164 фз о финансовой аренде. Российская федерация федеральный закон о лизинге. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности

Мелким и средним фирмам очень часто приходится прибегать к производственным кредитам, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Большей частью крупные кредиты берутся с целью приобретения нового средства производства. Вовремя заметив такую тенденцию, предприимчивые люди создали новый тип производственного кредитования – лизинг.

Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “О финансовой аренде (лизинге)” действующей редакции устанавливается, что лизингом признается финансовая аренда не потребляемых (участвующих в нескольких циклах производственного процесса) средств производства.


Изменения в лизинговом законодательстве

Главные изменения в законодательных актах, касательно лизинга, указаны в федеральном законе о внесении изменений в статью 665 части второй гражданского кодекса Российской Федерации и федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» последней редакции.

Чем отличается лизинг от кредита и что выгоднее, вы можете узнать в нашей новой

Что касается сделок не с государственными лизингополучателями, то он отменяет право лизингодателя и лизингополучателя на ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Что касается государственных лизингополучателей, то преобразования состоят из следующих:

  • Лизингополучатель теперь имеет право самостоятельно выбирать, кто продаст лизингодателю объект лизингового контракта
  • Лизингополучатель теперь не имеет права расплачиваться по лизинговому контракту продуктом, в процессе производства которого использовался предмет лизинга
  • Запрещается обеспечивать гарантии по исполнению договора лизинга залогом имущества (кроме собственно самого предмета лизинга)
  • Лизингодатель и лизингополучатель теперь имеют право на изменение размеров уплачиваемых лизинговых платежей, если таковое согласовано сторонами
  • Лизингодателю запрещается для финансирования лизингового контракта брать денежные средства в кредит.

Как юридическому лицу правильно заполнить договор лизинга? Пошаговая инструкция содержится

Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний. В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу - в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках. «Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности. Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства - вполне ожидаемое событие», - считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли. В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, - введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом. Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб. - 70 млн руб. Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела - на рынке существуют весьма крупные компании, собственный капитал которых не соответствует заявленным в законопроекте размерам, обращают внимание критики реформы.

Повысить открытость лизинговой деятельности предполагается за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности (МСФО).

«На сегодняшний день лизинговые компании являются обычными юридическими лицами, ведущими стандартную бухгалтерскую отчетность по РСБУ, такую же, как ведут, например, производственные фирмы, - объясняет директор ГК «Интерлизинг» Александр Рябцев. - Но их деятельность очень специфична, формирование основных показателей значительно отличается по смыслу от тех же производств, где есть себестоимость производимой продукции и выручка от ее реализации».

В связи с этим, продолжает он, по обычной отчетности понять реальное финансовое положение лизинговой компании не представляется возможным, что влияет на недоверие банков, следовательно, затрудняет получение от них фондирования и повышает его стоимость.

Перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО будет способствовать укреплению доверия к ним со стороны кредиторов и инвесторов, повышению прозрачности отрасли, росту ее инвестиционной привлекательности. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость лизинга коммерческого транспорта для конечных клиентов и увеличить сроки финансирования.

Как рассказал Александр Рябцев, ряд лизинговых компаний работают в сегменте крупных корпоративных сделок, что приводит к высокой концентрации их портфеля, а это вызвало ряд дефолтов на лизинговом рынке в 2008 – 2016 гг. Требуется внедрение стандартов рискменеджмента, что позволит сократить потери кредиторов и инвесторов лизинговых компаний. Это сделает лизинговые компании желанными клиентами для банков и других инвесторов и, в конечном итоге, позволит снизить цену фондирования.

Редко встречается практика секьюритизации лизингового портфеля - на рынке представлены единичные примеры выпуска облигаций, а это очень действенный инструмент для диверсификации источников фондирования и снижения его стоимости, добавляет эксперт.

Переход на новый план счетов и учет, как и саморегулирование, устанавливающее требования к системе управления рисками и внутреннему контролю, однозначно приведет лизингодателей к дополнительным затратам, парируют противники нововведения. Крупные игроки, по их мнению, перенесут это легче, а небольшие компании столкнутся с проблемами и будут вынуждены либо перенести издержки на клиентов, либо сократить свою прибыль, либо вообще уйти с рынка.

Одновременно в рамках формирования прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности законодателям предстоит разрешить фундаментальный вопрос о том, как правильно трактовать лизинг в судопроизводстве.

«Проблематика состоит в двойственности лизинга, как по сущности, так и с точки зрения законодательства, - говорит Александр Рябцев. - В судопроизводстве, с одной стороны, лизинг трактуется как арендная деятельность, с другой стороны, есть практика принятия решений при трактовке лизинга как финансового инструмента. В связи с этим мы регулярно сталкиваемся с разногласием в принятии решения в судах, нет возможности выработать четкую позицию относительно действий компании».

Еще один не проработанный до конца вопрос касается защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков.

В настоящий момент действующая редакция ФЗ «О лизинге» предполагает списание просроченных лизинговых платежей путем выставления инкассовых поручений на счет лизингополучателя, если последний допускает более двух просрочек. Однако, указывают игроки рынка, ни федеральный закон, ни какие-либо другие нормативные документы не дают исчерпывающей информации о комплекте необходимых для исполнения этой процедуры документов. В связи с этим процесс работы по инкассо крайне затруднен.

«Также, несмотря на то, что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, изъятие его у недобросовестного клиента (если последний отказывается добровольно вернуть имущество) возможно только по решению суда. Существенно упростить этот процесс могло бы внесение в законодательные акты положения об изъятии имущества по исполнительной надписи нотариуса», - считает директор ГК «Интерлизинг».

Он указывает, что для лизингополучателей также есть ряд недоработок: отсутствие системного механизма работы с жалобами, навязывание дополнительных услуг по нерыночным ценам, долговые ловушки при сделках лизинга с физическими лицами. «Радует только то, что это скорее исключения для лизингового рынка, и грешат этим небольшие компании, - отмечает Александр Рябцев. - Тем не менее отдельные эпизоды периодически встречаются».

Вместе с тем на обеспечение защиты прав клиентов направлен запланированный в рамках реформы переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами. Лизинговую деятельность планируется перевести на электронную платформу, что позволит защитить участников рынка и федеральные органы власти от мошенничества, основанного на фиктивных договорах.

Компании, которые не могут или не желают соответствовать принятым правилам, должны будут уйти с рынка или перепрофилироваться. Остальные - повысят эффективность бизнеса, перенастроив его под новые стандарты, и будут готовы предложить клиентам лучшие условия и сервис.

«Вероятно, повышение уровня конкурентоспособности именно в таком ключе выходит за рамки одного только нормативного регулирования и связано с общим изменением подходов государства к роли частного бизнеса на рынке лизинга», - заключает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ / ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ CARCADE

Заявленная ЦБ и Минфином РФ цель изменений закона о лизинге - стандартизация рынка, снижение рисков лизингодателей и лизингополучателей, развитие лизинга и повышение его значения для национальной экономики. Принятие закона - это старт для структурной реформы всего рынка.

Мы считаем, что, помимо заявленных, одной из главных целей реформирования должно стать «разгосударствление» и повышение уровня конкуренции на рынке лизинга. В настоящее время ведущие позиции (в том числе и в розничных сегментах) занимают компании со значительным госучастием, и эти позиции обусловлены не эффективной бизнес-моделью, а поддержкой материнских банков и госкорпораций, возможностью привлекать их «длинные и дешевые деньги». Это - нерыночная ситуация. На наш взгляд, в розничных сегментах рынка конкурировать за клиентов должны между собой частные лизинговые компании, объективно обладающие большей гибкостью и способные обеспечить клиентам лучший сервис.

Чтобы соответствовать новым стандартам, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, финансировать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли, обучать персонал. Все это связано со значительными расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных игроков. Именно поэтому количество компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта, вероятно, изменится. Часть некрупных операторов может просто уйти с рынка, а некоторые из тех, для кого автолизинг не является основным бизнесом, сосредоточатся на более приоритетных для себя сегментах.

Основной позитивный момент для участников рынка состоит в том, что банковское сообщество и инвесторы должны будут оценить повысившийся уровень прозрачности отрасли, а стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. Перенастройка бизнеса, прозрачная универсальная для всех отчетность и «диджитализация» процессов должны дать новый импульс для развития лизингового бизнеса.

В идеале, по плану авторов реформы, услуга лизинга должна стать в максимальной степени прозрачной, понятной, а главное - недорогой. Вероятно, в первой половине 2020-х гг., когда реформа должна перейти в завершающую стадию, услуга действительно станет более привлекательной в ценовом плане. В ходе самого реформирования ситуация для лизингополучателей не всегда может складываться со знаком «плюс».

Так, при банкротстве лизинговой компании право собственности на транспорт, которым уже пользуется клиент, переходит к другой организации (вероятнее всего, к банку, предоставившему лизингодателю кредиты под залог имущества). Какое решение может принять новый собственник в отношении транспорта? Наихудшие сценарии нельзя исключить полностью…

Другой риск для лизингополучателей - повышение стоимости услуг. Некоторые компании могут «переложить» часть своих расходов в ходе реформы на лизингополучателей.

Однако все эти риски актуальны в основном для клиентов небольших региональных компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта. Крупные участники рынка из ТОП-30 смогут защитить интересы своих клиентов и сделать так, чтобы реформирование отрасли прошло для них без негативных последствий.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «ЕВРОПЛАН»

Предпосылкой к регулированию отрасли изначально стали крупные проблемные сделки конкретных лизингодателей. Автолизинг же в контексте регулирования и, в конечном счете, с точки зрения стабильности российской финансовой системы - сегмент не критичный, долгое время он развивался за счет успешной деятельности частных лизинговых компаний.

При этом регулирование рынка государством затронет все лизинговые компании и все сегменты. Главное, чтобы оно не ограничило эффективную работу частного капитала. В целом, мы считаем, что переход на новые стандарты и план счетов бухгалтерского учета могут позитивно отразиться на прозрачности рынка, что улучшит условия привлечения средств для отрасли.

Реформа лизинга сможет обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов, например, в части исполнения банком инкассового поручения (распоряжения), предъявленного лизинговой компанией. Снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, если произойдет реальное повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли в результате реформы.

По нашему мнению, будущее рынка принадлежит специализированным, сфокусированным на тех или иных сегментах лизинговым компаниям. К примеру, частные предприятия могут заниматься автолизингом, а государственные - авиализингом и другими сложными областями, важными для осуществления стратегических госпроектов. При таком условии лизинговые компании, отлично знающие профиль своих клиентов и их потребности, имеют возможность сконцентрировать силы на том, что действительно важно.

АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ / ДИРЕКТОР ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ»

В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений. Согласно концепции реформы лизингового рынка (версия от 07.06.2016), основные изменения должны идти по следующим направлениям: формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности; повышение транспарентности лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; защита имущественных интересов лизингодателей и минимизация их рисков; обеспечение защиты прав лизингополучателей; снижение стоимости финансирования лизингодателей в целях уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.

Однако, к сожалению, последняя редакция поправок к ФЗ не помогает расшить ключевые проблемные зоны, имеющиеся в отрасли. Основное направление изменений - реализация проекта по созданию СРО (саморегулируемой организации), которая будет регулировать лизинговый рынок.

Для вступления в СРО лизинговая компания должна обладать достаточным капиталом: 70 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более; 20 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов менее 500 млн руб. При этом ФЗ не предусматривает правил расчета показателя «капитал». В случае невступления в СРО лизинговая компания должна завершить свою деятельность (при этом она может спокойно работать в рамках действующих договоров лизинга до момента их полного исполнения).

Таким образом, если лизинговая компания не имеет достаточного капитала или акционер не может ее докапитализировать, она будет вынуждена покинуть рынок. Это приведет к снижению конкуренции, в первую очередь в регионах: останутся крупные региональные игроки и филиалы федеральных компаний. Данные изменения глобальны и коснутся всех сегментов рынка, в т. ч. лизинга коммерческого транспорта.

Для лизингополучателей наиболее ощутимым фактором принятия поправок в закон может стать снижение стоимости финансирования по сделкам лизинга. Это будет связано с тем, что повысится транспарентность лизинговых компаний, в результате чего банки смогут финансировать их по меньшей ставке и в большем объеме. Кроме того, при введении регулирования отрасли ЦБ будут исключены мошеннические сделки.

Уже сейчас Правительство РФ поддерживает сегмент лизинга коммерческих автомобилей за счет программы финансирования лизинга колесного транспорта (программа МинПромТорг) - до 1 декабря 2017 г. действует скидка на уплату аванса в размере 10 % от его стоимости.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Предмет лизинга
Статья 4. Субъекты лизинга
Статья 5. Лизинговые компании (фирмы)
Статья 6. Лизинговая деятельность. (Исключена)
Статья 7. Формы лизинга
Статья 8. Сублизинг
Статья 9. Запреты на совмещение обязательств участниками лизинга. (Исключена)
Статья 9.1. Особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением
Глава II. Правовые основы лизинговых отношений
Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга
Статья 11. Право собственности на предмет лизинга
Статья 12. Учет предмета лизинга. (Исключена)
Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя
Статья 14. Порядок использования предмета лизинга в качестве залога. (Исключена)
Статья 15. Содержание договора лизинга
Статья 16. Обязательные признаки и условия договора лизинга. (Исключена)
Статья 17. Предоставление во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат
Статья 18. Уступка прав по договору лизинга третьим лицам и залог предмета лизинга
Статья 19. Переход права собственности на предмет лизинга
Статья 20. Порядок регистрации имущества (предмета договора лизинга) и прав на него
Статья 21. Страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков
Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга
Статья 23. Обращение взыскания третьих лиц на предмет лизинга
Статья 24. Порядок разрешения споров участников международных лизинговых сделок. (Исключена)
Статья 25. Изъятие предмета лизинга у лизингополучателя. (Исключена)
Статья 26. Обязанности лизингополучателя при утрате предмета лизинга
Глава III. Экономические основы лизинга
Статья 27. Экономическое содержание договора лизинга. (Исключена)
Статья 28. Лизинговые платежи
Статья 29. Лизинговые платежи. (Исключена)
Статья 30. Состав вознаграждения лизингодателя. (Исключена)
Статья 31. Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга. (Утратила силу)
Статья 32. Доход и прибыль лизингодателя по договору лизинга. (Исключена)
Статья 33. Переоценка предмета лизинга и обязательств сторон при осуществлении лизинговой сделки. (Исключена)
Статья 34. Особенности международных операций, осуществляемых субъектами лизинга. (Утратила силу)
Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. (Утратила силу)
Глава IV. Государственная поддержка лизинговой деятельности
Статья 36. Меры государственной поддержки лизинговой деятельности
Глава V. Право инспектирования и контроля
Статья 37. Право на инспекцию по лизинговой сделке
Статья 38. Право лизингодателя на финансовый контроль
Глава VI. Заключительные положения
Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Лизинг является процедурой покупки имущества в собственность и дальнейшей его сдачей в аренду на конкретный временной отрезок времени и за фиксированную плату. ФЗ-164 о лизинге содержит положения, регламентирующие приобретение дорогостоящего имущества в долгосрочный кредит — например, автомобиль, оборудование, недвижимость и т. д. Рассмотрим общие сведения о законе и внесенные изменения.

29 октября 1998 года ознаменовалось появлением и обретением легитимной силой закона «О финансовой аренде (лизинге)». Законопроект регламентирует вопросы, связанные с предметом лизинговой деятельности, регулирует права, круг обязанностей и ответственность ее участников.

Закон состоит из 6 глав и 39 статей:

  • общие положения, где упоминаются участники лизинговых отношений, ключевые понятия ФЗ, формы финансовой аренды и т. д. (ст. 1-9.1);
  • законные основания лизинговых отношений (ст. 10-26);
  • экономические основания лизинга (ст. 27-35);
  • господдержка лизинговой деятельности (ст. 36);
  • осуществление проверки и контроля (ст. 37-38);
  • заключительные положения (ст. 39).

Многие статьи были либо исключены из действующего закона, либо утратили законную силу — 6, 9, 12, 14, 16, 24, 25, 27, 29-34.

Рассмотрим основные сведения закона о лизинге. Участниками лизинговых отношений выступают 3 лица:

  • лизингодатель — выступает в качестве арендодателя;
  • лизингополучатель — человек, выступающий в качестве арендатора;
  • и лицо, продающее объект, который позже будет сдаваться в аренду на конкретный период.

Как оговаривалось выше, объектом лизинга могут выступать различные предметы:

  • автотранспорт;
  • техническое оснащение;
  • здания;
  • предприятия и т. д.

Объектом лизинговых отношений не могут выступать следующие предметы:

  • аграрные участки земли и природные объекты;
  • драгоценные камни и металлы;
  • техника для шифрования;
  • РКК (ракетно-космические комплексы) и т. д.

Стоимость выплачивается арендатором в размере денежных средств, которые потратил арендодатель на покупку товара, а также вознаграждение. Оплата может производиться и в натуральной форме.

Скачать ФЗ о лизинге

Вносимые изменения на всем протяжении существования закона «О финансовой аренде» упростили процедуру изъятия объекта лизинга, узаконили факт вторичной финансовой аренды, разрешили пользоваться финансовой арендой физлицам и некоммерческим организациям. Утверждение законопроекта даст возможность усовершенствовать показатели динамики рынка и уменьшит вероятность возникновения рисков.

Скачать Федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в последней действующей редакции можно по .

Под номер 164 так же существует ФЗ .

Последние изменения в законе «О финансовой аренде»

3-го июля 2016 года вносились последние изменения в действующий закон о лизинге. Корректировка коснулась статьи 10. Рассмотрим ее подробнее:

Статья 10

Статья рассказывает о правах и обязанностях участвующих сторон соглашения финансовой аренды. Они регламентируются настоящим действующим законом, Гражданским Кодексом (частью 2, главой 34) и соглашением лизинга.

Лизингополучатель имеет право потребовать у продавца, который предоставляет долгосрочное кредитование, доказательства качества и наличие в предоставляемой в аренду продукции всех деталей. В договоре указывается и срок передачи товара в пользование, условие, которое лизингодатель должен неукоснительно выполнить.

В пункт 3 как раз и занеслись последние корректировки. Теперь пункт гласит, что информация о заключении соглашений о финансовой аренде должна быть отображена в Едином федеральном реестре. Закон определяет указание следующей информации:

  • номер и дату заключения соглашения;
  • дату начала и завершения лизинга;
  • наименование участвующих в лизинговых отношениях сторон — лизингодателя и лизингополучателя. В неукоснительном порядке указывается ИНН и ОГРН;
  • выданное в финансовую аренду имущество.

Информация вносится в течение 3-х рабочих дней с момента подписания соглашения.

Закон определяет несение ответственности за указание информации в Едином федеральном реестре, которая не была предоставлена в положенный срок, оказалось недостоверной или не была предоставлена вовсе. Наказание предусмотрено согласно КоАП РФ по статье 14.25 части 6 и 7:

  • за не предоставление информации в срок об юрлице или ИП : предупреждение или штраф на общую сумму в 5.000 рублей;
  • за не указание данных или указание недостоверной информации: штраф на общую сумму от 5.000 — 10.000 рублей.

Важно знать: обязательному указанию продавцом информации о заключении договоров лизинга подвергаются соглашения, подписанные с 1 октября 2016 г.

За несколько последних лет в Закон о лизинге были внесены поправки и дополнения, что помогло разрешить и четко определить некоторые спорные моменты. В статье рассмотрены основные пункты данного закона и наиболее значимые изменения.

Федеральный закон

Правоотношения в сфере лизинга в российском законодательстве регулируются рядом нормативно-правовых актов, основной из которых Федеральный закон « . Действующая версия датируется 3 июля 2018 года.

Основные понятия

Лизинг – это возникающие на основании лизингового договора отношения экономического характера.

Ключевые участники:

  • лизингодатель – арендодатель;
  • лизингополучатель – арендатор;
  • продавец арендуемого предмета.

Договор лизинга – это договор, согласно которому лизингодатель берет на себя обязательство совершить покупку имущества и далее предоставить его в аренду лизингополучателю на установленных условиях.

Предмет

Предметом лизинга могут выступать:

  • оборудование;
  • транспорт;
  • здания и сооружения;
  • предприятия;
  • прочее имущество непотребляемого характера.

Субъекты

Лизингодатель – физическое или юр. лицо, которое покупает предмет лизинга у продавца с дальнейшей передачей его для временной эксплуатации и владения в (аренду) лизингополучателю на договорных условиях.

При этом договор может устанавливать два варианта:

  • имущество и его продавец выбирается лизингополучателем;
  • выбор имущества и продавца осуществляется подателем услуги лизинга.

Лизингополучатель – физическое или юр. лицо, которое арендует предмет лизинга на определенных условиях (срок, плата и т.д.).

Право собственности на предмет лизинга может быть как переходящим, так и не переходящим к лизингополучателю в зависимости от того, что предусмотрено договором.

Продавец — физическое или юр. лицо, которое осуществляет продажу имущества для лизинговой сделки . Передача имущества производиться лизингодателю или непосредственно лизингополучателю.

Данный момент должен быть оговорен договором купли-продажи. При этом продавец может быть одновременно и арендатором в той же сделке (возвратный лизинг).

Субъекты могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.

Видео: Д.В. Корчагов об изменении

Договор должен быть составлен в письменной форме и содержать:

  • срок действия;
  • детальное описание имущества, передаваемого в лизинг;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи имущества;
  • указание балансодержателя имущества;
  • порядок и размер выплат по договору;
  • выкупная цена предмета лизинга.

В договоре необходимо прописать процедуру возврата предмета лизинга подателю услуги лизинга или передачи его в собственность клиенту.

Наиболее значимые изменения закона о лизинге

Последняя корректировка Закона о лизинге – Федеральный закон от 3 июля 2018 года №360-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт вносит дополнения в виде 3-го пункта статьи 10 Закона о лизинге.

Новый пункт гласит, что сведения о заключаемых лизинговых договорах необходимо вносить в Единый федеральный реестр.

Стал возможен и для физических лиц

Вплоть до 2010 года статья 3 Закона о лизинге гласила, что лизинговое имущество может быть использовано только для осуществления предпринимательской деятельности.

По этой причине физические лица, не являющиеся ИП, не могли стать субъектами подобной сделки. ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ откорректировал данную статью, убрав вышеуказанную формулировку.

Теперь для физических лиц нет запрета на участие в лизинговых сделках в качестве лизингополучателя.

Исключены ограничения по срокам

Ранее в Законе были предусмотрены некоторые ограничение по срокам лизингового договора. Они должны были соответствовать срокам амортизации предмета лизинга или превышать его.

Ранее это был 3-й пункт статьи 7 Закона о лизинге, который в действующей редакции исключен. Он значительно усложнял процесс финансовой аренды имущества с длительной амортизацией, например, недвижимости.

В действующей редакции подобные ограничения отсутствуют, поэтому минимальный срок лизинга не устанавливается.

Исключен пункт о бесспорном изъятии имущества

Текст закона откорректирован путем исключения положений, которые наделяли лизингодателя правом изымать в бесспорном порядке лизинговое имущество при нарушении лизингополучателем договорных обязательств.

Действующая редакция закона гласит, что лизингодатель может потребовать досрочно расторгнуть договор и возвратить арендуемое имущество (п. 2 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

У лизингодателя остается право на бесспорное списание просроченного долга в случае невыплат более 2 платежей подряд (п. 1 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

Авансы могут быть включены в договор

Законодатели рассматривают аванс в лизинговой сделке как кредитование арендодателя арендатором (п. 1 ст. 823 ГК РФ). В рамках одного правоотношения это было запрещено статьей 9 Закона о лизинге. Таким образом, договор лизинга не мог содержать условие об авансовом платеже, но это основное требование практически всех лизинговых компаний.

Теперь статья 9 исключена из тела Закона о лизинге, и в договоре можно прописывать эту важную информацию.

Изменение размера лизинговых платежей

В старой версии Закона о лизинге изменение размера лизинговых платежей было регулируемо только Гражданским кодексом РФ.

Статья 614 ГК РФ гласит, что пересмотр платежей по аренде можно осуществлять не чаще 1 раза в год. Это значительно затрудняло взаимодействие сторон, поскольку существует необходимость внесения в договор пункта о пересмотре платежа.

Закон от 29.01.2002 №10-ФЗ внес дополнение в пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге – в обновленной версии платежи по лизинговому договору можно корректировать не чаще 1 раза в три месяца.

Лизинговые платежи

Согласно закону лизинговые платежи – это совокупная сумма выплат по лизинговому договору (статья 28 Закона о лизинге).

Сюда включены:

  • затраты лизингодателя, которые он несет при покупке и передаче имущества арендатору;
  • стоимость прочих услуг согласно договорным условиям;
  • доход лизинговой компании;
  • выкупная цена (если договором предусмотрен выкуп).

Досрочное погашение

Как показывает практика, податели услуг лизинга неохотно идут на вариант досрочного погашение при условии, что не истекло 6-12 месяцев с момента заключения сделки. Это связано со значительной потерей выгоды в виде процентов удорожания.

Однако Закон о лизинге в пункте 1 статьи 19 в редакции 2018 года не упоминает о том, что лизингодатель вправе запрещать погашать сумму долга раньше срока.

Но лучше, если возможность досрочного погашения как полного, так и частичного, прописана в договоре, равно как и возможность досрочно расторгнуть договор. Закон указывает на досрочное расторжение лишь в случае с невыплатами (статья 13 ФЗ №164-ФЗ).

В противном случае существует риск начисления штрафных санкций за нарушение графика платежей. Пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге говорит, что размер, способ и периодичность платежей должны быть указаны в договоре.

Чтобы избежать проблем, необходимо соблюсти следующий алгоритм:

В той же части 2 статьи 28 ФЗ №164-ФЗ указано, что график платежей не может быть пересмотрен чаще, чем 1 раз в три месяца.

Досрочный выкуп

Досрочный выкуп подразумевает досрочное погашение всей суммы долга и расторжение лизингового договора с передачей имущества в собственность лизингополучателя.

Данный вопрос регулируется следующими статьями:

  • статья 11 ФЗ №164-ФЗ в пункте 1 указывает, что правом собственности на имущество обладает лизингодатель;
  • статья 15 ФЗ №164-ФЗ в части 5 гласит, что клиент должен возвратить имущество лизинговой компании или приобрести его по договору купли-продажи;
  • статья 19 ФЗ №164-ФЗ говорит, что в договоре может быть прописано право перехода собственности на предмет лизинга лизингополучателю по окончании договора или до этого момента;
  • статья 28 ФЗ №164-ФЗ допускает включение в сумму лизинговых платежей выкупной стоимости имущества.

Таким образом, досрочный выкуп возможен при условии, когда договор четко указывает на возможность выкупа и перехода права собственности лизингополучателю. Действия при досрочном погашении полной суммы и выкупе имущества сходны предыдущей главой.

Корректировки в Федеральном законе о лизинге значительно упростили процедуру лизинговых сделок. Основные изменения касаются снятия запрета на лизинг физическим лицам и отсутствие указаний по минимальным срокам, а также по другим значимым вопросам.



Просмотров