Назначение зон охраны объектов культурного наследия. Экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия

 Формирование зон охраны объекта культурного наследия регионального значения

А.А. Варламов заведующий кафедрой Землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Р.А. Кириллов магистрант факультета «Кадастр недвижимости» федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, [email protected]

На территории Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия, в котором содержатся сведения о таких объектах. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, которая включает разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также установление требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места .

Установление зон охраны объекта культурного наследия является эффективной мерой предотвращения негативного воздействия человека и окружающей среды на такие объекты (см. ). При этом в исторической среде объекта культурного наследия могут быть установлены следующие зоны охраны:

Охранная зона;

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;

Зона охраняемого природного ландшафта .

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об охранных зонах таких объек-

тов также должны содержаться в государственном кадастре недвижимости и быть отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий. Однако согласно статье 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2016 года, зоны с особыми условиями использования территорий исключены из объектов землеустройства (см. ). Одновременно Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что обязательным приложением к решению об установлении такой зоны являются сведения о границах зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрены разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зон . Однако в соответствии письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 9 марта 2016

года № 19-исх/02901-СМ/16 до установления российским законодательством формы документа, в том числе до утверждения соответствующей ХМЬ-схемы, необходимо использовать в качестве документа, содержащего в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы зоны и иные ее характеристики и направляемого в орган кадастрового учета, карту (план) объекта землеустройства, в том числе ХМЬ-схему, используемую для формирования ХМЬ-документа карты (плана) объекта землеустройства, утвержденной приказом Росреестра. При этом заполнение указанного документа в отношении зоны с особыми условиями использования территории целесообразно осуществлять по аналогии с заполнением такой карты (плана), составленной в отношении объекта землеустройства, за исключением сведений о сдаче документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (см. ). Подготовка такой документации в отношении зон охраны возможна только на основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия, что также затрудняет внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и может привести к тому, что всем заинтересованным участникам земельных отношений может быть нанесен ущерб из-за отсутствия такой информации в государственном кадастре недвижимости.

Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон . Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в зависимости от значения памятника.

По результатам анализа основных нормативных правовых актов, регулирующих формирование зон охраны объектов культурного наследия, авторами были выявлены и обобщены этапы установления зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

Этап 1. Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия

Такое решение принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом инициировать проведение работ могут как органы местного самоуправления, так и собственники или пользователи объектов культурного наследия, правообладатели земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия .

Этап 2. Разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия

Разработка проектов таких зон может проводиться как за счет федеральных и региональных целевых программы, так и за счет средств инициатора разработки проекта зон охраны (см. ). Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами, учреждениями, компетентными в области изучения и реставрации памятников, на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии .

При разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия осуществляются следующие работы:

Предварительное изучение объекта культурного наследия;

Разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны;

В проекте должны содержаться проект-

ные материалы по определению зоны охраны объектов культурного наследия, проект установления режимов использования земель и градостроительные регламенты .

Проект зоны охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах таких зон .

Этап 3. Утверждение границ зоны охраны

На основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зоны охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, в соответствии с правилами организации документооборота осуществляет учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением таких зон (см. ).

Этап 4. Учет сведений о границах зоны охраны объекта культурного наследия

Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости . Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зоны охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Орган государственной власти, утвердивший границы зоны охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зоны охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности .

Исходя из изложенного, на основании методики установления зон охраны и учитывая роль проектирования в выявленных авторами настоящей статьи этапах, рассмотрим порядок разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, где жил П.А. Флоренский». Выбранный объект исследования расположен в Сергиево-Посадском районе Московской области, находится в собственности Сергиево-Посадского муниципального района и передан Фонду науки и православной культуры священника Павла Флоренского в безвозмездное пользование для осуществления уставной деятельности сроком на десять лет.

Проект зоны охраны объекта культурного наследия состоит из трех основных частей.

1. Визуально-ландшафтный анализ. При проведении этого анализа выполняются

Сечение 3

краеведческий музей

сечение 2

Сшнция скорой помощи

Библиотека им. Розанова

5 7 9 11 13/24 Пионерский пер. Л Н

Барские полати

сечение 1

Рис. 1. Метод лучевых сечений при проведении визуально-ландшафтного анализа

работы по определению взаимосвязи объекта культурного наследия и окружающей среды с использованием метода лучевых сечений. Бассейн видимости объекта культурного наследия составляет 185 метров. Для определения возможных высотных габаритов объектов нового строительства был использован метод лучевых сечений (рис. 1). По итогам анализа были сделаны следующие выводы:

Цветовые решения исторической застройки - белый кирпич, белые, розовые, бежевые, серые пастельные цвета;

Для этого участка необходимо ввести запрет на использование ярких цветовых решений в больших массах;

Для объектов нового строительства необходимо принятие в основном нейтрального силуэта;

Следует ввести запрет доминантных элементов в завершениях сооружений.

2. Историко-культурный анализ территории. При проведении этого анализа были выполнены следующие работы:

1) предварительные работы;

2) разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны объектов культурного наследия:

Анализ историко-культурных характеристик территории исследования;

Анализ действующей градостроительной документации.

По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

В настоящее время здание находится в аварийном состоянии и нуждается в срочной консервации и реставрации;

Историческая территория памятника идентифицируется;

Цель создания проекта границ территории, зоны охраны и их режимов использования - обеспечить физическую сохранность и визуальное восприятие объекта культурного наследия, в том числе предметов его охраны;

Территория объекта культурного наследия должна обеспечивать сохранность и возможность восстановления и реставрации предмета охраны объекта культурного наследия, а зоны охраны - визуальное восприятие и техническую сохранность всего объекта культурного наследия.

3. Разработка материалов проекта зон охраны объектов культурного наследия, в том числе предложений по режимам использования земель (см. ). Проектом предполагается несколько зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ - на схеме, представленной на

Кадастровые номера земельных участков, расположенные в зонах охраны объекта

культурного наследия

Наименование зоны Кадастровые номера земельных участков, расположенных в границах зоны

Территория объекта культурного наследия Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070406:2682

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110201:2167

Участок зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:105 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:78 Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:69

Участок охранной зоны Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:79139

ЭнУ »1 краеведческий музей

Пионерский пер.

Краснофлотски ул.

Станция скорой помощи

Барские полати

Рис. 2. Зона охраны объекта культурного наследия - дома проживания П.А. Флоренского

рисунке 2). Одна из них расположена на юго-западе от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-1), вторая - на западе (ЗРЗ-2), а третья - на северо-востоке от территории объекта культурного наследия (ЗРЗ-3) (см. табл.).

Также авторами был проведен расчет стоимости разработки проекта зоны охраны объектов культурного наследия на основе методики определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу и сборника базовых цен на работы по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия . Стоимость работ определяется посредством интеграции базовых

цен, рассчитанных по состоянию на 1 января 2000 года, на отдельные виды операций. Данные, представленные в методике и сборнике, были актуализированы и дополнены недостающими, на наш взгляд, коэффициентами.

Стоимость выполнения работ в текущих ценах рассчитывается на основе базовых цен по следующей формуле:

Сеа(Т) = Цб(2000) Х Кр Х Кпер Х П К"

где Сва(Т) - стоимость работ по визуально-ландшафтному анализу одного объекта в текущих ценах;

Кр - коэффициент полноты содержания работы;

Кпер - коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен 1;

ПК - произведение корректирующих

коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Существенными недостатками для представленных методики и сборника, по нашему мнению, являются необходимость ежегодного пересчета базовых цен, актуализация информации по проводимым работам, необходимость пересчета базовых цен на отдельные виды операций в цены 2000 года.

Мы предлагаем рассчитывать стоимость работ не по базовым ценам, а по коэффициентам к кадастровой стоимости земельного участка и объекта культурного наследия, расположенного на этом земельном участке.

Кадастровая стоимости объекта культурного наследия рассчитана нами по следующей формуле:

С = С* К х Кх К х К х (1 + К / 100) х х К х К х К,

"ХИЗ "ХСК К"

где СС - стоимость нового строительства;

КЗ - коэффициент территориальной зоны;

КМ - коэффициент материала строительства;

КВС - коэффициент времени сооружения здания памятника;

КНЖ - коэффициент качества нежилого помещения;

КИС - коэффициент историчности;

КИЗ - коэффициент износа;

КСК - коэффициент учета проведенных

работ по сохранению объекта культурного наследия;

КК - коэффициент учета категории объекта культурного наследия.

Здания-памятники тесно связаны с нематериальным активом, который всегда накладывает определенные права на недвижимость - сервитут (см. ). Следует понимать, что понятие наиболее эффективного использования для этих объектов несколько иное по причине большей полезности подобных объектов для общества в целом. Эти нематериальные активы могут формировать и как ценопонижающие факторы (сервитуты и обязательства), и как ценоповышающие (престижность владения).

В предложенной нами методике расчета стоимость работ по проведению комплексных историко-культурных исследований и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в текущих ценах рассчитывается на основе коэффициентов по формуле:

c = т(с +с)к

т кад.зем. кад.об.) л"

где Ст - стоимость работ для одного объекта;

Скадзем - кадастровая стоимость земельного участка, отнесенного к объекту культурного наследия;

Скадоб - кадастровая стоимость исследуемого объекта культурного наследия;

Kn - корректирующий коэффициент, учитывающий усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования.

Главная отличительная особенность предлагаемой нами методики - использование для расчета стоимости работ коэффициентов, а не базовых цен. Коэффициенты позволяют определить, какую часть от

1 Коэффициент принят в соответствии с приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1 «Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ» .

кадастровой стоимости составляет тот или иной вид работ.

Охрана объектов культурного наследия приобретает все более и более важное значение. Установление зон охраны объекта культурного наследия во многом может способствовать выявлению, восстановлению, сохранению и использованию памятников истории и культуры, вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственную и туристскую деятельность.

В отсутствие учета таких объектов нарушается культурная связь поколений, снижается воспитательная роль культурного наследия страны и отдельных населенных пунктов. Учет объектов культурного наследия будет способствовать повышению исторической ценности территорий, кадастровой и рыночной стоимостей прилегающих территорий и самого объекта, позволит расширить круг кадастровых действий.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2009 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении коэффициентов пересчета на 2016 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ: приказ Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2016 года № МКЭ-ОД/16-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О направлении позиции: письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 марта 2016 года № 19-исх/02901-СМ/16. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Антропов Д. В. Зоны с особыми условиями использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) // Проблемы и перспективы со-

временного эффективного землепользования: сборник научных трудов. М. : Государственный университет по землеустройству, 2013.

13. Варламов А. А. Система государственного и муниципального управления: учебник. М. : Государственный университет по землеустройству, 2014.

14. Варламов А. А, Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости. М. : КолоС, 2012.

15. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 1. «Теоретические основы системы землепользования».

16. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования. В 2 т. М. : Фолиум, 2015. Т. 2. «Формирование и обоснование объектов системы землепользования».

17. Варламов А. А. Теоретические и методические положения установления об-ременений земельных участков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Варламов, В. Х. Улюкаев, С. А. Гальченко, Г. В. Ломакин, Б. Б. Раль-дин, Е. Ю, Барановская. М. : Государственный университет по землеустройству, 1995.

18. Варламов А. А, Антропов Д. В. Зони-

рование территорий. М. : Форум, 2016.

19. Методика определения стоимости работ по визуально-ландшафтному анализу, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы МРР-3.2.37.04-14: утверждена Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов в 2014 году. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

О разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия рассказывает , член правления УРООО Союза Архитекторов России; Почетный архитектор Удмуртской Республики, член Союза реставраторов России, директор «Архитектурно-строительного бюро Степанюк Н. Е.». Публикация сопровождается примерами проектов зон охраны объектов культурного наследия, выполненными Архитектурно-строительным бюро Степанюк Н. Е. на территории Удмуртской Республики.

Объекты культурного наследия

Культурное наследие любого населённого пункта требует трепетного внимания и сохранения в той среде и местности, где оно и образовано и расположено изначально. Поэтому законодательством в целях обеспечения сохранности и полноценного существования объектов культурного наследия предусмотрено наличие охраняемых зон, где будет регулироваться деятельность человека.

Границы зон охраны представляют территории, в черте которых любая деятельность человека, особенно, если она не контролируется специальными органами, может привести к негативному воздействию на памятник истории и культуры и его среду. Они не всегда совпадают с административным делением или границами земельных участков.


Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в редакции 2017 года):

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия...



Зоны охраны памятников культуры

Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливает требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Разрабатывая проекты зоны охраны памятников культурного наследия определяют границы зон и регламенты использования в их пределах:

  • Территорию объекта - территорию, которая обеспечивает полноценное сохранение ОКН и ограничивает использование территории, направляя деятельность людей строго на сохранение объекта.
  • Охранную зону - территорию, на которой проводятся мероприятия обеспечивающие безопасность объекта в его естественном окружении и привычном ландшафте; где ограничено использование земель и хозяйственная деятельность, проживающих там людей. Зона где, запрещены любые строительные работы. Кроме мероприятий, направленных на сохранение или реставрацию самого памятника культуры.
  • Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности строго ограничивает строительство и ремонт сооружений, находящихся рядом с охраняемым объектом. Использование земель также имеет существенные ограничения. Вся деятельность человека, зависит от состояния памятника культуры, которому нельзя нанести вред.
  • Зона охраняемого ландшафта, представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим. Ограничена возможность использования земель, запрещены хозяйственные работы. Исключение составляют лишь специальные мероприятия, цель которых сохранить природный ландшафт, (водоемы, лесопосадки, отдельные природные детали или открытое пространство) составляющий композицию с памятником культуры.



Проекты зон охраны

Проект зон охраны ОКН состоит из текстовых файлов, чертежей сооружений в границах данной зоны, проектов использования территории в хозяйственных целях местным населением, карт или схем, благодаря которым можно определить границы на базе собранных обосновывающих и архивных материалов.

Проект зон охраны обязательно проходит государственную историко-культурную экспертизу на соответствие требованиям законодательства и регламентам охраны объектов культурного наследия. Лишь разрешение историко-культурной экспертизы позволит утвердить границы зон, которые нуждаются в охране.

Проект зон охраны обязателен к предоставлению для утверждения в соответствующие организации вместе с материалами, которые служат его обоснованием, в том числе и экспертным заключением.

Границы зон охраны ОКН утверждаются и устанавливаются лишь в том случае, если проект получает положительное заключение экспертизы и соответствующие утверждения в органах власти.


1. Территориями объектов культурного наследия являются:

1) земельные участки, на которых расположены памятники истории и культуры (далее — памятники);

2) территории ансамблей, территории достопримечательных мест.

2. Зонами охраны объектов культурного наследия являются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.

3. Границы территорий объектов культурного наследия, границы зон охраны объектов культурного наследия, условия и ограничения градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

4. Историческими зонами являются территории (кроме территорий объектов культурного наследия), в пределах которых полностью или частично сохранились исторически сложившиеся или типичные для определенного исторического периода элементы планировочной структуры, природного, природно-антропогенного, городского ландшафта, масштаб, структура и форма застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики городской среды и особенности облика города, представляющие собой историческую, градостроительную, архитектурную и художественную ценность. Исторические зоны, образующие историческую среду объектов культурного наследия, включаются в границы зон охраны объектов культурного наследия. В состав одной исторической зоны могут входить зоны охраны двух и более объектов культурного наследия.

5. Порядок отнесения территорий (кроме территорий зон охраны объектов культурного наследия) к историческим зонам, порядок определения границ, условий и ограничений осуществления градостроительной деятельности в таких исторических зонах устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 59. Историко-культурный опорный план территории города Москвы

1. Историко-культурный опорный план территории города Москвы (далее — историко-культурный опорный план) является документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные, характеризующие этапы развития города Москвы, а также обозначаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон их охраны, земельные участки, на которых расположены объекты, представляющие собой историко-культурную ценность.

2. Формирование и ведение историко-культурного опорного плана обеспечивает орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

3. Историко-культурный опорный план является основой для определения границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, установления на указанных территориях соответствующих требований, ограничений и условий градостроительной деятельности, подготовки в соответствии с настоящим Кодексом историко-культурных регулятивных планов.

4. Сведения историко-культурного опорного плана учитываются при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, проведении инженерных изысканий и разработке проектной документации.

5. Форма, состав, порядок составления и ведения историко-культурного опорного плана и внесения в него необходимых изменений устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

Статья 60. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляется в составе Генерального плана города Москвы, территориальных схем и отраслевых схем, в границы разработки которых входят территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон.

2. В Генеральном плане города Москвы, в территориальных схемах и отраслевых схемах назначение и параметры планируемого развития территорий устанавливаются с учетом сведений историко-культурного опорного плана и в соответствии с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, установленными в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия и настоящим Кодексом.

3. Генеральный план города Москвы, территориальные и отраслевые схемы, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, должны содержать градостроительные мероприятия по приведению существующего использования территории в соответствие с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, по сохранению, регенерации исторической среды.

4. Отраслевые схемы могут разрабатываться специально в целях решения задач сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Задачами разработки указанных отраслевых схем могут быть:

1) предложения по образованию территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, по определению и (или) изменению границ указанных территорий и зон;

2) разработка в соответствии с настоящим Кодексом в границах зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон историко-культурных регулятивных планов;

3) разработка градостроительных мероприятий по сохранению, регенерации исторической среды на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон;

4) иные задачи.

5. Разработка указанных в части 4 настоящей статьи отраслевых схем может осуществляться:

1) применительно ко всей территории города Москвы — в составе Генерального плана города Москвы или в виде отдельного документа;

2) применительно к частям территории города Москвы — в составе территориальных схем или в виде отдельных документов.

6. Проекты территориальных и отраслевых схем, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, проекты отраслевых схем, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 61. Особенности региональных нормативов на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Региональные нормативы разрабатываются и применяются на территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме территорий охранных зон), исторических зон. Специальные положения региональных нормативов применительно к территориям зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон должны:

1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;

2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки (в том числе при строительстве новых, реконструкции существующих объектов капитального строительства), благоустройства территорий на регенерацию исторической среды — восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик исторической среды;

3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов.

2. Специальные положения региональных нормативов, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в форме заключения этого органа о соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) специальных региональных нормативов требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Отрицательное заключение является основанием для принятия решения о нецелесообразности утверждения указанных региональных нормативов.

Статья 62. Ограничения градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. На территориях памятников, ансамблей запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. На указанных территориях разрешаются проведение исследований, реставрационных и иных работ по сохранению памятников, ансамблей и (или) их территорий, а также воссоздание в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия утраченных объектов культурного наследия.

2. На территориях достопримечательных мест строительство, реконструкция объектов капитального строительства могут быть разрешены в случаях, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

3. На территориях охранных зон объектов культурного наследия строительство, реконструкция объектов капитального строительства запрещаются, за исключением мероприятий по регенерации исторической среды, осуществляемых в соответствии с установленным режимом охранной зоны в целях сохранения, восстановления, воссоздания исторического облика территорий, в том числе планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства и озеленения.

4. На территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), на территориях исторических зон градостроительная деятельность, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основе историко-культурных регулятивных планов этих территорий, а до утверждения таких планов — на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия.

5. Историко-культурный регулятивный план содержит подготовленные на основе сведений историко-культурного опорного плана чертежи, составленные на основе топографических планов масштаба 1:2000 или 1:500, и историко-культурные регламенты.

6. На чертежах историко-культурного регулятивного плана должны быть отображены в соответствующих границах:

1) подлежащие сохранению, регенерации исторические элементы планировочной структуры территории, в том числе улично-дорожная сеть, кварталы, озелененные территории;

2) подлежащие сохранению, регенерации исторически сложившиеся типы городской среды, застройки и ландшафта, характеризующиеся плотностью, высотой, этажностью и конфигурацией застройки, границами исторических домовладений, соотношением застроенных и незастроенных участков территории, отступами застройки от красных линий, размерами и архитектурой зданий и строений, особенностями благоустройства территории, ландшафтной и садово-парковой архитектуры.

7. Историко-культурные регламенты должны содержать требования и ограничения, обеспечивающие при осуществлении градостроительной деятельности сохранение, регенерацию исторически сложившейся планировочной структуры территории, исторической среды, застройки, ландшафта.

8. Историко-культурный регулятивный план является основой для определения границ функционально-планировочных образований, территориальных зон и земельных участков, установления назначения территорий, градостроительных регламентов и публичных сервитутов.

9. Разработка историко-культурных регулятивных планов может осуществляться в составе территориальных схем и отраслевых схем, в составе проектов планировки территории, а также в виде отдельных документов.

10. Проект историко-культурного регулятивного плана подлежит согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

11. Утвержденный в установленном порядке историко-культурный регулятивный план является основанием для внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки.

12. Состав и формы материалов, порядок разработки и утверждения историко-культурных регулятивных планов, порядок внесения изменений в указанные планы устанавливается Правительством Москвы.

Статья 63. Особенности планировки территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах

1. Проект планировки территории, в пределах которой установлены зоны охраны объектов культурного наследия, исторические зоны, должен содержать материалы по обоснованию этого проекта, включающие сведения историко-культурного опорного плана, положения действующего историко-культурного регулятивного плана. В случае если в границах разработки проекта планировки указанной выше территории отсутствует утвержденный историко-культурный регулятивный план, такой план подлежит обязательной разработке в составе проекта планировки территории.

2. В проектах межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах границы земельных участков устанавливаются с учетом границ исторических домовладений, отображенных в историко-культурном регулятивном плане или в историко-культурном опорном плане.

3. В градостроительных планах земельных участков, расположенных на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, должны быть указаны ограничения использования земельных участков, ограничения использования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, требования к благоустройству территории, установленные в соответствии с режимами охраны объектов культурного наследия, историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом.

4. Проекты планировки, проекты межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Разработка в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории зоны охраны объектов культурного наследия, исторической зоны, допускается при условии, что применительно к указанной территории установлены режимы охраны объектов культурного наследия, определены в соответствии с историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом ограничения градостроительной деятельности.

Статья 64. Обеспечение сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы

В целях сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории в части устанавливаемых этими проектами параметров высоты застройки орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, определяют предельно допустимую высоту застройки, не нарушающую исторически сложившийся силуэт города Москвы.

Статья 65. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на указанных в части 4 статьи 62 настоящего Кодекса территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия и настоящего Кодекса.

2. Разделы проектной документации объектов капитального строительства, содержащие схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, мероприятия по благоустройству территории, должны соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка, установленным на основании соответствующего историко-культурного регулятивного плана.

3. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объекта капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства сохранение исторического облика городской среды.

4. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон является обязательным. Заключение государственной экспертизы указанной проектной документации должно содержать выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям законодательства в части осуществления градостроительной деятельности на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Заключение государственной экспертизы проектной документации не может быть положительным, если эта проектная документация не соответствует указанным требованиям.

5. При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территориях в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, обеспечивает проверку соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов в части обеспечения безопасности объектов культурного наследия, а также положениям проектной документации, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с его полномочиями.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71. (Статьи 76—78 )
        • Статья 76.
        • Статья 77.
        • Статья 78.
  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Эксперты

Чаcтые вопросы

  • Мы решили утеплить балкон и выложить его кирпичом. Наша соседка возмутилась и сказала, что мы делаем это незаконно и что якобы на это нужно разрешение архитектора. Наша квартира приватизирована. Неужели и правда нам придется у кого-то спрашивать разрешение?

    Балкон входит в состав общего имущества. Поэтому любые переделки должны быть согласованы со всеми собственниками многоквартирного дома. Заключение архитектора (проект) тоже необходимо, ведь Ваши надстройки могут угрожать целостности всего здания. Затем это необходимо утвердить в комиссии по переустройству в органе местного самоуправления. В противном случае это будет являться самовольной постройкой, которая, по решению суда, будет подлежать сносу за счет лица, ее. Также в случае ухудшения состояния целостности здания могут быть взысканы необходимые средства для восстановления его целевого назначения - безопасного проживания граждан. Таким образом, чтобы Вам не рисковать и чтобы в будущем Вам не пришлось сносить построенные изменения, советуем обратиться в наш Центр для проведения независимой экспертизы.

  • Мы хотим сделать перепланировку в квартире. Дом оказался памятником культурного наследия. Предметом наследия является "ансамбль жилых зданий". В нашем проекте не предусматривается изменение ансамбля или какого-то элемента здания. Для удобства мы лишь немного смещаем ненесущие перегородки.

    В Вашем случае необходимо провести независимую историко-культурную экспертизу о возможности перепланировки по вашему эскизу и убедиться в том, что Ваш проект не изменяет памятник. Только после проведения экспертизы у вас появится возможность совершить перепланировку. Так как "ансамбль жилых зданий" является предметом культурного наследия, то решать вопрос, изменит перепланировка его культурную ценность или нет, может только независимый эксперт.



Просмотров