Ответственность за сертификат соответствия. Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов

Здравствуйте, Константин!

Позвольте выразить мнение по заданному вопросу. Средства связи подлежат обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
«О связи»

Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи

1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в: 1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.
Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.
Документы о подтверждении соответствия средств связи установленным требованиям, протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории Российской Федерации, признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.
3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством Российской Федерации, включает в себя:
средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;
средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;
радиоэлектронные средства связи;
оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
СРЕДСТВ СВЯЗИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 N 64)

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
2. Установить, что:
а) средства связи, указанные в перечне, утвержденном настоящим Постановлением, подлежат обязательной сертификации, если такие средства связи используются:
в сети связи общего пользования;
в присоединяемой к сети связи общего пользования части технологической сети связи;
в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования;
б) средства связи, подлежащие обязательной сертификации, не включаются в списки продукции, на которую распространяется действие положения, предусмотренного абзацем первым пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О техническом регулировании»;

Законодательство о защите прав потребителей гарантирует потребителю право на безопасность товара.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей»

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

На практике встречаются случаи привлечения ИП, ЮЛ к административной ответственности при выявлении факта реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия по ст. 14.4 КоАП РФ.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Константин, спасибо за интересный вопрос. Сообщите, если у Вас остались вопросы, или Вам требуется детальная информация.

С уважением, Морозова С.

У любого производителя перед потребителем возникают обязательства, которые регулируются нормативно-правовыми актами нашей страны. Среди них большое значение имеет сертификат соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В том случае, если у производителя, импортера или уполномоченного лица не окажется разрешительных документов, тогда возникает административная ответственность. Наличие сертификата соответствия продукции обязательно, и оно регулируется ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 г. В нем определены основные принципы подтверждения соответствия продукции, и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21.07.97 г. Закон РФ «О защите прав потребителей»» № 2300-1 от 7.02.92 г. определяет требования на наличие у производителя сертификата соответствия.

Заявитель обязан выпускать в обращение продукцию только после ее проверки качества и получения соответствующего сертификата, а в сопроводительной документации указываются все сведения о нем. Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.01 г. определяет ответственность за нарушение обязательных требований. Предусмотрены наказания в виде штрафов, конфискации продукции или приостановки деятельности.

В главе 14 КоАП перечислены все виды и размеры ответственности за отсутствие сертификата соответствия в предпринимательской сфере.

  • Продажа товаров ненадлежащего качества, с нарушением установленных законами РФ требований предусматривает статьей 14.4 КоАП наложение административного штрафа размером до 30 000 руб., а при повторном нарушении вся продукция будет конфискована.
  • За обман потребителей предусмотрено взимание штрафа в размере до 20 000 руб.

    Последствия отсутствия сертификата соответствия

    Это определено статьей 14.7 «Обман потребителей».

  • Если изготовитель, исполнитель или продавец нарушает требования технических регламентов, тогда ему грозит административный штраф в размере до 600 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток, а при повторе совершенного нарушения - конфискация всей продукции. Это регламентируется статьей 14.43 КоАП.
  • Нарушение порядка реализации продукции, то есть продажа ее без сертификата соответствия карается штрафом до 300 000 руб., а с нарушением маркировки, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - штрафом до 1 000 000 руб. Это регламентируется статьями КоАП 14.45 и 14.46 соответственно.

Ответственность за нарушения правил сертификации продукции

Сертификация продукции — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Она бывает обязательной и добровольной.

Ответственность за торговлю без сертификата

Проведение сертификации преследует одновременно несколько целей, но, безусловно, главные среди них две — это контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, и защита потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя) (ст.1 Закона РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (далее — Закон о сертификации). Государство, устанавливая обязательные для производителей продукции (работ, услуг) требования по безопасности товаров (работ, услуг), тем самым гарантирует потребителям такую безопасность в нормальных условиях использования, хранения и транспортировки. Учитывая это, законодатель установил достаточно серьезные меры ответственности за нарушение правил обязательной сертификации. Причем это меры не только административного, но и уголовного характера. Рассмотрим их.

* * *

Как сказано в ст.20 Закона о сертификации, юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско — правовую ответственность. В настоящей статье мы не будем затрагивать вопросы гражданско — правовой ответственности (вопросы, связанные с возмещением убытков), а остановимся на уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушения в области сертификации продукции (работ, услуг) предусмотрена ст.238 УК РФ. Согласно указанной статье к уголовной ответственности может быть привлечено лицо за совершение следующих деяний: производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Важно отметить, что любое из перечисленных выше деяний само по себе образует законченный состав преступления при условии, что указанные в ст.238 УК РФ действия имели целью дальнейший сбыт такой продукции. Следовательно, субъектом ответственности по ст.238 УК РФ может быть лицо, которое, хотя и не продавало, но хранило или перевозило с целью дальнейшей реализации небезопасную для жизни и здоровья продукцию. И наоборот, если лицо производило, хранило или перевозило небезопасный товар, но намерения реализовать эту продукцию у него не было (например, транспортная организация, с которой заключен договор на перевозку груза), то к ответственности по ст.238 УК РФ это лицо привлечь нельзя.

Итак, мы видим, что квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст.238 УК РФ, является цель, которую преследует производитель, хранитель либо перевозчик товара (работ, услуг), не отвечающего требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Доказательствами, свидетельствующими о намерении лица реализовать небезопасную продукцию, будут служить, например, реклама в СМИ о продаже товара, заключенные с покупателями договора, выписанные на товар счета и накладные и другие факторы.

При применении данной статьи необходимо учитывать, что само по себе отсутствие сертификата на продукцию не является уголовно наказуемым деянием. Уголовная ответственность может наступить только в том случае, если будет установлено, что продукция, на которую отсутствует сертификат, не соответствует государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. То есть если по результатам экспертизы будет установлено, что продукция, на которую отсутствует сертификат, все же отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья, то ни о какой уголовной ответственности не может быть и речи.

Более сложным является вопрос квалификации преступления по ст.238 УК РФ в случае неправомерного использования лицом официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Это связано с тем, что на данный момент в уголовном законодательстве отсутствует определение понятия "официальный документ". Вполне обоснованно возникает вопрос: является ли сертификат таким документом?

Понятие официального документа есть в некоторых нормативных актах (см. например, ст.ст.1 и 5 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст.8 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" и др.), но возможность прямого применения их в сфере уголовных правоотношений представляется весьма спорной. В то же время у всех официальных документов есть присущие им характерные признаки, которые и позволяют квалифицировать данный документ как официальный независимо от сферы его применения. Учитывая это, можно дать следующее определение официального документа, упоминаемого в контексте ст.238 УК РФ. Официальный документ — это надлежаще оформленный материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, исходящей от имени органов и должностных лиц законодательной, судебной или исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, носящей законодательный, нормативный, директивный или информационный характер. Как мы видим, сертификат подпадает под определение официального документа и, следовательно, неправомерное его использование может повлечь за собой уголовную ответственность.

При привлечении лица к ответственности за неправомерное использование сертификата необходимо доказать сам факт такого использования. Неправомерным использованием сертификата следует признать, в частности, продажу (хранение или перевозку с целью сбыта) небезопасного для жизни и здоровья товара по сертификату, полученному заведомо ложным путем, выданному на имя другого лица или на другую продукцию.

Санкции, установленные ст.238 УК РФ, весьма суровы. Минимальное наказание, которое грозит лицу, совершившему указанное правонарушение, — штраф в размере 500 МРОТ, максимальное — это лишение свободы на срок до 10 лет.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.238 УК РФ, могут быть индивидуальные предприниматели и должностные лица предприятий и организаций, т.е. те лица, которые выполняют управленческие функции в коммерческих и иных организациях (руководители предприятий и организаций).

Административная ответственность

По вопросу, касающемуся административной ответственности за нарушения правил сертификации продукции, необходимо сказать следующее.

Субъектами такой ответственности являются должностные лица предприятий и организаций и индивидуальные предприниматели. Соответственно, в случае совершения административного правонарушения со стороны юридического лица административная ответственность возлагается на руководителя предприятия (организации, учреждения). Поэтому штраф, предусмотренный КоАП, должен уплачиваться за счет собственных средств должностного лица, но не за счет организации.

Административная ответственность за нарушения в области обязательной сертификации продукции предусмотрена ст.ст.139.1, 146.4 и 170 КоАП. Из составов правонарушений, перечисленных в данных статьях, наиболее часто применяются следующие:

  • реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;
  • реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия, или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика).

За любое из указанных правонарушений ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ.

Сертификация продукции в 2018 году

Еще статьи по теме

Торговля без сертификата штраф

Обязательства производителя или продавца перед потребителем продукции регулируются профильными нормативно-правовыми актами РФ. Среди наиболее важных документовобязательный сертификат соответствия требованиям норм и правил. Наличие у продавца сертификата соответствия регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителя». Розничная или оптовая торговля без сертификата является предпосылкой для наступления административной ответственности за нарушение правил торговли.

Какие последствия могут ожидать продавца несертифицированного товара

В Кодексе об административных нарушениях (КоАП РФ) №195/30.12.01 определена ответственность и степень наказания посредством накладывания штрафных санкций, конфискации товара и приостановке торговой деятельности. Глава 14 Кодекса содержит перечисления всех видов штрафов за торговлю без сертификатов и их размеров, самыми весомыми из которых являются:

  • штрафные санкции в размере 300 тыс. руб. за нарушение требований техрегламентов по обязательной сертификации или декларированию продукции;
  • штраф 1 миллион рублей – за нарушение требований по маркировке, являющихся одним из обязательных положений технических регламентов.

Статистические данные утверждают, что только 20% ИП () в России имеют законное подтверждение соответствия товара техрегламенту. Не сертифицированный в законодательно установленном порядке товар, чаще всего, является контрафактным или фальсифицированным. Поэтому может нести опасность здоровью конечного потребителя.

Распространенные случаи торговли без сертификата

Распространенным правонарушением в последнее время является фальсификация сертификатов соответствия. Статистика свидетельствует, что около 40–50% сертификатов соответствия, выявленных при инспекционном контроле, оказываются поддельными. При этом бывает фальсификация печатей при подлинности бланков, случается фальсификация путем удаления одних записей и внесением других, в некоторых случаях подделываются протоколы исследований.

Справедливым наказанием за подделку сертификата на продукцию или приложения к официальному документу является уголовная ответственность, фальшивые сертификаты аннулируются.

Частным случаем реализации продукции без сертификата является торговля изделиями, сертификат соответствия на которые просрочен. При этом разрешительный документ, оформленный на партию, действует до момента полной ее реализации при действительном сроке годности.

Увеличение востребованности именно сертифицированной продукции на современном рынке товаров объясняется следующими факторами:

  • возрастанием в торговой сети количества некачественных товаров;
  • увеличением объемов экспортно-импортных поставок;
  • наличием в предлагаемом современным рынком ассортименте одинаковых по функциям, но разных по качеству товаров;
  • конкурентной борьбой товаропроизводителей.

Наличие сертификата или паспорта качества значительно повышает шансы продавца удержаться на рынке, а покупателя – иметь уверенность в безопасности и качестве покупки. Незаконная же торговля без сертификатов, ответственность за какую несут юридическое лицо или предприниматель, может быть приостановлена проверяющими органами.

К.С. Николаева , эксперт
журнал «Вменёнка » № 9/2008

В последнее время в редакцию нашего журнала стало поступать много писем от плательщиков ЕНВД, торгующих в розницу. Некоторым из них грозит штраф за продажу не сертифицированной продукции. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте разберемся, что такое сертификация и должны ли «вмененщики» ее проводить? Попутно поговорим об отражении расходов на сертификацию в бухгалтерском учете.

Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, правилам или условиям договоров.

Порядок проведения сертификации регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).

В зависимости от того, проводится процедура подтверждения соответствия установленным требованиям по желанию заинтересованного лица или диктуется положениями законодательства, она бывает обязательной и добровольной (п. 1 ст. 20 Закона № 184-ФЗ).

Если сертификация проводится для повышения конкурентоспособности товара, в бухгалтерском учете затраты на ее проведение могут быть отраже­ны в составе коммерческих расходов.

Пример 2

ООО «Гигант», торгующее в розницу, применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. 21 июля 2008 года организация провела добровольную сертификацию реализуемого товара. Расходы, связанные с получением сертификата, составили 20 000 руб. Стоимость работ по добровольной сертификации равна 20 000 руб. Для проведения сертификации были переданы образцы товаров на сумму 2100 руб. Сертификат соответствия ООО «Гигант» получило на период с 1 августа 2008 года по 31 июля 2009 года. Отразим указанные операции в бухгалтерском учете.

Решение

Так как сертификат действует один год, расходы организации, связанные с его получением, учитываются в составе расходов будущих периодов.

В бухгалтерском учете ООО «Гигант» будут сделаны следующие записи (см. табл. 1).

Таблица 1. Бухгалтерские проводки ООО «Гигант»

Сумма, руб.

Документ

Оплачены работы по проведению сертификации

Выписка банка по расчетному счету

Сумма государственной пошлины включена в состав расходов будущих периодов

Бухгалтерская справка

Образцы товаров переданы на сертификацию

Договор на проведение сертификации

Расходы по проведению сертификации, относящиеся к расходам текущего месяца, включены в *

1850
[(20 000 +
+ 100 +
+ 2100) : 12]

Бухгалтерская справка

* Указанная проводка будет делаться ежемесячно в течение срока действия полученного сертификата.

Расходы на сертификацию ввозимых товаров (как стоимость работ по сертификации, так и стоимость использованных образцов) в бухгалтерском учете относятся к затратам на их приобретение и формируют фактическую товаров, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету (п. 2, 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

Пример 3

ООО «Сова», применяющее систему налогообложения в виде ЕНВД, 4 августа 2008 года приобрело у иностранной компании «ЛТД» партию товара для перепродажи. Приобретенные товары подлежат обязательной сертификации. Согласно договору купли-продажи стоимость товара составила 150 000 руб. ООО «Сова» 6 августа 2008 года обратилось в орган по сертификации и представило образцы товаров на сумму 4000 руб. В соответствии с договором на проведение сертификации образцы товаров при проведении испы­таний уничтожаются. Стоимость работ по сертификации составила 6700 руб. Кроме того, ООО «Сова» уплатило государственную пошлину в размере 100 руб.

Отразим указанные операции в бухгалтерском учете. Для упрощения примера не будем рассматривать таможенную пошлину, таможенный сбор и сумму НДС, подлежащую уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Решение

Бухгалтерские проводки ООО «Сова» отражены в табл. 2. Организация открыла к счету 41 «Товары» следующие субсчета:

41-1 «Товары на складе»;

41-2 «Товары в розничной торговле»;

41-3 «Образцы товаров, переданные для сертификации».

Таблица 2. Бухгалтерские проводки ООО «Сова»

Сумма, руб.

Документ

Произведена оплата за товар иностранной компании

Выписка банка по расчетному счету

Отражена покупная стоимость товаров

Договор купли-продажи

Уплачена сумма государственной пошлины

Выписка банка по расчетному счету

Отражена стоимость работ по проведению сертификации

Договор на проведение сертификации

Включена в стоимость товара сумма уплаченной государственной пошлины

Бухгалтерская справка

Включены в стоимость товара затраты на выполнение работ по сертификации

Бухгалтерская справка

Учтена стоимость образцов товаров, переданных для сертификации

Договор на проведение сертификации

Отражена стоимость принятого к учету товара

(150 000 + 100 + 6700 – 4000)

Бухгалтерская справка

Иногда фирмы прекращают продавать товары до окончания срока действия полученного на них сертификата. В таком случае оставшаяся несписанной сумма расходов на проведение сертификации единовременно относится на счет

Регулирование обязательств производителя или продавца перед потребителем осуществляется специальными нормативно-правовыми актами РФ. Необходимость наличия у продавца сертификата соответствия (СС) прописано в Законе РФ «О защите прав потребителей». Ответственность за отсутствие сертификата возлагается на изготовителя/продавца и подразумевает административное наказание.

Зачем нужна сертификация?

Сертификация является подтверждением безопасности и надлежащего качества продукции. В документе отражается соответствие товара всем принятым нормам, прописанным в ГОСТах или в другой документации. Для потребителя это является гарантом качества, на который ответственный покупатель всегда обращает внимание. Несертифицированная продукция не должна доходить до потребителя, в противном случае продавца ждет штраф и/или изъятие продукции.

Законодательная база

Правила, обязующие иметь подтверждение соответствия, прописаны в следующих законодательных актах:

  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
  • ПП № 918;
  • Единый перечень продукции, подлежащей сертификации;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей»

Согласно вышеперечисленным актам, продукция должна соответствовать требованиям техрегламентов или ГОСТ Р.

Обязанности изготовителя, импортера

Помимо наличия разрешения, на изготовителя возлагается еще ряд обязанностей:

  1. Следить за актуальностью срока действия документа. Если срок закончился или СС был отозван, то необходимо прекратить реализацию/изготовление и заняться оформлением нужных бумаг.
  2. При изменении способа изготовления или внесении недавно обнаруженных сведений в ТУ, данные должны быть отображены в соответствующем месте.
  3. Предъявлять все необходимое при проверке предприятия или точки сбыта структурами, имеющими на это полномочия.
  4. Вся сопроводительная документация должна иметь информацию с номером СС.

Торговля без наличия сертификата

Одним из самых распространенных случаев торговли без сертификата является фальсификация документа. В таком случае продавец несет уголовную ответственность, предусмотренную законом, а поддельное разрешение изымается и аннулируется. Торговля при просроченном СС подразумевает выписывание штрафов. Стоит помнить, что при сертификации партии допускается реализация продукции в полном объеме, но с учетом ее срока годности.

Кто проверяет наличие документации?

Чаще всего проверки осуществляют сотрудники:

  • полиции;
  • санэпидемнадзора;
  • налоговой инспекции;
  • органов местного самоуправления;
  • Росстандарта;
  • Государственной противопожарной службы;
  • Общества защиты прав потребителей;
  • Роспотребнадзора.

В зависимости от того, кто является проверяющим, необходимо проверить и желательно записать соответствующую информацию из служебного удостоверения. Проверяющие должны предоставить распоряжение о проверке.

Особенности регулирования продажи некоторых товаров

Для одежды и обуви предусмотрено оформление как декларации, так и СС. Первый документ нужен для изделий, которые не имеют прямого контакта с кожей, второй – изделий первого слоя (нижнее белье, купальники, майки и пр.).

При реализации лекарственных средств необходимо проходить сертификацию согласно правилам Госстандарта №36 от 24.05.2002. Биологически активные добавки не относятся к лекарственным препаратам.

Штраф за отсутствие сертификата или декларации

За отсутствие декларации соответствия или СС полагается административная ответственность, согласно КоАП РФ глава 14.

Отметим, что указанные выше штрафы действуют в отношении юридических лиц. Для ИП, физических и должностных лиц предусмотрены другие штрафы.

Прочие последствия отсутствия разрешений

Штраф за отсутствие необходимого разрешительного документа – это финансовая мера наказания. Помимо этого, продавец может ожидать:

  1. Оправданное сомнение покупателей. Люди привыкли видеть сертифицированные изделия, их качеству доверяют. Без СС продукт не будет пользоваться спросом, что вынуждает существенно снижать его стоимость.
  2. Недоверие партнеров. Трудно найти единомышленников и крупных покупателей, если товарная позиция не имеет подтверждения качества.
  3. Невозможность импорта.
  4. Конфискацию при повторном нарушении.

Если нет сертификата, то каждый случай грозит компании потерей прибыли, снижением продаж и ухудшением имиджа.



Просмотров