Принцип нерушимости государственных границ босния. Принцип неприкосновенности государственной границы

13. ПРИНЦИП НЕРУШИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов 1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов,

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме 1. Собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 7.31. Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 12. Изменение границ муниципального образования 1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Раздел XIV ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИЗЫВА И

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

7. Принцип законности Отдельное место среди принципов гражданского процессуального права занимает присущий любой отрасли права общеправовой (межотраслевой) принцип законности.По ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Из книги Кримінальне право України. Загальна частина. автора Вереша Роман Вікторович

Из книги Застосування практики Європейського суду з прав людини при здійсненні правосуддя: Науково-методичний посібник для суддів автора Фулей Тетяна Іванівна

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Статья 125. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов 1. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и

Из книги автора

Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов 1. Соглашения и

Из книги автора

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Запрещающий какое-либо одностороннее изменение линии границы на местности, а т.ж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная на местности линия границы должна строго соблюдаться. Обозначающие линию границы пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению в одностороннем порядке. Как правило, не изменяется линии границы и в тех случаях, когда она установлена по пограничной реке, а река изменяет положение своего русла, если в соглашении сопредельных государств не установлено иное правило. Нормы и о государственной границе опираются на принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств и повсеместно применяются в международной практике. Любые изменения линии границы могут происходить лишь по соглашению сопредельных государств и в соответствии с международным правом. В силу своего суверенитета и, в частности, территориального верховенства каждое самостоятельно устанавливает порядок пересечения его границы гражданами, транспортом и грузами, или такой порядок устанавливается по соглашению заинтересованных государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. В соответствии с Законом РФ "О государственной границе Российской Федерации" РФ неприкосновенна. Любые попытки нарушить ее решительно пресекаются. Для обеспечения не прикосновенности границы сопредельные государства заключают соглашения о режиме взаимной границы и иные специальные соглашения. РФ имеет почти со всеми сопредельными странами соглашения о режиме взаимной границы и о развитии мирного сотрудничества на границах. Все они исходят из П.н.г.г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ" в других словарях:

    ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а тж. пересечение границы в нарушение соответствующих международных соглашений и внутренних правил государств. Установленная… … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Юридический словарь

    неприкосновенности государственной границы принцип - общепризнанный принцип международного права, запрещающий какое либо одностороннее изменение линии границы на местности, а также пересечение границы, нарушающее международные соглашения и внутренние правила государства. Любые изменения линии… … Большой юридический словарь

    Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого …

    История России … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - I Приднепровская Россия IX XII вв. земель, занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государства.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1 970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Посягательство на государственные границы – это односторонние действия или требования, направленные на изменение линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линий границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, т. е. государства «будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Принцип нерушимости границ тесно связан с другим принципом международного права – принципом неприкосновенности государственных границ. Последний входит в нормативную систему общего международного права, имея универсальный характер, независимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами, поскольку непосредственно вытекает из других общепризнанных принципов международного права, содержащихся в Уставе ООН и Декларации принципов международного права 1970 г., а первый носит региональный характер. Содержание принципа неприкосновенности границ включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности; не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил; право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ согласно Заключительному акту 1975 г. действует только в отношениях государств – участников этого акта, т. е. европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

3 2 Проблема изменения государственных границ в международном публичном праве

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств -границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

В разное время способы изменения государственной территории и образования новых границ были неодинаковы. Почти до середины XIX в. основным из этих способов была война, когда более сильное государство могло отобрать у более слабого государства часть его территории и даже полностью завоевать его. Вместе с тем монархи нередко покупали и продавали территорию, обменивались ею, отдавали в залог, делили между своими наследниками либо объединяли территории при династических браках. Например, английский король Карл П в 1664 г., женившись на португальской принцессе, получил в приданое Танжер, но в 1684 г. продал его султану Марокко. В 1803 г. Наполеон за 60 млн. франков продал QUA Луизиану, в 1867 г. русский царь Александр II за 7 млн. 200 тыс. долларов продал QUA Аляску и т. д .

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы.

Сделка о продаже территории. В качестве примера можно привести продажу Испанией Германии Каролинских островов в 1899 г. По договору от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила нашей стране территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Иоки за 700 млн. финских марок.

Компенсация за передаваемую территорию. В 1967 г. между Францией и Италией было достигнуто соглашение об изменении границы между ними в районе Клавьер в Альпах. Франция возвратила Италии один из участков территории, полученных ею по мирному договору 1947 г. За это Италия предоставила Франции право использовать воды протекающей по итальянской территории реки Ройя.

Обмен территориями. В 1878 г. Россия обменяла область Добруджу на Южную Бессарабию, принадлежавшую Румынии. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. - с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России в результате русско-японской войны 1904-1905 гг.

Вместе с тем к вопросу о восстановлении исторических прав надо относиться очень осторожно. Речь может идти о восстановлении исторических прав, нарушенных сравнительно недавно, на протяжении жизни одного-двух поколений людей. Если же начать пересматривать всю историю за тысячелетия, выбирая удобный или выгодный тому или иному государству период, то это может привести к всеобщему хаосу и бесчисленным конфликтам. Кроме того, восстановление исторических прав должно производиться не в одностороннем порядке по желанию того или иного государства, а на основе международного договора либо решения международного судебного органа

В этой связи следует упомянуть попытку захвата в 1990 г. Ираком территории Кувейта и присоединения его в качестве своей провинции на основании восстановления исторических прав.

Допускается изменение государственных границ и в порядке наказания государства за агрессию. Так, за развязывание и ведение агрессивной войны от Германии в соответствии с Потсдамским соглашением была отторгнута территория Восточной Пруссии, которая была разделена между СССР и Польшей. На том же основании - в порядке наказания за агрессию - Япония по решению союзных держав была лишена всех прав на ряд территорий, в том числе на Курильские острова.


Заключение

Таким образом, принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.

Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.

В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.

Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.

В заключении необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства - участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ - традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.

Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.


Список использованной литературы

I. Нормативные акты

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

5. Договор о Европейском союзе 1992 г.

6. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.

П. Научная литература

8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2006.

9. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2007.

10.Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2007.

11.Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2006.

12.12.Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права - М., 2006.

13.Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

14.Клименко Б.М., Ушаков М. А. Нерушимость границ - условия международного мира М, 2006.

15.Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств. М., 2007.

16.Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 2006.

17.Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2005.

18.Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2006.

19.Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2007.

20.Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2006. - № 5.

21.Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2006.

22.Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2007.

23.Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2005.

24.Талалаев А.Л. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М.,2006.

  • § 10. Принцип территориальной целостности государств.
  • § 11. Принцип уважения прав человека и основных свобод.
  • 1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.
  • § 1. Механизм имплементации международного права.
  • § 2. Международный механизм имплементации международного права.
  • § 3. Внутригосударственный механизм имплементации международного права.
  • § 4. Механизм имплементации норм международного права в законодательстве Республики Беларусь.
  • § 5. Место норм международного права в правовой системе Республики Беларусь и способы воздействия на ее реформирование.
  • § 6. Внутригосударственный механизм реализации норм международного права в Республике Беларусь.
  • § 1. Понятие и виды субъектов международного права.
  • § 2. Международная правосубъектность «сложных» государств и межгосударственных образований.
  • §3. Международная правосубъектность белорусско- российского Союзного государства
  • § 2. Международно-правовое признание государств.
  • § 3. Международно-правовое признание правительств
  • § 4. Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны
  • § 5. Формы признания и их юридические последствия
  • § 2. Международное правонарушение как основание ответственности государства
  • § 3. Механизм реализации международной ответственности государств за правонарушение
  • § 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • § 5. Возмещение противоправного вреда
  • § 6. Ответственность государств за совершение международных преступлений
  • § 8. Ответственность индивидов за совершение международных преступлений
  • § 9. Ответственность государств за ущерб,
  • § 10. Международно-правовая ответственность
  • § 1. Понятие правопреемства государств в международном праве.
  • 1.2. Понятие правопреемства в международных конвенциях
  • § 2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.
  • § 3. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
  • 3.2. Правопреемство государств в отношении государственной собственности
  • 3.3. Правопреемство государств в отношении государственных архивов
  • 3.4. Правопреемство государств в отношении государственных долгов
  • § 4. Практика правопреемства государств на территории бывшего ссср
  • 4.1. Общие положения
  • § 5. Кодификационный процесс в сфере правопреемства государств по вопросам гражданства
  • § 1. Понятие и виды территорий в международном праве.
  • Часть 2: классификация территорий исходя из из их правового режима:
  • § 2. Правовой статус государственной территории
  • § 3. Правовой статус государственных границ
  • § 4. Правовой режим международных рек и озер
  • § 5. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Арктика
  • 5.3. Антарктика
  • § 1. Понятие и классификация международных
  • § 2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров
  • § 3. Арбитражная процедура разрешения международных споров
  • § 4. Международное судебное разбирательство. Международный Суд оон
  • § 5. Механизмы разрешения споров в рамках региональных международных организаций
  • § 1. Понятие и правовое регулирование положения населения
  • § 2. Международно-правовые вопросы гражданства
  • 2.3. Безгражданство (апатризм, аполидизм)
  • § 3. Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь
  • 3.1. Общие положения
  • 3.2. Понятие и основные принципы гражданства Республики Беларусь
  • § 4. Правовой статус иностранцев
  • § 5. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь
  • 5.1. Общие положения
  • 5.3. Политические права и свободы иностранцев
  • § 6. Право убежища
  • § 7. Право убежища в законодательстве Республики Беларусь
  • § 8. Международная защита прав беженцев
  • § 9. Регламентация статуса беженцев,
  • § 9. Принцип нерушимости государственных границ.

    Принцип нерушимости государственных границ тесно свя­зан с принципом неприменения силы и угрозы силой в между­народных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.

    В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа не­ применения силы или угрозы силой: «Каждое государство обя­зано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ дру­гого государства или в качестве средства разрешения междуна­родных споров, в том числе территориальных споров и вопро­сов, касающихся государственных границ».

    Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государ­ства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и по­этому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

    Однако поскольку ни одно государство не выступило про­тив этого принципа, можно предположить, что молчаливое со­гласие способствует тому, что принцип нерушимости государ­ственных границ преобразуется в общепризнанный.

    а) признание государствами юридически установленных в со­ ответствии в международным правом границ;

    б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на дан­ ный момент или в будущем;

    в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

    § 10. Принцип территориальной целостности государств.

    Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение про­тив территориальной целостности (неприкосновенности) и по­литической независимости государств.

    В Заклю­чительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную фор­ мулировку принципа территориальной целостности госу­ дарств:

    «Государства-участники будут уважать территориаль­ную целостность каждого из государств-участников. В соответ­ствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представ­ляющих собой применение силы или угрозу силой. Государ­ства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приоб­ретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

    Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, одна­ко косвенные подтверждения его действия находятся в двусто­ронних договорах политического характера, в региональных документах.

    § 11. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

    Эволюция данного принципа происходила уже после Вто­рой мировой войны и носила более длительный характер.

    Большинство государств - членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права че­ловека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.

    Однако при всей абстрактнос­ти уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных прин­ципов международного права.

    В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преис­полненные решимости... вновь утвердить веру в основные пра­ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и ма­лых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна пу­тем координации «международного сотрудничества в поощре­нии и развитии уважения к правам человека и основным сво­ бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

    Нормативное содержание данного принципа разрабатыва­лось путем принятия специальных документов, к числу кото­рых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая деклара­ ция прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пак­ ты о правах человека, а также ряд других деклараций и кон­венций.

    В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».

    Тема №5 Источники международного права.

    План лекции:

    Введение

      Понятие и классификация источников международного права.

      Договор и обычай как основные источники международного права.

      Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

      Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

      Акты международных межправительственных организаций.

      Источники «мягкого» международного права.

      Односторонние акты государств.

    Заключение

    Список литературных источников

    Ключевые слова

    Введение

    1.Понятие и классификация источников международного права.

    Под источниками международного права в формаль­ном (юридическом) смысле принято понимать определен­ ные формы закрепления международно-правовых норм - формы , в которых воплощаются результаты соответству­ ющего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.

    круг источников :

    В середине XX в. сложилась традиция, в силу которой воп­рос о круге источников позитивного, действующего междуна­родного права рассматривается в свете положений ст. 38 Ста­тута Международного Суда ООН. В частности, в этой статье говорится:

    « Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

    а) международные конвенции , как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные споря-­ щими государствами;

      международные обычаи , как доказательство всеобщей прак-­ тики, признанной в качестве правовой нормы;

      общие принципы права , признанные цивилизованными на­ циями;

      с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и докт - ­ рины наиболее квалифицированных специалистов по пуб­ личному праву различных наций в качестве вспомогатель­ ного средства для определения правовых норм.

    Нетрудно заметить, что на первом месте (под п. 1а и 1Ь) в ст. 38 фигурируют международный договор и международный обычай.

    Судя по всему, именно они и должны рассматриваться в качестве основных источников международного права.

    2. Договор и обычай как основные источники международного права.

    Международный договор представляет собой явно выра- енное соглашение между двумя и более субъектами между-гродного права.

    При этом важнейшее правообразующее зна че ние имеют :

    Международные договоры универсального характера;

    Договоры, содержащие императивные нормы международного права;

    Определенное правообразующее значение имеют и договоры, заключаемые двумя и несколькими государствами и иными объектами международного права. Это договоры, в которых находят свое отражение диспозитивные международно-правовые нормы;

    Договоры, призванные зафиксировать решение тех или ных конкретных проблем, возникающих у ограниченного числа субъектов международного права.

    международный обычай образуется в результате вы явления устоявшейся практики межгосударственного об щ ения - практики, включающей многократно повторяемые действия на международной арене, или наблюдаемое в течение длительного времени воздержание от действий.

    Эта практика должна быть не только постоянной и длительной, она должна охватывать максимальный круг государств, участвующих в международном общении.

    Но самое главное - эта практика должна применяться с осознанием ее юридической обязательности или правовой необходимости.

    Следует остановиться еще на одном вопросе: яв- яются ли два упомянутых выше источника международного рава (договор и обычай) равноценными, обладающими рав н ой юридической силой, или одному из них следует отдать редпочтение.

    Было время, когда ученые западной школы преувеличивали значение международного обычая, относя международный договор к чему-то второразрядному.

    Им противостояли ученые из «социалистического лагеря». Эти ученые ста­яли на первое место международный договор в силу его доступности пониманию «широчайших слоев рабочих и крестьян».

    В наши дни все эти взгляды безнадежно устарели. Повсе­местно утвердилось представление о том, что международный договор и международный обычай не должны противопостав­ляться друг другу. Признается их равное правообразующее значение. Приоритетность того или иного из этих двух источ­ников международного права должна определяться в каждом конкретном случае исходя из древнего технического правила lex posterior derogat priori .

    Можно найти бесчисленное количество примеров, когда в процессе прогрессивного развития и кодификации международ­ного права устаревшие обычно-правовые нормы заменялись договорно-правовыми. Скажем, до середины 60-х гг. XX в. дип­ломатическое и консульское право базировалось преимуществен­ным образом на сложившихся еще в XVI-XVIII вв. обычаях. После завершения работы Венских конференций ООН 1961 г. и 1963 г. по дипломатическому и консульскому праву в основу этих двух важных отраслей современного международного права легли конвенционные (договорные) нормы. Подобная же ус­пешная замена договорно-правовыми нормами обычно-право­вых произошла и в процессе кодификации международного морского права. Универсальные конвенции 1958 г. и 1982 г. обеспечили модификацию и конкретизацию многих положений, закрепленных до этого международными обычаями, сложив­шимися еще во время Г. Гроция.

    Обратных примеров - примеров того, как вновь сформиро­вавшаяся обычно-правовая норма модифицирует положения действующего универсального международного договора, - не так уж и много. Но они есть, и на их существование указыва­ют многие авторитетные авторы. Так, профессор Г.И. Тункин в работах, опубликованных в 1956-1964 гг., признавал право­мерной практику, сложившуюся в Совете Безопасности ООН в 1946-1947 гг., в силу которой положения ст. 27 Устава ООН, предусматривающие необходимость для принятия решений в Совете по непроцедурным вопросам наличия «совпадающих голосов» членов Совета, должны применяться таким образом, что отсутствие в момент голосования одного из постоянных членов Совета не должно рассматриваться как препятствую­щее «совпадению» голосов. Иными словами, в таких ситуаци­ях, по мнению Г.И.Тункина, считается, что постоянный член СБ ООН не воспользовался своим правом вето. При соблюдении прочих надлежащих условий решение по процедурным вопросам должно считаться принятым. Налицо формирование нормы международного обычного права, которая трансформирует существенные положения весьма важного международного договора.

    3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

    О каких общих принципах международного права, «признан­ных цивилизованными нациями», идет речь?

    1.Прежде всего, сле­дует отметить, что в наше время все существующие в мире нации должны быть отнесены к числу цивилизованных.

    Это обстоятельство бесспорно, но оно не облегчает решение главно­го вопроса: о каких принципах в данном случае идет речь?

    Споры по данному вопросу на протяжении 40-60-х гг. про­шлого столетия занимали умы многих выдающихся юристов-международников. Как нам пред­ставляется, наиболее удачное и в каком-то смысле компромис­ сное решение этой проблемы предложили известные российс­ кие ученые Р.Л. Бобров, И.И. Лукашук и Г.И. Тункин. В ра­боте, опубликованной в 1974 г., они утверждали, что под «об­щими принципами права», содержащимися в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, понимаются положения, которые являются общими как для национальных правовых систем, так и для международного права, а именно: «Это общие право­вые понятия, логические правила, приемы юридической техники, используемые при толковании и применении права как меж­дународного, так и национального, независимо от социальной сущности той или иной системы права».

    К подобного рода правилам относятся, например:

    - lex specialis derogat generali («специальный закон отменяет общий закон»);

    - lex posterior derogat priori («последующий закон отменяет предыдущий»);

    - пето plus juris transferre potest quam ipse habet («никто не мо­жет передать другому больше прав, чем он сам имеет»);

    Суждение Р.Л. Боброва, И.И. Лукашука и Г.И. Тункина очень удобно для практического применения. Оно не противо­ поставляет один источник международного права другому . Оно отражает вполне здравое наблюдение, в силу которого любые принципы международного права, так или иначе, находят свое воплощение в конкретных нормах договорного или обычного международного права.

    Анализ содержания ст. 38 Статута Междуна­родного Суда ООН подводит нас к мысли об исчерпании круга источников международного права в формальном смысле. Ибо то, о чем говорится в Статуте, не имеет прямого отноше­ния к источникам международного права как таковым, а пред­ставляет собой перечень (к тому же неполный!) вспомогатель­ных средств «для определения правовых норм».

      Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

    А). Судебные решения:

    Разработчики Статута Международного Суда ООН призы­вают относиться к судебным решениям как к сугубо право­применительному инструменту.

    Нас не зря отсылают к ст. 59 Статута, где говорится о том, что судебные решения обязатель­ны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

    Хотя нельзя не заметить, что в реальной жизни реше­ния международных судов оказывают существенное влияние на правоприменительную практику, и на весь процесс прогрес­сивного развития международного права.

    Более того, мнение Международного Суда ООН, выраженное в решениях по конк­ретным делам, рассматриваемых им, и в консультативных зак­лючениях, выносимых по запросам компетентных междуна­родных инстанций, в должной мере учитывается как в работе правотворческих органов ООН (Комиссии международного пра­ва ООН и Шестого комитета ГА ООН), так и в работе регуляр­но созываемых международных кодифицирующих конференций всемирного масштаба.

    Словом, судебные решения дол­ жны рассматриваться в качестве важных вспомогательных средств для определения (распознания) правовых норм, вопло­щаемых в формируемых международно-правовых обычаях и в разрабатываемых международных договорах.

    Б). доктрины:

    Доктрина международного права, научные труды юристов-международников разных стран, вне всякого сомнения, играют важную роль в процессе как правотворческой, так и правопри­менительной деятельности на международной арене, но они никак не могут включаться в общий перечень источников со­временного международного права.

    В). решения международных межправительственных организаций :

    На этом можно было бы и завершить рассмотрение вопроса об источниках международного права, если бы не одно обстоя­тельство. По каким-то причинам за пределами ст. 38 Статута Международного Суда ООН оказались решения международных межправительственных организаций, которые играют нема­ лую роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права. Чем это можно объяснить? Не исклю­чено, что этот явный недостаток ст. 38 Статута Международ­ного Суда ООН не был вовремя обнаружен из-за спешки, в которой разрабатывался текст этого документа. Над проектом Статута весной 1945 г. работали члены так называемого Вашингтонского комитета юристов. Название этого органа не должно вводить в заблуждение. Он не был подобен собранию независимых экспертов, в спокойной и свободной обстановке разрабатывающих проект международно-правового акта. Вашингтонский комитет состоял из правительственных экспертов, назначенных государствами из числа приглашенных на учредительную конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско.

    До начала конференции оставалось чуть больше месяца, проект Устава всемирной организации безопасности, получив­шей вскоре наименование «Организация Объединенных Наций», был уже почти готов, оставалось согласовать проект Статута Международного Суда ООН, которому предстояло стать прило­жением к Уставу всемирной организации. Времени у Вашинг­тонского комитета было очень мало. К тому же много времени в комитете ушло на малопродуктивные споры о том, следует ли создавать при ООН новый международный судебный орган и не лучше ли возродить Постоянную палату международного правосудия, действовавшую во времена Лиги Наций. К момен­ту, когда был сделан окончательный выбор в пользу нового судебного органа, времени для обстоятельного обсуждения про­екта Статута нового суда уже не оставалось. В спешке члены Вашингтонского комитета попросту переписали некоторые по­ложения из Статута Постоянной палаты международного пра­восудия. Так и родилась знаменитая ст. 38 Статута Междуна­родного Суда ООН, повторяющая почти дословно то, что было записано в Статуте указанной Палаты. В силу названных при­чин «за бортом» остался вопрос о юридической силе многочис­ленных решений международных межправительственных орга­низаций.

    Когда во время Версальской мирной конференции разраба­тывались учредительные документы Лиги Наций, включая и Статут Постоянной палаты международного правосудия, еще не существовало международных межправительственных орга­низаций универсального характера, отсутствовала и практика принятия такими организациями каких-либо решений. Поэто­му преждевременной представлялась постановка вопроса об оп­ределении юридической силы таких решений. Таким образом, в 1919 г. в Версале об этой проблеме еще не думали, а в 1945 г. в Вашингтоне для решения этой проблемы не хватило времени.

    5. Акты международных межправительственных организаций.

    Решения международных межправительственных организа­ций, и прежде всего резолюции ГА ООН, имеют большое право-образующее значение.

    Их роль в процессе прогрессивного раз­вития и кодификации международного права весьма заметна. Не ясно лишь одно: можно ли включать эти решения в общий перечень источников международного права наряду с междуна­родными договорами и международными обычаями? Или их все же следует рассматривать в качестве одной из разновидностей «вспомогательных средств», способствующих распознанию пра­вовых норм?

    Представляется, что, несмотря на чрезвычайную важность таких решений, в особенности резолюций ГА ООН, их нельзя приравнивать к бесспорным источникам международного пра­ва, а именно к международным договорам и международным обычаям. В Уставе ООН (как и в уставах многих других между­народных межправительственных организаций) нет положений, которые бы наделяли руководящие органы международной орга­низации какими-либо законодательными функциями. Что ка­сается ГА ООН, то из Устава и правил процедуры ГА ООН со всей очевидностью вытекает рекомендательный характер резо­ люций Генеральной Ассамблеи ООН. Содержащееся в ст. 10 Устава ООН положение о рекомендательном характере резолю­ций ГА ООН не является случайным: разработчики Устава ООН явно желали подчеркнуть необязательность для суверенных го­сударств решений Генеральной Ассамблеи ООН в отличие от принимаемых в особом порядке правоприменительных поста­новлений Совета Безопасности ООН.

    Как справедливо отмечал Г.И. Тункин, норма международ­ного права возникает лишь тогда, «когда имеется согласование воль государств относительно признания того или иного пра­вила в качестве нормы международного права...

    Резолюции ГА ООН не создают непосредственно прав и обязанностей для государств-членов и в этом смысле не мо­ гут быть приравнены к нормам международного права .

    В резолюциях ГА ООН может быть указано, в чем состо­ ит «пробел» в действующем международном праве.

    Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что резолюции ГА ООН, как и решения руководящих органов других международных межправительственных организаций, не должны рассматриваться в качестве непосредственного ис­ точника международного права, что не умаляет признания их важной роли в процессе международного правотворчества.

    6. Источники «мягкого» международного права.

    В последние годы представления о существовании некоего «мягкого» права все чаще находят свое отражение в специаль­ной литературе. Оно привлекает внимание не только теорети­ков международного права, но и служит поводом для высказы­ваний дипломатов, занятых активной работой по реализации внешней политики своих государств.

    Речь идет о неких промежуточных нормах, напоминаю­щих нормы международного права, но не обладающих всеми их качествами .

    Одни ученые относят такие нормы к полити­ческим нормам рекомендательного характера. Другие - обра­щают внимание на серьезные обязательства морально-полити­ческого характера, которые берут на себя государства, форму­лирующие соответствующие положения. В юридической лите­ратуре обращается внимание на учреждение в некоторых слу­чаях в рамках отдельных международных организаций специ­альных механизмов по контролю за соблюдением таких норм.

    В качестве примера норм «мягкого» международного права можно указать на положения Заключительного акта СБСЕ, принятого в Хельсинки летом 1975 г. Положения этого акта, как и многие другие документы, принимаемые в рамках так называемого «Хельсинкского процесса» с должным основани­ем могут быть отнесены не просто к «политическим нормам» рекомендательного характера, а к нормам «мягкого» междуна­родного права или, как их еще часто называют, «мягким нор­мам» международного права - нормам, которые государства обязались соблюдать на основе своего добровольного волеизъ­ явления, но которые не защищены всеми теми санкциями, которыми должны быть защищены нормы «твердого» меж­ дународного права. В частности, представляется маловероят­ным, что Международный Суд ООН по межгосударственному спору вынесет решение, которое базировалось бы исключитель­но на положениях Заключительного акта СБСЕ 1975 г. Однако данное суждение не следует рассматривать в качестве отрица­ния возможности вынесения судебного решения с согласия сто­рон на основе ex aequo et bono , как это предусмотрено п. 2 ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

    7. Односторонние акты государств

    Вопрос о возможности отнесения односторонних актов го­сударств к источникам международного права носит весьма дискуссионный характер.

    Не в последнюю очередь это связано с отсутствием единой позиции в доктрине международного права в отношении определения понятия «односторонние акты госу­дарств ».

    В науке сложилось два подхода к решению этого вопроса.

    Сторонники широкого подхода относят к односторонним ак­там государств все акты и действия, совершаемые государством в одностороннем порядке. Помимо односторонних актов, отно­сительно которых в международно-правовой литературе суще­ствует определенное согласие (таких, как обещание или «дек­ларация обязательства», признание, протест и отказ), к одно­сторонним актам причисляют также такие формально одно­сторонние акты, как нотификация, некоторые акты законода­тельства (например, касающиеся вопросов гражданства, уста­новления границ территориальных вод), оккупация, объявление войны или её прекращение, разрыв дипломатических отношений и т. д. Кроме того, сторонники этого подхода относят к таким актам присоединение к международному договору, ого­ворку к нему, выход из договора, а также декларации госу­дарств о ниизнании обязательной юрисдикции Международно­го Суда ООН.

    Сторонники узкой трактовки считают, что среди всех ак­тов и действий, совершаемых государством в одностороннем порядке, следует выделять те акты, которые способны самосто­ятельно вызывать международно-правовые последствия, не тре­буя для этого какого-либо вмешательства со стороны иных субъектов международного права. Такие акты называют одно­сторонними актами государств stricto sensu (в строгом смыс­ле), строго или «чисто» односторонними актами. Исходя из этой теории, только такие акты можно считать истинно одно­сторонними актами государств.

    Существование таких актов подтверждается теорией и прак­тикой. Одним из наиболее ярких подтверждений их юриди­ческой обязательности являются решения Международного Суда ООН по делу о ядерных испытаниях (Новая Зеландия против Франции, Австралия против Франции, 1974 г.). Суд, в частно­сти, указал: «Когда намерение государства, делающего подоб­ное [одностороннее - Е.К.] заявление, состоит в том, чтобы быть юридически связанным его условиями, это намерение при­дает заявлению характер юридического обязательства». При этом «никаких действий, являющихся по своей природе дей­ствиями quid pro quo , ни какого-либо последующего принятия декларации, ни даже какого-либо ответа или реакции других государств не требуются для того, чтобы такая декларация во­зымела силу, поскольку такое требование было бы несовмести­мо со строго односторонним характером такого юридического акта...».

    Учитывая, что источники международного права - это фор­ма воплощения международно-правовых норм, можно сделать вывод, что акты, являющиеся односторонними лишь формаль­ но, нельзя считать источниками международного права. Эти акты сами по себе не являются источником прав и обязанно­ стей в соответствии с международным правом.

    Как правило, они выступают в качестве юридического факта, который ведет к появлению прав и обязанностей, уже установленных другими источниками международного права, или же являются одним из элементов согласования воль государств, которое приводит в итоге к формированию такого источника.

    В то же время односторонние акты в строгом смысле это­ го термина, такие как обещание, признание, отказ от прав, правомочий, претензий, ведут к созданию обязательств для государств, совершающих их, и права для государств, кото­ рым они адресованы, т.е. являются источником прав и обяза­тельств по международному праву. Односторонний акт про­ теста также вызывает самостоятельные международно-пра­ вовые последствия в виде подтверждения прав протестующего государства и недопущения их утери. Поэтому некоторые уче­ные относят такие акты к источникам международного права.

    Несмотря на важное значение, которое имеют односторон­ ние акты государств в современном международном праве, их все же нельзя отнести к источникам международного права в общепринятом значении этого термина. В процессе создания односторонними актами прав и обязательств отсут­ствует такой необходимый для установления источника меж­дународного права элемент, как согласование воль государств. Кроме того, нельзя с полной уверенностью утверждать, что по­средством односторонних актов государств создаются нормы международного права, поскольку последние содержат общеобя­зательные правила поведения, а односторонний акт создает но-"вые обязательства только для одного государства - его автора.

    Закрепившиеся в доктрине международного права опреде­ления терминов «источник международного права», «норма международного права» не позволяют включить односторон­ние акты государств в число источников международного пра­ва. Однако это нисколько не снижает их юридической значи­мости в системе международно-правового регулирования по срав­нению с общепризнанными источниками. Нельзя подвергать сомнению тот факт, что односторонние акты государств явля­ ются источником прав и обязательств по международному праву.

    Посредством одностороннего акта обещания государство берет на себя новые обязательства в отношении других субъек­тов международного права. Односторонние обещания могут касаться самых разнообразных аспектов межгосударственного сотрудничества: от визовых вопросов до обязательств в облас­ти разоружения. Для того чтобы одностороннее обещание мог­ло вызвать последствия по международному праву, необходи­мо, чтобы на то было намерение государства, совершающего такой акт. Для установления такого намерения необходимо учитывать сам текст заявления, четкость формулировок, ис­пользуемых в нем, а также условия, при которых оно было сделано.

    Односторонний акт признания выражает намерение рас­сматривать определенную ситуацию, изменения в международ­ном правопорядке, претензию как соответствующие междуна­родному праву. В зависимости от объекта признания и усло­вий его предоставления могут различаться международно-пра­вовые последствия этого акта. Единым общим последствием для всех актов признания выступает возникающее для автора такого акта обязательство не оспаривать законность того, что было им признано ранее.

    С помощью одностороннего акта отказа государство мо­жет отказаться от определенных прав, правомочий или пре­тензий. При этом должно быть ясно продемонстрировано, что государство, совершающее акт отказа, намерено своим одно­сторонним актом потерять права или другим образом ограни­чить свою свободу действий. Существует общая норма между­народного права, которая не допускает возможность презумп­ции отказа.

    Наиболее распространенным средством защиты государ­ством своих прав является односторонний акт протеста. С помощью протеста государства подтверждают свои права, ис­ключают всякую возможность толкования поведения государ­ства как молчаливого согласия и побуждают нарушителей к прекращению или недопущению нарушений своих прав. В не­которых обстоятельствах протест является необходимым для недопущения утраты права. Если государству становится изве­стно об акте, нарушающем его права, и при этом оно не заяв­ляет протест, такое поведение может быть расценено как отказ от таких прав. Необходимо отметить важную роль, которую играет акт протеста в формировании международного обычая. Протест может препятствовать появлению обычая, а в случае его появления этот акт способен не допустить применение обыч­ной нормы в отношении протестующего государства. С 1996 г. КМП ООН занималась работой по выявлению и уточнению обычных норм, применимых к односторонним ак­там государств. В 2006 г. она представила вниманию ГА ООН документ, озаглавленный «Руководящие принципы, касающи­еся односторонних официальных заявлений, сформулирован­ных государством с намерением породить обязательства но международному праву». Этот документ, хоть и не дал ответов на все вопросы, которые были поставлены перед КМП ООН, стал важным шагом на пути к кодификации односторонних актов государств. Принципы предусматривают ряд положений, отражающих общепринятую практику в отношении односто­ронних актов государств в строгом смысле (роль принципа добросовестности в обосновании юридической силы таких ак­тов, свобода формы их совершения, правило ограничительного толкования односторонних актов, невозможность произволь­ного отзыва и некоторые другие). Сформулированы критерии, позволяющие определить юридический характер односторон­них актов государств: публичность одностороннего акта, реша­ющее значение намерения принять юридическое обязательство.

    И так, при определении прав и обязательств государств не­ обходимо учитывать не только общепризнанные источники международного права, но и односторонние акты государств. Они хоть и не охватываются понятием «источники междуна­родного права» в общепринятом значении этого термина, но могут являться источником прав и обязательств по между­ народному праву, которые подлежат соблюдению на основа­ нии принципа добросовестности и нарушение которых мо­ жет привести к возникновению международной ответствен­ ности для государства-автора.

    Лекция №6 Соотношение международного права и внутреннего права государств.

    План лекции:

    Введение

      Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.

      Влияние национального права на процесс международного нормотворчества.

      Влияние международного права на функционирование национального права.

    Заключение

    Список литературных источников.

    Ключевые слова.



    Просмотров