Что такое опасная ситуация? Виды и характеристики опасных ситуаций. Правила поведения в опасных ситуациях. Экстремальные ситуации в природе и их причины

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Готовность любого государства мира к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера во многом основывается не только на подготовке соответствующих служб и структур, но и на общей готовности населения. Основа такой готовности – широкое информирование населения о чрезвычайных ситуациях и обучение его навыкам оказания первой помощи и психологическим основам выживания. Статистика показывает, что человек, обладающий даже самыми минимальными знаниями о первой помощи, в критической ситуации тратит меньше времени на оценку происходящего, реже впадает в панику и способен более объективно оценивать исходящие угрозы. Немаловажен факт, что такой человек намного эффективнее взаимодействует с госструктурами, занимающимися ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Даже один подготовленный человек из десятков работников одного офиса или предприятия способен существенно снизить количество пострадавших и погибших, грамотно организовав эвакуацию, оперативно вызвав экстренные службы и предоставив им наиболее полную информацию о происходящем.

Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Опасность – способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда *2 . В природе или техносфере – ситуация, при которой возможно возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, разрушительно действовать на животный и растительный мир, наносить материальный ущерб. В общественной жизни существуют также опасности социального характера (прежде всего проявления преступности), возникающие по вине людей.

*2: {Словарь современного русского литературного языка/ АН СССР. М, 1959. Т. 8. С. 882.}

Экстремальная ситуация (от лат. extremus – крайний) – совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

В литературе часто используется понятие “экстремальная ситуация”, которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в экстремальную ситуацию. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей *3 . Чрезвычайные ситуации (ЧС) – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями.

*3: {Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.}

В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово “чрезвычайный” трактуется как “исключительный, очень большой, превосходящий все”. Словосочетание “чрезвычайная ситуация” определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Подразделение опасных ситуаций на экстремальные и чрезвычайные носит условный характер, разграничений по масштабу не производится.

Понятие чрезвычайной ситуации основано на том, что источником ее является опасное происшествие, в результате которого создаются поражающие факторы прямого или косвенного воздействия на человека. По характеру источника различают техногенные, природные, биолого-социальные (биосоциальные) и военные чрезвычайные ситуации.

Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие. К опасным техногенным происшествиям относятся аварийные взрывы в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; аварии на инженерных и транспортных коммуникациях; пожары в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; химические аварии, связанные с поступлением в окружающую среду опасных химических веществ; радиационные аварии и т. п.

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление, в результате которого на определенной территории или акватории может возникнуть чрезвычайная ситуация. Опасное природное явление есть событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К опасным природным явлениям относятся опасные геологические, гидрологические и метеорологические явления, а также природные пожары.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации может быть особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Источником военной чрезвычайной ситуации является применение современных средств поражения. К современным средствам поражения относятся боевые средства, находящиеся на вооружении войск, применение которых в военных действиях вызывает гибель людей, животных и растений, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды.

Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике МЧС России увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10% совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который доходит, по оценке экспертов, на некоторых производствах до 70% , а также человеческим фактором (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т. д.).

Значительную часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибают 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.

Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от действий террористов, из-за разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.

Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших 43%, по числу пострадавших – 9% и материальному ущербу – свыше 10%.

Это количество могло быть меньше, если бы все население было качественно подготовлено по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая важность образования населения в этом направлении Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

Правительство Российской Федерации своим постановлением утвердило Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которым чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей; количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; размера материального ущерба; размеров зон распространения поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с этим постановлением чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В целом чрезвычайные ситуации можно рассматривать как совокупность чрезвычайных и экстремальных ситуаций, которую называют опасной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека. Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному – аварией или катастрофой. На первый взгляд может показаться, что различий между ними нет, но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Авария– это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Комитет по проблемам современного общества ВОЗ считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно. Различают следующие виды катастроф:

  • экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы;
  • производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;
  • техногенная катастрофа – внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Стихийные бедствия– это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Данная тема является актуальной, так как на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня, в век технического прогресса, в мире происходят различного рода аварии, катастрофы с гибелью людей, материальных ценностей, серьезных нарушений экологии и т.д.

Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. По мнению многих экспертов, темпы и масштабы деградации окружающей среды в стране находятся на среднемировом уровне, но при этом по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам ядовитых веществ в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым в промышленном отношении странам. Вместе с тем, к особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Значительное негативное влияние оказывает преимущественно экстенсивный характер экономики, сопровождающийся нерациональным использованием многих видов природных ресурсов, нерациональными объемами добычи природного сырья, концентрацией производств только в отдельных регионах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем, отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением основных фондов, и т. д.

Рассмотрению чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуаций и будет посвящена данная работа.

Понятие «Чрезвычайная ситуация »

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация. На рис. 1. представлена взаимосвязь человека, его жизнедеятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прослеживая направление линий на схеме, видно, что ЧС, от каких бы причин не возникали, отрицательно воздействуют на природу и человека.

Рис. 1 Взаимосвязь ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды. Согласно статье 1 Закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Словарь русского языка С. Ожегова предлагает следующее определение: чрезвычайный - исключительный, очень большой, превосходящий все. Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайной называют внезапно возникшую ситуацию, которая характеризуется:

Социально-экологическим и экономическим ущербом,

Необходимостью защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы),

Проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ,

Ликвидацией негативных последствий случившегося.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

Наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

Действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

Нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Основные причины чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

Сложность технологий;

Недостаточная квалификация обслуживающего персонала;

Проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

Физический и моральный износ оборудования и механизмов;

Низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

К внешним относятся:

Стихийные бедствия;

Неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

Терроризм;

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.

2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

4. Стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?

Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.

Заключение

В заключение, необходимо отметить, что для защиты населения в ЧС нужно изучать ЧС, стараться их предсказывать (предугадывать), делать все возможное для их предотвращения, а в случае их неизбежности быть к ним готовым. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под редакцией профессора Э. А. Арустамова. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 678 с.

2.Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).

3.Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, «Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Выпуск1: Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы». С.-Петербург, изд. «Образование», 1992г.

Подобные документы

    Чрезвычайная ситуация как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Понятие и специфика чрезвычайной ситуации экологического характера, ее последствия для человека.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей. Понятие источника и классификация чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 02.04.2009

    Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2011

    Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2010

    Нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное опасным событием. Признаки чрезвычайной ситуации, классификация в зависимости от причин возникновения. Природные угрозы: смерчи, наводнения, сильная жара.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Пожары и взрывы - распространенные чрезвычайные ситуации в индустриальном обществе. Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Категории взрывной и пожарной опасности. Воздействие аварий на окружающую среду. Действия населения во время аварий.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие чрезвычайной ситуации. Исследование устойчивого функционирования объекта в ЧС. Методика определения параметров поражающих факторов, прогнозируемых чрезвычайные ситуации. Устойчивость производственного комплекса объекта к поражающим факторам.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Чрезвычайные Ситуации (ЧС) - это сообщения о катастрофах, стихийных бедствиях, военного конфликта. Источники и классификация ЧС мирного и военного времени. Прогнозирование параметров обстановки ЧС. Защитные мероприятия при ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

    реферат , добавлен 11.02.2007

    Классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС), их основные причины и фазы развития. Происшествие, катастрофа, авария, взрыв. Виды ЧС мирного времени: техногенные, антропогенные, экологические, социально-политические конфликты. ЧС, присущие военному времени.

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

ЧС – обстановка на определенной территории, которая сложилась в опасной ситуации, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация - не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

В экстремальной ситуации психологический шок может сопровождаться оцепенением мышц, нарушение процесса нормального мышления, теряется контроль сознанием над чувствами и волей. Психологический шок может проявляться в нарушении дыхания, расширяться зрачки, открывается учащенное сердцебиение, спазм перефер. кровеносных сосудов, нарушается принцип снабжение кислородом головного мозга. Состояние психологического шока может длиться от нескольких минут до нескольких дней.

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

по скорости распространения : ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

по масштабу распространения : локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

по продолжительности действия : могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

по характеру : преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

ЧС техногенного характера;

ЧС природного происхождения;

ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы , аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические , агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки , алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещества либо биологическ ие (бактериологические) средства, в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

прямые потери вследствие ЧС;

затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

затраты на ликвидацию ЧС;

косвенные потери.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

безотлагательность;

приближенность к месту событий;

ожидание, что нормальное состояние восстановится;

единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии.

Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию человека. Экстремальный (от лат. Extremus) -- крайний. Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Экстремальные ситуации принято подразделять на:

1) экстремальные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ; аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений;

2)экстремальные ситуации природного происхождения: природные пожары,опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;

3)экстремальные ситуации биологосоциального характера: алкого-лизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм;

4)экстремальные ситуации,связанные с изменением состояния вод-ной среды, воздушной среды, почвы, недр,ландшафта; инфекционные заболевания животных, растений и людей.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.

4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Вполне привычное для нашей страны, для нас, явление. Ведь попасть в нее можно в любое время и в любом месте. Даже у себя дома. Вопрос лишь в том, с какими потерями человек из нее выйдет. Иногда неизвестно, что страшнее, сами экстремальные или как их еще называют, чрезвычайные, ситуации (ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся для нас привычными. В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. Иначе остальные проблемы для субъекта, попавшего в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не грозит. При этом выжить желательно с минимальными физическими и психическими потерями.



Просмотров