Проведение аттестации государственных гражданских служащих. О проведении аттестации административных государственных служащих корпуса "б". Этапы проведения аттестации

Уяснив предмет экономической науки, следует ответить на вопросы: как она это делает? с помощью каких приемов и средств? т. е. рассмотреть ее методологию. Методология любой науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а применительно к экономической теории речь идет о познании экономических явлений и процессов.

Для этого ученые используют целую систему методов, приемов, способов и средств Основополагающим методом исследования экономистов продолжает оставаться метод материалистической диалектики. Его основные положения заключаются в следующем:

  • * первичной, объективно существующей является материальная жизнь;
  • * любое экономическое явление необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими, как одновременно происходящими, так и предыдущими и последующими;
  • * экономическая жизнь находится в непрерывном движении изменении и развитии;
  • * процесс этого развития происходит на основе законов диалектики.

Для представителей западной экономической теории основ полагающим для изучения экономики являются методы субъективного и объективного идеализма. Их основными чертами являются экономический психологизм, технологический детерминизм и др.

Современная экономическая наука для познания экономической реальности использует целую систему частных методов.

К ним относятся:

  • * метод научной абстракции, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, черт, несущественных сторон и "погружении", проникновении в суть явления, предмета с целью познания его главных связей. Например, при выяснении закона спроса анализируется только взаимосвязь между спросом и ценой при абстрагировании (отвлечении) от многих, других условий (степени насыщенности рынка, действие внутренней и внешней конкуренции и др.);
  • * индукция и дедукция. Индукция - это умозаключение, которое движется от фактов к гипотезе, общему утверждению, т. е. изучение начинается с накопления фактов, затем они систематизируются, анализируются и выводятся обобщения. Дедукция - основной метод доказательства, это цель умозаключений. Началом дедукции являются аксиомы, или гипотезы, которые имеют характер общих утверждений, а концом дедукции - теоремы, т. е. следствия из начальных посылок;
  • * метод экономико-математического моделирования. Этот метод в настоящее время является мощным инструментом изучения и решения экономических проблем. Суть его сводится к описанию экономических явлений и процессов с помощью математических зависимостей и алгоритмов. Он расширяет сферу познания, повышает обозримость сложных экономических проблем. Экономические связи выражаются в виде функциональных зависимостей; их математическое отображение дает систему уравнений, что собственно, и является математической моделью экономического явления;
  • * метод графических изображений. Он хорошо помогает наглядно воспринимать соотношения между различными экономическими показателями, оценивать их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации;
  • * широко используются и такие методы, как восхождение от просотого к сложному, единство количественного и качественного анализа, исторического и логического, балансовый метод и др.

Выделяют два принципиально различных способа (уровня) исследования (анализа) экономики - на основе макроподхода и микроподхода:

  • * макроэкономический подход предполагает анализ закономерностей функциионирования экономики в целом (макроэкономики). Макроэкономика оперирует такими интегральными показателями, как, например, валовой внутренний продукт (ВВП), общий уровень занятости, безработицы, инфляции и т. д. Регулирование макроэкономики осуществляется посредством рынка и государства;
  • * микроэкономический подход предполагает исследование поведения фирмы, отдельного предприятия (микроэкономика) как основного производственного звена. Она оперирует такими понятиями, как выручка, доход, прибыль отдельных фирм, расходы семьи, цена конкретного товара.

Регулирование на микроуровне производится путем выработки и реализации стратегии поведения конкретной фирмы.

В последние годы разрабатывается (восстанавливается) и мезоэконо-мический подход. Он используется для анализа "среднего звена" экономики (мезоэкономики) - специализированных отраслевых и подотраслевых комплексов (с соответствующими сегментами рынка). При рассмотрении методов, с помощью которых ученый "работает" в процессе познания экономической реальности, возникает вопрос: "Каков критерий правильности (истинности) результатов научного анализа?". Критерием истинности знания всегда выступала и выступает практика. Только она дает окончательный ответ о ложности или верности тех или иных умозаключений, выводов, рекомендаций.


Содержание

Введение 3
1. Методология экономической теории 5
1.1. Методология, как наука экономической теории 5
1.2. Классификация методов экономической теории 10
2. Экономические категории и законы 19
2.1.Экономические законы 19
2.2.Экономические категории 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Введение

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук. Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.
Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования. Необходимым условием в изучении экономической теории служит известное постоянство и правильный порядок в изучаемых ею явлениях. Наука относительно каждого рода явлений возможна тогда, когда можно доказать, что эти явления подчинены известного рода законам, т.е. они постоянно сопутствуют друг другу или следуют одно за другим в определенном порядке, доступном наблюдению и изучению. Предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста.
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.
Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Проблема методологии исследования экономических процессов и явлений носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Методология исследования экономических процессов и явлений". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Рассмотрение вопросов связанных с данной темой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ условий "Методологии исследования экономических процессов и явлений".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Методология исследования экономических процессов и явлений" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
1. Изучить теоретические аспекты по данной теме;
2. Изучить основные методы исследования экономических процессов и явлений;
3. Определить сущность экономических категорий и законов.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы проблемы "Методологии исследования экономических процессов и явлений". Определяются основные понятия, рассматриваются методы исследования экономических процессов и явлений. В главе второй рассмотрены понятия экономических категорий и законов. В заключение, дается оценка эффективности рассмотренных методов.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература.

1. Методология экономической теории

1.1 Методология, как наука экономической теории.
Методология - учение о способах, приемах, методах, которые применяют те или иные науки для изучения своего предмета. Также можно дать еще одно определение методологии.
Методология - общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: «с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы».
Методология экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства. 1
Методология теоретической экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.
В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:
1. позитивистский;
2. структуралистический;
3. диалектический;
4. синтетический.
1. Позитивистский подход основывается на философии позитивизма (“позитивной” философии), признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании. Позитивизм сформировался в первой половине 19 века (О. Конт, Г. Спенсер и др.), позднее приняв форму неопозитивизма или логического позитивизма (Р. Карнап, М. Шлик и др.), а затем постпозитивизма (Т. Кун, К. Поппер и др.). 2
Наиболее характерные черты позитивистского подхода:

      феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена);
      верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям);
      прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).
Позитивистский подход широко использует формально – логические методы, носящие универсальный характер. Наиболее характерными для него специфическими локальными методами (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках) являются:
инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);
операционализм или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);
экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей);
ситуационный анализ, или “полевые исследования” (анализ конкретно складывающихся ситуаций).
В экономической теории позитивистский подход во всех его разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось в ориентациях на изучение конкретно - экономических функциональных взаимосвязей, активное использование экономико-математического моделирования, поиск решений в конкретных экономических ситуациях и т.п., а также в невнимании к выявлению и обоснованию глубинных закономерностей экономики, системообразующих экономических отношений, критериев и векторов социально - экономического развития. Указанные характеристики в заметной мере присущи исследованиям неоклассического направления экономической науки.
2. Структуралистический подход представляет собой методологическое направление, делающее акцент на выявление структуры системы, т.е. ее внутреннего строения, совокупности отношений между ее элементами. Наиболее видными представителями этого подхода, сложившегося в различных областях научного знания в первой половине 20 века, являются К. Леви - Строс, М. Фуко, Т. Парсонс, Р. Мертон. 3
Характерными чертами отмеченного подхода можно считать: стремление к упорядоченности элементов, приоритетов структуры системы над содержанием ее элементов и над историей, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного.
Широко используя целый ряд обозначенных выше формально - логических методов, структуралистический подход активно применяет и свои специфические локальные методы. Среди них:
структурно-функциональный анализ, делающий упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты в этой взаимосвязи могут быть разными);
принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели);
метод “бинарных оппозиций” (использование парных категорий: природа - культура, спрос - предложение, мелкий бизнес - крупный бизнес и т.п.);
метод рекомбинаций (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др.
Указанный подход широко использует методы математической логики и моделирования. При этом структуралистический подход может совмещаться с позитивистским, внося в последний черты упорядоченности. Не случайно существует позиция, трактующая структурализм как разновидность современного позитивизма.
В экономической теории структуралистический подход получил заметное развитие. Это проявилось, например, в способах агрегирования различных экономических единиц (частей), в разделении на макро- и микроэкономику как два разных уровня экономической системы, в разграничении функций различных институтов экономики, в определении современной развитой экономики как смешанной экономики и анализе конкретных ее параметров и т.п.
3. Диалектический подход связан с диалектикой как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В системном виде был разработан в конце 18 - начале 19 веков немецкой классической философией (прежде всего Г. Гегелем), а затем получил развитие в форме материалистической диалектики у К. Маркса, впервые применившего диалектический подход в политической экономии. 4
Диалектический подход нацеливает на выявление глубинных причинно - следственных связей, скрытых на поверхности. Он разграничивает сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета.
Диалектика делает акцент на процессах развития, показывая их закономерный характер. Развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: перехода количества в качество и наоборот, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т.е. соотношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. “Разрешение” противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т.д.
Диалектический подход использует два основных специфических метода познания реального мира (они трактуются как методы диалектической логики в отличие от формально - логических методов) - метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод единства логического и исторического.
4. Синтетические подходы получили заметное распространение в экономической теории, что вызывалось вполне объяснимым стремлением преодолеть имевшиеся в рамках одного предмета (науки) односторонности. В меньшей степени это относится к методологии (общим методам экономической теории), поскольку существует опасность потери целостности исследования.
В последний период стала набирать силу позиция понимания взаимосвязи различных методологий. Это - так называемая “новая эклектика”, признающая методологический плюрализм (Б. Колдуэлл, Д. Хаусман и др.). Характерной чертой (методом) указанного направления стал конвенционализм, положивший в основу взаимодействия различных научных теорий соглашения (концепции) между исследователями или научными школами исходя из принципов удобства, простоты и т.п., а также взаимной терпимости. Распространено и использование различных специфических методов анализа при исследовании тех или иных частей (“ниш”) экономики. 5
Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

1.2. Классификация методов экономической теории
Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного
познания. В связи с этим различаются общенаучные и специфические методы .
Общенаучные - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее.
Диалектический метод . Диалектика - это наука о развитии. В связи с этим диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление? Суть диалектики в том, что “все течет - все изменяется”. 6 Ученые - экономисты, как и ученые всех других наук, используют метод диалектики как общенаучный метод.
Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собой метод диалектического материализма, или метод материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.
Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.
Специфические - это методы, которые используются как экономической теорией, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т.д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистически анализ, графическое изображение и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Метод абстракции . Важнейших метод экономической теории, он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении (вычленении) наиболее глубокой сущности процесса. Научная абстракция является общенаучным методом познания, ее значение возрастает, когда исключается возможность экспериментальной проверки экономической теории. Абстракция - исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.
Метод анализа и синтеза . Посредством анализа экономическая теория разделяет экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно, путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину об экономическом процессе (это имеет место на любых уровнях, например, на предприятиях существуют специальные экономические отделы, которые активно используют метод анализа и синтеза). При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.
При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер.
Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам). С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц.
Индуктивный и дедуктивный методы . Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.
Метод допущения ceteris paribus, или “при прочих равных условиях”. Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых “все прочие условия” действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория - не лабораторная, не экспериментальная наука. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных “реальной жизни”, но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики, в этой довольно хаотической среде нередко “прочие условия” изменяются и, соответственно, цель, теоретически обоснованная, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции, вследствие чего вместе они могут привести к теоретическим обобщениям, или экономическим принципам.
Экономический эксперимент . Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Проверка достоверности полученных экономической теорией выводов и положений осуществляется на хозяйственной практике, которая выступает решающим критерием их истинности. Однако неполнота учета всех обстоятельств, ограниченность масштаба проводимого эксперимента может проводить неверные, ошибочные умозаключения, которые могут быть выявлены при распространении эксперимента на экономическую систему в целом. В процессе эксперимента может проявиться и стремление исследователя выделить интересующие его стороны, и проигнорировать другие из них.
В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют друг с другом. Эксперимент не только подтверждает или опровергает ту или иную гипотезу, но и дает материал для развития теории.
В отличие от естественных наук экономическая теория не может проводить эксперименты вне непосредственной хозяйственной деятельности, а, следовательно, вне хозяйственных субъектов, людей. Поэтому любые реформы, какого бы масштаба они не были, всегда затрагивают интересы людей, их жизнь.
Количественный анализ и качественная определенность . Каждый экономический процесс или явление могут быть охарактеризованы и качественной и количественной оценкой. Для количественного анализа экономическая теория довольно широко использует статистические и математические методы исследования, с помощью которых удается определить количественную зависимость между экономическими переменными. Однако накопление количественных изменений в конечном счете вызывает качественные преобразования сложившихся экономических взаимосвязей. Поэтому экономические процессы и явления должны изучаться в неразрывной связи их количественных и качественных определенностей. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Моделирование как инструмент научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания, выявлению присущих им закономерностей.
Под моделированием какого-либо явления, объекта понимается создание его упрощенного аналога - текстового, графического, математического и компьютерного.
Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1.Формулировка предмета и цели исследования.
2.Выделение экономических объектов, представляющих интерес в рассматриваемой экономической системе. Изучение объекта. Понимание того, как устроен объект, как он функционирует, какие факторы влияют на его функционирование, каковы критерии его оценки или оптимизации, при каких ограничениях в случае оптимизации достигается заданная цель.
3.Выявление наиболее важных и существенных характеристик каждого экономического объекта, отвечающих поставленной задаче. Описательное моделирование. Фиксация и словесное, качественное описание взаимосвязей между ними.
4.Математическое моделирование. Введение символических обозначений для учитываемых характеристик экономического объекта. Формализация (насколько это возможно) основных характеристик объекта и взаимосвязей между ними, формулирующая математическая модель экономического объекта. Перевод описательной модели на формальный математический язык с помощью таких математических инструментов, как переменные, функции, уравнения и неравенства и другие.
5.Выбор метода решения и его получение.
6.Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.
Согласно тому или иному критерию экономико-математические модели делятся на микроэкономические и макроэкономические, теоретические и прикладные, статические и динамические, равновесные и неравновесные, оптимизационные и неоптимизационные, детерминированные и статистические. 7
Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-математических моделей и качественных утверждений или гипотез на основе доступных экономических данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики, адаптированных к обработке экономических данных.
Любое экономическое исследование всегда предполагает использование статистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных количественных данных, характеризующих функционирование исследуемого экономического объекта, невозможно определить практическую значимость экономичной модели.
Экономические данные обычно делят на два вида: перекрестные данные и временные ряды. Перекрестные данные - это данные по какому-либо экономическому показателю, полученные для аналогичных объектов или для различных регионов. Временные ряды - это данные, характеризующие один и тот же объект, но в различные моменты времени. Анализ временных данных (краткосрочных процентных ставок, инфляции, безработицы, ВНП и других экономических показателей) позволяет выявить тенденции в изменении этих величин и экстраполировать их для целей прогнозирования, не анализируя внутренние причины временной зависимости исследуемых величин.
Целью сбора экономических данных является получение информационной базы принятия решений. Естественно, что анализ данных и принятие решений проводится на основе какой-либо интуитивной (неявной) или количественной (явной) экономической модели. Поэтому собирают именно те данные, которые необходимы для соответствующей модели.
Любые экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся основой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных адекватных им статистических методов для их анализа и обработки.
и т.д.................

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической науке – это путь к достижению научной истины экономических процессов. Метод – это совокупность приёмов, способов и принципов научного познания. Если предмет науки характеризуется тем, ЧТО исследуется, то метод – тем, КАК исследуется.

Мир экономической реальности сложен и запутан. Задача экономической теории состоит в том, чтобы привести в систему хаотический набор фактов, познать действительность и определить перспективные пути развития. Экономическая теория устанавливает связи между фактами, обобщает их и выводит на этой основе определенные закономерности.

Ориентироваться в многообразных экономических явлениях помогают разнообразные формы и способы научного познания. Это методы формальной логики (наблюдение и обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, проведение количественного и качественного анализа экономических процессов). Это системные методы исследования . Это разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей, построение графиков . Это диалектический метод (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, учет в процессе исследований взаимного влияния друг на друга материальных и духовных основ жизни общества).

Основными методами изучения являются:

1. Использование научных абстракций, или обобщенных понятий, отвлеченных от всего второстепенного и случайного, от непосредственной конкретности, для выделения наиболее существенных признаков или сторон изучаемого явления. Метод научной абстракции – познание сущности, законов ее развития через последовательное изучение отдельных её форм.

«Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали,

то всякая наука была бы излишня»2.

Использование метода научной абстракции предполагает:

а) движение от абстрактного к конкретному.

Приёмы: анализ - разложение исследуемого предмета на составляющие с последующим изучением каждой и выделением простейшего звена

2 К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.25, ч.2, с.384.


абстракции, за которым теряется качество данного явления (товар Æденьги,

капитал);

дедукция – получение частных выводов на основе общих положений (от общего к частному).

б) движение от конкретного к абстрактному.

Приёмы: синтез – соединение элементов системы в единое внутренне взаимосвязанное целое;

индукция – формирование общих выводов на основе исследования множества фактов (от частного к общему).

Экономист исследует воспроизводственные процессы, восходя от фактов, постоянно подмечаемых, к причинам, открываемым строгим мышлением, т.е. осуществляет анализ явлений. Изучив наиболее существенное в явлении, посредством синтеза показывает, в каких формах это существенное проявляется на поверхности экономической действительности, выступает в виде конкретных фактов.



Результатом использования метода научной абстракции является формирование системы экономических категорий, характеризующих данное экономическое явление.

2.Экстраполяция – прогноз экономического развития на основе выявления тенденций с определенной корректировкой на будущее.

3. Гипотеза – предварительное непроверенное утверждение.

4. Моделирование – это конструирование образа, описанного по определенным правилам и выраженного на определенном языке. Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых интересующих нас сторон или свойств экономической системы.

В зависимости от языка представления модели делятся на:

Вербальные (словесно-описательные);

Математические;

Графические.

В микроэкономической теории используют все три типа моделей, но предпочтение отдаётся математическим (краткость и строгость) и графическим (наглядность). Применяются и смешанные модели.

В экономической науке есть ряд экономистов, придающих особое значение экономико-математическим методам исследования. Среди них: классики - Л.Вальрас, В.Парето, У.Джевонс; современники – В.Леонтьев, Л.Канторович, С.Шаталин и др.

Экономическая модель - это упрощенная картина экономической реальности. Такая модель позволяет лучше понять экономику, поскольку она абстрагируется от ненужных деталей действительности. В то же время экономическая теория строится на фактах, и поэтому она реалистична.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация госслужащих проводится с целью определения соответствия работника занимаемой должности. Аттестация госслужащих проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110. По итогам проверки определяется соответствует работник занимаемой должности или нет, а также даются рекомендации о его переводе, направлении на курсы повышения квалификации или увольнении. О том, как проходит аттестация госслужащих поговорим в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация госслужащих – 2017 : общие сведения

Аттестация госслужащих – 2017 обязательна для каждого работника и проводится с определённой периодичностью. Данная процедура позволяет:

  • сформировать кадровый состав государственной гражданской службы РФ;
  • определить деловые качества работника: навыки, знания, умения;
  • выявить потребность компании в необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации работников в период технологических изменений;
  • решить вопросы, связанные с определением преимущественного права оставления на работе при проведении процедуры сокращения численности работников;
  • решить вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников государственных органов.

Скачайте документы по теме:

В таблице 1 приведены основные положения проведения аттестации госслужащих в 2017 году.

Таблица 1. Аттестация госслужащих – 2017

Параметр аттестации госслужащих

Комментарий

Периодичность

Один раз в три года

Кто подлежит проверке

Проверке подлежат все работники государственных организаций. Исключение составляют следующие сотрудники:

  • работающие в занимаемой должности на момент аттестации менее 1 года;
  • в возрасте 60 лет и старше;
  • беременные женщины;
  • женщины в отпуске по беременности и родам;
  • женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

Важно! В отношении женщин, находящихся в декретных отпусках, проверка соответствия проводится только через 1 год после окончания таких отпусков;

  • занимающие должности, относящиеся к категории "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • сотрудники в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена

Характеристики, учитываемые при проведении проверки

  • исполнение должностного регламента;
  • знания и опыт работы;
  • соблюдение ограничений;
  • отсутствие нарушений запретов;
  • выполнение требований к служебному поведению;
  • выполнение требований к служебным обязательствам

Порядок проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации госслужащих делится на следующие этапы:

  1. организация проведения аттестации госслужащих;
  2. непосредственное проведение аттестации госслужащих.

Организация работы по аттестации госслужащих предполагает выполнение следующих мероприятий:

Утверждается положение об аттестации госслужащих.

Положение об аттестации госслужащих является локальным нормативным актом и утверждается с учетом требований ст. 372 ТК РФ. Форму локального акта можно скачать .

Издается приказ о проведении аттестации госслужащих.

Данный приказ регулирует порядок проведения проверки и составляется по форме, приведенной на рисунке 1.

Формируется аттестационная комиссия.

Состав комиссии утверждается приказом и в него входят:

  • представитель работодателя и/или уполномоченные им гражданские служащие;
  • представить федерального или регионального госоргана по управлению государственной службой;
  • независимые эксперты: представители научных, образовательных и других организаций.

Важно! Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия имеет председателя, которым часто становится руководитель учреждения или его заместитель, секретаря и членов комиссии. Данный состав формируется так, чтобы исключить возможность возникновения разногласий и конфликтов интересов, влияющие на принимаемые решения. Все члены комиссии имеют равные права.

На практике бывают случаи, когда создается несколько аттестационных комиссий. Например, для проверки сотрудников, выполняющих разные должностные обязанности, или если организация имеет несколько подразделений, которые разделены территориально.

Утверждается график проведения аттестации госслужащих.

График проверки утверждается работодателем ежегодно. Работники с ним знакомятся под роспись не менее чем за один месяц до начала аттестации.

Образец графика можно скачать .

Собираются документы на аттестуемых работников.

Не позднее чем за две недели до аттестации госслужащих, в комиссию сдается отзыв об аттестуемом работнике. Отзыв составляется и подписывается непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и содержит информацию об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период, к которому прилагаются данные о выполненных проектах, поручениях и так далее.

С отзывом сотрудник знакомится под роспись не менее чем за неделю до начала мероприятий по проверке соответствия работников. Сотрудник имеет право представить в комиссии дополнительные сведения о своей работе или заявить о несогласии с отзывом.

Рисунок 1. Приказ о проведении аттестации госслужащих

Обратите внимание: Аттестуемого работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности за отсутствие на аттестации по неуважительной причине. При этом аттестация такого госслужащего переносится на более поздний срок.

Когда проводится внеочередная аттестация госслужащих

Внеочередная аттестация госслужащих может быть проведена при наличии следующих обстоятельств:

Результаты аттестации госслужащего

По результатам аттестации госслужащего выносится одно из следующих решений:

  1. соответствует занимаемой должности;
  2. соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  4. не соответствует замещаемой должности.

Результаты аттестации госслужащего оформляются приказом руководителя учреждения (рисунок 2).


Рисунок 2. Фрагмент приказа о мероприятиях по итогам аттестации госслужащих


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Если госслужащий не прошел аттестацию, то ему предлагается получить дополнительное профессиональное образование или перевестись на нижестоящую должность. Если работник отказывается от этого, то он увольняется с государственной гражданской службы.

Если госслужащий не прошел аттестацию и с даты проведения проверки прошел месяц, то перевод на другую должность или увольнение с работы не допускается.

Обжалование аттестации госслужащего

Обжалование аттестации госслужащего регулируется главой 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Аттестацию госслужащий имеет право обжаловать в:

  1. комиссию государственного органа по служебным спорам;

В данной статье мы рассмотрели, как проходит аттестация госслужащих. К аттестации госслужащих необходимо отнестись серьезно, как государственному учреждению - работодателю, так и самим госслужащим, так как ее результаты могут привести к увольнению работника и, как следствие, к трудовым спорам. Поэтому аттестация госслужащих в 2017 году должна быть проведена в соответствии с установленным законодательством порядком.



Просмотров