Целями регистрационного учета граждан являются. Что входит в правила регистрации. Возможен ли отказ в регистрации

Название документа:
Номер документа: 241-28
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Недействующий
Опубликован: Вестник мэрии Москвы

N 12, 1999 год

Дата принятия: 30 марта 1999
Дата редакции: 06 апреля 2004

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

(с изменениями на 6 апреля 2004 года)

Утратило силу в части его применения на территории города Москвы
на основании постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 51, 20-26.12.2000);
(Вестник мэрии Москвы, Приложение, февраль, 2002 год).
постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, 19.04.2004).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В документе учтено:

Решение Московского городского суда от 19 декабря 2000 года (оставлено без изменения - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.04.2001 N 5-г01-37).

____________________________________________________________________


В целях приведения в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области , утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.12.95 N 1030-43 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Москвы и Правительства Московской области от 17.12.96 N 979-42 и от 06.05.97 N 323-28), а также защиты прав и законных интересов граждан, проживающих в Москве и Московской области, в том числе прав собственности на жилые помещения, в соответствии с действующими нормами Гражданского , Жилищного и , регламентирующими права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, Правительство Москвы и Правительство Московской области

постановляют:

1. Утвердить:

1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области в новой редакции (приложение 1).

1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета (приложение 2).

2. Префектам административных округов Москвы и главам муниципальных образований Московской области принять меры по усилению ответственности должностных и физических лиц (домовладельцев), ответственных за регистрацию. Осуществлять постоянный контроль за их работой по подготовке документов на вселение и регистрацию граждан в жилые помещения всех видов собственности и своевременным представлением их в органы регистрационного учета.

3. Органам внутренних дел Москвы регистрировать опекунов и попечителей в соответствии с поданными заявлениями от граждан Российской Федерации, в том числе проживающих за пределами Москвы и Московской области, на основании решений органов опеки и попечительства административных округов Москвы.

4. Органам здравоохранения административных округов Москвы, администрации муниципальных образований Московской области осуществлять медицинское обслуживание граждан Российской Федерации, проживающих в Москве или Московской области и зарегистрированных как по месту жительства, так и по месту пребывания.

5. Пункт исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

6. Признать утратившими силу пункты 1 , , , 4 постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26.12.95 N 1030-43 .

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и заместителя главы Администрации Московской области Савенкова Н.А.

Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

Губернатор
Московской области
А.С.Тяжлов

Приложение 1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области

Приложение 1

и Правительства Московской области

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.95 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" , в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" , жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом уставов, законов и других нормативных правовых актов Москвы и Московской области и определяют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории Москвы и Московской области.

Правила регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства распространяются также на граждан бывшего СССР, не имеющих иного гражданства, в пределах, устанавливаемых разделами 2 и 3 настоящих Правил.

1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в Москве и Московской области общественного порядка и безопасности.

1.3. Органами регистрационного учета в Москве и Московской области являются органы внутренних дел.

1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" :

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;

Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением установленных Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

Государственных и муниципальных предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления;

Жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищного фонда;

Жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

Гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

Организаций иных организационно-правовых форм.

1.7. Документами, удостоверяющими личность гражданина (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

Паспорт;

Свидетельство о рождении - для граждан, не достигших 14-летнего возраста;

Заграничный паспорт - для граждан, постоянно проживающих за границей и временно находящихся на территории Российской Федерации;

Удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

Военный билет - для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих службу по призыву или по контракту;

Справка об освобождении из мест лишения свободы - для граждан, освободившихся из мест лишения свободы;

Иной документ, удостоверяющий личность, выдаваемый гражданам органами внутренних дел.

1.8. Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для регистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при вселении (заселении) в жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются органам регистрационного учета этими гражданами или представителями таких юридических лиц, на которых возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

1.9. Регистрация по месту жительства и месту пребывания граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется органами регистрационного учета после их постановки на воинский учет.

1.10. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" .

1.11. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.

2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания

2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту пребывания, надлежаще оформленного должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, а также гражданами и юридическими лицами, указанными в пункте 1.8 настоящих Правил;

Документов, представленных жилищными органами и являющихся основанием для временного вселения граждан в жилые помещения.

2.3. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на период их временного проживания (абзац в редакции .

При иных обстоятельствах регистрация по месту пребывания производится на период: учебы, трудовой деятельности, регламентируемой Правительством Москвы или Правительством Московской области, командировки, лечения, военной службы по контракту, творческой и научной деятельности по контракту.

Вынужденные переселенцы регистрируются по месту пребывания в жилые помещения, предназначенные для их временного проживания, в соответствии с решениями Правительства Москвы и Правительства Московской области на срок действия удостоверения вынужденного переселенца, в жилые помещения граждан в порядке, установленном настоящими Правилами (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Регистрация по месту пребывания военнослужащих, назначенных в установленном порядке для прохождения службы в Москву или Московскую область, оформляется по адресу воинской части Министерства обороны Российской Федерации с членами семей до получения жилой площади в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947).

2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности.

3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту жительства, надлежаще оформленного должностными лицами, ответственными за регистрацию;

Документа, удостоверяющего личность;

Военного билета (временного удостоверения взамен военного билета) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, для лиц, обязанных состоять на воинском учете;

Документов, представленных жилищными органами, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

3.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 ..

3.4. Регистрация по месту жительства военнослужащих, уволенных с действительной срочной службы, призывавшихся на 2-3 года, а также лиц офицерского состава запаса (с членами семьи) производится на жилую площадь, где они проживали до призыва, независимо от размера жилой площади, либо на предоставленную им в установленном порядке жилую площадь.

3.5. Регистрация по месту жительства бывших жителей Москвы или Московской области, освободившихся из мест лишения свободы по отбытии наказания, производится на жилую площадь лиц, с которыми они проживали до осуждения, а также к родственникам или на предоставленную в установленном порядке жилую площадь, независимо от размера жилой площади.

3.6. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, осуществляется на жилую площадь их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, независимо от размера жилой площади.

3.7. Регистрация по месту жительства граждан (с членами семей), сохраняющих право на жилую площадь, осуществляется независимо от размера жилой площади.

3.8. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу.

3.9. Отказ органов регистрационного учета в принятии документов на регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.

4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии.

4.2. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

Изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

Призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

Осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

Признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

Выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов внутренних дел и жилищных организаций, ответственных за регистрацию, при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

4.3. Снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется в соответствии с установленным порядком, после их снятия с воинского учета.

4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

5. Заключительные положения

5.1. Паспортное управление ГУВД г.Москвы (в городе Москве), Паспортно-визовое управление ГУВД Московской области и Восьмое Главное управление МВД России (в Московской области) рассматривают и принимают решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета:

Граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, - в случаях обжалования ими решений территориальных органов внутренних дел либо отнесения конкретных вопросов регистрации к их компетенции;

Подготавливают и направляют материалы для рассмотрения их на комиссиях при Правительстве Москвы и Правительстве Московской области.

5.2. ГУВД г.Москвы и ГУВД Московской области, Восьмое Главное управление МВД России (в Московской области):

Рассматривают и принимают решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, - в случаях обжалования ими принятых решений;

Передают, при необходимости, рассмотрение вопросов регистрации граждан, указанных в разделах 2 и 3 и 4 настоящих Правил, Паспортному управлению ГУВД г.Москвы и Паспортно-визовому управлению ГУВД Московской области.

5.3. Комиссии по жилищным вопросам при Правительстве Москвы и Правительстве Московской области вправе рассматривать обращения граждан, организаций, учреждений по вопросам вселения граждан в жилые помещения и принимать решения в соответствии со своими полномочиями (пункт в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Приложение 2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, представляемых жилищными органами в органы регистрационного учета

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
и Правительства Московской области
от 30 марта 1999 года N 241-28

В соответствии с нормами и положениями Гражданского , Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации :

1. Для временного вселения граждан в жилые помещения представляются:

Договор найма (поднайма), коммерческого найма, краткосрочного найма, договор аренды (субаренды), договор передачи во временное пользование жилой площади;

Заявление лица, предоставившего жилую площадь с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ними проживающих, о регистрации родственников;

Письменное согласие:

собственника (собственников) жилого помещения - при вселении в жилое помещение, находящееся в частной собственности;

собственника (собственников) жилого помещения и арендатора при вселении в жилое помещение арендатора;

правления ЖСК, ЖК на сдачу в наем жилой площади - при вселении в жилое помещение, занимаемое членом ЖСК, ЖК (если он не является собственником данного жилого помещения);

органа опеки либо опекуна или попечителя - при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством;

организации - при вселении в жилое помещение жилищного фонда, в отдельные помещения в общежитиях, находящихся в их оперативном управлении.

Временное вселение граждан в жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется с предварительным уведомлением наймодателя с соблюдением условий и сроков в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции .

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 , исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

2. При вселении по месту жительства граждан на государственную, муниципальную жилую площадь представляются:

Ордер на вселение в жилое помещение, выданный жилищными органами Москвы или администрациями муниципальных образований, КЭЧ (КЭУ) Московской области, Управлением делами Президента Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

Договор найма, социального найма, коммерческого найма;

Решение органа исполнительной власти Москвы или Московской области об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства;

Письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних членов его семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении родственников.

Вселение граждан в жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с согласия наймодателя в соответствии с законодательством о норме жилой площади на одного человека, кроме супруга и нетрудоспособных родителей (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 .

Абзац дополнительно включенный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 года N 947 , исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

3. При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь на праве частной собственности представляются:

Договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о праве на наследство, договор ренты, договор пожизненного содержания с иждивением. (При условии, если собственник занимает изолированное жилое помещение в данной квартире);

Договор аренды (субаренды) при условии, что арендатор занимает изолированное жилое помещение и зарегистрирован по месту жительства в Москве или Московской области;

Письменное согласие:

собственника (собственников) жилой площади, зарегистрированного на ней, о вселении близких родственников;

собственника (собственников) жилой площади, не зарегистрированного на данной жилой площади, о вселении близких родственников, зарегистрированных по месту жительства в Москве или Московской области;

Абзац исключен постановлением Правительства Москвы и правительства Московской области от 5 февраля 2002 года N 101-ПП/27/4 .

4. При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь, выделенную под служебные цели, представляются:

Договор аренды (субаренды), выписка из решения органа исполнительной власти Москвы или Московской области о вселении в жилое помещение, выделенное под служебные цели;

Письменное согласие нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении в жилое помещение;

Письменное согласие организации, в собственности или оперативном управлении которой находится жилая площадь.

При вселении по месту жительства граждан на жилую площадь, выделенную под служебные цели, ее размер должен соответствовать требованиям законодательства о норме жилой площади на одного человека, за исключением вселения несовершеннолетних детей и супруга.

5. При вселении по месту жительства граждан в общежития представляются:

Внутриведомственный ордер, выданный организацией, КЭЧ (КЭУ), с согласия местного органа исполнительной власти, на вселение в отдельное жилое помещение семейного общежития граждан, зарегистрированных в Москве или Московской области;

Письменное согласие:

нанимателя, а также всех проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, в том числе бывших членов семьи, которые продолжают проживать в занимаемом ими жилом помещении, о вселении в жилое помещение близких родственников;

организации, в собственности которой находится жилищный фонд (при вселении граждан в общежитие);

Выписка из постановления Правительства Москвы или Московской области, решения комиссии при Правительстве Москвы или Московской области о привлечении граждан для работы в организациях Москвы или Московской области и поселении их в общежитие.

При вселении граждан по месту жительства в общежитие размер жилой площади должен соответствовать требованиям законодательства о норме жилой площади на одного человека, за исключением несовершеннолетних детей и супруга.

6. Не рассматриваются документы на вселение граждан в жилые помещения, если:

Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения;

На жилое помещение, сдаваемое на условиях найма (поднайма), аренды (субаренды), принадлежащее гражданину или юридическому лицу на праве собственности, наложен арест в связи с расследованием уголовного дела или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

Дом (жилое помещение) грозит обвалом, подлежит выселению в связи со сносом, реконструкцией или капитальным ремонтом (с момента принятия Правительством Москвы или Московской области, префектами административных округов г.Москвы или главами муниципальных образований Московской области решения о выселении);

В судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста;

Ордер на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользования и (или) распоряжения жилым помещением (договора найма (поднайма), аренды (субаренды), купли-продажи, дарения, мены и т.п.), либо иной документ, удостоверяющий право собственника на жилое помещение, в установленном порядке признаны недействительными.

Нормы Гражданского, Жилищного, Семейного кодексов Российской Федерации, регламентирующие права и обязанности участников правоотношений по предоставлению жилого помещения и проживанию в нем:

Норма жилой площади устанавливается в размере 12 кв.м на одного человека.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст.38 ЖК РФ).

Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.

Наниматель жилого помещения вправе с согласия проживающих совместно с ним членов семьи и с согласия наймодателя сдавать в поднаем жилое помещение.

Сдача жилого помещения в поднаем не допускается:

Если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее установленной нормы,

Если в нем проживают лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний,

Без согласия других нанимателей и совершеннолетних членов их семей, проживающих в одной квартире.

Наниматель жилого помещения и проживающие с ним совершеннолетние члены его семьи могут по взаимному согласию разрешить временное проживание в находящемся в их пользовании жилом помещении другим гражданам (временным жильцам) без взимания платы за пользование помещением. Вселение временных жильцов на срок свыше полутора месяцев допускается при условии соблюдения установленной нормы жилой площади.

Член жилищно-строительного кооператива может сдать внаем с согласия правления кооператива часть занимаемого им жилого помещения, а при временном выезде всей семьи - все жилое помещение.

Наниматель, арендатор жилого помещения в доме, квартире, принадлежащих гражданину на праве личной собственности, имеет право вселить в нанятое им помещение независимо от согласия собственника дома своих несовершеннолетних детей, а если он занимает изолированное жилое помещение, - также супруга и нетрудоспособных родителей. Вселение других лиц допускается только с согласия собственника дома, квартиры.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов.

Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

С согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей.

Наниматель и граждане, постоянно с ним проживающие, по общему согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в жилом помещении временным жильцам (пользователям). Наймодатель может запретить проживание временным жильцам при условии несоблюдения требований законодательства о минимальной норме площади на одного человека. Срок проживания временных жильцов не может превышать шести месяцев.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные, иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Статья 34 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (подпункт 9). "Близкие родственники" - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "Кодекс"

Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и... (с изменениями на 06.04.2004) (утратило силу в части его применения на территории города Москвы)

Название документа: Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и... (с изменениями на 06.04.2004) (утратило силу в части его применения на территории города Москвы)
Номер документа: 241-28
Вид документа: Постановление Правительства Москвы

Постановление Правительства Московской области

Принявший орган: Правительство Москвы

Правительство Московской области

Статус: Недействующий
Опубликован: Вестник мэрии Москвы

N 12, 1999 год

Домашний адвокат, N 13, 1999 год

Тверская, 13, N 25, 17-23.06.99

Дата принятия: 30 марта 1999
Дата редакции: 06 апреля 2004

Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

  • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
  • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
  • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
  • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

Органы регистрационного учета

Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

  • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
  • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

  1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
  2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
  3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
  4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
  5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

Список документов

Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
  • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
  • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
  • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
  • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

  • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
  • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
  • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
  2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
  3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
  4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
  5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
  6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
  7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
  8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
  9. Срок для получения постоянной регистрации7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
  10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
  11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
  12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
  13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.

Что такое "место жительства"?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое "жилое помещение"?

Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

При этом необходимо предъявить :

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Согласно российским законам, место жительства гражданина страны – это место, где он проживает: частный дом, квартира, специализированный дом, служебное жилое помещение. Для оформления регистрацию по месту проживания необходимо представить в соответствующие органы:

    Удостоверяющий личность документ, которым может быть:

    Регистрация на новом месте жительства не представляется возможной, если внутренний паспорт признан недействительным. Среди причин – непригодность документа для использования, обнаруженные в записях неточности, изменение имени, отчества, фамилии заявителя или не произведенная вовремя замена паспорта по достижении 20- и 45-летнего возраста. Регистрация возможна только после замены недействительного паспорта. Не проводится оформление регистрации также по загранпаспорту и удостоверению личности, которое не является постоянным.

    Заявление на регистрацию по месту проживания с подписью собственника жилой площади, которой он подтверждает свое согласие на регистрацию и постоянное проживание заявителя.

    Документ, дающий основание для проживания на жилой площади. Если заявитель ее собственником не является, необходимо заявление владельца, договор, свидетельство о регистрации права собственности либо другой, подтверждающий это право документ. Если заявитель имеет право на пользование жилым помещением или его частью, он должен представить подтверждающий документ: решение суда, договор, свидетельство о регистрации права собственности.

Если помещение является государственной (муниципальной) собственностью, для регистрации в нем заявителя необходимо согласие наймодателя и всех проживающих на данной жилой площади совершеннолетних лиц (в письменном виде).

При наличии в распоряжении соответствующих органов необходимых сведений граждане имеют право не предъявлять документы, являющиеся основанием для вселения.

Если гражданин снялся с учета по предыдущему месту жительства, при оформлении регистрации на новом месте он может представить полученный листок убытия. Однако снятие с регистрации на прежнем месте можно сделать уже при регистрации на новом месте, достаточно написать заявление и заполнить талон о снятии с учета.

Нарушение сроков оформления регистрации

Регистрацию на новом месте жительства гражданин обязан оформить в течение семи дней, обратившись к ответственному лицу либо собственнику жилого помещения. Нарушение этого требования, согласно ст. 19.15 КоАП РФ (часть 1), влечет за собой административную ответственность (штраф в размере 1500 - 2500 руб.). За несвоевременную регистрацию гражданина может быть наказан штрафом в сумме от 2000 до 2500 рублей и собственник жилого помещения (часть 2 ст. 19.15 КоАП РФ).

7-дневный срок исчисляется не со дня отметки о снятии с учета по прежнему адресу, а именно с того дня, когда человек прибыл на новое место жительства. Иногда должностные лица Российской миграционной службы неправомерно составляют протоколы на граждан и назначают административное наказание. Незаконное постановление следует обжаловать в 10-дневный срок, направив письменную жалобу в вышестоящие органы либо в районный суд.

Куда обратиться с заявлением о регистрации

Оформление постоянной регистрации проводится ответственными должностными лицами, которые принимают от граждан документы и передают их в структуры миграционной службы. Этими лицами, в зависимости от форм собственности, являются:

  • собственники жилого помещения, осуществляющие управление самостоятельно;
  • лица, уполномоченные товариществом собственников либо ответственной за регистрацию организацией;
  • лица, контролирующие использование жилого помещения, если оно находится в государственной (муниципальной) собственности;
  • лица, уполномоченные соответствующими органами управления, если помещение находится в собственности жилищного кооператива.

Должностные лица не вправе отказывать гражданину в приеме заявления на регистрацию. Они обязаны представить поданные документы в подразделение миграционной службы не позднее, чем через 3 дня.

Для того, чтобы оформить регистрацию в принадлежащем ему помещении, гражданин должен обратиться к уполномоченным лицам управляющей организации. При их отсутствии следует обращаться напрямую в подразделение миграционной службы. Сделать это можно и через Интернет.

Сроки оформления регистрации

При обращении непосредственно в миграционную службу регистрация по месту проживания оформляется в течение трех дней со дня подачи требуемых документов, при обращении к паспортисту (либо другому уполномоченному лицу) этот срок увеличивается до 6 календарных (а не рабочих!) дней. Если заявитель не предъявит документ, дающий право на вселение (договор найма, свидетельство о регистрации права на жилую площадь), на что он имеет полное право, срок регистрации увеличивается еще на 2 рабочих дня.

Стоимость регистрации

Регистрация граждан по месту проживания оформляется бесплатно. Ответственные за регистрацию лица также обязаны бесплатно подготовить листок прибытия, заполнить карточку регистрации, поквартирную карточку либо внести сведения в домовую книгу. Если заявитель принадлежит к категории лиц, подлежащих наблюдению, без взимания платы заполняются листки учета выбытия и прибытия.

При отсутствии должностного лица, которое ответственно за регистрацию в жилом помещении, принадлежащем гражданину, перечисленные документы заполняются самим заявителем. По поводу оформления постоянной регистрации следует обращаться только к собственнику жилой площади. Мошеннические фирмы, предлагающие оформить регистрацию за плату, в большинстве случаев являются представителями коррумпированных чиновников миграционной службы. А в худшем случае такие документы могут вообще оказаться подделкой, способной причинить множество неприятностей.

График приема граждан

Прием граждан Федеральной миграционной службой по вопросам регистрации проводится в рабочие дни, а также каждую 1 и 3 субботу месяца. Понедельник после приемной субботы является выходным. Иногда установленный график может меняться, но в любом случае количество приемных часов остается прежним.

Граждане имеют возможность приходить на прием по предварительной записи, которая осуществляется при личном обращении, по телефону или посредством электронной почты. Ожидание в очереди по записи не должно превышать 15 минут с того времени, на которое был назначен прием.

Ограничения при оформлении регистрации

Действующие на сегодняшний день правила оснований для отказа в оформлении постоянной регистрации не предусматривают. Право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено лишь в особых случаях. Например:

  • в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях;
  • в пограничных зонах;
  • в зоне экологических бедствий;
  • на территориях, где введен особый режим по причине опасности массовых заболеваний или отравлений;
  • на территориях, где введено военное (или чрезвычайное) положение.
  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.



    Просмотров