Публичное исполнение произведений. Для нее имеются определенные требования. Отчёт ндфл от общего размера

В разгар кризиса на наших просторах, пришла пора познакомить вас со списком сайтов, которые платят авторам минимум по 50$ за пост или статью (ну где еще вам столько заплатят?).

В списке представлены сайты, специализирующиеся на различных сферах жизни: начиная с воспитания детей или вязания и заканчивая бизнесом и писательским трудом, так что каждый сможет найти что-то себе по душе. На одних сайтах указана сумма, которую они готовы платить авторам, о других же сайтах, мы узнали со слов фрилансеров.

Предварительная подготовка

Прежде чем начинать наобум заходить на приведенные ниже сайты, внимательно прочитайте описания и изучите посты, опубликованные ранее. Конкуренция здесь достаточно высока. Убедитесь, что у вас есть свежая тема или же вы можете с новой стороны раскрыть предмет, о котором ранее уже писали.

Если вы хотите узнать о том, как создать успешный гостевой пост перейдите по этой или этой ссылке .

Итак, вот и сам список!

10 сайтов в категории "бизнес, карьера и финансы"

1. B. Michelle Pippin платит по 50-150$ за статьи о бизнесе.

31. Bitch Magazine’s website платит за большие газетные статьи о поп-культуре. Сумма оплаты варьируется, решите этот вопрос с редактором.

32. BlogHer платит по 50$ за пост на различные темы, касающиеся образа жизни. Этот сайт относится к семье сайтов SheKnows, куда также входят StyleCaster, DrinksMixer и DailyMakeover.

33. Cultures and Cuisines платит по 200$ за каждую статью.

34. The Daily Beast, согласно имеющимся сведениям, платит по 250$ и больше. На сайте указан электронный адрес, с которого редко отвечают, поэтому вам придется немного попотеть, чтобы найти человека, к которому можно будет обратиться по поводу статьи.

35. Dame , как сообщают, платит по 200$ за очерки. Они принимают свидетельства очевидцев и другие статьи.

36. Dorkly платит по 75$ за пространные статьи о Бетмене, Марвеле, Покемонах и на другие странные темы.

37. END/PAIN - новый сайт, который запустился только в этом году. Он платит по 250$.

38. Expatics для американских эмигрантов. Это еще один сайт, где вам нужно будет предварительно обсудить оплату.

39. Fund Your Life Overseas платит по 75$ за статьи о бизнес-идеях, которые приносят доход иностранцам.

40. Gawker Media , как сообщают, платит по 250$ за рассказы очевидцев и за очерки на своих сайтах, которые включают Deadspin, Jezebel и другие. Они предпочитают подробные статьи. Недавно они закрыли некоторые сайты и планируют сосредоточиться на политике, поэтому убедитесь, что вы нашли работающий сайт.

41. getAbstract , по имеющимся сведениям, платит по 300$ за длинные (2000-4000 слов) книжные рецензии.

42. Gothamist платит от 50 до 150$ за истории очевидцев о событиях в Нью-Йорке.

43. HowlRound платит по 50$ за блог-посты об управлении и маркетинге в театре, постановке и написании пьес.

44. The International Wine Accessories blog платит по 50$ и больше за статьи.

45. Оплата в интернет-журнале The Kernel от The Daily Dot варьируется, так что будьте к этому готовы. За статью в 1000-2000 слов могут заплатить 350$.

46. Knitty платит по 75-100$ за статьи о вязании.

47. Listverse платит по 100$ за длинные (1500 слов) статьи на различные темы.

48. The Mix от интернет-издания Hearst (включая Country Living, Bazaar, Esquire, Popular Mechanics и другие) платит по 50-100$ за статьи.

49. New York Observer платит по 100$ за посты о политике и культуре для «представителей метрополии с утонченными вкусами».

50. OZY платит фрилансерам, но ставка варьируется.

51. Paste платит по 50$ за статьи на различные темы.

52. Penny Hoarder рассказывает об идеях экономии. Вам нужно будет обсудить оплату с редактором.

53. Playboy.com платит до 350$ за статью, в зависимости от темы.

54. Pretty Designs рассказывает о моде и красоте. Вам придется договариваться о стоимости каждого поста.

55. PsychCentral рассказывает о психическом здоровье. На сайте не оказана сумма оплаты, но по сообщениям читателей, они неплохо платят за статьи.

56. Refinery29 , как сообщают, платит по 75$ за слайд-шоу, статьи и очерки на различные темы. Темы для статей вы можете найти на их домашней странице.

57. Salon платит по 100-200$ за очерки и свидетельства очевидцев, даже за очень длинные.

58. Saveur предлагает 150$ за «удивительные истории о еде и путешествиях».

59. The Salt (блог NPR о еде), как сообщают, платят около 200$.

60. Smithsonian Magazine Online платит опытным фрилансерам около 600$ за свидетельства очевидцев.

61. платит по 200$ за статьи о базах данных.

67. Graphic Design School blog платит по 100-200$ за статьи и учебные видео о Photoshop, Illustrator, InDesign и открытых дизайнерских инструментах.

68. Indeni платит по 50-200$ за посты о защитных системах Check Point, распределитель нагрузки F5 или сетевые защитные системы Palo Altо.

69. Linode платит по 250$ за статьи о Linux, Socket.io, базы данных NoSQL databases, игровые серверы, Open Change, и Web RTC.

70. SlickWP платит по 100$ за посты о WordPress и пакет программ the Genesis Theme.

71. Treehouse платит по 100-200$ за посты о веб-дизайне и разработке.

72. Tuts+ платит по 100$ за учебные видео о различных технологиях, включая веб-дизайн и флэш-память. Раньше Tuts руководил 16 разными блогами, включая Freelance Switch, но сейчас все собрано на одном сайте, который включает в себя дизайн, разработку игр, фотографирование и другое.

73. WordCandy платит по 6 центов за каждое слово в статьях, которые будут выложены от другого лица. Статьи о WordPress появятся на самых больших WordPress блогах, таких как wpmudev.

74. WPHub платит по 100-200$ за публикации о тенденциях веб-дизайна, лучшие кодировки и другие темы, связанные с WordPress.


Писательский труд

75. Funds for Writers платит по 50$ за статьи для информационной рассылки о том, как заработать деньги писательским трудом.

76. Make a Living Writing . Да, этот блог тоже платит по 75$ за каждый пост на вольную тему, а также по 100$ за посты на заданные редакцией темы.

77. WOW! Women on Writing платит по 50-150$.

78. The Write Life платит за определенные посты – вам нужно будет обсудить сумму оплаты.

79. Writer’s Weekly платит по 60$ за статьи, связанные с писательским трудом.

Вы уже попробовали написать на эти сайты? А может, вы нашли еще какие-нибудь? Обязательно сообщите нам об этом в комментариях.

Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Р ассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Кому принадлежит право на фонограмму?

До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об автор­ском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма - это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение - это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.

Свернуть Показать

Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объекту смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. Последующее развитие нормы о праве на фонограмму получили в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (среди норм о смежных правах). В IV части ГК РФ праву на фонограммы посвящен уже отдельный параграф (параграф 3 гл. 71). Увеличение объема правового регулирования свидетельствует о возрастании роли фонограммы как объекта смежных прав.

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм , которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае - фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.

Кто должен платить за звучание фонограмм?

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.

Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели . Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

Пример 1

Свернуть Показать

К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его .

Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения ­за использование фонограмм являются:

  1. рестораны, кафе, бары, закусочные и другие предприятия общественного питания - при публичном исполнении произведений как с помощью технических средств (включая караоке и музыкальные автоматы), так и артистами-исполнителями или исполнительскими коллективами (живая музыка);
  2. развлекательные предприятия:
    • а) клубы: музыкальные клубы, ночные клубы, караоке-клубы,
    • б) дискотеки и танцевальные площадки,
    • в) культурно-развлекательные центры, казино,
    • г) залы игровых клубов (игровые автоматы), компьютерных клубов, залы для игры в бильярд, пул, керлинг и боулинг, залы показа мод и проведения конкурсов красоты, отдельно стоящие системы караоке;
  3. предприятия торговли, включая торговые павильоны, палатки, столы, стенды, киоски, магазины, торговые комплексы, автозаправочные станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании торговых залов (торговых точек) ­и площадей в процессе торговли;
  4. выставочные комплексы и выставочные залы - при станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании выставочного комплекса при помещении выставочного зала при проведении выставок;
  5. предприятия сферы услуг (парикмахерские, парикмахерские салоны, салоны красоты, косметические салоны, солярии, сауны, бани, залы обслуживания клиентов в финансово-кредитных и других учреждениях, ателье по ремонту, пошиву, пункты проката, прачечные, химчистки, Дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС, а также организаторы торжеств - при использовании музыкальных ­произведений в процессе оказания услуг;
  6. гостиницы, мотели (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) и кемпинги - при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
  7. санаторно-курортные комплексы, пансионаты, дома отдыха, спортивные базы отдыха и т.п. (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) - при публичном исполнении музыкальных ­произведений в помещениях и на территории;
  8. спортивные и спортивно-оздоровительные заведения: спортивные клубы и центры (фитнес-клубы, тренажерные залы, стадионы, катки, ролледромы, скейтпарки, аквапарки, велотреки, горнолыжные спуски и т.п.) - при музыкальном сопровождении соревнований, занятий и отдыха;
  9. предприятия пассажирского транспорта при публичном исполнении произведений в транспортных средствах:
  10. аэропорты, порты и вокзалы - при публичном исполнении произведений в помещениях, на перронах, пристанях и прилегающей территории;
  11. парки и сады культуры и отдыха, пляжи - при централизованном музыкальном озвучивании территории или при отдельном ­озвучивании аттракционов;
  12. кинотеатры, видеосалоны, клубы, дома культуры и другие пользователи - при публичном исполнении музыкальных произведений, при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное - создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого ­использована - ­лицензионная или «пиратская».

Пример 2

Свернуть Показать

Если в кафе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, запись песни используется только в качестве фона, он все равно обязан внести плату за ее использование.

Кому платить?

Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними ­договоры, после чего - производить выплаты.

Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, дейст­вующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ) .

Чтобы не заключать многочисленные договоры, сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе .

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ). В нашем случае пользователем является предприниматель.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фоно­грамм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Согласно пункту 1 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления, одной из которых является управление правами исполнителей и (или) изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждено «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами». Следует иметь в виду, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть ­получена только одной организацией по управлению правами.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

Пример 3

Свернуть Показать

В парикмахерской, баре, фойе гостиницы, принадлежащих предпринимателю, могут быть использованы конкретные фонограммы (песни определенных певцов, композиторов, записанные на диски, периодически используемые предпринимателем). В этом случае он заранее знает, за чьи фонограммы он будет платить, и должен выбрать ту организацию, которая представляет интересы данных исполнителей и изготовителей. Однако в качестве музыкального сопровождения нередко используется радио. В такой ситуации нельзя заранее знать, чьи именно фонограммы прозвучат в эфире, соответственно, невозможно точно определить, с какими организациями заключили договоры правообладатели и куда нужно обращаться предпринимателю. Аккредитация снимает эту проблему.

Первоначальная аккредитация будет предоставлена на 5 лет, после чего при отсутствии замечаний со стороны контролирующих органов срок аккредитации составит 5-10 лет. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Росохранкультура, www.rosohrancult.ru).

Что станет с организациями, не получившими аккредитации? И как быть предпринимателю, уже заключившему договор с одной из них? Паниковать в этом случае не стоит. В ГК РФ отмечается, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Однако такие организации не вправе заключать договоры с пользователями от имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, а только в интересах тех исполнителей и изготовителей фонограмм, которые предоставили им соответствующие полномочия.

Списки таких правообладателей можно посмотреть на сайте указанных организаций в реестрах правообладателей либо запросить непосредственно в организации. Данные из реестров предоставляются всем заинтересованным лицам за исключением сведений, которые в соответствии ­с законодательством не могут разглашаться без согласия самого правообладателя.

Предпринимателю с организацией, управляющей правами на коллективной основе, необходимо заключить договор, на основании которого и будет вноситься та или иная денежная сумма. В договоре определяются размер и срок выплаты. Вместе с выплатой вознаграждения предприниматели должны будут предоставить аккредитованной организации документы, а также иные сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень этих сведений определяется договором (п. 4 Правил) и, как правило, обусловлен теми техническими средствами, которые ­задействованы в автоматизированной системе распределения гонорара.

После заключения договора предприниматель обязан производить ежемесячные выплаты за использование фонограмм, а организация, управляющая правами на коллективной основе, - распределять вознаграждение между исполнителями и изготовителями фонограмм.

Однако существование обществ по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности прямого заключения договора с исполнителями и изготовителями фонограмм. В любом случае ­предприниматель вправе выбрать наиболее удобный для него вариант.

Сколько платить?

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают .

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

  • какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;
  • является ли использование фонограмм основным видом ­деятельности для предпринимателя или нет;
  • взимается ли плата за прослушивание с клиентов;
  • каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией ­в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год. Для каждой из 12 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

Пример 4

Свернуть Показать

Ставки для предприятий торговли (п. 3 перечня, приведенного на стр. 40) зависят от площади помещения. Так, если площадь магазина не более 100 кв.м, то ставка составляет 500 руб. в месяц (как и для секций, отделов, торговых платок, киосков, столов и стендов).

Для ателье, пунктов проката, прачечных, химчисток и парикмахерских ставка равняется 300 руб., для парикмахерских салонов - уже 1 000 руб., для парикмахерских салонов класса люкс, салонов красоты, косметических салонов, солярия - 1 500 руб.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% ­(исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд, несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение, в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе ­и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов - членов РАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению ­их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные ­инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фоно­грамм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение - неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо без лицензионного соглашения, является неправомерным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 42-В07-4).

Кто получит вознаграждение?

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со статьями 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели предоставляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и предоставляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (пункт 4 статьи 1243 ГК РФ).

Санкции

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость ­правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц - от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.

Можно ли избежать выплаты вознаграждения за использование фонограммы?

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования ­фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ),
  • использование в информационных, научных, учебных или ­культурных целях (ст. 1274 ГК РФ),
  • публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ),
  • воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ),
  • запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного ­использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние , который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет , считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2 статьи 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются ­обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии попадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

Сноски

Свернуть Показать


Стимулированием создания научно-технических разработок служит система поощрений авторов изобретений. Результаты изобретательской деятельности, полученные работником при выполнении своих обязанностей, принадлежат работодателю. На созданный интеллектуальный продукт работодатель получает патент, а за исполнителем сохраняется право авторства. Такое изобретение считается служебным, а его автору или группе авторов полагается вознаграждение от нанимателя.

Чаще всего патентообладателями являются компании, предприятия, научно-исследовательские институты, а в качестве авторов регистрируются физические лица, внесшие существенный вклад в создание изобретения. Владелец патента приобретает исключительное право распоряжаться интеллектуальной собственностью, а разработчики кроме права авторства получают денежное поощрение, которое называется авторским вознаграждением за изобретение и выплачивается патентообладателем.

Основания для выплат по авторским вознаграждениям

За создание служебного изобретения авторам выплачивается вознаграждение в случаях, если работодатель , сохранил его в тайне, передал права на его оформление другим лицам или не стал получать патент по собственной вине (например, не оплатил пошлины).

Право на установление порядка и сроков оплаты по вознаграждениям принадлежит Правительству Российской Федерации (ст. 1246 ГК РФ). Ставки по выплатам и сроки платежей, предусмотренные правительством, применяются в случаях отсутствия договора между работодателем и работником. Авторские выплаты регламентируются Гражданским Кодексом (п. 3 ст. 1345 ГК), ст. 34 Патентного закона РФ, а также Постановлением правительства РФ № 512 от 4.06.2014 г.

Юридическими аспектами для выплат являются следующие факты:

  • создание объекта изобретения и получение патентного документа;
  • заключение договора о выплатах между владельцем патента и автором;
  • использование полученного изобретения при производстве или реализации продукции.

Важнейшим документом для определения выплат является договор по авторским вознаграждениям между владельцем патента и автором (авторами) изобретения. Взаимным согласием определяются обязанности работодателя по авторским вознаграждениям, виды денежных поощрений, ставки, сроки и порядок оплаты. В договор могут включаться условия отчислений для авторов в случаях передачи прав по лицензии, а также при досрочном прекращении использования патента.

В составлении договора заинтересованы обе стороны. При достижении соглашения авторы получают гарантированное вознаграждение и не тратят время на судебные споры, разбирательства. Работодателю также выгодны договорные обязательства, так как суд чаще всего присуждает выплаты работникам гораздо выше.

Если авторство зарегистрировано для группы изобретателей, к договору дополнительно прилагается документ-соглашение о распределении вознаграждения между авторами, обычно в процентном отношении от общей суммы. При отсутствии такого соглашения вознаграждение делится поровну. Договор об авторском вознаграждении – это юридический документ, который является основанием для решения спорных вопросов при рассмотрении в суде.

Виды и размеры авторского вознаграждения

  • в виде разового платежа или фиксированных сумм за определенный период, например, за год;
  • в виде процента от объема реализованной или выпущенной продукции с использованием изобретения;
  • от доли полученной прибыли (дохода);
  • другие формы.

Если работодатель и автор-работник не пришли к соглашению и не заключили договор по авторским выплатам, порядок стимулирования изобретателей определяется Правилами, утвержденными Постановлением правительства РФ № 512 от 4.06.2014 г.

  1. Разовое вознаграждение за создание интеллектуального продукта в размере 30% от средней зарплаты работника-автора за последние 12 месяцев; выплачивается не позднее двух месяцев после получения патентного документа.
  2. Вознаграждение за использование служебного изобретения – сумма выплат составляет 100% средней зарплаты работника за последние 12 месяцев, в течение которых установлено использование изобретения. Оплата производится в течение месяца, следующего после каждых 12 месяцев использования.
  3. При заключении лицензионного договора по патенту авторы получают 10% от лицензионных поступлений.
  4. При передаче права на получение охранного документа или исключительного права на изобретение авторам причитается 15% от данного вида договора.

Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет и за патентообладатель обязан уплачивать пошлины. По инициативе владельца патента возможно досрочное прекращение действие охранного документа. Если в этой ситуации работодатель продолжает изготовление и реализацию товаров с использованием изобретения в полном объеме, авторы могут претендовать на получение вознаграждения. Спор по таким вопросам в случаях разногласий решается в суде.

Авторские вознаграждения являются важнейшим стимулом для разработки и создания инновационных продуктов, новейших технологий. Регулирование порядка оплаты достигается грамотно составленным договором о выплатах, в котором необходимо предусмотреть все возможные способы использования изобретения, а также предварительно оценить суммы оплаты по различным способам – разовым, фиксированным, процентным ставкам и т.д.

Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям

Как пояснила ФНС, в данном случае взносы не начисляются, НДФЛ не удерживается.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.

Пунктом 1 статьи 420 НК определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по договорам о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК индивидуальные предприниматели являются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и в соответствии с пунктом 3 указанной статьи самостоятельно уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из величины полученного дохода, в соответствии со статьей 430 НК.

По вопросу обложения НДФЛ

Организация или ИП, выплачивающие физическим лицам вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства, признаются на основании статьи 226 НК налоговыми агентами в отношении таких выплат физлицам и обязаны с таких выплат исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

В случае если театр выплачивает авторское вознаграждение индивидуальному предпринимателю, у театра не возникает обязанности удерживать с этих доходов НДФЛ , так как с полученного вознаграждения ИП самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями статьи 227 НК.

Вычет фактически произведенных и документально подтвержденных расходов

Как пояснила ФНС, в данном случае вычет для целей исчисления взносов производится без заявления, а профессиональный вычет по НДФЛ - по заявлению. При этом следует учесть некоторые нюансы.

По вопросу обложения страховыми взносами:

Положениями статьи 421 НК установлено, что сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при исчислении базы для исчисления страховых взносов, в части, касающейся лицензионного договора о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, определяется как сумма доходов, полученных по лицензионному договору о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.

Если расходы не могут быть подтверждены документально, то на исполнение произведений литературы и искусства они принимаются к вычету в размере 20% от суммы начисленного дохода.

При этом нормы главы 34 НК не содержат условий о необходимости представления автором заявления на вычет.
Следует обратить внимание, что согласно пункту 3 статьи 422 НК любые вознаграждения, выплачиваемые физлицам по договорам ГПХ, в том числе по лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, не включаются в базу для исчисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС.

По вопросу обложения НДФЛ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 221 НК налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов .

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных нормативах затрат (в процентах к сумме начисленного дохода), указанных в статье 221 НК.

При этом физлица вправе получить профессиональные налоговые вычеты, подав письменное заявление налоговому агенту, выплачивающему вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства.

Из положений статьи 221 НК следует, что во всех указанных случаях профессиональный налоговый вычет предоставляется физлицам, создавшим соответствующее произведение, а также авторам научных трудов, разработок, открытий и изобретений в отношении их затрат, связанных с созданием вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности.

Физлица, к которым исключительное право на произведение перешло по наследству в соответствии со статьей 1283 ГК, не являются лицами, создавшими данное произведение, и, соответственно, не несли каких-либо расходов по его созданию.

Таким физлицам, равно как и иным правообладателям, приобретшим исключительное право на произведение по договору на отчуждение исключительного права или по лицензионному договору, профессиональный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 3 статьи 221 НК, не предоставляется.

Вознаграждения за создание служебных произведений

Как пояснила ФНС, в данном случае следует удержать НДФЛ, а вот обложение страховыми взносами зависит от содержания трудового договора.

По вопросу обложения страховыми взносами:

Исходя из положений статьи 1295 ГК служебным произведением является произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах установленных для него трудовых обязанностей.

Учитывая изложенное, если в трудовом договоре с работником определено, что в его трудовую функцию входит создание служебных произведений , то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику, являющемуся автором, по договору о выплате вознаграждения, признаются объектом обложения страховыми взносами как вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений.

Если же создание служебных произведений не закладывается в трудовые функции работника , то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения, не подлежат обложению страховыми взносами.

По вопросу обложения НДФЛ:

Согласно пункту 1 статьи 210 НК при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения

Таким образом, выплачивая нерезиденту доход по договору авторского заказа, НДФЛ удержите по ставке, установленной нормами соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и страной, резидентом которой является автор. При этом человек должен документально подтвердить , что он является налоговым резидентом государства, с которым у России заключено соответствующее соглашение. Это следует из пункта 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные выводы следуют из письма ФНС России от 12 октября 2012 г. № АС-3-3/3680.

Если же соответствующего соглашения между Россией и страной, где проживает автор, не существует, либо человек не представил организации, выплачивающей доход, необходимого подтверждения, НДФЛ с суммы авторского вознаграждения удержите по ставке 30 процентов.

Пример определения ставки НДФЛ с суммы авторского вознаграждения. Российская организация выплачивает авторское вознаграждение резиденту другого государства

Российская организация (издательство) заключила договор авторского заказа с гражданином Республики Хорватии, где последний проживает постоянно. Договор предусматривает, что автор предоставляет организации право использования литературного произведения в установленных договором пределах.

В настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватии от 2 октября 1995 г.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 12 этого соглашения вознаграждение за предоставление права использования авторских прав, источником выплаты которого является территория России, может облагаться НДФЛ как в России, так и в Хорватии. При этом ставка налога в России не может превышать 10 процентов.

Следовательно, выплачивая вознаграждение по договору авторского заказа налоговому резиденту Хорватии, российская организация должна удержать НДФЛ по ставке 10 процентов.

Ситуация: по какой ставке удержать НДФЛ с авторских вознаграждений иностранным гражданам - нерезидентам, являющимся высококвалифицированными специалистами? Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной проживания специалиста нет.

По ставке 30 процентов.

По общему правилу выплаты иностранным гражданам, которые признаются высококвалифицированными специалистами , облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от их налогового статуса. Ставка 13 процентов применяется в отношении доходов, полученных ими от осуществления трудовой деятельности. При этом осуществлять такую деятельность высококвалифицированный специалист должен в соответствии с требованиями статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь положения статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ относятся только к высококвалифицированным специалистам, которые работают на основании:

  • трудовых договоров;
  • гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод позволяют сделать абзац 12 пункта 1 статьи 2 и подпункт 2 пункта 6 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Договор о передаче авторских прав является гражданско-правовым договором на передачу имущественных прав (ст. 1226, 1285, 1234, 1286, 1235, 1288 ГК РФ). Он не относится ни к трудовому договору, ни к гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, положения абзаца 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении высококвалифицированных специалистов, работающих по договору о передаче авторских прав. А значит, с авторского вознаграждения таких граждан-нерезидентов нужно удержать НДФЛ по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-04-06/6-154).

Профессиональные вычеты по НДФЛ

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в т. ч. и наследникам автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письма Минфина России от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101 и ФНС России от 12 января 2012 г. № ЕД-4-3/72).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент . Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Стандартные вычеты по НДФЛ

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору?

Да, можно.

При предоставлении стандартного налогового вычета ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. .

Стандартные вычеты человеку, привлеченному к работе по авторскому договору, предоставляйте только за те месяцы, в течение которых этот договор действует. При решении вопроса о предоставлении вычета на детей учитывается доход, полученный автором с начала налогового периода (года).

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/10-81, ФНС России от 4 марта 2009 г. № 3-5-03/233 и УФНС по г. Москве от 1 июня 2010 г. № 20-15/3/057717.

Если договор действует в течение нескольких месяцев, а вознаграждение выплачивается не ежемесячно (например, единовременно по истечении срока действия договора), то стандартные налоговые вычеты предоставляйте за каждый месяц действия договора, включая те месяцы, в которых вознаграждение не выплачивалось. Такой вывод следует из писем Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10, от 21 июля 2011 г. № 03-04-06/8-175, от 19 августа 2008 г. № 03-04-06-01/254, от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-01/203, от 12 октября 2007 г. № 03-04-06-01/353, ФНС России от 9 октября 2007 г. № 04-1-02/002656. Подтверждает такой подход и постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 4431/09.

Пример предоставления стандартных и профессиональных налоговых вычетов резидентам, получающим вознаграждение по договору о передаче авторских прав

ООО «Альфа» заключило с А.С. Кондратьевым в январе договор на публикацию в журнале его статьи. Кондратьев является резидентом России. В марте Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приема-передачи).

Кондратьев написал заявление о предоставлении профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в фиксированном размере. Поэтому при расчете налога сумма вознаграждения была уменьшена на 20 процентов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

У Кондратьева есть единственный ребенок (возраст - 10 лет), поэтому сотруднику положен стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ. Для предоставления стандартного вычета сотрудник написал соответствующее заявление .

За период январь-март Кондратьев получал доходы только от «Альфы».

Налоговая база по НДФЛ, удерживаемому с Кондратьева, за март составила 3800 руб. (10 000 руб. - 10 000 руб. × 20% - 1400 руб./мес. × 3 мес.).

Дата удержания НДФЛ

Вознаграждение по авторскому договору включите в налоговую базу по НДФЛ в день выплаты вознаграждения (в денежной или натуральной форме) (п. 1 ст. 223 НК РФ).
Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее о том, как их рассчитать, см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование по гражданско-правовым договорам . Взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена авторским договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.



Просмотров