Классный час "флаг россии". Государственные символы России (сценарий классного часа)

МОУ «Гимназия №2»

учебный год

Классный час на тему "История развития государственной символики России. День Тверского герба и флага»


Классный руководитель

Цель: знакомство с историей развития государственных символов России – герба, флага и гимна, более глубокое изучение краеведческого материала.

сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;

познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;

показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;

научить искать материал, используя интернет-ресурсы.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: «Герб и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса».

Демонстрируется презентация «Государственная символика России», сопровождаемая рассказом.

– Геральдика и государство – эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т. д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука геральдика. В ней существуют два направления – геральдическое и историко-геральдическое. Первое занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его происхождение и т. п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изучение герба в контексте того или иного исторического процесса.

Проследим историю развития российской символики, узнаем какие изменения происходили в ней в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху, на примере символики Российского государства.

В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).

Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).

Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).

Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).

Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства и нашей области.

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученица: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.

Наша встреча, посвященная Дню Тверского флага и герба подошла к концу.

Классный час

«Государственный флаг России –

наша гордость и призвание!»

Беседа

МОУ «СОШ №5» с. Пригорное г. Новотроицк Оренбургская область Андреева Юлия Владимировна, старшая вожатая

Цели:

Познакомить учащихся с историей Государственного флага России;

- Развивать интерес, расширять круго­зор учащихся в области истории развития государственного символа – Флаг;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

- Прививать любовь учащихся к Родине .

Оборудование:

- физическая карта Российской Федерации;

Государственная символика России – герб, гимн – текст и музыка, флаг. Портрет президента РФ – Дмитрия Медведева;

Презентация «Государственные символы страны – наша гордость и призвание»;

Аудиозапись «С чего начинается Родина?» (В. Баснер, М. Матусовский)

Гимн РФ.

Ход урока:

(Звучит гимн Российской Федерации, учащиеся, стоя, положив руку на сердце, слушают)

Учитель: Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках мира. Но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» – святые для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове – РОССИЯ.

Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы своего государства. Каждый человек, проживающий на территории того или иного государства, должен знать, любить, чтить и уважать государственные символы своей страны.

Только что, мы с Вами прослушали гимн Российской Федерации – государственный символ нашей страны. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны. В ней главное – красота, торжественность и величие. Каждый гражданин России должен знать текст гимна наизусть! Вставать, положив правую руку на сердце! Именно это считается одним из главнейших признаков чувства патриотизма!

Ребята! Давайте поделимся, друг с другом впечатлениями состояния своей души, когда Вы слышите звуки гимна Российской Федерации. Как вы думаете, где исполняется гимн?

(ученики рассказывают друг другу о том, что они чувствовали во время прослушивания государственного гимна)

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать «Россия!

Давайте послушаем стихотворения о Родине.

(учащиеся рассказывают стихотворения о Родине)

см. Приложение 1

Вот она наша Родина – Российская Федерация, Россия!

(учитель показывает на физической карте)

Родина - это дом, в котором мы живем, и рус­ская береза, и журавлиная песня, и полянка в лесу. Это ме­сто, где мы родились и выросли. А что для Вас является Родина? (учащиеся высказываются о том, что такое для них Родина?)

А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Звучит песня, дети подпевают).

Посмотрим внимательно на карту России и скажем, что мы забыли указать на ней? (учащиеся смотрят на карту и отвечают – Москва – столица нашей страны)

Правильно ребята! А в Москве есть Кремль, являющийся ядром возникновения города и становления его как столицы Российской Федерации. (учащиеся просматривают фотографии, картинки с изображениями Москвы, Кремля)

А над Кремлем развивается Государственный флаг - символ государства, наша ГОРДОСТЬ и ДОСТОЯНИЕ!

Сейчас мы послу­шаем сообщения инициативных групп. (Задание - подготовить то или иное сообщение - дети получают заранее).

Выступление исторической группы:

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага - «стяг», оно сохраня­ется и в наше время. Стяг у русских дружин был с язы­ческих времен.

2-й ученик. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась бе­лой, нижняя - красной.

3-й ученик. По русским обиходным понятиям 17-19 веков,

красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смерт­ный бой; синий цвет - небо, целомудрие, верность, духовность; белый цвет - мир, чистоту, благородство, совершенство, невин­ность.

4-й ученик. Но в послепетровское время в государ­ственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ. Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

5-й ученик . 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: «Считать истори­ческий флаг России - полотнище из равновеликих гори­зонтальных белой, лазоревой и алой полос - официаль­ным национальным флагом Российской Федерации».

Выступление знаменной группы

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатичес­кие представительства, автомобили послов. В торжествен­ные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем Вооруженных сил России сно­ва стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красно­го цвета.

Учитель: Еще одним государственным символом нашей страны является государственный герб!

Выступление исторической группы

1-й ученик. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и др. предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

2-й ученик. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской её частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

3-й ученик. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Спасибо большое, ребята! Государственные символы России вобрали в себя историю и традиции нашего народа, нашего Отечества. Поэтому мы должны знать и уважать их, гордиться нашим прошлым, настоящим и будущим нашего народа и нашей страны. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За пра­вильный ответ – получаем жетон триколор.

Викторина

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «флаг»?

2. Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3. Что обозначает красный цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет?

5. Что обозначает синий цвет ?

6. Где можно увидеть Государственный флаг?

7.Какой флаг у Вооруженных сил России?

8. На каких зданиях нашего села развевается флаг?

9.Что обозначает слово «герб»?

10. Что означает скипетр и держава?

11.Что такое гимн?

12. Кто написал слова и музыку гимна?

13. Что, по вашему мнению, символизирует цвета флага?

И несколько интересных полезных советов:

1. 22 августа – День Государственного Флага Российской Федерации

2. Ч тобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Самому активному участнику вручается приз. Молодцы! Все активно отвечали на вопросы викторины.

Давайте подведем все вместе итоги нашего классного часа:

    Государственные символы Российской Федерации – гимн, герб и флаг страны - часть истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

    Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Отношения к символам государства – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

    Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

И в заключение нашего классного часа, давайте споем гимн России стоя и приложив руку к сердцу, прислушиваясь к каждому слову гимна – Достоянию нашей страны!

Использованная литература:

    Пчелов Е.В. “Государственные символы России. Герб, флаг, гимн”. Москва, издательство “Русское слово”, 2002 год.

    Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002. – 96 с., ил.

    Соболева Н.А., “Российская государственная символика”. История и современность, Москва, издательство “Владос”, 2002 г.

Приложение

О РОДИНЕ – РОССИИ

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье - это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба

И лесов немерянная ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ твой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаешь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдешь сначала по дорожке,

По ДОРОГЕ будешь ты идти.

В небо полетишь на самолете -

Сверху ты увидишь Отчий Край,

Но всегда – в пути или полете

Родину свою не забывай.

Родина, как мама, всё умеет,

Она любит дочку и сынка.

В холод – добротою отогреет,

В жажду – даст воды из родника.

Словно мама – наградит улыбкой,

Подарив вам долгие года,

Любя, простит все детские ошибки,

Но подлость не простит вам никогда!

В добрый путь, дитя! Служи Отчизне,

Не жалея времени и сил!

И в конце своей прекрасной жизни

Ты поймешь, что не напрасно жил!

РОДИНА

Рассвет я помню красновато-синий

И звук прекрасный песни соловья.

Люблю тебя я, часть России,

Горжусь тобою, родина моя.

Везде, кого бы ни спросила,

На рубежах Урала, вдоль реки,

Защитою и гордостью России

Во все века здесь были казаки.

Чтоб оценить и другом оставаться

Родной земли и родины своей,

Наверно, надо с ней расстаться,

Почувствуешь тогда, что места нет родней

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция "Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции - это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине - красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4. Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг "простирашася яко облацы" - значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги "досекошася до стяга, и стяг подсекоша". (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5.Значение цветов флага (Выступление 2 группы) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

Белый цвет - благородство и откровенность;

Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

Белый - цвет свободы;

Синий - цвет Богородицы;

Красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

Белый цвет - символ православной веры;

Синий цвет - символ царской власти;

Красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6. Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

  1. Государственный флаг (триколор)
  2. Штандарт президента
  3. Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7. Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» (Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

Слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение - Вячеслав Колотов)

Литература:

Интернет ресурсы:

Знаки и символы управляют миром Конфуций

Символ - 1)то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. (голубь - с. мира. якорь - с. надежды.) 2)принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины.

Эйфелева башня Статуя свободы

Бескрайние просторы Белоствольные березы

Государственные символы ФЛАГ ГЕРБ ГИМН

ФЛАГ- [от голл. vlag - флагманский] прикреплённое к древку или шнуру полотнище различной формы и окраски, являющееся знаком, символом чего-л. Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «… испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг » Предполагаемый вид флага на корабле «Орел» 1669 год

Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом 1693 год

Днем рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 г, когда вышел специальный указ царя Пётра I .Порядок Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя-красной. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге и Именным Указом №2021 от 20 января 1705 года Пётр I узаконил бело-сине-красный флаг с параллельными линиями - государственным. 1705 год

1918 год Бело- сине-красный флаг недолго был официальным символом-лишь до трагических событий 1918 года. 8 апреля 1918 года Я. М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. Флаг СССР Флаг РСФСР

1991 год Во время «Августовского путча» бело-сине-красный флаг широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 года исторический флаг России был признан официальным Национальным флагом Российской Федерации. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор. Государственный флаг Российской Федерации (1991-1993)

1993 год 11 декабря 1993 году Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России Государственный флаг Российской Федерации (с 1993)

Значение цветов флага

Знамя Победы Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.

Штандарт Штандарт (флаг) Президента России является главным символом прези-дентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

Ответственность за надругательство над флагом Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации», оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. На практике распространённым является условное наказание


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственные символы России (сценарий классного часа) Цели: формирование патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений обучающихся. Форма: классный час - размышление. Устич Т.А. Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Подготовительный этап. Необходимо подготовить: текст Конституции РФ (для каждой группы); изображения гербов России (для каждой группы); флаг РФ; герб РФ; видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (2-3 мин.). Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа готовиться к классному часу в течение 2-х дней. Все вопросы для команд записываются на карточке. Оформление доски. На доске должны быть записаны: Тема; маршрут занятия; информация к размышлению; иллюстрации герба и флага РФ. Ход классного часа Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и маршрут занятия: познавательная станция, исследовательская станция, практическая станция. По ходу занятия он объявляет остановки на каждой станции. Учитель обращает внимание на информацию к размышлению и предлагает вернуться к ней в конце урока.

2 Познавательная станция. Учитель сообщает детям о необъятных просторах нашей Родины. Под просмотр видеофильма читается стихотворение И. Северянина Слова солнца: Много видел я стран и не хуже её Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё, И она для меня несравнима! Вопрос классу: Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения? Затем учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам: - Какие государственные символы вы знаете? - Как вы думаете, когда появляется интерес к изучению символики государства? Рассказ учителя: К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн в XIX в. Исследовательская станция. Задание для групп 1. - Что такое Конституция? (Это основной закон государства.) - Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена эта статья? (Государственным символам.) 1. ГЕРБ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба. Слово герб пришло в русский язык в XVI XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает наследство. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба стабильность, постоянство в употреблении. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью. Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси? Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

3 В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле. В XVI XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах. В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл. На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами две короны, между которыми третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны. В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал в одной пучок молний и факел, а в другой лавровый венок. Второй тип герба орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в гг. Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы. 2) Чтение стихотворения учеником, подготовленным заранее. Везде орёл, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди (М. Шереметьев) Вопрос для групп: О каком орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.) Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

4 Задания для групп 2. 1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности. ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г., большой государственный герб Российской империи 1882г., первое изображение герба Советской России, Государственный герб РСФСР, Государственный герб СССР, Государственный герб Российской Федерации. 2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена. 3) Опишите современный российский герб. 2. ФЛАГ 1) Сообщение подготовленного ученика об истории российского флага. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. B гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России. Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой. К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

5 Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма. В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг бело-сине-красное полотнище. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ О государственном флаге Российской Федерации. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий небесную сферу, белый божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. 2) Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг? В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр I поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства. Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный). Задание для групп 3: Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага? ОТВЕТ: 1) древнее понимание строения мира: внизу физический, выше небесный, ещё выше мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь; 2) белый воздух, синий вода, красный огонь; 3) Красный символ мужества и отваги, голубой символ Богоматери, белый мир, чистота, благородство. Учитель: Указом Президента РФ от г. О государственном флаге РФ были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. 22 августа День Государственного флага РФ. 3. ГИМН 1) Сообщение подготовленного ученика об истории гимнов России.

6 Гимн - слово греческого происхождения, оно означает торжественную, хвалебную пеню. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре I появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России. Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией. В 1813 году в Петербурге впервые исполнили Песнь русскому царю, автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.. Х.Востоков на мелодию английского гимна Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием Молитва русских: Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли!... Автором этих строк был замечательный поэт В.А.Жуковский. Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи. Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы Жизнь за царя: Славься, славься, наш русский царь, Господом данный нам царь-государь!... В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла Марсельеза. В 1875 году народник П.Л.Лавров написал текст на русском языке: Отречемся от старого мира! Отряхнем его прах с наших ног! Нам враждебны златые кумиры, Ненавистен нам царский чертог! В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий съезд советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики Интернационал, авторами которого были поэт и революционер Э. Потье и композитор-любитель П. Дегейтер. С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. Интернационал оставался гимном СССР до 1944 года, когда был создан новый государственный гимн СССР. Этот гимн впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В.Михалков и композитор А.В.Александров. 2) Учитель: Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка композитору и дирижёру А.В.Александрову (гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден

7 указом Президента России В.В.Путина г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения такова идея гимна. Задания для групп 4: 1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России? 2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн? ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов. Учитель: Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкальнопоэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение. Практическая станция. Вопросы классу: - Где помещается государственный герб РФ? - Где размещается государственный флаг РФ? - Когда исполняется гимн России? Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа. Возможные выводы классного часа: - Эти символы часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. - Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России. - Отношение к гербу, флагу и гимну это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным. - Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.


МКОУ «Долматовская основная общеобразовательная школа» Подготовила и провела: Л.В. Василенко 1 Цели: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ Герба,

Урок по истории «Государственные символы России» Тема урока: «Государственные символы России» Цели учебного занятия: формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; популяризация государственных

Государственная символика РОССИИ. Цель урока расширить знания о государственной символике России. Задачи: изучить основные понятия герб, флаг, гимн; познакомиться с историей государственной символики

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Символы Российского государства 1. Герб 2. Флаг 3. Гимн Что такое герб? Герб это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных

ИЗ ИСТОРИИ ГЕРБА РОССИИ В качестве государственного герба двуглавый орел появился на Руси в 1472 (правление Ивана III) году на правах престолонаследия. В петровское время государственный герб России был

«Герб и флаг отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». Мишель де Ментеню 16 век 5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа «Мы растём под флагом России» Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою

Государственные символы России Государственный флаг Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические

История государственных символов уходит далеко в глубь веков. На протяжении многих столетий люди издревле сопровождали события своей жизни: рождение детей, свадьбы, похороны, подготовку к охоте, посев

Государственные символы России установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации. В 1993 году была принята Конституция России Основной закон нашей

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Гербы и флаги Российского государства в истории России. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и

Конспект «открытого» урока по обществознанию в 5 классе «Родина» Агеева Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБУ «Школа 93» г.о. Тольятти Дата: 13.05.2017 Класс: 5 УМК: Л.Н. Боголюбова,

Сборник кроссвордов по теме «История символики России» ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.Кроссворд 1 «Советские деятель искусств фронту» 2. Кроссворд 2 «История флагов и знамён» 3. Кроссворд 3 «История флагов и знамён» 4.

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России» Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг». Задачи: 1. Формировать представление

Государственный герб Российской Федерации Герб отличительный знак государства. Слово герб в переводе с немецкого языка означает «наследство». Герб это эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Усолье - Сибирское Иркутская область Классный час для 3 класса «Государственные символы России. Конституция

Конспект занятия на тему: «Символы России» Цели и задачи: Систематизировать представления о государственных символах России. Воспитывать чувство любви к Отечеству. Формировать активную жизненную позицию

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Наша Родина Ю. В. Шуйская Наша Родина Москва 2017 Содержание Введение 6 Государственные символы 8 Как устроена страна 10 Кто и как управляет страной 12 Политические партии 14 Президент России 16 Кто живёт

5. Государственные символы России Каждое суверенное государство имеет флаг, герб и гимн. Это государственные символы. Важно знать, как выглядят герб и флаг родной страны, как звучит гимн, как и где они

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

ВИКТОРИНА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ» Цели и задачи: 1) Закрепить знания учащихся об истории возникновения и изменения государственных символов России, их преемственности, сущности

Классный час «Символы России». ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 1. УЧИТЕЛЬ: - Ребята, сегодня у нас очень интересная тема для разговора. Посмотрите на оформление доски и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (О символах

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Залукаева Елена Евгеньевна педагог-организатор МКОУ СОШ 3 г. Мирный, Архангельская область ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ» Аннотация:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ Материал к Дню Конституции Государственная символика России ГЕРБ ГЕРБ-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных

Проект учащихся 6 Б класса Цели проекта: Изучение символики Российского государства в период XI-XV вв. Задачи проекта: 1)Изучить символику Российского государства: герб, гимн, флаг, трон, скипетр и держава.

«Гимн, герб и флаг России». Методическая разработка. Викторина. Цели: - познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России; - способствовать формированию учащихся чувства патриотизма,

В Основных законах Российской империи была сделана соответствующая запись: «Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых

Единый всероссийский классный час «Государственные символы России» для учащихся 5-а класса кл. руководитель: Э.А. Самойленко Цель занятия: Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся Популяризация

Государственные символы России Герб России Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «...четырёхугольный, с закруглёнными

Сценарий исторического вечера на тему: «Государственная символика: история и современность». Цель занятия: Дать представление обучающимся о рождении и развитии Государственных символов нашей Родины. Основные

Россия священная наша держава Внеклассное мероприятие "Россия священная наша держава» Цель: рассказать о современной государственной символике. Задачи: способствовать воспитанию патриотизма и любви к

Государственные символы. Политическая система. Современные политики. РФ вернулась к некоторым старым царским государственным символам, заменив государственные символы СССР. Государственный флаг 3 горизонтальные

МКОУ «Корниловская СОШ» Классный час «Я гражданин России» (беседа) Кл. руководитель: Карагодина М. В. С. Корнилово Классный час «Я ГРАЖДАНИН России». Цель: воспитание чувства патриотизма, эстетическое

20 лет Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. Ныне действующая Конституция пятая в истории России, но первая, принятая

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Химкинская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека «Под знаменем Отечества» Дню посвящается. Викторина по истории российского

Россия - самое большое государство (1-е место в мире) Проживают - 142 млн. человек О себе мы говорим - россиянин, россиянка, россияне Каждый из нас является гражданином России. Это значит, мы должны любить

Молодому избирателю на заметку Термины и понятия: Конституция Основной Закон государства и общества. Государство политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом

Творческий проект в 8 «А» классе «Символика нашего класса» Автор сценария: Вовк С.М. Введение На классном часе мы познакомились с символикой нашего государства, а также узнали о том, что символика существует

Разработан воспитателем детского сада 142 г. Магнитогорска Челябинской области Федченко М.Г. 1 ЦЕЛИ: Воспитание у детей подготовительной группы детского сада патриотизма и гражданственности. Воспитание

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

Рабочий лист к тематическому занятию «Я люблю тебя, Россия!» Задание 1. 1) XX век открыл новую страницу российской истории. На протяжении века несколько раз менялся государственный гимн России (мелодия

МБОУ СОШ М1 с. Канглы «20 - летие Конституции Российской Федерации». Подготовила и провела Учитель начальных классов Баратилова М.В. сентябрь 2013г. Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией

Урок Мира во 2 классе 8 вида Моя родина - Россия Цель: формирование представлений учащихся о Родине и Хабаровском крае. Задачи: способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «родина»;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

1 Управление культуры Администрации МО «Увинский район» Инновационно-методический кабинет Составители: А.В. НАЗАРОВА П.И. МУРАШКИНА Методические материалы п. Ува 2012 г 2 В данном сборнике представлена

Классный час «Конституцияосновной закон» Подготовила и провела: учитель 2 «А» класса МКОУ «СОШ 3» Горшкова Л. Е. 2015-2016 уч.год Цель: гражданско-патриотическое воспитание. Задачи: познакомить учащихся

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

Урок «Государственные символы Российской Федерации» в начальной школе Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания Задачи: 1) Образовательная: познакомить с главными символами

Методическая разработка урока Тема II. Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX в. Урок 3 Внешняя политика Цель: показать противоречия между капиталистическими государствами,

Разработка урока мира Ф. И. О. учителя: Босенко Светлана Алексеевна Класс: 3 (третий) УМК: «Начальная школа 21 века» Тема: «Всероссийский открытый урок, посвящѐнный 20-летию Конституции РФ» Цели урока:

Сценарий праздника «Овеянный славой Российский Флаг» массового мероприятия, посвященного государственному празднику «День Флага России»

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Символы государственности РФ 1. Государственный флаг 3 горизонтальные полосы: верхняя белого цвета символ свободы, независимости, мира, чистоты, совершенства; считается также символом народов севера; средняя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

МБОУ Верхне- Любовшенская ООШ имени В.Г. Куликова Классный час «Я - человек и гражданин!» в 1-4 классе 2017г. Подготовили: Куликова Е.В. Шерстнова Е.А.\ Цель: - познакомить учеников с символами России;

СИМВОЛИКА РОССИИ Задачи: -обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах Российской Федерации; -развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные

Государственные символы Ряшинова Т. П., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Государственные символы России установленные Федеральными

Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов Единый классный час «Конституция Российской Федерации в защите своих прав» для обучающихся 1-11 классов

МКУК «Белозерская межпоселенческая центральная библиотека» Конституция Закон, по нему мы все живем с. Белозерское 2014 год 1 «Конституция Закон, по нему мы все живем» Цели: Д.А. Серова-библиотекарь читального

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Герб символическое изображение, утверждённое верховной властью, выражающее в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются

  1. Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
  2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: физическая карта России, кроссворды и ребусы, аудиозапись гимна России, цветная белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки, компьютерный диск “Гора самоцветов”, портрет президента, флаг, герб, Кремль, жетоны.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

.

Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете (ответы учеников).

II. Основная часть.

Учитель: Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть еще одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда

Вопросы: 1. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река). 2 . Про какое дерево говорят: “мерзнет, дрожит на ветру?” (Осина). 3 . Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел). 4 . Вежливое слово. (Спасибо). 5 . Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал). 6 . Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза).

Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной? (ответы детей).

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение стихотворения “Родина” З.Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия) (учитель показывает Россию на физической карте ). Страна, в которой мы родились, живем и учимся – это Россия.

3. Разгадывание ребусов

А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (приложение №1 ). (Москва)

А что зашифровано в следующем ребусе? (приложение №2 ) (Столица)

Москва – столица России. Столица – главный город государства (учитель показывает на физической карте местонахождение столицы нашей Родины ). А что является символом столицы нашего государства? (приложение №3 ) (Кремль). (учитель показывает изображение Кремля ). Над Кремлем развивается государственный флаг.

4. Просмотр обучающего фильма о государственных символах Российской Федерации.

5. Выступления исторической группы:

1-й ученик: слово “Флаг” греческого происхождения (от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

2-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.

3-й ученик: По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

4-й ученик: Но в послепетровское время в государственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5-й ученик: Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

6-й ученик: 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: “Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации”.

6. Выступление знаменной группы.

1-й ученик: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик: Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик: Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя победы, водруженное над Рейхстагом было красного цвета.

7. Выступление оформительской группы:

Ученик: Мы сейчас вместе сделаем модель нашего государственного флага. Все необходимое у Вас на столе. (ученики выполняют модель флага ).

Учитель: Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. И сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня.

8. Викторина (за каждый правильный ответ - жетон)

1) От какого слова произошло слово “флаг”?
2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага
3) Что означает красный цвет флага?
4) Что обозначает белый цвет флага?
5) Что обозначает синий цвет флага?
6) Где можно увидеть Государственный флаг?
7) Какой флаг у Вооруженных сил России?
8) На каких зданиях нашего города развивается флаг?
9) Где еще можно увидеть Государственный флаг? (самому активному участнику вручается приз ).

III. Заключительная часть:

Учитель: Молодцы! Вы все активно участвовали, внимательно слушали, и наверно, очень многое узнали, а сейчас прошу стоя прослушать гимн российской Федерации. (звучит гимн Российской Федерации ).



Просмотров