Государственные долговые обязательства. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов, принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Государственный долг делится на:

1) внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;

2) внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекъюритизированная форма) и путем эмиссии (продажи) долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма).

Согласно, ст.98 БК РФ долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Заимствования в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям в соответствующем бюджете по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга формируется резерв. В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год утверждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и иностранной валюте.

В объем внутреннего долга включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

Объем основного долга по кредитам;

Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям.

В объем внешнего долга включаются:

Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

Объем основного долга по кредитам, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии;

Объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Кредиты государству впоследствии могут быть секъюритизированы, т.е. кредитные договоры или соглашения могут быть заменены на ценные бумаги, что в можно расценивать как форму реструктуризации долга.

Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг, как правило, являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмиссией.

Государственные ценные бумаги подразделяют на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Рыночные бумаги используются государством для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств.

Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Они могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.

Важное значение для эффективной государственной и муниципальной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1) по эмитентам (субъектам заемных отношений):

Займы, размещаемые федеральными органами власти;

Займы, размещаемые региональными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения:

Внутренние заимствования - от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ;

Государственные внешние заимствования - от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

В России государственные займы федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними, а муниципальные займы органов местного самоуправления - только внутренними;

3) по обращению на рынке:

Рыночные займы - свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);

Нерыночные займы - не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

4) по срокам погашения:

Краткосрочные (до одного года);

Среднесрочные (от одного года до пяти лет);

Долгосрочные (от пяти лет и более);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

Закладные - обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;

Беззакладные - обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета;

6) по характеру выплачиваемого дохода:

Выигрышные;

Процентные;

С нулевым купоном.

Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода:

С твердым доходом;

С плавающим доходом и т.д.

– совокупность финансовых мероприятий государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидациизаймов, а тж. размещению новых долговых обязательств. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, государство обычно использует при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа выражается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков действия ранее выпущенных займов называются консолидацией. Мероприятия государства по унифицированию займов означают обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств – это, как правило, крайняя мера по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так, в 1918 г. правительством Советской России было принято решение аннулировать долги Российской Империи, в т.ч. и внутренние.

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том , чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования — погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия — изменение доходности займа.

3. Консолидация — превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта — отказ государства от выплаты государственного долга.

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Под управлением государственным долгом понимается вся совокупность действий государства (в лице его уполномоченных органов) по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которые могут осуществляться как на стратегическом, так и на тактическом уровне.

Управление государственным долгом на стратегическом уровне предполагает:

■формирование политики в отношении государственного долга;

■установление основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

■определение основных направлений воздействия на микро-и макроэкономические показатели;

■обоснование приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным долгом на тактическом уровне (текущее управление) подразумевает определение:

¾ условий выпуска,

¾ условий обращения,

¾ условий погашения государственных долговых ценных бумаг.

Все полномочия по управлению государственным долгом страны юридически возлагаются на высший орган исполнительной власти (Правительство). Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу (Минфину). В результате на практике основной функцией Правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики.

В соответствии с БК РФ (Ст. 101) в Российской Федерации:

1. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

Государственное долговое обязательство

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

В ст. 165 БК РФ перечисляются бюджетные Полномочия Минфина РФ, в том числе - полномочия по управлению государственным долгом РФ :

■разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внутренних заимствований РФ, условий выпуска и размещения государственных займов РФ, эмиссия государственных ценных бумаг РФ, проведение государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

■осуществление по решению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями;

■разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внешних заимствований РФ и осуществление государственных внутренних и внешних заимствований,

разработка программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и программы государственных гарантий РФ в валюте Российской Федерации;

■представление РФ в договорах о предоставлении государственных гарантий РФ;

■представление Правительства Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ и предоставление от имени Российской Федерации государственных гарантий РФ;

■ведение Государственной долговой книги РФ (В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация);

■учет представляемой органами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

■управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ;

■осуществление проверки финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

■установление порядка размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов РФ, если иное не установлено Правительством РФ.

Реализацию перечисленных полномочий осуществляет сформированный в составе Минфина РФ — Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.

Управление государственным долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде его целью является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики.

Принципы управления государственным долгом:

принцип безусловности - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

единства долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

согласованности - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальности - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Основные подходы при управлении государственным долгом.

1. Административный подход , когдавсе операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится.

2.Финансовый подход базируется, в первую очередь, на анализе финансовых показателей и нацелен на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

Методы управления государственным долгом:

рефинансирование

конверсия - изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее: в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа;

консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Консолидация задолженности, как правило, предполагает изменение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Часто консолидацию займов объединяют с конверсией;

реструктуризация – пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. (Реструктуризация задолженности может сопровождаться списанием части суммы основного долга и (или) консолидацией). Используется преимущественно в период долгового кризиса.

В БК РФ (ст. 105. Реструктуризация долга)

1. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

2. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга;

новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация

отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом -это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашения). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием .

Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

56. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом включает также следующие меры:

Эффективное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций. Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Методы управления государственным долгом :

1) реструктуризация – погашение долговых обязательств, равное одновременному заимствованию в том же объеме других долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания государственного долга (выплата процентов, сумма долга, срок погашения);

2) получение технического кредита - предоставление кредитором нового кредита, используемого на погашение старой задолженности;

3) пролонгация кредитного договора - продление срока кредитного договора;

4) консолидация - объединение различных долговых обязательств и замена их иным долговым обязательством;

5) конвенция - сохранение уровня доходности долговых обязательств;

6) определение предельных размеров ежегодных заимствований.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Существование государственного долга автоматически подразуме­вает наличие обязанности государства по управлению им.

Под управ­лением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом - нахождение оптималь­ного соотношения между потребностями государства в дополнитель­ных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслужи­ванию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следую­щие принципы:

безусловность - обеспечение точного и своевременного выпол­нения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными орга­нами власти, органами власти субъектов федерации и органами мест­ного самоуправления;

единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федераль­ного центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность - обеспечение максимально возможной гармо­низации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, по­зволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказыва­ло наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность - предоставление достоверной, своевременной и пол­ной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизи­рованы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и уз­ком смысле.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

формирование политики в отношении государственного долга;

определение основных показателей и предельных значений го­сударственной задолженности;

определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

определение приоритетных направлений использования привле­ченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний пре­дел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управле­ния государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

В зарубежной экономической литературе она получила на­звание «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

структура сроков обращения различных долговых обязательств;

структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназна­ченных для определенных групп кредиторов займов).

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

рефинансирование - погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия - изменение доходности займа;

консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использо­вание этого приема связано с желанием государства устранить опас­ность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация - соглашение между государством-заемщиком и креди­торами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.

13. Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска, виды

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Недопущение долговой ловушки , при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

Поиск средств для выплаты долга.

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АББА.

Тема 12. Денежно‑кредитная политика

Одним из важных факторов, который оказывает воздействие на состояние всей экономики, является предложение денег.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров .

Существуют две концепции происхождения денег:

Рационалистическая концепция – происхождение денег – это итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для товарообмена необходимы специальные инструменты.

Эволюционная концепция – деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообороте, играя роль всеобщего эквивалента.

Вся история возникновения денег служит обоснованием эволюционной концепции. Современная же практика подтверждает рационалистическую концепцию денег.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, чему способствовали его свойства:

делимость – способность делиться на части;

узнаваемость – легко узнаваемы, тяжелы в подделке;

портативность – малы, легки, удобны;

износостойкость – имеют продолжительность жизни;

стабильность – более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра;

однородность – равные количества денег имеют равную стоимость.

Сущность денег раскрывается через их функции.

Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег: меру стоимости, средство обращения и средство накопления.

По их мнению, функции средства обращения и средства платежа – одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

На основе функций денег сформулирован закон денежного обращения , устанавливающий зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, взаимополагающихся платежей и скорости обращения денег. Сегодня это количество определяется по формуле:

где М – находящаяся в обращении денежная масса (количество денег); Р средний уровень цен; Q – реальный объем валового национального продукта (ВНП); V – средняя скорость обращения одной денежной единицы.

Бумажные деньги – это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения.

Монета – это слиток металла особой формы и пробы .

Кредитные деньги – это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений .

Чек письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.

Вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.

Банкноты – банковские билеты – денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками . От бумажных денег банкноты отличаются тем, что имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа.

Происходит замена банкнот, векселей, чеков кредитными карточками , которые осуществляют функцию денег как средства платежа.

Электронные деньги – это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т.

Управление государственным долгом

д. Появились смарт‑карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

С возникновением и распространением бумажных, кредитных и электронных денег все более остро встает проблема инфляции.

Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Основные источники инфляции : повышение номинальной заработной платы, например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда; увеличение цен на сырье и энергию вследствие чего нарушается механизм предложения; увеличение налогов.

Различают два типа инфляции.

Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса . Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх.

Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги . Инфляция ведет к замедлению экономического роста. Нулевые темпы развития экономики свидетельствуют о стагнации (от лат. stagnum – стоячая вода). Если застой сопровождается инфляцией, такое состояние экономики называют стагфляцией .

В реальности сложно разделить два типа инфляции, но если во втором случае заложен механизм самоизлечения, поскольку снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т. е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса, то в случае с инфляцией спроса необходимо вмешательство государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. Заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

  • Словарь юридических терминов

  • - вид размещаемых на добровольной основе государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на фиксированный доход в течение всего срока владения этими...

    Словарь юридических терминов

  • - один из видов ценных бумаг, выпускаемых в обращение государством для покрытия бюджетных расходов...

    Словарь юридических терминов

  • - См.: долговое обязательство...

    Финансовый словарь

  • - ....
  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см....

    Энциклопедия юриста

  • - любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления...

    Большой юридический словарь

  • - вид размещаемых на добровольной основе государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на фиксированный доход в течение всего срока владения этими...

    Большой юридический словарь

  • - вид размещаемых на добровольной основе государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на фиксированный доход в течение всего срока владения этими...

    Большой юридический словарь

  • - статья пассива баланса компаний ряда стран, показывающая деньги, которые компания выручила, выпустив облигации, то есть это долговые обязательства перед держателями облигаций...

    Большой экономический словарь

  • - государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления...

    Экономический словарь

  • - любые государственные ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - размещаемые на добровольной основе государственные ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

"ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА" в книгах

Что такое обеспеченные долговые обязательства?

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое обеспеченные долговые обязательства? Обеспеченные долговые обязательства – это ценные бумаги, обеспеченные активами, то есть основанные на пуле активов, а не каком-то одном.Уникальными обеспеченные долговые обязательства делает то, что их пакеты делятся на

3.3. Долговые обязательства

Из книги Учет ценных бумаг и валютных операций автора Соснаускене Ольга Ивановна

3.3. Долговые обязательства В процессе предпринимательской деятельности многие организации вступают во взаимоотношения, следствием которых может стать возникновение долговых обязательств, которые свидетельствуют о вовлечении в оборот заемных средств.Согласно п. 1 ст.

12.2. Финансовые вложения в долговые ценные бумаги

Из книги Азбука бухгалтерского учета автора Виноградов Алексей Юрьевич

12.2. Финансовые вложения в долговые ценные бумаги Наличие и движение инвестиций предприятия в частные и государственные долговые ценные бумаги учитываются на активном счете 58 «Финансовые вложения» на субсчете 58-2 «Долговые ценные бумаги».Если сумма фактических

3.4.3.1. Государственные долговые ценные бумаги

автора Иванова Ольга Владимировна

3.4.3.1. Государственные долговые ценные бумаги Статьей 284 НК РФ установлены следующие налоговые ставки для государственных ценных бумаг:15 % – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах

3.4.3.2. Корпоративные долговые ценные бумаги

Из книги Учет и налогообложение ценных бумаг и долей автора Иванова Ольга Владимировна

3.4.3.2. Корпоративные долговые ценные бумаги Учитывая, что проценты по корпоративным ценным бумагам облагаются по общей ставке налога на прибыль, суммы начисленных процентов отражаются в Листе 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.Доходы и расходы при реализации и

98. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

98. Учет финансовых вложений в долговые ценные бумаги Учет долговых ценных бумаг осуществляют на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги». Сберегательные и депозитные сертификаты, а также чеки учитываются организацией на счете 55 «Специальные

Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906–1917 гг.)Муромцев Сергей Андреевич, кадет, председатель I Государственной Думы (7 апреля – 8

Государственные казначейские обязательства (ГКО)

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Государственные казначейские обязательства (ГКО) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО) (полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления

Вопрос 160. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 160. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Алиментные обязательства родителей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 СК). Порядок и

57. Понятие обязательства. Содержание и предмет обязательства. Стороны в обязательстве

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

57. Понятие обязательства. Содержание и предмет обязательства. Стороны в обязательстве Обязательство (obligatio) - правовые основы, в силу которых мы принуждаемся что-нибудь исполнить согласно законам нашего государства (институции Юстиниана).Сущность обязательства

автора Коллектив авторов

Глава 15. ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации 1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации 1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая

42. Обязательства как бы из договора. Ведение чужих дел без поручения. Обязательства из неосновательного обогащения

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

42. Обязательства как бы из договора. Ведение чужих дел без поручения. Обязательства из неосновательного обогащения Обязательства как бы из договора (quasi ex contractu) - обязательства, возникающие при отсутствии между сторонами договора, но по своему характеру и содержанию

Глава 15. ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 15. ВНЕШНИЕ ДОЛГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются

37. Понятие и содержание обязательства. Возникновение обязательства

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

37. Понятие и содержание обязательства. Возникновение обязательства Обязательство - правоотношение между двумя лицами, в силу которого должник обязан исполнить что-либо в пользу кредитора, имеющего право требовать этого исполнения.Предмет обязательства составляло то,

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный долг(понятие, виды, формы, структура). Понятие государственных (муниципальных) долговых обязательств. Управление государственным долгом

Государственный долг США (англ. The United States government debt), национальный долг США (англ. national debt) -- деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам.

Государственный долг - общий размер задолженности правительства США владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные профициты.

К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем. В 2010 году государственный долг, по данным справочника ЦРУ, занимал 36-е место в мире по размеру в отношении ВВП.

По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил $15 трлн 33 миллиарда 607 миллионов 225 тысяч 920 долларов 32 цента. Объём долга составляет 99,9 % ВВП США.

Статьи расходов бюджета США превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) с конца 60-х годов XX века (с 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза -- в 1998--2001 гг.). Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году вследствие массивных финансированных облигациями госрасходов на оборону, когда он составлял 121,2 % ВВП. Бурный рост экономики США (и, как следствие, ВВП) между 1965 и 1985 годами позволил сократить это значение до уровня около 40 %.

Виды государственного долга:

* внешний - составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами.

Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте - долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.

Основными источниками внешнего долга являются:

  • ? долги частного сектора;
  • ? дефицит государственного бюджета;
  • ? отрицательное сальдо торгового баланса (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта);
  • ? процентные начисления на ранее выданные средства.
  • * внутренний - составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.

Внутренний долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на размеры совокупного богатства нации.

Внутренние долги США тождественны внутренним сбережениям США и отражают размер экономики США - объём экономических взаимосвязей между её субъектами.

Общая задолженность американских домохозяйств составляет более $13 трлн. Потребительские долги (в основном кредитные карточки и автомобильные ссуды) домохозяйств США составили на июнь 2009-го $2500 млрд. Ипотечные долги немного превышали $11 трлн в конце 2008-го.

Для сравнения, богатство-нетто (имущество минус долги) американских домохозяйств превышает $50 трлн, хоть и сильно упало в результате финансового кризиса.

Структура государственного долга:

Данные на осень 2011:

  • o Долговые обязательства частного сектора - $3,7 трлн.
  • o Государственный долг - $14,9 трлн.

По состоянию на осень 2011 года объем всех долгов США составляет -- $54,5 трлн.

Формы государственного долга:

  • ? Государственные ценные бумаги США;
  • ? Заключенные договора о предоставлении государственных гарантий США;
  • ? Договоры, кредитные соглашения и договоры США с иностранными государствами, кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
  • ? Соглашения и договоры США о продлении и изменении условий долговых обязательств прошлых лет.

Государственные долговые обязательства -- государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления.

Рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в мире. Его объем увеличивается крупными темпами и составляет 8,386 трлн. долл., или 45% мирового рынка государственных долговых инструментов (на 1 сентября 2001 года). Основным эмитентом долговых обязательств в США выступает Казначейство, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги.

В условиях современной экономики рынок ценных бумаг повсеместно (за редкими исключениями) выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Практически вся задолженность государства в большинстве развитых стран воплощена в ценных бумагах. В США более 99% задолженности федерального правительства приходится на государственные ценные бумаги.

В целях финансирования государственного долга США Казначейством на регулярной основе выпускаются государственные ценные бумаги. Казначейство выпускает несколько типов государственных ценных бумаг -- казначейские векселя (T-bills), казначейские ноты (treasury notes), казначейские облигации (treasury bonds).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства (США), связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Управление государственным долгом США осуществляет Казначейство. Оно выполняет операции связанные с управлением государственного долга. Вплоть до начала XX века какое-либо регулирование на рынке ценных бумаг США со стороны государственных органов отсутствовало. Рынок ценных бумаг контролировался исключительно фондовыми биржами. Это регулирование предназначалось для поддержания честных правил игры между самими профессиональными участниками и практически никак не затрагивало инвесторов. На фондовом рынке процветала практика манипулирования ценами, которая в настоящее время повсеместно признана противозаконной.

В США к управлению государственным долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения). В США до Первой мировой войны конгресс принимал решение о каждом дополнительном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 г. был осуществлен переход к практике установления его потолка и существует по сегодняшний день.



Просмотров