Национальные интересы и национальная безопасность. Национальные интересы и национальная безопасность россии

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, та" как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных " противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных, религиозных меньшинств данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

Национальные интересы - исходное ключевое понятие для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.

Национальная безопасность в узком смысле слова предусматривает защиту общества от внешних угроз его суверенитету и независимости, территориальной целостности, жизни и правам граждан от посягательств на основы конституционного строя, на законность и правопорядок, на собственность государства и граждан, на другие экономические, политические, гражданские права и свободы членов общества. Однако успешное решение этих задач зависит от более широкого круга вопросов жизнедеятельности государства и общества. Наилучшие гарантии национальной безопасности - это создание таких условий экономического, социально-политического, нравственно-культурного развития общества, которые обеспечивают его стабильность и процветание, высокий моральный дух и благополучие граждан, максимум возможностей для творческой деятельности и самовыражения каждой личности.

Поэтому в широком смысле слова национальная безопасность, наряду с оборонным, внешнеполитическим и охранно-правовым аспектами, включает аспекты экономический, социальный, экологический, нравственный, культурный.

53 Место и роль международных организаций в системе международных отношений.

Во второй половине ХХ в. все более активное участие в системе международных отношений стали принимать новые акторы - международные организации, форумы многосторонней дипломатии, многонациональные корпорации, крупные города, трансграничные регионы, индивиды. Повышение их роли и значения в международной жизни особенно проявилось в последние десятилетия ХХ в. Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов 1 . Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств11.

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа.

Национальные интересы и национальная безопасность.

Международные отношения и внешняя политика.

Тема 11. Мировая политика и национальная безопасность

Цель: уяснить сущность мировой политики, внешней политики и международных отношений и содержание национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации.

Учебные вопросы:

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Международное сотрудничество. Современные тенденции международных отношений. Международные организации как субъекты мировой политики. Внешняя политика. Сущность, принципы внешней политики Российской Федерации. Специализированные органы внешней политики.

Национально-государственные интересы. Россия в новой политической ситуации. Национальный интерес. Национальные интересы России. Безопасность и проблемы безопасности. Концепция национальной безопасности России. Задачи в области обеспечения национальной безопасность Российской Федерации. Этнические и военные факторы политики. Экономическая безопасность РФ.

Изучив тему, студент должен:

знать:

  • сущность мировой политики, внешней политики и международных отношений;
  • современные тенденции международных отношений;
  • основные международные организации - субъекты мировой политики и участники международных отношений;
  • основные принципы внешней политики Российской Федерации и ее приоритеты;
  • специализированные органы внешней политики;
  • сущность национального интереса и национальные интересы России;
  • сущность и содержание национальной безопасности РФ и основные ее структурные составляющие;
  • основные задачи по обеспечению национальной безопасности;
  • основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации и меры по обеспечению экономической безопасности;

уметь:

  • идентифицировать такие понятия, как мировая политика, внешняя политика, международные отношения;
  • определять основные тенденции современных международных отношений;
  • типологизировать международные организации по различным основаниям;
  • сформулировать национальные интересы Российской Федерации;
  • определять задачи по обеспечению экономической безопасности России;

приобрести навыки самостоятельного, рационально-критического анализа внешней политики Российской Федерации, ее действий на международной арене и мер, принимаемых руководством государства для обеспечения национальной безопасности.

При освоении темы крайне важно:

  • изучить тему 11 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;
  • сконцентрировать внимание на следующих категориях и терминах: мировая политика, международные отношения, внешняя политика, международное сотрудничество, мирное сосуществование, территориальная целостность и суверенитет, равенство и взаимная выгода, невмешательство, международные организации, национальный интерес, интересы личности, интересы общества, безопасность, национальная безопасность, геополитика, факторы геополитики, экономическая безопасность и др.;
  • выполнить тест по теме 11 из практикума по дисциплинœе;
  • ответить на следующие контрольные вопросы:
  1. Дайте определœение международных отношений, внешней политики.
  2. Что такое международное сотрудничество?
  3. Назовите основные принципы мирного сосуществования.
  4. Каковы основные тенденции в развитии современных международных отношений?
  5. Назовите основные типы международных организаций.
  6. Назовите основные формы и средства внешней политики государства.
  7. Что такое национальный интерес?
  8. Что такое национальная безопасность?
  9. Какова структура национальной безопасности?

Национальные интересы и национальная безопасность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Национальные интересы и национальная безопасность." 2017, 2018.


Глава I Сущность национальной безопасности

1.1 Понятие национальной безопасности

1.2 Основные составляющие национальной безопасности

Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления

2.1 Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы

2.2 Современная доктрина национальной безопасности России

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с перманентными кризисными явлениями конца XX - начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.

Цель работы – выявить сущность национальной безопасности России и изучить пути ее укрепления.

Задачи работы: - проанализировать понятие национальной безопасности;

Изучить основные составляющие национальной безопасности;

Рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;

Раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Предмет исследования – национальная безопасность России.

Объект исследования - в основные закономерности возникновения, формирования и развития отношений в сфере правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Метод исследования – общенаучные и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности по правовому обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Глава I. Сущность национальной безопасности

1.1 Понятие национальной безопасности

Безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей. Еще в глубокой древности проблема безопасности родилась как особое общественное явление, которое укреплялось и расширялось по мере возрастания угроз и опасностей для граждан не только со стороны внешних врагов, но и со стороны государственных чиновников и богатой необузданной знати. Эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, государства, семьи и личности.

Безопасность в современной российской и западной научной литературе трактуется под углом зрения различных подходов. В психологической - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных интересов людей; в юридической - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической - как состояние тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости 1 .

До настоящего времени в нашей стране отсутствовала единая общепринятая концепция безопасности, хотя эта проблема находится в центре внимания как государственных органов, так и ученых, исследующих данное социальное явление. Понятия «безопасность», «личная безопасность», «национальная безопасность», «международная безопасность» и «глобальная безопасность» имеют дело с различным набором проблем и исходят из разных исторических, философских, правовых и социологических контекстов. Но все же объединяет все эти понятия одна общая черта: в современных условиях основной целью обеспечения безопасности является защита человека и общества, их прав и свобод, создание благоприятных условий для развития личности и государственности, защита всех жизненно важных национальных интересов.

Надежность и долговечность созданной системы безопасности зависит от множества факторов. Несоблюдение или игнорирование тех или иных факторов обеспечения безопасности приводит к крупным социальным катаклизмам, связанным с кровопролитием, войнами и массовыми беспорядками, разрушению социальной инфраструктуры, утрате материальных и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей, и в конечном итоге - к гибели государств и сообществ.

Понятие безопасности разворачивается в процессе анализа двух взаимосвязанных аспектов: во-первых, выявления особенностей современного этапа исторического развития страны и, во-вторых, определения основных тенденций развития современного мира как планетарной целостности, включающей различные цивилизации, в том числе и Россию как особую евразийскую цивилизацию 1 .

Национальная безопасность как важнейшая составляющая общей системы безопасности непосредственно связана с экономическим, социально-политическим и духовным развитием страны, ее местом и ролью в глобальных межгосударственных отношениях. Опыт XX столетия свидетельствует, что общество не застраховано от роста регрессивных процессов, хаос и распад - наиболее вероятные состояния спонтанного развития, а стабильность, устойчивость и порядок, напротив, требуют сознательных, специальных и целенаправленных усилий. В этой связи, учитывая нынешнее кризисное время, и представляет значительный интерес более детальное рассмотрение понятия «национальная безопасность» применительно к новым геополитическим реалиям.

Анализ научных публикаций по этим вопросам показывает глубокий интерес отечественных ученых к данной проблеме. Исследование взглядов различных авторов на понятие «национальная безопасность» показывает, что при всем многообразии различных подходов их можно условно разделить на несколько групп.

Одни авторы связывают понятие «национальная безопасность» с определенными возможностями, способностями противостоять любым деструктивным воздействиям, откуда бы они ни исходили 1 , «с уровнем защищенности страны от негативного воздействия сложного комплекса политических, военных, экономических, гуманитарных и других факторов» 2 .

Другие авторы концептуальный анализ национальной безопасности осуществляют через характеристику опасностей и угроз, способных необратимо дестабилизировать жизнедеятельность и развитие личности, общества и государства.

Некоторые ученые определяют национальную безопасность как отсутствие угроз (в основном внешних). Субъектом безопасности здесь выступает государство, границы которого нуждаются в защите.

Однако указанные позиции не полностью раскрывают данное понятие.

Существует еще один подход, который преодолевает отмеченные выше трудности, но смещает акценты: субъектом национальной безопасности становится общество как часть государства, а не государство в целом. Ведь общество - малая модель государства. Такой угол зрения качественно меняет взгляд на то, как надо обеспечивать национальную безопасность. Она понимается авторами не как состояние отсутствия внешних и внутренних угроз, а как состояние, при котором «институционально (т.е. самими общественными отношениями) поддерживаются факторы, сохраняющие стабильность и позитивную направленность развития социально-экономической системы» 3 . В данном контексте национальная безопасность представляет такое состояние государственно-территориальной общности, при котором обеспечивается эффективная деятельность социально-политических институтов по поддержанию надежной защиты национальных интересов в международных и внутринациональных отношениях, реализуются возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сама этимология понятия «национальная безопасность» свидетельствует, что «речь должна идти об отсутствии или устранении опасности для определенной социально-этнической общности, объединенной определенными территориально-государственными рамками, социально-этническими связями и культурными традициями» 1 . В данном контексте понятие «национальное» объединяет совместные интересы и потребности всех субъектов в воспроизводстве гарантий безопасности.

Похожие работы:

  • Доклад >>

    Выработке форм, методов и способов достижения этих целей. Политика национальной безо­пасности осуществляется на прин­ципах... источни­ки угрозы национальной безопас­ности России . А это требует принятия адекват­ных мер по укреплению оборонос­пособности...

  • Курсовая работа >>

    ... национальной безопасности России §1. Проблема укрепления конституционных основ государственной безопасности – как первостепенная задача §2. Укрепление обороноспособности страны и ее ... экономической безопасности составляют методы национального российского...

  • Реферат >>

    ... национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как...

  • Реферат >>

    ... национальной (государственной) безопасностью как системой. Главными объектами национальной безопасности России является ее ... ее цели, но в обществе она определяется как сохранение своей индивидуальности и самобытности. Укреплению национальной безопасности ...

  • Реферат >> Курсовая работа >>

    ... ею следующих методов ... национальной безопасности России и каким образом следует обеспечить ее безопасность ... национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России ...

  • Реферат >>

    ... ” первый долгосрочный приоритет связан с укреплением базы национальной безопасности . В Послании сказано, что “ ... Национальная безопасность : итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. С. 225. Концепция национальной национальной безопасности особенно актуальна для России в условиях ее реформирования, ... долгу службы обязанные содейство­вать укреплению национальной безопасности России . Беспре­пятственное пересечение правонарушителями границ...

В начале 50-х годов в западных академических кругах шли дебаты по вопросу национальных интересов между представителями "реалистического" направления, выразителем которого был Г. Моргентау, и представителями "идеалистической" школы ассоциирующийся с именем бывшего президента США Вудро Вильсона.

Идеалисты считали, что в определении национальных интересов большую роль должны играть этика и мораль. Отрицая это, один из основателей направления политического реализма Г. Моргентау писал: "Можно с уверенностью сказать, что внешняя политика, направляемая универсальными моральными принципами и отвергает национальный интерес на задний план, есть в условиях современной политики и военного дела политикой национального самоубийства - действительного или потенциального ".

Школа политического реализма рассматривает национальный интерес как краеугольный камень внешней политики любого государства. В своих исследованиях они опираются на концепцию интереса, сложившуюся на понятиях силы. Сам выражение "национальный интерес" приобретает смысл только в контексте взаимоотношений нации или государства с другими нациями или государствами. То есть национальные интересы - это всегда продукт сложных взаимосвязей действующих субъектов международных отношений.

Представители школы "национальных интересов", которые были широко представлены в 60-70-х годах, рассматривают всю динамику взаимоотношений государств как следствие столкновения их интересов. В зависимости от того, согласуются базовые интересы разных стран, или они вступают в противоречие друг с другом, считают теоретики данной школы, реализуется тот или иной тип взаимодействия между государствами от открытого конфликта или военных действий в дружеских, союзнических отношений. При этом важное место в формировании и ориентации "национальных интересов" на международной арене современные политологи придают понятию силы, прежде всего военной. Сама концепция "национальных интересов", по мнению ведущих теоретиков (Ч. Берд, С. Браун, М. Каплан, Р. Юхан-сон), коренится глубоко в природе западноевропейской и американской политической культуры.

В 80-е годы осуществлялись неоднократные попытки совместить понятия "национальная безопасность" с термином "национальные интересы", однако эти попытки так и остались тщетными. Причинами стали, прежде всего, субъективный характер самого понятия "интерес", желание политических лидеров и политических элит большинства стран мира представить свои собственные корпоративные интересы как "жизненно важные интересы" и "интересы всей нации". Удобным, на наш взгляд, по этому поводу есть мнение Г. Брауна. Он один из первых отметил неоднозначном характере "национальных интересов", некоторые из которых действительно является "жизненно важными". "Ключевая проблема для лидеров великой державы, подобной в США, - утверждает он, - есть в том, чтобы определить истинные пределы" жизненно важных интересов "с учетом всего комплекса имеющихся обстоятельств, а также решить, какие виды действий необходимы в ответ на те или виды угроз ". Однако подавляющее большинство современных подходов к формированию теории национальной безопасности базируется на осознании и реализации на государственном и международном уровнях определенных интересов - национальных или государственных.

Формирование национальных интересов - это противоречивый и длительный процесс, на который влияют геополитические реалии, экономические, социальные, этнические, культурные и психологические факторы, переплавляются массовым сознанием, корректируются определенной системой ценностей и находят свое существование в концепции национальных интересов. Как видмзначав Дж. Розенау: "Определение национального интереса никогда не может быть ничем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики". Значительный вклад в разработку проблемы национального интереса сделали американцы Дж. Кеннан, Дж. Розенау, У. Липпман, К. Уолтц, Е. Фернисс, французы - Р. Арон, П. Ренувена, Р. Дебре, Ф. Брайар и другие.

Между представителями реалистического направления, в свою очередь происходили споры по поводу того, существует ли объективный и неизменный национальный интерес, который защищают лидеры государства, или в демократиях американского типа определения национального интереса (интересов) является конечным продуктом политического процесса и поэтому он подлежит периодическим изменениям с учетом национального опыта.

В 1960 г.. Некоторые американские ученые выступили против "элитной" точки зрения, согласно которой объективный национальный интерес можно определить и реализовать, как это утверждали Г. Моргентау и другие. Противники Г. Моргентау придерживаются точки зрения, согласно которого нациям свойственна багатовимир ность общих интересов, и в политическом контексте (например, США) они являются результатом длительных дебатов и переговоров между президентом и Конгрессом, а также между различными политическими группировками, занимают разные позиции по вопросу о целях США в международном масштабе. Наиболее важную роль среди таких "конституалистив" сыграл Пол Сибери, который в 1963 году. Издал работу под названием "Власть, свобода и дипломатия". Свои взгляды Сибери коротко определил следующим образом: "Мы должны представлять национальный интерес как калейдоскопический процесс, с помощью которого скрытые силы американского общества через высшие органы власти государства выражают определенные политические и экономические устремления в мировой политике. Для того, чтобы разобраться в этом процессе, мы должны понимать не только суть формальных процессов внешнеполитической деятельности государства, но и проникнуть в суть самой нации и разглядеть те факторы, приводящие к действию мышления, идеологию и менее значительные интересы, оказываются в официальной американской политике на международной арене ".

Вторая группа ученых считает, что понятие "национальный интерес" очень неопределенным, эгоцентричным или устаревшим, которое ничего не дает для понимания взаимосвязанного мира, постоянно находится в процессе и в котором значение национального государства постепенно теряется. Одним из найвплы-вовиших скептиков в 1970-х годах был Джеймс Н. Розенау, который в своей книге "Научное исследование внешней политики" писал о том, что нет "объективиста", ни "Субъективисты" (так он называл сторонников двух противоположных точек зрения) не смогли найти эффективного обоснования использования национального интереса как инструмента исследования. Он пришел к выводу: "Несмотря на всевозможные утверждения, связанные с этим понятием, и несмотря на его кажущуюся полезность, национальный интерес так и не виправдив начальных надежд, что возлагались на него как на инструмент исследования". Попытки объективиста и субъективистов использовать его, - утверждал автор, - оказались безрезультатными и неудачными, хотя "в учебниках по международной политике, как и ранее, утверждается, что нации защищают и реализуют свои национальные интересы, научная литература по этому поводу не обогатилась но не расширилась ".

Такая критика со стороны Розенау частично оправдана, немногим ученым и практикам, которые занимаются внешней политикой, удалось систематически изучить вопрос о том, почему страны преследуют определенные международные цели. Слишком просто было бы предположить, что основой для определения внешней политики является политическая бюрократия, исторический прецедент или экономическая необходимость. С нашей точки зрения, гораздо больше смысла утверждать, что на тех, кто принимает решения и определяет политику, действуют географические, культурные, политические и экономические факторы, которые тесно связаны с национальным опытом, идеологией народа. Можно предположить, что развитие европейской интеграции и определенные ограничения национального суверенитета в интересах новой международной структуры - Европейского сообщества могут привести в дальнейшем к формированию новой европейской "супернации" и новых национальных интересов, однако этот факт характеризует процесс возникновения и исчезновения наций и не затрагивает самого понятия "национальный интерес". Вопрос не в том, что составляет национальный интерес, а в том, что составляет нацию.

Малая энциклопедия етнодержавознавства под заголовком "Национальный интерес" (историко-етнодержавних подход) определяет: "Нация является носителем национальных интересов, которые бывают национально специфическими, присущими только национальным общности (интересы развития культуры, языка, нравственного престижа нации и т.д.), и общенациональными, в реализации которых заинтересовано все общество ", и продолжал: -" Сама же категория национальные интересы определенной мере корреспондируется с категориями "индивидуальный", "общечеловеческий" и "государственный" интересы ". По мнению М. Грушевского, государственный уклад цивилизованных народов - это суверенный союз народа, путем плановой деятельности удовлетворяет индивидуальные, национальные и общечеловеческие солидарны интересы в направлении последовательного развития общества ".

Пока нация имеет право отказывать другому государству или международному органу в их требованиях, следует сделать вывод, что она действует в соответствии со своими национальными интересами. Мы являемся свидетелями рождения новых наций, образующихся на обломках бывших империй или легитимируются вследствие определенных договоренностей. Примеров этого процесса множество - независимые государства СНГ, Чехия и Словакия, Бельгия и др. Этим государствам необходимо независимость в интересах своей национальной идентичности. Кроме того, игнорировать категорию "национальных интересов", которая является базовой в определении основных направлений внутренней и внешней политики практически всех субъектов международного права, вряд ли целесообразно.

Исследование национальных интересов требует ответа на ряд вопросов:

o Существуют объективно национальные интересы и которая их природа?

o Какие национальные интересы принадлежат к базовым, фундаментальным, а какие носят временный, конъюнктурный характер?

o Могут национальные интересы меняться в зависимости от изменения внутренней и внешней ситуации?

o Какие механизмы обеспечивают защиту национальных интересов?

o ли согласовывать национальные интересы различных международных субъектов?

o Кто и как определяет угрозы национальным интересам и т.д.?

Для более точного понимания национальных интересов обратимся с действующим законодательством Украины, в частности Закона Украины "Об основах национальной безопасности Украины", где, в ст. 1 указано, что национальные интересы - это жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие.

Исходя из того, что лицо, общество и государство образуют вместе самостоятельный объект - нацию, понятие "национальная безопасность" охватывает различные аспекты страны (государственной, общественной, личной и т.д.). Нация находится в опасности, когда ей нужно принести в жертву свои национальные интересы - объективные потребности материального и духовного существования как внутренне целостного и самобытного социального образования. Не случайно, что именно в национальных интересах аккумулируется отношение нации к совокупности общественно-политических и государственных институтов, материальных и духовных ценностей.

Базовыми жизненно необходимыми национальными интересами являются:

o территориальная целостность;

o государственном суверенитете;

o попытки занять достойное место в мировом сообществе;

o благосостояние граждан на основе обеспечения прав и свобод личности, а также всех социальных групп.

Поскольку с пространственно-географической взаимодействием стран и народов связано наличие трех геополитических уровней безопасности - международной, региональной и безопасности отдельно взятого государства, то в пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не может ограничиваться национальной территорией. Процессы, которые разворачиваются в разных регионах ближнего и даже дальнего зарубежья, могут непосредственно влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, таким образом, на понимание и определение национальных интересов. Соответственно этому различают внутреннюю и внешнюю безопасность. Для понимания и обеспечения последней, исключительно важное значение имеет геополитическое и геостратегическое представление о месте и роли нации (страны) в мире.

Это объясняет, почему проблематика национальной безопасности, зародившейся в США в середине прошлого века, в последние десятилетия превратилась в самостоятельную академическую отрасль в рамках стратегических исследований и общей теории международных отношений. Понятие "национальная безопасность" стало неизменным атрибутом военно-политических концепций, аналитических и прогнозных разработок глобального плана. При этом наибольшее распространение получили два подхода.

Первый - рассматривает национальную безопасность через призму "национальных интересов", что, как правило, проявляется в виде некоторого комплекса целей. Второй - связывает национальную безопасность с системой базисных национальных ценностей как структурного, так и функционального уровней.

В первом случае конфликт интересов может решаться путем поиска взаимоприемлемого баланса интересов сторон. В случае же конфликта национальных ценностей (что мы наблюдаем, например, в конфликте идеологий, цивилизаций, религиозных догм и т.д.) компромисса достичь практически невозможно. Происходит разрушение одних ценностей и замена их другими. Это понятно в том случае, когда "национальные интересы" - это национальные интересы, которые нашли свое духовное или материальное закрепление в жизни народа. Итак, в условиях становления современной Украины первый подход более приемлем, как более мобильный и гибкий.

Важнейшим критерием национальной безопасности является соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, группы, общества и государства и особенно их взаимная ответственность в обеспечении безопасности. Последнее является краеугольным камнем национальной безопасности, и поэтому должны находиться в центре внимания государственной политики национальной безопасности.

Далее, как известно, в основе целенаправленной человеческой деятельности положено потребности и интересы. Потребности - это потребность в чем-для поддержания жизнедеятельности организма индивидуума, социальной группы, общества в целом, это внутренний побудитель активности. Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами, индивидуумами выступают как их интересы. В отличие от потребностей интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависят все условия жизнедеятельности людей (распределение ценностей, благ). Значение интересов заключается в том, что они являются причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами преобразований в обществе, государстве и мире.

Роль интересов в жизни государства лаконично выразил лорд Палмерстон: "В Англии нет вечных друзей или врагов, у Англии есть вечные интересы". Оно отражает известную истину: у государства не бывает постоянных союзников и противников, постоянные - только интересы.

Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, их удовлетворение обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Из-за такой значимость им отводится центральное место в системе национальной безопасности.

Безопасность является условием существования государства, общества или лица, позволяет им сохранить накопленные ценности.

Для того, чтобы служить базой стратегии государства в области безопасности, национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Такой формой выступают национальные интересы. Они являются основной движущей силой процессов, происходящих в современной политической, экономической, духовной сферах жизни народов, государств и мирового сообщества в целом. Реализация и защита этих интересов, в свою очередь, составляет сущность политики безопасности - национальной, региональной и глобальной.

Российская Федерация. Крупнейшее по территории государство в мире. Государство с историей. Государство с претензией и интересами. Однако последние полсотни лет правительство, руководящий состав играет в детскую игру «догонялки», только в масштабе государства - это уже не детские шалости.

Сначала играли с другими странами, а потом дали стране капитализм и рыночную экономику и решили играть и между собой. Вот и гоняются…У кого больше яхта, а у кого выше дом…у кого сколько млрд. в швейцарских банках, кто кого «сделал» в рейтинге «Форбс», кто «вышел сухим» из государственных органов, но с полными карманами, « золотыми» карточками и заграничными счетами… А кто «догоняется» в вымирающих деревнях, в городах, где нет рабочих мест, а где есть - на заработные платы, которых хватает на «беленькую» и батон.

В нашем государстве много проблем. И их «нерешение» - настоящая угроза национальной безопасности и настоящий национальный интерес.

Для России под национальными интересами следует понимать совокупность интересов, отражающих потребности и устремления той общности, которая исторически сформировалась на многоэтнической основе в обширном евразийском пространстве, разделяющем и одновременно связывающем два типа цивилизации - Европы и Азии.

В отличие от стран Европы, где сложились этнически нейтральные нации как совокупность всех граждан данного государства, в России дело обстоит по-другому. Такого целостного социально-политического организма здесь пока не существует. Национально-этнический фактор сохраняет самостоятельное значение и отчетливо проявляется в деятельности государства и в позициях региональных элит. Поэтому национальные интересы России не являются национально и этнически нейтральными.

Исторически государство доминирует над гражданским обществом. А само гражданское общество недостаточно развито, а некоторые считают, что его вовсе нет.

И могло ли оно сформироваться за столь короткий промежуток времени? В период перехода от тоталитаризма-авторитаризма к капитализму, к демократии? Наверное, могло бы. «Если бы это было кому-нибудь нужно».

Ведь до конца непонятно что мы имеем сейчас. Мы до сих пор «переходим».

Нельзя сказать, что соблюдается права и интересы всех социальных слоев. Остро стоит проблема бедности. Если посмотреть на пропорции нашего общества по материальному благополучию, то отчетливо вырисовывается пирамида, когда большинство - бедные, меньше - среднего класса и совсем мало богатых граждан. Эта ситуация - внутренняя угроза национальной безопасности, и политической безопасности, как ее составляющей. Угроза состоит в том, что терпение граждан может «лопнуть» в любой момент и неизбежным будет внутренний конфликт в государстве.

Остро стоит проблема межэтнических и межрелигиозных конфликтов, как угроза внутренней безопасности страны, как угроза раскола общества, раскола государства, нарушения территориальной целостности государства. И события на Манежной площади, другие митинги и разные националистические движения - яркие проявления нарастающего недопонимания на национальной почве.

Угроза терроризма и экстремизма - это и внешняя и внутренняя угроза. Это угроза и нашему государству и международная угроза. Национальный интерес государства - бороться с терроризмом.

Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Промышленность, экономическое положение России сильно пострадало после распада СССР. В национальных интересах государства - обеспечение устойчивого роста ВВП страны. И это удается нашему государству последнее десятилетие. Кроме этого необходимо развивать сельское хозяйство, создавать новые рабочие места в провинциях, поселках, деревнях.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества. В настоящее время существует угроза духовного «разложения» нации. Потеря ценностей, моральных норм, устоев, потеря традиций - не редкость в нашем обществе.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств,в создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства для эффективного реагирования на них.

Национальные интересы России реализуются и в пограничном пространстве. При этом они требуют особого внимания, четкого определения и последовательного проведения, поскольку на Государственной границе чрезвычайно важен баланс интересов сопредельных государств, их взаимодействие, разумный компромисс, а не соперничество, конфликт интересов. Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ. Они требуют создания политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы РФ, своевременного выявления возникающих внешних угроз национальной безопасности, обеспечения установленных законодательством РФ порядка и правил экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ.

Для нашей страны пограничное пространство особенно актуально и значимо. Государственная граница страны протянулась на 60.9 тыс. км, в том числе по морю - на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн км 2 (42% всей континентальной территории РФ). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4.5 млн т. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей РФ. На границе РФ соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств. Из 89 субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Во внутреннем приграничье возникли проблемы, неизвестные в бывшем СССР: территориальные споры, обострение межнациональных противоречий, терроризм, похищения людей в целях получения выкупа, незаконная миграция иностранцев, интенсивное расхищение и перемещение для продажи за рубежом национальных богатств страны, крупномасштабная контрабанда, в том числе наркотиков и оружия. В этой связи в "Основах пограничной политики Российской Федерации" выделен специальный раздел "Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве", где зафиксированы 11 наиболее опасных их проявлений.

Непосредственную защиту национальных интересов России в пограничном пространстве осуществляют органы и войска ФПС России. И нашим пограничникам сегодня крайне необходимы четкие представления о национальных интересах страны в пограничной сфере. Думается, что систематизацию национальных интересов в пограничной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям:

  • · с позиции конкретных функциональных, а также региональных направлений пограничной политики;
  • · исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде их реализации;
  • · из потребности определения приоритетных национальных интересов в пограничном пространстве в целях более эффективной их защиты.

Функциональный подход к классификации национальных интересов, отражающий направления пограничной политики, позволяет выделить следующие основные их группы: территориальные интересы, связанные с прохождением государственной границы и пространственными пределами суверенитета России (ее национальной юрисдикции); интересы обеспечения пограничной безопасности РФ (иначе говоря, интересы национальной безопасности в пограничной сфере), а также интересы коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ; интересы межгосударственного пограничного сотрудничества в различных областях (экономической, социальной, информационной, природоохранной, военной, специальной и др.).

Пространственный подход к классификации национальных интересов России позволяет выделить важные и недостаточно изученные области их проявления в морском пограничном пространстве (в том числе в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе); в воздушном пограничном пространстве; на внешних границах государств - участников договоров о совместной и коллективной безопасности.

Актуальна классификация по степени приоритетности национальных интересов в пограничной сфере. Первостепенное значение здесь, в силу острой потребности в международно-правовом оформлении, имеют территориально-пограничные национальные интересы. Никогда прежде в истории России, да и других государств, на вновь образованную государственную границу не приходилось одновременно свыше 13.5 тыс. км. К настоящему времени международными договорами государственная граница закреплена только с 6 из 16 государств, граничащих с Россией. Не до конца решены территориально-пограничные вопросы с Китаем, Японией, Норвегией и США в силу их затяжного характера.

На первый план выдвигается необходимость цивилизованного установления и закрепления международными договорами государственной границы России с государствами - бывшими союзными республиками. Сложность установления границы с ними обусловлена тем, что принимаемые за исходный рубеж территориального размежевания административные границы являются условными и потенциально спорными ввиду неоднократного их изменения на ряде участков.

Приоритетный характер имеют вопросы упрочения добрососедских отношений на Государственной границе с сопредельными странами, развитие взаимовыгодного экономического и иного сотрудничества в приграничных территориях, обеспечение основных прав и свобод человека. Для России они имеют особое значение, поскольку она граничит с 16 государствами мира! Никакая другая страна не имеет такого количества стран-соседей (Китай - 13, Бразилия - 10, США - 3). К тому же Россия решает историческую задачу строительства демократической государственности, открытого общества, перехода к цивилизованным отношениям с другими странами. Граница поэтому не должна больше разделять народы "железным занавесом", как прежде. Оставаясь барьером для противозаконных действий, деструктивных сил, она, вместе с тем, призвана способствовать сближению народов, расширению и углублению связей между людьми. В этом направлении уже много сделано. Если в 1913 г. государственную границу пересекли 12 млн человек, в советский период пропускалось ежегодно порядка 2 млн, то теперь ежегодно - свыше 60 млн граждан и порядка 10 млн единиц транспортных средств загранследования. Вместе с тем, предстоит немалая работа по созданию пояса добрососедства по периметру государственной границы России, расширению пограничного сотрудничества. К сожалению, реализации этих целей препятствуют политические замыслы антироссийских сил, стремящихся изолировать Россию от развитых и демократических стран, международных интеграционных процессов. Их усилиями создаются новые барьеры для экономического и иного сотрудничества, буферные зоны, обходящие территорию России коммуникации.

Приоритетное значение сегодня имеют интересы обеспечения пограничной безопасности РФ. На государственной границе, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ сегодня проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз безопасности России. Значение интересов безопасности страны определяется прежде всего тем обстоятельством, что Россия имеет наиболее протяженные границы с самыми нестабильными районами мира, особенно на южном и юго-восточном направлениях. Южные участки наших границ, а также границ ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от их укрепления в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.

Нельзя не учитывать нарастание криминальных угроз экономическим интересам России на государственной границе и в ее пограничном пространстве. В определенной мере удалось поставить барьер на путях незаконного вывоза через государственную границу России сырьевых ресурсов и стратегически важных материалов. Однако через открытые границы между государствами, входящими в Таможенный союз, направляется большое количество таких товаров и грузов из России в третьи страны. Через российско-казахстанскую, российско-азербайджанскую, российско-грузинскую границу поступает в Россию большое количество контрабандных товаров, наркотических веществ, оружия. В последние годы резко возросли объемы незаконной добычи российскими и иностранными судами морепродуктов в исключительной экономической зоне России, исчисляемые в миллиардах американских долларов.

Национальные интересы России нуждаются в активной и последовательной защите. Руководством страны и ФПС России прилагаются значительные усилия по созданию системы отражения угроз национальным интересам страны в пограничном пространстве. Однако эффективная их защита не может быть реализована усилиями одного лишь пограничного ведомства и требует осуществления комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, природоохранных, социальных и иных мер всего государства, а также общества и отдельных граждан по исключению и возмещению ущерба России.

Таким образом, национальные интересы России - основа государственной политики в любых сферах деятельности, в том числе в пограничной сфере. Они раскрывают важнейшие ориентиры развития нации, пути приращения национальной мощи страны, а также направляют действия руководства страны, всех министерств, ведомств, специальных государственных служб на служение благу народа и благосостоянию граждан. В пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для ее развития национальные интересы, требующие первоочередного внимания со стороны государственного руководства и системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых государством, обществом, гражданами. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве.



Просмотров