Активное избирательное право означает граждан рф. Активное избирательное право. Избирательная система и ее виды

зам. директора по УМР

МБОУ «СОШ №3»

п.Чернышевский

Формирование информационной культуры школьников, осваивающих ФГОС

В XXI веке информация становится основной культурной ценностью, т.к. потенциальная информация превращается в реальные сведения и индивидуальные знания. Вот почему на современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Именно ФГОС второго поколения призваны решить проблему формирования информационной культуры и её распространения в обществе.

Давайте разберемся в самом понятии «информационная культура». В узко научной и педагогической среде ещё не сформировалось точное определение этого термина. В общем смысле под «информационной культурой» понимают способность преодоления информационных барьеров и свободную ориентацию в информационной среде (т.е. это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения). .

Разрабатывая образовательную программу своей школы, мы опирались на труды С.В. Михайлиди, который понятие "информационная культура" характеризует как одну из граней культуры , связанную с информационным аспектом жизни людей (т.е. не умаляет роль книги, живого слова) и выделяет в понятии три основных компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.

Мировоззренческий компонент содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов

Коммуникативная составляющая: «общение» с компьютерной техникой, с символьной информацией, с людьми.

Алгоритмический компонент рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности. .

Другими словами, основными источниками информации школьников являются не только компьютер и информационные технологии, но и книга, живое слово, наблюдение и межличностное общение.

Формирование информационной культуры учащихся для нашего образовательного учреждения является одним из основных направлений образовательной программы. Для ее реализации мы имеем полноценное техническое оснащение всех учебных кабинетов. Общее количество ПК, задействованных в образовательном процессе равно 56, каждый из которых имеет выход в Интернет. 11 интерактивных досок способствуют образному восприятию различных видов информации. Каждый педагог с энтузиазмом и творчески подходит к овладению новыми информационными технологиями.

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Уже в начальных классах наши педагоги задействуют учащихся в проектной, исследовательской, частично-поисковой деятельности. Со 2 класса введен курс «Информатика» в рамках внеурочной деятельности. Для эффективности освоения программы приобретён мобильный компьютерный класс из 13 планшетов. Тем самым уже к основной школе мы имеем фундамент ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ учащегося, который сформировался в процессе проектной деятельности через умение работать с различными источниками информации. Благодаря этому в 2015-2016 учебном году из 215 участников начальной школы в различных видах конкурсных и олимпиадных работ 74 победы, что составляет 34 %.

Очевидно, что соотношение и сочетание умения работать как с электронной, так и с печатной информацией формирует более высокий уровень знаний, умений и навыков школьников, поэтому мы работаем еще и над оснащением библиотечного фонда, создаем комфортные учебные места для учащихся.

Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, что учитывается при переходе от начально к основному образованию. Вот она - преемственность нашей школы. Наши дети, прошедшие многоступенчатую систему формирования информационной культуры, все чаще выбирают предмет «Информатика» для ГИА, успешно сдают вступительные испытания в специализированные ВУЗы и СУЗы.

Несмотря на все это, бесспорно, есть и проблемы. Немаловажным нюансом для нас является внедрение нового современного оборудования, профессиональная подготовка кадров, освоение дистанционных форм обучения.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Но отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, занимают общеобразовательные организации.

Список использованной литературы

    Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 1 . С.82-88.

    Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – 238 с.

    Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников./ Начальная школа. 1999. - №11. с.84-86.

    Фарафуллина В. Х. //Развитие информационной культуры младших школьников: URL : http://festival.1september.ru/authors/102-622-032

Впервые понятие «информационная грамотность» был введён в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать». В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

 повышению качества и полезности образования;

 расширению спектра самостоятельного выбора;

 эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов.

Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трём основным компонентам :

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию

критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески.

Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в данном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учётом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские учёные разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более ёмкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определённые навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и информации.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе».


Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оценённой и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция.

Информационная культура студента состоит из следующих компонентов:

 коммуникативная культура (культура общения);

 лексическая культура (языковая);

 читательская культура (культура чтения);

 библиографическая культура (культура информационно-библиографического поиска);

 интеллектуальная культура (культура мышления).

Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

«Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий».

В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра - это жизненная лаборатория” (Т.С. Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально - познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.

Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос - ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий, (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В. Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В. Занкова является формирование информационной культуры.

Информационная культура в системе Л.В. Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В. Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.

Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.

Активное избирательное право – это одно из главных составляющих демократической системы управления государством. Это право участвовать в выборах органов власти, которые формируются на основе мнения большинства избирателей.

Сегодня активное избирательное право в большинстве развитых стран дается всем взрослым и дееспособным гражданам, хотя существует ряд ограничений. В некоторых государствах, таких как Бразилия, существует понятие избирательного долга – участвовать в выборах требуется обязательно, и уклоняющимся гражданам грозят крупные

Участие в выборах — гражданский долг каждого!

Избирательное право может быть активным и пассивным, эти два понятия необходимо различать:

  • Активное право – это право избирать, то есть принимать участие в выборах. В России оно доступно всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста, вне зависимости от их пола, национальности, расовой и религиозной принадлежности, участия в политических партиях и других объединениях. Недоступно оно только для лиц, признанных , а также помещенными в места лишения свободы по решению суда.
  • Пассивное право – это право быть избранным во властные структуры. В этом случае меняются возрастные ограничения: стать депутатом Госдумы может гражданин, возраст которого не менее 21 года. В Президенты можно избираться, только начиная с 35 лет, при этом кандидат должен прожить на российской территории не меньше 10 лет. Во всем остальном ограничений нет, избираться может любой дееспособный

Общество прошло долгий путь к всеобщему избирательному праву, и его можно назвать очень важным достижением мировой цивилизации. Демократия позволяет широким массам населения принимать участие в политических решениях, активное избирательное право распространяется не только на выборы во властные структуры, но и на всенародные голосования – референдумы. Они проводятся по самым важным вопросам, касающимся жизни всего общества.

Избирательная система формировалась в течение нескольких столетий, и ее нормы постоянно менялись.

В Европе право голосовать очень долго не распространялось на женщин, параллельно вводились различные национальные и имущественные ограничения. До стих пор во многих государствах либо не все граждане могут голосовать, либо голоса одних считаются более ценными при учете результатов.

Ограничения активного избирательного права

В законодательстве, касающемся избирательного права, присутствует такое понятие как ценз – это условие, при котором гражданин может быть допущен к голосованию. Многие цензы в настоящее время в России отсутствуют, но существуют в других государствах. Рассмотрим их подробнее:

  1. Возрастной ценз – ограничение права голоса для лиц, не достигших определенного возраста. В большинстве европейских стран решающим является 18-летний рубеж: с этого возраста право голосовать получают граждане Британии, Италии, Германии и т. д. В Швейцарии и Японии возрастной ценз устанавливает ланку в 20 лет, в некоторых странах ближнего востока можно голосовать уже с 16 лет. Сложно сказать, какой вариант правильнее: во многом это определяется культурными и традиционными особенностями государства. Интересно, что практически во всех цивилизованных странах отсутствует верхний возрастной предел – голосовать и избираться во власть можно до конца жизни.
  2. Ценз оседлости. Это ограничение по времени проживания в определенной местности. В России на активное избирательное право он не распространяется, а, к примеру, во Франции установлен ценз оседлости, равный шести месяцам. В Новой Зеландии право голоса получает гражданин, проживший в данном округе минимум три месяца.
  3. Образовательный ценз – явление, встречающееся достаточно редко. Он предполагает ограничение права голоса в зависимости от уровня образования. В некоторых странах он распространяется на пассивное избирательное право. К примеру, в Бразилии неграмотный человек лишен права баллотироваться на должности в выборные органы власти. Есть страны, в которых необходимым условием для получения права голоса является умение читать, писать и понимать конституцию.
  4. Ценз гражданства. Допуск к участию в выборах получают только лица, имеющие статус гражданина в течение определенного срока. К примеру, конгрессменом в США нельзя стать, если человек обладает статусом гражданина менее 7 лет, а сенатором – менее 9.
  5. Имущественный ценз – к участию в выборах не допускаются лица, не имеющие на определенную сумму или не уплачивающие налоговые сборы. Сейчас он отменен практически везде, но до начала 20 века он был очень распространен в Европе. Он вводился с целью не допустить малоимущие слои населения к управлению государством, и вся власть фактически концентрировалась в руках обеспеченных граждан.
  6. Религиозный ценз. До сих пор во многих государствах участвовать в выборах могут только лица, исповедующие определенную религию. Например, в Иране граждане немусульманского вероисповедания не могут избираться в парламент.

В определенный период истории в США существовал расовый ценз – выборы были доступны только для белого населения. Сейчас ситуация изменилась в корне, равенство всех рас было установлено практически по всему миру. Таким же образом практически везде исключено ограничение по половому признаку: женщины приобретают равные политические права даже в государствах с традиционным патриархальным укладом.

Есть и еще одно ограничение – так называемый моральный ценз. В России к участию в выборах не допускаются преступники, то есть лица, чья вина доказана приговором суда, приговоренные к лишению свободы. После отбытия наказания они восстанавливаются в гражданских правах и вновь могут избирать и быть избранными.

В Мексике не могут голосовать граждане, употребляющие наркотики, в Голландии избирательного права нет у лиц, лишенных родительских прав. Такой ценз призван оздоровить общество, чтобы за новых представителей властных структур голосовали только добропорядочные граждане, несущие ответственность за свои решения.

Важные понятия избирательной системы

На выборы ходить никто не обязан, но… от одного голоса иногда многое зависит!

Следует различать прямое и косвенное избирательное право. В первом случае граждане имеют право непосредственно выбирать наиболее подходящего кандидата на ту или иную должность. Например, по такой системе выбирается Президент России, такой же принцип действует в большинстве стран при выборе местных властных органов.

Косвенное избирательное право предполагает, что мнение избирателя формирует только коллегию, которая потом голосует за назначение на должность того или иного кандидата. Непрямые выборы могут быть двух- и трехступенчатыми, они направлены на выявление наиболее компетентных кандидатов. К примеру, такая практика используется при выборах президента США.

Практически во всех странах действует принцип тайного голосования: избиратель голосует за того или иного кандидата без внешнего контроля, это позволяет исключить принуждение и добиться максимально честного выбора электората.

Есть и еще два важных понятия: свободное избирательное право и плюральный вотум: в первом случае у каждого избирателя есть равное количество голосов, во втором – голос одних ценится выше, чем голос других. Плюральный вотум призван дать особое право голоса меньшинству: если какая-то часть общества немногочисленна, но ее интересы нуждаются в на выборах ей может быть предоставлено большее количество голосов. Это дает возможность избежать игнорирования мнений определенной группы и добиться максимальной справедливости.

Участие в выборах: право или долг гражданина?

Даже если на избирательный участок явился только один человек, выборы считаются проведенными

В России ходить на выборы – не обязанность, а возможность: избирательное право признается свободным. Однако такая система действует не во всех странах: в некоторых государствах закон обязывает граждан участвовать в политической жизни страны.

Такая система получила название обязательный вотум: если гражданин не пришел на выборы, он должен назвать уважительную причину и подтвердить ее. Если ее нет, то на него налагается крупный штраф, а в некоторых случаях возможен даже административный арест.

В последнее время во многих цивилизованных странах наблюдается абсентеизм – этим термином обозначают неучастие граждан в избирательном процессе. При этом минимального порога явки нет: если на участок пришел хотя бы один избиратель, выборы все равно признают состоявшимися, а их результат будет считаться законным.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся , и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Хотя участие в выборах не является обязанностью, каждый человек должен подумать о своей роли в жизни государства.

Демократия дала каждому гражданину шанс проявить собственную позицию, причем тайное голосование исключило любое преследование граждан за их убеждения. Приходя на выборы, мы получаем возможность хотя бы немного изменить жизнь к лучшему. Важно помнить, что именно молчание и безволие миллионов порождает в итоге произвол единиц, и за любые негативные последствия несет ответственность все гражданское общество.

Мнение юриста-эксперта:

Автор очень подробно изложил материал на тему статьи, которая дает начальное представление об избирательном праве как в мире, так и в современной России. Наше избирательное право в новейшей истории России постоянно изменяется от выборов к выборам. И это у нас называется совершенствованием избирательной системы. Можно этот процесс представить и так. Избирательное право в любой стране играет очень важную роль как для власти, так и для народа.

Власть показывает, насколько она доверяет избирателям пользование своим активным избирательным правом, а народ показывает свою политическую зрелость. Одним из важнейших показателей этой зрелости является явка избирателей на выборы, а точнее если сказать, процент явки. Следует обратить внимание наших читателей, что, опять же, в любой стране законы пишут победители в прошедших выборах или те, кто каким-то иным образом получил власть. Вот и у нас также, все законы пишет правящая партия. Как известно – Единая Россия. И это закономерно, так везде, и это уже отмечалось.

Депутатов различных уровней каждые выборы выбираем по новым правилам. Одно время вообще существовали правила выборов наших избранников исключительно по партийным спискам. Сейчас все делается вперемежку, так, что трудно разобраться. Последние годы новых губернаторов начали выбирать с предварительной стажировкой, иначе это не назовешь. Имеется в виду, что Президент России сначала назначает временно исполняющего обязанности губернатора, а потом выборы. То есть он несколько месяцев, а то и год и более, так сказать «набивает руку», зарабатывает авторитет в регионе, заодно и у вышестоящих властей. И после этого не победить в регионе просто невозможно. Такой подход к реализации избирательного права формально противоречит интересам самих избирателей, но положительно влияет на стабильность исполнительной власти.

Есть еще два заметных изъяна в избирательной системе нашей страны. Первый – отсутствие возможности у избирателей во время голосования проголосовать «против всех», хотя в 90-е годы такая возможность была. И второй – назначаемость судей всех уровней. А результат – судебная власть в нашей стране не избирается народом, а назначается Президентом РФ, а мировые судьи – региональным законодательным органом. Такого положения в России раньше не было никогда.

Все, что может заинтересовать вас в вопросе «что такое избирательное право», вы можете найти в видеоматериале:

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы-процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы-способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты, передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право-совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право-право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы-установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)-граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг-совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.



Просмотров