Часть 2 статья 12.2 решение. Как избежать наказания за езду без номеров? Стертый номер это нечитаемый или видоизмененный

Федеральная налоговая служба предпринимает невероятные усилия с тем, чтобы страхователи если и испытывали какие-либо затруднения в связи со сменой администратора страховых взносов, то они были бы минимальными и легко разрешимыми. Представители ФНС и памятку специальную подготовили для страхователей, и разъяснения начали давать, как заполнить новый расчет по взносам. Но кто бы мог предположить, что самым сложным будет... . И главная проблема - указать статус плательщика.

Нельзя сказать, что Федеральная налоговая служба не разъясняла, как следует с 1 января 2017 года заполнять платежки по взносам. Напротив, представители ФНС обращались к этому вопросу не единожды - пример тому Информация ФНС от 16 января 2017 года, письмо ФНС от 20 января 2017 г. N БС-3-11/371@, совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26 января 2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П . Как бы там ни было, данные разъяснения, к сожалению, лишь окончательно запутали страхователей, а то и вовсе поставили их в тупик.

Неопределенный статус

Проблемным оказалось поле "101" платежного поручения на уплату страховых взносов. Напомним, что в этом поле указывается "Статус плательщика".
Вообще на перечисление денег в бюджет утвержден Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. И как заполнить поле "101" платежного поручения, определено в Приложении N 5 к этому Порядку. При этом ни в сам Порядок, ни в "статусное" Приложение N 5 к нему не вносились никакие изменения в связи с передачей полномочий по администрированию взносов от фондов ФНС.

Официальная версия

На самом деле контролирующие органы высказались вполне конкретно. В поле "Статус плательщика" страхователи при перечислении взносов, начисленных на выплаты, произведенные в пользу сотрудников или "подрядчиков", должны указать показатель "14". То есть в этом случае страхователь себя должен "закодировать", как налогоплательщик, производящий выплаты в пользу физлиц.

При перечислении страховых взносов за себя в поле "Статус плательщика" чиновники требуют указывать одно из следующих значений:

Миссия невыполнима

Не очень понятно, почему в ФНС решили, что при уплате страховых взносов страхователь должен "прикрываться" статусом налогоплательщика. Ведь несмотря на то, что страховые взносы (за исключением "несчастных") администрирует налоговая служба и порядок их исчисления и уплаты регламентирован непосредственно положениями Налогового кодекса, от этого страхователи не стали налогоплательщиками.

Тем не менее вполне вероятно, что в ФНС знают, каким образом Минфин скорректирует правила заполнения поля "101" платежного поручения на уплату взносов. То есть разъяснения чиновников основаны на том, что страхователям неизвестно. Однако проблема в том, что выполнить указание ФНС в большинстве случаев не представляется возможным. Дело в том, что многие банки "блокируют" платежные поручения на уплату взносов, в которых указаны не только "старые" КБК (как того попросили, собственно говоря, представители ФНС), но и если в них в поле "Статус плательщика" указан код, отличный от "08". Причем банки об этом предупреждают своих клиентов, рассылая им следующие сообщения: "Уважаемый клиент! Информируем, что при перечислении денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ в реквизите "101" (показатель статуса плательщика) указывать значение "08" плательщика - юрлицо или ИП, которые переводят денежные средства в счет уплаты страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ".

Последствия

Таким образом, возникла неопределенность - что делать страхователям, когда они при всем желании не могут указать статус плательщика в платежке, как того требуют налоговые органы.

Представляется, что проблема должна быть разрешена следующим образом. В платежном поручении на уплату страховых взносов попробуйте указать статус плательщика по "инструкции" налоговиков. Если банк эту платежку не пропустит, то укажите статус плательщика "08", чтобы деньги, что называется, ушли по назначению. Сделать это лучше заблаговременно (см. табл. 1).

Таблица 1

Сроки уплаты страховых взносов

Дело в том, что с 1 января 2017 года в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса обязанность по уплате страховых взносов (опять же за исключением взносов на травматизм) признается исполненной с момента предъявления в банк платежки на уплату взносов при достаточном количестве денег на счете страхователя для исполнения этого поручения. Исключения из данного правила приведены в пункте 4 статьи 45 Кодекса. Из положений данной нормы следует, что обязанность по уплате взносов не будет исполнена в следующих случаях:

  • вы отзовете платежку из банка;
  • банк вернул вам неисполненное платежное поручение;
  • в платежке допущены ошибки, в результате которых деньги не попали на соответствующий счет Федерального казначейства.

Остальные ошибки, допущенные в платежных поручениях на уплату взносов, являются простительными - такие платежи можно уточнить в налоговой, подав соответствующее заявление. Таким образом, дождавшись, когда, наконец, станет ясно, какой статус плательщика должен быть указан в платежке на уплату взносов, страхователь при необходимости сможет уточнить платеж - в инспекцию следует подать заявление с просьбой уточнить статус плательщика. Подобные ошибки налоговики уточняют и при этом на основании вашего заявления пересчитают также пени, начисленные со дня фактической уплаты взносов до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Обратите внимание! Нельзя уточнить платеж по взносам на обязательное пенсионное страхование, если эти взносы отражены в персонифицированной отчетности (п. 9 ст. 45 НК).

Февраль 2017 г.

В поле 101 нужно указать статус организации или предпринимателя, которые перечисляют средства в бюджет. Статус плательщика обозначается двузначным кодом в соответствии с приложением 5 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н.

Приложение № 5
к приказу Министерства финансов РФ
от 12.11.2013 № 107н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН, СОСТАВИВШИЙ РАСПОРЯЖЕНИЕ О ПЕРЕВОДЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УПЛАТУ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Даны правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в распоряжениях в соответствии с приложениями № 1 - 4 к Приказу 107н, является обязательной к заполнению, а также информация, указываемая в реквизите "101 " распоряжения, которая заполняется показателем одного из следующих статусов:

С 2017 года СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ получает НАЛОГОВАЯ

Примечание : Кроме взносов на "травматизм"

С 01-01-2017 года администрировать порядок расчета и уплаты страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС будет Федеральная налоговая служба.

Можно поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении;
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация (предприниматель) избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2, 3, 7 ).

Критична ошибка в коде 101 имеет в двух случаях: 1) при перечислении НДС и 2) при перечислении НДФЛ предпринимателем. В остальных случаях ошибка в коде 101 не имеет значения! Главное правильно укажите КБК и подробно распишите поле 24 "Назначение платежа", чтобы по нему было ясно, куда отнести платеж.

Пример уточнения поля 101 платежного поручения на перечисление суммы налога

Организация в качестве налогового агента по НДС 18 апреля перечислила в бюджет сумму налога в размере 5000 руб. Статус плательщика в платежном поручении был указан неправильно: вместо кода 02 (налоговый агент) был указан код 01 (налогоплательщик).

Ошибка была обнаружена 16 мая при сверке расчетов с налоговой инспекцией. Чтобы исправить ошибку, бухгалтер подготовил и направил в налоговую инспекцию заявление с просьбой уточнить реквизиты платежного поручения.

Руководителю ИФНС России № 120
по г. Москве
Н.Т. Петрову

от ООО «Гаспром»
ИНН 4308123456
КПП 430801001
ОГРН 10244567890123

Адрес (юридический и фактический):

610008, г. Киров, ул. Швецова, д. 20

ЗАЯВЛЕНИЕ о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения

г. Киров. . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2019

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.

В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2019 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).

Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.


  • Приведен бланк заявления, который подается в налоговую для уточнения ошибочно проведенного платежа по налогам.
  • При оформлении платежного поручения в сервисе Сбербанк Онлайн клиенты зачастую допускают ошибки, пропуская некоторые графы (например «Статус плательщика») или внося в них неверную информацию. В частности, заполнять поле 101 необходимо двузначной цифрой от 01 до 26, определяющей статус налогоплательщика.

    Графа «статус плательщика» ― специальное окно в форме документа для оплаты госпошлин, обязательных взносов, где нужно проставить цифровой код налогоплательщика. Корректное заполнение платежных поручений поможет правильно идентифицировать организацию или уполномоченное лицо, которое осуществляет уплату денег в бюджет.

    Особенности статуса

    Согласно Приложению №5 Приказа Минфина, категории тех, кто платит налоги, обозначаются цифровым кодом от 01 до 26. Чаще всего применяются следующие статусы:

    • 01 ― в качестве плательщика сборов, налогов выступает юридическое лицо.
    • 02 ― налоговый агент.
    • 08 ― налогоплательщик – ЮЛ (ИП, нотариус, который занимается частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ).
    • 09 ― ИП.
    • 10 ― нотариус, занимающийся частным предоставлением услуг.
    • 11 – адвокаты, создавшие АК.
    • 12 – главы крестьянско-фермерских хозяйств.
    • 13 – иные физлица ― клиенты финансово-кредитного учреждения, владельцы счетов.

    С полным списком можно ознакомиться на сайте налоговой службы.


    Обязанность заполнения поля 101 зависит от типа налогового сбора (взноса), конкретных условий платежа. Графа тесно связана с ячейками 102–110, которые идентифицируют счета получателя денежных средств. На бланке платежного поручения поле расположено в верхнем углу справа.

    Статус плательщика обязателен к заполнению, пропускать его нельзя. Если идентификация ЮЛ невозможна, так как недостаточно сведений, то нужно писать «0».

    Условия заполнения поля организацией

    При указании статуса налогоплательщика нужно учитывать некоторые особенности. Если уплату страховых взносов осуществляют индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, то порядок следующий:

    • для сотрудников указывается 01 (вместо 14, как было изначально);
    • ИП – 09, нотариус – 10, адвокат – 11.

    Если счет организации открыт в крупнейшем банке страны, то произвести оплату можно посредством интернет-банкинга. При перечислении средств через Сбербанк Онлайн заполнение статуса плательщика является обязательным.

    Оплата налогов и взносов через банковский портал

    Не для всех платежей нужно заполнять поле 101. Если предполагается оплата услуг дошкольных учреждений, то используется счет физического лица и графа заполняется в автоматическом режиме.

    Для процедуры оплаты нужно выполнить ряд действий:


    Разновидности ошибок при заполнении платежных поручений

    Некорректное заполнение статуса плательщика приводит к неверному выбору лицевого счета, что влечет за собой назначение санкций, штрафов. Часто допускаются ошибки при уплате НДФЛ за сотрудника (указывается код 01, а нужен 02, т.к. организация выступает в роли налогового агента), при переводе НДС по аренде государственного учреждения (компания выступает в качестве посредника).

    Во избежание недоразумений нужно подавать заявление в ФНС об уточнении платежа и прикладывать копию платежки. Есть и другой вариант:

    • повторно уплатить налог с правильным указанием всех реквизитов;
    • после произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ.

    Во втором случае штрафов удастся избежать. Однако пени за просрочку будут начисляться ежедневно в размере одной 300-ой ставки рефинансирования от неуплаченной величины налогового сбора (взноса).

    Своевременное осуществление сверок с налоговой службой, социальными фондами позволит в краткий срок устранить допущенные неточности и произвести уплату налоговых сборов (взносов) вовремя.

    Заключение

    Итак, заполнять поле 101 «статус плательщика» в Сбербанк Онлайн нужно очень внимательно. От этого зависит, на какой расчетный счет будут зачислены денежные средства. Правильная идентификация статуса позволит избежать возможных проблем с Налоговой службой. Когда предполагается оплата с использованием счета физического лица, статус можно оставить пустым ― он заполнится автоматически.

    В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее:

    101 - Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России

    А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 - Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н".

    Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

    Статус (лат. status) - означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

    Статус плательщика - это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

    Статус плательщика (101) - указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

    Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

    В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101 . А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

    Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов "Статус налогоплательщика":


    Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
    01 Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов)
    02 Налоговый агент
    03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
    04 Налоговый орган
    05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
    06 Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо
    07 Таможенный орган
    08 Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
    09 Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель
    10 Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой
    11 Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
    12 Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
    13 Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
    14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
    15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
    16 Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
    17 Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
    18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
    19 Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
    20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
    21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
    22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
    23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
    24 Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
    25 Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
    26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    Платёжные поручения, в которых поле 101 имеет значение, т.е. заполнено - подлежат обязательному контролю банка на предмет наличия значений реквизитов 102-110. Заполнение полей 101 – 110 относит денежный перевод к бюджетным платежам.

    Поля 101 – 110 заполняются в платёжном поручении только при платежах в бюджетную систему РФ.

    Статус плательщика (101) - не привязан к банку обслуживания плательщика или каким либо другим реквизитам, отражаемым в платёжном документе.

    Где в платежном поручение расположено поле 101?

    При оформлении платежей в бюджетную систему РФ реквизит "Статус плательщика" (поле 101) заполняется в следующих платёжных документах: - в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. Где в платежном поручении находится поле 101? Поле 101 находится в верхней части платёжного поручения, а именно:

    Платежное поручение — это унифицированный документ, по которому плательщик дает распоряжение банку о переводе денежной суммы на счет получателя.

    Какой ставить статус плательщика в поле 101 платежного поручения

    Форма платежного поручения утверждена в Положении ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 года (прил. 3). Структура документа и значения кодов указаны там же.

    Поле 101 в платежном поручении 2018 года часто вызывает у бухгалтеров много вопросов, разберем подробно как правильно заполнить.

    Платежное поручение: поле 101 коды статуса плательщика

    Показатель статуса 101 в платежном поручении 2018 года представляет собой двухзначный шифр в соответствии с прил. 5 приказа Минфина от 12.11.2013 № 107н. Он предназначен для уточнения информации по платежам в бюджет страны.

    Вот некоторые примеры поля 101:

    • 01 — налогоплательщики, которые являются юридическими лицами, этот шифр указывается, когда учреждение само «за себя» платит взносы, налоговые сборы, которые контролируются ФНС;
    • 02 — указывают организации и предприниматели, которые являются налоговыми агентами;
    • 09 — указывает предприниматель, который уплачивает взносы и налоговые платежи, которые контролирует ФНС, как «за себя», так и за работников.

    Поле 101 в платежном поручении: перечисление налогов и взносов

    Расскажем, как заполнять поле 101 в платежке в разных ситуациях. Статусы, по наиболее спорным случаям:

    1. Организации, которые перечисляют в ФНС указывают код «01», что указано прил. 5 к приказу Минфина № 107н.
    2. Организации и ИП, перечисляющие взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС, указывают в поле 101 шифр «08».
    3. В случаях, когда учреждение является налоговым агентом, например по НДФЛ, НДС в поле 101 указывается код «02».
    4. ИП при перечислении указывают в поле 101 код «09».

    Неверный статус плательщика: порядок действий

    При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2018 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.

    Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.

    Возможен второй вариант для исправления ошибки:

    • перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
    • возвратить лишнюю уплаченную сумму.

    Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.

    Также вам может быть интересна статья о том, как зачесть переплату по налогу на прибыль.

    Бланк заявления об уточнении платежа

    Поле 101 «Статус составителя» платежного поручения

    Статус плательщика, непосредственно оформившего расчетный документ всоответствии с приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

    Вид плательщика Статус
    налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо 01
    налоговый агент 02
    организация федеральной почтовой связи, оформившая расчетный документ на перечисление в бюджет налогов, сборов, таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее — таможенные платежи) и иных платежей, уплачиваемых физическими лицами 03
    налоговый орган 04
    территориальные органы Федеральной службы судебных приставов 05
    участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо 06
    таможенный орган 07
    плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами) 08
    налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель 09
    налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой 10
    налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет 11
    налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства 12
    налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) 13
    налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (подпункт 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации) 14
    кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, таможенных платежей и иных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета 15
    участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо 16
    участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель 17
    плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей 18
    организации и их филиалы (далее — организации), оформившие расчетный документ на перечисление на счет органа Федерального казначейства денежных средств, удержанных из заработка (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке 19
    кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета 20

    Передача администрирования страховых взносов ИФНС вызвала немало вопросов. Один из наиболее актуальных: какой статус плательщика на уплату страховых взносов с 2017 года указывать в поле 101 платежного поручения? Ранее мы опубликовали материал, посвященный вопросам заполнения платежных поручений по страховым взносам в 2017 году. А здесь коснемся только изменений в заполнении поля 101.

    Известно, что правила заполнения поля 101 в платежном поручении регламентируются приложением № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Но действующая на данный момент редакция этого приложения не содержит статуса, который без сомнений можно было применить к страхователю, перечисляющему взносы в ФНС. Напомним, до передачи администрирования страховых взносов ФНС в платежном поручении на уплату страховых взносов необходимо было во всех случаях указывать код «08».

    В свою очередь, в 2016 году Минфин РФ опубликовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ № 107н». В данном документе говорится, что при перечислении страховых взносов юридическими лицами в поле 101 необходимо указывать код «01». ИП, уплачивающие страховые взносы «за себя», должны указывать код плательщика «09», ИП уплачивающие страховые взносы за наемных работников, должны указывать статус плательщика «14».

    Но данный проект Приказа на данный момент не вступил в силу. Поэтому, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, до конца не ясно.

    При этом до сих пор нет никаких официальных разъяснений на эту тему. В связи с этим остается лишь уповать на собственное логическое мышление, в расчете на то, что оно совпадает с мышлением людей, которые будут администрировать данные платежи.

    Между тем, на тематических форумах в интернете бухгалтера высказывают три точки зрения на предмет того, какой статус должен быть указан в поле 101. Предлагаем вниманию читателей каждую из них.

    Юрлица— «01», ИП — «09», «14»

    Согласно одному из мнений, ИП при уплате взносов за себя должны ставить в поле 101 код «09», при уплате взносов за наемных работников — код «14»; организации — код «01». Данное мнение основано на том факте, что администрирование страховых взносов передано налоговикам, что, по мнению сторонников данной точки зрения, позволяет поставить знак равенства между страхователями и налогоплательщиками. Проблема этого решения в том, что действующая редакция Налогового кодекса разделяет понятия «плательщик страховых взносов» и «налогоплательщик».

    Статус «08»

    Этот статус применялся при перечислении страховых взносов впрошлые годы, и, по мнению ряда специалистов, должен применяться и сейчас. В том числе, платежные поручения именно с этим статусом плательщика принимает Сбербанк-онлайн, отвергая платежки, в которых указаны иные статусы. Напомним, статус «08» предназначен для ИП и организаций, осуществляющих перечисление страховых взносов в бюджет РФ. Проблема в том, что, несколько региональных отделений ФНС РФ накануне дали официальные ответы страхователям с рекомендацией указывать иной статус плательщика, о котором ниже.

    Статус «14»

    Этот статус означает налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Казалось бы, он совершенно не подходит для рассматриваемого случая. Тем не менее, как говорилось выше, несколько местных ИФНС рекомендовали использовать именно этот код.

    Что делать?

    Как видим, наданный момент нельзя с уверенностью утверждать, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении по страховым взносам в 2017 году.

    Как заполнить поле 101 в платежном поручении

    Без сомнений можно говорить только о статусе плательщика при уплате взносов «на травматизм». Их администрирование не было передано ФНС, а осталось под контролем ФСС. Поэтому в этом случае надо однозначно указывать, как и в прошлые годы, код «08».

    Что касается «медицинских» и «пенсионных» взносов, вероятность ошибки остается при указании любого из рассмотренных выше статусов.

    Между тем, практика прошлых лет показывает, что инспектора ИФНС засчитывают платежи с неверно указанным статусом плательщика. Главное, чтобы правильно были указаны реквизиты получателя и КБК, которые в 2017 году изменились. Если же вы уже выполнили платеж, а после публикации официальных разъяснений окажется, что статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указан неверно, чтобы полностью обезопасить себя от недоимки по страховым взносам, стоит подать заявление об уточнении платежа (на основании письма ФНС РФ № СА-4-7/19125). К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения.

    Обновление 08.02.2017 — разъяснения ИФНС вопроса статуса плательщика

    Некоторые региональные ИФНС разослали страхователям разъяснения по поводу заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов в 2017 году. Они вместе с образцами заполнения платежек содержатся в следующем документе:

    Согласно документу, статус плательщика указывается следующим образом:

    • Статус 01 - указывается при уплате страховых взносов юридическим лицом;
    • Статус 09 - указывается при уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателем;
    • Статус 10 - указывается при уплате страховых взносов нотариусом, занимающимся частной практикой;
    • Статус 11 - указывается при уплате страховых взносов адвокатом, учредившего адвокатский кабинет;
    • Статус 12 - указывается при уплате страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
    • Статус 13 - указывается при уплате страховых взносов за наемных работников физическим лицом (не являющимся ИП).


    Просмотров