Истечение срочного трудового договора. Истечение срока действия договора с прекращением обязательства по уплате премии. Направление информации об увольнении работника

Любая из существующих форм контроля утрачивает свою популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого контроля нельзя.

Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».

Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Виды экологического контроля:

Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с положениями существующего законодательства.

Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

Экологический контроль представляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах природопользования. В нем задействованы многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий.

Виды экологического контроля :

– государственный;

– муниципальный;

– ведомственный;

– производственный;

– общественный.

Государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий ; по критерию субъекта контроля – общий и специальный . Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

К сожалению, за последние годы слово «экология» из нейтрального превратилось во всем известное понятие. «К сожалению» же потому, что люди стали обращать внимание на окружающую природу только после того, как она начала давать серьезные «сбои» в виде внезапных засух, ураганов и прочих нехарактерных явлений. А потому нет ничего удивительного в том, что современные виды экологического контроля постоянно совершенствуются и становятся все более жесткими.

Основные виды

Итак, согласно действующему в нашей стране законодательству, контроль делится на три большие группы:

  • Государственный (сюда относится, в частности, муниципальный экологический контроль).
  • Производственная проверка.
  • Общественный.

Определение понятия

Если же говорить о смысле этого понятия, то под «контролем» в этом случае понимается целая система мероприятий, которые направлены на выявление и немедленное пресечение фактов загрязнения окружающей среды. Также экологический контроль предусматривает определенную (вплоть до уголовной) ответственность за несоблюдение ведения той документации, которая оговорена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Основные цели контроля

Основные цели контроля, вне зависимости от его вида, заключаются в следующем:

  • Добиться, чтобы организации полностью соблюдали экологическое законодательство, а также предотвратить его невыполнение.
  • Добиться соблюдения основных правил сохранения окружающего нас мира, в том числе посредством использования механизмов судебной и исполнительной власти.
  • Также контроль в этом случае нужен для обеспечения полной экологической безопасности объектов производства.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека. Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории.

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Субъекты и мероприятия экологического контроля

К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица. Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе. К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

Экологический мониторинг всегда должен проводиться максимально быстро, четко и полно. Кстати, по времени осуществления он делится на предварительный, текущий и последующий. Как нетрудно догадаться, предварительный проводится перед каким-то мероприятием (например, в преддверии открытия нового завода). Текущий же осуществляется на всем протяжении работы этого предприятия. В рамках же последующего контроля проводится проверка уже проведенных экологических мероприятий. Любые проверки, соответственно, бывают плановыми и внеплановыми, по результатам которых иногда накладываются экологические штрафы.

Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

Расшифровка типов экологического контроля

Наконец, все виды экологического контроля предполагают организацию правомерного и рационального использования всех видов имеющихся в данной местности природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых). Они различаются по субъектам, объектам проверки, используемым при этом методам.

Характеристики государственного мониторинга

Это важнейший тип экологического мониторинга (во всех странах, а не только в Российской Федерации). Его положения и мероприятия распространяются на все органы государственной власти, предприятия, он действует в отношении физических и юридических лиц. Таким образом, он является как бы надведомственным, за исполнением его положений прямо следит Федеральная служба по экологическому надзору.

Впрочем, государственный контроль все равно может влиять на органы экологического мониторинга, так как правительство может иметь обратное мнение. В частности, организации природоохранного толка могут не желать открытия нового предприятия, но если оно важно для интересов государства, то мнением экологов вполне могут пренебречь. Конечно же, это не означает отмены постоянного мониторинга деятельности завода с тем, чтобы окружающей среде во время этого процесса не был нанесен значительный вред.

Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров. Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства. На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

Все органы, на законодательном уровне ответственные за проведение экологического мониторинга, обязаны постоянно взаимодействовать друг с другом, а также местным самоуправлением, общественными организациями и движениями, а также с юридическими и физическими лицами. К примеру, с ними со всеми активно работает Федеральная кадастровая служба.

Характеристики производственного контроля

Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального. На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

Цели производственного контроля

Экологический мониторинг на каком-нибудь заводе имеет две наиболее ярко выраженные цели:

  • Контроль за надлежащим природопользованием, обеспечение безопасного использования ресурсов природных недр, недопущение выбросов и прочих технологических аварий, угрожающих жизни и здоровью людей, проживающих в данной местности.
  • Соблюдение нормативных и законодательных актов в области природоохранной деятельности, действующих на территории Российской Федерации.

Аспекты и направления хозяйственной деятельности, которые охватывает программа производственного экологического контроля, следующие:

  • Выявление и устранение факторов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
  • Изучение влияния на природу готовой продукции, которую выпускают различные объекты экологического контроля (заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия).
  • Введение инновационных технологий, позволяющих снизить воздействие на внешнюю среду, в производственный процесс.
  • Предупреждение аварийных ситуаций и выбросов токсичных веществ (как и все виды экологического контроля).
  • Проведение пятиминуток и семинаров по теме «Экологическая безопасность» среди персонала.
  • Аналогичное взаимодействие с населением и общественными организациями.
  • Общая работа в области снижения рисков ответственности.

Прочие цели и задачи

Ведомственный экологический контроль имеет также иные задачи, за выполнение которых ответственное лицо несет персональную ответственность:

  • Контроль всех работ, ЧП при которых будет представлять прямую угрозу экологической безопасности местности.
  • Максимальная минимизация всех видов производственных рисков (опять-таки, чреватых сложностями с экологией).
  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов, внедрение технологий, позволяющих значительно снизить количество отходов.
  • Организация инструктажей и прочая деятельность, предотвращающая развитие аварийных ситуаций и прочих ЧП на объекте.
  • Ведение всей положенной экологической документации, своевременное ее заполнение.
  • Быстрое и своевременное предоставление всей экологической информации уполномоченным лицам.
  • Работа с персоналом предприятия, его экологическое воспитание.

Общественный экологический мониторинг и его задачи

Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция. Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

Общественность ценна тем, что может выявить те проблемы, которые по каким-то причинам (чаще всего – намерено) оказались вне поля зрения государственных служб. Кроме того, сами граждане могут создавать эффективно функционирующие альтернативные информационные каналы, по которым информация об экологических бедствиях и ЧП разносится значительно быстрее. Такой экологический контроль окружающей среды хорошо себя зарекомендовал не только в нашей стране, но и во многих других государствах.

Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много. А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта. Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

Кроме того, главной задачей экологов является приучение всех к мысли, что окружающая среда – это не что-то абстрактное и далекое, что природные бедствия являются прямой угрозой жизни и здоровью как одного человека, так и всего человечества в целом. К сожалению, многие граждане об этом совершенно не задумываются. Именно для исправления сложившейся ситуации экологическое законодательство в нашей стране постоянно дорабатывается и дополняется.



Просмотров