Что такое Норма? Значение и толкование слова norma, определение термина. Значение слова «норма

Что такое Норма? Значение и толкование слова norma, определение термина

1) Норма - (от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.

2) Норма - (от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах.

3) Норма - (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах) , а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта) . Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно " табу " культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть) , Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н. Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация) . В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. В.Л. Абушенко

4) Норма - (norm) - стандарт (правило) , регулирующий поведение в социальной обстановке. Идея о том, что социальная жизнь как упорядоченный и непрерывный процесс зависит от оформленных ожиданий и обязательств, широко распространена в социологических подходах, хотя одни придают ей большее значение, чем другие. Ддя Дюркгейма общество теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние на развитие современного функционализма, особенно на творчество Парсонса, где понятие нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества - от действий индивидуумов в повседневной жизни (например, в манерах поведения за столом или в классе) до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению (см. Девиация) . В других социологических подходах выделяются скорее правила, чем нормы, либо власть и принуждение.

Норма

(от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.

(от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах.

(лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах) , а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта) . Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно " табу " культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть) , Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н. Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация) . В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. В.Л. Абушенко

В словаре Даля находим такое определение:
НОРМА ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность.
Нормальный вес, мера, принятые за общее где либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры. Нормальная, в математике прямая черта, проходящая через точку касания и отвесно к касательной.

В первой части статьи из словаря дается житейское определение нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.

После такого определения, лично у меня «не норма» начинает вызывать симпатию, а вот «нормальным» приспособленцем быть совсем не хочется, впрочем, тут со мной согласятся многие. Так старый психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посред¬ственности».

Согласно Ч. Ломброзо, «нормальный человек - это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый, ува¬жающий всякую власть, домашнее животное». М. Ферри сравнивал нормального человека с готовым платьем, которое продают в больших магазинах.

В эпоху глобализации и унификации, стирания различий между культурами теряют свое значение и представление о норме, с точки зрения культурного релятивизма, т.е. о том, что норма определяется культурой и в рамках каждой отдельно взятой общности представление о норме свое.

Однако и посей день, есть определенная культурная специфика, например, многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением.

В то же время нельзя не учитывать, что представление о норме в обществе со временем меняются так отношение к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас может даже рассматриваться как вариант нормальных сексуальных отношений.

Еще большее удивление вызывает изменение представления о норме во внешности людей: сейчас длинные волосы у молодых людей, брюки на девушках уже никого не шокируют, а ведь всего лет 25 в нашей стране все было совсем по другому. Меняются нравы, меняется и представление о норме. Большая родовая семья вплоть до двадцатого века- норма, ее сменяет нуклеарная семья, а в настоящее время в Европе институт семьи и вовсе терпит крах. Изменению «норм» в совершенно разных сферах жизни просто нет числа. Может быть подобная подвижность и породила следующее видение нормы.

С точки зрения современной экзистенциальной психологии и философии каждый человек – норма сам для себя. Экзистен¬циалисты упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитив¬ного проникновения, творческого сопереживания для его познания.

Понятие норма и патология таким образом практически уничтожались, поскольку каждый индивид провозглашался уникальным и собственно нормальным относительно себя самого.

Такая трактовка понятия нормы произвела революцию в психиатрии в 60е годы, значительно гуманизировала отношение к больным, собственно именно благодаря этому в настоящее время в большинстве стран в психиатрических клиниках мы не увидим картину, напоминающую «Полет над гнездом кукушки».

Но такой подход вызывает массу вопросов и возражений « А как же психи, убийцы, насильники? Бред, галлюцинации?» А на это есть уже традиционный подход психиатрии: отделение от плевел: нет симптома- нет проблем, не снимая полностью проблему нормы, но, очерчивая круг, в котором следует искать специфику нормы. Но с человеком как всегда не все так просто, слишком сложно мы устроены.

С точки зрения психоанализа степень нормальности определяется степенью осознанности, а также уровнем контроля.

В психоанализе есть интересный термин: «тестирование реальности»,- то насколько мы способны адекватно оценивать реальность, проверять ее на зуб, существовать в ней и давать себе отчет за собственные поступки в той мы и являемся нормальными.

Юнг предлагает несколько другое видение нормы - стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии. Однако обоим авторам мы можем возразить: осознание собственных действий, жесткий контроль,- разве не губит индивидуальности и не превращает, в своих крайних формах, человека в автомат?
А стремление к гармонии, к нирване, в конечном счете, не есть ли это стремление к покою, к нирване и к смерти?

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что о том, что такое норма никто так и не договорился: специалисты делают выводы на основе негативного психиатрического определении, опыта и интуиции, а простые смертные, руководствуясь собственными житейскими представлениями, теми стереотипами, которые дарит общество и культура.

Поэтому какого-то панка с ирокезом свой собрат-панк оценит как нормального, еще и похвалит, бабушка-пенсионерка оценит как ненормального, руководствуясь стереотипами и статистическим определением нормы, а врачу для того чтобы сделать вывод может быть потребуется панка госпитализировать и обследовать.

Человек настолько нормален, насколько он способен сопереживать другому, способен к дружескому открытому общению и, в то же время, к существованию в одиночестве, к творчеству и саморазвитию, настолько, насколько он способен осознавать собственные поступки и нести за них ответственность.

Каждый человек и соответственно его видение мира уникально и достойно уважения, в каждом живет индивидуальность и способность к творчеству, скрытая порой за тем самым постоянным приспособлением к реальности, в погоне за которым мы и теряем себя.

А что для вас есть норма? И можно ли определить, что таковой является?

Норма

но рма , нормы, жен. (лат. norma).

1. Узаконенное установление. Правовые нормы.

| Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма поведения. Выйти из нормы. Это не норма, а исключение.

2. Установленная мера, размер чего-нибудь. «Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.» Конституция СССР . Норма суточной выработки.

| Средняя, обычная величина, размер чего-нибудь. Норма выпадения осадков. Норма атмосферного давления.

| Величина, выражающая отношение между чем-нибудь. Норма прибыли (в капиталистическом производстве - отношение прибавочной стоимости к затраченному капиталу; экон. ). Норма заработной платы (в капиталистическом производстве - отношение номинальной заработной платы к стоимости рабочей силы; экон. ).

3. Сокращенное заглавие книги, даваемое мелким шрифтом на первой странице каждого печатного листа внизу с левой стороны (тип. ).

Современный экономический словарь. 1999

НОРМА

(лат. norma)

1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий;

2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции.

Словарь лингвистических терминов

Норма

Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) норма. Лексическая норма. Морфологическая норма. Синтаксическая, норма.

Норма - категория историческая: будучи в известной мере устойчивой, стабильной, что является основой ее функционирования, норма вместе с тем подвержена изменениям, что вытекает из природы языка как явления социального, находящегося в постоянном развитии вместе с творцом и носителем языка - обществом. Известная подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в определенные временные отрезки не один-единственный регламентированный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая (ср. одинаково допустимое произношение прилагательных на -гий, -кий, -хий или глаголов на -гивать, -кивать, -живать как с твердыми, так и с мягкими заднеязычными; двоякое ударение в словах иначе, мышление, творог и др.: дублетные формы типа много народу - много народа, чашка чаю - чашка чая и т. д.). Существование норм литературного языка не исключает также параллельного существования языковых вариантов, связанных в своем возникновении с наличием в сложной системе языка отдельных его разновидностей - функциональных стилей, среди различительных черт которых могут фигурировать и вариантные формы (ср. книжные и разговорные формы типа цехи - цеха, в бтпускв -вотпуску, обусловливать - обуславливать и др.). Возникающее в связи с этим многообразие в единстве не разрушает самой нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств в стилистическом плане.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Норма

(от лат. правило, образец)

1) предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки; норма выражает то, что существует или должно существовать во всех случаях, в противоположность закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может и нет;

2) узаконенное установление; установленная мера.

Фразеологический словарь русского языка

Норма

В норме - в обычном, нормальном состоянии

Войти (или прийти ) в норму - прийти в обычное, нормальное состояние

Словарь социолингвистических терминов

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Норма

правило, мера, образец; отсюда: нормальный, соответствующий правилу или образцу; также обыкновенный, средний.

Словарь антонимов русского языка

Норма

аномалия

ненормальность

неправильность

отклонение

патология

преступление

отклонение от нормального

Словарь экономических терминов

Норма

(от лат. norma )

1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий;

2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Норма

Норма

♦ Norma

На латыни norma означает «наугольник». Норма, поясняет Кангилем (***), это «то, с помощью чего выпрямляют, распрямляют, выравнивают» («Норма и патология»). Норма указывает на то, каким что должно быть, и позволяет судить, так ли это на самом деле.

Слово «норма» может служить синонимом слов «правило», «идеал», «ценность». Если попытаться придать этому понятию более строгий смысл, то следует выделить его обобщающий характер. Норма – это общий род, отдельными видами которого являются правила, идеалы и ценности. По этой причине слово «норма» выглядит достаточно расплывчато, что, с одной стороны, делает его весьма удобным, а с другой – создает определенные трудности. Выигрывая в широте значения, термин с необходимостью утрачивает строгость толкования.

Жорж Кангилем (1904–1995) – французский философ и врач. Учился вместе с Сартром. Возглавлял Институт истории науки. Автор трудов «Познание жизни», «Этюды по истории и философии науки», «Идеология рационализма в истории наук о жизни».

Толковый переводоведческий словарь

Норма

принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Норма

Узаконенное установление, обязательный порядок; правило, образец; Н. поведения; правовая Н. - установленные государством обязательные юридические правила, порядок общего характера в виде закона, указа, постановления и т.п. в той или иной области.

Существующая, установленная мера; средняя величина, условная единица измерения; Н. выработки - количество продукции в натуральном выражении, установленное для производства в единицу времени при определенных условиях труда; Н. рентабельности - отношение прибыли к себестоимости соответствующей продукции, показатель эффективности прозводства; Н. потребления - расчетные величины, характеризующие уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Норма

♦ (ENG norm)

(лат. - принцип, образец)

в этике - правило, образец или модель, используемые как критерии для оценки человеческого поступка или поведения. Получили развитие разные этические теории и истолкования норм: от антиномизма до абсолютизма и ситуативизма (см. Ситуативная этика ).

Тезаурус русской деловой лексики

Норма

Syn: стандарт, образец, закон, предписание, правило, размер, ставка

Энциклопедический словарь

Норма

  1. математическое понятие, обобщающее понятие абсолютной величины числа. Напр., нормой вектора х называют его длину.
  2. (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии - совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа.
  • :
    1. Общепризнанное, узаконенное в определенной социальной среде установление; правило поведения людей в обществе.
    2. Образец, пример для подражания.
  • Обозначение на первой странице каждого печатного листа книги ее заглавия или фамилии автора.
  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Норма

    (Нарма) - река Рязанской губернии, Касимовского уезда, приток реки Гуся. Берега реки были покрыты лесами и болотами. Н. довольно многоводна; на ее берегах расположен чугуноплавильный завод. В Касимовском уезде есть оз. Гуськое (0,46 кв. мили), которое есть не что иное, как запруда рч. Гусь, Колпы и Н. (Нармы), образованная в видах заводской промышленности. Река Гусь важна только по соединению с р. Колпой и Н. В долине р. Н. (Нармы), при дер. Мамасовой, находится озеро Мамасовское.

    Словари русского языка

    Нормы русского литературного языка

    План

    1. Определение нормы

    1.1 Динамическая теория нормы

    2. Формирование норм русского литературного языка

    2.1 В Киевской Руси

    2.2 Петровская эпоха

    2.3 Вклад Н.М. Карамзина

    2.4 Окончание формирования А.С. Пушкин

    3. Типы норм

    3.1 Понятие речевой ошибки

    4. Нормализация и кодификация

    Литература

    1. Определение нормы.

    Термин "норма" по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. Академик В.В. Виноградов ставил изучение норм языка на первое место среди важнейших задач русского языкознания в области культуры речи 1.

    В современной лингвистике термин "норма" понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разно-образных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

    В исследованиях по культуре речи, стилистике современному русскому языку можно найти несколько определений нормы. Например, у С.И. Ожегова сказано: "Норма - это совокупность наиболее пригодных ("правильных", "предпочитаемых") для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извле-каемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов" 2. В энциклопедии "Русский язык" читаем "Норма (языковая), норма литературная - принятые общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления" 3.

    Широкое распространение получило определение: " .норма - это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления, причем эти обязательные единицы могут либо быть единственно возможными, либо выступать в виде сосуществу-ющих в пределах литературного языка вариантов" 4.

    Для того чтобы признать то или иное явление Нормативным, необходимы (по меньшей мере!) следующие условия: 1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения, 2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки), 3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).

    Приведенные определения касаются языковой нормы. Однако, если мы признаём дихотомию язык - речь, то необходимо говорить и о речевой норме. Понятие речевой нормы тесно связано с понятием функционального стиля. Если языковые нормы едины для литературного языка в целом, они объединяют все нормативные единицы независимо от специфики их функционирования, то речевые нормы устанавливают закономерности употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле и его разновидностях. Это - функционально-стилевые нормы, их можно определить как обязательные в данное время закономерности отбора и организации языковых средств в зависимости от ситуации, целей и задач общения, от характера высказывания. Например, с точки зрения языковой нормы правильными считаются формы в отпуске - в отпуску, дверьми - дверями, читающий ученик - ученик, который читает, Маша красива - Маша красивая и т.п., однако выбор той или иной конкретной формы, того или иного слова зависит от речевых норм, от коммуни­кативной целесообразности.

    Литературный язык соединяет поколения людей и поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-речевых традиций, должны быть как можно более устойчивыми, стабильными. Норму, хотя она отражает поступательное развитие языка, не следует механически выводить из языковой эволюции. Л.И. Скворцов ввел в оборот понятие динамические нормы, включая в него и признак потенциальных возможностей реализации языка. Он указывает, что различают два подхода к понятию нормы: таксономические (классификационный, описательный) и динамические. Языковая норма, понимаемая в ее динамическом аспекте, есть "обусло-вленный социально-исторически результат речевой деятельности, закрепляющей традиционные реализации системы или творящей новые языковые факты в условиях их связи как с потенциальными возможностями системы языка, с одной стороны, так и реализованными образцами - с другой" 5.

    Значение слова НОРМА в Словаре Даля

    НОРМА

    жен. , лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры. Нормальная, в математике прямая черта, проходящая через точку касания и отвесно к касательной. Нормаль, симб. на суконных фабриках, первоначальная стоимость половинки сукна (Наумов).

    Даль. Словарь Даля. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НОРМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • НОРМА в Новейшем философском словаре:
      (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, …
    • НОРМА
      УПРАВЛЯЕМОСТИ ШИРОКАЯ - см ШИРОКАЯ НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДЕЛЬНАЯ - см. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ТРАНЗИТНАЯ - см. ТРАНЗИТНАЯ НОРМА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      РЕЗЕРВНАЯ - см. РЕЗЕРВНАЯ НОРМА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ПРИБЫЛИ - отношение объема годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (Н.п. на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ПРАВА - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения. Н.п. имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБЩАЯ - см. ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЛОКАЛЬНАЯ - см. ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      КОЛЛИЗИОННАЯ - см КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ИМПЕРАТИВНАЯ - см ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ЗАМЕЩЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ - см. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      БЛАНКЕТНАЯ - см. БЛАНКЕТНАЯ НОРМА …
    • НОРМА в Современном энциклопедическом словаре:
    • НОРМА в Энциклопедическом словарике:
      (от латинского norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего-нибудь, правило (например, норма поведения). 2) …
    • НОРМА
      Н́ОРМА ЯЗЫКОВАЯ, совокупность общеупотребит. языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиб. пригодными в конкретный ист. …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, отношение прибыли к сумме производств. осн. фондов и оборотных средств либо к себестоимости продукции. Один из осн. показателей …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ПРИБЫЛИ, отношение прибыли ко всему авансиров. капиталу или к издержкам произ-ва, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ПРАВА, форма выражения права; санкционированное гос-вом обязат. правило общего характера (закон, указ, пост.) в той или иной области обществ. …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ОСУШЕНИЯ, глубина залегания грунтовых вод, при к-рой обеспечивается оптим. вод. режим почвы для с.-х. культур и проведения с.-х. работ …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА НАКОПЛЕНИЯ, отношение инвестируемого капитала к действующему капиталу на макроуровне; показывает долю нац. дохода, используемого на …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ВЫСЕВА СЕМЯН, кол-во (млн. шт. или кг) высеваемых на 1 га семян, обеспечивающее нормальную густоту всходов и полноценный …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ВЫРАБОТКИ, определяет кол-во продукции в натуральном выражении (т, кг, м, шт.), к-рое должно быть произведено работником (бригадой) соотв. квалификации …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА ВРЕМЕНИ, определяет необходимые затраты времени на изготовление единицы продукции (выполнение определ. объёма работы) одним или группой рабочих соотв. …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА, матем. понятие, обобщающее понятие абс. величины числа. Напр., Н. ||х|| вектора х наз. его …
    • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      Н́ОРМА (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Установленная мера, ср. величина чего-нибудь (напр., …
    • НОРМА в Словаре лингвистических терминов:
      Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) …
    • НОРМА в Словаре русского языка Ожегова:
      установленная мера, средняя величина чего-нибудь Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. норма узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй …
    • НОРМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь …
    • НОРМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      нормы, ж. (латин. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. - Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма …
    • НОРМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I ж. 1. Установленная мера, размер чего-либо. отт. Установленная производительность труда. отт. Средняя, обычная величина чего-либо. 2. Экономический, технический и …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      СТРАХОВОЙ ОЦЕНКИ СТРОЕНИЙ - денежное выражение стоимости единицы измерения нового строения, исчисляемой по соответствующим ценам и тарифам при государственном страховании …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - установленный законодательством конкретный размер страховой суммы, применяемый в обязательном страховании …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      СБЕРЕЖЕНИЯ - доля личного располагаемого дохода, остающаяся в распоряжении владельца и используемая для накопления или погашения …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      РЕЗЕРВОВ - см. УРОВЕНЬ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. в конституционном праве - число жителей или избирателей, представляемых одним депутатам. По общему правилу, Н.п. при выборах одного …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКОВ - устанавливаемые законом процентные отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ОБСЛУЖИВАНИЯ - нормативно установленный объем обслуживания технических средств, людей, помещений, в расчете на одного обслуживающего работника в течение определённого периода …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      ОБОРОТА - отношение объема продаж к объему товара, хранящегося на …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - см НАЛОГОВАЯ СТАВКА …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      НАКОПЛЕНИЯ - доля средств в общем объеме полученного дохода, выделенных как накопления, инвестиции (капиталовложения) . В макроэкономическом аспекте Н.н. выражает …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - процентное отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных средств. Действующие нормы амортизации установлены постановлением Совета …
    • НОРМА в Словаре экономических терминов:
      (лат. nonna) - 1) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции; …
    • НОРМА в Энциклопедии трезвого образа жизни:
      — образцовое, правильное состояние; состояние, не впадающее ни в какую крайность; состояние равновесия, при котором человек испытывает минимум потребностей; состояние, …
    • НОРМА в Медицинских терминах:
      (лат. norma) в биологии и медицине оптимум функционирования и развития …


    Просмотров