Понимание социализации. Процесс социализации

Оно относится к процессу, входе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. По своему содержанию термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология.

Первые указывают на факт, просто, как в случае с сигналами трафика. Символы более сложны и являются центральной частью системы коммуникации, которая является культурой. Важнейшей символической сетью является язык; без него социальная структура исчезнет. Человеческое общество немыслимо без языка. Изучение его с точки зрения социологии разработало дисциплину социолингвистики, которая вводит демографические, миграционные, идеологические и политические критерии в исследовании данных, относящихся к человеческому языку.

Определение. Что такое социализация? Социализация - это процесс, посредством которого человек поглощается культурой своего общества. В ходе отдельного ребенка Ребенок был написан: рожденный с очень широким диапазоном потенциального поведения, ведет к развитию поведения с более ограниченными ограничениями, в соответствии с тем, что является привычным и приемлемым в соответствии с нормами его группы.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше). Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Это поведенческий процесс обучения. Поскольку процесс является постоянным, поскольку он длится всю жизнь человека и является многолетним в обществе. Для индивидуума социализация особенно интенсивна в первые годы ее существования. Когда мы входим в нее, мы находим один из лучших примеров единства и интимной взаимозависимости социальных наук. Обучение и интернализация приводят к адаптации индивида к группе и, следовательно, к соответствию и социальной сплоченности и интеграции.

Типы: первичная и вторичная социализация. Как это развивается? Основное различие заключается в первичной и вторичной социализации. Для Бергера и Лакмана индивидуум не родился членом общества, но рождается с предрасположенностью к обществу, а затем становится членом общества. В этом контексте помещено упомянутое различие. Первичная социализация является первой, через которую человек проходит в детстве, с помощью которого он становится членом общества. Вторичная социализация относится к любому последующему процессу, который побуждает уже социализированный индивидуум к новым секторам объективного мира общества.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации :

Ребенок не усваивает как возможный мир, а усваивает его как мир, единственный, который существует и может быть задуман. Таким образом, мир, усвоенный в первичной социализации, внедряется в сознание с гораздо большей твердостью, чем интернализированные миры во время вторичной социализации. Это означает, что первичная социализация предполагает не только чисто познавательное обучение. Это требует эмоциональной привязанности к другим знаменателям. Так ребенок принимает роли и отношения других означающих, усваивает их и присваивает им, будучи в состоянии идентифицировать себя.

  • первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.

Первичная социализация заканчивается, когда понятие другого обобщается, и все, что ведет себя, установлено в сознании индивида. Он уже является эффективным членом общества и в субъективном владении человеком и миром. Вот эмоциональный заряд. Возможно, в примитивных обществах, которые обладают большой культурной однородностью и стабильностью, вторичная социализация не имеет большого значения. Но это не относится к сложным обществам с большим разделением труда и социального распределения знаний. Социализация обычно происходит в институциональных контекстах.

В связи с этим вспомним историю Виктора, маленького дикаря, который получил известность благодаря фильму Франсуа Трюффо. В конце XIX в. на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика, который жил один в лесу. Когда его обнаружили, он вел себя, как звереныш: бегал на четвереньках, обладал очень острым слухом и зрением, не умел разговаривать, а лишь издавал нечленораздельные звуки. Специалисты сочли его умственно отсталым. Молодой врач Итар не согласился с этим диагнозом и решил сам заняться мальчиком. Он назвал его Виктором и поставил перед собой цель обучить его и превратить в полноценного человека, способного жить в обществе и общаться. Несмотря на все свои усилия, через пять лет Итар был вынужден признать, что потерпел неудачу. Конечно, Виктор освоил основы языка, но не научился вести ссбя, как член общества. При любой возможности он возвращался к своим прежним привычкам, которые ко- гла-то помогали ему выжить в лесу. Он любил есть руками, терпеть не мог носить одежду и предпочитал передвигаться на четвереньках. Короче говоря, Виктор был приучен к жизни влссу и приспособился к ней.

Эти подземные миры, как правило, являются частичными реальностями, которые контрастируют с базовым миром, приобретенным в первичной социализации. Это предполагает предыдущий процесс первичной социализации, поскольку он должен иметь дело с самим собой, сформированным ранее и с уже интернализованным миром. С другой стороны, хотя первичная социализация не может быть проведена без идентификации с эмоциональной нагрузкой, большинство вторичной социализации могут обойтись без такого рода идентификации.

Различие между первичной социализацией и вторичной социализацией. Другим важным понятием является ресоциализация. Это больше похоже на первичную социализацию, хотя это происходит во время взрослого этапа личности. Он ищет замену социализации, ранее полученной человеком. В этом прошлом интерпретируется с настоящей реальностью, с тенденцией проецировать на прошлые несколько элементов, которые в то время не были субъективно доступными.

Жизнь других, подобных Виктору детей, «детей-волчат», «детей-газелей» или маленького Тарзана, которого нашли в лесах Сальвадора в пятилетнем возрасте, была менее трагичной.

Чем раньше такие дети попадают под опеку, тем больше вероятность их переучить и приобщить к данному обществу. Отсюда следует, что роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в соответствующем возрасте не может или почти не может быть компенсировано позднее.

Поэтому ресоциализация влечет за собой базовую и быструю смену прошлого. Наиболее известный и изученный пример касается преступности, особенно несовершеннолетних. Но не всегда ресоциализация не одобряется обществом. Такие случаи, как эмиграция в другие культурные районы или развод, также требуют этого. Во всяком случае, ресоциализация трудно осуществить, поскольку в определенной степени она требует воспроизводить условия первичной социализации, но во взрослой жизни. Поэтому должно выполняться любое из следующих условий.

Полный контроль над человеком. Удаление прошлых статусов. Отрицание моральной ценности старого я. Участие индивида в его собственной ресоциализации. Усиление давления и поддержки группы сверстников. Другая важная концепция, придуманная Мертоном, ссылается на группу, согласно которой человек социализируется. Речь идет о опережающей социализации. Это форма социализации, которая происходит, когда люди принимают в качестве ссылочной группы группу, к которой они не принадлежат, но стремятся принадлежать в будущем, социализируясь в соответствии с тем, что они воспринимают по своим нормам, прежде чем они будут включены в него.

Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, например Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.

Поэтому он расширяет уже известное понятие группового определения поведения. Ну, упреждающая социализация, когда человек принимает ценности группы, к которой он не принадлежит, может служить двойной функции, помогающей его возвышению внутри этой группы и облегчению ее адаптации, как только она станет частью это. Сам Мертон подчеркивает важность упреждающей социализации в процессах социальной мобилизации и многообразия последствий, которые она может вызвать. Последствия, которые могут быть разными для индивидуумов, которые его проявляют, групп, к которым они принадлежат, и более широкой социальной структуры.

Сторонники интеракционизма видят в индивиде равноправного участника социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид при необходимости может решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности. В социологии представителями такого подхода стали Дж. Мид и А. Першерон.

Таким образом, для индивида опережающая социализация функционирует только в относительно открытой социальной структуре. Короче говоря, то, чему он учится в процессе социализации, является культура, то есть сложный набор повторяющихся моделей поведения, которые позволяют ему знать, чего ожидать в каждой ситуации, что ожидать от других, как он должен реагировать в каждом случае бетон и то, что другие могут ожидать от него. Новые члены общества учатся тому, как действовать, или какие последствия могут быть разумно получены, если они предпочитают отклоняться от рекомендаций, установленных группой.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе. Охарактеризуем их по порядку.

Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. Так ребенок учится соблюдать элементарные принятые в обществе правила гигиены, требования этикета и т.д.

Это обучение важно для выживания общества. Но эти нормы и закономерности поведения, которые человек изучает в процессе социализации, не изолированы и не связаны друг с другом, а скорее образуют комплексы, которые мы будем называть социальными ролями и которые соответствуют различным позициям, которые люди могут занимать в своих отношениях социальных прав.

Понятие роли и статуса. Какой контент у него есть? Это структурированная система, в которой каждый человек занимает определенную позицию. Социальный статус понимается как позиция, которую каждый человек занимает в социальной структуре, оцениваемый самим обществом. Тот же человек занимает разные статусы в зависимости от контекста, в котором он относится, или от группы, из которой он определен.

Научение путем формирования условного рефлекса, когда некоторые элементы повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи — условные рефлексы. Образование условных рефлексов — один из каналов социализации. У хорошо воспитанного члена современного общества существует, в частности, условный рефлекс, связанный с мытьем рук перед едой. Если он сядет за стол, не вымыв рук, он будет ощущать некоторый дискомфорт и, возможно, даже снижение аппетита. Условный рефлекс участвует также в формировании пищевых предпочтений, типичных для данного общества. Например, мы испытываем отвращение при мысли о том, что можно употреблять в пищу мясо змей, ящериц, лягушек, живых червей и т.д., однако в некоторых обществах все это составляет привычный рацион, а кое-что даже является деликатесом. Наши пишевые предпочтения тоже не абсолютны, хотя для нас кажутся привычными и естественными.

Мы называем документ, совокупность всех этих моделей поведения, связанных с каждым статусом. Важность социальных ролей заключается не только в том, в какой степени они регулируют поведение, но также и в том, что они позволяют мужчинам предсказывать действия других и, таким образом, определять свои собственные действия в соответствии с теми, Следовательно, социальные отношения существуют между ролями членов общества.

В любом случае концепции статуса и роли являются двумя фундаментальными инструментами анализа социального поведения, которые, как мы видим, тесно связаны друг с другом. Это две стороны одной и той же монеты. Статус всегда связан с набором ролей и, со своей стороны, роль всегда имеет статус, из которого она происходит. Статус касается, играют роли. Вот почему некоторые социологи ассоциируют статус со статическими аспектами социальной системы и ролями с динамическими аспектами. Таким образом, статус связан со структурой общества, а роли с функцией.

Научение через наблюдение имеет большое значение в процессе социализации. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста: дети играют в то, что видят, привнося в это элемент своей индивидуальной фантазии. Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок довольно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не кто-то из родителей, а просто значимый взрослый, на которого ребенок хочет быть похожим, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.

Среди этой множественности статуса некоторые из них имеют биологическую основу. Во всех культурах возраст или пол определяют некоторые позиции, которые могут быть заняты. Но большинство из них вытекает из самого процесса коллективной жизни, ее экономической, политической или религиозной деятельности. Обычный способ классификации статусов - это различать приписываемые и приобретенные.

Приписываемый статус происходит от факторов, от которых индивидууму не хватает контроля и, следовательно, не зависит от его воли. Статус сына или наследника короны принадлежит этому классу. В той степени, в которой структура группы формируется совокупностью статуса, которая ее включает, каждый человек занимает как минимум столько статусов, сколько группы, к которым он принадлежит. Однако всегда есть тот, который является ключевым статусом, потому что он идентифицирует индивида в обществе и помещает его в социальную структуру.

Научение в ходе ролевого социального взаимодействия , которое, согласно теории интеракционизма, происходит во время игры. Виднейший представитель этой теории Дж. Мид считает, что социальные нормы и правила поведения усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (в доктора и больного, в «дочки-матери», в школу, в пожарных, в войну). Такие игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых, отражают организованное социальное взаимодействие. Играя в ролевые игры, ребенок реализует результаты своих наблюдений и своего первого опыта социального взаимодействия (например, посещения врача, контактов с родителями и воспитателями в роли ребенка, занятий в детском саду или школе). Игровая имитация социального взаимодействия неявно содержит подлежащие усвоению социальные нормы и учит ребенка им следовать. Аналогичную роль выполняют игры в добрых и злых персонажей сказок и кинофильмов, в ходе которых ребенок усваивает, какие поступки общество одобряет как «хорошие, добрые», а какие порицает, какие поступки ожидаются от «доброго», а какие от «злого». Так постепенно ребенок интернализует обобщенный образ «иного» — общества, организованного в соответствии с определенными ценностями и целями. «Добрый» и «злой» — это обобщенные значимые символы социальных ценностей, помогающие символической интернализации социальных норм.

Определение того, что первичный статус зависит от того, как каждое общество ценит различные институциональные мероприятия. В обществе, в котором большинство мероприятий организовано вокруг родственных отношений, статус семьи занимает превосходное место. В нашей, где сильная оценка дается экономическому успеху, доминирующий статус обычно является профессиональным. Профессия: как правило, фундаментальный критерий оценки социальной личности.

Перечисление важнейших социализирующих агентов. В широком смысле мы все являемся агентами социализации. Диффузные неформальные средства в стабильных и простых обществах могут быть достаточно эффективными для достижения социализации новых членов общества. Но в сложных обществах, гетерогенных и с большими ритмами социальных изменений, неформальной социализации недостаточно. Культурное наследие группы слишком сложно для достижения таких спонтанных процедур. Агентства социализации используются для обозначения случаев или способов, посредством которых осуществляется передача знаний, ценностей и т.д. агентства, которые являются множественными и могут теоретически усиливать их последствия, но также вызывают разрывы и проблемы поколений в процессе социализации.

Габитус

В процессе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».

Габитус - это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что он кажется врожденным и естественным. Именно благодаря наличию в каждом из нас габитуса мы не только ведем себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе. Например, тот факт, что в индустриальных обществах миллионы людей в крупных городах примерно в одно и то же время встают, чтобы пойти на работу, хотя никто извне не принуждает их к этому, — это проявление габитуса. Габитус — это внутренный социальный порядок.

Различаются три типа габитуса.

Первый тип габитуса — культурный, или национальный, габитус. По мнению Н. Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Человек сталкивается с глубоко укоренившимися национальными чертами других людей, когда ему приходится покинуть родину и интегрироваться в чужую культуру. Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом.

Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению любой человек обязательно принадлежит к определенному . Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, — сложившуюся систему образования и воспитания. У каждого класса или социального слоя существует свой культурный «джентльменский набор», присутствие которого класс требует от любого своего представителя. Например, русские дворянки были обязаны уметь говорить по-французски, играть на фортепиано и танцевать принятые на балах танцы. Современные молодые люди из высшего класса в странах Запада, как правило, получают образование в хороших университетах, выбирая их в соответствии с семейной традицией, умеют играть в гольф, занимаются престижными и дорогостоящими видами спорта, отдыхают на дорогих и обладающих социальным престижем в их кругу курортах. Объективированная форма культурного капитала — это дипломы, продолжительность обучения в лучших университетах, награды, поощрения и т.д. Интер- нализованная форма культурного капитала — это то, что всегда остается с человеком, характеризуя его как члена определенного социального слоя, класса, группы и т.д., — уровень развития интеллектуальных способностей, знания, тип мышления, словарный запас и манера говорить, эстетический вкус, стиль общения и поведения. Невозможно представить себе великосветского льва, который был бы не в состоянии расписаться, говорил на блатном жаргоне и вульгарно одевался.

Людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом». Как подчеркивает А. Акардо, «каждый человек, подчиняясь своему "внутреннему вкусу" при реализации индивидуального плана, неосознанно согласует свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как он». «Внутренний вкус» и есть габитус.

Третий тип габитуса — тендерный габитус — соответствует тендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов. Формирование тендерного габитуса осуществляется через наблюдение и подражание. Обычно ребенок отождествляет себя с родителем одного с ним пола и подражает его поведению. Если дети в семье разнополые, то правильное воспитание предполагает подчеркивание половых различий между ними — покупку разных игрушек, поручение разной работы по дому. Это способствует формированию у детей стереотипных представлений о тендерных ролях. Такие стереотипы можно определить как жесткие и упрощенные, почти преувеличенные. Это «готовые модели» мышления и поведения, как утверждает К. Бушар.

При рассмотрении проблемы социализации в целом возникают два вопроса, касающиеся содержания самого понятия:

  • какое представление о процессе социализации можно считать наиболее адекватным?
  • какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов вообще?

Первый вопрос очень важен. Социологии присуща тенденция, которую иногда называют социологизмом, — рассматривать процесс социализации как своего рода дрессировку, в ходе которой ребенка заставляют усвоить нормы, ценности, знания и навыки. Все это в совокупности составляет нечто вроде программы для более или менее механического выполнения. Такое понимание представлено в большей части работ, посвященных социализации, и основано на представлении о механической каузальной связи, соединяющей интериоризацию ценностей и социальное поведение индивидов.

Парадигма взаимодействия в этом отношении противопоставляется парадигме социального детерминизма. Например, Ж. Пиаже исследуя формирование нравственных суждений у детей, отмечал связь этого процесса с количеством и качеством социального взаимодействия у каждого ребенка. Поскольку у маленьких детей круг социального взаимодействия ограничен родителями, ему полученного воспитания, хотя понимают, что их собственные интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В рамках парадигмы взаимодействия легко учитывать степень ингериоризации нормативных ценностей индивидами. Отдельные глубинные структуры личности не поддаются изменению в ходе социализации. Но каждый на себе испытал, что некоторые установки и нормы вполне обратимы, т.е. легко устраняются. Новые жизненные ситуации приводят к изменению и коррекции установок, полученных в процессе предшествующей социализации. Французский социолог П. Будон приводит следующий пример. Дети из семей, где отец не уделял им должного внимания или отсутствовал, при опросах демонстрировали более высокую степень цинизма. Однако этот элемент их личности, в значительной мерс необратимый, в дальнейших жизненных ситуациях часто видоизменялся, принимая форму высокой приспособляемости, которая позволила многим из этих детей сделать быструю и эффективную социальную карьеру. Исследования Кенистона рисуют противоположную ситуацию, когда дети, воспитанные в благополучных и респектабельных семьях, демонстрировали высочайшую степень конформизма по отношению к ценностям своей среды. Эти примеры показывают, что возможны различные степени интериори- зации социальных ценностей — от очень глубокой до поверхностной.

Парадигма взаимодействия позволяет также различать интериоризованные элементы в зависимости от силы принуждения: например, некоторые нормы допускают свободное и даже двойственное понимание, а другие требуют однозначного понимания и подчинения.

В целом парадигма взаимодействия дает возможность теоретического анализа процесса социализации во всей его сложности, позволяет устранить значительное число противоречий, спорных моментов и несогласованностей, возникающих при попытке рассматривать социализацию в парадигме детерминизма.

На вопрос о том, какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов, дать точный ответ практически невозможно в силу его общности. Однако нетрудно заметить, что социология часто преувеличивает значение и вес социализации как детерминанты поведения людей. Чаще всего, подчеркивает Будон, обнаружив дисфункциональный феномен, социология пытается объяснить его прежде всего действием социализации. Как иначе объяснить «сопротивление» актора изменениям, которые были бы в его интересах, если не тем, что это социализация препятствует ему отступить от усвоенных прежде норм? Как объяснить «дисфункциональное» поведение бедных семей в странах Востока в отношении деторождения, если не тем, что такое поведение внушено им социализацией? Но нетрудно показать, по мнению Будона, что чаше всего в таких случаях объяснение с привлечением социализации выглядит довольно спорным. Так, «сопротивление переменам» объясняется не только и не столько социализацией, но и тем, что адаптация к новому может быть затруднена какими-то неизвестными наблюдателю объективными причинами. Индийские крестьяне сохраняют традицию многодетных семей в тех случаях, когда структура экономической среды, в которой они живут, такова, что позволяет им оставаться на уровне потребления, гарантирующем выживание.

Неопределенность в исследованиях, связанных с феноменом социализации, часто приводит к тому, что иногда называют «сверх- социализованным образом человека». В действительности результаты социализации составляют только один из многих параметров человеческого поведения.

Осуществление процесса социализации

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.

Первая структура — микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера — физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность. Ключевым моментом микросреды выступает взаимодействие субъекта с другими субъектами деятельности, в процессе которого субъекты обмениваются знаниями, чувствами, эмоциями, опытом и формируются ролевые ожидания, предпочтения и стандарты.

Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Мезофакгоры влияния на адаптационный потенциал личности предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

Третья структура — экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.

Четвертая структура — макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, ной косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Мы бы добавили к данной социализационной структуре макросистему, которая проявляется в функционировании основных институтов социализации в обществе, уровне социального и физического здоровья молодежи, системе ценностей, сложившейся в обществе и молодежной среде (ценности молодежной субкультуры), поскольку эти факторы уже содержат в себе характеристики внешней социальной среды.

В социологической традиции социализацию иногда связывают с процессом социальной адаптации. В рамкахтсории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мсртон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.

Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.


Вопрос № 5 7 Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.

Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации .

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которых он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.

В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Здесь предполагается активность индивида в применении преобразовательного опыта, отдача, результатом которой является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Процесс социализации обеспечивает у индивида определенный уровень согласованности поведения и владения основными средствами достижения цели, принятыми в данном обществе. Процесс соц-ции представляет собой совокупность всех соц-х процессов, благодаря которым индивид усваивает опред.систему норм и ценностей.

Механизмами социализации являются: подражание, обуславливание, рационализация, редукция когнитивного диссонанса, воспитание, обучение, принуждение и т.д.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации может быть понят только в единстве деятельности, общения и самосознания. Они, взятые вместе, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного освоения.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.

В отечественной социальной психологии сделан основной акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии (Андреенкова):

1.дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:

a)ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;

b)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).

2.трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.

3.послетрудовая стадия.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Институты соц-ции – это группы, в которых человек приобщается к системе соц.нор и ценностей.

На дотрудовой стадии такими институтами являются: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом является школа, затем ВУЗ. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, школа так же должна подготовить человека к жизни в обществе, школа расширяет возможности ребенка в плане его общения.

Институт социализации на трудовой стадии – это трудовой коллектив.

На послетрудовой стадии в качестве институтов социализации можно выделить различные общественные организации.

Понятие социализации является синонимом развития личности. Соц-ция идет в течении всей жизни человека.

4 стороны процесса социализации:

1. Инкультурация. Момент влияния культуры и общ-ва в целом на форм-ние соц.поведения.

2. Интернализация – совокупность когнитивн. и мотивац. процессов, с помощью кот. внешние соц. требования становятся внутренними требованиями личности.

3. Адаптация – социализация изучается с точки зрения ее результатов…………….сформированности у чел-ка таких хар-к, кот. обеспечивают его успешное функционирование. Осн.критерий – это соц.успех.

4. Конструирование соц.мира. Чел-к в состоянии сам создавать свое соц.окружение, менять что-то.

Соц.-психолог. механизмы соц-ции:

- идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта др.людей.

- внушение – воздействие на поведение и психику человека;

- фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на других, в результате кот. их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

- конфорность – внешнее согласие.

Имитация – осознанное стремление ребенка копировать опред.модель поведения.

Стыд – переживание возможного разоблачения и позора.

Чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя.



Просмотров