Государственные символы России (сценарий классного часа). Классный час «История флага России





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
  • способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

Воспитанница:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

Есть и другое понятие: Государственные символы.

  • Что к ним относится? (Ответы учеников)
  • Зачем они нужны?

Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Символы РФ: герб

Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Доклад воспитанницы. (5 мин)

Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Символы РФ: флаг

Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Воспитанница:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

4-й историк:

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Воспитанница:

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет, -
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет, -
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Воспитанница:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  • полотнище на древке или шнуре
  • древка или шнур, определённой раскраски
  • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

  • конец XVI в
  • начало XVII в
  • середина XVII в
  • конец XVII в

3. Чей это герб?

  • Алексея Михайловича
  • Петра 1

4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  • 1700 г
  • 1703 г
  • 1705 г
  • 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

  • военно-морские корабли
  • сухопутные войска
  • дворцовая стража

6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

Символы РФ: гимн

Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

М.И. Глинки;

на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Воспитанница:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
  2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

Электронные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia;
  2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
  3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
  4. http://flag.kremlin.ru/

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.

Государственный флаг России;

Андреевский флаг;

чёрно-жёлто-белый Государственный флаг 1858 года;

Государственный флаг СССР;

государственные флаги союзных республик;

портрет Петра I.

И Учитель: Наш разговор с вами сегодня будет о втором символе - Государственном флаге России.

Что такое флаг?

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы видели флаг?

Какие цвета на нашем флаге?

Что означают эти цвета?

Учитель: Флаг в переводе с греческого языка означает «сжигать, озарять, гореть».

Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они раз­ные: одноцветные и многоцветные, в полоску и в узорах, со звёздами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет своё значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Сегодня мы узнаем историю российского флага.

Давайте рассмотрим Государственный флаг России.

♦ Учащиеся рассматривают Государственный флаг России, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: Закон о Государственном флаге, принятый Госу­дарственной Думой и подписанный Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, описывает его так: «Государственный флаг Рос­сийской Федерации представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета».

Возникает вопрос: но почему именно белый, синий и красный?

У историков существует несколько точек зрения на про­исхождение этих цветов в Государственном флаге России.

Первая из них объясняет это сочетание тем, что царь Петр I взял эти цвета у герба Москвы. Белый - это белый конь, синий - это синий плащ на Георгии Победоносце, красный - красный щит герба.

Вторая из них утверждает, что триколор российского флага имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I - Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными мно­гочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.

По-иному объясняют расцветку российского флага геральдисты. Они считают, что издревле считали белый и синий цвета - цветами Русской православной церкви. Бе­лый цвет означает откровенность, благородство, совер­шенность. Синий - верность и честность. Красный симво­лизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.

Вот какие версии существуют о трёхцветном флаге на­шей Отчизны.

Где должен висеть Государственный флаг России?

В каких случаях и как он вывешивается?

Как следует относиться к государственному флагу?

Зачем нужен государственный флаг?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти нашей страны, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В преддверии государственных праздников он вывешива­ется на площадях, учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг - важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, его оскорбление рассматривается, как оскорбление части народа и государства. Флаг - это святыня.

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа - день Государственного флага Российской Федерации.

Изменялся ли в ходе истории государственный флаг?

Какими были флаги России в иные времена?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как это неудивительно, но современный Госу­дарственный флаг Российской Федерации пришёл к нам из глубины веков.

Учитель показывает портрет Петра I.

Учитель: По указу Петра I с 1693 года на российских ко­раблях стали поднимать бело-сине-красный флаг «на синей

полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия». Позднее, в 1705 году, царь издал указ, что этот флаг применять на торговых судах, а на военных судах - Андреевский флаг (голубой крест на белом поле).

Учащиеся рассматривают Андреевский флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: В 1858 году император Александр II утвердил новый государственный флаг - чёрно-жёлто-белый три­колор. Цвета флага соответствовали цветам на гербе и оз­начали: чёрный - землю, жёлтый - золото, белый - се­ребро.

Учащиеся рассматривают чёрно-жёлто-белый флаг, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: При Александре II (1881-1894) государственным флагом вновь признается бело-сине-красный флаг, но и чёрно-жёлто-белый не исчезает, а принимается, как флаг династии Романовых.

Бело-сине-красный государственный флаг просущест­вовал до февральской революции 1917 года. Сначала с его полотнища был убран орёл, а позже, в апреле 1918 года, был утвержден Декрет о флаге РСФСР. Вот как описывает­ся этот флаг в первой советской Конституции 1918 года: «Флаг РСФСР состоит из полотнища красного (алого) цве­та, в левом углу которого, у древка наверху, помещены зо­лотые буквы РСФСР».

Учащиеся рассматривают красный флаг РСФСР, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: После образования СССР, согласно Конституции 1924 года, буквы «РСФСР» была заменены на золотые серп и молот и над ними красную пятиконечную звезду, обрам­ленную золотой каймой. Красное полотнище означает ге­роическое прошлое нашего народа, серп и молот - союз рабочих и крестьян, красная пятиконечная звезда - сим­вол Советской армии. Такое красное знамя водрузили со­ветские солдаты над Рейхстагом в Берлине в знак победы над фашистской Германией.

Учащиеся рассматривают флаг СССР.

В Учитель: Были государственные флаги и у союзных рес­публик, входивших в состав Союза Советских Социали­стических Республик. Они лишь немногим отличались от флага СССР.

Как важно детям знать историю возникновения таких символов государства, как флаг и герб России

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Учитель начальных классов Уткина В.В.

Номинация: "Методические разработки"

Вид работы: Классный час (4 класс)

2016 год

Цели: формирование интереса к истории и культуре своей страны; популяризация государственных символов российской Федерации: флага РФ, герба РФ; расширение исторических знаний; воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с вопросами викторины.

Вступительное слово учителя

Ребята! Мы с вами провели не одну беседу о гражданственности, о культуре народа нашей страны, мы ознакомились с государственными символами России, знаем имена людей, которые сделали нашу Родину великой и неповторимой.

Слайд 1. "Тема занятия"

Учитель : Сегодня у нас пройдет заключительный классный час на тему "Герб и флаг, овеянные славой".

Слайд 2. "Эпиграф"

А эпиграфом к нашему классному часу будут слова М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

Учитель : Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Государственная символика - это общая для всех жителей страны государственная ценность. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые (главные) символы государства?

Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным и не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. А что вы знаете о Государственном флаге Российской Федерации?

Слайд 3. "Государственный флаг России"

Выступление учащихся старших классов: В 1994 г. был установлен День Государственного флага РФ (22 августа). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество и героизм. Синий цвет - это небо, верность, белый - благородство, совершенство.

Предшественниками флага были военные знамена (стяги). Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения приравнивалось к поражению войска. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. С таким стягом выступал Д. Донской на Куликовом поле против полчищ Мамая.

В эпоху Петра I бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше так и на море. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг, белый цвет которого олицетворял свободу.

После Великой октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утвержден государственный флаг России красного цвета.

В период перестройки в 1991 г. России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

В апреле 1996 г. был принят президентский указ "О знамени Победы", устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни государственных праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженной над рейхстагом Берлина в 1945 г. в знак победоносного окончания ВОВ.

Слайд 4. "Флаг, овеянный славой"

На экран выводятся следующие картины и фотографии:

Греков М.Б. "Трубачи Первой конной армии", Дмитриевский В.К. "Наша армия родная", Коржев Г.К. "Поднимающий знамя", Аристов И.Н. "Спасение знамени", фотография "Знамя над рейхстагом", фотография "Флаг России на Олимпийских играх".

Слайд 5. "Викторина"

  1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
  2. Что означает государственный флаг?
  3. Как назывались знамёна в Древней Руси?
  4. Какое значение имели знамёна в войсках?
  5. Каково происхождение Российского триколора?
  6. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  7. Где впервые был поднят трёхцветный флаг?
  8. Каким был государственный флаг СССР?
  9. Какой флаг так же является символом Российского государства?
  10. Символом чего является Знамя Победы?

Выступление учащихся

1 чтец

Первой полосою ткани флага -

Белый цвет, как жизни светлый гимн.

Он не просто так поставлен выше

Остальных цветов. Здесь смысл есть:

Вера в Родину ниспослана нам свыше,

С нею - незапятнанная честь.

2 чтец

Вторая полоса - рекой синеет,

Природный цвет России соблюдя.

Без голубых озёр, ручьёв, метелей

Не можем уж представить мы себя:

Мы - нация морей, небесной сини,

Рек бесконечных; край лесных озёр;

И вместе это всё зовём Россией,

Единственною Родиной зовём.

3 чтец

В наших душах горит алый свет,

Наполняя отвагою сердце;

Неприятелю будет ответ

За напрасные русские смерти!

Кровь погибших в великой войне

Флаг российский внизу запятнала;

Потому и пылает вдвойне -

Вспоминает тогдашнее пламя.

4 чтец

Всё в нашем флаге:

В нём и отвага, и сила, и храбрость,

В нём - вся история нашей страны.

Не одолеет Россию опасность,

Пока за свой флаг честно боремся мы.

И нужно помнить всю жизнь, каждый час:

Флага должны быть достойны всегда мы.

Частичка его - это каждый из нас,

И значит, мы все за него отвечаем.

Учитель : Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области. Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Специальные люди - герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. существовала целая система строгих правил, по которым составляли гербы.

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы,

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный -

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое.

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье…!

Учитель : Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце XI в., то есть более 900 лет назад. на них встречались изображения святых, изображения львов, а также вооруженные конные всадники, воин Георгий Победоносец (репродукция) - символ защиты родной земли от врагов.

Слайд 6. "Из истории гербов нашей страны"

Двуглавый орел как символ русского государства появился более 500 лет тому назад, во времена правления Ивана III на его грамоте в 1497 г. он олицетворял мощь и независимость нашего государства.

Начиная с Ивана IV Грозного (с 1547 г.) герб постоянно менялся. Продолжалось это и при династии Романовых (1613 - 1917 гг.). Герб видоизменялся и при Петре I (1722 г.) и при царе Александре, и при государе Николае (1826 г.). Но в 1917 г. было создано новое государство, которое стало называться РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Потребовался новый герб взамен старого царского.

Слайд 7. "Герб советской эпохи"

На гербе советской республики был изображен серп и молот, венок хлебных колосьев и пятиконечная звезда.

В начале 90-х годов XX в. Советский союз прекратил свое существование. В 1991 г. наша страна вернула себе старое, но не забытое имя - Россия. Правительством РФ было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. В 1993 году по указу Президента РФ двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI в. державный орел России сменил государственный герб РСФСР.

Рассмотрим изображение Государственного герба нашей страны.

Слайд 8. Государственный герб РФ

Ученик: герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна — большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. А также короны на Российском гербе можно рассматривать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель : Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Слайд 9. "Викторина"

  1. Что означает слово герб?
  2. Где помещают герб страны?
  3. Почему герб страны имеет форму щита?
  4. Назовите основные элементы государственного герба России? Что они символизируют?
  5. Почему все государства имеют свой герб?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР? Что она символизировала?
  7. Откуда пришёл герб с двуглавым орлом?
  8. В правление какого царя в русском гербе появился орёл?

Ученик:

Объял Россию крыльями

Орёл двуглавый, гордый;

Страну свою любимую

Хранит он. Вечно бодрый,

Неуязвим для стали он

Всех вражеских клинков:

Летят пусть беды стаями -

Их встретить он готов.

Два клюва острых золотых,

Две пары зорких глаз:

Хранит он старых, молодых

Из года в год.

Тысячелетия страны

Непобедимый знак...

Мы вместе сказочно сильны -

Всегда пусть будет так!

Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Отличительный знак государства.
  2. Автор гимнов СССР и России?
  3. Как называется трехцветное полотнище флага?
  4. В правление какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?
  5. Герб, флаг, гимн одним словом.
  6. Что обозначает белый цвет в геральдике?
  7. Какой флаг являлся государственным на морских просторах?
  8. Кто изображено на государственном гербе России?
  9. В каком документе утверждены государственные символы России?
  10. Художник, автор герба России.
  11. Кто изображен на щите всадника?
  12. Откуда к нам "прилетел" двуглавый орел?
  13. Что является геральдической основой нашего герба?
  14. Матерчатый знак государства.

Литература

  1. Вилинбахов Г.В. Герб России //Родина, 1998, №2
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
  3. Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн //Домашний лицей. - 2001. - № 1. - С. 39 - 44; № 2. - С. 43 - 46.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М., 2002.
  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственного флага.

2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Форма проведения : виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного флага России.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.

Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.

Ученик . Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

Ученица . Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.

Ученик . Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.

Ученица . Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.

Ученик . В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.

Ученица . На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.

Ученик . Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».

Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:

Белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;

Синий - веру и верность, постоянство;

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

Ученик . В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ученица . В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!

Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:

Сержант Егоров!

Я сержант Егоров!

Младший сержант Кантария!

Я - младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.

Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?

Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.

Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.

Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.

Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.

Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.

А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.

Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?

С какими событиями в истории России он связан?

Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?

Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?

Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)

Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.

Слайд 1 - Государственный флаг России

Что такое флаг?

1) это полотнище на древке или шнуре;

2) древка или шнур, определенной раскраски;

3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.

Слайд 2 - гербовые знамена России

В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?

1) конец XVI века;

2) начало XVII века;

3) середина XVII века.

Слайд 3 - бело-сине-красный флаг

В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

3) 1705 год;

Слайд 4 - Андреевский флаг

Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?

1) военно-морские корабли;

2) сухопутные войска;

3) дворцовая стража.

Слайд 5 - флаг России

Что означают цвета Российского флага?

Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.

Синий - веру и верность, постоянство.

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 6 - Знамя Победы

Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?

1) солдаты;

2) пехотинцы;

3) Егоров и Кантария.

Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России

Когда празднуется День Государственного флага России?

2) весной;

Ученик . А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.

Ученица.

Россия святая! Для славных походов

Веками растишь ты своих сыновей;

Во благо России, для счастья народа

Под флагом державным встречаешь гостей.

Ученик.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовет свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде -

Могучая сила, надежный оплот!

Ученица.

В мирные будни во славу России

Реет победный твой стяг над страной

Вместе со мною ты грозная сила,

Сердцем всегда я навеки с тобой.

Ученик.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды

Под флагом мы счастье и мир обретем.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа



Просмотров