Природоохранное законодательство в рф. Что включает в себя природоохранное законодательство

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

История формирования экологического законодательства

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт (лат. – указ ) 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

В России к первым законодательным документам природоохранного значения относят ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

Планомерное развитие экологического законодательства в России, начиная с 1917 г., осуществлялось в несколько этапов:

1917-1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

1922-1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;

1957-1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;

1968-1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

1985-1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

1990 г. - до настоящего времени (принятие экологической доктрины, разработка экологической политики в соответствии с рыночными условиями и современными представлениями защиты окружающей среды и т.д.).

Современная структура экологического законодательства России формируется, в соответствии с государственной политикой в области экологии, которая в свою очередь основана на принципах охраны окружающей среды провозглашенным в международном масштабе Организацией объединенных наций (ООН).

Государственная политика РФ заключается в принятии необходимых мер для охраны и научно обоснованного рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей человека среды.



Основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику РФ, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период является Экологическая доктрина РФ.

Стратегической целью государственной политики является сохранение природных систем, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

К основным направлениямгосударственной политики в области экологии отнесены:

- обеспечение устойчивого природопользования ;

- снижение загрязнения ОС и ресурсосбережение;

- сохранение и восстановление природной среды.

Структура экологического законодательства РФ

Характер экологического законодательства в России определя­ется основополагающими статьями Конституции Российской Федерации (1993 г.), т.е. экологическое законодательство в России имеет консти­туционную основу.

Статья 9 Конституции РФ : «Земля и другие природные ресурсы исполь­зуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятель­ности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма устанавливает требование по обеспечению рационального использования земли и других природных ресурсов и их охраны; и закрепляет многообразие форм собственности.

Статья 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных ин­тересов иных лиц».

Ч. 3 статья 41 устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это конституционное положение имеет значение при информировании населения о наступлении экологически опасных ситуаций. Впервые на конституционном уровне закреплены экологические права человека.

Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относится к природным богатствам».

Конституция РФ определила предметы исключительного ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) по вопросам в сфере охраны окружающей среды.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»);

федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»);

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография (п. «р»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

разграничение государственной собственности (п. «г»);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д»);

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п «м»).

В целях реализации этих основных положений Конституции в Российской Федерации разработана и принята в период с 1993 г. по 2008 г. целая система федеральных законов, обеспе­чивающая охрану окружающей природной среды.

Экологическое законодательство имеет две области направленности.

Узкая направленность – отрасль российского законодательства, система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды. Широкая направленность комплексная отрасль законодательства, система нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие экологические общественные отношения.

Экологическое законодательство Российской Федерации призвано регулировать отношения при взаимодействии общества и природы с целью сохранения природных богатств и среды обитания человека, предотвращать экологически вредные виды деятельности общества, оздоровлять и улучшать качество окружающей природной среды, укреплять законность и правопорядок в интересах настоящего и будущего поколений россиян.

Федеральные законы, формирующие основы законодательства в области охраны окружающей среды, но не являются законами прямого действия и требуют конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых и нормативных актов.

Помимо федеральных зако­нов существует ряд подзаконных правовых актов (указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), изданных в соответствии с Конституцией, которые более детально регулируют отношения в области природопользования и экологии.

Непосредственно порядок организации и выполнения основных требований экологического законодательства регламентируется различными подзаконными нормативными актами Российской Федерации (ГОСТы, СНИПы, СанПиНы, положения, регламенты, и т.д.).

Экологическое законодательство в России включает горизонтальную и вертикальную системы. Горизонтальная система экологического законода­тельства - это Конституция, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные акты РФ. Вертикальная система экологического законодательства - это нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне.

Конституция РФ


Рисунок 1 – Структура экологического законодательства РФ

В составэкологического законодательства РФ входят три составные части (или три блока):

1) природоохранное законодательство , которое регулирует отношения общества и природы, с целью предотвращения неблагоприятного воздействия экологически вредных видов деятельности человека на природные экосистемы и регламентирует вопросы сохранения качества окружающей среды.

2) природоресурсное законодательство , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы охраны и рационального использования земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира;

3) «экологизированные» нормы других самостоятельных отраслей права , которые регулируют общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды и решают задачи защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

К основнымприродоохранным законам РФ относятся:

1. Об охране окружающей среды (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Об экологической экспертизе (с изменениями на 30 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 5 января 2005 года). Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ.

3. Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 30 августа 2008 года). Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ.

4. Об отходах производства и потребления (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

5. Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

6. О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансгра­ничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Закон Российс­кой Федерации от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ.

7. О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ.

8. О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Федеральный закон от 04.11.04 № 128-ФЗ.

К основнымприродоресурсным законам РФ относятся:

1. Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года) от 16.11.95 № 167-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации (с комментарием) (с изменениями на 7 марта 2005 года), О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 25.10.01 № 136-ФЗ и Федеральный закон от 25.10.01 № 137-ФЗ.

3. О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (с изменениями на 22 августа 2004 года) (редакция, дей­ствующая с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1.

4. Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года). Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

5. О животном мире (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ.

6. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20.12.04 № 166-ФЗ.

«Экологизированные» нормы содержатся в следующих законодательных актах:

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с из­менениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ.

2. Экологические преступления. Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2004 года) от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ.

3. Административные правонарушения в области охраны окружа­ющей природной среды и природопользования. Глава 8 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях от 30 де­кабря 2001 года № 196-ФЗ.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) Законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

¨ общие положения (гл. I);

¨ основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);

¨ права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III);

¨ экономическое регулирование (гл. IV);

¨ нормирование (гл. V);

¨ оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);

¨ требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

¨ зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

¨ природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

¨ государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

¨ контроль в области окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);

¨ научные исследования (гл. XII);

¨ основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

¨ ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

¨ международное сотрудничество (гл. XV);

¨ заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам (земля, недра, воды и т. д.), а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводству и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.


В отличие от ранее действующего природоохранного закона (1991 г.) данным законом значительно расширяются полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных концентраций (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федерального закона «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохранения природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон, в первую очередь, относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон РФ «О животном мире» (1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологического кодекса Российской Федерации, который будет представлять кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, касающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером может служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

4.1.1. Природоохранное законодательство России

Решение задачи охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением инструкциям и правилам. В РФ такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений людей .

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4. Юридическая ответственность правонарушителей.

Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединённых общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, образует природоохранное (экологическое) законодательство. Объектами природоохранного законодательства являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, атмосферный воздух, памятники природы, курортные местности, пригородные зелёные зоны.

Основой системы экологического законодательства является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает статья 9, часть 1, где указано, что земля и природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу, а статья 9, часть 2 провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы.

Согласно статье 72 Конституции РФ, пользование, владение и распоряжение землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Важнейшим законодательным актом, напрвленным на обеспечение экологической безопасности является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В Законе впервые конкретно определены и четко разграничены понятия природная среда (совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов) и окружающая среда (кроме природной среды включает и антропогенные объекты), установлена обязанность их охраны. Кроме того, впервые дано понятие природных ресурсов. Они определены как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющие потребительскую стоимость.

Один из основных разделов Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от превышения установленных лимитов природопользования, от того, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды. В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию, формированию экологической культуры и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

В Законе установлены правовые нормы по осуществлению экологического страхования, в том числе обязательного, и экологической сертификации на соответствие природоохранным требованиям с целью обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности.

В Законе впервые установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду, учитывающие нормы международного права.

В ряде законодательных актов, направленных на охрану здоровья человека, экологические требования занимают ведущее место. Это, например, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.), Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные правила и нормы Минздрава России (СанПиН), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); строительные нормы и правила Госстроя России (СНиП), устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) МПР России, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. Разновидностью правовых норм в области охраны окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» - составная часть государственной системы стандартизации, её 17-я система. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Они имеют силу законов и являются научной основой для установления состава нарушений.

Первоначально система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса:
0 - организационно-методические стандарты; 1 – гидросфера;
2 – атмосфера; 3 - биологические ресурсы; 4 – почвы; 5 – земли; 6 – флора; 7 – фауна; 8 – ландшафты; 9 - недра. В 1994 г. из системы были исключены комплексы 3 и 8 без изменения нумерации остальных комплексов. Каждый комплекс стандартов включает в себя шесть групп стандартов (таблица 4.1).

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03-87 .

В перечень законодательных документов по охране природной среды входит система кадастров. Кадастр - перечень всех объектов того или иного вида ресурсов (водных, лесных, земельных). Так, например, Государственный земельный кадастр представляет собой перечень всех земельных угодий с полной характеристикой производительности, состояния, текущего использования. На основе кадастров строят перспективные планы развития конкретных отраслей.

Таблица 4.1 - Классификация системы стандартов в области охраны природы

Развитие общества создаёт новые экологические проблемы, поэтому развитие эколого-правовых норм является непрерывным процессом.

Предыдущая

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека;

– научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

– рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

– платность природопользования;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

– гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

– международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Важнейший природоохранный принцип – научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов – отвечает духу Международной конференции ООН в Рйо-де-Жа-нейро (1992), где был взят курс на модель устойчивого развития общества, на разумное сочетание экологической и экономической составляющих, на сохранение окружающей природной среды наряду, вместе с экономическим ростом.

2. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Кроме того: Земельный кодекс РФ (2001 г.); Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Закон РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999); Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995); Закон Российской Федерации «О недрах» (1992); Основы лесного законодательства (1977); Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995); Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998); ЗаконеРФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

Главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины.

Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.

Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.

Леса - важная составная часть окружающей природной среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом. Многочисленные исследования как у нас в стране, так и за рубежом подтвердили исключительное значение лесов в сохранении экологического равновесия в природной среде. По мнению специалистов, значение средозащитной функции леса. т. е. сохранность генофонда флоры и фауны, на порядок выше их экономического значения как источника сырья и продуктов.

Влияние лесов на окружающую природную среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:

Являются основным поставщиком кислорода на планете;

Непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;

Снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

Смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

Поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

Защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

Создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Подчеркнем еще раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса - важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес - это вода, вода - урожай, урожай - жизнь».

По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:

первая группа - леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные). Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;

вторая группа - леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Распространены они в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, поэтому, чтобы сохранить их защитные и эксплуатационные функции, требуется строгий режим лесопользования;

третья группа - эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины. Заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.

Принадлежность леса к той или иной группе определяет режим лесопользования, который должен вестись на строго научной основе с соблюдением основных принципов максимального сбережения природных экосистем и рационального использования лесных ресурсов.

4. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛАНСОВЫХ И ЗАБАЛАНСОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Балансовыми являются полезные ископаемые, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

Забалансовыми являются такие полезные ископаемые, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей, низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ КИСЛОТНЫЕ ОСАДКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЧЕЛОВЕКА Значение окружающей среды для жизнедеятельности человека ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОСТОЯЩЕЙ В ИЮНЕ 1992 ГОДА В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО



Просмотров