Кто осуществляет землеустройство. Землеустройство и образование. Виды землеустроительных работ

Среди богатств, которыми владеет и распоряжается человек, ключевую роль играет земля. От того, насколько люди бережно к ней относятся, рационально ее используют, обеспечивают ее защиту, во многом зависит благосостояние населения.

Земельные ресурсы и землеустройство

Важнейшее значение в решении вопросов, касающихся рационального использования природных ресурсов, принадлежит законодательству. В различных нормативных актах используется понятие землеустройства. Оно предполагает мероприятия по исследованию состояния природных богатств, планированию их рационального использования и охраны. Землеустройство - это последовательность конкретных взаимосвязанных инженерно-технических, картографических, инвентаризационных работ. Она направлена на упорядочение существующих и формирование новых участков, установлению их границ. Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования территории гражданами и юрлицами. В рамках комплекса мероприятий осуществляется также планирование местности, на которой проживают малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Специфика

Порядок землеустройства предусматривается в ЗК, градостроительном и лесном законодательствах, а также отраслевом ФЗ. Данная сфера регулируется и рядом правительственных постановлений, региональными и ведомственными нормативными актами. Землеустройство - это проведение топографо-геодезических, аэросъемочных, почвенных, геоботанических и прочих измерений и исследований. В него входит межевание территории, разработка предложений, направленных на обеспечение рационального использования территории. Мероприятия позволяют собирать сведения о качественных и количественных характеристиках местности. Для обеспечения достоверности и надежности данных предусмотрены правила сертификации измерительно-технического оборудования, которое применяется при обследованиях.

Планы

В соответствии с результатами проведенных обследований осуществляется разработка документации. В нее входят схемы, планы, картографические и прочие материалы. На все объекты землеустройства заводится дело. В планы включается информация об участках. В частности, указывается их площадь, расположение сооружений и прочих объектов, инженерных коммуникаций, памятников природы. В плане присутствуют также сведения об обременениях и ограничениях, установленных для конкретных территорий, в том числе, указания на те части, для которых введено право сервитута. Документация (земельное дело) обязательно при продаже или покупке участка, прочих сделок.

Социальные условия

Система землеустройства функционирует по определенным принципам. При проведении тех или иных мероприятий, в частности, учитываются социальные условия. К ним относят:

  1. Структуру и плотность населения.
  2. Уровень благоустройства, количество, размещение, размеры, назначение населенных пунктов.

Организация землеустройства в селах и деревнях имеет ряд особенностей. При проведении их обследования учитывается развитие инфраструктуры, наличие производственных центров (ферм и прочих предприятий хозяйственного назначения), уровень механизации и так далее. В ходе мероприятий принимается во внимание состояние транспортных путей и развязок, присутствие водных ресурсов, уровень электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизация и пр.

Задачи

Ключевые направления землеустройства были установлены 30 января 1991 г. Однако, как показал опыт проведения мероприятий, поставленные задачи не в полной мере соответствуют требованиям современности. В настоящее время разработаны новые направления работы. К ним относят:


Функции

Землеустройство - это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределения участков по субъектам права и формам собственности. Ведомственные функции землеустройства зависят от специфики отрасли, особенностей производства. На этом уровне мероприятия направлены на изыскание территорий для несельскохозяйственной деятельности, изъятие ценных участков. Межхозяйственное землеустройство - это создание условий для работы предприятий всех отраслей. На территориальном уровне формируется структура устойчивого пользования различными участками на местности. При этом устанавливаются правила для эксплуатации земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного значения.

Принципы

Выделяют следующие основы землеустройства:


Классификация

Существуют следующие виды землеустройства:

  1. Внутрихозяйственное.
  2. Территориальное.

Последнее направлено на исследование состояния территорий, планирование их рациональной эксплуатации. В рамках мероприятий определяются административно-территориальные границы и пределы участков. При их изменении, а также в случае выявления нарушенных территорий, консервации и рекультивации, выделении долей, изъятии или предоставлении земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности проводится межевание. К территориальным мероприятиям также относят перенос или установление границ сельских и городских поселений, зонирование, создание парков и прочих особо охраняемых участков, зон с особыми условиями пользования, размещение учреждений и предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство и кадастры обеспечивают планирование рациональной эксплуатации уже выделенных участков для осуществления сельскохозяйственных работ, а также территорий, населенных общинами малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири. На практике мероприятия состоят в разработке, рассмотрении или утверждении проектов по размещению угодий, жилых и производственных сооружений, пастбищ, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные виды землеустройства различаются по обязательности проведения мероприятий. Так, внутрихозяйственные работы осуществляются по желанию субъектов, за которыми закреплены участки.

Землеустройство и кадастры

Подготовка разной проектной документации предусматривается при регулировании использования территорий в городах и иных населенных пунктах. Содержание землеустроительных работ составляет разработка генпланов и проектов застройки, комплексных территориальных схем планирования развития местности, зонирования защиты участков от влияния техногенных и природных факторов, формирования охранных зон, планов отдельных наделов, проектов межевания и пр. Мероприятия проводятся в соответствии с решениями органов госвласти, местного самоуправления, судебными постановлениями. В качестве основания для проведения землеустройства с целью планирования рационального использования участков для сельскохозяйственного производства, а также предоставленных юрлицам и гражданам, выступают договора. В соответствии с соглашениями или решениями выполняются необходимые исследования и изыскания, картографические и геодезические работы. При необходимости проводится межевание.

Субъекты, чьи прав и интересы затрагиваются при землеустройстве извещаются о предполагаемых мероприятиях не позже семи дней до начала их проведения. Уведомления направляются в письменном виде. Землеустроительная документация требуется при выделении территорий для коллективного садоводства, дачного хозяйства, огородничества. По результатам проведенного зонирования местности составляется схема.

В нее включаются сведения о целевом назначении, площадях, расположении участков, виде разрешенного их использования. В схеме указываются данные об обременении и ограничениях, сервитутах, правах, на которых могут предоставляться конкретные участки. Такие документы используются при определении объемов строительства автомобильных подъездных путей, объектов связи и энергоснабжения для развития сети общественного транспорта, медицинского и бытового обслуживания, медицины. Разработка проектов, касающихся планирования участков, их улучшения и охраны от вредных воздействий, выполняемая по инициативе владельцев/собственников, арендаторов/пользователей, осуществляется за их счет.

Типы документов

Землеустроительная документация может быть представлена:

  1. Генеральной схемой территории РФ, субъекта, МО.
  2. Картой (планом) объекта.
  3. Проектом внутрихозяйственного зонирования.
  4. Планом улучшения с/х угодий, освоения новой территории, рекультивации, защиты от селей, эрозий, подтопления, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения производственными отходами, химическими и радиоактивными соединениями, заражения и прочих негативных воздействий.
  5. Материалами геоботанических, почвенных, иных исследований и изысканий, инвентаризации или оценки качества.
  6. Тематическими картами и атласами использования и состояния территорий.

В ФЗ, иных нормативных актах могут предусматриваться другие типы землеустроительной документации. Подготовленные и утвержденные бумаги впоследствии используются при регистрации прав на участок с получением соответствующего свидетельства. При эксплуатации территорий с нарушениями землеустроительной документации к виновным субъектам могут применяться меры юридической ответственности. Не допускается предоставление участков с несоблюдением требований законодательства.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

изменения границ объектов землеустройства;
предоставления и изъятия земельных участков;
определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Комментарий к статье 3
В ст. 3 комментируемого Закона дается перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным.
1. При изменении границ объектов землеустройства:
а) территории субъектов Российской Федерации.
Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 67 п. 3 Конституции РФ);
б) территории муниципальных образований.
Изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
в) территории иных административно - территориальных образований.
Изменение границ закрытого административно - территориального образования производится в порядке, установленном ст. 2 Закона РФ "О закрытом административно - территориальном образовании". Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. В свою очередь, предложение о создании (об упразднении) ЗАТО вносится Правительством РФ. Им же вносятся предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории. Таким образом, решение об изменении границ ЗАТО будет приниматься Федеральным правительством по согласованию с правительством субъекта Федерации;
г) изменение границ территориальных зон, земельных участков, а также частей указанных территорий, зон и участков будет осуществляться федеральными специально уполномоченными органами и территориальными органами в области управления лесными, земельными, водными, геологическими ресурсами, охраны окружающей среды и иными органами (Федеральная служба земельного кадастра, Министерство природных ресурсов), а также органами исполнительной власти субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Изменение границ земельных участков возможно также при слиянии двух и более земельных участков (их частей), при купле - продаже части земельного участка, наследовании части земельного участка и при иных комбинационных вариантах.
2. При предоставлении и изъятии земельных участков.
Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и жилищного строительства (см., например, гл. IV. "Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками" Земельного кодекса РФ; гл. 17 Гражданского кодекса РФ (часть первая)).
Изъятие земель - это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.
Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. "Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ".
3. Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:
- при определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
- перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
- выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии (водная эрозия - процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами. Различают линейную (глубинная, овражная) и плоскостную водную эрозию (поверхностная эрозия, смыв почв); ветровая эрозия (дефляция, выдувание) - процессы разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром), селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель (консервация земель - временное выведение из использования по прямому назначению деградированных земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, отходами производства сверх допустимой концентрации из-за невозможности их восстановления в ближайшее время), рекультивации нарушенных земель (рекультивация нарушенных земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель), защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания (под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в увеличении периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв), вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.

Землеустройство это своеобразный вид отношений, который регулируется нормами права и касается изучения состояния конкретно-определённых земельных участков. Подобная деятельность включает в себе множество видов работ и необходима в первую очередь для осуществления дальнейшего межевания. Соответственно, землеустройство – часть работ, которые проводятся в отношении надела, чтобы в дальнейшем появилась возможность его использовать. При этом необходимо понимать точное понятие землеустройства, его сущность и значение.

Что такое землеустройство? Собственники нередко задаются данным вопросом, когда речь касается земельных участков, которые совершенно не готовы для их использования.

Землеустройство определяется как изучение земель и их состояния, а также организация по использованию и реализации наделов, то есть их управления. Осуществляется рассматриваемый вид деятельности землеустроителями, специалистами, получившими знания в этой области.

Сущность землеустройства в том, что оно включает в себя совокупность множества взаимосвязанных работ: картографических, инвентаризационных и инженерно-технических.

Предложенные выше варианты работ не единственные, так как землеустройство в целом подразумевает не только исследование предлагаемого объекта, но и управление им. Специалисты должны грамотно организовывать порядок действий, который бы позволял рационально и с максимальной пользой использовать наделы. Кроме того, важно учитывать содержание землеустройства, в которое входят важные социальные моменты. Речь идёт о водных фондах, особенностях населённых пунктов, коммуникациях и транспортных путях.

Землеустройство также имеет ряд своих специфических задач, которые постоянно дополняются и соответствуют тем положениям, которые имеют своё развитие в сфере регулирования данной области:


  • перераспределение земельных наделов, чтобы обеспечить соблюдение государственной политики в экономической и экологической сфере;
  • обеспечение рентабельности в использовании земельных участков, а также создание специальных фондов распределения наделов;
  • создание специальных предприятий, занимающихся обеспечением рационального использования и управления земельными наделами;
  • создание проектов, а также определение границ образований, имеющих государственное и муниципальное значение;
  • формирования новых наделов, реорганизация уже имеющихся, определение их границ и проектов;
  • подготовка всей необходимой документация, которая способствуют эффективной землеустроительной деятельности;
  • обеспечение сведений, которые бы отражали качественные и количественные показатели тех земель, что находятся в использовании;
  • разработка методов и средств, позволяющих определять и осуществлять максимально эффективные исследования земельных участков;
  • осуществление внутрихозяйственного управления, то есть организация земель, находящихся в пользовании граждан, и обеспечение необходимых пространственных условий.

Все представленные задачи объединяет одна общая цель, а именно обеспечение эффективного использования имеющихся наделов.

Основное направление деятельности специалистов-землеустроителей затрагивает вопросы охраны земельных участков, их защиту от нарушений в каждой области экономических отношений.

Кроме того, определяют некоторые виды землеустройства.

Их всего два, и они основываются на принципе определения границ землепользований:

  1. Межхозяйственный тип. Такой вид называют также территориальным землеустройством. Он предполагает установление границ участков двух или более пользователей и их освоение путём исследования, а также определение системы организации таких наделов. В результате применения такого вида землеустройства могут образовываться новые участки, а также совершенствовать те, что были созданы ранее.
  2. Внутрихозяйственный тип. Он предполагает освоение определённой территории, в пределах которой находятся земельные участки, границы которых устанавливаются и исследуются. Такие земельные пользования носят специфический характер, могут относиться к севообороту или сельскохозяйственным дорогам.

На практике могут выделяться и иные виды деятельности по землеустройству, но предложенные выше основные и применяются чаще всего.

Вся деятельность, касающаяся землеустроительных работ, регламентируется законодателем, а обеспечивают исполнение норм и порядка проведения землеустройства службы кадастра и специалисты, имеющие соответствующее образование. Ведь землеустройство очень сложный вид деятельности, который в итоге предлагает некоторые данные, выступающие основой для формирования кадастрового реестра и работы данных органов в целом.

Землеустройство всегда направлено на какой-либо объект. Ими выступают различные территориальные зоны, наделы и их части, государственные и муниципальные участки.

Как и любая другая деятельность, землеустройство имеет свои принципы осуществления, на которых оно должно постоянно базироваться:


  • законность, а именно обеспечение гражданам их законных интересов и прав, исполнение принятых законов данной сферы;
  • основная направленность должна быть осуществлена в сторону экономической составляющей всей системы в целом;
  • обеспечение однообразия применения методов землеустройства на всех территориях;
  • постоянный учёт направления развития рассматриваемой сферы;
  • учёт показателей экологической устойчивости земель, а также их пригодности для длительного использования;
  • стабильность, обеспечиваемая в сфере землепользования;
  • соотношение участков, а также оптимальность их использования;
  • обеспечение устойчивости участков к метеорологическим условиям и их изменениям;
  • осуществление специальной агроклиматической оценки участков, а также зонирования территорий;
  • защита территорий, изъятие участков, которые были загрязнены или стали по иным причинам непригодны для дальнейшего использования;
  • определение и учёт устанавливаемых экологических требований.

При реализации деятельности по землеустройству в первую очередь необходимо учитывать именно эти принципы, только после этого нужно брать в расчёт особенности отдельных территорий.

Помимо принципов, важно определять и функции рассматриваемого вида деятельности, так как они взаимосвязаны и применяются в совокупности:


  1. Внутрихозяйственные. Они направлены на установление особенностей участков, их исследование, определение границ, их защиту, а также формирование схем и планов. Одновременно происходит реализация принятой земельной реформы, а именно осуществляется обеспечение рационального использования земель и их охрана.
  2. Отраслевая. Это функция реализуется в отношении участков, не имеющих сельскохозяйственного назначения, например, исследование транспортных связей или наделов промышленности.
  3. Территориальная. Она направлена на то, чтобы обеспечить реализацию принципов и правил землеустройства на всех участках и во всей экономической сфере, так как она охватывает большее количество объектов.

Данные функции тесно сопряжены с задачами, которые выполняются за счёт их применения, а также принципами, на которых деятельность землеустроителей обязательно должна основываться в самом процессе работы.


Для того чтобы понять, каким образом осуществляется землеустроительная деятельность, необходимо прежде всего определить, что именно в неё включено. Это могут быть различные методы и средства, например, всевозможные виды съёмок, позволяющих определить координаты и показатели участка, или процедура межевания. Сюда также справедливо отнести разработку предложений о дальнейшем развитии землеустройства. Данная деятельность направлена на то, чтобы произвести максимально возможные исследования и измерения на земельных участках. При этом обязательно соблюдение законодательной базы, то есть принципа законности.

Вопросы землеустройства регулирует единственный принятый в РФ закон «О землеустройстве», который вступил в силу в 2001 году и закрепляет в себе все необходимые положения для осуществления рассматриваемой деятельности.

Указанный выше акт устанавливает конкретные случаи, при наступлении которых и должно проводиться землеустройство:
  • когда было осуществлено изменение ранее определённых границ исследуемого участка;
  • когда проводилось предоставление или, наоборот, изъятие какого-либо надела;
  • когда были обнаружены нарушения пользования землёй, которая имеет повреждения от селей, воды, ветра;
  • когда необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение земель.

Соответственно, согласно закону осуществлять допускается только в исключительных, конкретно-определённых случаях.

Помимо данных положений, предлагаются некоторые методы, которые могут применяться для обеспечения эффективных землеустроительных работ и наиболее конкретно отражают содержание рассматриваемой деятельности:
  • кадастровая съёмка, а также та, что применяется за счёт использования аэроэффекта;
  • почвенные, геоботанические, геодезические и топографические работы;
  • межевание, а именно установление и исследования границ участков.

Они должны основываться только на общих принципах данной сферы и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Данные, получаемые в результате проведения работы по землеустройству, имеют вес в первую очередь в службе кадастра, так как именно там формируют техническую документацию на конкретный земельный надел. Осуществляется же такая деятельность специалистами, которые будут определяться в зависимости от того, какой конкретный метод должен применяться. Подобная работа помогает также собирать все данные о состоянии территорий, их качественных и количественных характеристиках, а также анализировать полученные сведения с возможностью формирования прогнозов.

Помимо предложенных методов, возможно также осуществление дополнительных мероприятий, которые повышают эффективность землеустроительной работы. К ним относят следующие: освоение каких-либо новых территорий, улучшение имеющихся земельных наделов, их развитие и повышение экологичности, а также разработка разного рода проектов, направленных на максимально эффективное использование участков. Всё это в совокупности повышает результативность рассматриваемого вида деятельности.

Землеустройство представляет собой такой вид деятельности, который не подразумевает волеизъявление собственника. Подобное исследование земельных наделов необходимо, так как только за счёт него возможно получение максимально точных и достоверных данных о территориях как частных, так и тех, что относятся к государству или муниципалитету. Именно поэтому необходимо точно определять субъекта, который признаётся инициатором землеустроительных работ.

Решение об осуществлении рассматриваемого вида деятельности принимается только государственными органами или местными представителями власти, иные варианты не допускаются.

Несмотря на то что землеустройство включает в себя множество видов работ, основными направлениями деятельности считаются следующие:

  1. Инвентаризация выделенных под землеустройство угодий как начальное действие, направленное на установку объёма работы.
  2. Отделение специальных участков, а именно тех, что должны быть переданы гражданину, то есть в частную собственность.
  3. Определение размеров участка, а также его документальное уточнение.

Для того чтобы не совершить ошибку при определении правильного расположения участка, что считается важным этапом всего землеустройства, необходимо опираться на принятые положения о землеустроительных работах.

Как было сказано выше, главной причиной осуществлять землеустроительные работы является решение органа власти, а именно специального комитета, занимающегося данными вопросами. Приниматься подобное решение будет на основании договора, который заключается между компаниями, осуществляющими необходимые землеустроительные работы, и лицами, заинтересованными в этом. Важно уведомлять субъектов, имеющих интерес в землеустройстве, о времени его проведения в письменном виде. Если же они с чем-то не согласны, то орган власти займётся рассмотрением претензий и защитой их законных интересов.

После принятия решения начинается осуществление работ. Они стартуют с зонирования территории, так как оно необходимо для составления схем и планов. В таких документах будут отражены не только площади и расположение надела, но и его назначение, категория и вид. Кроме того, важно фиксировать наличие каких-либо ограничений, возложенных на участок в виде сервитутов и иных подобных обременений. За счёт выявления данных показателей происходит определение той территории, что из государственных наделов перейдёт в категорию частных.

Если определять проведение землеустройства как порядок действий, то необходимо определить следующие этапы:


  1. Ходатайство. Лицо, имеющее интерес в проведение рассматриваемых работ, подаёт заявку, после чего заключается договор с соответствующей компанией.
  2. Дополнительные работы. Они направлены на получение и изучение необходимых для работы сведений.
  3. Разработка схем, прогнозов и проектов землеустройства.
  4. Утверждение документации, имеющей проектное назначение.
  5. Перенос планов в натуру, то есть непосредственно на исследуемую территорию.
  6. Получение документации по землеустройству. К ней относят как графические варианты документов, так и текстовые.

Лишь начальный этап реализуется по инициативе заинтересованных лиц, дальше все решения принимает государственный орган, а исследования осуществляют специалисты. Работа в целом подтверждается специально оформленными документами.

Учёт всей получаемой информации ведёт государственный реестр, который существует при службе кадастра. В нём сосредоточены все данные, позволяющие в итоге формировать техническую документацию территорий.

По результатам проведения землеустроительных работ составляются следующие документы:
  • различные схемы;
  • планы объектов исследования;
  • проекты при проведении внутрихозяйственного вида землеустройства, а также улучшения и освоения разного рода угодий;
  • карты и атласы тематического характера;
  • отчёты о проделанных видах работ.

Представленная документация будет признаваться основой для дальнейшей регистрации права гражданина на тот или иной участок.

Таким образом, землеустройство - это процедура, направленная на улучшение, освоение и исследование территорий, которые входят в государственные или муниципальные владения. При этом главной целью является выявление характеристик наделов, прогнозы их развития, охрана, а также отделение некоторых частей территорий для дальнейшего их предоставления гражданам.

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.



Просмотров