Классный час конвенции о правах ребенка. Классный час на тему:"Конвенция о правах ребенка". Игра «Ваши права»

Классный час на тему «Конвенция о правах ребенка» Тихомировой Л. Д.

ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. Формировать положительное отношение к правам других.


Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход классного часа:

Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне )

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция )

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей )

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей )

    «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

    «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

    «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

Любой ребенок имеет право:

    на жизнь со своими родителями;

    на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

Ребенок имеет право на здравоохранение.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

Конвенция о правах ребенка.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

    соблюдать правила личной гигиены;

    помогать старшим;

    добросовестно учиться.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит»

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Набережные Челны

Классный час

Тема: «Конвенция

о правах ребенка»

(для учащихся 7 – 8 классов)

Подготовила:

учитель математики

МОУ «СОШ. № 25»

Шайхрамова Айгуль Тагировна

Набережные Челны 2009

Цели:

  1. Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.
  2. Учить детей отстаивать свои права.
    Задачи:
  1. Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
  2. Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.
  3. Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Оформление:

Плакат «Знать законы, значит - защищать свои права»;

Плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);

Цитата из «Декларации прав ребёнка», 1959 г. (п. 6);

Раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка»)

1 стр. - 4 аспекта прав детей;

2 стр. - сокращённый перечень прав ребёнка (из «Конвенции о правах ребёнка»);

Из «Конвенции о правах ребёнка», статьи №2,3,4,5 (печатный текст);

Карта полушарий (отмечены «горячие точки»);

Плакат с изображением дерева, цветы из бумаги, на которых записаны права детей;

Магнитофон;

Запись песни на кассете «Солнечный круг»;

Книжная выставка:

печатные тексты «Конвенции о правах ребёнка», «Всеобщая декларация о правах ребёнка». Конституция РФ и др.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш классный час посвящен важному документу международного значения -

- «конвенция» - договор, соглашение;

- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
Цели мероприятия:

Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей (подарок для вас).

Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения

«Конвенции о правах ребёнка».

С этим вопросом вас познакомят участники нашего мероприятия, представители 1 российского 1 законодательства.
Мы работаем под лозунгом:

«Знать законы, значит - защищать свои права».

2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
- Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».
(Принята 20 ноября 1989 г. ООН).

Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Работа по карте.

Посмотрите на карту. Здесь обозначены «горячие точки» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

1) меньшими возможностями защитить самого себя;

2) физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».

В ней записано о правах ребёнка:

« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».

3. Ролевая игра по произведению Ж. Верна «Таинственный остров».

Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и отправиться на остров Линкольна, где поселились 5 известных вам героев Жюля Верна из произведения «Таинственный остров».

Эти смельчаки совершили побег из плена на воздушном шаре и волею судеб и Жюля Верна оказались на таинственном острове.

Давайте послушаем, о чём они ведут разговор?

Это 15-летний Герберт Браун, инженер Сайрес Смит и моряк Пенкроф, журналист Гедеон Спилет и негр Наб.

(Разыгрывается сценка. Текст в пособии «Правовое воспитание: организация внеурочной работы», стр. 155-157) - (приложение).

4. Обсуждение сценки. Работа над правами ребёнка.

Конечно, такого разговора на острове Линкольна не было, но всё, что здесь говорилось - правда.

О чём вели разговор герои Жюля Верна?

Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?

Кого Конвенция называет ребёнком?

Назовите права ребёнка, о которых говорят герои.

(Учащиеся перечисляют права).
Да, верно. Эти права записаны в «Конвенции о правах ребёнка».

5. Работа с печатным материалом.

1) стр.2. «Сокращённый перечень прав ребёнка» - (приложение).

Посмотрите, какие ещё не назвали права? Дополните (ст.8, 38, 40).

2) дополнение - ст. 3, 4, 5.

3) работа по «Конвенции о правах ребёнка» (54 статьи)

Называют «Мировой конституцией прав детей».

Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

- (Работа с печатным материалом) - (приложение).

а) чтение названия;

б) перечислите основные аспекты, которые рассматриваются в «Конвенции о правах ребёнка»;

в) характеристика прав ребёнка по каждому аспекту (Какие права можно 1 назвать?).

Вопросы:

1. Когда была принята Конвенция?

2. Почему «Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей»?

6. Работа с законами РФ, в которых закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».

Как Российское государство отнеслось к Конвенции?
Российское государство согласилась с Конвенцией. Значит, оно обязано принять такие законы, которые будут защищать права ребёнка.

Основные положения Конвенции закреплены в российских законах: Конституции РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ и других российских законах.

Конституция РФ.

Глава II. «Права и свободы человека и гражданина». 47 статей.
(Перечислите права и взрослых и детей). «Лучший раздел» Конституции РФ (ст. 38) гласит:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей...».

Защита материнства и детства осуществляется в России путём принятия самых разнообразных законов, а также проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком.

По Конституции нашей страны каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается путём возложения на родителей равной обязанности по его воспитанию. Родительские права не должны противоречить интересам детей...».

Основные положения «Конвенции о правах ребёнка» закреплены в ГК РФ, СК РФ, УК РФ.

В Семейном кодексе РФ глава 11 раскрываются права несовершеннолетних детей:

  • Ст.54 Право ребенка жить и воспитываться в семье (Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и т.д.)
  • Ст. 55 Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками. (Ребенок имеет право на общение с обоими родителями дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами. Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.)
  • Ст. 56 Право ребенка на защиту . (Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав ребенка осуществляется родителями).
  • Ст . 57 Право ребенка выражать свое мнение. (Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.)
  • Ст . 58 Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
  • Ст. 59 Изменение имени и фамилии ребенка.
  • Ст. 60 Имущественные права. (Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов в порядке и в размерах установленных законом.)

Вопрос:

В каких законах РФ закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка»?

7. Подведение итогов.

Много говорили о правах ребёнка, о защите прав детства.
Когда речь идёт о детях, то должно произойти что-то необычно сказочное.
Это дерево волшебное. Почему?

(Учащиеся на плакат с изображением дерева прикрепляют цветы с надписью прав ребёнка).

С чем можно сравнить эти цветы?

(С правами детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребёнка»).
Значение «Конвенции о правах ребёнка».

1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;

2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3) Это документ, имеющий международное значение.

4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце...» («Солнечный круг»).
Подарком для учащихся является текст «Конвенции о правах ребёнка» - (см. приложение).

Результативность:

Формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;

1 формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;

Развитие интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Приложение 1.

Сценка.

Пенкроф. Освоение острова уже почти закончено, все части его окрещены, здесь имеется естественная гавань, здесь оси, источники пресной воды, прекрасные дороги, телеграфная линия, верфь и даже фабрика, значит остается только одно - нанести остров Линкольна на карту!

Смит. Мы пригласили на остров всех желающих и заживем дружной семьей. Спилен Вы думаете, это возможно? Сейчас нас пятеро, мы действительно дружная семья. Но когда население острова увеличится, нужно будет регулировать отношения между людьми. Как вы собираетесь это делать?

Смит. Но существует же Всеобщая декларация прав человека, ею и будем руководствоваться. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного, сословного или иного положения.
Наб. У нас будет настоящий остров справедливости!

Герберт. Вы не подумали о том, что пожелавшие приехать сюда могут быть людьми семейными. А у детей обязательно должны быть свои права.

Смит. Что ж, идея неплохая. Давайте подумаем, какие права могут быть у детей и назовем это Конвенцией о правах ребенка. Спилет, записывайте! Ваши предложения?

Герберт. Я считаю, что все права должны распространяться на всех детей без исключения. И государство, то есть правление нашего острова, обязано защищать эти права.

Спилет. А какие конкретно права записать?

Пенкроф. Каждый ребенок имеет право на имя при рождении, на получение гражданства.

Наб. Ребенок имеет право жить со своими родителями. Как часто негров разлучают со своими детьми.

С мит. Я считаю, нужно дополнить, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

Наб. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Герберт. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.

Спилет. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Герберт. Я думаю, дети должны уметь постоять за себя. Ребенок должен иметь право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству, не боясь «выносить сор из избы».

Наб. Я сам рос без родителей и знаю, что это такое, поэтому считаю, что государство обязано защитить ребенка, лишенного семьи и обеспечить ему ее замену. Только нужно обязательно учитывать его культурную принадлежность.

Смит. Нужно записать, что детям должно предоставляться все самое лучшее. Например, ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена; на образование, которое должно быть нацелено
на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей; на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Пенкроф. Я бы хотел сказать о Герберте. Он все время работает наравне с нами. Ребенок должен иметь право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования и развития,

Герберт. Я не ребенок!

Спилет. Все мои записи нужно начать с определения, кого же считать ребенком.

Смит. Запишите: ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.

Герберт. Я не согласен!

Смит. Герберт, ты всем нам как сын, поэтому мы всегда будем считать тебя ребенком. А чтобы не спорить сейчас, давайте запишем: «Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда».

Спилет. Наверное, достаточно.

Наб. Пожалуйста, запишите еще: «Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию».

Смит. Есть еще какие-нибудь предложения?

Пенкроф. Я избороздил все моря и океаны, и такого насмотрелся. Что только не приходится терпеть бедным детям! Их пытают и лишают свободы, подвергают сексуальной эксплуатации, заставляют продавать наркотики. Я думаю, обо всем этом тоже нужно написать.

Смит. Я согласен. Спилет, пожалуйста, запишите, что государство должно защищать детей от всего этого. Ну как, Герберт, ты доволен? Теперь можно сказать, что дети на нашем острове будут защищены.

Герберт. О да, сэр, благодарю вас!

Приложение 2.

Конвенция о правах ребенка

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на
жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной
степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает
право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на
уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и
жилище), право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,
отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать
любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции
утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с
уважением относиться к его взглядам.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам
расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно
защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции
записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться
того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их
жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и
защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.

Сокращенный перечень прав ребенка.

(из Конвенции о правах ребенка)

У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Право на имя при рождении, на получение гражданства.

Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Право на общение с обоими родителями.

Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.

Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.

Право на достойный уровень жизни.

Право на защиту от жестокого обращения.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Право на защиту от всех форм насилия.

Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

Право исповедовать любую религию.


ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

ХОД УРОКА:

Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество. (общество детей)

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

  • «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
  • «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
  • «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;
  • на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!

Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Скажите, прав ли сын в этой семье?

Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Ответы детей

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • помогать старшим;
  • добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей. <

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт
На вопрос ответ: Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было
В мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • В каком международном документе записаны права детей?
  • Какие основные права вы запомнили?
  • Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД:

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Правовое воспитание в начальной школе

Классный час в 3 классе на тему «Конвенция о правах ребенка»

Задачи:

1. Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

2. Дать представление о правах ребенка.

Оборудование: перечень правил игры для каждого; бумага и карандаши для рисования.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Творческое задание

Учитель. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:

1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.

5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

(Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают.)

Игра «Угадай, какой знак»

Знак № 1

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать -

Это разрешается.

Знак №2

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Выражает свое мнение -

Это разрешается.

Знак №3

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

Это запрещается.

Знак №4

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать - всегда

Запрещается!

Знак №5

Другого за руку держать.

Не за цвет кожи уважать.

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить -

Это разрешается!

Физкультминутка

(Работа в парах. Дети должны при помощи мимики и жестов показать одно из выученных прав.)

Игра «От одного до трех»

Каждому участнику дают перечень, состоящий из десяти правил игры, и предлагают выбрать из них три. Игроки должны аргументировать свой выбор. Для этого формируются группы ребят, которые выбрали схожие правила. Каждая группа готовит свои аргументы.

Задание: выберите из предложенных десяти правил три главных, без которых игра не состоится. Расставьте их по значимости. Продумайте аргументы, объясняющие выбор, и попытайтесь найти единомышленников.

Полезные советы:

1. Выбирая игру, главное - знать, кто, когда и где в нее будет играть.

2. Каждая игра должна соответствовать времени суток и возрасту участников.

3. Хорошо подготовленный игровой инвентарь - половина успеха игры.

4. Точное объяснение правил поможет избежать конфликтов при подведении итогов игры.

6. С жюри не спорят, когда оно компетентно и аргументирует свои решения.

7. Делу - время, потехе - час. Каждой игре - свое место и время.

8. Ведущий - зеркало игры во всем: в настроении, внешнем виде, в словах и реакциях зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.

9. Приз и награда - это возможность сделать человека лучше. 10. Любая игра неповторима при соблюдении основных правил.

Обсуждение ситуации

Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем непохож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

Психотренинг

Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.

Подведение итогов

Учитель. Что нового вы узнали сегодня? (Дети вспоминают пройденный материал.)

Домашнее задание

Можно предложить учащимся начать писать свою книгу по правам человека, совместно с детьми придумать название книги, например «Мои права», или предложить им придумать свое название. Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?». Дома ученик начнет работу с ней. На первую страницу он приклеит свою фотографию, запишет, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав школьники могут записывать интересные суждения, делать тематические рисунки.

Дополнительный материал

Конвенция о правах ребенка

Миллионы людей ежегодно отмечают Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство - неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.

Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии совета Международной демократической федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые он был проведен в 51 стране мира в 1950 году. В этот день в 1924 году была принята женевская Декларация о правах детей, провозглашающая необходимость специальной защиты прав ребенка. Ежегодно 1 июня проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, занятие игрой, творчеством и развлечения в соответствии с возрастом ребенка и свободное участие в культурной жизни и искусстве». (Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год, статья 31, пункт 1.)

Конвенция - это правовой документ международного стандарта. Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на выживание, здоровье, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Определяя права детей по различным направлениям, конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его большими полномочиями.

Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.

Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.

Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны родителей и семьи, а при их отсутствии - также со стороны правительства.

Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.

Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.

10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Необходимо сказать, что декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Рассматривая основные положения декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашение в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Уместно выделить статью 29, в которой содержится упоминание о том, что, кроме прав, у человека имеются и обязанности. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

Продолжая разговор о декларации, необходимо остановиться на продвижении и развитии идеи прав человека. В 1966 году декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан.

Копылова Мария Никитична ,учитель начальных классов

Цели:

    познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

    соотнести права и обязанности детей;

    способствовать осознанию ответственности за свои права;

    формировать положительное отношение к правам других.

Работа проходит в группах (Родители и дети делятся на равные группы.)

Слово учителя.

“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

    покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова:Конвенция, права. )

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка , на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

    Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

    Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ребёнок имеет право на образование.

    Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей и родителей)

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

    Можно ли не допускать ссор?

    В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Помой посуду, сынок.

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

    Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

    Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

    На доске анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

    Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

    Какие основные права вам известны?

    В каком международном документе записаны права детей?

    Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

    В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей, родителей).

Слово главному правозащитнику школы (социальный педагог)

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.



Просмотров