Порядок перерегистрации нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановление о перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Приложе

Название документа:
Номер документа: 815-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 09 сентября 2008
Дата начала действия: 28 сентября 2008
Дата редакции: 28 декабря 2017

О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2011 года N 402-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 49, 06.09.2011);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.04.2014);
постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 110-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 23.03.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.07.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.12.2017).
____________________________________________________________________

В целях установления порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, выполнения Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" и Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" Правительство Москвы

постановляет:

1. Пункт утратил силу с 13 апреля 2014 года - . - См. предыдущую редакцию .

2. Утвердить Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департамент городского имущества города Москвы осуществляет учет и перерегистрацию граждан в рамках реализации городских жилищных программ преимущественно в электронном виде с использованием информационной системы "Реестр участников жилищных программ города Москвы".
(Пункт 3.1 в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.2. Пункт утратил силу с 13 апреля 2014 года - постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2014 года N 149-ПП . - См. предыдущую редакцию .

4. Настоящее постановление подлежит обязательному опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы и вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2014 года N 149-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение. Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ

1. Общие положения

1.1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ - регистрация граждан, подавших заявление в целях реализации своего права на жилище и соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, с занесением в соответствующие списки, а также ведение таких списков.

1.2. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

1.3. Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ (далее - учет) предусматривает ведение:

1.3.1. Жилищного учета граждан.

1.3.2. Учета граждан - участников городских жилищных программ.

1.3.3. Учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и подавших заявление о выборе способа (формы) обеспечения жилыми помещениями
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.4. В целях применения настоящего Порядка используется определение понятия "члены семьи", установленное Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП)

2. Категории граждан, в отношении которых ведется учет

2.1. Граждане, состоящие на жилищном учете:

2.1.1. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий:

2.1.1.1. Имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений в соответствии с очередностью по дате постановки на учет.

2.1.1.2. Имеющие право на предоставление жилых помещений в соответствии с очередностью по дате постановки на учет (на общих основаниях).

2.1.1.3. Состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получающие государственную поддержку в порядке, установленном федеральным законодательством, за счет и по мере выделения средств из бюджета Российской Федерации:

2.1.1.3.1. Получающие в установленном порядке государственные жилищные сертификаты.

2.1.2. Малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеющие право на:

2.1.2.1. Внеочередное предоставление жилых помещений с учетом части 2 статьи 17 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" :

2.1.2.1.1. Жители города Москвы, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным законодательством, совместное проживание с которыми в квартире, занятой несколькими семьями, невозможно.

2.1.2.1.2. Жители города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими.

2.1.2.2. Предоставление жилых помещений в соответствии с очередностью по дате постановки на учет (на общих основаниях).

2.2. Пункт утратил силу с 9 января 2018 года - . - См. предыдущую редакцию .

2.3. Иные установленные законодательством категории граждан, подлежащие постановке на жилищный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3. Направления учета граждан

3.1. Учет по месту жительства в порядке, установленном законодательством города Москвы:

3.1.1. Граждане, состоящие на жилищном учете (пункт 2.1 настоящего Порядка).

3.1.2. Пункт утратил силу с 9 января 2018 года - постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию .

3.1.3. Граждане, переселяемые из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда.

3.1.4. Иные установленные законодательством категории граждан, подлежащие постановке на жилищный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

3.2. Пункт утратил силу с 9 января 2018 года - постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию .

3.3. Общегородской учет:

3.3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, когда их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2014 года N 149-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3.3.1(1). Государственные гражданские служащие города Москвы, принятые на учет для предоставления из бюджета города Москвы единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
(Пункт 3.3.1(1) дополнительно включен с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП)

3.3.2. Иные установленные законодательством категории граждан, подлежащие постановке на жилищный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

4. Ведение учета, учетное дело

4.1. Ведение учета по всем категориям, указанным в разделе 2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.2. В учетных делах граждан, состоящих на учете и подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета, делается соответствующая пометка. Данные о гражданах в обязательном порядке вносятся в "Реестр участников жилищных программ города Москвы" (далее - Реестр) в электронном виде.

4.3. Учетное дело гражданина - набор документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия и нахождения граждан на:

Жилищном учете;

Дефис утратил силу с 9 января 2018 года - постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП , - см. предыдущую редакцию ;

Учете участников городских жилищных программ.

4.4. Критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.

В случае выезда отдельных членов семьи, состоящей на жилищном учете, на другое место жительства в городе Москве по заявлению граждан, по итогам перерегистрации формируется новое учетное дело по новому месту жительства выехавших отдельных членов семьи с сохранением даты постановки на жилищный учет. В учетное дело по предыдущему адресу проживания выехавших на новое место жительства отдельных членов семьи вносятся соответствующие изменения по итогам перерегистрации. В случае выезда всей семьи, состоящей на жилищном учете, на другое место жительства в городе Москве по заявлению граждан по итогам перерегистрации соответствующие изменения вносятся в сформированное учетное дело.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.5. Основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП , по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет.

Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.6. Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.

Принятие на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого сформировано учетное дело, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" , утвержденным .

При принятии Департаментом городского имущества города Москвы решения о принятии на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, как членов одной семьи формируется новое учетное дело.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.7. В случае вселения в установленном законодательством порядке новых членов семьи, состоящих на жилищном учете по предыдущему месту жительства в городе Москве, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, в учетное дело, сформированное по адресу жилого помещения, в которое вселены новые члены семьи, по заявлению всех граждан по итогам перерегистрации вносятся соответствующие изменения с более поздней датой принятия на жилищный учет из двух учетных дел вне зависимости от категории граждан, состоящих на жилищном учете: в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случае если граждане отнесены к разным категориям граждан, состоящих на жилищном учете, все граждане, включаемые или включенные в учетное дело, должны быть признаны малоимущими в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.8. Сведения о наличии у гражданина жилищных льгот вносятся в учетное дело Департаментом городского имущества города Москвы исключительно на основании заявления гражданина - носителя льготы по результатам проверки в установленном порядке представленных им сведений.

Сведения о выборе способа (формы) обеспечения жилыми помещениями вносятся в учетное дело Департаментом городского имущества города Москвы исключительно на основании соответствующего заявления, поданного от всех членов семьи, состоящих на жилищном учете. Форма заявления о выборе способа (формы) обеспечения жилыми помещениями утверждается правовым актом Департамента городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.9. При возникновении у гражданина, состоящего на жилищном учете, права на внеочередное улучшение жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в учетном деле делается соответствующая пометка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.10. При формировании учетного дела или внесении в него изменений необходимые документы представляются в установленной форме. В случае если форма документа не установлена, он представляется в произвольной форме с указанием следующих реквизитов: даты и места составления, имени заявителя - составителя документа и его личной подписи либо подписи должностного лица и печати организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.11. В случае представления документов в уполномоченный орган доверенным лицом заявителя вместе с документами представляется нотариально удостоверенная доверенность, оформленная в установленном порядке и устанавливающая полномочия представителя заявителя, и документы, подтверждающие личность доверенного лица.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.12. Учетное дело хранится до решения жилищного вопроса заявителя либо снятия в установленном порядке заявителя и членов его семьи с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Формы заявлений о снятии граждан с жилищного учета и с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ утверждаются Департаментом городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.12(1). Граждане снимаются с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по основаниям, предусмотренным законодательством для снятия граждан с жилищного учета.
(Пункт дополнительно включен с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП)

4.13. Срок хранения учетных дел заявителей, получивших жилое помещение или снятых с учета по основаниям, предусмотренным законодательством города Москвы, - десять лет, по истечении указанного срока дела уничтожаются в установленном порядке. В электронном виде информация хранится в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.14. На основании решения Департамента городского имущества города Москвы о принятии граждан на жилищный учет в информационную систему Департамента городского имущества города Москвы вносятся сведения о гражданах, принятых на жилищный учет, и учетному делу присваивается унифицированный номер.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5. Внесение изменений в учетные дела граждан

(Раздел в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5.1. Внесение изменений в учетные дела граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. либо признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" , постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" и настоящим Порядком в случаях:

5.1.1. Включения в учетное дело несовершеннолетних детей на основании заявлений их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей), состоящих на жилищном учете и проживающих с несовершеннолетними детьми в одном жилом помещении.

5.1.2. Включения в учетное дело граждан, состоящих на жилищном учете по предыдущему месту жительства в городе Москве.

5.1.3. Исключения из учетного дела отдельных членов семьи в случае выезда отдельных членов семьи, состоящей на жилищном учете, на другое место жительства в городе Москве.

5.1.4. Исключения из учетного дела граждан на основании личного заявления о снятии с жилищного учета.

5.1.5. Исключения из учетного дела граждан, утративших основания состоять на жилищном учете, по заявлению граждан, состоящих на жилищном учете в одном учетном деле с данным гражданином.

5.1.6. Исключения из учетного дела граждан, утративших основания состоять на жилищном учете, по итогам проведенной перерегистрации.

5.1.7. Изменения адреса жилого помещения в связи с изменением места жительства в пределах города Москвы.

5.1.8. Наличия (отсутствия) у гражданина жилищных льгот.

5.1.9. Выбора способа (формы) обеспечения жилыми помещениями.

5.2. Прием и рассмотрение заявлений законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) несовершеннолетних детей о принятии несовершеннолетних детей на жилищный учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" .

С заявлением о принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей обращаются их законные представители (родители, опекуны, попечители), состоящие на жилищном учете и проживающие в одном жилом помещении с несовершеннолетними детьми.

Принятие на жилищный учет несовершеннолетних детей осуществляется на основании решения Департамента городского имущества города Москвы, в том числе на основании решения Департамента городского имущества города Москвы о предоставлении семье жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

При принятии на жилищный учет несовершеннолетних детей новое учетное дело не формируется, и несовершеннолетние дети включаются в учетное дело их представителей, состоящих на жилищном учете. При включении в учетное дело несовершеннолетних детей дата принятия рассматриваемой семьи на жилищный учет не изменяется.

5.3. Прием и рассмотрение заявлений граждан о внесении изменений в учетное дело осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" . Внесение изменений в учетное дело осуществляется на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы, за исключением случаев внесения изменений в учетное дело в связи с выбором способа (формы) обеспечения жилыми помещениями, которое осуществляется путем приобщения соответствующего заявления к материалам учетного дела.

5.4. Прием и рассмотрение заявлений граждан, состоящих на жилищном учете, о внесении в учетное дело изменений в случаях, предусмотренных пунктом 4.7 настоящего Порядка, осуществляется при наличии волеизъявления таких граждан, предусматривающих изменение даты принятия их на жилищный учет и признание их малоимущими в установленном порядке.

5.5. Восстановление граждан на жилищном учете осуществляется на основании судебного акта, поступившего в Департамент городского имущества города Москвы из судебного органа.

6. Передача учетного дела

6.1. Учетное дело в установленном порядке передается:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.1.1. По запросу Правительства Москвы.
(Пункт 6.1.1 в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.1.2. По запросу правоохранительных органов, судов - в установленном порядке в соответствии с законодательством.

6.1.3. Пункт утратил силу с 3 апреля 2016 года - постановление Правительства Москвы от 22 марта 2016 года N 110-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6.1.4. Пункт утратил силу с 7 августа 2016 года - . - См. предыдущую редакцию .

6.2. По запросу органов, указанных в пунктах 6.1.1 и 6.1.2 настоящего Порядка, учетное дело направляется с сопроводительным письмом и производится соответствующая запись в документе, который ставится на место отсутствующего дела, а также вносится отметка в Реестр. Форма документа о передаче учетного дела утверждается Департаментом городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.3. Пункт утратил силу с 7 августа 2016 года - постановление Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6.4. При выбытии гражданина на постоянное место жительства за пределы города Москвы он в установленном порядке снимается с учета. Данные о снятии гражданина с учета заносятся в Реестр.

7. Перерегистрация

7.1. Департамент городского имущества города Москвы в целях подтверждения оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете, а также выявления совершения за последние пять лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе перед принятием Департаментом городского имущества города Москвы распоряжения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, осуществляет перерегистрацию жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, согласно положениям Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и в соответствии с Порядком осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным правовым актом Департамента городского имущества города Москвы.

При внесении изменений в учетное дело Департаментом городского имущества города Москвы осуществляется перерегистрация граждан, состоящих на жилищном учете. Перерегистрация не осуществляется в случае включения в учетное дело несовершеннолетних детей, внесения изменений в учетное дело в части наличия (отсутствия) у гражданина жилищных льгот, если перерегистрация таких граждан была проведена менее чем за год до подачи ими заявления о внесении изменений в учетное дело.

При внесении изменений в учетное дело в связи с выбором способа (формы) обеспечения жилыми помещениями перерегистрация не осуществляется.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7.2. В ходе перерегистрации без участия граждан осуществляется:

Запрос выписки и информации из Реестра и Базового регистра, документов из органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов и (или) административных округов, управляющих организаций или аналогичных организаций, органов здравоохранения и других необходимых для проведения перерегистрации документов;
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Внесение в установленном порядке изменений в учетное дело;

Подготовка и принятие решения Департамента городского имущества города Москвы о снятии граждан с учета;
(Дефис в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Внесение необходимых данных в Реестр;

Приобщение к материалам учетного дела полученных документов.
(Дефис в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7.3. В случае отсутствия возможности самостоятельного получения Департаментом городского имущества города Москвы документов, необходимых для проведения перерегистрации граждан, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра, документы, необходимые для проведения перерегистрации, запрашиваются Департаментом городского имущества города Москвы у граждан, состоящих на учете.
. - См. предыдущую редакцию .

7.6. При проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, наряду с проверкой сохранения за ними оснований и права состоять на жилищном учете уточняются имеющиеся в деле паспортные и иные личные данные заявителей, состав семьи, а также подтверждается наличие льгот (в случае если они были установлены).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 года N 1100-ПП . - См. предыдущую редакцию)
________________
* Данный раздел применяется только для граждан, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется в соответствии с законодательством города Москвы.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ (с изменениями на 28 декабря 2017 года)

Название документа: О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ (с изменениями на 28 декабря 2017 года)
Номер документа: 815-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Тверская, 13, N 113, 18.09.2008

Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 53, 23.09.2008

Дата принятия: 09 сентября 2008
Дата начала действия: 28 сентября 2008
Дата редакции: 28 декабря 2017

редакция 23.11.2014

Признание граждан нуждающимися в получении жилого помещения

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, на учет для получения жилого помещения по договору социального найма могут быть приняты граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, либо отнесенные к так называемым иным категориям (сироты, семьи с пятью и более детей, ветераны ВОВ). В указанные категории не включены молодые семьи, а также другие граждане, желающие улучшить свои жилищные условия не путем получения бесплатного социального жилья, а с использованием разных форм льготного финансирования приобретения жилья за счет бюджетов разных уровней, т.е. - в государственной поддержке в приобретении жилья, либо в получении жилых помещений коммерческого использования.

В Чувашской Республике принят нормативно-правовой акт, который позволяет гражданам, не являющимся малоимущими, и не отнесенным к иным категориям, встать на учет для получения государственной поддержки в приобретении жилья. После принятия решения администрацией района о признании гражданина нуждающимся и постановки на учет, он имеет право на подачу заявления для участия во всех действующих жилищных программах.

Гражданин нуждается в получении жилого помещения, если он проживает в квартире собственника или нанимателя, с которым у него нет родственных отношений, либо в квартире собственника или нанимателя, с которым у него есть родственные отношения, но общая площадь квартиры менее учетной нормы на каждого члена семьи. Учетная норма по г.Чебоксары установлена в размере 14,5 кв.м общей площади жилья (без учета балконов). При этом при решении вопросово постановке на учет принимаются во внимания действия, свершенные гражданами, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в получении жилого помещения. Решение о постановке на учет может быть принято по истечении 5 лет со дня свершения этих действий. Также при определении нуждаемости в расчет берутся площади всех жилых помещений, занимаемых заявителем и членами его семьи, как по договору социального найма, так и находящиеся в собственности. Расчет обеспеченностью производится в совокупности.

На учет для получения жилого помещения и государственной поддержки в приобретении жилья принимаются граждане:

Желающие участвовать в программах поддержки молодых семей,

Желающие участоввать в любый действующих программах поддержки нуждающихся граждан

Часто задаваемые вопросы

Я бюджетник, не молодая семья, и не хочу получить жилье в госжилфонде. Мне в эту очередь вставать?

Да, именно в эту. Это общая очередь, в которую встают все нуждающиеся граждане, а уже потом, после признания их нуждающимися, у них появляется право на подачу заявлений в действующие программы уже по конкретным категориям: кому - в программы для молодых семей, кому - в программу государственного жилищного фонда.

Я проживаю постоянно в г.Чебоксары уже более пяти лет, но прописан в районе, почему меня не принимают на учет, это же не правильно.

Вы не проживаете постоянно в городе Чебоксары - это временное пребывание (хотя и длительное по времени) по характеру работы или учебы. Фактом постоянного проживания является не только и не просто регистрация по месту жительства в занимаемом жилом помещении, но и в помещении, либо пренадлежащем Вам (или членам семьи) на праве собственности, либо занимаемым по договору социального найма.

Когда я получу жилье по этой очереди?

Очень хороший вопрос! Гражданам, признанным администрацией нуждающимися в получении жилых помещений и имеющими право на государственную поддержку, и включенным в список, необходимо знать, что улучшение жилищных условий и обеспечение жильем по этой очередности не происходит. Включение в эту очередь дает гражданину статус нуждающегося в получении жилья и право на участие в действующих жилищных программах. При этом, заявление на участие в программе обязательно нужно подать; если Вы не подаете заявки на участие, то и не попадаете в списки участников программ. Жилищные программы различны и по способам получения государственной помощи и по категориям граждан, для которых программа открывается. О действующих программах можно получить сведения у специалистов отдела.

1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список принятых на жилищный учет.

3. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма.

4. Жилищный учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых заявителем, и подтвержденных в результате проверки уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы или полученных им по межведомственным запросам, а также на основании данных, выявляемых уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы при постановке на жилищный учет и перерегистрации.

Комментарий к ст. 13 Закона

В соответствии со ст. 91.13 Жилищного кодекса РФ, учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (социального найма) (далее - учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования), осуществляется органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (далее - орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования).

В соответствии со Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ,

Ведение учета по всем категориям осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки. Данные о гражданах в обязательном порядке вносятся в Реестр участников жилищных программ города Москвы (далее - Реестр) в электронном виде.

Учетное дело гражданина - набор документов, подтверждающих в полном объеме условия, послужившие основанием для принятия и нахождения граждан на:

Жилищном учете;

Учете граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;

Учете участников городских жилищных программ.

Все граждане, подавшие заявление о постановке на учет и проживающие по месту жительства на законных основаниях в данном жилом помещении, включаются в одно учетное дело. В этом учетном деле также должна содержаться информация об иных гражданах, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении на законных основаниях.

Основанием для формирования учетного дела является заявление гражданина, поданное в установленном порядке (см. комментарий к ст. 11 Закона). На каждую единицу учета (адрес квартиры, комнаты и т.д.) формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится. Учетные дела в установленном порядке регистрируются в Книге регистрации учетных дел.

Учетное дело хранится до решения жилищного вопроса заявителя либо снятия его и членов его семьи с жилищного учета. Срок хранения учетных дел заявителей, получивших жилое помещение или снятых с учета - пять лет, по истечении указанного срока дела уничтожаются в установленном порядке.

Автор комментария: Адвокат Полина Кузнецова

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок учета граждан, имеющих место жительства на территории Московской области и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Статья 2. Орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Учет граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления).

Статья 3. Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.

2. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не достигших восемнадцати лет граждан (за исключением эмансипированных граждан или граждан, вступивших в брак), и недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений
о принятии на учет, поданных их законными представителями.

3. Для принятия на учет гражданин подает заявление по месту своего жительства.

4. К заявлению о принятии на учет прилагаются следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

2) выписка из домовой книги по месту регистрации;

3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

4) согласия на обработку персональных данных гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

6) документы, подтверждающие размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, а также стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

7) медицинское заключение для граждан или постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

8) документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

5. Самостоятельно представляются гражданами документы:

1) указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7 части 4 настоящей статьи;

2) указанные в пунктах 5 и 8 части 4 настоящей статьи, в случае, если они не имеются в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

6. Органы местного самоуправления не вправе требовать у граждан документы, если такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Органы местного самоуправления самостоятельно запрашивают такие документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствующих органах и организациях, если гражданин не представил их по собственной инициативе.

7. Одновременно с подлинниками документов, указанных в части 4 настоящей статьи, гражданин представляет их копии. Свидетельствование верности копий документов осуществляется лицом, принимающим документы, после чего подлинники документов возвращаются заявителю.

8. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга регистрации). Каждому заявлению присваивается порядковый номер.

9. В день получения заявления и документов, представленных гражданином, ему выдается расписка в получении документов с указанием их перечня, даты получения и порядкового номера, под которым заявление зарегистрировано в Книге регистрации, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

10. Орган местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином и (или) полученных по межведомственным запросам, принимает решение
о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

11. Орган местного самоуправления в случае принятия решения о принятии гражданина на учет не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения письменно уведомляет об этом гражданина. Уведомление выдается или направляется гражданину почтовым отправлением.

12. Принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявлений о принятии на учет и документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Временем принятия на этот учет граждан считается время подачи указанных заявлений и документов, а временем принятия на этот учет граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года
в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, - время принятия указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

13. Граждан, принятых на учет, регистрируют в Книге учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - Книга учета).

14. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся заявления и документы, предоставленные с частью 4 настоящей статьи, а также копии решений, принимаемых органом местного самоуправления. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в Книге учета. Документы в учетном деле располагаются по датам поступления, страницы нумеруются, составляется опись. Изменения в учетное дело вносятся на основании документальных сведений о гражданах.

15. Орган местного самоуправления устанавливает порядок ведения и обеспечивает надлежащее хранение Книги регистрации, Книги учета и учетных дел граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

16. Формы заявления, Книги регистрации, Книги учета утверждаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере жилищной политики.

Статья 4. Отказ в принятии граждан на учет нуждающихся
в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет в следующих случаях:

1) заявитель является иностранным гражданином, лицом без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;

2) гражданин не был признан по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не был признан по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Московской области или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества превышают максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, установленный органом местного самоуправления;

4) гражданин признан или имеет основания быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Московской области № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;

5) гражданином не представлены документы, указанные в части 4
статьи 3 настоящего Закона, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

6) гражданином представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

2. Решение об отказе в принятии гражданина на учет должно содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, в том числе информацию о наличии недостатков в представленных документах и о возможности их устранения. Решение выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 5. Перерегистрация состоящих на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Один раз в три года в муниципальных образованиях Московской области проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете,
в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Статья 6. Снятие граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

1. Граждане снимаются с учета в случаях:

1) предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или по договорам социального найма;

2) подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета;

3) утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) приобретения или строительства гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств или субсидий, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления (датой снятия с учета является государственная регистрация права собственности на жилое помещение);

5) предоставления гражданам в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия граждан на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии граждан с учета должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии граждан с учета должны содержать обязательную ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии граждан с учета выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы ими в судебном порядке.

3. Снятие гражданина с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не препятствует повторному принятию его на учет. В таком случае принятие его на учет производится в порядке, установленным настоящим Законом.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев



Просмотров