К числу существенных условий служебного контракта относятся. III. Существенные условия служебного контракта

"Трудовое право", 2010, N 3

Изменение любых условий служебного контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, осуществляется по соглашению сторон. В этой связи возникает ряд вопросов относительно формы такого соглашения при переводах гражданского служащего.

Казалось бы, поводов для разночтений ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, закрепляющей общее правило, согласно которому условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, нет. Исключения из этого общего правила могут устанавливаться только федеральным законом. Статья 29 Закона о государственной гражданской службе закрепляет возможность изменения условий служебного контракта в связи с изменением условий служебной деятельности. А согласно положению ч. 4 ст. 28 Закона, не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Таким образом, взаимосвязанные нормы ч. 1 и 4 ст. 28 Закона при их системном истолковании позволяют сделать вывод, что под переводом законодатель понимает изменение должностных обязанностей и территориальный перевод в другую местность. Изменение иных условий служебной деятельности и служебного контракта в качестве переводов им не рассматривается.

На практике такое изменение условий служебного контракта осуществляется посредством дополнительного соглашения к служебному контракту, которое заключается на основании заявления гражданского служащего или с его письменного согласия.

При переводе на другую должность подобный подход неприемлем!

Так считают некоторые эксперты. Е.А. Ершова отмечает, что при переводе на другую должность изменяются все - как законные, так и договорные - существенные условия служебного контракта <1>. Поэтому более обоснованным является другой путь: расторжение ранее заключенного служебного контракта и заключение другого служебного контракта. Действительное же изменение или дополнение служебного контракта, как представляется, возможно только в случае продолжения работы в прежней должности и, по соглашению сторон, - изменения лишь некоторых существенных условий служебного контракта.

<1> Ершова Е.А. Изменение трудовых правоотношений гражданских служащих // Трудовое право. 2006. N 4.

Согласно другому мнению, если гражданскому служащему предоставляется иная должность гражданской службы в том же государственном органе (в т.ч. и в связи с сокращением замещаемой им должности), новый служебный контракт не заключается, а изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы, вносятся в имеющийся служебный контракт <2>. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта. Данное мнение представляется более обоснованным как с позиции стабильности государственно-служебных отношений, так и по мотивам социальной защищенности гражданского служащего. Не следует забывать, что при расторжении служебного контракта гражданский служащий, например, теряет необходимый стаж для предоставления отпуска.

<2>

Статья 28 Закона о государственной гражданской службе закрепляет положение, в соответствии с которым перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Таким образом, понятие перевода, закрепленное в названной норме, включает:

  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;
  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе;
  • перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом.

Законодатель разграничивает понятие перевода и изменения иных условий служебного контракта.

Л.А. Чиканова отмечает, что "по Закону о гражданской службе перевод - это только изменение должности (назначение на иную должность). Изменение же существенных условий служебного контракта не является переводом, а следовательно, не требует согласия работника" <3>. Это, безусловно, не так, поскольку согласно ст. 24 Закона изменение любых условий служебного контракта производится исключительно в двустороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом. Это признает и сама Л.А. Чиканова, но делает вывод, что "реально переводом на другую (иную) должность гражданской службы является изменение как должности, так и других существенных условий, обусловленных при заключении служебного контракта".

<3>

С этим сложно согласиться, поскольку согласия гражданского служащего требует изменение всех, а не только существенных условий служебного контракта. Изменение факультативных или дополнительных условий по смыслу ч. 5 ст. 24 Закона в одностороннем порядке также не допускается. К тому же Л.А. Чиканова, высказывая данную точку зрения, опиралась на положения старой редакции Трудового кодекса РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <4>), когда перевод работника определялся как изменение любых существенных условий трудового договора. В этой связи она высказала предложение внести в Закон о гражданской службе изменения, сформулировав понятие перевода по аналогии с ТК. Между тем в новой редакции Трудового кодекса РФ законодатель отказался от подобного понимания перевода и разграничил собственно перевод и иные изменения условий трудового договора.

<4> Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Безусловно, заслуживает внимания замечание Л.А. Чикановой, что если рассматривать изменение других (помимо должности) существенных условий служебного контракта, требующее согласия гражданского служащего, как нечто иное, отличное от перевода, то "тогда это "иное" должно быть определенным образом сформулировано, облечено в соответствующую "правовую категорию" и закреплено в Законе" <5>. Действительно, если законодатель выделяет перевод в качестве особого вида изменения условий служебного контракта, то следует определить специфику его правового регулирования.

<5> Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: Теория и практика: Диссертация... доктора юридических наук: 12.00.05. Москва, 2005. С. 206.

Одним из существенных элементов данной специфики является закрепленное Законом правило о замещении должности гражданской службы на основе конкурса. Как отмечается в специальной литературе, "основной и принципиальной новеллой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе и на переводы в порядке должностного роста" <6>. По смыслу ст. 22 Закона о государственной гражданской службе замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. В Положении о конкурсе, утвержденном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г., также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

<6> Пресняков М.В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2007.

Таким образом, перевод гражданского служащего на другую должность по общему правилу должен быть опосредован процедурой конкурсного отбора. Разумеется, при изменении иных условий служебного контракта (помимо должности) никакого конкурса не проводится.

Закон предусматривает некоторые виды служебного перевода, которые не опосредованы процедурой конкурсного отбора.

Согласно ст. 22 Закона о государственной гражданской службе конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
  2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы при ликвидации государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, а также при переводе гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Соответственно, в этих случаях и перевод на данные должности не предполагает проведение конкурса.

Таким образом, все изменения служебного контракта можно подразделить на две группы: а) переводы и б) иные изменения условий служебного контракта. При этом перевод, как правило, предполагает изменение должностных обязанностей и опосредуется процедурой конкурсного отбора. Исключением здесь является перевод в другую местность вместе с государственным органом, который связан не с изменением должности, а с изменением территориального расположения государственного органа.

Кроме того, как переводы, так и иные изменения служебного контракта можно классифицировать на обязательные, т.е. не требующие согласия гражданского служащего, и осуществляемые по соглашению сторон. По общему правилу, как мы говорили выше, изменение условий служебного контракта производится по соглашению сторон. Перевод без согласия гражданского служащего означает, что в случае принятия соответствующего решения представителем нанимателя гражданский служащий обязан приступить к исполнению обязанностей по иной должности гражданской службы. Пленум Верховного Суда указал, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом <7>. От такого рода обязательных переводов следует отличать переводы, которые допускают альтернативу: либо гражданский служащий соглашается на перевод либо служебный контракт с ним прекращается. Например , согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе в случае восстановления на службе гражданского служащего по решению суда гражданскому служащему, замещающему данную должность в настоящий момент, с его письменного согласия может быть предложена иная должность. Если же он отказывается от такого перевода, то служебный контракт с ним прекращается. Такие переводы можно назвать "квазиобязательными", поскольку они не предполагают обязанности гражданского служащего приступить к исполнению должностных обязанностей по иной должности, но альтернативой перевода будет увольнение гражданского служащего.

<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

В полном смысле обязательным для гражданского служащего является только временный перевод на иную должность, предусмотренный ст. 30 Закона, согласно которой в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Если гражданский служащий не выйдет на службу после такого перевода, то он может быть уволен за прогул.

Переводы, которые мы назвали "квазиобязательными", включают в себя:

  • перевод гражданского служащего на ранее замещаемую должность гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27);
  • перевод гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 и 3 ст. 28);
  • перевод гражданского служащего на иную должность в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также в связи с изменением структуры (ст. 31);
  • перевод на иную должность в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (ч. 1 ст. 39);
  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы по результатам аттестации (ч. 17 ст. 48).

В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

  1. предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
  2. до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Очевидно, что в данном случае перевод на ранее замещаемую должность не опосредуется процедурой конкурса. При отказе от такого перевода служебный контракт расторгается в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Однако данная норма сформулирована в виде альтернативы, где решение вопроса о предоставлении прежней должности либо об увольнении гражданского служащего выносится на усмотрение представителя нанимателя. С целью обеспечения стабильности служебных правоотношений и защиты прав гражданского служащего считаем необходимым переформулировать данное положение: "Гражданскому служащему, не прошедшему испытание, предоставляется ранее замещаемая должность гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от перевода на ранее замещаемую должность гражданской службы служебный контракт с ним расторгается по результатам испытания".

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о государственной гражданской службе гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В доктрине трудового права подобный перевод обычно относят к переводам по инициативе гражданского служащего. С этим сложно согласиться, поскольку в данном случае перевод является "квазиобязательным" как для гражданского служащего, так и для представителя нанимателя. Это подтверждается положениями ч. 3 ст. 28 Закона, согласно которым при отказе гражданского служащего от такого перевода либо при отсутствии другой должности гражданской службы, на которую его можно было бы перевести, служебный контракт с ним прекращается.

К данному виду переводов можно отнести и перевод в связи с ликвидацией государственного органа либо при сокращении замещаемой должности. Как отмечается в специальной литературе, ст. 31 Закона о государственной гражданской службе, говоря о продолжении служебных отношений, не закрепляет обязанности представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему ликвидируемую должность, иную должность гражданской службы. "Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы" <8>. Это серьезное и ничем не обоснованное ограничение гарантий, предоставляемых гражданскому служащему. Считаем, что следует внести соответствующие изменения в Закон о государственной гражданской службе и предусмотреть в императивной форме обязанность представителя нанимателя предложить в этом случае гражданскому служащему иную должность, которую он может замещать.

<8> Пресняков М.В. Государственные гарантии гражданскому служащему при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями: к вопросу о реализации конституционных принципов равенства и справедливости в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2009. N 12.

Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе одним из оснований для приостановления служебного контракта является восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда. Такая ситуация может возникнуть в связи с незаконным увольнением гражданского служащего. Аналогичная норма содержится и в трудовом законодательстве. Так, согласно ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. При этом, согласно ч. 2 ст. 83 ТК РФ, увольнение работника в данной ситуации возможно, если нельзя перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу. Аналогично этот вопрос решается в Законе о государственной гражданской службе. Согласно ст. 39 Закона прекращение служебного контракта по данному основанию допускается, если невозможно в течение шести месяцев предоставить гражданскому служащему для замещения иную должность гражданской службы.

Гражданский служащий может быть переведен на иную должность по результатам аттестации.

Согласно ст. 48 Закона по результатам аттестации может издаваться правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий понижается в должности гражданской службы. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.

Наконец, к рассматриваемому виду переводов можно отнести перевод в другую местность вместе с государственным органом. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе одним из оснований прекращения служебного контракта является отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. На практике (как и в трудовом законодательстве) сложности возникают с истолкованием термина "другая местность". Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что "под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта". Как справедливо отмечают некоторые авторы, подобное понимание другой местности не учитывает действительного расстояния, на которое перемещается организация или государственный орган <9>. Следует согласиться, что понятие "другая местность" должно определяться с учетом административно-территориального деления и радиуса действия средств коммунального транспорта. На практике переводом в другую местность нередко считается не только перевод в другой населенный пункт, но и перевод, при котором работник, проживая на прежнем месте жительства и пользуясь средствами транспорта, не может являться ежедневно к новому месту работы <10>.

<9> Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовой договор: Учебно-практическое пособие. Москва: Юристъ, 2008.
<10> Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). М., 2004.

Что касается иных изменений условий служебного контракта, которые не могут быть отнесены к переводам, то их также можно классифицировать на обязательные, "квазиобязательные" и осуществляемые по соглашению сторон.

В ст. 29 Закона прямо предусматривается возможность одностороннего изменения условий служебного контракта (без изменения должности) в случае изменения условий служебной деятельности. В целом аналогичная норма ст. 73 ТК РФ предусматривает возможность изменения трудового договора в случае изменения организационных или технологических условий труда. В отношении гражданских служащих законодатель не указал, какие конкретно изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности могут являться основанием для изменения существенных условий служебного контракта. В специальной литературе рекомендуется "исходить из аналогичных положений ТК РФ, в частности ст. 73, в соответствии с которой изменение "организационных или технологических условий труда" дает основание работодателю менять существенные условия трудового договора работника" <11>.

<11> Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006.

Так, А.Ф. Ноздрачев полагает, что при изменении в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ структуры, системы и организации государственной службы допускается существенное изменение условий государственной службы при исполнении обязанностей по той же должности государственной службы <12>.

<12> Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. С. 393.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. Таким образом, данный вид изменения условий служебного контракта предусматривает, что гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях, что позволяет охарактеризовать его как "квазиобязательный".

На практике иногда возникают определенные проблемы в связи с отличием этого вида изменения условий служебного контракта от сокращения должностей в государственном органе. Сложность связана с истолкованием положения Закона о гражданской службе, согласно которому такое изменение условий служебного контракта допускается без изменения должностных обязанностей. Если же изменяются должностные обязанности, то это фактически означает сокращение ранее занимаемой должности либо перевод на иную должность. При этом важно установить, насколько существенно изменяются должностные обязанности.

Пример. Ленинский районный суд г. Перми отказал К-вой в удовлетворении исковых требований о восстановлении в должности государственной гражданской службы специалиста 1-й категории отдела ведения ЕГРП Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю по следующим основаниям <13>. В связи с изменением структуры ГУ ФРС по Пермскому краю и упразднением отдела ведения государственного реестра прав, К-ва была уведомлена в письменной форме об этом, ей предложена государственная должность гражданской службы специалиста 1-й категории архива с сохранением прежних должностных обязанностей, истребовано письменное согласие на замещение данной должности, разъяснены последствия отказа от замещения предложенной должности.

<13>

К-ва своего согласия не выразила, в связи с чем по истечении двух месяцев была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта). С увольнением истица не была согласна, указывала, что должностные обязанности специалиста 1-й категории архива существенно изменены по сравнению с ранее занимаемой ею должностью специалиста 1-й категории ведения ЕГРП. Фактически приказ, утвердивший новую структуру и штатное расписание управления, предусматривал сокращение штатной единицы, где она работала.

При рассмотрении дела суд исследовал обязанности обеих должностей и пришел к выводу, что основные должностные обязанности государственного служащего после изменения существенных условий труда оставались прежними; иное наименование структурного подразделения также свидетельствует лишь об изменении существенных условий служебного контракта (п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а не о сокращении должности.

Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции и указала, что организационные изменения в структуре ГУ ФРС обусловлены созданием структурных подразделений (отделов) управления с полным циклом регистрации прав на недвижимое имущество по районам, при этом изменились их наименования, но ликвидации отделов, сокращения работников и изменения их должностных обязанностей не произошло, трудовая функция сотрудников подразделений не изменилась, осталась прежней.

Обязательным для гражданского служащего и представителя нанимателя будет изменение служебного контракта по достижении гражданским служащим возраста 60 лет. Согласно ч. 5 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе "с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет". Обратим внимание, что норма сформулирована в императивной форме, т.е. не предполагает получение письменного согласия гражданского служащего. А.Ф. Ноздрачев отмечает, что по смыслу действующего нормативно-правового регулирования перезаключение с указанными гражданскими служащими служебного контракта с неопределенным сроком на срок определенный согласия гражданского служащего не требует. "Представитель нанимателя в одностороннем порядке вносит соответствующие изменения в служебный контракт гражданского служащего. Он же по своему усмотрению определяет и срок, на который перезаключается служебный контракт" <14>. Ученый видит в этом порядке "перезаключения" служебного контракта проблему конституционности указанных правил. Эти нормы находятся, по его мнению, в явном противоречии с положениями ст. 24 Закона, предусматривающей, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон.

<14> Ноздрачев А.Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы // Законодательство и экономика. 2007. N 2.

Нужно заметить, что данная проблема уже приобрела практический характер.

Пример. И-ва обратилась в суд с требованием о возложении на руководителя территориального органа федеральной службы обязанности по перезаключению с ней служебного контракта от 17 июня 2005 г. на срок по 10 декабря 2010 г. <15>.

<15> Справка по результатам обобщения судебной практики по применению Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации". Пермь, 2008 // http://www.oblsud.permregion.ru/praktika/gr/fr_spr.htm.

Заявленное требование истица мотивировала тем, что 17 июня 2005 г. с нею заключен служебный контракт на неопределенный срок. В связи с достижением ею 10 декабря 2005 г. 60-летнего возраста подлежало изменению условие указанного контракта о сроке его действия. Поскольку такое условие является существенным, представителю нанимателя следовало предупредить ее об изменении условия за 2 месяца и изменить срок контракта только по согласованию с истицей, выяснив, сколько лет она желает работать. Эта обязанность представителем нанимателя выполнена не была.

Суд, отказывая в удовлетворении данного требования, пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусматривает какого-либо определенного срока для извещения гражданского служащего, достигшего возраста 60 лет, о необходимости перезаключения служебного контракта, так же как обязанности представителя нанимателя заключать срочный служебный контракт только на тот срок, на который пожелает гражданский служащий. При этом суд установил, что И-ва письменно извещалась представителем нанимателя о необходимости заключения срочного служебного контракта, с данным письмом она ознакомилась, однако каких-либо возражений не представила, срочный служебный контракт от 12 декабря 2005 г. также был подписан И-вой без замечаний, при этом срок действия в договоре был указан по 11 декабря 2006 г., то есть срок договора составил ровно 1 год.

Достаточно неопределенным представляется и используемый законодателем термин "перезаключение" служебного контракта. Является ли это изменением условий служебного контракта либо в данном случае следует расторгнуть служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, и заключить срочный служебный контракт?

Большинство авторов полагают, что, поскольку данное положение содержится в статье, регламентирующей срок служебного контракта, следует полагать, что речь идет только о его сроке. "Иными словами, под перезаключением служебного контракта надо понимать внесение в него изменения, касающегося только срока контракта. При этом все другие условия служебного контракта должны быть либо сохранены, либо изменены, но только по соглашению сторон и в соответствии с правилами, установленными ч. 5 ст. 24 и ч. 4 ст. 26 Закона N 79-ФЗ" <16>. Подобного мнения придерживается и Е.А. Ершова, которая, однако, отмечает, что, учитывая неоднозначное семантическое содержание термина "перезаключение", практика может пойти по пути расторжения сторонами служебного контракта, заключенного на неопределенный срок (по соглашению сторон), и заключения срочного служебного контракта <17>.

<16> Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006.
<17> Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008.

Существует и еще одна проблема, связанная с механизмом перезаключения контракта с лицом, достигшим возраста 60 лет. Как отмечает Е.А. Ершова, возникает вопрос: как нужно поступать, если гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, откажется его перезаключать на срочный служебный контракт?

Кроме того, оно ставит в неравное положение указанных гражданских служащих с точки зрения возможности осуществлять государственную службу до достижения установленного Законом предельного возраста, т.е. 65 лет. Действительно, право законодателя устанавливать специальные условия прохождения государственной службы (в том числе, как это было неоднократно отмечено Конституционным Судом РФ, - предельный возраст пребывания на службе) не должно подразумевать подобного расширения дискреции представителя нанимателя. Кроме того, в данном случае нарушается принцип равенства по возрастному критерию. Следует отметить и то, что трудовое законодательство, предусматривая возможность заключения срочного трудового договора с лицами, достигшими пенсионного возраста, тем не менее запрещает перезаключать с ними трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Допускается заключение срочного трудового договора с пенсионером по возрасту, только если он поступает в организацию (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Все вышесказанное приводит к выводу о необходимости отказа от такого неконституционного вида изменения служебного контракта, как его перезаключение с лицом, достигшим возраста 60 лет.

И.Н.Гарячук

Аспирант

Поволжского

кооперативного института

Российского университета

кооперации

Текст: выдержки из закона

1. В служебный контракт включаются права и обязанности его сторон, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя - лица, замещающего государственную должность).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права, обязанности, должностной регламент гражданского служащего;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от правил служебного распорядка, установленных в государственном органе);

8) условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада, надбавки и другие выплаты, связанные с результативностью профессиональной служебной деятельности гражданского служащего), установленные настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание;

2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной,
служебной. и иной), если должностным.регламентом гражданского служащего предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств представителя нанимателя;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

6. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом.

7. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле у представителя нанимателя. Примерная форма служебного контракта на гражданской службе устанавливается Президентом Российской Федерации.

Служебный контракт определяется как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые либо при переходе гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую.

Новый служебный контракт с гражданским служащим заключается тогда, когда при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа ему предоставляется должность в другом государственном органе, в т.ч. после прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Новый служебный контракт о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы заключается также с гражданским служащим, назначенным на ранее замещаемую или иную должность гражданской службы после окончания срока служебного контракта о замещении должности категорий "руководители" или "помощники". При этом прежний служебный контракт прекращает свое действие.

Новый служебный контракт заключается и с гражданским служащим, состоящим в кадровом резерве, в том числе включенным в него в связи с приостановлением служебного контракта. В таком случае новый контракт с гражданским служащим заключается после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

При переводе гражданского служащего на иную должность государственной службы в том же государственном органе новый служебный контракт не заключается, а в имеющийся контракт вносятся изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданский служащий, замещающий соответствующую должность гражданской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Однако необходимо иметь в виду, что те права и обязанности представителя нанимателя и гражданского служащего, замещающего соответствующую должность гражданской службы, которые установлены Законом о госслужбе, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами о государственной службе, не могут быть предметом служебного контракта, поскольку они являются обязательными для сторон в силу самого факта заключения контракта.

Представитель нанимателя обязан предоставить гражданину, поступившему на гражданскую службу, возможность замещения определенной должности гражданской службы; обеспечить им прохождение гражданской службы; своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание и предоставлять им государственные социальные гарантии.


В свою очередь, гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Таким образом, служебный контракт - это юридический факт, являющийся основанием возникновения служебного отношения, в силу которого его стороны приобретают права и обязанности, определяющие их правовой статус как государственных служащих. Следует отметить, что именно это обстоятельство отличает государственных служащих от работников, заключающих трудовой договор. В отличие от государственных служащих, стороны трудового договора более свободны в выборе его условий. Они вправе включать в трудовой договор любые условия, если они не ухудшают положение работника по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Стороны же служебного контракта при определении его содержания ограничены рамками закона. Тем не менее некоторые условия служебного контракта они вправе определить по своему усмотрению. Например, соглашением сторон может быть предусмотрено условие об испытании при приеме на гражданскую службу, если оно не было оговорено в акте о назначении на должность. Стороны могут договориться об особом режиме службы, о направлении гражданского служащего на повышение квалификации и др.

В служебном контракте должны быть указаны сведения о гражданском служащем, поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наименование государственного органа (структурного подразделения), на службу в который поступает гражданский служащий.

Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность.

В контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

К числу существенных условий служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указывается в соответствии с реестрами должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установленном порядке;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей, т.е. число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей. Дата начала исполнения должностных обязанностей может совпадать с датой заключения служебного контракта или стороны могут договориться о том, что гражданский служащий приступит к работе позже. В любом случае в служебном контракте указывается точная дата начала исполнения должностных обязанностей.

Если служебный контракт заключается на определенный срок, в нем указывается также конкретный срок действия служебного контракта, например один год, два года;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Имеются в виду те права и обязанности, которые дополняют, уточняют или конкретизируют применительно к замещаемой им должности. Что касается прав и обязанностей, предусмотренных в законах и иных нормативных правовых актах, должностным регламентом, то перечислять их в служебном контракте нет необходимости, т.к. они обязательны для государственных служащих в силу самого факта заключения служебного контракта. Вместе с тем при заключении служебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен со всеми принадлежащими ему правами и обязанностями, а также правами и обязанностями представителя нанимателя. Тот факт, что гражданский служащий ознакомлен с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, осуществляется в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

5) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Они указываются в служебном контракте с гражданским служащим, который в соответствии со служебным контрактом обязуется выполнять должностные обязанности в указанных условиях;

6) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа). Например, установление ненормированного служебного дня для государственного служащего, замещающего должность, не относящуюся к должностям, по которым ненормированный служебный день установлен в соответствии с законом; или предоставление дополнительного перерыва в течение служебного дня;

7) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности). Условия оплаты труда гражданских служащих установлены Законом о госслужбе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а поэтому в служебном контракте в обязательном порядке указывается конкретный размер должностного оклада. Что касается надбавок и других выплат, полагающихся государственному служащему (например, за выслугу лет, за особые условия гражданской службы и др.), то они либо прямо указываются в служебном контракте на основании нормативных правовых актов, либо в нем делается отсылка к соответствующему нормативному правовому акту, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием этих актов;

8) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. Гражданским служащим гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.

К числу дополнительных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:

1) условие об испытании при поступлении на гражданскую службу;

2) условие об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока. Это условие может быть включено в служебный контракт только в том случае, если этот же контракт, приложение к нему или специальное соглашение содержат условие об обязанности представителя нанимателя оплатить обучение в образовательном учреждении профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета;

3) о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанных с ними условий оплаты его труда;

4) условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона о государственной тайне от 21.07.1993 N 5485-1. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" этот Перечень уточнен и конкретизирован.

Служебную тайну составляют сведения, связанные с деятельностью организации, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

К иной охраняемой законом тайне относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера").

Условие о неразглашении государственной и иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации может быть предусмотрено в служебном контракте только с таким гражданским служащим, которому сведения, составляющие такую тайну и информацию, станут известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей и если это предусмотрено должностным регламентом.

В связи с этим в служебном контракте или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному гражданскому служащему.

С лицами, которые по характеру выполняемых должностных обязанностей будут иметь доступ к государственной тайне, служебный контракт заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;

Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие соответствующего решения руководителем государственного органа о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Дополнительный перечень условий служебного контракта, приведенный в ст. 24 Закона о госслужбе, не является исчерпывающим. Помимо указанных условий, стороны вправе включить в служебный контракт и любые другие условия, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами. В противном случае они будут являться недействительными.

Как существенные, так и дополнительные условия, включенные сторонами в служебный контракт, являются для них обязательными. Они не могут быть изменены в одностороннем порядке ни гражданским служащим, ни представителем нанимателя. Однако по взаимному соглашению стороны вправе вносить в служебный контракт любые изменения и дополнения, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами. Внесение изменений и дополнений в служебный контракт оформляется в письменном виде отдельным соглашением, которое подписывается обеими сторонами служебного контракта и является его неотъемлемой частью.

Закон о госслужбе допускает возможность заключения срочного служебного контракта лишь в строго определенных случаях. Поэтому в служебном контракте, заключаемом на определенный срок, должны быть указаны конкретный срок его действия и причина (обстоятельство), послужившая основанием для заключения именно срочного служебного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ. При этом в служебном контракте не перечисляются все виды ответственности, которые могут быть применены к сторонам служебного контракта.

Из всех видов юридической ответственности Закон о госслужбе регламентирует только дисциплинарную ответственность гражданских служащих. В связи с этим при применении к сторонам служебного контракта других видов ответственности следует руководствоваться законами, регулирующими соответствующие виды ответственности. Так, применение к представителю нанимателя и гражданскому служащему материальной ответственности должно осуществляться на условиях и в порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 232 - 250 ТК РФ).

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако с письменного согласия гражданского служащего на него могут быть возложены обязанности, не обусловленные при заключении служебного контракта.

Письменная форма служебного контракта является обязательной. Заключение служебного контракта в письменной форме означает, что представитель нанимателя и гражданский служащий заполняют специальный документ - служебный контракт, в котором отражаются наименование сторон, существенные условия служебного контракта. Этот контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью гражданского служащего и руководителя государственного органа.

Письменная форма служебного контракта обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переходе гражданского служащего на другую должность гражданской службы в случаях, когда после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются.

Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 утверждена Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

В соответствии с п. 2 названного Указа, Примерная форма служебного контракта должна применяться при заключении служебных контрактов с гражданами РФ, поступающими на государственную гражданскую службу РФ после 31 января 2005 г.

Трудовые договоры, заключенные ранее с государственными служащими в соответствии со ст. 21 Закона о госслужбе, должны быть в 3-месячный срок переоформлены в служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в соответствии с Примерной формой (п. 2 Указа).

При переоформлении заключенных ранее трудовых договоров в служебные контракты может быть предложена следующая формулировка первого пункта служебного контракта: "Настоящий служебный контракт в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 оформлен на основании трудового договора, заключенного со Смирновым Игорем Петровичем 18 апреля 2000 г. N 156".

Срочные служебные контракты

Законом о госслужбе предусмотрены два вида служебных контрактов в зависимости от срока их действия. Первый вид - это служебные контракты, заключаемые на неопределенный срок. Заключая такой контракт, стороны вообще не оговаривают срок его действия.

Второй вид назван срочными служебными контрактами. Срочные служебные контракты заключаются на определенный срок, как правило, не менее чем на 1 год и не более чем на 5 лет. Иной срок служебного контракта может быть установлен только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Срочный служебный контракт может быть заключен только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. Главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления постоянных служебных отношений. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи, прямо предусмотренные федеральными законами. Так, например, законом субъекта РФ не может быть сделано исключение из общего правила об ограничении заключения срочных служебных контрактов, установленного Законом о госслужбе.

Закон о госслужбе предусматривает и специальный перечень случаев заключения срочного служебного контракта. Условно его можно разделить на две группы. Первую составляют случаи заключения срочного служебного контракта в связи с условиями прохождения гражданской службы, препятствующими заключению контракта на неопределенный срок. Вторую - случаи заключения срочного контракта с учетом категории замещаемой должности гражданской службы.

К первой группе относятся случаи заключения служебного контракта:

Для замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы (например, на время нахождения гражданского служащего в длительной командировке, в отпуске по уходу за ребенком). Срок служебного контракта в данном случае ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

Для замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, в течение которого гражданин в соответствии с договором на обучение обязался проходить гражданскую службу после окончания обучения за счет средств соответствующего бюджета;

Для замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта. Служебный контракт заключается в этом случае на срок, на который введена временная должность;

Для замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.

Тот факт, что государственный орган создан на определенный срок или только для выполнения определенных задач и функций, должен быть зафиксирован в соответствующем акте, которым образован этот государственный орган. В этом же акте должен быть установлен и конкретный период времени, на который он создан или в течение которого будет продолжаться необходимость в выполнении задач и функций, явившихся целью создания государственного органа.

Срок служебного контракта в этом случае определяется сроком, на который создан государственный орган. Прекращение такого служебного контракта с гражданским служащим по основанию истечения срока контракта может быть произведено, если данный государственный орган действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который он был создан, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим государственным органам.

Вторую группу составляют случаи:

Замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Поскольку в приведенной норме речь идет не обо всех, а только об отдельных должностях гражданской службы категории "руководители", срочный служебный контракт может быть заключен лишь с теми из них, в отношении которых предусмотрено, что они назначаются на должность на определенный срок. К таким руководителям относятся руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители представительств государственных органов.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Таким образом, срок служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность помощника (советника), ограничен сроком, на который назначен соответствующий руководитель.

Условия и порядок деятельности за рубежом представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми на основе решений Президента РФ соответствующими органами и учреждениями с МИД России. На основании таких соглашений (протоколов) с представителями федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений заключаются срочные служебные контракты.

Срочный служебный контракт может быть заключен и в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет. Указанный служебный контракт перезаключается на срочный на срок от одного года до пяти лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства, Закон о госслужбе не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с государственным служащим, достигшим 60 лет, до достижения им 65-летнего возраста. В связи с этим представитель нанимателя вправе перезаключить служебный контракт с гражданским служащим, достигшим 60 лет, на любой срок в пределах от одного до пяти лет (например, сразу на 3, 4 или 5 лет).

Гражданский служащий, достигший возраста 65 лет (предельного возраста пребывания на гражданской службе), в соответствии с ч. 6 статьи 25 Закона о госслужбе подлежит увольнению с гражданской службы. Данная норма носит императивный характер, а поэтому представитель нанимателя не вправе принять иное решение. Вместе с тем он может предложить гражданскому служащему, достигшему 65 лет, заключить срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом его квалификации, результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, замещаемой должности и состояния здоровья.

После окончания действия срочного служебного контракта трудовой договор может быть заключен и с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет. Такой договор заключается по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя. С гражданским служащим, достигшим 60 лет и давшим согласие на заключение трудового договора после окончания срока служебного контракта, служебный контракт расторгается, и он увольняется с гражданской службы. Если гражданский служащий, достигший шестидесятилетнего возраста, после окончания срока действия служебного контракта не согласен заключить трудовой договор, расторжение с ним служебного контракта и увольнение его с гражданской службы производится на основании истечения срока действия срочного служебного контракта.

На гражданских служащих, заключивших трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Изменение существенных условий служебного контракта

Представитель нанимателя вправе в связи с изменением профессиональной служебной деятельности в государственном органе в одностороннем порядке изменить гражданскому служащему существенные условия служебного контракта при продолжении им профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В случае спора представитель нанимателя обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение явилось следствием изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа (например, структурной его реорганизации). При отсутствии таких доказательств изменение по инициативе представителя нанимателя обусловленных сторонами существенных условий служебного контракта нельзя признать законным.

О предстоящем изменении существенных условий служебного контракта, а также причинах, вызвавших необходимость таких изменений, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего заранее, не позднее чем за 2 месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.

Если в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа прежние условия служебного контракта государственного служащего не могут быть сохранены, представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему замещение иной должности гражданской службы в том же государственном органе или прохождение гражданской службы в другом государственном органе. В случае отказа гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы.

С гражданским служащим, письменно отказавшимся от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, служебный контракт прекращается на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе ("отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта").

В случае возникновения спора о правомерности прекращения служебного контракта с гражданским служащим, письменно отказавшимся от замещения иной должности гражданской службы, предложенной в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя должен доказать невозможность сохранения прежних его условий.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
К существенным условиям служебного контракта относятся:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом N 79-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
- нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
- об испытании при поступлении на гражданскую службу;
- о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.
Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем, если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона N 79-ФЗ.
Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.
Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание! Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.
Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона N 79-ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).
Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона N 79-ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание! Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена.
Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.
Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.05.2011 N 17-3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу N 33-2106).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.
При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.
Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.
Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ незаконным, и вот почему. В первую очередь представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона N 79-ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.
Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона N 79-ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона N 79-ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу N 33-411-2012).
Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ.., но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.
Г. работала в МИФНС, но из-за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.
В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу N 33-6618/2012).
При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.
Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.
Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории "руководители", должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность "главный специалист-эксперт" отнесена к категории "специалисты", должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.
Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, из штатных расписаний управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу N 33-8498, А-9).
Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ других оснований увольнения.
Э.Е.В. в 2013 г. заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области министерство упразднено. Функции упраздненного министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Э.Е.В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. п. 8.2, 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.
Распоряжением исполняющего обязанности министра Э.Е.В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э.Е.В., исходя из того, что государственный орган министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон N 79-ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Из анализа ст. ст. 24 и 29 Закона N 79-ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.
В этом виде правоотношений не может идти речь об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа (правопреемника ранее существовавшего госоргана) и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу N 33-645/2014).
Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу N 33-3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.
Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К.М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К.М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.
Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Прежде всего не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует прикрывать данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.



Просмотров