Интересные преступления в сфере налогообложения. Налоговые преступления в структуре современных преступлений

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. В то же время не является пре­ступлением действие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу мало­значительности не представляющее общественной опасности.

Круг общественно опасных деяний постоянно изменяется в связи с изменениями, происходящими в экономической системе и политике государства. В советский период государство получало необходимые финансовые средства за счет прямого "изъятия при­были предприятий, полностью находящихся в его собственно­сти, и части доходов граждан. Отсюда вытекало и отсутствие в уголовном законодательстве СССР налоговых преступлений. Дей­ствующее уголовное законодательство Российской Федерации учи­тывает изменения, произошедшие в экономике, путем введения понятия налоговых преступлений.

Под налоговым преступлением понимается виновное общественно опасное деяние {действие или бездействие) в сфере налогообложе­ния, за совершение которого особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание. Налоговое преступ­ление характеризуется следующими признаками:

1) общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

2) противоправностью, т. е. запрещенным уголовным законом деянием;

3) виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;

4) наказуемостью, т. е. преступлением признается только запрещенное законом под угрозой наказания деяние.

Все эти признаки в совокупности должны быть присущи со­вершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации пред­усмотрена статьями 198-199 2 , помещенными в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и {или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
путем непредставления налоговой декларации или иных документов,
представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за­

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденно­го за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четы­рех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.


наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лише­нием свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подле­жащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч руб­лей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре- -вышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов,
представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо
путем включения в налоговую декларацию или такие документы за­
ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от одного года до трех лет либо лишением свобо­ды на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199" настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сбо­ров, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных нало­гов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот ты­сяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за пери­од в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 199 1 . Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового
агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или)
сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденно­го за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четы­рех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот

тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 199 2 . Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет кото­рых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или ин­дивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предус­мотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем орга­низации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в круп­ном размере,-

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лише­нием свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрим подробнее состав данного вида преступлений. Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:

а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной
части бюджета;

б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку не­
плательщик налогов оказывается в привилегированном положении;

в) нарушение принципа социальной справедливости;

г) противодействие функциям государственного управления
экономикой, так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), нега­тивных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними. Негативные последствия налоговых преступлений имеют материальный характер - государство недополучает де­нежные средства для формирования доходов, что заставляет за­щищать его интересы с помощью уголовного закона. Статьи о на­логовых преступлениях предусматривают привлечение к ответствен­ности только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Наказание устанавливается в виде штрафа, размера заработной платы или иного дохода, ареста, лишения свободы с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наступление негативных последствий должно быть вызвано действиями преступного лица, при этом для привлече­ния к уголовной ответственности необходимо доказать бесспор­ную связь последствий с поступками преступника.

Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от упла­ты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций, а также с неисполнением обязанностей налоговых агентов. Законо­дательство определяет субъекта - гражданина России, иностран­ного гражданина и лица без гражданства, достигшего 16-летнего возраста, имеющего облагаемый налогом доход и обязанного пред­ставить в налоговые органы налоговую декларацию или иные доку­менты, представление которых является обязательным в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сбо­рах. Статья 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации конк­ретизирует субъекта данного вида налогового преступления, а имен­но: собственник денежных средств или имущества; руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функ­ции в этой организации, и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступле­ний субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих примене­ние норм уголовного законодательства. Доказывание субъектив­ной стороны налоговых преступлений вызывает наибольшие за­труднения, поскольку суду необходимо доказать, что лицо знало требования законодательства о налогах и сборах, правила запол­нения налоговой декларации и внесенные ложные сведения сделаны умышленно, а не в результате ошибки или неправильного понимания нормативных актов.

Контрольные вопросы и задания

1.Что представляет собой налоговое правонарушение?

2.Каковы элементы налогового правонарушения?

3.Назовите основные принципы применения ответственности за совершение налоговых правонарушений.

4.Каковы основные виды налоговых правонарушений?

5.Какие правонарушения установлены Налоговым кодексом Российской Федерации?

6.Назовите основные виды санкций, применяемые за налоговые правонарушения.

7.Каковы особенности административных правонарушений в сфере
налогообложения?

8.За какие налоговые преступления предусмотрена уголовная ответственность?

9.Раскройте элементы состава налогового преступления.

Абанин Михаил Викторович, юрист, специалист в области налогового права. Налоговый консультант, аспирант академии права и управления Министерства юстиции РФ.

Родился 28 февраля 1979 г. в г. Рязани. В 2002 г. с отличием окончил юридический факультет Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ <*> в Уголовный кодекс РФ внесены существенные изменения. Не остались в стороне и нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за преступления в сфере налогообложения. Законодатель не ограничился только внесением изменений в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, предусматривающие уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц и организаций, но также криминализировал некоторые иные деяния, которые ранее не считались преступлениями.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Изложив название ст. 198 Уголовного кодекса РФ, законодатель устранил неточность в названии статей, существовавшую при буквальном толковании норм ст. 198 ("Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды") и ст. 199 ("Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации") УК РФ. Если считать, что язык закона соответствует требованию точности, то в одних случаях уголовная ответственность в отношении физического лица предусматривалась за уклонение от уплаты одного налога, а в отношении организации - нескольких видов налогов, как это следует из текста ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Теперь ст. ст. 198 и 199 УК РФ в новой редакции имеют одинаковое название - "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов". Включив в название статей слово "сбор", законодатель приравнял уклонение от уплаты сборов к уголовно наказуемому уклонению от уплаты налогов.

В то же время в названии и диспозиции статей об уклонении от уплаты налогов (сборов) не упоминается о взносах во внебюджетные фонды. Поэтому неуплата взносов на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов (сборов), т.к. Налоговый кодекс и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" не относят данные платежи к налогам или сборам.

Федеральным законом N 162-ФЗ решена еще одна проблема правоприменительной практики. Речь идет об указании на "иной способ" уклонения от уплаты налогов или иных обязательных платежей с организации, допускающем зачастую расширенное толкование, следствием которого является незаконное привлечение лиц к уголовной ответственности. Ввиду отсутствия четкой формулировки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, определить круг лиц, совершивших налоговое преступление, было сложно. Принятие Конституционным Судом РФ Постановления от 27 мая 2003 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положения ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова" <*> не разрешило всех противоречий. В новой редакции статей УК законодатель отказался от использования расширительного толкования способа совершения данного преступления. Теперь как для физических лиц, так и для организаций уголовная ответственность может наступить только за уклонение от уплаты налогов (сборов), совершенное путем непредставления в налоговые органы налоговой декларации, если налогоплательщики обязаны ее представлять, иных документов, представление которых необходимо в соответствии с законодательством, а также включения в налоговую декларацию или указанные документы заведомо ложных сведений.

<*> Подробнее см.: Ткач А.Н. Комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 9-П // Право и экономика. 2003. N 8.

Преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока признается налоговым правонарушением. Очевидно, такой же срок (180 дней) берется при решении вопроса о моменте окончания рассматриваемого преступления в форме уклонения физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если имеет место уклонение от уплаты налога в крупном размере. Если же преступление совершено путем включения в декларацию заведомо ложных сведений, то окончание преступления приходится именно на момент неуплаты налога в крупном размере.

Следует согласиться с Б.В. Волженкиным в том, что в ст. 198 УК РФ ответственность установлена не за непредставление декларации о доходах или за включение в нее заведомо ложных сведений, а за уклонение от уплаты налога этими способами. "Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налога в крупном или особо крупном размере" <*>.

<*> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 228.

Уклонение от уплаты налогов (сборов) как с организаций, так и с физических лиц совершается только с прямым умыслом. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты налога, и желает этого.

Главным критерием разграничения налоговой ответственности налогоплательщика, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса РФ, и уголовной ответственности является размер причиненного ущерба.

Преступлением признается уклонение от уплаты налогов и сборов, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ) или особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 и ч. 2 ст. 199 УК РФ).

В отличие от прежней редакции рассматриваемых статей УК РФ, законодатель избрал принципиально иной подход определения значимости налогового преступления. Так, соответствующие примечания к ст. ст. 198 и 199 УК РФ признают неуплатой налогов в крупном размере сумму сокрытых платежей, превышающую 10% от общей суммы налогов (сборов), подлежащих уплате. Соответственно неуплатой в особо крупном размере будет считаться сумма сокрытых налогов (сборов), превышающая 20% от общей суммы платежа. Правда, в данном случае может сложиться абсурдная ситуация, когда налогоплательщик, заплатив 1000 руб. налогов и недоплатив 200 руб., подвергнется уголовному преследованию. Чтобы этого избежать, предусмотрен второй критерий значимости преступления.

Для физических лиц минимальный порог при данном условии для определения крупного размера составляет 100 тыс. руб., а особо крупного - 500 тыс. руб.

Для организаций крупным размером признается сумма более 500 тыс. руб., особо крупным - более 1,5 млн. руб.

При этом неуплаченная сумма налогов и (или) сборов считается крупным размером, только если срок, в течение которого налогоплательщик уклонился от уплаты налога и (или) сбора, составляет не более трех финансовых лет подряд. Это положение распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Уголовный кодекс РФ не раскрывает понятие "финансовый год". Понятие финансового года уточняет ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает, что один финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Установленный Уголовным кодексом РФ срок в три года совпадает с продолжительностью периода, который, в соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ, может быть охвачен налоговой проверкой.

В качестве третьего условия наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ст. ст. 198 и 199 УК РФ законодатель определяет иную, более крупную сумму, неуплата которой будет считаться преступлением, даже если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в процентном отношении ниже порога определения крупного и особо крупного размера уклонения. Для физических лиц эта сумма составляет 300 тыс. руб. (крупный размер) и 1,5 млн. руб. (особо крупный размер). Для организаций эта сумма более значительна: крупным размером признается неуплата налогов более чем на 1,5 млн. руб., а особо крупным - сумма, превышающая 7,5 млн. руб.

В связи с тем что из Общей части Уголовного кодекса РФ исключена ст. 16 "Неоднократность преступлений", Особенная часть Кодекса также подверглась изменениям. В статьях 198 и 199 УК РФ исключены из квалифицирующих признаков упоминания о судимости и неоднократности. Следовательно, наказание лицу, ранее судимому и совершившему новое преступление, будет назначаться в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 68 УК РФ "Назначение наказания при рецидиве преступлений", а лицу, совершившему несколько однородных преступлений, - в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 69 УК РФ "Назначение наказания по совокупности преступлений".

Другим нововведением следует признать отказ уголовного закона от установления наказания в виде штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда. Теперь, подобно санкциям в Налоговом кодексе, штраф определяется в твердых денежных суммах и в соответствии с п. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Поправки, внесенные в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, изменили и размеры наказаний, назначаемые за данные преступления. Размер штрафов увеличился. Если до изменения данной нормы штраф с физических лиц за уклонение от уплаты налогов в крупном размере составлял 200 - 700 МРОТ (20000 - 70000 руб.) или размер дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, то теперь за данное преступление штраф будет составлять 100000 - 300000 руб. либо сумму дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Недоимка в особо крупном размере может грозить физическому лицу штрафом 200000 - 500000 руб. либо в размере его дохода от 18 месяцев до трех лет.

При уклонении от уплаты налогов с организаций в крупном размере осужденному может быть в качестве наказания назначен штраф в размере от 100000 до 300000 руб. или суммы, эквивалентной его доходу за период от одного года до двух лет. По части 2 ст. 199 УК РФ штраф может составить 200000 - 500000 руб. либо сумму заработка осужденного за период от одного до трех лет.

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 46 УК РФ при назначении наказания в виде штрафа суд должен учитывать имущественное положение не только осужденного, но и его семьи. Ранее Кодекс на законодательном уровне этого не закреплял, хотя высшие судебные инстанции на это указывали (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания").

Одновременно с ужесточением санкций имущественного характера снижены сроки лишения свободы. Так, за неуплату налогов (сборов) с физического лица в крупном размере лицо может быть осуждено на срок до одного года лишения свободы (ранее - до двух лет); за особо крупный размер можно "рассчитывать" на уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет (в прежней редакции ст. 198 УК РФ - до пяти лет).

Лицо, признанное виновным в уклонении от уплаты налогов (сборов) с организаций в крупном размере, может быть осуждено на срок до двух лет лишения свободы (ранее - до четырех лет); в случае совершения преступления в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору - до шести лет лишения свободы (до вступления в силу поправок к УК РФ срок лишения свободы за данное преступление мог быть назначен от двух до семи лет).

Кроме того, по ст. 199 УК РФ обвиняемому судом может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, могут являться руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения <*>.

<*> Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" // Российская газета. 1997. 19 июля.

В новой редакции статей, посвященных преступлениям в сфере налогообложения, отсутствует примечание, ранее устанавливавшее особый порядок освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступления, предусмотренные ст. ст. 194, 198 и 199 УК РФ, если данное лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Теперь лицо, совершившее преступление в сфере налогообложения, может быть освобождено от уголовной ответственности в соответствии со ст. 75 Уголовного кодекса РФ при наличии следующих условий:

преступление должно быть совершено впервые;

максимальный срок уголовного наказания за данное преступление не должен превышать пяти лет лишения свободы (преступления небольшой или средней тяжести);

после совершения преступления лицо, его совершившее, должно добровольно явиться с повинной, способствовать раскрытию преступления, возместить причиненный ущерб или иным образом загладить вред, причиненный в результате преступления;

вследствие деятельного раскаяния лицо должно перестать быть общественно опасным.

В связи с этим возникает вопрос: требуется ли наличие всех названных в ст. 75 УК РФ условий для освобождения от уголовной ответственности, или достаточно некоторых? В юридической литературе и практике сложилось несколько мнений. В действительности же выполнение всех перечисленных в ст. 75 УК РФ требований к поведению обвиняемого не всегда возможно. Следует согласиться с мнением профессора А.А. Чувилева, который связывает осуществление данной совокупности действий обвиняемого с наличием реальной возможности осуществить их. "Было бы ошибкой считать доказанным факт деятельного раскаяния, если обвиняемый добровольно явился с повинной, но не желает по каким-то соображениям (например, из-за боязни мести) назвать своих соучастников, изобличить их на очной ставке или возместить материальный ущерб, причиненный преступлением.

В случаях, когда совершение того или иного из указанных в ч. 1 ст. 75 УК РФ действий не зависело от воли обвиняемого, а другие он осуществил, вряд ли было бы верным не усматривать возможность прекращения уголовного дела в отношении него в связи с деятельным раскаянием: например, обвиняемый оказал следователю содействие в раскрытии преступления, возместил ущерб, но не сумел явиться с повинной из-за болезни и дело было возбуждено по заявлению потерпевшего" <*>.

<*> Чувилев А.А. Деятельное раскаяние // Российская юстиция. 1998. N 6. С. 10.

При применении нормы о деятельном раскаянии также возникает вопрос о возмещении ущерба. В настоящее время по данному вопросу высказаны противоположные мнения. Так, А.А. Куприянов и Б.М. Бабаев указывают, что "под ущербом, который должны возместить лица, совершившие налоговые преступления, для того чтобы имелись основания для освобождения их от уголовной ответственности, согласно п. 18 Постановления N 8 следует понимать только собственно сумму недоимок без пеней и штрафов" <*>.

<*> Куприянов А.А., Бабаев Б.М. Амнистия или всех за решетку? (комментарий к "налоговым" статьям Уголовного кодекса Российской Федерации) // Российский налоговый курьер. 1999. N 2.

Однако П.С. Яни, ссылаясь на тот же пункт Постановления Пленума Верховного Суда РФ, высказывает иную точку зрения: "Верховный Суд РФ под ущербом от уклонения от уплаты налогов понимает и штрафные санкции, что - особенно имея в виду необходимость пополнения бюджета - дает возможность ставить вопрос об освобождении от ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 УК, в зависимость от уплаты не только налогов, но и всех указанных в Постановлении сумм" <*>.

<*> Яни П.С. Специальный случай освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления // Российская юстиция. 2000. N 1.

В связи с отменой примечания к ст. 199 УК РФ лицо, совершившее налоговое преступление, может рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности только, как было указано выше, за преступления небольшой или средней тяжести. Поскольку уклонение от уплаты налогов (сборов) с организаций, совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок до шести лет, а стало быть, является уже тяжким преступлением, то нормы ст. 75 УК РФ о деятельном раскаянии на лиц, совершивших данный вид преступления, не распространяются.

Ввиду того что поправки, внесенные в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, сокращают сроки наказания в виде лишения свободы, изменяя при этом категорию преступлений, соответственно сокращаются и сроки давности для освобождения лица от уголовной ответственности. Основанием применения рассматриваемого вида освобождения от уголовной ответственности является истечение определенных сроков после совершения лицом преступления, если это лицо не уклонялось специально от уголовной ответственности и наказания.

В соответствии со ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) 6 лет после совершения преступления средней тяжести;

в) 10 лет после совершения тяжкого преступления;

г) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

Уголовная ответственность налогового агента

Статья 199.1, внесенная в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом N 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г., устанавливает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Обязанности налогового агента устанавливаются законодательством о налогах и сборах, т.е. Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним законами (ст. 1 НК РФ). Такие обязанности не могут возлагаться на лицо на основании нормативных актов министерств и ведомств.

В связи с этим п. 3 ст. 24 НК РФ раскрывает указанные обязанности налоговых агентов. Они обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, являются отношения, связанные с ненадлежащим исполнением налоговым агентом своих обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) сумм налога.

В отличие от ст. 123 Налогового кодекса РФ, предусматривающей ответственность за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, ст. 199.1 УК РФ предусматривает ответственность также и за неправильное или несвоевременное исчисление налога.

Чтобы иметь возможность удержать налог, налоговому агенту необходимо:

наличие источника в виде находящихся в его распоряжении денежных средств налогоплательщика. Налоговый агент не обязан удерживать и перечислять не свои налоги за счет собственных денежных средств. Поэтому при отсутствии денежных средств у налогоплательщика, например при выплате дохода в натуральной форме, ответственность по ст. 199.1 УК РФ не должна применяться, поскольку отсутствует реальный источник выплаты дохода и удержание налога невозможно. Не может применяться ст. 199.1 и в тех случаях, когда с работодателя суммы заработной платы взыскиваются в бесспорном порядке по исполнительным документам. В этом случае источником выплат является сам работодатель, но обязанностей налогового агента он не несет, т.к. сам не выплачивает доход;

исчислить налог в соответствии с правилами ст. ст. 52 - 56 Налогового кодекса РФ.

Подчеркивая умышленный характер преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, законодатель признает преступлением неисполнение обязанностей налогового агента в личном интересе, не раскрывая смысла этого понятия.

Интерес может означать пользу, выгоду, прибыль. Категорией "интерес" обозначаются также нужды, потребности. С точки зрения философии интерес является определенным стимулом к действию, побудительным толчком к достижению целей, объективно выгодных субъекту <*>.

<*> См.: Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 28.

Следует согласиться с П.С. Яни, который проанализировал понятие "личный интерес" применительно к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство следующим образом: "Понятие личного интереса довольно неопределенно. Ясно, конечно, что речь идет прежде всего о стремлении незаконно обогатиться. Однако если бы законодатель имел в виду только это, он ограничился бы формулировкой "из корыстной заинтересованности". Так что же здесь имеется в виду кроме корысти?

Личный интерес в судебной практике трактуется обычно как низменное побуждение. Пленум Верховного Суда РФ, разъясняя в Постановлении от 30 марта 1990 г. N 4 понятие отличной от корыстной иной личной заинтересованности, указал, что подобная заинтересованность как мотив преступления может "выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п." <*>.

<*> Яни П.С. Криминальное банкротство. Банкротство преднамеренное и фиктивное // Законодательство. 2000. N 3.

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, наступает только в случае, если сумма налога, которую не исчислил, не удержал у налогоплательщика либо не перечислил в бюджет налоговый агент, составляет не более чем за три финансовых года подряд более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1,5 тыс. руб.

За совершение данного преступления обвиняемый может быть приговорен к штрафу в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо к лишению свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если же налоговый агент совершил преступление в особо крупном размере (на сумму свыше 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 7,5 млн. руб.), то для него это может обернуться штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Необходимость четкого определения объективной стороны уклонения от уплаты налогов (сборов) потребовала конкретизировать способы уклонения от уплаты налогов (сборов) в исчерпывающем перечне, который дан в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. Между тем еще в марте 2003 г. вносился законопроект N 292809-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты начисленных налоговых и таможенных платежей), в котором его автор В.Н. Пивненко указывал, что "основным способом уклонения от уплаты налогов является именно фактическая неуплата уже начисленных налоговых и таможенных платежей, в том числе:

путем сокрытия имущества от описи и ареста;

путем непредставления сведений о месте нахождения имущества, в том числе неотражения данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильного указания места его нахождения;

фиктивная передача объектов собственности в аренду, хозяйственное ведение;

сокрытие имущества у третьих лиц, переоформление имущества на третьих лиц и т.п.

Несмотря на очевидность причинения названными действиями существенного вреда бюджетно-финансовым интересам государства и функционированию его налоговой системы, данные нарушения не являются уголовно преследуемым деянием" <*>.

<*> См.: проект федерального закона N 292809-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и Выписку из протокола N 160 заседания Совета Государственной Думы от 4 марта 2003 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Статья 199.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 199.2 УК РФ, являются собственник или руководитель организации, иное лицо, выполняющие управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

В соответствии со ст. ст. 46 - 48 Налогового кодекса РФ взыскание может быть обращено на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, а также последовательно в отношении:

наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество, на которое может быть обращено взыскание, должно принадлежать организации или предпринимателю на праве собственности.

При этом сокрытие денежных средств либо имущества должно быть совершено в крупном размере. Понятие "крупный размер" ст. 199.2 УК РФ не раскрывает. Соответствующее примечание к ст. 199 УК РФ определяет крупный размер только применительно к ст. ст. 199 и 199.1 УК РФ.

Наказание за данное преступление устанавливается в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 УК РФ, должны обратить внимание на нормы этой статьи.

Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов на первый взгляд не несут прямой угрозы общественности. Здесь не прослеживается явной опасности, как в ситуациях с непосредственным хищением имущества. Однако недооценивать данные злодеяния нельзя. Согласно действующему законодательству, все граждане России, вне зависимости от юридического статуса обязаны выплачивать налог с полученной прибыли. Эти средства поступают в казну государства и являются одним из источников формирования бюджета страны.

Совершение противоправных действий в этой сфере подрывает экономику в целом. Именно из бюджетных средств выплачиваются зарплаты госслужащим, работникам социальных и государственных предприятий, обязательное содержание пенсионерам и положенные по закону пособия. Таким образом, совершённые преступления в области налогообложения всё же представляют опасность обществу, поэтому в зависимости от обстоятельств, вынуждающих физическое либо юридическое лицо уклониться от уплаты налогов, виновным грозит административная или уголовная ответственность.

Общие сведения

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей . Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?

На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.
Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Скачать для просмотра и печати:

Объект правонарушения


В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.

Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.

Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения


Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение


Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.

С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба


Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.

В частности, в рамках статьи крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Уклонение от налоговых выплат

Согласно , любое лицо, признанное налогоплательщиком обязано предоставлять декларацию о доходах. Любое уклонение от обязательств, в том числе включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений карается по закону.

Состав преступления


Совершённое преступление определяется следующими признаками:

  • обвиняемый не подает налоговую декларацию либо включает в отчётность недостоверные сведения с целью сокрытия истинного размера доходов.;
  • следствием совершенных действий является не поступление в казну определенных сумм;
  • размер сокрытых налогов причисляется к крупному и особо крупному размеру.

Данные пункты подразумевают злой умысел и осознанность совершения противоправных действий, следовательно, предполагают уголовную ответственность.

Размеры сумм, которые влекут уголовное наказание


Как уже упоминалось, ответственность наступает лишь в тех случаях, когда предполагается ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если речь идёт о неуплате налогов, уголовная ответственность наступает с 5 000 000 рублей, полученных за 3 финансовых года, при условии, что задолженность составляет более 25% от положенных к уплате сумм.

Если составом преступления является сокрытие имущества, облагаемого налогом, порогом ответственности становится сумма в 250 000 рублей.

Когда по результатам проведённой проверки обнаруживается недоимка, превышающая приведённые значения, возбуждается уголовное дело.

Как избежать ответственности

Уголовное преследование не предполагается, если размер неуплаченных налогов ниже обозначенных порогов. В этом случае, виновные подлежат административному взысканию, которое предполагает денежный штраф в установленном размере.

Важно! Образовавшуюся задолженность придется закрывать в любом случае, со всеми накопившимися штрафами и пени за период просрочки.

Наказание


Согласно

  • § 2. Преступления против личной свободы
  • § 3. Преступления против чести и достоинства личности
  • § 2. Изнасилование
  • § 3. Насильственные действия и понуждение к действиям сексуального характера
  • § 4. Иные половые (сексуальные) преступления, состоящие в грубом нарушении половой морали по отношению к лицам молодого возраста
  • Глава 5.
  • § 2. Преступления против политических прав и свобод
  • § 3. Преступления против социальных прав и свобод
  • § 4. Преступления против личных прав и свобод
  • Глава 6.
  • § 2. Преступления против несовершеннолетних
  • § 3. Преступления против семьи
  • Глава 7. Преступления против собственности
  • § 1. Общая характеристика
  • Преступлений против собственности
  • § 2. Общее понятие и содержание хищения чужого имущества
  • § 3. Хищение чужого имущества: его формы и виды
  • § 4. Причинение имущественного или иного ущерба без признаков хищения
  • § 5. Уничтожение или повреждение чужого имущества
  • Глава 8.
  • § 2. Преступления, посягающие на законную предпринимательскую деятельность
  • § 3. Преступления в денежно-кредитной сфере
  • § 4. Преступления, совершенные в сфере финансовой деятельности государства
  • § 5. Преступления в сфере налогообложения.
  • § 6. Преступления в иной экономической сфере деятельности
  • Глава 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
  • Интересов службы в коммерческих и иных организациях
  • § 2. Посягательства, направленные против правильного осуществления полномочий управляющим организации
  • § 3. Посягательства, направленные против правильной в соответствии с задачами и полномочиями профессиональной (коммерческой) деятельности
  • Глава 10.
  • § 2. Общие виды преступлений против общественной безопасности
  • § 3. Преступления против общественного порядка
  • § 4. Преступления против общественной безопасности, сопряженные с производством различного рода работ
  • § 5. Преступления против общественной безопасности, сопряженные с общеопасными предметами (ст. Ст. 218,220-226 ук рф)
  • Глава 11. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
  • § 1. Общая характеристика преступлений против
  • Здоровья и общественной нравственности
  • § 2. Преступления, посягающие на здоровье населения
  • § 3. Преступления против общественной нравственности
  • Глава 12. Экологические преступления
  • § 1. Общая характеристика экологических преступлений
  • § 2. Экологические преступления, нарушающие правила экологической безопасности при специальных видах деятельности
  • § 3. Экологические преступления, посягающие на живую природу и против живой природы
  • Глава 13.
  • § 2. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
  • § 3. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности и эксплуатации транспортных средств
  • Глава 14. Преступления в сфере компьютерной информации
  • § 1. Общая уголовно-правовая характеристика
  • § 2. Характеристика отдельных составов преступлений
  • Глава 15.
  • § 3. Иные преступления против конституционного строя и безопасности государства
  • Глава 16.
  • § 2. Характеристика преступлений, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями и превышениями должностных полномочий
  • § 3. Преступления, связанные со взяточничеством
  • Глава 17. Преступления против правосудия
  • § 1. Общая характеристика преступлений
  • Против правосудия
  • § 2. Преступления, совершаемые работниками органов правосудия при выполнении возложенных на них функций
  • § 3. Посягательства, совершаемые лицами, обязанными по закону или в силу гражданского долга содействовать правосудию или не препятствовать его осуществлению
  • § 4. Посягательства, совершаемые лицами, к которым применены меры государственно-правового воздействия
  • Глава 18. Преступления против порядка управления
  • § 1. Общая характеристика преступлений
  • Против порядка управления
  • § 2. Посягательства на авторитет государственной власти и неприкосновенность Государственной границы
  • § 3. Посягательства на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления и их представителей
  • § 4. Посягательства на установленный порядок ведения и обращения официальной документации и государственных наград
  • Глава 19. Преступления против военной службы
  • § 1. Общая характеристика преступлений
  • Против военной службы
  • § 2. Характеристика отдельных составов преступлений против военной службы
  • Глава 20.
  • § 2. Характеристика конкретных составов преступлений
  • Уголовное право
  • 428025, Г. Чебоксары, пр. М.Горького, 24
  • 428000, Г. Чебоксары, пр. Ленина, 12б.
  • § 5. Преступления в сфере налогообложения.

    Ст. 198. Уклонение от уплаты налога и (или) сборов с физического лица.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере – законодателем отнесено к категории небольшой тяжести.

    Общественная опасность –

    Непосредственный объект – это общественные отношения, регулирующие порядок налогообложения физических лиц, внесения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

    Предметом являются денежные средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде сборов.

    Объективная сторона – включает в себя следующие разновидности деяний:

    1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

    2) деяние, совершенное путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.

    По своей конструкции состав преступления – материальный.

    Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

    Субъект – только физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста уголовной ответственности, обязанное в соответствии с законом платить налоги, вносить страховой взнос и представлять декларацию.

    Квалифицированный состав: то же деяние, совершенное в особо крупном размере. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений совершенное в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей).

    Ст. 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации.

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,отнесено законодателем к категории небольшой тяжести преступлений.

    Общественная опасность – состоит в нарушении финансовых интересов государства, подрыве благосостояния общества, прав отдельных групп граждан.

    Непосредственный объект – общественные отношения в сфере финансов и в части формирования бюджета от сбора налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

    Предмет – денежные средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде сборов.

    Объективная сторона – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупный размер – признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

    Способы совершения – два:

    а) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

    б) путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

    Состав по своей конструкции – формальный.

    Субъективная сторона – характеризуется прямым умыслом. Цель – уклонение от уплаты налогов или страховых взносов.

    Субъект – специальный: лица, которые по закону обязаны обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов и страховых взносов: руководители и главные бухгалтера либо лица, их заменяющие.

    Квалифицированный состав – то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

    Ст. 199 1 . Неисполнение обязанностей налогового агента

    Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, – отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к тяжким преступлениям.

    Общественная опасность выражается в том, что в результате деяния приносится ущерб экономическим интересам государства, оно способствует развитию частнособственнических извращенных устремлений у отдельных лиц, нарушается установленный порядок взимания налогов и сборов.

    Непосредственный объект – общественные отношения, складывающиеся по поводу уголовно-правовой охраны порядка выполнения обязанностей налоговым агентом по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

    Объективная сторона – выражается в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере – признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

    Мотив и цель – различные, как правило, корыстные.

    Субъектом преступления – является налоговый агент, согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ к нему относятся российские организации, индивидуальные предприниматели (с 16 лет) и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы и которые обязаны исчислять, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

    Квалифицированный состав – то же деяние, совершенное в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

    Ст. 199 2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, – отнесено законодателем к преступлениям средней тяжести.

    Общественная опасность выражается в том, что посягает на установленный порядок налогообложения и препятствуют нормальной деятельности налоговых органов по взысканию недоимок по налогам и сборам.

    Непосредственный объект – образуют общественные отношения, регулирующие порядок налогообложения.

    Объективная сторона выражается в активных действиях по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

    Сокрытие – есть полное или частичное утаивание и удержание денежных средств либо иного имущества, за счет которого в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 45-48 НК РФ), должно быть произведено взыскание недоимки. 1

    Крупный размер – не разъясняется законодателем. Исходя из анализа примечаний к ст. 169 и 199 УК РФ, им является сумма в размере превышающем 250 тысяч рублей.

    Состав преступления по своей конструкции – формальный.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

    Мотив и цель различные, как правило, корыстные.

    Субъект – специальный: юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, т.е. лицо, уполномоченное и обязанное при уплате налогов указывать точное наименование, характер и содержание собственного имущества, с которого подлежит уплата налога.

    Поскольку ответственные лица юридических лиц являются должностными лицами, содеянное ими деяние следует квалифицировать по совокупности и со ст. 285 или 286 УК РФ.



    Просмотров