Что означает причинно следственная связь. Причинная связь. Понятие, значение, условия установления. Теории причинно-следственной связи

Внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится, называется причинностью. Причинность всеобща, так как нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.

Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причем оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях.

Уголовное дело возбуждается по факту обнаружения преступных последствий. Нужно установить, чьё действие (бездействие) вызвало преступные последствия.

Следователь пытается смоделировать возможные действия. То есть, нужно установить причинно-следственную связь.

Причинно-следственная связь - это связь между общественно-опасным деянием и наступившими преступными последствиями. Установление этой связи позволит доказать, чьи действия вызвали наступление преступного результата.

В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия.

На сегодняшний день используется теория необходимого причинения, которую разработал Пионтковский (с 30х годов 20 века). В основе - философские категории необходимости и случайности.

Причиной в уголовном праве выступает общественно-опасное деяние, а в качестве следствия - преступный результат.

Для правильного решения вопроса о причинной связи должен быть определен ряд обстоятельств, наличие которых позволяет признать, что общественно опасное деяние явилось причиной наступивших последствий. Одним из элементов причинной связи выступает достоверно установленное последствие. О причине мы может говорить только тогда, когда имеется результат, а пока его нет, ничто не может быть названо причиной.

Кроме того, необходимо установить факт совершения лицом, которому вменяются эти последствия, общественно опасного деяния, указанного в законе. Если последнее отсутствует, то вопрос о причинной связи не должен возникать и при фактически наступивших последствиях.

Согласно теории необходимого причинения, необходимо доказать три условия:

1) Что общественно-опасное деяние предшествовало преступному результату. Однако надо иметь в виду, что простая последовательность деяния и наступившего вреда, характеризующая временную зависимость, еще не свидетельствует о причинно-следственной связи между ними. Иначе говоря, „после этого“ не всегда значит „вследствие этого“.

2) Что общественно-опасное деяние было одним из необходимых условий наступления преступного результата. Мысленно из цепочки событий убирается деяние и выясняется, наступил бы преступный результат, если бы деяния не было.

3) Что наступивший результат является закономерным, внутренне присущим этому деянию. Нужно проанализировать, насколько преступный результат типичен для данного деяния. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

Установление причинной связи обязательно не только при совершении деяния путем действия, но и при преступном бездействии.

Как известно, общественные отношения могут быть нарушены либо извне, либо изнутри. При бездействии имеет место последний способ, т.е. в этом случае бездействует субъект, включенный в систему общественных отношений в качестве обязательного элемента, который должен был действовать. Таким образом, причинная связь между бездействием и наступившим общественно опасным последствием имеет место, если на лице лежала юридическая обязанность совершить требуемое действие, существовала возможность как отрицательного, так и положительного исхода, совершение требуемого действия могло превратить возможность положительного исхода в действительность.

Причинность в неосторожных преступлениях характеризуется многофакторностью, т.е. множественностью причин и условий, что предопределяет вопрос о различной причиняющей роли каждого из них. Например, одно транспортное происшествие может порождаться в среднем более 250 факторами. В этом случае общей причиной будет выступать вся совокупность явлений, а частной причиной - отдельные факторы. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности, как правило, состоит из ряда звеньев причинной цепи

Теории причинно-следственной связи

Вопросы причинной связи законодательством непосредственно не разрешаются. В теории уголовного права не сформулировано единой точки зрения на то, какие последствия могут быть вменены лицу, совершившему общественно опасное деяние.

Теории необходимого причинения предшествовало множество других. С 19 века уголовное право пыталось создать теорию причинно-следственной связи, которая была бы приемлема на практике. Основной вопрос был в том, что нужно доказать для установления причинно-следственной связи.

1) Теория эквивалентности (Колоколов, Сергиевский).

Согласно этой теории, деяние, которое мы хотим рассматривать как причину, должно во времени существовать раньше преступного результата. Поэтому необходимо точно установить время наступления последствий.

Существенный недостаток этой теории в том, что все события, которые предшествовали последствиям, можно рассматривать как эквивалентные, то есть причину можно искать бесконечно далеко.

2) Теория неравноценных условий (Бикмайер и Биндинг).

Теория была создана в противовес теории эквивалентности, так как та явно не удовлетворяла правоприменительной практике. Положения этой теории ориентировали судебные органы на чрезмерное расширение объективных оснований уголовной ответственности.

Эти учёные предложили все события, предшествующие последствиям, разделить на две группы:

Менее главные события.

Однако критериев разделения так и не было предложено. Эту теорию стали дорабатывать русские криминалисты.

3) Теория об изменении равновесия (Таганцев).

Было предложено все события разделить на три группы:

Явления, которые послужили материалом для нового явления;

Факторы, которые воздействовали на исходный материал и вызвали в нём изменения;

Условия и обстановка, в которых действуют эти факторы.

В качестве причины можно было рассматривать только вторую категорию. У этой теории главное достоинство - ограничение круга событий в качестве причины. Недостаток - внутреннее убеждение следователя и судьи.

4) Теория ближайшей причины.

Согласно этой теории, надо установить по каждой группе преступлений определённые границы времени.

Особые свойства организма потерпевшего не нарушают развитие причинно-следственной связи. Вопрос об уголовной ответственности решается с учётом вины.

Развитие причинно-следственной связи могут нарушать поведение третьих лиц, сил природы, вина потерпевшего.

Эти три фактора нарушают развитие причинно-следственной связи и переводят её в разряд случайной связи. Она выражает не характерные, не стойкие для данного процесса связи. Случайная связь не имеет уголовно-правового значения.

Значение причинной связи

Важность установления причинной связи определяется, прежде всего, тем, что она как признак объективной стороны состава преступления является одной из предпосылок уголовной ответственности. Неуделение достаточного внимания этому признаку со стороны следственных органов и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.


Похожая информация.


Вступление
Начнем немного с азов изучения. Все то, что описано, взято из анализа (аналитики) «Концепции общественной безопасности», программирования, истории, изучения бизнес процессов.
Причинно-следственная связь
Ни для кого не секрет, что такое причинно-следственная связь. В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие).
Опять повторюсь: есть причина возникновения бедствия, а есть последствия это бедствия.
Так вот борясь со следствием, вы не достигните мирным путем решения причины возникновения бедствия, если последствия будут нарастать как снежный ком. Другими словами, людей много, а видят они решение причины по своему, постоянно спорят и ссорятся из-за этого.
Беда в том, что нет истинной причины разрешения конфликта, с которым были бы согласны обе стороны, а навязывание своей причины и есть ВОЙНА между людьми.
Если общество хочет освободиться от гнета, народ должен объединится, под единым началом (причиной-идеей).


Кстати в конституции РФ статья 13 написана очень и очень странно
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Т.е. дословно: «Никакая причина (основа) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - заставляет задуматься.
Если упор, делать только на проблемы общества, народ будет объединиться против следствия и будет терять время (силы и ум). Попытки бороться со следствием внутри государства, обречены на провал и по телевизору нам не говорят основы (идеи, причины) - потому что круглые сутки везде говорят о следствии, в итоге выльется все это в беспорядки и закончится гражданской войной (потому что люди сейчас понимают информацию т.е. формируют свой стереотип по разному, т.е. причинно-следственную связь, но многим стереотип формирует телевизор и приходящая неверная информация).
Считаю, что упор надо делать в основном не на конкретного человека во власти, а на изменение системы в целом, тогда и внутренние проблемы исчезнут сами собой. От того, что русский народ вырождается и сейчас хоть какая то часть его способна бороться за страну и понимать происходящее в стране, нужно делать упор на освещение людей по вопросам управления, а народу думать и принимать решение, по отношению к причине.
Причинно-следственная связь представлена на рисунке.

Истина состоит из принципов.
Одни из принципов (которые надо знать и представлять, что они означают) описаны в книге «Здоровье человека в нездоровом мире». Самый важный и первый принцип, который подчеркивает Болотов в своем интервью «Борис Болотов - 2005 - Медицина с позиции истины – 2» (можно найти в интернете). Он там рассказывает о том, как мы должны понимать причину и следствие (причинно – следственная связь).
Причина: это и есть человек
Следствие: это его тень.
Вот спрашивается, что можно сделать с тенью, что бы как то повлиять на причину? Можно попытаться эту тень распилить пилой, может эту тень помолотить кувалдой, а может полить на эту тень лекарством или применить народные методы воздействия (полить мочой например), это как то повлияет на ПРИЧИНУ? -Нет.
Все согласятся, что не повлияет. Причина и следствия связаны как негатив и позитив, наоборот, а теперь берем любой медицинский диагноз гипертония – это следствие, т.к. в слове гипертония нет причины, диабет и любой диагноз официальной медицины – это следствие, а о той медицине о которой я говорю в своей книге «Здоровье человека в нездоровом мире» - это диагнозы – причин, а не следствия. Вот когда ремонтируешь, какой то радиоприемник, так вот в инструкции написаны все причины, там нет следствия, а все причины:
Не светится экран – и тут же говорят, сгорел предохранитель или что то еще.
И так же в лечении человека, нужно сразу говорить, о причине и не определять диагноз (следствие), а искать первопричину (диагноз причин), а далее устранять эти причины.

ВАЖНО!!!
Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи, другими словами он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.), т.е. это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему. Что мы и называем МИРОВОЗЗРЕНИЕМ. Кстати первый приоритет по КОБ. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Следовательно множество стереотипов, это и есть мировоззрение.
Всегда какое то действие человека, это причина в его мышлении (чаще это происходит машинально).

… многое зависит от нас самих, от нашего личного выбора, от нашего внутреннего мира, который как от зеркала отражается во внешний…

… капля, с которой начинается океан моего внутреннего мира, проецируемого на внешний. Вот, очевидно, тот самый личный выбор, который я делаю ежеминутно, занимая либо позицию своей Души и соответственно творя Добро, либо позицию Животного начала, порождая агрессию вокруг себя. Тогда действительно получается, что всё в наших руках, в личном выборе каждого...

Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи. Другими словами, он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее). Это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему, что мы и называем мировоззрением. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Иначе это можно назвать поведенческими шаблонами, старательно накопленными в течение жизни. Причина всех поступков человека заключается в его мышлении (часто это происходит подсознательно).

Что такое причинно-следственная связь?

Причинные отношения ещё называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечёт за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе — следствием. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и так далее. Это и есть причинно-следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной цепью.

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к её следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определённые, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котёнка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия.

Широко распространён тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными. Примеры опосредованных причинно-следственных связей, имеющие глобальное значение для всего человечества, описаны в докладе “О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем” .

Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно - логическим мышлением. Долгое время считалось, что логическое мышление свойственно только человеку. Но в ходе различных исследований выяснилось, что и некоторые животные (крысы, обезьяны) обладают зачатками логического мышления, то есть способны отличать случайную связь от причинно-следственной.

Аристотель считал, что ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определённом ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету:

  • Из чего происходит данный факт, составляется данный предмет? Это есть вопрос о материи, или материальной причины того, что дано.
  • От чего или чьим действием произведена данная действительность? Это есть вопрос о производящей причине, или о «начале движения».
  • Почему или сообразно чему данный предмет есть то, что он есть? Это вопрос о специфической идее, об образующей форме, или формальной причине.
  • К чему, для или ради чего нечто происходит или существует? Вопрос о цели или конечной причине.

Самое простое и близкое каждому человеку понятие причинно-следственной связи и самое распространенное на данный момент - карма.

В индийской религии и философии: «закон возмездия», по которому в соответствии с добрыми и злыми деяниями живому существу предопределяется судьба в последующих перевоплощениях. По учению буддистов - посмертное воздаяние за земную деятельность человека, состоящее для грешников в перевоплощениях, а для праведных - в “блаженном небытии”, нирване.

Если углубляться в изучение этого понятия с точки зрения религии и философии, карму делят на личную и общественную. Её относят к текущей жизни, к прошлой, а также к будущим поступкам человека. В общем, карму как понятие рассматривают как идею получения наказания или поощрения за мысли и совершённые поступки. Налицо причинно-следственная связь, но она не совсем отображает момент и суть выбора. Он как будто выпадает из схемы, хотя и подразумевается.

Но если вспомнить о сути причинно-следственной связи, о сути выбора и отсутствии понятия времени, как прошлого и будущего, то всё сводится к моменту здесь и сейчас и выбору — осознанному и ответственному. Ведь принятие решения на самом деле занимает всего лишь мгновение, как один шаг — занесли ногу, поставили и всё, выбор сделан. Всё остальное время человек тратит на анализ, сомнения, взвешивание всех за и против, а в случае выбора из корыстных побуждений (от сознания), ещё и подбор удобных и комфортных обстоятельств.

Но в какой системе мы рассматриваем происходящее? С позиции участника? С позиции наблюдателя?

Для этого важно понимать, кто есть сам человек, из чего он состоит, как взаимодействует с окружающим миром и тогда все становится на свои места.

Сегодня люди ведут себя точно так же — изучают мир с позиции жителя трёхмерного измерения. Но человек, в отличие от существ других измерений, имеет уникальную энергетическую конструкцию, благодаря которой, развивая себя духовно, он способен познать другие измерения и увидеть мир таковым, каковым он является на самом деле, а не в узком спектре ограниченного восприятия мира в рамках трёхмерного пространства.

Анастасия: В общем, то, что люди привычно видят вокруг, воспринимают в каждом дне, и себя в том числе, не является таковым в реальности.

Ригден: Совершенно верно. Наш мозг, точнее его привычное состояние сознания, является своеобразной преградой к познанию большего, того, что скрывается за пределами трёхмерного измерения. Ведь привычное для человека состояние сознания, как я уже говорил, с рождения запрограммировано на ограниченное восприятие мира трёхмерного измерения, точнее сказать, даже частично четырёхмерного измерения (имеется в виду трёхмерного пространства и времени).
Четвёртое измерение — время (как фактор измерения) — человек практически не понимает и не воспринимает. Другими словами, в трёхмерном пространстве мы себя постоянно воспринимаем «здесь и сейчас» в данной точке. В повседневности это движение во времени, вот этот самый эзоосмос с причинно-следственными связями, мозг не замечает. Человек обращает внимание на общее движение времени разве что только тогда, когда оценивает себя, например, смотря в зеркало, или сравнивает по фотографиям какой он был лет 20 назад и какой стал сейчас. Но постоянное движение времени, саму жизнь, как эзоосмос, как внутренний толчок энергии, наш мозг, пребывая в привычном состоянии сознания, не фиксирует.

Но это не означает, что человек вообще не способен это воспринять. Ведь человеческое восприятие зависит, во-первых, от доминирующего мировоззрения, от стабильности состояния расширенного сознания, от той базы данных, которую человек закладывает в свой мозг и постоянно пополняет её, почему и важно расширять свой интеллектуальный кругозор. Во-вторых, подобное восприятие зависит от труда над собой, от систематических наработок техник изменённого состояния сознания — медитаций, духовных практик, благодаря которым человек самостоятельно познаёт мир за пределами трёхмерного измерения, причём не логикой ума, а более совершенным своим инструментом — интуитивным чувством (шестым чувством).

Каждый совершает тот выбор, который считает нужным, важным, правильным. Человек может сомневаться, может заблуждаться. Главное, чтобы человек понимал кто он и какова его цель, имел исчерпывающую информацию и основания для совершения выбора и понимал последствия этого выбора, которые незамедлительно скажутся на судьбе самого человека, его ближайшего окружения и всего человечества.

Из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-I»:

Вот именно, - подтвердил Сэнсэй. - Вы думаете о будущем, о прошлом. Но живёте-то в этом миге, который называется сейчас. А что такое сейчас - это драгоценная секунда жизни, это дар Божий, который нужно рационально использовать. Ибо завтрашний день - это шаг в неизвестность. И не исключено, что он может оказаться вашим по-след-ним шагом в этой жизни, шагом в бездну, в бесконечность. А что будет там?

Каждый из вас считает, что у него полно времени на Земле, поэтому вы не задумывались о смерти. Но так ли это? Каждый из вас может умереть в лю-бую секунду, по любой причине, вроде бы не за-ви-ся-щей от вас, как от биологического существа, с одной стороны. Но с другой стороны, вы же не про-сто биологическое существо, вы же Человек, наделённый частичкой вечности. Осознавши это, вы поймёте, что вся ваша Судьба в ваших ру-ках, очень многое в ней зависит от вас самих. И не только здесь, но и там. Задумайтесь: кто вы, совершенный биоробот или Человек, живот-ное или духовное существо? Кто?

Задавшись всего лишь одним вопросом «кто я?», человек способен изменить систему своего мировоззрения. Из участника процесса стать его наблюдателем, по аналогии со знаменитой аллегорией «пещера Платона».

Искренний и осознанный ответ на этот вопрос делает человека свободным от иллюзий материального мира, так как свобода выбора ― это самый большой дар человеку.

Владея информацией о природе своей сущности человек обретает свободу от собственного эгоизма, от страхов и иллюзий этого мира, от бесконечных земных желаний и сомнений, страданий и заблуждений.

Лишь тот, кто не привязан к видимому, радеет о Душе. Причина рождения человека в трёхмерном мире - развитие Личности и созревание Души. Следствие жизни человека — своеобразное слияние, «оплодотворение» Души Личностью, только тогда и рождается новое, бессмертное Духовное Существо с индивидуальным сознанием и большим духовным потенциалом. В этом и заключается смысл человеческого существования: либо победа Жизни, либо поражение Смертью.

Выбор человека: причинно-следственные связи. (Часть 2) - Рейтинг темы: 5.00 из 5.00 проголосовавших: 88

Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.

Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать... Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.

Что такое эти связи?

Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.

Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи .

Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.

Почему нацистская Германия напала на Советский союз в июне 1941 года? Потому что исповедовала нацизм, была агрессивной по своей природе. Повода как такового не было. Немецкий посол заявил, что якобы СССР накануне обстрелял румынские аэродромы, а Румыния — союзница Германии, вот потому и Германия напала на СССР.

Чтобы корректно изучить историю на должном уровне, нужно представлять себе причинно-следственные связи практически всех наиболее важных событий. Вы это можете сделать самостоятельно, как описано . А можете воспользоваться уже готовым разбором в видеоуроках на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:

СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>>

С уважением, Андрей Пучков

Общественно опасное последствие - это преступный результат, вызванный совершением общественно опасного деяния. Любое преступление влечет за собой изменения в окружающем нас мире, в той или иной мере причиняет вред или создает угрозу причинения вреда объекту преступного посягательства. Эти изменения могут отражать как материальные, так и нематериальные последствия (рис. 7).

Материальные последствия подлежат измерению в каких-либо единицах, могут иметь имущественный или неимущественный характер.

Имущественные материальные последствия подлежат измерению в рублях и могут выражать реальный ущерб или упущенную выгоду.

Реальный ущерб (иначе его называют прямым) представляет собой количество фактически утраченных или поврежденных материальных благ, например стоимость украденного телевизора или других вещей (см. ст. 158 УК). Упущенная выгода означает неполучение или недополучение потерпевшим тех материальных благ, которые он намеревался получить, например, виновный не оплачивает свой проезд в общественном транспорте, поскольку использует в поездках поддельное пенсионное удостоверение, при этом потерпевший - автотранспортное предприятие - недополучает денежных средств за оказанные услуги по перевозке пассажиров.

Рис. 7. Виды общественно опасных последствий

Неимущественные материальные последствия измеряются в ином, нежели имущественные последствия, эквиваленте и могут быть выражены в физическом вреде, в результате которого страдает здоровье или жизнь человека, например, в процентном соотношении утраты здоровья потерпевшего, в количестве трупов лишенных жизни людей.

Нематериальные последствия эквивалентному измерению не подлежат, могут быть выражены, например, в нарушении установленного законом порядка функционирования организаций или общественного порядка, в нарушении иных охраняемых законом прав и интересов (см. ст. 213, 285, 286 и др. УК), в нарушении неприкосновенности чести и достоинства человека, его личных неимущественных прав (см. ст. 137, 297, 319 и др. УК).

В зависимости от вида последствий составы преступлений по законодательной конструкции можно разделить на материальные и формальные.

Преступные последствия имеют значение .

→ для квалификации деяния как преступления;

→ учета смягчающих или отягчающих обстоятельств при назначении наказания;

→ определения степени общественной опасности преступления;

→ конструирования диспозиции уголовно-правовой нормы.


8.4. Причинно-следственная связь между общественно опасным деянием и наступившим последствием: понятие, признаки и виды. Теории причинности

Причинно-следственная связь между общественно опасным деянием и наступившим последствием - это реальное, необходимое, внутренне закономерное соединение между общественно опасным деянием и наступившим вслед за ним общественно опасным последствием, которое существует объективно и не зависит от влияния посторонних сил.

Признаки причинно-следственной связи:

а) последовательность во времени. Явление "причина" должно предшествовать по времени явлению "следствие". Причинами наступления общественно опасных последствий могут быть признаны только те деяния, которые совершены до наступления общественно опасных последствий и обусловили их наступление. Если, например, А., желая убить Б., выстрелил в него из ружья, но Б. умер до выстрела (от инфаркта), то прямой причинно-следственной связи между выстрелом и наступлением смерти нет. Поэтому А. будет привлечен к уголовной ответственности не за убийство, а за оконченное покушение на убийство;

б) общественно опасное последствие порождено именно этим, а не другим деянием. Деяние, предшествующее последствию, должно быть не только условием сто наступления, но и причиной. Кроме этого деяния могут существовать другие деяния, которые не стали причиной, но явились условиями совершения преступления. От условий в той или иной мере зависит наступление преступных последствий, однако же причина закономерно, с внутренней необходимостью вызывает общественно опасное последствие. Например, условиями небрежного хранения огнестрельного оружия, повлекшего тяжкие последствия (см. ст. 224 УК), явились такие деяния, как несдача сотрудником полиции в оружейную комнату но окончании дежурства огнестрельного табельного оружия, доставка этого оружия к себе домой, оставление оружия заряженным. Причиной же тяжких последствий (в частности, самоубийства ребенка) явилось то, что оружие было оставлено без присмотра на столе в детской комнате;

в) общественно опасное деяние является главной, непосредственной причиной наступления преступного последствия. Если, например, А., желая убить Б., ранил его из ружья, однако Б. был своевременно доставлен в больницу для оказания медицинской помощи, но его смерть все-таки наступила, потому что врач случайно вместо лекарства ввел в капельницу ядовитый раствор, то А. не будет привлечен к уголовной ответственности за убийство, потому что выстрел не стал главной, непосредственной причиной наступления смерти. А. будет нести ответственность за оконченное покушение на убийство.

Содеянное является преступным, если имеет место прямая причинно-необходимая следственная связь между осуществленным лицом деянием и наступившим в результате этого последствием, и не может быть признано таковым при наличии причинно-случайной следственной связи. Кроме необходимой и случайной возможны и другие виды причинно-следственной связи, например в зависимости от количества и качества наступивших общественно опасных последствий.

Причинно-следственная связь может влиять на квалификацию деяний как преступлений не только в связи с общественно опасными действиями, но и в связи с бездействием. Например, неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе квалифицируется по ч. 1 ст. 293 УК, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Существуют различные теории причинности . Наибольшее распространение из них получили следующие.

1. Теория эквивалентности (равноценности) причин - "conditio sine gua non". Причинная связь существует во всех ситуациях (в том числе и казуистических), если деяние является необходимым условием наступления последствия. Независимо от того, насколько далеко или близко находились условия наступления последствий, все они могут быть причинами совершившегося преступления, если требовали наступления этого преступного последствия (Е. Беллинг, Ф. Лист и др.). Согласно теории эквивалентности лицо виновно в наступлении смерти потерпевшего, если, например, оно нанесло ему ранение пальца руки, от которого потерпевший скончался в связи с потерей крови (поскольку страдал гемофилией).

2. Теория адекватности (адекватной причины). Причиной наступления общественно опасных последствий могут быть лишь такие деяния, которые в принципе (а не только в конкретном случае) способны повлечь наступление соответствующих преступных последствий (И. Криз, М. Рюмелин и др.). Согласно теории адекватности наступление смерти, например, от легкого удара не является типичным, смертельный результат не соответствует легкому удару, не адекватен ему. Например, виновный легко ударил потерпевшего по голове, но последний недавно перенес болезнь мозга, поэтому хватило легкого удара для наступления смерти, однако такой удар нельзя признать адекватной причиной наступления смерти потерпевшего.



Просмотров