Классный час "детям о конституции". О празднике день конституции российской федерации для детей

Классный час, посвященный Дню Конституции

Цель: расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи:

    популяризовать государственные символы РФ;

    знакомить со значением государственных символов РФ;

    развивать познавательные способности;

    формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

    воспитывать уважение к символам государства.

Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.

Оборудование: аудио оборудование, компьютер, экран.

Ход классного часа

1.Повторение.

- Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!

Звучит гимн.

Прошу всех сесть.

Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране 12 декабря будет отмечаться День конституции.

Кто знает, что такое конституция?

(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)

Какие права и свободы вы знаете?

(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)

Давайте проверим. (Презентация. Слайд3, 4.)

Предлагаю сыграть в игру “ Угадайку”. Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права -иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)

(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Право на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)

Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.

2. Новый материал.

Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.

Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 1 класса и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.

Учащиеся перечисляют, показываю изображение герба, флага и слова гимна на экране.

ГИМН.

- В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

- Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Выслушав ответы детей, подводить итог.

- Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

ГЕРБ.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.

1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.

2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

- Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

    Что находится в лапах у орла?

    Чем защищена грудь орла?

    Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

ФЛАГ.

Зачитываю стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

3. Итог.

Символы государства - это и история нашей страны, и её сегодняшний день.

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну

Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России.

Ход классного часа

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы :

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы . Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

В 1918 году в России появилась Конституция.

Конституция (от лат. слова – устройство ) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)

Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

(Просмотр слайдов)

– Какое право имеет человек как личность?

Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).

– Частная собственность. Охраняется ли она законом?

Ответ. Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).

– Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?

Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).

– Чем должен быть защищён человек?

Ответ . Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).

– С помощью чего может человек защитить свои права?

Ответ . В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).

– Какие права имеет человек на своё жилище?

Ответ . Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).

– Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

Ответ.

1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.

2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).

– Какие есть права на владение имуществом?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).

– Какие социальные права имеет человек?

Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).

– Какие права имеет человек на труд?

Ответ.

1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).

– Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).

– Каким правом пользуются мать и ребёнок?

Ответ . Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).

– Что можно сказать об образовании человека?

Ответ . Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).

– О чём не должен забывать человек?

Ответ . Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).

Викторина «Права».

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

(Просмотр слайдов)

«Дюймовочка»

«Гарри Поттер»

« Три поросенка»

«Золотой ключик»

«Мороз Иванович»

«Золушка»

«Красная Шапочка»

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Ученики читают стихотворение

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

– Какие символы России вы знаете?

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

(Просмотр слайдов)

– Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?

Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

– Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России?

Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

– Опишите флаг РФ.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

– Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.

Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.

– Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

– Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

Учитель . Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)

Выходят учащиеся и читают стихотворение

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хотела б жить в стране,

Где зима и лето.

Я б хотела, как Есенин,

Быть её поэтом.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

Чтобы жить в стране могли

Весело и дружно,

Чтоб спокойно спать могли,

И не было б оружья.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

В заключение исполняется гимн России


Классный час, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

Цель проведения урока : приобретение и углубление базовых знаний учащихся об основном законе Российской Федерации.

Задачи проведения урока :

Формирование гражданской идентичности обучающихся начальной школы;

Содействие воспитанию у школьников уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства;

Развитие навыков применения знаний, полученных ранее и умений работы в группе;

Дальнейшее формирование правовой культуры учащихся;

Расширение знаний учащихся об основных правах и обязанностях граждан России.

Оборудование : мультимедийное оборудование, рисунки герба, флага России, карточки для работы в парах, номерки.

Ход классного часа :

    Оргмомент.

Добрый день, дорогие ребята! Сентябрь наступил, закончилось лето. Пришел праздник знаний, учебы, отметок! В этот день все дороги ведут к школе. Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее.

    Работа в группах.

Дети делятся на 3 команды (Игра «Броуновское движение». Дети заранее получают номерки 1, 2, 3. С началом звучания музыки свободно и спокойно передвигаются по классу. Как только музыка останавливается, дети должны собраться в группы по номерам в тех местах, где прикреплен номер команды)

Каждая команда получает вопрос-задание:

1 команда : Чему я уже научился в школе?

2 команда : Чему я хочу научиться в 3 классе?

3 команда : Какие правила необходимо соблюдать в школе?

После короткого обсуждения в командах ребята представляют свои ответы. Другие команды могут дополнять.

    Определение темы занятия :

Команда под № 3 не случайно получила задание, связанное с правилами, по которым живут ученики в нашей школе.

Где еще кроме школы, мы можем встретиться с правилами или законами?

Какой из законов или правил в нашей стране самый главный? Ответ вы получите, если правильно составите слово из слогов, работая в парах. (Конституция)

В 2013 году 12 декабря Конституции, по которой живет наша страна, исполняется 20 лет. Наш сегодняшний урок Знаний будет посвящен этому событию.

В словаре Ожегова слово «Конституция» объясняется как основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

4. Знакомство с историей Конституции.

У Конституции России богатая история. В нашей стране сейчас действует пятая по счету Конституция. Первая появилась в 1918 году, вторая – в 1924, третья – в 1936, четвертая – в 1977 и пятая – в 1993 году.

За двадцать лет своего существования, текст Конституции РФ 1993 года претерпел ряд изменений и дополнений. Так, например, в 2008 году были внесены поправки, которые предусматривают продление срока полномочий Президента РФ с четырех до шести лет, а так же срока полномочий депутатов Государственной Думы Российской Федерации с четырех до пяти лет.

    Символы государства.

- А знаете, с чего начинается Конституция?

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Какие еще символы России вы знаете?

Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- На ваших столах рисунки герба России. Раскрасьте их.

- Опишите флаг РФ.

Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ и оставался государственным флагом до революции 1917 года. Символом современной России трехцветный флаг вновь стал 8 декабря 2000 года.

Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

- Перед вами детали, из которых вы сможете собрать флаг России.

- Что поможет вам хорошо справиться с работой?

    Права и обязанности граждан Российской Федерации.

- Конституция РФ определяет права и обязанности всех граждан России.

- Как вы понимаете значение слов «право» и «обязанность»?

Право - возможность совершать, осуществлять что-либо, предоставляемая законами государства (словарь Ефремовой)

- Попробуйте определить, о каких правах идет речь?

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

( Право на жизнь, право на имя при рождении)

2.Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.

(Право на заботу и воспитание родителями)

3.Есть еще такое право:

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить.

(Право свободно выражать свои взгляды)

4.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

(Право на свободу и личную неприкосновенность)

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь -

Тоже право детворы.

( Право на медицинскую помощь)

6.Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

(Право на пользование родным языком)

7.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

(Право на образование)

8.Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

( Право на отдых и досуг)

9.Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным - все равно

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

В Конституции РФ определены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны.

Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению. (Словарь Ушакова).

Обсудите в группах, как вы понимаете обязанности граждан и выскажите свою точку зрения. Какие обязанности вы уже можете и должны исполнять? (Работа в малых группах)

1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ.

2. Уважение прав и свобод других лиц.

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

4. Получение основного общего образования.

5. Забота о памятниках истории и культуры.

6. Уплата налогов и сборов.

7. Охрана природы и окружающей среды.

8. Защита Отечества.

- Высказывания детей, обсуждение.

    Рефлексия.

- Удалось ли вам открыть сегодня на занятии что-то новое для себя?

- О чем ты расскажешь своим близким?

Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ № 2

Учитель начальных классов

Качалина Валентина Васильевна

Тема : Поговорим о Конституции .

Цели : 1. воспитывать уважение к Конституции РФ , государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;

2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;

3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции ; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.

Оборудование : презентация , таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки» , Конституция .

Ход урока

I Организационное начало мероприятия .

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек» .

Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь» .

Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция )

II Целеполагание.

Что такое Конституция ?

(мозговой штурм)

Для чего она нам нужна?

Определите тему нашего классного часа .

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции .

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен . Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций , включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума) .

Слайд №3,4.

В нашей Конституции сказано , во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.

IV Беседа.

Какие права и обязанности, записанные в Конституции , вы знаете?

(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)

Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

V Физминутка.

Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)

(физминутка «Как живешь?» )

Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

VI Беседа о символах России.

Учитель :

Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ . Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Прослушивание гимна

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета ? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Учитель :

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Учитель :

Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ .

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон ,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию ,

Родину свою одну!

Учитель : Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

VII Игра «Загадки-сказки» .

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам . Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка» )

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ : нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» )

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?

Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.

Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.

Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.

Дуремар вылавливал в озере много пиявок.

Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

1. Беседа.

Что такое Конституция ?

Когда принята?

Когда празднуем День Конституции ?

Для чего нам нужна Конституция ?

2. Игра «Полёт на воздушном шаре» .

Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки) . Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.

Объясните ваш выбор.

IX Рефлексия.

Слайд №10

Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуальная игра "День Конституции" посвящённая Дню Конституции Российской Федерации России. Форма организации - игра по станциям, на которых команды участников выполняют различные задания и соревнуются в знаниях по основам конституционного права и граждановедения.

Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

Задачи:

Классы: 5 – 11.

Количество участников: командыпо 5 – 7 представителей от каждого класса.

Условия организации и проведения:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • наличие современных технических средств и наглядности.

Необходимое техническое оборудование: проектор; ПК учителя; раздаточный материал, карандаши, фломастеры, ватман, фиксирующий материал.

Формы деятельности: соревнование по станциям (коллективная; парная; индивидуальная).

Планируемые результаты:

  • Личностные : проявление устойчивого интереса к законодательной профессиональной деятельности депутатского корпуса РФ; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные : способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • Предметные : гражданско – правовое просвещение школьников; развитие у подростков гражданских компетенций: знаний, навыков коммуникации, толерантности, социальной адаптации, активного участия в общественной жизни с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

1.1. К игре каждой команде необходимо подготовить:

  • название команды в соответствии с темой игры «День Конституции»;
  • краткий девиз или слоган-приветствие от команды;
  • отличительный элемент одежды;

1.2. В целях контроля за качеством выполнения заданий, объективного выявления победителей игры из числа учителей истории и обществознания формируется группа «экспертов». На каждом этапе находится эксперт, который осуществляет справедливое судейство и фиксирует результаты команд.

2. Содержание интеллектуальной игры «День Конституции».

Интеллектуальная игра проводится в форме игры по станциям, на которых команды выполняют тематические познавательные задания.

2.1. Общее построение команд: командиры сдают группе «экспертов» рапорты о готовности команд, приветствие каждой команды (презентация названия и слогана). Организаторы мероприятия поздравляют участников с праздником, сообщают правилах поведения участников в игре и об условиях игры:

  • На каждом этапе команд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 15 баллов, в зависимости от этапа). Максимальное время работы на этапах 10 минут. За превышение контрольного времени команде начисляются штрафные баллы;
  • Команде могут быть сняты баллы за нарушение правил поведения участников в игре.

После этого каждая команда получает маршрутный лист и ленточки триколора с цветами флага РФ на каждого члена команды.

2.2. Этапы (станции) реализации интеллектуальной игры «День Конституции»:

  • 1-й этап – «У детей есть право!» (команда просматривает видеоролик «У детей есть право!» и выполняет задание, предложенное экспертами [Приложение 1]). За выполнение задания команде дается от 1 до 12 баллов. Максимальная сумма: 12 баллов;
  • 2-й этап – «Права в ребусах» (команда разгадывает ребусы, предложенные в презентации [Приложение 2]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
  • 3-й этап – «Работаем с Конституцией!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 4-й этап – «Из истории российского флага» (команда выполняет задания, предложенные экспертами составляют интеллект-карту используя ватман, фиксирующий материал и дидактические материалы [Приложение 4], в завершении демонстрируя её экспертам). За выполнение задания команде дается от 1 до 15 баллов. Максимальная сумма: 15 баллов;
  • 5-й этап – «Права литературных героев» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 5]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 6-й этап – «Дню Конституции посвящается!» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 6]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов.
  • 7-й этап – «На чьей стороне закон?» (команда выполняет задания, предложенные экспертами [Приложение 7]. За выполнение задания команде дается от 1 до 8 баллов. Максимальная сумма: 8 баллов.
  • 8-й финальный этапИнтеллектуальный блицтурнир по основам конституционного права. (Команды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 8]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 15 баллов. После окончания блицтурнира команде демонстрируется видео «Смешарики. Азбука прав ребёнка» и предлагается составить «СИНКВЕЙН» [Приложение 8] анализируя своё участие в игре.

2.3. Общее построение команд: подведение итогов выступления команд экспертами, награждение, фотографирование. Команды, занявшие 1,2,3 места, определяются жюри по сумме набранных баллов по итогам всех этапов игры. Пока эксперт подводят итоги, среди команд проводится заключительный этап анализа и рефлексии.

Правила поведения участников в игре.

  • Игроки должны соблюдать правила техники безопасности и правила передвижения по территории центра.
  • Участники команды должны соблюдать правила работы в группе: доброжелательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению товарищей, взаимопомощь, поддержка.
  • Запрещается срывать, маскировать, менять расположение заданий для других команд. За невыполнение этого пункта команда дисквалифицируется.
  • В случае необходимости команда обращается за первой помощью в медицинский пункт в 4 корпусе школы.


Просмотров