Мероприятия по улучшению охраны окружающей среды. Нормирование в сфере обращения с отходами. Экологическое сопровождение эксплуатации объекта нефтегазового комплекса

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Согласно Федерального закона «Об охране окружающей среды» предприятия при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Мероприятия по охране окружающей среды предусматривают:

Соблюдение права работников на благоприятную окружающую среду;

Охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

Выбор экологически безопасных технологий в хозяйственной деятельности предприятия;

Приоритетность сохранения естественных экологических систем,

природных ландшафтов;

Обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, истощения,

деградации, порчи, уничтожения (включая пожаров).

В настоящее время предусмотрено осуществить комплекс мер по защите окружающей среды. Намечен комплекс противоэрозионных мероприятий, заключающий в себя организационно – хозяйственные, агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические мероприятия. Важнейшей составной частью в деле охраны природы и окружающей среды является усиление охранных мер, направленных на сохранение водных ресурсов и их частоты.

На территории хозяйства имеются водные объекты: реки, пруды, действующие и пересыхающие ручьи. В целях предотвращения отрицательных экологических последствий хозяйственной деятельности на территории хозяйства создаются водоохранные зоны и прибрежные полосы.

В водоохранной зоне запрещается:

В населенных пунктах не совершенна система организации сбора, утилизации и переработки бытовых и производственных отходов. В целях охраны окружающей среды и экологической безопасности населенных пунктов запроектированы защитные лесополосы шириной 12 м.

7.3 Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для их предотвращения разрабатывается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно. Мероприятия заключаются в неотложных работах, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Правовое регулирование вопросов защиты населения и территорий Республики Башкортостан от чрезвычайных ситуаций осуществляется Конституцией РФ. ФЗ "О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68-ФЗ.

В проекте закладываются, для реализации, следующие основные задачи:

    разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;

    разработка и реализация целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономических и экологических

последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной защите населения;

Организации и предприятия:

а) планируют и осуществляют необходимые меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций;

б) планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников

организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к

применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях;

е) финансируют мероприятия по защите работников от чрезвычайных

ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации

чрезвычайных ситуаций;

з) предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На предприятии чрезвычайные ситуации могут возникнуть в результате аварии на здании, а также от стихийных бедствий, таких как массовые пожары и ураганы. Такие явления приводят к разрушению системы связи, дорог, энергоснабжения, водоснабжения, уничтожению материальных ценностей, гибели людей.

Для функционирования системы жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях необходимы следующие мероприятия:

чрезвычайных ситуаций, обучение работников способам защиты;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется на предприятии, в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Этот комплекс мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

проводится с целью максимально уменьшить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранить здоровье людей, снизить размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их

возникновения.

В целом по разделу, проектом в рамках улучшения условий труда на

предприятии; уменьшения вероятности возникновения профессиональных заболеваний у сотрудников; уменьшения количественного показателя

производственного травматизма; предотвращения загрязнения окружающей среды и предупреждения опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях рекомендуется следующее:

Самым мобильным и высокоорганизованным звеном РСЧС является поисково-спасательный отряд (ПСО), основное назначение которого состоит в организации и оперативном проведении поисково-спасательных работ (ПСР) с целью оказания помощи пострадавшим.

Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контроля).

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

Главной и конечной целью действий спасателя в чрезвычайных ситуациях является спасение жизни пострадавших при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. При возникновении ЧС необходимо звонить на номера телефонов экстренных служб – 112 и 110

Одним из условий существования человеческого вида является изменение им окружающей среды. При этом часто меняются виды животных и растений, изменяется климат, то есть наносится ущерб живой природе. Для того чтобы минимизировать негативное воздействие людей на природную среду, приняты многочисленные законы по защите окружающей среды, предусматривающие в числе прочего и разного рода природоохранные мероприятия.

Перечень мероприятий по защите окружающей среды всегда входит в проекты по строительству или реконструкции любого объекта. Задача перечня – оценить состояние экологической среды в том месте, где планируется вести работы, построить прогноз того, как строительство на эту экологию повлияет и предложить ряд действий (мероприятий) которые позволят свести ущерб от этого влияния до минимума.

Области защиты окружающей среды

Обычно мероприятия по защите окружающей среды охватывают все области, которым может быть нанесен вред – воздух, воду, почву. В их числе входят:

  • все возможные действия для восстановления поврежденного слоя почвы;
  • действия по минимизации выбросов в атмосферу и по снижению содержания в них вредных веществ;
  • очистка всех стоков и предложения по эффективному использованию водного ресурса;
  • все действия, позволяющие снизить уровень шума;
  • транспортировка и обезвреживание особо опасных отходов, если таковые будут;
  • если рядом есть охраняемые природные территории, то все что можно сделать для их защиты;

Восстановление поврежденных земель, оно же рекультивация может быть техническим и биологическим. В практике строительства обычно используется техническая рекультивация. То есть после строительства территорию убирают, формируют откосы и бордюры, засыпают новый почвенный слой взамен поврежденного. Минимизация выбросов в атмосферу заключается в установке пылегазоочистного оборудования, а так же в использовании техники, которая соответствует всем требованиям природоохранного законодательства.

Стоки очищаются от большого количества механических примесей, после чего сбрасываются в местную канализацию, где и подвергаются стандартной очистке. Работу же с опасными отходами выполняют организации, имеющие необходимые лицензии в полном соответствии со всеми положенными регламентами.

Для того чтобы спроектировать мероприятия по защите окружающей среды, нужно собрать немало данных по состоянию экосистемы, по результатам геодезических и изыскательских работ, нужны расчеты того, как повлияют на экологическую систему действия по строительству или реконструкции объектов, и как будет влиять на окружающую среду использование объекта. После этого собираются документы, на основании которых и создается перечень.

К этим документам относятся документы об отводе земельного участка и правах на его использование, заключение о результатах радиационного обследования местности, акт обследования зеленых насаждений и разрешение на их вырубку или изъятие, и, обязательно, разрешение Роспотребнадзора на строительство.

После завершения перечень мероприятий должен пройти государственную экологическую экспертизу, продолжительность которой варьируется от одного до шести месяцев в зависимости от сложности объекта. После этого и выдается разрешение на строительство, позволяющее начинать работу.

Разработка подобного перечня требует серьезных знаний в области природоохранного законодательства, а также всевозможных нормативов предельного содержания вредных веществ. Если в штате вашей компании нет специалиста-эколога, то лучшим решением будет привлечь к работе организацию, специализирующуюся в данной области.

Представляют собой совокупность мер и мероприятий, которые направлены на снижение и устранение негативного воздействия человеческой жизнедеятельности на окружающую природу. Основными направлениями данных комплексов является защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных водных ресурсов, меры по охране почвенных покровов, а также защита лесных массивов.

Все мероприятия по охране окружающей среды можно разделить на несколько категорий:

1. Экономические.

2. Естественнонаучные.

3. Административно-правовые.

4. Технико-производственные.

В зависимости от области воздействия, мероприятия по охране окружающей среды можно классифицировать как региональные, общегосударственные и международные. Подобные комплексы позволяют различным организациям осуществлять мониторинг природы, принимать надлежащие решения и эффективно воплощать их. Результатом данных мер становится сокращение опасности исчезновения жизни на Земле, правовое регулирование целесообразного и эффективного использования различных природных ресурсов, защита редких представителей флоры и фауны.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды, направленных на защиту атмосферного воздуха:

1. Использование топлива, материалов и сырья, позволяющих сократить выброс вредных веществ, разработка методов применения экологически чистых возобновляемых источников энергии.

2. Приобретение нового оборудования, отвечающего заданным стандартам. Внедрение технологий по более эффективной переработке и использованию добытых материалов, веществ и топливных ресурсов.

3. Внедрение установок для рециркуляции отработанных и дымовых газов как промышленного, так и индивидуального характера.

4. Разработка систем очистки и нейтрализации а также систем по измерению и контролю содержания вредных веществ в них.

5. Улучшение условий для рассеивания выбросов, удаление неорганизованных и сокращение организованных источников выбросов.

Мероприятия по охране окружающей среды, направленные на защиту водных ресурсов планеты:

1. Строительство новых и модернизация старых комплексов по сбору, очистке, транспортировке и выпуску сточных вод.

2. Разработка скважин водоснабжения.

3. Создание и поддержание требуемого режима по содержанию а также обеспечение надлежащих санитарных норм в местах водозаборов.

4. Устранение загрязнений подземных и поверхностных вод сточными водами и продуктами жизнедеятельности животных и человека.

5. Очистка, нейтрализация сточных вод.

Мероприятия по охране окружающей среды, которые направлены на предотвращение и снижение вредного воздействия отходов:

1. Разработка и внедрение инновационных технологий, цель которых - обезвреживание продуктов жизнедеятельности.

2. Строительство и модернизация объектов, предназначенных для хранения и нейтрализации отходов, а также выбор специальных зон для их захоронения.

3. Широкое распространение емкостей и контейнеров для сбора специализированных типов отходов и продуктов жизнедеятельности.

Под разделом Охрана окружающей среды (ООС) понимают осуществление детализированной оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС) в составе проектной документации предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

Основанием для разработки ООС в составе проекта является требования СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» и пр. действующими нормативно - правовыми документами РФ.

Данный раздел является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и т.п. хозяйственного или промышленного объекта.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, в составе которых имеется данный раздел ООС.

В разделе "Охрана окружающей среды" (проект ООС) рассматриваются вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Особое место в вопросе ООС играет функционирование и строительство объектов, которые занимаются самыми различными видами деятельности. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации при строительстве таких объектов необходимо включать в их проектную документацию обязательный раздел об ООС. Чтобы проектируемый объект в период своего строительства, эксплуатации и возможной будущей реконструкции не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, в раздел ООС включается ряд превентивных мер, способствующих предотвращению, смягчению или полному исключению вредоносных последствий.

Таким образом, разработка раздела охраны окружающей среды может включать в себя различные виды работ, такие как, например, характеристика состояния окружающей среды проектируемой территории на сегодняшний день и прогнозирование возможных её изменений; составление географических и ботанических описаний, схем, карт территории, для которой составляется проект; внесение предложений по озеленению территории, в том числе компенсационному; планирование различных мероприятий по санитарной очистке проектируемой территории; составление выводов и рекомендаций, которые помогут избежать негативного воздействия сверх нормы проектируемого объекта на окружающую среду во время его строительства и эксплуатации и другие работы.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Раздел «Охрана окружающей среды» разрабатывается на основании: — утвержденного ТЭО строительства; — схем и проектов районной планировки городов и населенных пунктов; — схем генеральных планов промышленных объектов с учетом требований территориальных схем охраны природы; — бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; — материалов инженерно-экологических изысканий, выполненных для подготовки проекта.

Порядок разработки и содержание раздела «Охрана окружающей среды» (ООС)

Раздел охрана окружающей среды разрабатывается в составе проектной документации и включает следующие основные разделы:

  • оценка природно-климатических характеристик района размещения проектируемого объекта;
  • определение зоны возможного влияния объекта на состояние окружающей среды и состав реципиентов;/li>
  • подготовка краткого описания объекта строительства, намечаемой деятельности и пр.;
  • обеспечение охраны атмосферного воздуха;
  • обеспечение охраны водных ресурсов;
  • организация мероприятий по обращению с опасными отходами производства и потребления;
  • разработка мероприятий по снижению воздействия вредных физических факторов (шум, ЭМИ и пр.);
  • обоснование размера расчетной санитарно-защитной зоны;
  • охрана земельных ресурсов, растительного и животного мира;
  • анализ сценариев возможных аварийных ситуаций на объекте;
  • организация мониторинговых исследований;
  • осуществление вариантной комплексной оценки экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации проектируемого объекта, оценки эколого-экономической эффективности предлагаемых средозащитных мероприятий.

Раздел ООС должен содержать:
— проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования;
— комплекс предложений по рациональному использованию природных ресурсов в строительстве;
— комплекс технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду, которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью.

Раздел ООС включает в себя:
— определение условий природопользования. Согласование ООС с органами Министерства природных ресурсов РФ, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования, и другими заинтересованными организациями и ведомствами, землепользователями; — определение технических условий присоединения объекта к существующим инженерным сетям и коммуникациям, — определение условий рекультивации земель, — вариантные проработки как по размещению и генплану участка, так и по принятию технических и технологических решений с экологической точки зрения;
— характеристику природных условий местности;
общую характеристику экологической ситуации на площадке строительства (уровень загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, существующие уровни шума, электромагнитные излучения и иных физические факторы, уровень радиационного загрязнения, загрязненность и нарушенность почвенного покрова, состояние растительного покрова);
— выявление в районе строительства территорий с ограничительным режимом пользования (заповедники, заказники, санитарно-защитные и водоохранные зоны и т.д.);
картографический материал (обзорная ситуационная схема размещения объекта с нанесенными на ней границами соседних землепользований и планировочных ограничений;
— генплан площадки строительства, природоохранная схема, план благоустройства и озеленения участка) на топографической основе.

Согласование раздела «ООС»

Согласование раздела ООС осуществляется при подаче всей необходимой документации в органы, осуществляющие государственную экспертизу проектной документации (Мосгорэспертиза). Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды. Экспертная оценка экологических экспертиз проводится с учетом соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей среды, законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды и другим требованиям. На основе проведенного анализа и оценки проектных решений Общественной и Государственной экологическими экспертизами делается вывод о целесообразности и допустимости строительства (расширения, реконструкции) с социально-экологических позиций и даются рекомендации с учетом замечаний и предложений. Положительное заключение на раздел ООС в составе проектной документации является основанием для выдачи Разрешения на производство строительно-монтажных работ, его отсутствие не позволяет проводить строительные работы. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться только по проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, выразившемся в создании препятствий организации и проведению экологической экспертизы, осуществлении деятельности без положительного заключения Государственной экологической экспертизы несут уголовную и административную ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время происходят некоторые изменения в законодательстве и правоприменительных документах, касающиеся как содержательной части, так и процедуры экспертизы природоохранной документации в составе проектов строительства и реконструкции объектов различного назначения. Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (ПМООС)

Раздел проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" предусмотрен ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г).

На основании Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. п. 25. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" должен содержать:

в текстовой части:

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружаю-щую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

— результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;

— обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;

— мероприятия по охране атмосферного воздуха;

— мероприятия по оборотному водоснабжению — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;

— мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

— мероприятия по охране недр — для объектов производственного назначения;

— мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);

— мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;

— мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);

— программу производственного экологического контроля (мониторинга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях;

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

в графической части:

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывается в составе проектной документации на строительство объектов в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", СНиП 11-01-95. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» отвечает на вопросы экологической безопасности в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью. Он сдержит проектные разработки по охране окружающей природной среды с элементами экологического нормирования (проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, СЗЗ), которые необходимо учитывать при проектировании, реализации и контроле за намечаемой хозяйственной деятельностью. Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» регламентирует проведение следующих работ:
. Покомпонентная оценка существующего положения окружающей среды:
— оценка современного состояния природной среды и уровня техногенной нагрузки района размещения объекта (экологический и санитарно-гигиенический анализ функционального использования территорий и баланса территорий):
— зоны санитарной охраны, охранные зоны историко-культурных объектов, особо охраняемые природные территории и их границы;
атмосферный воздух;
водные объекты; отходы и санитарная очистка территорий;
физические факторы воздействия;
санитарно-экологическая оценка почв;
оценка геологических и гидрогеологических условий.
— определение уровня воздействия объекта на окружающую природную среду при различных вариантах реализации проекта;
— оценка изменения природной среды в результате планируемого воздействия;
— оценка последствия воздействия на окружающую среду, социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения;
— определение экологического ущерба;
— мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
— мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.
. Благоустройство, озеленение территорий или рекультивация нарушенных территорий.
. Покомпонентная оценка изменений по принятым решениям, оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду (ОВОС):
атмосферный воздух, водные объекты.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ПРОЕКТА «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

I. Исходно-разрешительная документация.

1. Постановление Главы Администрации на начало проектирования (копия).

2. Заключение Комитета по архитектуре и градостроительству.

3. Заключение Роспотребнадзора по проекту строительства и проекту санитарно-защитной зоны объекта.

4. Согласование Москомзема, ЦГСЭН, Москомприроды на стадии отвода участка.

5. Свидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта (Договор аренды земельного участка).

6. Акты и технические условия природоохранного характера:

Заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка.

Справка ФГУП «Геоцентр-Москва» об отсутствии полезных ископаемых.

Справка отдела культуры (города, района) об отсутствии памятников культуры на участке.

Материалы по опросу общественного мнения по размещению объекта с гражданами и общественными организациями, согласованные с Администрацией.

При размещении объекта в 1-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора в г. Москва, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта во 2-м и 3-м поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ЗСО) - заключение Мособлводхоз, заключение Роспотребнадзора по Московской области, технические условия МГУП «Мосводоканал» на водоотведение.

При размещении объекта в Государственном лесном фонде: Акт технического обследования лесных площадей Мослеспроект, Расчет потерь лесного хозяйства, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь лесного хозяйства, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями.

При размещении объекта на территории земель сельскохозяйственного назначения: заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия по МО, Расчет потерь с/х, Гарантийное письмо или договор о возмещении потерь с/х, материалы обсуждения размещения с жителями и организациями. При наличии зеленых насаждений необходим Акт обследования зеленых насаждений Мослеспроект.

Для районов, являющихся источниками питьевого водоснабжения г. Москвы (Красногорский, Истринский, Волоколамский, Дубнинский и др.) необходимо согласование МособлЦГСЭН и Мособлводхоз.

7. Заключение ГУП "Мосгоргеотреста" на площадку проектируемого строительства.

8. Материалы инженерно-геологических и экологических изысканий.

9. Справка о фоновых концентрациях вредных веществ в районе строительства.

10. Справка краткой климатической характеристики района строительства.

11. Справка НИиПИ Генплана об интенсивности движения транспортных средств на прилегающих магистралях района расположения объекта.

II. Проектная документация.

1. Генеральный план М 1:500.
2. Ситуационный план места расположения объекта (М 1:10000, 1:2000) с указанием ближайшей жилой застройки. 3. Проект организации строительства.
4. Общая пояснительная записка.
5. Генеральный план и транспорт (пояснительная записка)
6. Архитектурно-строительные решения (пояснительная записка)
7. Технические условия на подключение объекта к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, ливнесток) 8. Технологические решения (пояснительная записка)
9. Инженерные сети и системы (пояснительная записка):
— водоснабжение и канализация;
— отопление и вентиляция;
— электроснабжение и электрооборудование.
10. Шумовые характеристики применяемой приточно-вытяжной вентиляции.
11. Дендроплан.
12. Баланс территории застройки (S уч = S застр. + S тверд.покр. + Sзел.).
13. Технико-экономические показатели: характеристика застройки, наличие инженерных объектов в составе проекта (ЦТП, трансформаторные, АЗС), наличие жилых помещений в зданиях и их экспликация, количество сотрудников, посетителей;

при наличии объектов торговли или складских помещений — схема транспортного обслуживания (периодичность, марки автомобилей), местоположение погрузочно-разгрузочных площадок, торговая площадь и специализация объекта торговли, технология, часы работы.
14. Баланс водопотребления и водоотведения (включая нежилые помещения; данные указать отдельно по потребителям), характеристики очистных сооружений ливнестока и моек машин, моечных агрегатов.
15. Решение по уборке твердых отходов. Предполагаемое количество использования люминесцентных и ртутных ламп (по маркам). Предполагаемое количество использования ЭВМ.



Просмотров