Какие права предоставлены ребенку при обучении в школе. Школа, это не только обязанности, но и права

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу,в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы. В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.

Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.

К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:

Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

Права в школе отдельных категорий детей

Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.

К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся , полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:

  • приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
  • выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
  • при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.

Способы и средства защиты прав ребенка

Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.

Защита прав ребенка в школе: видео

Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время. Многие просто не верят, что можно добиться справедливости. Сегодня на сайте www.сайт, мы поговорим об этом подробнее, и я расскажу, как защитить права ребенка в школе.

Нужно знать, что существуют специальные органы, которые призваны оказывать помощь в различных спорных вопросах, касающихся защиты законных прав и интересов ребенка в школе. Вы всегда можете обратиться за поддержкой, консультаций и советом в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних при районной УВД.

Вам помогут в полиции, прокуратуре, суде. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Конечно, можно защитить ребенка самостоятельно. Но в этом случае, вам понадобится посвятить много времени и кропотливо изучить законодательство.

В любом случае, нужно знать, что дело это порою очень нелегкое, отнимающее много времени и сил. Но это стоит того, чтобы защитить честь и достоинство вашего ребенка. Итак, если вам необходимы такие знания, примите к сведению эти рекомендации:

Как гласит ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК) – права можно защищать любым способом, который не противоречит и не запрещен законом.

На что имеют право школьники?

Каждый учащийся имеет право:

Выбирать то образовательное учреждение, в котором он хочет учиться. Если ему подходит школьная программа образовательного учреждения, но оно находится не в районе его проживания, он и имеет полное право там учиться.

Обучение должно проводиться в условиях, которые гарантируют безопасность. Например, если на физкультуре ребенка заставляют подниматься по канату, но внизу не положены специальные маты, он может отказаться это делать.

На уважение со стороны учителей, администрации, технических работников, охранников и других сотрудников школьного учреждения.

На бесплатное образование, гарантируемое Конституцией РФ. Бесплатное образование – начальное, основное, до 9 класса школы. Полное среднее до 11 класса (включительно). Однако если он останется на второй год в 7 классе, бесплатное образование ему не гарантировано.

Ребенок имеет право пользоваться учебными пособиями, получать необходимые ему книги из школьной библиотеки.

Денежные суммы на благоустройство школы родители могут вносить только в добровольном порядке, в качестве разовой помощи. Никто не должен настаивать на этом, а тем более заставлять детей это делать.

Дети могут посещать любые школьные кружки, спортивные секции. Никто не имеет право отказывать им в этом. Если ребенок не обладает высоким ростом, но хочет заниматься баскетболом, его обязаны принять в эту секцию.

Учитель, психолог, обязаны помогать детям в усвоении школьной программы во время учебного процесса.

Школьник имеет право в любое время, в том числе в конце учебного года, перейти в другую школу. Если это предусмотрено уставом учебного заведения, ученик может участвовать в управлении школы.

Даже если он не является членом совета, оно может посещать его заседания.
Ученик не обязан обязательно посещать мероприятия, которые не входят в учебный план. К ним относятся различные концерты, экскурсии, культ. походы и т. д.

Также существуют права ребенка на уважение своей личности, достоинства и защиту неприкосновенности. Никто не имеет право оказывать в отношении его физическое и психическое насилие. Если определение физического насилия более-менее понятно, понятие формы психического насилия требует разъяснения. Тем более что именно этим формам дети чаще всего подвергаются в школе.

Что такое психическое насилие?

Это угрозы в адрес школьника, насильственная изоляция его от других детей, завышенные требования к нему, которые не соответствуют возрасту и статусу, Унижение, оскорбление, ведение его из равновесия путем несправедливых замечаний, систематической безосновательной критики. Это может быть негативная, несправедливая характеристика, «наклеивание ярлыков», демонстративное негативное отношение к ребенку.

На основании ст. 32 закона «Об образовании» за психическое и физическое здоровье ученика во время образовательного процесса, а также за жизнь детей, обучающихся в этой школе - это образовательное учреждение несет полную ответственность. Школа отвечает также за причинение вреда имуществу школьника, если не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Это нужно помнить, если возникнет вопрос о нарушении прав ребенка в школе.

Советы родителям

Если вы узнали, что у вашего ребенка серьезный конфликт в школе, обратитесь к директору с письменной просьбой разобраться и принять меры. Если ребенок получил телесные травмы, первым делом пройдите освидетельствование у школьного врача или посетите травмпункт. Возьмите соответствующую выписку.

Если на ученика оказано психическое воздействие пройдите освидетельствование у школьного психолога или посетите поликлинику по месту жительства, возьмите также выписку. В обоих случаях заручитесь поддержкой потенциальных свидетелей конфликта.

Если меры, принятые директором школы к виновникам конфликта вас не устраивают, нужно обратиться в полицию, органы прокуратуры, суд или другие уполномоченные органы с заявлением принять меры.

Знание прав детей в школе, умение эти знания применять, помогут вам с честью выходить из любых сложных ситуаций! В конце – концов в стране и в каждом городе есть уполномоченный по правам ребенка – омбудсмен.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок . В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

У нижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

У даление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Очень часто родители жалуются на нарушение прав ребенка в школе. Мама с папой, конечно, всегда защищают любимое чадо, даже когда ребенок ведет себя откровенно плохо и некультурно. Но проблема в том, что многие учителя действительно перегибают палку с наказаниями и словестными оскорблениями учащихся. Так, например, некоторые педагоги, отбирая во время урока телефон, начинают вслух читать личную переписку учеников, выгоняют детей из класса или не пускают на урок за минутное опоздание.

Все мы люди, у всех нас есть свои проблемы, и всем нам хочется реализовать свои интересы. Но в рамках школьной системы дети, учителя и родители обязаны постоянно взаимодействовать. Такое взаимное сотрудничество должно привести к успешному усвоению детьми школьной программы, их нравственному воспитанию и укреплению их физического и эмоционального здоровья. Поэтому для родителей очень важно знать права детей в школе, а также уметь их правильно защищать.

Конфликт ребенка с учителями

Представителями интересов ребенка являются его родители. И только они должны принимать решения об основных . Учителя имеют право лишь сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках, а также о пропусках занятий. Учитель не может поставить ребенку двойку по предмету только потому, что его поведение оставляет желать лучшего. Также учитель не имеет права выставить бескультурного ученика за дверь.

Но не стоит слишком уж неуважительно относиться к учителям. Не забывайте, что по закону они не обязаны сидеть днями и вечерами, объясняя Вашим детям непонятные примеры и правила, эта работа никак дополнительно не оплачивается. Также они не обязаны по сто раз принимать пересдачи и натягивать оценки. Поэтому если учитель это делает, Ваш ребенок должен быть, как минимум, благодарен и стараться не испытывать его терпение. Права и обязанности должны быть взаимными. И человеческие отношения всегда должны быть на первом месте.

Защита прав ребенка в школе

Все вопросы об отчислении ученика, переводе в другой класс и не допуске к экзаменам принимает директор. Он обязан уведомлять родителей обо всех проблемах ребенка. И если неуспеваемость ученика или пропуски имеют уважительную причину, школа должна помочь ребенку наверстать программу и спокойно сдать экзамены в особом порядке. Если школьник так и не сдает экзамены на удовлетворительную оценку, к сожалению, директор действительно имеет право оставить его на второй год.

Если мы говоримо защите прав ребенка, то нельзя не сказать о защите его личной жизни. Ведь одно дело, если ученик весь урок переписывается по телефону с другом из соседнего класса. Действия учителя, отбирающего у него телефон и на нервах читающего последнюю смс, в таком случае вполне можно понять. Хотя по закону он все равно не имеет права это делать, так как его поступок расценивается, как грабеж. Но все же его можно объяснить. А вот когда учителя в частных беседах обговаривают достаток родителей учащихся, их семейные проблемы и личные связи, это уже неприемлемо и не поддается никакому оправданию. С жалобой на такие действия учителей можно обращаться к директору, который будет обязан предпринять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника. Учителя могут обговаривать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме достаточном для оказания им возможной помощи.

Современные права ребенка в школе крайне демократичны. Это очень усложняет учебный процесс. Выходит так, что ученик может войти в класс задолго после звонка, весь урок заниматься своими делами и сразу после звонка покинуть свое рабочее место. И единственное, что может сделать учитель, – непосредственно оценить его знания. Но ведь знания и воспитание – вещи абсолютно несвязанные между собой. И в результате страдают и учителя, которые практически не могут требовать к себе уважительного отношения, и ученики, которые в условиях полной анархии не могут получить нормальные знания.

Еще совсем недавно никто и не задумывался о правах и обязанностях в школе. Ученики уважали и даже немного боялись учителей, а учителя с достаточной строгостью относились к ученикам. Но и те, и другие очень любили друг друга. И эта взаимная любовь помогала подросткам преодолеть все невзгоды, справиться с нелегкой школьной программой, получить профессию и впоследствии очень тепло вспоминать всех своих учителей.

Если спросить старшее поколение о школьных воспоминаниях, они могут рассказать о многочисленных классных экскурсиях, интересных школьных вечерах, различных соревнованиях и еще о многом другом. А сейчас ученики с радостью говорят о том, что по закону они не обязаны посещать все дополнительные мероприятия, которые не входят в учебный план.

Что ж, в ответ на это учителя ровно по звонку, не задерживаясь ни минуты, закрывают класс и уходят по своим делам, чтобы отвлечься от мыслей о своем унизительном положении в современной школе. И кто же из-за этого страдает? Скорее всего, наши дети. Вот и получается, что все эти демократичные правила абсолютно ни к чему.

Прежде всего, родители должны объяснить ребенку, что такое трудолюбие, скромность, уважение и взаимная помощь. Только культура и воспитанность детей может сделать современную школьную систему эффективной. И тогда извечный школьный вопрос «Для кого звонок?» станет неактуальным. Ученики с удовольствием будут дослушивать до конца интересные и увлекательные уроки, а учитель с радостью будет проводить дополнительные часы со своими любознательными, веселыми и такими родными учениками.



Просмотров