и з

Дети дают оценку поступкам.

Учитель.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель .

2. О б с у ж д е н и е

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е

1. Б е с е д а по вопросам:

2. О ф о р м л е н и е

Учитель

V. Итог занятия.

Учитель

Регулярно проверяйте (что?)

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

(к переключателям)

Просмотр содержимого документа
«Меры предосторожности по недопущению»

Занятие 5

Тема: Меры предосторожности по недопущению

пожара в квартире

Цель: учить детей осторожному обращению с огнем; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности; фрагменты компьютерных программ, видеофильмов и т. п.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.

А н а л и з конкретных воображаемых ситуаций:

Что ты скажешь, если со спичками шалят твои товарищи, маленькие дети?

Ты идешь и видишь, как ребята играют с огнем вблизи строений, на чердаках или в подвалах. Твои действия?

Что может произойти, если оставить незатушенный костер?

Ребята подожгли сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например, муравьи. Что произойдет с насекомыми?

Дети дают оценку поступкам.

Учитель. Вы убедились, что надо бережно относиться к природе, строго соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы избежать пожара.

Ребята, всегда помните об этих правилах и разъясняйте их своим товарищам. Тем самым вы окажете большую помощь своему микрорайону, людям, которые в нем живут, работникам пожарной охраны, а также таким путем вы защитите окружающую нас природу.

III. Беседа о мерах предосторожности по недопущению пожара в квартире.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель . С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы – человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

2. О б с у ж д е н и е иллюстрированных опасных ситуаций возникновения пожара в доме.

Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешены плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проводится обсуждение.

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е . Называются основные причины возникновения пожара в доме: игра детей со спичками, неправильное обращение с электроприборами и телевизором, электроплитой, газовыми плитами.

Показывается рисунок (или плакат), на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности.

Учитель или ведущий ученик называет число изображенных на рисунке нарушений и предлагает ребятам за 1–2 минуты назвать и показать их, а затем рассказать, какие меры предосторожности не были соблюдены.

В игре побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно. По окончании игры преподаватель должен подробно рассказать ребятам о том, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

IV. Закрепление темы занятия.

1. Б е с е д а по вопросам:

Можно ли оставлять включенный телевизор? Включенную электроплиту?

Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

2. О ф о р м л е н и е классного уголка пожарной безопасности.

Учитель . Предлагаем вам, ребята, оформить в классе уголок пожарной безопасности, так как правила пожарной безопасности очень важно знать каждому человеку, а их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество и даже собственную жизнь.

В заключение нашего занятия давайте перечислим и закрепим знание основных мер пожарной безопасности в квартире.

Правила поведения при возникновении пожара:

по возможности попытаться потушить пожар, пока он не распространился;

позвонить по телефону «01», сообщить характер возгорания и свой точный адрес;

сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ;

в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.

Для оформления классного уголка пожарной безопасности учащимся может быть предложена следующая работа: нарисовать рисунки, плакаты, листовки; описать опасные истории с огнем; подобрать пословицы, поговорки и мудрые высказывания об опасности пожаров; найти информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, произведениях художественной литературы; сочинить вымышленные истории, стихотворения о пожарах.

V. Итог занятия.

Учитель . Сформулируйте основные правила пожарной безопасности в доме. Я начну, а вы продолжите по цепочке.

Регулярно проверяйте (что?) … (сохранность электрических контактов и проводов).

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

Исключите доступ воды (к чему?) … (к переключателям) , чтобы предотвратить (что?) … (возможность короткого замыкания).

Никогда не оставляйте без присмотра (что?) … (включенную газовую горелку, электронагревательные приборы).

Просмотр содержимого документа
«Огонь и человек»

Занятие 8

Тема: Огонь и человек

Дидактическая игра

Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня.

Оборудование : рисунки, сюжетные картинки по теме; плакат к игре-лабиринту «Огонь и человек».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Рассказ учителя «Что нужно помнить при обращении с огнем?».

Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Только потом огонь стал служить человеку. Он обогревает его дом, работает вместе с ним на заводе.

Давайте вспомним, как правильно обращаться с огнем.

Помни, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнем неосторожно, он опять станет диким. Справиться с ним будет очень трудно. Причины пожара бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.

Помни – огонь не игрушка!

Если загорание небольшое и началось не от газовой плиты или от электроприбора, его можно залить водой. Если ты не можешь справиться с огнем сам, вызывай пожарных по телефону «01». Зови на помощь взрослых. Не пугайся и не пытайся спрятаться. Выходи на улицу, выводи с собой других детей, особенно малышей!

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.

Помни: при пожаре главное – защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.

Чтобы защититься от дыма – дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь!

III. Игра-лабиринт «Огонь и человек».

О п и с а н и е . Учитель обращает внимание детей на плакат с изображением макета обычной квартиры, представленного в виде лабиринта, предлагает принять участие в игре-лабиринте, в которой детям необходимо указкой определить правильный путь к спасению – выход из задымленного помещения квартиры. (Макет квартиры на плакате (размещение комнат, мебели, инвентаря, вещей и т. п.) учитель может изготовить по своему усмотрению).

Игра поможет сформировать четкие представления о правильном поведении в подобных ситуациях.

IV. Дидактическая игра «В гостях у Бабы Яги».

Цель : формировать у детей знания и умения осторожного обращения с огнем; познакомить с технологией разведения огня в печи и способами оказания первой помощи в случае угара (отравления угарным газом).

Учитель . Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге. Она просит вас помочь ей истопить печку.

И г р о в ы е з а д а н и я :

1. Разводим огонь. Как вы это сделаете?

2. Печка топится. Чем займемся?

3. Печка истопилась, огонь погас. Что ты будешь делать дальше?

4. Ты почувствовал себя плохо (угорел). Что нужно делать?

И н ф о р м а ц и о н н ы й р я д , помогающий в ответах:

Чтобы дрова быстро разгорелись, нужно правильно сложить дрова в печи: сначала положить бумагу, на нее щепки и бересту, а сверху – поленья; их складывают домиком (колодцем) или шалашиком.

Прежде чем поджечь дрова, убедись, что задвижка (вьюшка) дымохода открыта.

Не оставляй горящую печь или камин без присмотра! Уголек может упасть на лежащие рядом предметы и вызвать пожар.

После того как дрова прогорели и образовались угли, не закрывай трубу задвижкой, пока не исчезнут голубые огоньки.

Если ты закрыл вьюшку раньше, а на углях еще остались голубые огоньки, то ты можешь отравиться угарным газом (угореть). У тебя может болеть и кружиться голова, появятся слезы, тошнота, начнется рвота. В этом случае необходимо позвать на помощь взрослых, выйти на улицу, открыть все окна и проветрить помещение. Выпей молока, вызови врача, ложись в кровать.

Просмотр содержимого документа
«Первичные средства пожаротушения»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары -большая беда для человека»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары»

Занятие 9

Тема: пожары

Классный час

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по в о п р о с а м:

Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

Перечислите основные причины возникновения аварий.

С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала по теме.

1. И с т о р и ч е с к и е сведения.

Учитель . Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2–3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

превращают в пепел жилые и промышленные здания;

уничтожают лесные массивы;

уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. – пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

1977 г. – пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;

1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).

2. Б е с е д а по вопросам:

На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

3. О п р е д е л е н и е понятий «пожар», «горение».

Учитель . Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Оно сопровождается:

интенсивным выделением тепла;

выделением дыма;

световым излучением.

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

 дерево;

 бумага;

 бензин;

 керосин;

 газ и др.;

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

кислород воздуха;

 селитра;

азотная кислота;

 окислы азота;

3) источник воспламенения, которым может послужить:

 искра;

 пламя костра;

непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1

Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

 горючие;

 трудногорючие;

 негорючие.

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме на с. 38. Ознакомьтесь с этой схемой.

Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

Схема 2

По интенсивности пожары подразделяются:

на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

массовая застройка;

 лесной массив;

большое скопление горючих материалов;

огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

огнестойкости зданий;

плотности застройки;

характера местности;

 условий погоды.

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

 гостиницы;

спортивные сооружения;

 магазины;

образовательные учреждения;

 театры и др.

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

охлаждением водой;

специальными растворами;

углекислотой и другими средствами;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

быстрым повышением температуры;

задымлением помещений;

распространением огня открытым путем;

потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

сильное пламя, выбивающееся из окон, – признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

резкое падение высоты пламени из окон – признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

отсутствие выбросов пламени из окон – признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

большое количество густого дыма – признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара – дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Перечислите основные способы прекращения горения.

Охарактеризуйте процесс горения.

Что влияет на способ распространения горения?

Просмотр содержимого документа
«Причины возникновения пожара»

Занятие 1

Тема: причины возникновения пожара

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.

Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Вот лишь несколько типичных случаев:

1) Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.

2) Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.

3) Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.

Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.

Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.

Пожар – это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Вы помните, наверное, недавнюю трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

II. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.

2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.

3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.

4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.

5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).

6. Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к пожару.

7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

В о п р о с ы:

1. Были ли вы свидетелями пожара?

2. Какова была причина пожара?

3. Где у вас дома хранятся спички?

4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

IV. Итог занятия.

Учитель . Придумайте начало и конец рассказа.

Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер … (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.

Просмотр содержимого документа
«Условия и причины возникновения пожаров»

Занятие 11

Тема: условия и причины возникновения

пожаров и взрывов

Классный час

Цель: изучить с учащимися основные причины возникновения пожаров и взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала по вопросам:

Перечислите промышленные и хозяйственные объекты, относящиеся к взрывоопасным.

Как подразделяются взрывы?

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя с элементами беседы.

Учитель . Вспомните, какие условия сопутствуют возникновению пожаров и взрывов. (Ответы учащихся.)

Условия для возникновения взрывов и пожаров могут быть следующими:

наличие большого количества легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей;

присутствие источников воспламенения:

заводские факелы;

печи с огненным обогревом и др.;

проведение электросварочных и газосварочных работ;

наличие газовоздушных смесей.

О трагичности событий со взрывами свидетельствуют многочисленные факты. Приведем некоторые из них:

1990 г. – объемный взрыв газовоздушной смеси на производственном объединении «Ярославнефтеоргсинтез» (6 погибших, 12 че-ловек получили травмы);

1989 г. – в Башкирии взрыв газообразной смеси нефтепродуктов и воздуха (погибло 780 человек).

Какие причины приводят к пожарам и взрывам? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). К пожарам и взрывам приводят:

нарушение технологии производства;

нарушение правил перевозки пожароопасных и взрывоопасных веществ;

халатное отношение персонала к соблюдению правил безопасности.

Наиболее частыми причинами перерастания возгорания в пожар являются:

недостатки в проектировании зданий;

использование строителями легкогорючих и полимерных материалов (выделяются ядовитые газы);

недостатки в противопожарном оборудовании;

отсутствие запасных путей эвакуации;

несоблюдение правил пожарной безопасности;

неподготовленность людей (паника);

неисправность электропроводки и электрооборудования зданий;

курение (тлеющая сигарета имеет температуру 400 °С и может тлеть до 12 минут);

взрывы и пожары из-за утечки бытового газа.

Какие комфортные условия или неудобства мы имеем от пользования газом? (Ответы учащихся.)

80 % всех жилых домов в России газифицированы и таят три главные опасности:

опасность террористического акта (открытые газовые магистрали, проходящие по стенам домов);

высокая вероятность аварий газопроводов (60 % изношенности газовых труб);

утечка газа в быту.

2. С о с т а в л е н и е памятки «Ваши действия при обнаружении запаха газа».

Если почувствовали запах газа, то:

перекройте кран на трубопроводе, устройте сквозняк, позвоните в газовую аварийную службу по телефону «04»;

не включайте свет, а если он включен, выключите его;

предупреждая соседей, не пользуйтесь электрическим звонком.

Особую опасность вызывает ослабление внимания к вопросам безопасного хранения взрывчатых веществ в армии. Примеров тому достаточное количество, вот один из них:

1994 г. – начавшийся пожар на военном складе в Новонежино (Дальний Восток) уничтожил полностью склад. Бомбы рвались сутки и разлетались в радиусе до 4 км.

Не пытайтесь копаться в снарядах и бомбах или хранить их дома!

III. Итог занятия.

Назовите причины перерастания возгорания в пожар.

Какие действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе?

«Не шути с огнем!»

Цель : укрепление физического и психо - эмоционального здоровья детей, формирование навыков здоровьесбережения посредством соблюдения правил противопожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с трудом пожарных; обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара;

закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения;

Предложить рассмотреть иллюстрацию с изображением городскойкухни .

- Что забыли сделать хозяева, уходя из квартиры? (включен утюг, кипит чайник, горит газ).

- К чему это может привести?

2 остановка «Черный ящик».

Воспитатель показывает детям «Черный ящик» и предлагает отгадать, какой предмет там находится .

Чтобы не было огня

Воспитатель: если случится пожар, по какомутелефону надо звонить? (01)

выберите из карточек нужные цифры, расположите их правильно, беритетелефонную трубку и громко называйте номер, по которому вы звоните.

5 остановка «Лес»

Воспитатель: Ребята! Мы говорили о пожаре в квартире, в доме. А есть еще один дом, в котором:

Сосны до небес

Березы и дубы.

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки

Пригорки и низинки.

Мягкая трава

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух – чистый, чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.

Что это за дом? (лес).

Воспитатель: Итак, что же такое лес?

Лес – это общий дом для растений, животных, птиц. Мы в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушать жизнь его хозяев.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что делает мальчик в лесу? (разжигает костер в лесу).

Какой вред приносит огонь лесу? (Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей могут стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, погибают животные)

Воспитатель: А кому нужны деревья в лесу?

Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)

Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)

Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).

Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев) .

Воспитатель: Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся, сколько хочешь. Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни).

- Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски длямебели , дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).

Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

6 остановка

Игра «Запрещается - разрешается» дети с помощью сигнальных светофорчиков дают ответ:

- Бросать горящие спички, небрежно и беспечно обращаться с огнем;

- оставлять открытыми двери печей, каминов;

- использовать неисправную аппаратуру и приборы;

- пользоваться поврежденными розетками;

«01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию;

- Подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь взрослых;

Воспитатель: Я предлагаю заучить маленькое правило:

«Пусть помнит

каждый гражданин, пожарный номер «101».

Давайте вместе его повторим (дети повторяют).

- Молодцы, дети!

Воспитатель: Сегодня вы рассказали много полезного, интересного для себя. А сейчас я предлагаю вам пройти последнее испытание. На мольберте предметы, которые могут вызвать пожар. А все ли тут правильно, или есть лишние предметы? Надо найти лишние предметы и убрать их.

Подведение итогов.

- О чём мы с вами сегодня говорили?

- Какие правила мы должны знать?

- какойтелефон пожарной службы?

Молодцы, ребята, сегодня вы прошли много испытаний, со всеми легко справлялись, помогли Чебурашке узнать многое о пожаре, и как его не допустить.

Занятие по ОБЖ в старшей группе


Описание работы . Дети с помощью игры учатся использовать имеющие знания о огне и пожаре,учатся оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами пожарной безопасности
Материал полезен для воспитателей,учителей начальной школы. Данный конспект использован как итоговое занятие по пожарной безопасности. Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по противопожарной безопасности в старшей группе.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров;
Развивать умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Развивать двигательные умения в нетрадиционных условиях;

Предварительная работа:
1 Чтение произведений: С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
2 «Рассматривание плакатов и бесед о пожарной безопасности», «О приборах и предметах пожарной безопасности в детском саду».
3. Дидактические игры: «Горит – не горит», «Диалоги по телефону 01», «Если возникает пожар».
Материалы и оборудование: Карточки по пожарной безопасности; оборудование для эстафеты: телефонные аппараты,марлевые повязкиРаздаётся стук в дверь.
Ход занятия.
Воспитатель:
Кто-то в нашу дверь стучится,
А войти сюда боится.
Я пойду и погляжу.
Всё потом вам расскажу.
Идёт к двери, заглядывает за неё, говорит детям.
Ведущий:
Звонко хлопайте в ладоши!
Заглянул к нам друг хороший.

Под музыку входит Кот Базилио
Мяу, здравствуйте, ребятишки,девчонки и мальчишки.
Узнал я, что у вас в детском саду проводится неделя пожарной безопасности. Поскольку сам, я очень боюсь огня, вернее не боюсь, а опасаюсь, поэтому решил к вам зайти и узнать о пожаре.
Воспитатель.Ребята,а давайте расскажем Коту,все,что мы знаем,о пожаре и как себя вести (ответы детей).
Кот Базилио.Значит, вы не варите обед, не включаете свет, в походах не разводите костёр? Как вы считаете, огонь - это друг или враг для людей?
Ребенок.Знают все - человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло!
Человеку друг - огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
Ведущий: Ребята,а скажите, что надо делать самое первое, если случился пожар? Самое первое - позвонить по телефону. Назовите мне номер телефона пожарной охраны. Вы знаете, где расположен телефон в нашем детском саду? А что нужно сказать по телефону пожарным? (Адрес, что случилось.)
Если вдруг произошла с тобой беда,
Если в доме появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда
Набери по телефону 01.
И скажи скорее адрес полный твой,
А давайте сейчас покажем, как вы себя будете вести, если вдруг у вас случился пожар.
Игра. «Сообщи о пожаре» выходят двое детей один подбегает, берет трубку, набирает номер,другой ребенок берет трубку и они разговаривают.Ребенок сообщает нужную информацию. (Как зовут, что случилось, адрес.)
Кот Базилио. Ребята, при пожаре в помещении опасен не только огонь, но и дым. Чем опасен дым?
Чтоб не допустить беды,
Правила запомни ты:
Не прячьтесь при пожаре, опасен очень дым,
Из дома выбирайтесь, звоните 01.
Для того, чтобы в дыму было легче дышать, нужно взять любую ткань, тряпочку, смочить её и приложить к носу и рту.
Игра «Пробеги через задымленное помещение, закрыв рот смоченной тряпочкой» .
Игра. «В комнате дым и огонь и нам нечем дышать» А давайте представим: в комнате огонь вы испугались.Прячьтесь все от огня, залазьте под стулья, под кровати,под столы. Спрятались? Огонь все сильнее, дыма всё больше, пожарные уже едут, а отдыма уже ничего не видно, и в комнату заходит пожарный, чтобы посмотреть есть ли кто, (заходит ребенок) Пожарный ходит по комнате - никого нет, он никого не нашел, вы же спрятались, он уходит,а что случится с детками?
Дети, помните! Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении, не забивайтесь в углы, шкафы; зовите на помощь
Кот Базилио. Ребята, а это что за значок. На нём изображена молния. Как вы думаете, что он обозначает?.(Ответы детей)
Воспитатель. Если видите где-нибудь такой знак, будьте осторожны. Это - электричество. А можно электричество тушить водой? Электричество - это очень опасно. А при пожаре опасно вдвойне, потому что водой, как обычный огонь, его тушить нельзя. Для этого может подойти песок, одеяло,которым засыпают пламя, если не отключен свет.
А теперь ответьте, чем можно потушить горящую бумагу? А горящую занавеску? А горящий карандаш? А телевизор? А утюг? А электрочайник, если нет возможности его отключить? Молодцы, всё запомнили!
А теперь давайте поиграем. Вы подбегаете выбираете картинку и ищете чем её потушить.
Игра. Потуши огонь. (На стенде картины с горящими предметами,рядом картинки с предметами тушения,надо подобрать средство тушения к горящему предмету)

Воспитатель.
А сейчас для вас - загадки.
Чтоб семью не огорчать,
Нельзя со спичками(играть)
Если ты идёшь гулять,
Приборы надо.(выключать)
Если младшая сестрички
Зажигает дома спички,
Что ты должен предпринять?
Спички сразу же.......(отнять)
Как ножка воробьиная тонка,
Скользит она по стенке коробка.
Скользнёт и высечет огонь.
Когда горит – её не тронь!
Играть с ней – скверная привычка.
Опасная игрушка - ....(спичка)
Чтоб огонь скорей тушить,
Знает каждый житель,
Надо быстро применить(огнетушитель)
Воспитатель Ребята,давайте еще раз повторим правила пожарной безопасности,чтобы Кот Базилио их запомнил.

Итог,что же вы узнали о огне и пожаре?

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч

Просмотров