Конспект интегрированного занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй! Конспекты занятий по пожарной безопасности

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники. Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации


«Взрывы»

Занятие 10

Тема: взрывы

Классный час

Цель: объяснить учащимся причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала.

З а д а н и я:

1) Заполните два пустых блока схемы.

2) Распределите перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:

– горючие;

– трудногорючие;

– негорючие.

Строительные материалы для классификации:

ДВП битум мрамор пластмасса

металл древесина кирпич ДСП

бетон целлюлоза рубероид гипс

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя о взрывах как опасном факторе при пожарах.

Учитель . Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Взрывы подразделяют на образующиеся:

в твердой среде (сопровождаются разрушением и дроблением);

в воздушной среде (образование воздушной ударной волны);

в водной среде (образование гидравлической ударной волны).

Взрывы происходят в результате:

освобождения химической энергии взрывчатых веществ;

электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра);

механической энергии (извержение вулканов);

энергии сжатых газов (превышение пределов давления на стенки баллона, трубопровода).

Запишите о п р е д е л е н и е:

Взрывоопасный объект – это объект, на котором хранятся, используются, производятся и транспортируются вещества, способные при определенных условиях взрываться.

К взрывоопасным объектам относятся:

1) предприятия, производящие:

порох и другие взрывчатые вещества;

ракетное твердое топливо;

пиротехнические средства и составы;

2) предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности;

3) предприятия хлебопродуктовой и текстильной промышленности;

4) склады легковоспламеняющихся жидкостей, сжиженных газов;

5) склады вооружений.

С 90-х годов XX века произошло заметное увеличение числа взрывов криминального характера в целях устранения нежелательных конкурентов в политике, в бизнесе и др., вымогательства, убийства и совершения террористических актов.

2. К о м м е н т и р о в а н и е схемы.

Подтверждением этому может служить схема, в которой отслежены все случаи террористических актов и взрывов в Москве с 1995 г. по 2000 г.

Рассмотрите эту схему и скажите, какие наблюдаются общие черты в осуществлении террористических актов, какие объекты выбирают террористы для свершения своих злостных действий.

Схема 3

География московского терроризма

О б о з н а ч е н и я на схеме:

1. Взрыв памятника Николаю II в Тайнинском (1997 г.);

2. Взрывы в редакции «Московский комсомолец» (1995 г.);

3. Взрыв в гостинице «Интурист» (1999 г.);

4. Обстрел посольства США (1999 г.);

5. Попытка взрыва памятника Петру I (1998 г.);

6. Попытка взрыва автобуса на Беловежской улице (1996 г.);

7. Попытка минирования газового коллектора на Верейской улице (1996 г.);

8. Взрыв в тоннеле метро вблизи станции «Тульская» (1996 г.);

9. Взрыв жилого дома на Каширском шоссе (сентябрь 1999 г.);

10. Взрыв жилого дома на улице Гурьянова (сентябрь 1999 г.);

11. Взрыв здания МВД на Житной улице (1999 г.);

12. Взрыв в Манеже (1999 г.);

13. Взрыв синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке (1999 г.);

14. Взрыв в приемной ФСБ на Кузнецком мосту (1999 г.);

15. Взрыв троллейбуса на Страстном бульваре (1996 г.);

16. Взрыв синагоги в Марьиной роще (1998 г.);

17. Взрыв троллейбуса на проспекте Мира (1996 г.);

18. Взрыв автобуса в Останкине (1996 г.);

19. Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади (август 2000 г.)

Каждый взрыв уносит множество людских жизней.

Так во взрыве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе погибло 230 человек, в подземном переходе на Пушкинской площади в 2000 году погибло 12 человек, помещено в больницу 59 человек.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Каковы последствия взрыва?

Какой объект называют взрывоопасным?

Перечислите предприятия, которые можно отнести к взрывоопасным объектам.

Просмотр содержимого документа
«Действия школьников при пожаре»

Тема:

Цель:

Ход занятия

Учитель.

2) н

Н а п р и м е р:

В о п р о с ы и задания:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

Просмотр содержимого документа
«Запомнить надо твердо нам»

Занятие 5

Тема:

пожара в квартире

Цель:

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.

А н а л и з

Дети дают оценку поступкам.

Учитель.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель .

2. О б с у ж д е н и е

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е

1. Б е с е д а по вопросам:

2. О ф о р м л е н и е

Учитель

V. Итог занятия.

Учитель

Регулярно проверяйте (что?)

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

(к переключателям)

Просмотр содержимого документа
«Меры предосторожности по недопущению»

Занятие 5

Тема: Меры предосторожности по недопущению

пожара в квартире

Цель: учить детей осторожному обращению с огнем; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности; фрагменты компьютерных программ, видеофильмов и т. п.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.

А н а л и з конкретных воображаемых ситуаций:

Что ты скажешь, если со спичками шалят твои товарищи, маленькие дети?

Ты идешь и видишь, как ребята играют с огнем вблизи строений, на чердаках или в подвалах. Твои действия?

Что может произойти, если оставить незатушенный костер?

Ребята подожгли сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например, муравьи. Что произойдет с насекомыми?

Дети дают оценку поступкам.

Учитель. Вы убедились, что надо бережно относиться к природе, строго соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы избежать пожара.

Ребята, всегда помните об этих правилах и разъясняйте их своим товарищам. Тем самым вы окажете большую помощь своему микрорайону, людям, которые в нем живут, работникам пожарной охраны, а также таким путем вы защитите окружающую нас природу.

III. Беседа о мерах предосторожности по недопущению пожара в квартире.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель . С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы – человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

2. О б с у ж д е н и е иллюстрированных опасных ситуаций возникновения пожара в доме.

Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешены плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проводится обсуждение.

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е . Называются основные причины возникновения пожара в доме: игра детей со спичками, неправильное обращение с электроприборами и телевизором, электроплитой, газовыми плитами.

Показывается рисунок (или плакат), на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности.

Учитель или ведущий ученик называет число изображенных на рисунке нарушений и предлагает ребятам за 1–2 минуты назвать и показать их, а затем рассказать, какие меры предосторожности не были соблюдены.

В игре побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно. По окончании игры преподаватель должен подробно рассказать ребятам о том, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

IV. Закрепление темы занятия.

1. Б е с е д а по вопросам:

Можно ли оставлять включенный телевизор? Включенную электроплиту?

Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

2. О ф о р м л е н и е классного уголка пожарной безопасности.

Учитель . Предлагаем вам, ребята, оформить в классе уголок пожарной безопасности, так как правила пожарной безопасности очень важно знать каждому человеку, а их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество и даже собственную жизнь.

В заключение нашего занятия давайте перечислим и закрепим знание основных мер пожарной безопасности в квартире.

Правила поведения при возникновении пожара:

по возможности попытаться потушить пожар, пока он не распространился;

позвонить по телефону «01», сообщить характер возгорания и свой точный адрес;

сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ;

в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.

Для оформления классного уголка пожарной безопасности учащимся может быть предложена следующая работа: нарисовать рисунки, плакаты, листовки; описать опасные истории с огнем; подобрать пословицы, поговорки и мудрые высказывания об опасности пожаров; найти информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, произведениях художественной литературы; сочинить вымышленные истории, стихотворения о пожарах.

V. Итог занятия.

Учитель . Сформулируйте основные правила пожарной безопасности в доме. Я начну, а вы продолжите по цепочке.

Регулярно проверяйте (что?) … (сохранность электрических контактов и проводов).

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

Исключите доступ воды (к чему?) … (к переключателям) , чтобы предотвратить (что?) … (возможность короткого замыкания).

Никогда не оставляйте без присмотра (что?) … (включенную газовую горелку, электронагревательные приборы).

Просмотр содержимого документа
«Огонь и человек»

Занятие 8

Тема: Огонь и человек

Дидактическая игра

Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня.

Оборудование : рисунки, сюжетные картинки по теме; плакат к игре-лабиринту «Огонь и человек».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Рассказ учителя «Что нужно помнить при обращении с огнем?».

Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Только потом огонь стал служить человеку. Он обогревает его дом, работает вместе с ним на заводе.

Давайте вспомним, как правильно обращаться с огнем.

Помни, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнем неосторожно, он опять станет диким. Справиться с ним будет очень трудно. Причины пожара бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.

Помни – огонь не игрушка!

Если загорание небольшое и началось не от газовой плиты или от электроприбора, его можно залить водой. Если ты не можешь справиться с огнем сам, вызывай пожарных по телефону «01». Зови на помощь взрослых. Не пугайся и не пытайся спрятаться. Выходи на улицу, выводи с собой других детей, особенно малышей!

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.

Помни: при пожаре главное – защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.

Чтобы защититься от дыма – дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь!

III. Игра-лабиринт «Огонь и человек».

О п и с а н и е . Учитель обращает внимание детей на плакат с изображением макета обычной квартиры, представленного в виде лабиринта, предлагает принять участие в игре-лабиринте, в которой детям необходимо указкой определить правильный путь к спасению – выход из задымленного помещения квартиры. (Макет квартиры на плакате (размещение комнат, мебели, инвентаря, вещей и т. п.) учитель может изготовить по своему усмотрению).

Игра поможет сформировать четкие представления о правильном поведении в подобных ситуациях.

IV. Дидактическая игра «В гостях у Бабы Яги».

Цель : формировать у детей знания и умения осторожного обращения с огнем; познакомить с технологией разведения огня в печи и способами оказания первой помощи в случае угара (отравления угарным газом).

Учитель . Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге. Она просит вас помочь ей истопить печку.

И г р о в ы е з а д а н и я :

1. Разводим огонь. Как вы это сделаете?

2. Печка топится. Чем займемся?

3. Печка истопилась, огонь погас. Что ты будешь делать дальше?

4. Ты почувствовал себя плохо (угорел). Что нужно делать?

И н ф о р м а ц и о н н ы й р я д , помогающий в ответах:

Чтобы дрова быстро разгорелись, нужно правильно сложить дрова в печи: сначала положить бумагу, на нее щепки и бересту, а сверху – поленья; их складывают домиком (колодцем) или шалашиком.

Прежде чем поджечь дрова, убедись, что задвижка (вьюшка) дымохода открыта.

Не оставляй горящую печь или камин без присмотра! Уголек может упасть на лежащие рядом предметы и вызвать пожар.

После того как дрова прогорели и образовались угли, не закрывай трубу задвижкой, пока не исчезнут голубые огоньки.

Если ты закрыл вьюшку раньше, а на углях еще остались голубые огоньки, то ты можешь отравиться угарным газом (угореть). У тебя может болеть и кружиться голова, появятся слезы, тошнота, начнется рвота. В этом случае необходимо позвать на помощь взрослых, выйти на улицу, открыть все окна и проветрить помещение. Выпей молока, вызови врача, ложись в кровать.

Просмотр содержимого документа
«Первичные средства пожаротушения»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары -большая беда для человека»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары»

Занятие 9

Тема: пожары

Классный час

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по в о п р о с а м:

Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

Перечислите основные причины возникновения аварий.

С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала по теме.

1. И с т о р и ч е с к и е сведения.

Учитель . Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2–3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

превращают в пепел жилые и промышленные здания;

уничтожают лесные массивы;

уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. – пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

1977 г. – пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;

1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).

2. Б е с е д а по вопросам:

На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

3. О п р е д е л е н и е понятий «пожар», «горение».

Учитель . Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Оно сопровождается:

интенсивным выделением тепла;

выделением дыма;

световым излучением.

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

 дерево;

 бумага;

 бензин;

 керосин;

 газ и др.;

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

кислород воздуха;

 селитра;

азотная кислота;

 окислы азота;

3) источник воспламенения, которым может послужить:

 искра;

 пламя костра;

непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1

Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

 горючие;

 трудногорючие;

 негорючие.

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме на с. 38. Ознакомьтесь с этой схемой.

Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

Схема 2

По интенсивности пожары подразделяются:

на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

массовая застройка;

 лесной массив;

большое скопление горючих материалов;

огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

огнестойкости зданий;

плотности застройки;

характера местности;

 условий погоды.

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

 гостиницы;

спортивные сооружения;

 магазины;

образовательные учреждения;

 театры и др.

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

охлаждением водой;

специальными растворами;

углекислотой и другими средствами;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

быстрым повышением температуры;

задымлением помещений;

распространением огня открытым путем;

потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

сильное пламя, выбивающееся из окон, – признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

резкое падение высоты пламени из окон – признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

отсутствие выбросов пламени из окон – признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

большое количество густого дыма – признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара – дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Перечислите основные способы прекращения горения.

Охарактеризуйте процесс горения.

Что влияет на способ распространения горения?

Просмотр содержимого документа
«Причины возникновения пожара»

Занятие 1

Тема: причины возникновения пожара

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.

Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Вот лишь несколько типичных случаев:

1) Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.

2) Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.

3) Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.

Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.

Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.

Пожар – это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Вы помните, наверное, недавнюю трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

II. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.

2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.

3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.

4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.

5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).

6. Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к пожару.

7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

В о п р о с ы:

1. Были ли вы свидетелями пожара?

2. Какова была причина пожара?

3. Где у вас дома хранятся спички?

4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

IV. Итог занятия.

Учитель . Придумайте начало и конец рассказа.

Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер … (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.

Просмотр содержимого документа
«Условия и причины возникновения пожаров»

Занятие 11

Тема: условия и причины возникновения

пожаров и взрывов

Классный час

Цель: изучить с учащимися основные причины возникновения пожаров и взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала по вопросам:

Перечислите промышленные и хозяйственные объекты, относящиеся к взрывоопасным.

Как подразделяются взрывы?

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя с элементами беседы.

Учитель . Вспомните, какие условия сопутствуют возникновению пожаров и взрывов. (Ответы учащихся.)

Условия для возникновения взрывов и пожаров могут быть следующими:

наличие большого количества легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей;

присутствие источников воспламенения:

заводские факелы;

печи с огненным обогревом и др.;

проведение электросварочных и газосварочных работ;

наличие газовоздушных смесей.

О трагичности событий со взрывами свидетельствуют многочисленные факты. Приведем некоторые из них:

1990 г. – объемный взрыв газовоздушной смеси на производственном объединении «Ярославнефтеоргсинтез» (6 погибших, 12 че-ловек получили травмы);

1989 г. – в Башкирии взрыв газообразной смеси нефтепродуктов и воздуха (погибло 780 человек).

Какие причины приводят к пожарам и взрывам? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). К пожарам и взрывам приводят:

нарушение технологии производства;

нарушение правил перевозки пожароопасных и взрывоопасных веществ;

халатное отношение персонала к соблюдению правил безопасности.

Наиболее частыми причинами перерастания возгорания в пожар являются:

недостатки в проектировании зданий;

использование строителями легкогорючих и полимерных материалов (выделяются ядовитые газы);

недостатки в противопожарном оборудовании;

отсутствие запасных путей эвакуации;

несоблюдение правил пожарной безопасности;

неподготовленность людей (паника);

неисправность электропроводки и электрооборудования зданий;

курение (тлеющая сигарета имеет температуру 400 °С и может тлеть до 12 минут);

взрывы и пожары из-за утечки бытового газа.

Какие комфортные условия или неудобства мы имеем от пользования газом? (Ответы учащихся.)

80 % всех жилых домов в России газифицированы и таят три главные опасности:

опасность террористического акта (открытые газовые магистрали, проходящие по стенам домов);

высокая вероятность аварий газопроводов (60 % изношенности газовых труб);

утечка газа в быту.

2. С о с т а в л е н и е памятки «Ваши действия при обнаружении запаха газа».

Если почувствовали запах газа, то:

перекройте кран на трубопроводе, устройте сквозняк, позвоните в газовую аварийную службу по телефону «04»;

не включайте свет, а если он включен, выключите его;

предупреждая соседей, не пользуйтесь электрическим звонком.

Особую опасность вызывает ослабление внимания к вопросам безопасного хранения взрывчатых веществ в армии. Примеров тому достаточное количество, вот один из них:

1994 г. – начавшийся пожар на военном складе в Новонежино (Дальний Восток) уничтожил полностью склад. Бомбы рвались сутки и разлетались в радиусе до 4 км.

Не пытайтесь копаться в снарядах и бомбах или хранить их дома!

III. Итог занятия.

Назовите причины перерастания возгорания в пожар.

Какие действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе?

«Не шути с огнем!»

Цель : укрепление физического и психо - эмоционального здоровья детей, формирование навыков здоровьесбережения посредством соблюдения правил противопожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с трудом пожарных; обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара;

закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения;

Предложить рассмотреть иллюстрацию с изображением городскойкухни .

- Что забыли сделать хозяева, уходя из квартиры? (включен утюг, кипит чайник, горит газ).

- К чему это может привести?

2 остановка «Черный ящик».

Воспитатель показывает детям «Черный ящик» и предлагает отгадать, какой предмет там находится .

Чтобы не было огня

Воспитатель: если случится пожар, по какомутелефону надо звонить? (01)

выберите из карточек нужные цифры, расположите их правильно, беритетелефонную трубку и громко называйте номер, по которому вы звоните.

5 остановка «Лес»

Воспитатель: Ребята! Мы говорили о пожаре в квартире, в доме. А есть еще один дом, в котором:

Сосны до небес

Березы и дубы.

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки

Пригорки и низинки.

Мягкая трава

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух – чистый, чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.

Что это за дом? (лес).

Воспитатель: Итак, что же такое лес?

Лес – это общий дом для растений, животных, птиц. Мы в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушать жизнь его хозяев.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что делает мальчик в лесу? (разжигает костер в лесу).

Какой вред приносит огонь лесу? (Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей могут стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, погибают животные)

Воспитатель: А кому нужны деревья в лесу?

Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)

Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)

Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).

Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев) .

Воспитатель: Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся, сколько хочешь. Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни).

- Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски длямебели , дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).

Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

6 остановка

Игра «Запрещается - разрешается» дети с помощью сигнальных светофорчиков дают ответ:

- Бросать горящие спички, небрежно и беспечно обращаться с огнем;

- оставлять открытыми двери печей, каминов;

- использовать неисправную аппаратуру и приборы;

- пользоваться поврежденными розетками;

«01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию;

- Подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь взрослых;

Воспитатель: Я предлагаю заучить маленькое правило:

«Пусть помнит

каждый гражданин, пожарный номер «101».

Давайте вместе его повторим (дети повторяют).

- Молодцы, дети!

Воспитатель: Сегодня вы рассказали много полезного, интересного для себя. А сейчас я предлагаю вам пройти последнее испытание. На мольберте предметы, которые могут вызвать пожар. А все ли тут правильно, или есть лишние предметы? Надо найти лишние предметы и убрать их.

Подведение итогов.

- О чём мы с вами сегодня говорили?

- Какие правила мы должны знать?

- какойтелефон пожарной службы?

Молодцы, ребята, сегодня вы прошли много испытаний, со всеми легко справлялись, помогли Чебурашке узнать многое о пожаре, и как его не допустить.

Цели: 1. Обучающая задача: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. 2. Развивающие задачи: Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи. 3. Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по теме: «Пожарная безопасность»

в старшей группе

Цели:

1. Обучающая задача:

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Развивающие задачи:

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01;02;03.

НОД.

Дети здороваются с гостями.

Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся (психогимнастика).

1. Введение игрового момента.

Воспитатель: Отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

(показ иллюстрации)

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"

(К.Чуковский «Путаница»)

Как вы считаете, правильно поступили лисички? (ответы детей)

Давайте расскажем лисичкам, как избежать опасных ситуаций, связанных с огнем.

Цели:

Сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Словечко за словечком -
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье -
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

Что случилось в этом доме? (Пожар)

Чем опасен пожар? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но главное могут погибнуть люди)

Отчего может возникнуть пожар? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин)

Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску)

А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай»

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

2. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)

3. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)

4. Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).

5. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из. (розетки)

6. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать.) .

7. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им …. (сообщить) .

8. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?. (.проверь.)

Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случился пожар.

(На столе раскладываются карточки с номерами экстренных служб (01, 02, 03, 04), при этом дети стоят спиной к данному столу. По очереди каждый из детей поворачивается и молча берет ту карточку, которую считает правильной и становится на свое место, держа выбранную карточку перед собой (передней стороной к себе) . после того, как все выбрали себе карточки, дети поворачивают карточки с номером телефона).

Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда (воспитатель показывает правильную карточку с номером 01).

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.

Что же делать, если в доме начался пожар? (ответы детей).

Что у нас на потолке? (пож. сигнализация)

А это что такое(огнетушитель), для чего он необходим? (на столе стоит огнетушитель и картинка с сигнализацией).

Я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило.

1 картинка. Квартира, горит телевизор, мальчик держит в руках одеяло - набрасывает его на огонь.

Правило: если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло.

2 картинка. Ребенок звонит по номеру 01.

Если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 01.

3 картинка . Мальчик выбегает из помещения.

Если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение.

4 картинка . Квартира, много дыма, на полу на четвереньках к двери ползет ребенок.

Правило: Дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

5 картинка. Ребенок стоит на балконе, а позади него огонь и дым.

Если выйти невозможно, необходимо выбраться на балкон и звать людей на помощь.

И еще запомните - нельзя прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.

При пожаре в подъезде - никогда не садись в лифт - он может отключиться, остановиться и ты задохнешься.

А сейчас давайте выстроим последовательность действий при пожаре.

(показываю иллюстрации).

И опять поиграем, игра: «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я)

Воспитатель: Молодцы. А теперь подведем итог:

О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

Что мы должны делать, если случился пожар?

А в следующий раз мы поговорим о других опасностях, которые могут возникнуть как дома, так и на улице.


Конспект занятия «Пожарная безопасность»

старшая группа №6 «Жемчужинка»

МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016

Воспитатель

Булыгина Валентина Николаевна

Занятие в системе дошкольного образования.

Пояснительная записка

Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью, кроме того обилие электротехники в домах является нередкой причиной пожаров. Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.

Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
2. Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара;
3. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
4. Познакомить детей с пожарной машиной;
5. Вызвать у детей желание быть всегда осторожным с огнем; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности, чувство ответственности за свои поступки;
6. Закрепить правила противопожарной безопасности:
– не брать и не играть со спичками и зажигалками;
– не влезать предметами в розетку;
– не подходить к газовой плите;
– не включать детям утюг и другие электроприборы;
– при пожаре звонить – 01 или 112

Ввести новое правило «Нельзя детям включать электроприборы».
Словарь: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.

Формы и методы реализации:

Познавательно-исследовательская деятельность:

– поиск выхода из проблемной ситуации

Коммуникативная деятельность:

– беседа

– ситуативный разговор

Музыкально – художественная:

– просмотр мультфильма

Игровая деятельность:

– дидактические упражнения;

Двигательная:

– физкультминутка

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Ожидаемые результаты:

– Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.

– Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

– Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Предварительная работа:

– Рассматривание картинок и плакатов по пожарной безопасности.

– Просмотр мультфильмов «Правила безопасного поведения детей при пожаре»,

«Кошкин дом»

– Чтение художественной литературы:

рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки»,

рассказы Б. Житкова «Дым», «Пожар», «Что я видел»,

стихотворения С. Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

– Беседы по правилам противопожарной безопасности;

– Изготовление детско-родительской поделки по теме

Материал к занятию:
1. Игрушечная гладильная доска с утюгом.
2. Железная тара с сухим горючим и бумагой.
3. Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница.
4. Краски, кисточки, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей.
5. Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.

Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь»

Воспитатель – Ребята, вы узнаёте эту музыку? Какие мультфильмы про Машу вы смотрели? Какая наша героиня по характеру?

Дети – Весёлая, любопытная, добрая, добродушная.

Воспитатель – Сегодня у нас в гостях Машенька из мультфильма. Она просит отгадать загадку: Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!

Дети – Огонь

Воспитатель – Правильно, это – огонь. Ребята, какие предметы дают нам огонь?

Дети – Спички, зажигалки, газовая плита.

Воспитатель – Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего человеку нужен огонь?

Дети – Чтобы готовить пищу, греться, жечь мусор и т.д.

(стоит ширма, которая оформлена в виде леса, за ней сидит взрослый. В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах)

Воспитатель – Мне кажется, что пахнет дымом. А вы ребята почувствовали? Посмотрите, идёт дым из леса. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать?

Дети – Надо вызвать пожарных.

Воспитател ь – Вот телефон, какой номер набрать?

Дети – 01

Воспитатель – Обязательно надо сообщить адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

Предлагаю ребёнку набрать номер и сказать в трубку : «Приезжайте, у нас пожар, детский сад №12 «Солнышко» 12 микрорайон, дом №25»

(включается сирена пожарной машины. Приезжает Медведь-пожарный и тушит пожар из огнетушителя, Маша ему помогает. Медведь-пожарный осматривает место и выясняет причину пожара)

Чтобы потушить пожар пожарные включают насос, давайте сейчас поможем пожарным поработать насосом.

Физминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два.

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Раз, два, три, четыре.

Хорошо мы потрудились.

Медведь–пожарный – Утюг оставили включенным и ушли. Это вы включили утюг?

Дети – Нет.

Медведь–пожарный – А кто?

Воспитатель – Это, наверное, Коза гладила бельё, ушла в лес и забыла убрать утюг. А козлята – озорники включили!

Медведь-пожарный – А вы, дети, знаете, что детям утюг включать нельзя? Запомните, детям нельзя включать электроприборы, это опасно и может привести к возгоранию.

Воспитатель – Посмотрите, дети, какая необычная машина у Медведя. Кто догадался, как она называется?

Дети – Пожарная машина.

Воспитатель – А как вы думаете, почему её так называют?
Правильно, от слова «пожар» её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
А какого цвета машина?

Дети – Красная.

Воспитатель – Почему пожарные машины красного цвета?

Дети – Чтобы было хорошо видно.

Воспитатель – А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?

Дети – Быстро, чтобы спасти дом и людей.

Воспитатель – Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других целей? Почему?

Дети – Нет, а вдруг пожар, а машины нет.

Воспитатель – Верно, пожарная машина – эта машина специального назначения, она красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.

Мчится красная машина
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
– Поднажми ещё немножко,-
Он шофёру говорит, –
Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
– Ясно всё, – шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

К. Оленев.

Воспитатель – Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?

Дети – Чтобы было слышно и её пропускали другие машины.

Воспитатель – Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу. Мишка, а что у тебя ещё находится в пожарной машине?

Медведь- пожарный показывает предметы и предлагает детям повторить:

– Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют «Рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар высоко, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.

Маша и Медведь прощаются с детьми
– Нам, ребята, пора уезжать, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к детскому садику и к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. До свидания.
Воспитатель – А теперь предлагаю поиграть в пожарных. На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь, «потушите» его синей краской.

В конце занятия закрепить с детьми по схемам правила пожарной безопасности:

  1. не брать и не играть со спичками и зажигалками;
  2. не влезать предметами в розетку;
  3. не подходить к газовой плите;
  4. не включать детям утюг и другие электроприборы;
  5. при пожаре звонить – 01.

Воспитатель – Вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности, предлагаю вам найти Козу и познакомить её с этими правилами.

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Закрепить знания детей об одежде пожарного, вещах, которые необходимы ему для работы; учить действовать в экстремальных ситуациях;

Закрепить знания детей о различных видах транспорта; учить отличать и называть пожарную машину по строению, цвету;

Закреплять знания детей о цифрах и числах от 1 до 5; о цветах, а именно - красный, желтый, синий, белый, черный; учить ориентироваться в пространстве;

Учить дошкольников отвечать на вопросы воспитателя , развивать речь, пополнять словарный запас ; учить детей образовывать прилагательные от существительных;

Учить детей быть вежливыми, не забывать здороваться и прощаться с людьми

Воспитывать вежливость, учить выполнять трудовые поручения.

Предыдущая работа: рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, изучение стихотворения «Мы в пожарных поиграем...», беседа о пожарной машине, как нужно вести себя при пожаре, рассматривание иллюстраций «Пожарные работают».

Словарь: утюг, спички, сапоги, фен, сирена, кабина, кузов, цистерна с водой, пожарный рукав, лестница, огнетушитель, каска.

Оборудование: 5 детских домиков-палаток, игрушка Бобер, цифры от 1 до 5, игрушка пожарная машина, игрушка-руль, платки желтые и красные - 14, цистерна, картинка пожарный рукав, картинки пламени - 4, кукла, красные жилеты для детей - 6, каски - 6, пожарный костюм для взрослого, каска, материалы для игр «Опасные предметы» (Свеча, спички, утюг, фен, расческа), «Вещи, которые необходимы пожарному» (огнетушитель, сапоги, каска, сумка, книга, перчатки, пожарный шланг, игрушка), посуда, чайные ложки, сладости, скатерть, аудиозаписи - телефонный звонок, сирена пожарной машины.

Ход занятия в детском саду по пожарной безопасности

Орг.момент. Приветствие

Воспитатель: Малыши, посмотрите, пожалуйста, на меня. В какой я одежде? Как этот костюм называется? (Пожарного).

Так, молодцы! А какой он цветом? (Красный).

А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).

Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).

Одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).

А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, к нам пришел еще один гость.

Дети, кто это? (Бобер). Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с бобром).

Малыши, он мне рассказал, что тоже хочет стать пожарным, но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине.

Поможем нашему Бобру (Да).

Давайте сначала с вами расскажем Бобру о пожаре, от чего он может произойти.

Дидактическая игра «Опасные предметы»

Воспитатель. Дети, перед вами лежат вещи, которые могут привести к пожару, а есть такие от которых не может случиться пожара. Составьте на желтый стол - вещи, от которых может случиться пожар. И объясните почему (Дети раскладывают и объясняют).

Молодцы, ребята. Давайте с вами теперь немного отдохнем. Давайте возьмем вот такие платки! Какого они цвета? (Желтого и красного). Так, а теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

Мы в пожарных поиграем,

Быстро шланги размотаем,

Вот так, вот так,

Быстро шланги размотаем.

Вот огонь у нас горит

Будем мы его гасить,

Вот так, вот так,

Будем мы его гасить.

А теперь мы приседаем,

Под диваны заглядываем,

Вот так, вот так,

Под диваны заглядываем.

Вот огонь мы погасили,

И на стулья быстро сели.

Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь давайте расскажем нашем Бобру о пожарной машине. Посмотрите вот она (стоит на столе, рассматриваем).

Какого она цвета? (Красного). А вы знаете, почему машина окрашена в красный цвет? (Потому что это цвет тревоги, ее хорошо видно).

Еще мигалка. Покажите где она. Какого она цвета? (Синего).

А как называется эта часть машины и для кого, чего она? (Кабина - для водителя и пожарных, кузов - для пожарного оборудования: цистерн с водой, пожарных рукавов, огнетушителей, пожарной лестницы).

Девочки и мальчики, давайте еще раз с вами расскажем и покажем Бобру, какие вещи необходимы пожарному.

Дидактическая игра «Вещи, которые необходимы пожарному»

Воспитатель: Вот посмотрите на все эти вещи и скажите мне, какую одну вещь можно положить в сумку пожарного и почему?

Дети составляют вещи и говорят, почему именно эти вещи нужны пожарному на работе.

Молодцы, все сложили, что нужно нашим спасателям, чтобы выполнять свою работу.

Телефонный звонок.

Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Так, сейчас выезжаем. Какой ваш адрес? Улица _________, номер___.

Дорогой наш Бобер и дети, у Кати случилась беда. Она играла спичками, и забыла одну спичку потушить. Начался пожар. Поможем Кате? (Да).

Тогда смотрите где наша пожарная машина, где наша одежда, пожарное оборудование. Быстренько одеваем жилеты, каски и едем к Кате на улицу ______. (В машине определяем водителя).

Отправляемся скорее. А скажите, какой номер нужно набирать, когда случился пожар? (01, 010 или 112).

Включается сирена.

Молодцы быстро доехали. Выходим из машины.

Дети, а давайте посмотрим, а на ту улицу мы с вами приехали. Посмотрите внимательно. Что нарисовано здесь? (Грибы). Значит ли это улица называется как? (Грибная).

А нам нужна улица Вишневая, 5. Ой, посмотрите, что здесь нарисовано (Вишни). Значит это улица... (Вишневая).

Где же здесь дом № 5? Дети, посмотрите это дом номер (1, 2, 3, 4, 5).

Вот нужный нам дом. Берите цистерну с водой, вытаскиваем пожарный шланг и будем тушить огонь (Дети тушат огонь, спасают из дома Катю).

Молодцы, спасатели. Вовремя мы с вами успели потушить огонь. А то еще бы немного и наша Катя осталась без дома. Вы настоящие пожарные.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Дети, а что мы сегодня с вами делали? (Были пожарными, тушили огонь, помогали Кате).

Можно играть спичками? Свечой? Почему? (Нельзя, потому что будет пожар).

К кому нужно обращаться, когда случился пожар? (Пожарным).

По какому номеру нужно вызывать пожарных? (01, 010, 112).

Что нужно сказать, когда вызывают пожарных? (Что случилось и адрес - улицу и номер дома).

Без чего пожарные не смогут погасить огонь? (Без цистерны с водой, огнетушителей, бака с пеной).

Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Мои помощники рассказали, во что одеваются пожарные, нужные им вещи, какая у них машина. Также мы знаем, что вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес - улицу и номер дома, где возник пожар.

Дети, Бобер вам благодарен за то, что вы ему рассказали и показали, он прощается с вами. Ему нужно возвращаться домой и теперь он обязательно будет знать, что нужно делать, если произойдет пожар и может наш Бобер тоже когда-нибудь станет пожарным (Дети прощаются с Бобром).

Ой, дети, смотрите, Катя нам и нашим гостям приготовила угощение за то, что мы вовремя потушили пожар и спасли ееи ее дом.

Говорим гостям всем-приятного аппетита! А теперь за нашим водителем отправляемся на следующий вызов.

До свидания! (Дети прощаются и выходят).

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч!



Просмотров